ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РА: ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ И ВЫЗОВЫ
Севак Саруханян
Одним из основных достижений Армении за 20 лет независимости можно считать обеспечение высокого уровня национальной энергетической безопасности. Ее значимость в основном связана с тем, что независимая Армения начала свою историю с глубокого энергетического кризиса, влияние которого на социально-экономическую жизнь подчас было разрушительным. Однако двадцатилетие своей независимости РА отмечает как крупный региональный энергетический центр с диверсификацией импорта энергоносителей и значительным экспортным потенциалом.
1. Энергетическая безопасность РА накануне независимости
Говоря о нынешней энергетической системе и уровне энергетической безопасности Армении, следует отметить, что свои основные изменения энергетическая сфера пережила уже на исходе советского периода. Энергетическая система Армении уже в конце 1980-х годов, еще в составе СССР, претерпела глобальные изменения. В 1989г., в основном под давлением общественности, власти Советской Армении приняли решение о прекращении работы двух действующих энергоблоков армянской АЭС в Мецаморе. После спитакского землетрясения в 1988г. многие представители армянской интеллигенции и лидеры зарождающегося движения борьбы за независимость начали активно внедрять в сознание общественности уверенность в том, что Ме-цаморская АЭС представляет экологическую опасность для страны и ее дальнейшая деятельность поставит Армению на грань катастрофы.
Замдиректора НОФ «Нораванк», руководитель Центра политических исследований, к.п.н.
27
С. Саруханян
<21-й ВЕК», № 4 (20), 2011г.
Причем перед закрытием АЭС не было дано ни экспертной, ни профессиональной оценки АЭС и ее безопасности, а решение об остановке двух энергоблоков было скорее политическим. Закрытие важных энергоблоков привело к структурным изменениям в энергетической отрасли, а основная нагрузка по производству электроэнергии легла на тепловые электростанции. В условиях стабильной поставки мазута из разных частей СССР ТЭС Раздана и Еревана смогли обеспечить стабильность энергетической системы Армении. Однако из-за прекращения функционирования железных дорог, проходящих по территории Азербайджана и Грузии, поставка мазута в Армению прекратилась уже в начале 1990-х. А прекращение работы газопроводов в этих же странах (в случае Азербайджана - полное, а Грузии - частичное) привело к полному коллапсу энергетической системы Армении. Следствием чего стал энергетический кризис 1992-1994гг., когда энерговырабатывающие мощности производили лишь 10-15% электроэнергии, необходимой экономике и населению Армении.
2. Возрождение и основные достижения энергетической системы
Глубокий энергетический кризис начала 1990-х сыграл важную роль в разработке и реализации знергетической стратегии РА. Более того, можно отметить, что именно энергетический кризис и его тяжелейшие последствия в социально-экономической и общественной жизни коренным образом повлияли на перспективы развития Армении. Основным компонентом влияния энергетического кризиса на тренды развития страны можно считать то, что в национальной, политической и общественной жизни исчезли антироссийские настроения, усилившиеся в первые годы борьбы за независимость, согласно которым главным препятствием, мешающим Еревану и Степанакерту в процессе формирования независимой Армении и Арцаха, являлась Москва, которой поначалу было не выгодно создание НКР, а в дальнейшем и появление независимой Армении. Энергетический кризис, главной причиной которого являлась не Москва, а блокада Армении со стороны Турции и Азербайджана, а также суверенизация и фактическая гражданская война в Грузии, с одной стороны, и война между Абхазией и Южной Осетией - с другой, искоренил сформировавшиеся в конце 80-х - начале 90-х антироссийские стереотипы в
28
<21-й ВЕК», № 4 (20), 2011г.
