Научная статья на тему 'Сотрудничество Республики Армения и Исламской Республики Иран в энергетической сфере и интересы России'

Сотрудничество Республики Армения и Исламской Республики Иран в энергетической сфере и интересы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
525
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ / ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИРАН / ЭКСПОРТ И ИМПОРТ УГЛЕВОДОРОВ / ENERGY POLICY / REPUBLIC OF ARMENIA / ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN / HYDROCARBONS EXPORTS AND IMPORTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коротышев Александр Павлович, Тюменкова Анна Станиславовна

Рассматриваются совместные энергетические проекты Республики Армения и Исламской Республики Иран, активно развивавшиеся в 2007-2011 гг. и продолжающие развиваться сегодня. Осуществление этих проектов фактически означает потерю Россией своего монопольного положения во многих сферах экономики Армении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION BETWEEN THE REPUBLIC OF ARMENIA AND THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN IN THE ENERGY SECTOR AND RUSSIAS INTERESTS

The article focuses on joint energy projects started by the Republic of Armenia and the Islamic Republic of Iran in 2007-2011, which continue to develop today. Implementation of these projects actually means that Russia has lost its monopoly position in many sectors of Armenias economy.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество Республики Армения и Исламской Республики Иран в энергетической сфере и интересы России»

Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 4 (1), с. 347-351

УДК 327.57

СОТРУДНИЧЕСТВО РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ И ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

И ИНТЕРЕСЫ РОССИИ

© 2012 г. А.П. Коротышев, А.С. Тюменкова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

[email protected]

Поступила в редакцию 05.06.2012

Рассматриваются совместные энергетические проекты Республики Армения и Исламской Республики Иран, активно развивавшиеся в 2007-2011 гг. и продолжающие развиваться сегодня. Осуществление этих проектов фактически означает потерю Россией своего монопольного положения во многих сферах экономики Армении.

Ключевые слова: энергетическая политика, Республика Армения, Исламская Республика Иран, экспорт и импорт углеводоров.

Исламская Республика Иран является одним из государств, претендующих на региональное лидерство на Кавказе, что обусловлено ее экономическим и военно-политическим потенциалом, а также географическим положением и определенной привлекательностью для некоторых общественных кругов. Стремление руководства страны развивать отношения с государствами региона, тем самым укрепляя свое влияние, обусловлено и чисто экономическими интересами. Находясь под экономическим давлением держав Запада, руководство Ирана имеет не слишком широкий выбор внешнеторговых партнеров. В этом плане страны кавказского региона представляют интерес в первую очередь как рынок сбыта иранской продукции, вполне конкурентоспособной и востребованной на региональном уровне.

Названные факторы делают совершенно очевидным вывод о том, что Иран является конкурентом Российской Федерации, также рассматривающей кавказский регион в качестве зоны жизненно важных интересов. С другой стороны, в 2000-х гг. были очевидны попытки сближения России и Ирана. Также очевидно активное противодействие расширению влияния США и Европы на Кавказе, которое пытается оказывать руководство этих государств. Таким образом, взаимодействие РФ и Исламской Республики на Кавказе выглядит весьма неоднозначно.

Во второй половине 2000-х годов ареной столкновения, а порой и взаимодействия интересов РФ и ИРИ стала Республика Армения. Особенности географического положения и недружественное политическое окружение приве-

ли к формированию в Армении экономики, ориентированной на экспорт в Россию и зависимой от поставок из РФ.

Российские компании охотно использовали выгоды своего положения для приобретения в собственность многих стратегически важных армянских производств, окончательно переориентируя их на российские рынки. Сегодня России принадлежит около 80% энергетических систем Армении. Так, Севан-Разданский каскад гидроэлектростанций (обеспечивает большую часть выработки электроэнергии в стране) был отдан российской стороне в счет погашения государственного долга, РАО «ЕЭС России» передана крупнейшая на ЮК Разданская ТЭС, а в апреле 2006 г. правительство Армении продало российскому монополисту «Газпрому» и пятый, недостроенный энергоблок этой станции. С сентября 2003 года Армянская АЭС на 5 лет передана в финансовое управление РАО «ЕЭС России» [1].

13 февраля 2008 г. после победы на международном конкурсе ОАО «РЖД» подписало договор о концессионном управлении армянской железной дорогой. На основе концессионного договора с 1 июня 2008 г. начала работу дочерняя компания ОАО «РЖД» по управлению ею - ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога». Предполагаемые инвестиции «РЖД» в развитие железнодорожного транспорта республики превысят 570 млн долл [2].

