УДК 327-57 [(479-25):(55)]
ПЕРСПЕКТИВЫ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ И ИРАНА ПОСЛЕ СНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ
САНКЦИЙ
PERSPECTIVES OF ECONOMIC AND TRADE COOPERATION BETWEEN THE REBUBLIC OF ARMENIA AND THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN AFTER THE REMOVAL OF INTERNATIONAL SANCTIONS
Д.Н. Сафарян D.N. Safaryan
Нижегородскийгосударственныйуниверситетим. Н.И. Лобачевского, Россия, 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23
Nyzhny Novgorod University, 23 Gagarina St., Nyzhny Novgorod, 603950, Russia E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы и основные направления развития торгово-экономических отношений Исламской Республики Иран и Республики Армения после снятия международных санкций. Анализируются мнения экспертов о влиянии на армяно-иранские торгово-экономические связи отмены или ослабления западных санкций в отношении Ирана, а также рассматриваются перспективы ускорения торгово-экономического сотрудничества. Отмечается, что, несмотря на ряд проблем как регионального, так и международного характера, оценка экспертами торгово-экономических отношений двух стран в перспективе носит позитивный характер.
Resume. The article deals with the acute issues and guidelines of economic and trade relations between the Islamic Republic of Iran and the Republic of Armenia. The author studies the reasons for the close cooperation between the two countries when Iran suffers from international sanctions. A comparative analysis of opinions and estimates of well-known international relations experts of the Republic of Armenia is carried out.Itis mentioned that despite the variety of regional and international problems, the perspective of economic and trade relations between the two countries is estimated by experts to be positive.
Ключевые слова: двусторонниеотношения, торговыеотношения, экспортиимпортвирано-армянскихотношениях, региональноесотрудничество, экономическиесанкции.
Keywords: bilateral relations, trade relations, exports and imports in Iran-Armenia relations, regional cooperation, economic sanctions.
Отношения с ИРИ всегда имели для Армении особую ценность с учетом роли Тегерана в мировой и региональной политике, а также его позиции в мусульманском мире. Немалую роль в нынешних армяно-иранских политических отношениях играет и наличие в Иране достаточно многочисленной и влиятельной армянской общины, имеющей многовековую историю и хорошо интегрированной в иранское общество. Тесные социально-экономические связи Армении с Ираном обусловлены не только богатой и влиятельной армянской общиной в Иране, но и тем фактом, что Иран, по сути, — единственная граничащая с Арменией страна, с которой у Еревана отношения, не вызывающие беспокойства.
Важнейшей составляющей геополитики Ирана на Южном Кавказе и во взаимоотношениях с Арменией играет армяно-иранское торгово-экономическое сотрудничество, которое включает преимущественно энергетическую и коммуникационную сферы.
Экономическая плоскость армяно-иранских отношений все последние годы была тесно привязана к внешнеполитическим приоритетам ИРИ. Тегеран укреплял свое армянское направление с опорой на инструментарий экономических проектов энергетического и транспортного характера, в первую очередь, отталкиваясь от необходимости разрыва кольца геополитической изоляции, которое выстраивал Запад вокруг ИРИ с вовлечением некоторых ближневосточных сил.
После заключения 14 июля 2015 г. Венского соглашения по ядерной программе между Ираном и «шестеркой» (20 июля СБ ООН единогласно принял резолюцию в поддержку соглашения, достигнутого в столице Австрии) в Ереване начались дискуссии о том, какие последствия принесет этот международный дипломатический прорыв Армении. Результатом урегулирования Тегераном и западными столицами своих разногласий не только в вопросе ядерной программы ИРИ, но и всего комплекса геополитических противоречий, как полагают многие в Ереване, должен стать существенный рост экономических связей двух соседей.