С Саруханян
Армении. Искоренил и заставил рациональнее смотреть на армяно-российские отношения, краеугольной частью которых стало восстановление энергетической системы РА. Фактически, в условиях энергетического кризиса рационализм и прагматизм, которые, параллельно борьбе за независимость, перестали играть значимую роль в политических процессах в Армении (результатом чего стало закрытие АЭС и представляемых в качестве экологической угрозы химических заводов), снова стали фактором принятия политических решений независимой Арменией. Изменения в структуре армянской экономики начались с энергетической отрасли главным образом из-за кризиса в первые два года независимости.
У этих изменений было два важных компонента:
1. Решение правительства Республики Армения от 7 апреля 1993г. «О начале работ по восстановлению Армянской АЭС и возобновлению эксплуатации второго энергоблока».
Важность этого решения заключается в следующем:
Первое: возобновление работы атомной станции стало серьезной основой в политике по восстановлению энергетической системы Армении, обеспечив производство электроэнергии независимо от ситуации в Грузии или неустойчивой политики Тбилиси по отношению к газопроводу Россия-Армения, пролегающему по грузинской территории.
Второе: в 1993г., когда было принято решение о возобновлении работы атомной станции, прошло всего 4 года с момента ее закрытия. По большому счету решение о восстановлении закрытой под общественным давлением станции не было исключительно политическим. В 1993г. имелась достаточно серьезная общественная поддержка этого решения, что свидетельствует об одном важном факте: всего за 4 года в Армении произошло абсолютное изменение общественных позиций, краеугольным камнем которых стал рационализм по отношению к обеспечению безопасности собственного существования.
И третье, несмотря на то, что открытие атомной станции с первого же дня стало играть положительную роль с точки зрения обеспечения государственной безопасности, уже в 1993г. было ясно, что атомная станция будет работать временно, а после, уже по техническим и прочим причинам, закроется. Это осознание, время от времени подкрепляемое европейскими требо-
29
С. Саруханян
<21-й ВЕК», № 4 (20), 2011г.
ваниями разработать стратегию и календарный план закрытия АЭС, сыграло важную роль в изменении перспектив энергетической безопасности РА и обозначило для государства важность стимулирования развития электроэнергетических мощностей, альтернативных атомным. В первую очередь речь идет о создании новых теплоэнергетических мощностей и развитии ГЭС большой и малой мощности.
2. Решение правительства РА от 9 сентября 1997г. о создании российско-армянского ЗАО «АрмРосгазпром».
Несмотря на распространенную в последнее время критику, фактическая продажа армянской газотранспортной системы российскому «Газпром»-у была вынужденным, но в то же время правильным решением. Чтобы адекватно оценить эту реальность, нужно обратиться к той ситуации, которая сложилась в Армении накануне 1997г.:
• В условиях фактического бездействия газотранспортная система РА в течение первых 5 лет независимости республики была практически полностью разрушена. РА и, тем более, армянские инвесторы были не в состоянии платить за перезапуск системы, а если быть объективнее -за ее восстановление.
• Республика Армения в 90-х не имела какой-либо альтернативы российскому газу, т.к. армяно-иранские переговоры о строительстве газопровода Иран-Армения, начавшиеся еще в 1994-м, не дали никакого результата. Россия оставалась единственной страной, которая могла экспортировать газ в Армению и, что немаловажно, не связывать этот процесс с невыгодными для нас изменениями в региональной политике Армении. Это прежде всего касается уступок в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Конечно, энергетическое присутствие России косвенно повлияло на внешнюю политику РА, делая ее более ориентированной на Москву, однако эта политика не привела к ослаблению позиций Еревана и Степанакерта или, тем более, к укоренению идеи о необходимости уступкок в армянском обществе. То, что ужесточение и принципиальность позиции Армении по отношению к НКР после 1998-го не привели к усложнению внешнеэкономи-
30
<21-й ВЕК», № 4 (20), 2011г.
