УДК 327.7
влияние и перспективы присоединения республики Армения к таможенному союзу и евразийскому экономическому союзу
Овсепян Мараиам Левоновна,
аспирант Департамента политологии, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
Аннотация. В статье анализируется процесс интеграции Республики Армения (РА) в Евразийский таможенный союз (ЕТС), его влияние на политику и экономику Республики в целом и на принятие решения о вступлении Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В статье исследуются положительные эффекты принятого решения, которые выразились в предоставлении Россией ряда экономических выгод Республике Армения. Проанализирован ряд экономических преимуществ, которые Республика Армения получила после присоединения, в частности: возможность увеличить темпы роста ВВП, доступ к большому и защищенному единому рынку; приток инвестиций в экспортно-ориентированные секторы экономики Армении; возможность стратегического развития энергетической системы. В результате проведенного анализа автор пришел к выводам, что в сложившихся условиях приобретенные в результате присоединения выгоды предоставляют широкие возможности для роста экономики Республики Армения. В частности, благодаря инвестициям могут быть разрешены вопросы ограниченности транспортных коридоров, связывающих Армению с соседними странами, строительства железной дороги в Иран, открытия железной дороги Армени - Грузия - Россия. Также отмечается важность строительства новой АЭС, которая сделает страну менее зависимой от внешних поставок энергии.
Ключевые слова: Евразийский таможенный союз; Евразийский банк развития; валовой внутренний продукт; Всемирная торговая организация; Таможенный союз; Евразийский экономический союз; Армения.
accession of the republic of armenia to the customs union
and Eurasian economic union the influence and prospects
Hovsepyan M. L.,
Postgraduate student at the Department of Political Science, Financial University, Moscow, Russia [email protected]
Abstract. The article analyzes the integration process of the Republic of Armenia into the Eurasian Customs Union, its impact on the politics and economy of the Republic of Armenia as a whole, and on the decision of Armenia's accession to the Eurasian Economic Union. It analyzes the number of economic benefits, that the Republic of Armenia received after accession, in particular: the opportunity to increase GDP growth rates; access to a large and secure common market; inflow of investments into export-oriented sectors of the economy of Armenia; a possibility to strategically develop the energy system.
As a result of the analysis, the author came to the conclusion that under the current conditions, the benefits gained from the accession provide ample opportunities for the economic growth in the Republic of Armenia. In particular, due to investments, such issues as limited transport corridors linking Armenia with the neighboring countries, construction of a railway to Iran, opening of the Armenia - Georgia - Russia railway can be resolved. It also touches upon the importance of building a new nuclear power plant, which will make the country less dependent on external energy supplies.
Keywords: Eurasian Customs Union; Eurasian Development Bank; Gross Domestic Product; regression model; World Trade Organization; neofunctional approach; Customs Union; Eurasian Economic Union; Armenia.
гуманитарные науки. вестник финансового университета ♦ 5'2017
Чтобы получить точный ответ на вопрос, что дал Армении проект интеграции в ЕАЭС, следует рассмотреть решение о присоединении Армении в рамках теоретического подхода неофункционализма. Данный подход был разработан в 60-е гг. ХХ в. американским политологом Э. Хаасом и акцентировал внимание на вопросах политической интеграции через экономическое сотрудничество стран Западной Европы. В частности, неофункционалисты обосновали логичность первого этапа европейской интеграции на низовом уровне — в 1951 г. было создано Европейское объединение угля и стали. Оно носило не только экономический характер, но и создавало предпосылки для предотвращения военных конфликтов (поскольку тяжелая промышленность являлась основой оборонного комплекса), и позволяло западноевропейским странам интегрироваться в другие сферы жизни.
Неофункционализм призван объяснить процесс региональной интеграции по нескольким особым факторам, с которыми связана любая инициатива интеграции. Этими факторами являются: растущая экономическая взаимозависимость между вовлеченными сторонами; организационный потенциал сторон по разрешению споров, которые возникают во время процесса интеграции; создание международно-правовых рамок сотрудничества; создание наднациональных рыночных правил, которые направлены на замену некоторых национальных нормативных правил. Присоединение Армении к ЕАЭС через эти факторы показало, насколько оно является экономически эффективным решением для государства Южного Кавказа и каковы его политические последствия.