В конце 2006 - начале 2007 г. ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») выкупило у греческого коммуникационного холдинга «ОТЕ» и правительства Армении полный пакет акций компании «Арментел». В сентябре 2007 г. ОАО

«Мобильные ТелеСистемы» приобрело 80% акций компании - владельца армянского оператора сотовой связи «К-Телеком» (торговая марка «Вива Селл») [2].

Интерес к расширению присутствия в банковской системе республики проявляют российские кредитно-финансовые учреждения. В 2004 г. Внешторгбанк (сейчас ОАО «Банк ВТБ») приобрел 70% акций Армсбербанка (с

2006 г. - ЗАО «Банк ВТБ (Армения)»), в июле

2007 г. - оставшиеся 30% акций. Он финансирует реализацию крупных проектов в ряде отраслей. В 2007 г. ОАО «Газпромбанк» приобрело контрольный пакет акций Арэксимбанка [2].

В 2008 г. проблема экономической зависимости Армении от РФ невероятно обострилась. Это было связано с двумя основными факторами: мировым экономическим кризисом, сильно ударившим по российской экономике, и вооруженными столкновениями в Южной Осетии.

Что касается мирового кризиса, то он в значительной степени проявил себя в Армении, выявляя дефекты и перекосы предшествующих десяти лет экономического развития. Около половины экспорта Армении составляют цветные металлы (медь, молибден, алюминий). В последние годы ценовая конъюнктура складывалась благоприятно, поступления от экспорта росли, но кризис привёл к сокращению потребления и обвалу цен, особенно на медь. Только за 2008 год цены на медь и молибден снизились вдвое [3]. В 2009 году импорт товаров турецкого происхождения в Армению в 149 раз превышал экспорт армянских товаров в эту страну, и такое соотношение характерно для всей истории торговых отношений постсоветской Армении с Турцией [4].

Падение спроса на промышленную продукцию на внешних рынках и снижение цен на сырьё привели к остановке многих крупных предприятий Армении. Не работают Ванадзорский химкомбинат, Алавердинский ММК, каучуковый гигант «Наирит», с перебоями работает Зангезурский ММК. Остановился завод по производству вод «Ной» и «Бжни» [5]. Все эти предприятия поставляли большую часть продукции в РФ. В то же время цена поставляемого Россией природного газа, продаваемого на границе Армении, возросла с 1 апреля 2010 года с 154 долларов за 1000 кубометров до 180, т.е. на 26 долларов (около 17%). Цена газа, непосредственно продаваемого населению, увеличилась на 37.5% (рост цены за 1 кубометр с 96 драм до 132 драм), а для крупных потребителей, потребляющих более 10 тыс. кубометров газа в месяц, - лишь на 13% [5]. В декабре 1997 года было создано ЗАО «АрмРосгазпром» для реали-

зации всего спектра работ в армянской газовой сфере (владельцы: министерство энергетики Армении и «Газпром» - по 45% акций, 10% -«Итера»). Много лет Армению снабжала газом «Итера», но с июня 2003-го ее полностью заменил «Газпром», который в 2004 году планировал увеличить поставки газа до 1.4 млрд кубометров.

Вооруженные столкновения в Южной Осетии и фактическое прекращение российско-грузинских дипломатических контактов весьма негативно сказались на экономике Армении. Грузия приняла решение прекратить работу КПП на ее границе с Россией. Это означало, что единственный наземный путь сообщения Армении с ее главным союзником в регионе закрыт. Армении, лишенной возможности напрямую сообщаться со своим главным рынком сбыта, решение Грузии не оставляет иного выхода, кроме как продолжать пользоваться для экспортных перевозок в Россию долгим обходным маршрутом, который проходит через территорию Болгарии.

«Сейчас дело за политическим решением, -заявил министр транспорта и связи Армении Гурген Саркисян. - Проблема - в российско-грузинских отношениях. Надеюсь, в ближайшее время отношения между Россией и Грузией нормализуются и потеплеют, что будет выгодно всем странам региона» [6]. Ситуация оказалась настолько серьезной, что в условиях практически полного разрыва дипломатических отношений Грузия и Россия 23 декабря 2009 г. договорились об открытии этого пункта. Тем не менее эти события со всей отчетливостью показали, насколько зависима экономика Армении от политической воли России, даже если эта воля направлена на третьи страны.

В целом, по оценке генерального секретаря Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Николая Бордюжи, Армения за время войны в Южной Осетии потеряла около пятисот миллионов долларов из-за проблем с коммуникациями [7].

Если взглянуть на сложившуюся обстановку с точки зрения интересов Армении, ее экономической безопасности, то мы увидим весьма тревожную ситуацию. Обеспокоенность таким положением дел среди правящей элиты Армении безусловно присутствует.