Как заявил глава МИД Эдвард Налбандян, «эти долгожданные договоренности являются важным достижением во благо международной, региональной стабильности и укрепления сотрудничества. Надеемся, что это станет дополнительным стимулом для расширения торгово-экономического сотрудничества между Арменией и дружественным Ираном, реализации совместных программ»1. В Ереване назвали Армению воротами в ЕАЭС для Ирана. Очевидно, что уже в скором времени актуализируются многие замороженные из-за санкций двусторонние проекты. Речь, в частности, идет о строительстве новых ГЭС на пограничной реке Аракс, а также новых линий электропередачи. Армения, как известно, получает определенный объем иранского газа, за который расплачивается производимой электроэнергией. Эта бизнес-схема может быть расширена. Не исключено, что будут найдены инвесторы для строительства железной дороги между двумя странами. Об этом сказал президент Армении Серж Саргсян, выступая на саммите ШОС в Уфе. По его словам, сопряжения евразийской интеграции и инициативы «Экономического пояса Шелкового пути» могут, гармонично взаимодействуя, обеспечить в перспективе выход на новый уровень реализации крупных инфраструктурных и транспортных проектов2.
Последний прорыв в развитии энергетического сотрудничества был зафиксирован в апреле 2016 года Ереване, когда министры энергетики Ирана, Армении, Российской Федерации и заместитель министра энергетики Грузии подписали "дорожную карту" строительства энергетического коридора "Север-Юг». Строительство 400-киловольтных ЛЭП Иран-Армения и Армения-Грузия позволит расширить связь между энергосистемами стран. Сегодня в синхронном режиме работают электросети Ирана и Армении, а также Грузии и России. Подписание соглашения позволит энергосетям всех 4 стран работать в синхронном режиме, с мощностью перетоков до 1200 МВт з. Значение подписанного соглашения возрастает, если учесть региональное, а не только двусторонне армяно-иранское энергетическое сотрудничество. Армяно-иранское взаимодействие органично вплетается в энергетическую систему Закавказья и Среднего Востока. Республика Армения способна изменить свой статус от производителя до надежного транзитера элетропотоков.
Есть ожидания, что активизируется строительство автомагистрали, которая свяжет армянский город Мегри на границе с Ираном и грузинский Батуми. Эта дорога станет важным отрезком на пути от Персидского залива к Черному морю. После снятия санкций с иранских банков эти и многие другие проекты могут быть реализованы. Одновременно повысится инвестиционная привлекательность армянского рынка для иранских компаний, ориентирующих свою экспортную продукцию на лежащие к северу от армяно-иранской границы внешние рынки. Туристическая притягательность Армении для иранских граждан возрастет. Официальные лица в Ереване полагают, что позитивный тренд может быть обозначен только после того, когда станет ясен график снятия с Ирана как международных, так и односторонних (американских) санкций. Эксперты полагают, что в связи с отменой санкций определенная часть замороженных активов, сумма которых превышает 100 млрд. долл., может быть направлена на реализацию взаимовыгодных армяно-иранских проектов.
Ереван ожидает, что будет придан новый импульс застопорившимся проектам строительства железной дороги, нефтепродуктопровода, третьей высоковольтной линии электропередачи между Арменией и Ираном, пограничной Мегринской ГЭС, что неминуемо отразится на уровне товарооборота между двумя странами. В настоящее время уровень товарооборота между двумя странами достаточно низкий, несмотря на очень позитивный политический диалог. На долю Ирана приходится лишь 5% внешнего товарооборота Армении. Согласно статданным, в 2014 году объем торговли между Арменией и Ираном составил $291,1 млн. По последним статданным, торговый оборот Армении с Ираном за январь-февраль 2015 года составил $29,6 млн, снизившись на 18,5% по сравнению с тем же периодом 2014 года4.
Сейчас Иран для Армении является пятым торговым партнером по линии импорта и седьмым - экспорта. Однако эксперты видят потенциал для того, чтобы Иран стал вторым торговым партнером Армении после России. Это мнение разделяют не все эксперты.