23 декабря 2013 г. президент страны Серж Саргсян во время встречи с президентом России В. В. Путиным объявил о присоединении РА к Таможенному союзу [1]. Стороны приняли дорожную карту предстоящего присоединения, в которой были обозначены основные принципы и сроки. По словам президента Армении, вступление в ЕТС для страны является чрезвычайно выгодным в экономическом отношении, что связано с возможностью создания необходимых условий для развития бизнеса и значительного увеличения объемов экспорта страны. Выход на рынок стран ЕТС дает доступ в экономическое пространство со свободным движением рабочей силы и капитала [2]. Свободное перемещение рабочей силы считается особенно важным преимуществом ЕТС, что невозможно в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС. Факти-
чески Армения уже выиграла, присоединяясь к ЕТС: почти сразу после объявления о присоединении Россия снизила цены на газ и нефть для будущего государства — члена Союза примерно на 30%. Это оказало существенное позитивное влияние на экономику Армении, которая переживала негативные последствия финансового кризиса 2008 г.
Армянские эксперты считают, что существует целый ряд экономических преимуществ, которые страна получила после присоединения. Эксперты Евразийского банка развития, изучив существующие преимущества с использованием регрессионной модели, разделяют их по соответствующим сферам: возможность достичь более высокого темпа роста ВВП; доступ к защищенному единому рынку; приток инвестиций в экспортно-ориентированные секторы экономики Армении; возможность развития транспортной системы Армении; стратегическое развитие энергетической системы [3]. Модель регрессии, используемая авторами ЕАБР, рассматривает влияние интеграции на динамику ВВП Армении, начиная с 2000 по 2012 г. и создает регрессионный сценарий на 2014 г. и далее. В модель включается набор следующих переменных: «торговые издержки Армении», «протекционистские меры», «таможенные пошлины», «меры нетарифного регулирования, установленные союзом для торговли с Арменией», которые в совокупности составляют основу Концепции «интеграции» и позволяют предположить, как и в какой степени присоединение к ЕТС повлияло на экономику Армении в вышеперечисленных пяти сферах согласно расчетам авторов ЕАБР [3].
Результаты этой модели весьма перспективны, хотя сравнение некоторых экономических аспектов развития Армении до и после присоединения показывает, что результаты интеграции не были исключительно позитивными. Согласно сценарию, разработанному по модели регрессии, увеличение темпов роста товарооборота на 1% приведет к увеличению темпов экономического роста на 1,1%. Доступ к общему рынку ТС значительно облегчит экспорт товаров армянского производства. В предлагаемом сценарии ЕАБР уровень инвестиций напрямую связан с уровнем интеграции Армении в ЕАЭС. Как показывает проведенный анализ, увеличение уровня инвестиций на 1% увеличивает экономический рост на 0,2%. В свою очередь, как утверждается, «если уровень интеграции (с использованием определенного индекса) увеличивается на 1% (например, через различные льготные соглашения), то при прочих равных условиях в двух кварталах темпы экономического роста будут увеличиваться на 5%
[3], что означает, чем выше уровень интеграции Армении, тем больше будет потенциал для экономического роста. Созданный рост и инвестиции от присоединения направлены на решение проблемы транспортного тупика, с которой Армения сталкивается в связи с закрытыми границами с Турцией и Азербайджаном. Проблема может быть решена путем строительства железной дороги в Иран (в результате — открытие рынков Персидского залива и Юго-Восточной Азии), открытием железной дороги Армения — Грузия — Россия, что поможет стране интегрироваться в международную евразийскую логистическую систему. Наконец, энергетическая независимость страны и соответствующее развитие этого сектора станут возможными, как только Армения, поддерживаемая государствами — членами ЕАЭС, будет инвестировать в строительство новой АЭС, которая сделает страну менее зависимой от внешних поставок электроэнергии.
Кроме того, для реализации двух последних пунктов в стране будут созданы рабочие места, что снизит уровень безработицы. Повышение тарифов на электроэнергию и их выравнивание с тарифами стран ЕТС заставит Армению повысить «уровень защиты», что может оказаться довольно дорогостоящим для некоторых наиболее «чувствительных» тарифных линий страны. Более того, «увеличение ставок таможенных пошлин приведет к сокращению дефицита и переориентации торговли, однако это может вызвать проблемы с ВТО. Применяемая средневзвешенная ставка ввозной пошлины в Армении является одной из самых низких, используемых членами ВТО» [3].
Но поддержка в основном направлена на экспортно-ориентированные секторы. Однако их не так много, а те секторы, которые больше ориентированы на внутренний рынок, не смогут получить значительных преимуществ. Анализ преимуществ и недостатков присоединения Армении к ЕАЭС заставляет нас ответить на вопрос об экономической необходимости вступления страны в этот Союз. Присоединение предполагало ряд позитивных экономических результатов, которые ожидались в краткосрочном периоде, что дало бы возможность экономике Армении восстановиться после кризиса 2008 г. Одним из самых важных факторов является то, что в отличие от Соглашения об ассоциации и Плана действий, предложенного Европейским союзом, инициатива ЕАЭС не требовала политических уступок от Армении [4]. В то же время некоторые из предлагаемых инициатив (например, амбициозный план строительства железной дороги Арме-
ния — Иран) все еще на бумаге, и трудно оценить, действительно ли их реализация может начаться в ближайшем будущем.