Посол Республики Армения в РФ А.Б. Смба-тян в своем интервью, в частности, заметил: «Кризис показал, насколько экономика Армении связана с экономическим состоянием России, показал, что объемы трансфертов в Армению находятся в сильной и прямой зависимости от состояния ведущих экономик мира, и в первую очередь российской [8]».

На слишком близкую взаимосвязь экономик двух стран неоднократно указывали геополитические конкуренты РФ и РА. Так, президент Грузии Михаил Саакашвили во время открытия гостиницы «Копала» в пригороде Тбилиси заявил: «Армения потерпела крах потому, что полностью зависела от российского рынка, а когда российский рынок обвалился, та же участь постигла и экономику Армении» [9]. Секретарь президента Армении Самвел Фарманян распространил критический, но выдержанный в дипломатических рамках комментарий: «Оценки, данные президентом Грузии экономике Армении во время открытия развлекательного центра, беспочвенны. Не считаю, что подобные характеристики являются лучшим вариантом для отвлечения внимания собственного народа от существующих в Грузии многочисленных проблем» [9].

Выходом для руководства республики стало развитие всесторонних контактов с Ираном, с которым в период 2004-2010 гг. был подписан целый ряд соглашений по реализации двусторонних проектов.

Первым практическим проектом двустороннего взаимодействия стал подписанный в 2004 г. основной контракт на строительство газопровода Иран - Армения. Этот международный проект имеет давнюю и весьма непростую историю. Его обсуждение началось с 1992 г., но сопротивление «Газпрома» не позволяло развивать данный проект. Только в 1995 году Тегеран и Ереван подписали межправительственное соглашение-намерение о строительстве газопровода, однако и тогда оно не было реализовано на практике, поскольку не удалось решить вопрос цены газа. Очередным шагом стало подписание в конце 2001-го более конкретизированного меморандума о строительстве газопровода, который, впрочем, не привел к началу строительства [10].

К середине 2000-х годов позиция «Газпрома» относительно газопровода Иран - Армения претерпела кардинальные изменения: вместо жесткого сопротивления проекту вследствие боязни потерять часть армянского рынка возникло понимание необходимости его реализации. Так, один из руководителей «Газпрома» А. Рязанов, находясь в Ереване в июле 2004 года, во время очередного ознакомления с армянским участком газопровода заявил: «Мы понимаем, что газопровод для Армении - стратегический проект, связанный с газоснабжением и энергетической безопасностью... поскольку газопровод на территории Грузии находится в плохом состоянии и требует капремонта» [11]. Истинные причины столь резкой смены пози-

ции «Газпрома» заключаются не только в коммерческой выгоде от участия в проекте, но и в возможности получения контроля над перемещением конкурентного иранского газа в северном направлении.

Вторым, не менее весомым противником газопровода Иран - Армения были США. Действительно, еще до 2002 года США довольно жестко выступали против этого проекта, считая, что он принесет Ирану значительную прибыль. Но армянским дипломатам удалось в ноябре 2002-го убедить американскую сторону в том, что газопровод необходим не только для обеспечения энергетической безопасности страны за счет диверсификации источников снабжения, но и собственно для выживания экономики. Безусловно, это серьезные аргументы, но, очевидно, не обошлось и без настойчивости влиятельного армянского лобби в США.

Окончательный и обязующий договор о строительстве газопровода Иран - Армения после 12 лет переговоров был подписан 13 мая 2004 года в Ереване. В соответствии с ним из Ирана в Армению будет ежегодно поставляться 1.1 млрд кубометров газа (с возможностью увеличения объемов до 2.3 млрд кубометров) на протяжении 20 лет в обмен на поставки армянской электроэнергии (с Ереванской ТЭС) в Иран. Общая протяженность газопровода Иран - Армения составляет 141 км. На строительство первого участка иранская сторона предоставила Армении кредит в размере 28.2 млн долларов со сроком погашения в течение пяти лет с момента ввода газопровода в эксплуатацию. Строительство первых 10 км газопровода на иранской территории было начато еще в июне 2004-го, и два иранских банка выделили 30 млн долл. для строительства на территории Армении.

19 марта 2007 года произошло торжественное открытие газопровода в присутствии президентов Армении Роберта Кочаряна и Ирана Махмуда Ахмадинежада [12]. Однако право на эксплуатацию газопровода было передано армяно-российскому ЗАО «АрмРосгазпром», которое в настоящее время проводит работы по увеличению пропускной способности этого газопровода. А в сентябре 2007 г., в результате эмиссии акций АрмРосгазпрома, газопровод Иран - Армения был приобретен российской компанией «Газпром».