Иранист Севак Саруханян не столь оптимистичен и предлагает свою оценку перспектив отношений: «У нас нет потенциала экспорта в Иран, поскольку Армения, к сожалению, не промышленная страна, а Иран — промышленно развивающееся государство. Что касается сельского хозяйства, то Иран сам является экспортером сельхозпродукции. Поэтому не надо переоценивать наши возможности в отношении этого рынка. Однако стоит обратить внимание на возможности сотрудничества в химической промышленности. Здесь есть неиспользованный потенциал»5.
С. Саруханян считает, что положительные ожидания от ослабления либо отмены санкций в отношении Ирана сильно завышены - качественного влияния на армяно-иранские отношения они иметь не будут, а причина в том, что санкции затронули 4 основных сектора иранской экономики: нефть, страхование, технологии (в том числе и вооружения), а также финансовые транзак-
1 Глава МИД Армении: Договоренности по ядерной программе Ирана - достижение во благо международной и региональной стабильности. URL: http://www.pan0rama.am/ru/news/2015/07/14/nalbandyan/12561
2 Иран выходит на рынок Евразийского экономического союза. URL: http://www.ng.ru/cis/2015-07-l7/6_astana.html
3Армения, РФ, Грузия и Иран подписали "дорожную карту" энергокоридора "Север-Юг"//Еркрамас. 13.04.2016. URL: http://www.yerkramas.Qrg/article/103004/armeniya--rf--gruziya-i-iran-pQdpisali-dQrQzhnuyu-kartu-energQk0rid0ra-sever-yug
4 Армения и "новый" Иран: удастся ли сохранить статус-кво на Южном Кавказе. URL: http://www.verelq.am/ru/nQde/938
5 Как сделка по иранской ядерной программе отразится на экономике Армении. URL: http://www.banks.am/ru/news/interviews/10719/
ции. За исключением финансового сектора, ирано-армянское экономическое взаимодействие ни одного из этих секторов не касалось. Армения не импортировала из Ирана нефть и нефтепродукты. Сфера страхования касалась прежде всего иранского нефтяного флота. Что касается технологического сотрудничества, то Армения практически ничего в Иран не экспортировала, тем более -вооружение1. Единственный сектор армянской экономики, который может выиграть от отмены санкций, - скотоводство. Объемы экспорта баранины из Армении в Иран резко сократились именно из-за санкций: они сначала привели к девальвации иранского риала, в результате которого баранина на иранском рынке в долларовом эквиваленте подешевела на 40%. Потом начался дефицит валюты, которой иранцы оплачивали импорт из Армении и из других стран, что также отрицательно отразилось на экспорте мяса в Иран. После завершения валютного кризиса в Иране, который будет иметь место после снятия санкций, этот сектор восстановит свои позиции2.
Посол ИРИ в Армении Мохаммад Реиси на встрече с журналистами сообщил, что после снятия санкций Запада хорошие отношения Ирана с Арменией еще более улучшатся. Иранский дипломат отметил наличие ряда нереализованных совместных проектов, таких как строительство ГЭС на реке Аракс, коридор Север-Юг и др. По его словам, Армения может быть хорошим коридором, связующим Персидский залив и Черное море3.