С Саруханян
ческой ситуации, обусловлено именно тем, что Россия, владеющая самой важной энергетической отраслью в экономической системе РА, не применила какого-либо экономического или ценового давления на Армению. Что могло бы случиться, если бы энергетическая отрасль была под контролем других стран или частных компаний, трудно сказать, однако можно утверждать, что коэффициент риска в этом случае мог быть выше.
• К сожалению, надо осознавать, что Армения не в состоянии расплачиваться за природный газ и производимую из него электроэнергию на уровне международных цен. Цена на природный газ и электроэнергию в Армении субсидировалась и будет субсидироваться не со стороны государства, а со стороны поставщика. Очевидно, что выплачиваемые $180 за 1 м3 газа - это не международная цена, она субсидируется поставщиком - Россией, и происходит это по двум основным причинам: национальный партнер поставщика в Армении - ЗАО «АрмРосгазпром» - принадлежит самому поставщику, и для него создаются особые ценовые условия. Цена на российские энергоносители всегда зависела от политических факторов и являющиеся их частью российскоармянские отношения, в результате которых газотранспортная система РА и оказалась в собственности РФ, обеспечивают низкую цену на импортируемый в Армению газ и получаемую из него на армянских ТЭС электроэнергию.
Итак, создание ЗАО «АрмРосгазпром», доля собственности российского «Газпрома» в котором возросла с 45% до 80%, было важным событием для армянской энергетики. За прошедшие годы компания смогла достичь режима субсидируемых «Газпромом» цен, что позволило армянской экономике быстро восстановиться во внерыночном режиме. Компания инвестировала около $1 млрд. в восстановление армянской газотранспортной системы и в постройку новых местных газопроводов, а также армянской части газопровода Иран-Армения, что создало альтернативу природному газу, импортируемому через Грузию.
31
С. Саруханян
<21-й ВЕК», № 4 (20), 2011г.
Строительство газопровода Иран-Армения
Строительство газопровода Иран-Армения, который может обеспечить РА ежегодными поставками природного газа в объеме до 2,3 млрд. м3, что приблизительно равно годовому потреблению страны, нужно считать одним из главных достижений РА в политике обеспечения энергетической безопасности. Сегодня, в условиях стабильной работы газопровода, проходящего по территории Грузии, Армения не нуждается в иранском газе, а газ, поступающий по иранскому газопроводу, используется для производства электроэнергии, которая экспортируется в Иран. В форс-мажорных ситуациях, связанных с возможным прекращением поставок российского газа в Армению, газопровод Иран-Армения сможет обеспечить стабильность деятельности армянской экономики. Тем самым иранский газ не становится альтернативой российскому газу до тех пор, пока российский газ в стабильном режиме поставляется в Армению.
В то же время нужно осознавать, что строительство газопровода было нацелено не только на страховку от форс-мажорных ситуаций - оно играет важную экономическую роль в армяно-иранских межгосударственных отношениях.
Несмотря на то, что Тегеран сразу после обретения Арменией независимости установил достаточно тесные отношения с Ереваном, армяно-иранские взаимоотношения на протяжении последних полутора десятилетий были в первую очередь политическими. Армения достаточно долгое время нуждалась в Иране во избежание полной блокады, в которую Ереван хотели ввергуть Баку и Анкара. В первой половине 1990-х, когда транзит товаров через территорию Грузии был под угрозой, Иран даже на короткий период стал для Армении основным экономическим партнером и важнейшей дорогой для импорта товаров. Тогда же поток иранского торгового капитала в Армению стал важнейшим фактором в социально-экономической жизни страны. Однако во второй половине 1990-х ситуация резко изменилась: стабилизация ситуации в Грузии позволила Армении возобновить свои торгово-экономические связи с прежними партнерами, российские инвестиции в Армении и формирование собственного национального капитала резко снизили экономическую и транзитную роль Ирана для Армении.
32
<21-й ВЕК», № 4 (20), 2011г.