В целом, с приходом иранского газа и осуществлением модернизации и расширения Або-вянского подземного газохранилища были реализованы главные меры по повышению уровня энергетической безопасности в газовом секторе Армении. Однако сразу же после открытия обсуждалась возможность строительства второй

нитки газопровода. На первом этапе Иран должен поставлять в Армению 1.1 млрд куб. м природного газа ежегодно, а с 2019 года - по 2.3 млрд. Договор заключён сроком на 20 лет. Стоимость проекта оценивается в 200-250 млн долл. Первый этап предусматривает строительство 100 км газопровода по иранской территории и 41 км по армянской (Мегри - Каджаран). На втором этапе будет сооружён трубопровод Каджаран - Сисиан - Джермук - Арарат [13].

2 декабря 2008 г. министр энергетики и природных ресурсов Армении А. Мовсесян выступил с заявлением о том, что с иранской стороной достигнуто соглашение о строительстве нефтепровода для импорта из Ирана в Армению переработанных нефтепродуктов, что может создать хорошую базу для строительства будущего нефтеперерабатывающего завода. Строительство нефтепровода Иран - Армения, которое планируется завершить в 2014 г., позволит Армении транспортировать нефтепродукты не только с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) Ирана, но и из Персидского залива, который на сегодняшний день является второй в мире биржей, где торгуют нефтепродуктами разного качества. Те нефтепродукты, которые по своему качеству будут удовлетворять потребности Армении, могут транспортироваться по этому нефтепроводу. После строительства нефтепровода станет возможным транспортировать нефтепродукты из Персидского залива в Тебриз (этот нефтепровод есть, и он действует), а из Тебриза уже в Армению, что позволит пользоваться ценами этой нефтяной биржи, которые значительно отличаются от цен Средиземного моря, и значительно сократить транспортные расходы по сравнению с железнодорожным вариантом или другим иным. Это позволит Ирану не то что снизить стоимость нефтепродуктов, а стабилизировать их транспортировку в Армению.

В апреле 2009 г. между министерством энергетики природных ресурсов Армении и министерством энергетики Ирана был подписан Меморандум о сотрудничестве в области инвестиций на строительство Мегринской ГЭС. По состоянию на 2012 год завершены все подготовительные работы, чтобы приступить непосредственно к строительству Мегринской ГЭС, которое планируется завершить в течение 5 лет. Строительство Мегринской ГЭС оценивается в 323 млн долл., которые инвестирует Иранская инвестиционная компания. В соответствии с договором в течение 15 лет вырабатываемая на ГЭС электроэнергия напряженностью в 230 кВт будет поставляться в Иран по ЛЭП, построенной инвестором, после чего станция безвоз-

мездно перейдет армянской стороне. При этом по результатам совместных испытаний должно быть получено обоснование, что в момент передачи ГЭС Армении ее электромеханическое и гидромеханическое оборудование имеет как минимум 10-летний эксплуатационный ресурс, а тоннель и инженерные строения - минимальный 30-летний ресурс [13].

Весьма показательным является восприятие руководством Армении своих отношений с ИРИ, отраженное в Стратегии национальной безопасности республики. (Последняя была одобрена на заседании Совета национальной безопасности при Президенте Республики Армения 26 января 2007 г.) В документе говорится: «Для Армении развитие традиционных добрососедских отношений с Ираном обусловлено рядом объективных факторов... По территории Ирана проходят транспортные маршруты, связывающие Армению с внешним миром. В условиях экономической и транспортной блокады со стороны двух соседних стран велика роль Ирана как страны, обеспечивающей стратегически важный выход в Азию и к Ближнему Востоку»

[14]. Кроме того, зафиксированы и будущие

намерения: «Армения продолжит развивать

экономическое сотрудничество с Ираном в области энергетики, по увеличению объемов торговли, формированию новых коммуникаций и эффективному использованию уже имеющегося потенциала. Армения придает важное значение вовлеченности Ирана в разнообразные процессы, происходящие на Южном Кавказе, и рассматривает ее в качестве одного из факторов сохранения стабильности и равновесия» [14].

В апреле 2009 года состоялся визит Сержа Саргсяна в Исламскую Республику Иран, в ходе которого президент Армении подчеркнул, что дружба и историко-культурные связи дают возможность не останавливаться на достигнутом. Он также отметил, что Иран неоднократно доказывал, что является надежным и важным партнером. «Армения всегда в трудную минуту ощущала поддержку Ирана, в годы блокады именно с территории Ирана в Армению осуществлялся ввоз товаров первой необходимости»

[15]. В качестве примера президент привел августовские события, когда во время грузиноосетинского конфликта грузы доставлялись на территорию Армении через Иран.