Оптимистичный прогноз развития сотрудничества двух стран дает и заведующий кафедрой иранистики Ереванского госуниверситета Вардан Восканян: «Снятие санкций с Ирана создаст серьезные возможности для поиска новых граней сотрудничества между нашими странами, а также поможет реанимировать старые проекты, которые были временно приостановлены. Уверен, иранская сторона будет заинтересована в сотрудничестве с Ереваном, так как Армения является кратчайшим путем, связывающим Иран с Европой через Черноморский регион»4. Более того, экспертное сообщество пророчит Армении роль форпоста для стран Евразийского экономического союза в отношениях с Ираном, а также моста, связывающего ЕС и другие региональные интеграционные структуры. «Постепенная отмена санкций открывает новые возможности сотрудничества как для Армении, так и для стран ЕАЭС. Конечно, выгоды от этого не будут ощутимы сразу же, но Иран — это государство с 80-миллионным населением и с ВВП около $450 млрд. В этом контексте совершенно другие возможности открывает реализация таких проектов, как строительство автомобильного коридора «Север-Юг», железной дороги Иран-Армения, открытие железной дороги Грузия-Россия. Все это создаст сильный коммуникационный узел регионального и международного значения, создаст надежную транспортную связь между странами ЕАЭС и рынками Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии. Все это огромная работа, которая потребует усилий не на один год, но есть к чему стремиться», — сказал в интервью агентству АРКА начальник отдела программ Евразийского фонда стабилизации и развития Артак Азизян5.
Доктор экономических наук, профессор Ашот Тавадян полагает, что Армения как член ЕАЭС может представлять финансовые интересы Ирана в странах Союза. Одновременно Тавадян рекомендует не переоценивать появившиеся возможности и сконцентрироваться на корректировках внутренней экономической политики для более эффективного привлечения иранских проек-тов6. Президент Союза промышленников и предпринимателей Армении Арсен Газарян считает, что отмена санкций приведет к резкому росту торговли с Ираном и будет способствовать развитию работающих в Армении иранских малых предприятий7. В настоящее время в Армении функционирует около 3 тысяч иранских фирм, как правило, мелких. Прямые инвестиции в 2014 году, по официальным данным, составили всего 45,6 млн. драмов (менее 100 тыс. долларов).
Следует предполагать, что активное развитие торгово-экономических и финансовых взаимосвязей Ирана со странами Евразийского экономического союза уже в ближайшие годы создаст дополнительные предпосылки к более глубокому взаимодействию сторон. Данный прогноз дается в условиях, когда Армения не имеет общих границ ни с одним из евразийских партнеров и сообщается с Россией через Грузию. Некоторые эксперты считают, что Ирану гораздо проще будет использовать для транзита Азербайджан, который в последние месяцы демонстрирует все большую заинтересованность в том, чтобы взаимодействовать как с ЕЭАС, так и с ШОС8.
Евразийское направление для Еревана особенно актуально, поскольку в настоящее время Иран и ЕАЭС, по словам министра по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрея Слепнева, ведут переговоры по созданию зоны свободной торговли. В ЕЭК при выстраивании торговых отношений с Ираном исходят из того, что из стран ЕАЭС только Армения имеет сухопутную гра-
1 Там же.
2 Там же.
3 Армения-Иран: перспективы сотрудничества. Независимый еженедельник «Пятница» №18 от 31 июля 2015г.
4 Иран без санкций: Экономические перспективы и геополитические последствия. URL: http://www.verelq.am/ru/node/2519
5 Отмена иранских санкций открывает новые возможности как для Армении, так и для стран ЕАЭС. URL: http://arka.am/ru/news/interview/otmena_iranskikh_sanktsiy_otkryvaet_novye_vozmozhnosti_kak_dlya_armenii_tak_i_dlya_ stran_eaes/
6 Тавадян А. С точки зрения развития армяно-иранских экономических отношений будет очень важно строительство Мегринской ГЭС. URL: http://nyut.am/?p=83603&l=ru (на армянском языке).
7 Мартиросян С. Как сделка по иранской ядерной программе отразится на экономике Армении. URL: http://www.ritmeurasia.org/news--2015-07-29--kak-sdelka-po-iranskoj-jadernoj-programme-otrazitsja-na-ekonomike-armenii-18975
8 Иран выходит на рынок Евразийского экономического союза. URL:http://www.ng.ru/cis/2015-07-17/6_astana.html
ницу с Ираном и богатый опыт торговли с этой страной1. Руководитель Посольства Ирана в Армении, Посол Мохаммед Реиси назвал отношения между Ираном и Арменией превосходными и заявил, что улучшение иранской экономики после снятия с Ирана санкций западных стран самым благоприятным образом отразится на развитии армяно-иранских экономических связей2.Г Данная оценка, безусловно, приветствуется армянской стороной. Для активизации экономического сотрудничества между двумя странами имеется огромный потенциал и политическая воля с обеих сторон.