С Саруханян
Именно в этих условиях армяно-иранские отношения в конце 1990-х из разновекторых превратились в основном в политические и, ввиду отсутствия серьезных совместных экономических проектов, могли остаться исключительно таковыми. Однако строительство газопровода Иран-Армения, по которому Армения начала импорт сырья стратегического значения из Ирана, и начало поставок не менее важного товара - электроэнергии - из Армении в Иран стали стимулом для развития и укрепления многостороннего армяно-иранского сотрудничества, не позволив, чтобы это сотрудничество окончательно превратилось в политико-декларативное и направленное только на сдерживание общих противников и конкурентов по региону.
Необходимо отметить также, что в перспективе Иран по объективным географическим и техническим причинам (Иран - активный участник создания общего регионального рынка электроэнергии) может стать для армянской электроэнергии транзитным маршрутом на перспективные рынки Ближнего Востока.
Сегодня для Армении - единственной страны в регионе, экспортирующей электроэнергию, - стратегическое значение имеет строительство новых энергогенерирующих мощностей, которые должны обеспечить стабильность энергетической системы после закрытия Армянской АЭС в 2016г. и позволить увеличить объемы экспорта электроэнергии. В их числе:
1. Строительство нового энергоблока Армянской АЭС мощностью более 1000 мВт.
2. Строительство энергоблока Разданской ТЭС мощностью 440 мВт, работы над которым закончатся до конца 2011г.
3. Размещение нового газотурбинного оборудования мощностью более 200 мВт на Ереванской ТЭС, что уже было осуществлено весной 2010г. и резко сократило количество газа, расходуемого для производства электроэнергии на Ереванской ТЭС. Следовательно, позволило снизить стоимость производимой из природного газа электроэнергии.
4. Строительство новых ГЭС мощностью 1100 мВт, среди которых удельный вес малых ГЭС может составить до 50%.
33
С. Саруханян
<21-й ВЕК», № 4 (20), 2011г.
Несмотря на то, что за прошедшие годы энергетическая отрасль Армении укрепилась и в стране созданы механизмы, обеспечивающие ее стабильность, в ближайшие годы она вынуждена будет решать важные стратегические задачи: строительство нового энергоблока Армянской АЭС и обеспечение работы проходящего через территорию Грузии газопровода.
3. Основные задачи
Ядерная энергетика
В 1995г. перезапуск второго энергоблока Армянской АЭС решил вопрос энергообеспечения населения и экономики. С самого начала перезапуска Армянской АЭС многие европейские страны, а затем и ЕС выразили озабоченность в связи с ее безопасностью, поскольку ядерный реактор Ме-цаморской АЭС - по сути, единственный реактор, перезапущенный после полной консервации. В 2007г. «Евроатом» начал официальные переговоры с Министерством энергетики Армении относительно поиска механизмов закрытия станции, однако технический формат переговоров не смог обеспечить решение самого главного вопроса: что получит Армения за закрытие станции? Армянская сторона еще в 2005г. на уровне президента и премьера заявила, что единственной альтернативой закрытию действующего реактора является строительство нового.
После создания армяно-российского «Мецаморэнергоатома» и официального визита президента России Д.Медведева в Армению в 2010г. стало ясно, что Армении в строительстве новой АЭС будет помогать именно Россия, однако выяснилось также, что в проекте стоимостью $5 млрд. российские инвестиции не превысят 20%. Для Еревана ограниченное участие России в проекте создает определенные проблемы, так как будет довольно сложно пригласить других инвесторов для финансирования проекта новой АЭС. Трудности в этом процессе связаны с рядом важных проблем:
1. Под вопросом финансовая привлекательность атомной станции для инвесторов. У Армении достаточно тепло- и гидромощностей для обеспечения собственных потребностей в электроэнергии. Куда будет продаваться электроэнергия, производимая новой атомной станцией мощностью 1000 мВт? В условиях блокировки армяно-турецкой грани-
34
<21-й ВЕК», № 4 (20), 2011г.