В ходе армяно-иранских переговоров на высшем уровне обсуждались также вопросы, касающиеся дальнейшего углубления торговоэкономического взаимодействия, увеличения объемов товарооборота, строительства железной дороги Иран - Армения, строительства совместной ГЭС на реке Аракс, различных проек-

тов энергетической, транспортной и торговой сфер, которые представляют взаимный интерес.

Таким образом, следует признать, что к 2011 г. Иран разрушил многолетнюю абсолютную монополию России на поставки в Армению энергоносителей, электроэнергии, промышленных товаров, на строительство железных дорог и т.д. При этом правящая элита Республики Армения связывает с развитием сотрудничества с ИРИ надежды на перестройку экономики и преодоление своей торговой изоляции. Данный объективный факт следует принимать в расчет при формировании политики России в Закавказье.

Примечания

1. Григорян С.Г. Последний союзник. Армения может стать проводником российской политики на Кавказе / Независимая газета. 05.03.2007. Выпуск 045 (4010).

2. Российско-армянское торгово-экономическое сотрудничество / Официальный сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/ns-rsng.nsf/6bc38aceada6e44b432 569e700419ef5/d2e23e0c44e8900fc3256fa800452c52?0pe nDocument (дата обращения 23.01.2011).

3. Хачатрян А. Армения: кризис и фундаментальные проблемы экономики / Центральная Азия и Кавказ. 2009. № 6.

4. Армения - Турция: торговля в одни ворота, или Импорт побеждает экспорт со счетом 149:0 // http://news. am/ru/news/14121 .html

5. Дурнев А. Экономический спад в Армении: факторы и возможные последствия // Мировой финансовый кризис в постсоветских странах: национальные особенности и экономические последствия. М. : Институт экономики РАН. 2009. с. 124.

6. Министр транспорта и связи Армении надеется на открытие КПП Верхний Ларс / Информационно-аналитический портал «Новости Армении». URL:

http://www.armtown.com/news/ru/noa/20090512/42071 782/ (дата обращения 23.12.2010).

7. Генсек ОДКБ огласил потери Армении за время войны в Южной Осетии / Официальный сайт информационного агентства «Регнум». URL: http://www.regnum.ru/news/1050235.html (дата обращения 27.12.2010).

8. Интервью Посла Республики Армения в РФ Смбатяна А.Б. / Официальный сайт Посольства Республики Армения в Российской Федерации. ЦКЬ: http://www.armenianembassy.ru/?&lang=ru&display=news &^=141&саШ=12 (дата обращения 23.01.2011).

9. Болотникова С. Армения указала Саакашвили

на бревно в глазу / Информационно-аналитический портал «Грузия сегодня». URL: http://www.georgia-times.info/analysis/8686.html (дата обращения

23.01.2011).

10. Беридзе Т.А., Исмаилов Э.М., Папава В.Г. Центральный Кавказ и экономика Грузии. Баку: Изд-во «Нурлан», 2004.

11. «Газпром» инвестирует в строительство газо-

провода Иран - Армения. / Информационное агентство «Регнум». Официальный сайт. URL: http://www. regnum.ru/news/295376.html (дата обращения

23.01.2011).

12. Казинян А. Иран - Армения / Общественно-политическая газета «Голос Армении». 26.12.2009. № 142.

13. Гусев Л. Отношения между Арменией и Ираном в сфере энергетики / Новое восточное обозрение. Открытый дискуссионный журнал. URL: http://journal-neo.com/?q=ru/node/8172 (дата обращения 17.07.2011).

14. Стратегии национальной безопасности Республики Армения / Официальный сайт Министерства обороны Республики Армения. ЦКЬ: http://www.mil.am/ 1297157753 (дата обращения 16.01.2011).

15. Официальный визит Президента Сержа Сарг-сяна в Исламскую Республику Иран / Официальный сайт Президента Республики Армения. URL: http://www.president.am/events/visits/rus/?visits=1&id= 56 (дата обращения 16.01.2011).

COOPERATION BETWEEN THE REPUBLIC OF ARMENIA AND THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN IN THE ENERGY SECTOR AND RUSSIA’S INTERESTS

A.P. Korotyshev, AS. Tyumenkova

The article focuses on joint energy projects started by the Republic of Armenia and the Islamic Republic of Iran in 2007-2011, which continue to develop today. Implementation of these projects actually means that Russia has lost its monopoly position in many sectors of Armenia’s economy.

Keywords: energy policy, Republic of Armenia, Islamic Republic of Iran, hydrocarbons exports and imports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.