Вышеприведенные факты свидетельствуют, что эксперты Армении в целом позитивно оценивают будущее торгово-экономических отношений двух стран. Армения и Иран крайне заинтересованы как можно скорее выйти из режима отношений, существовавших в период международных санкций. Политическое руководство в Ереване и Тегеране стремится максимально использовать появившиеся возможности, чтобы не только подвигать двустороннее партнерство, но и увязать обоюдные проекты с международными планами Евразийского Союза и привлечь к совместным проектам Грузию. Армянские эксперты осознают риски будущих проектов, видят слабые стороны экономического развития РА, однако выражают надежду на поиск качественно новых, инновационных решений для развития сотрудничества с Ираном.
Полагаем, что не только химическая и скотоводческая отрасли, но и высокие технологии могут стать объектом приложения различных международных инвестиций. Кроме того, Армения может превратиться в очень выгодный транспортный и энергетический хаб, соединяющий страны Среднего Востока, Закавказья и Китай. Республика Армения способна обрести и новый транспортный маршрут своего экспорта в страны Европы, если заработает путь через Иран в Персидский залив к Суэцкому каналу. Реализация вышеперечисленных инициатив поможет решить застарелые экономические проблемы Армении, связанные с фактическим состоянием блокады. В то же время необходимо учитывать влияние Нагорно-карабахского конфликта, противоречия великих держав в регионе Закавказья и активизацию радикальных исламистских организаций в странах постсоветского пространства. Все эти факторы, взятые вместе, могут остановить потенциальных инвесторов. Эти факторы способны серьезным и негативным образом повлиять на осуществление многообещающих проектов, которые разрабатываются в связи с выходом Ирана из режима международных санкций.
Список литературы References
Армения и "новый" Иран: удастся ли сохранить статус-кво на Южном Кавказе. URL: http://www.verelq.am/ru/node/938
Armenija i "novyj" Iran: udastsja li sohranit' status-kvo na Juzhnom Kavkaze. URL: http://www.verelq.am/ru/node/938. (in Russian)
Армения может стать "коридором" между Персидским заливом и Черным морем - посол. URL: http://www.verelq.am/ru/node/2761
Armenija mozhet stat' "koridorom" mezhdu Persidskim zalivom i Chernym morem - posol. URL: http://www.verelq.am/ru/node/276l. (in Russian)
Армения, РФ, Грузия и Иран подписали "дорожную карту" энергокоридора "Север-Юг"// Еркрамас. 13.04.2016. URL: http://www.yerkramas.org/article/l03004/armeniya--rf--gruziya-i-iran-podpisali-dorozhnuyu-kartu-energokoridora-sever-yug
Armenija, RF, Gruzija i Iran podpisali "dorozhnuju kartu" jenergokoridora "Sever-Jug"/ Erkramas. 13.04.2016// URL: http://www.yerkramas.org/article/103004/armeniya--rf--gruziya-i-iran-podpisali-dorozhnuyu-kartu-
energokoridora-sever-yug. (in Russian)
Армения-Иран: перспективы сотрудничества. Независимый еженедельник «Пятница» №18 от 31 июля 2015 г.