С Саруханян
цы говорить об экспорте электроэнергии в Турцию не приходится. Более того, нужно поставить под вопрос и то обстоятельство, что после открытия армяно-турецкой границы Турция автоматически урегулирует взаимоотношения и в энергетической сфере и начнет покупать электроэнергию у Армении.
2. Даже если армянская сторона не сможет получать природный газ из России и Ирана, достаточно ли платежеспособно общество РА, чтобы покупать производимую новой АЭС электроэнергию по той цене, которая будет выгодна инвесторам? Электроэнергия, производимая нынешней Армянской АЭС, довольно дешева, поскольку не стоит задача возвращения инвестиций: станция была построена СССР и досталась Республике Армения, которая не инвестировала в строительство атомной станции ни копейки и не нацелена на возвращение инвестиций. Нужно сознавать, что цена на электроэнергию, произведенную новой АЭС, может оказаться сопоставимой с ценами европейских АЭС - минимум в пределах 10 евроцентов, что говорит о том, что к конечному потребителю 1 кВт/час электроэнергии может доходить по цене примерно 60 драмов.
3. После аварии на японской Фукусиме заинтересованность международных донорских организаций в финансировании атомной энергетики резко пошла на убыль, кроме того, в отношении ядерной энергии возник довольно негативный психологический фон, ограничивающий даже крупных инвесторов.
В этой ситуации нужно отметить, что попытки Республики Армения при помощи экономических стимулов привлечь внимание возможных инвесторов к проекту новой атомной станции в Армении могут не увенчаться успехом. Это печальная действительность, которая говорит о том, что видение перспективы энергетической безопасности в ближайшие годы нуждается в серьезном пересмотре. Необходимость изменений более чем очевидна тогда, когда мы возвращаемся к важнейшему факту, касающемуся атомной энергетики: закрытие действующей АЭС в 2016г. непосредственно увязывалось со строительством новой атомной станции до 2016г. Между тем уже в феврале 2011г., когда стало очевидно, что до 2016г. новой атомной станции
35
С. Саруханян
<21-й ВЕК», № 4 (20), 2011г.
не построят, министр энергетики и природных ресурсов РА А.Мовсисян заявил, что действующая станция не закроется до тех пор, пока не будет построена новая1. Это заявление оправданно и верно, однако вопрос в том, что новая АЭС может быть построена очень поздно или не построена вообще. В подобной ситуации вызывает озабоченность вопрос о том, в каком направлении должны вестись работы по закрытию действующей АЭС.
Газопровод Армения-Россия
В последние два года одним из наиболее обсуждаемых вопросов, касающихся энергетической безопасности РА, был, пожалуй, вопрос приватизации грузинским правительством проходящего через территорию Грузии газопровода Армения-Россия. Его важность в основном связана с тем, что в покупке газопровода заинтересован Азербайджан в лице Государственной нефтяной компании. Шансы азербайджанцев на покупку газопровода довольно высоки, так как у Баку есть серьезные объективные основания для достижения успеха в покупке этой важной инфраструктуры:
• Энергетическая сфера Грузии непосредственно связана и зависима от Азербайджана. Баку обеспечивает поставку газа в Грузию, а азербайджанская компания SOCAR-Georgia контролирует большую часть газотранспортной системы Грузии.
• К сожалению, среди региональных энергетических компаний только Государственная нефтяная компания Азербайджана обладает достаточными финансовыми средствами для покупки у Грузии проложенного в Армению газопровода. Это очень печальный факт, поскольку у крупнейшей армянской энергетической компании – «АрмРосгазпром»-а – даже при желании нет достаточных средств для конкуренции с азербайджанской компанией.
Последнее обстоятельство в какой-то мере непосредственно связано не с самой компанией, а с социальной ситуацией в РА. Несмотря на то, что компания годами обеспечивала импорт дешевого российского газа в Армению, в самой стране «АрмРосгазпром» не сумел реализовать газ по такой це-
1 Армянская АЭС будет эксплуатироваться до постройки нового энергоблока – Минэнерго. http://www.atominfo.ru/news4/d0761.htm.