Armenija-Iran: perspektivy sotrudnichestva. Nezavisimyj ezhenedel'nik «Pjatnica» №18 ot 31 ijulja 2015g. (in Russian)
Глава МИД Армении: Договоренности по ядерной программе Ирана - достижение во благо международной и региональной стабильности. URL: http://www.panorama.am/ru/news/2015/07/14/nalbandyan/12561
Glava MID Armenii: Dogovorennosti po jadernoj programme Irana - dostizhenie vo blago mezhdunarodnoj i regional'noj stabil'nosti. URL: http://www.panorama.am/ru/news/2015/07/14/nalbandyan/12561. (in Russian)
Иран без санкций: Экономические перспективы и геополитические последствия. URL: http://www.verelq.am/ru/node/2519
Iran bez sankcij: Jekonomicheskie perspektivy i geopoliticheskie posledstvija. URL: http://www.verelq.am/ru/node/2519. (in Russian)
Иран выходит на рынок Евразийского экономического союза. URL: http://www.ng.ru/cis/2015-07-17/6_astana.html
Iran vyhodit na rynok Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza. URL: http://www.ng.ru/cis/2015-07-17/6_astana.html. (in Russian)
Как сделка по иранской ядерной программе отразится на экономике Армении. URL: http://www.banks.am/ru/news/interviews/10719/
1 Армения может стать "коридором" между Персидским заливом и Черным морем - посол. URL: http://www.verelq.am/ru/nQde/2761
2 Посол Ирана в Армении верит в перспективу улучшения экономических отношений. URL: http://irQn-akcent.ru/kavkaz/yuzhnyj-kavkaz/1486-pQsQl-irana-v-armenii-verit-v-perspektivu-uluchsheniya-ekQnQmicheskikh-QtnQshenij
Kak sdelka po iranskoj jadernoj programme otrazitsja na jekonomike Armenii. URL: http://www.banks.am/ru/news/interviews/i07i9/. (in Russian)
Мартиросян С. Как сделка по иранской ядерной программе отразится на экономике Армении. URL: http://www.ritmeurasia.org/news--20i5-07-29--kak-sdelka-po-iranskoj-jadernoj-programme-otrazitsja-na-ekonomike-armenii-18975
Martirosjan S. Kak sdelka po iranskoj jadernoj programme otrazitsja na jekonomike Armenii. URL: http://www.ritmeurasia.org/news--20i5-07-29--kak-sdelka-po-iranskoj-jadernoj-programme-otrazitsja-na-ekonomike-armenii-i8975. (in Russian)
Отмена иранских санкций открывает новые возможности как для Армении, так и для стран ЕАЭС.
URL:
http: //arka.am/ru/news/interview/otmena_iranskikh_sanktsiy_otkryvaet_novye_vozmozhnosti_kak_dlya_armeni i_tak_i_dlya_stran_eaes /
Otmena iranskih sankcij otkryvaet novye vozmozhnosti kak dlja Armenii, tak i dlja stran EAJeS. URL: http: //arka.am/ru/news/interview/otmena_iranskikh_sanktsiy_otkryvaet_novye_vozmozhnosti_kak_dlya_armeni i_tak_i_dlya_stran_eaes/. (in Russian)
Посол Ирана в Армении верит в перспективу улучшения экономических отношений. URL: http: //iron-akcent.ru/kavkaz/yuzhnyj-kavkaz/i486-posol-irana-v-armenii-verit-v-perspektivu-uluchsheniya-ekonomicheskikh-otnoshenij
Posol Irana v Armenii verit v perspektivu uluchshenija jekonomicheskih otnoshenij. URL: http://iron-akcent.ru/kavkaz/yuzhnyj-kavkaz/i486-posol-irana-v-armenii-verit-v-perspektivu-uluchsheniya-ekonomicheskikh-otnoshenij. (in Russian)
Тавадян А. С точки зрения развития армяно-иранских экономических отношений будет очень важно строительство Мегринской ГЭС. URL: http: //nyut.am/?p=83603&l=ru (на армянском языке).
Tavadjan A. S tochki zrenija razvitija armjano-iranskih jekonomicheskih otnoshenij budet ochen' vazhno stroitel'stvo Megrinskoj GJeS. URL: http://nyut.am/?p=83603&l=ru (na armjanskom jazyke). (in Russian)