36
<21-й ВЕК», № 4 (20), 2011г.
С Саруханян
не, чтобы иметь возможность накопить достаточные средства для инвестиций за рубежом. Компания, учитывая низкую платежеспособность общества, работала с минимальной прибылью, что, конечно, благотворно сказалось на темпах экономического возрождения страны. Однако сегодня мы видим обратную сторону социально ориентированной политики: у крупнейшей армянской энергетической компании нет возможности выкупить важнейшую для РА региональную энергетическую инфраструктуру.
Отметим, что премьер-министр Грузии Н.Гилаури после переговоров с премьер-министром РА заявил, что правительство Грузии никогда не продаст контрольный пакет акций газопровода1. Грузинская позиция в этом вопросе, вероятно, обусловлена тем, что официальный Ереван сумел убедить Тбилиси в резко отрицательных последствиях продажи газопровода Азербайджану как для Армении, так и для армяно-грузинских отношений.
Однако нужно осознавать, что углубляющееся грузино-азербайджанское сотрудничество может внести серьезные коррективы в позицию Тбилиси. Необходимо учитывать хотя бы то, что до сих пор Баку не использовал энергетический шантаж против Грузии. Неизвестно, как изменится грузинская позиция тогда, когда Баку и Тбилиси начнут обсуждать вопрос цены азербайджанского газа. Так что вопрос о продаже Азербайджану газопровода Север-Юг, то есть Россия-Армения, никогда нельзя считать закрытым.
Что важно для армянской стороны, так это то, что возможный переход газопровода под контроль Баку не нужно рассматривать исключительно с точки зрения рыночных отношений. Не нужно считать, что азербайджанская компания побоится нарушить какие-то международные нормы, остановив работу газопровода и транзит газа из России в Армению, Баку может легко это сделать даже по чисто экономическо-техническим причинам. Вопрос в том, что техническое состояние газопровода плачевно, и он нуждается в серьезной модернизации, которую и должен осуществить будущий инвестор. А инвестор может просто на год закрыть газопровод под предлогом его модернизации. Можно представить, какие последствия это будет иметь для Армении.
1 Грузия не продаст Азербайджану газопровод в Армению — премьер // epress.am (последнее посещение — 10 октября, 2011).
37
С. Саруханян
<21-й ВЕК», № 4 (20), 2011г.
Резюмируя, отметим, что осуществленную за последние 20 лет работу по обеспечению энергетической безопасности РА можно назвать существенной и оценить в качестве более чем успешной. Вместе с тем, энергетическая безопасность - живой процесс, как и национальная и государственная безопасность: он никогда не завершается, но живет и развивается под влиянием разных факторов. Таким образом, перед системой энергетической безопасности РА никогда не перестанут возникать новые вызовы и угрозы, и наша политика по правильному и своевременному реагированию на них никогда не должна прекращаться, а видение перспектив энергетической политики не должно лишаться гибкости.
Октябрь, 2011г.
ENERGY SECURITY OF ARMENIA:
MAIN ACHIEVEMENTS AND CHALLENGES
Sevak Sarukhanyan
Resume
Ensuring of the high level of the energy security can be considered one of the main achievements of Armenia for recent 20 years. Its significance is mainly connected with the fact that independent Armenia started its history from profound crisis, and its influence on the social and economic life in some cases was devastating. However, the 20th anniversary of its independence Armenia is celebrating as a regional energy centre with diversified import of energy carriers and considerable export potential.
At the same time, energy security, just like national and state security, is a lively process; it is never over but it lives and develops under the influence of different factors. Thus, the energy security system of Armenia will always be facing new challenges and threats, and our policy of correct and prompt reacting to them should never stop and vision of prospects of energy security policy should remain flexible.
38