Одновременно тот же анализ показывает, что упомянутый железнодорожный проект не принесет большой пользы экономике Армении из-за небольших объемов и одностороннего армяно-иранского товарооборота (около 80% общего объема грузопотоков приходится на импорт из Ирана в Армению) [3]. Однако его значение нельзя недооценивать с геополитической точки зрения: у страны в конечном итоге появится реальная возможность выйти из транспортного тупика. В то же время повышение таможенных тарифов и исключительная поддержка экспортно-ориентированных секторов могут поставить под угрозу те отечественные компании, которые не обладают достаточными конкурентными преимуществами на международном рынке. Кроме того, свободное перемещение рабочей силы может стимулировать большой отток людей (особенно тех, которые не удовлетворены общими условиями труда и хотят переехать), что не является положительным фактором для страны с трехмиллионным населением. Наконец, рассмотрение экономических, политических и идеологических аспектов вступления Армении в ЕАЭС позволяет в рамках теоретического подхода неофункционализма проанализировать факторы интеграции.
Во-первых, наблюдается увеличение зависимости экономики Армении от внешней поддержки стран ЕАЭС. Однако упомянутая растущая экономическая взаимозависимость между вовлеченными сторонами имеет очевидный неравный характер: зависимость России, Казахстана или Белоруссии от перспектив интеграции явно меньше, чем у Армении. Поскольку экономика РА меньше и слабее, чем экономика других стран, она в большей степени делегирует часть своего «экономического суверенитета» Союзу. Это требует высокой степени доверия к странам ЕАЭС и наднациональным регулирующим органам.
Во-вторых, в отношении организационного потенциала сторон для разрешения споров, которые могут возникнуть в процессе интеграции, следует отметить, что имеются геополитические препятствия для полной интеграции в ЕАЭС, поскольку страна не имеет общей границы ни с одним государством — членом Союза. Это, в свою очередь, может усложнить транспортировку товаров, услуг, капитала, потому что единственная наземная связь проходит через Грузию, от которой нельзя ожидать поддержки, с учетом нынешней ситуации
гуманитарные науки. вестник финансового университета ♦ 5'2017
в отношении Абхазии и Южной Осетии. С чисто экономической точки зрения, оставляя в стороне политические вопросы, Грузия может получить некоторые выгоды от присоединения Армении, особенно если она согласится возобновить железнодорожную линию через Абхазию. Возобновление железнодорожного сообщения действительно возможно в соответствии с последними соглашениями между Россией и Грузией о формировании «транспортного коридора» через территорию Абхазии и Южной Осетии, однако многое также зависит от политической готовности сторон [5].
Кроме того, не ясно, как будет урегулирован конфликт вокруг непризнанной независимой Республики Нагорный Карабах, ведь очевидно, что Армения не захочет установить таможенную границу с НКР.
Обращаясь снова к политическому аспекту интеграции и рассматривая его через призму неофункционального подхода, следует сказать, что часть политической элиты РА по-прежнему рассчитыва-
ет на возможность взаимовыгодных и преференциальных отношений с другими иностранными субъектами, которые напрямую не связаны с Таможенным союзом. Прежде всего, это включает в себя европейское направление внешней политики Армении в рамках программы Восточного партнерства. Тем не менее, похоже, что армянский комплементаризм сталкивается с геополитическим тупиком, поскольку европейские чиновники заявили о невозможности Армении одновременно стать членом как европейских, так и российских интеграционных проектов. «Совместимость обязательств перед Таможенным союзом с обязательствами по Соглашению об ассоциации УВЗСТ с ЕС выглядит проблематичным» [6]. Соседи Армении — Грузия и Азербайджан — имеют больше возможностей для маневра по сравнению с РА. Следовательно, разумно ожидать, что их внешняя политика будет более гибкой по отношению к великим державам, которые проявляют интерес к региону.
литература
1. Московское время. Армения присоединится к Таможенному союзу [Электронный ресурс]. URL: http://www. themoscowtimes.com/business/artide/armenia-will-join-customs-union/485525.html.
2. Серж Саргсян: Членство Армении в Таможенном союзе значительно увеличит объем экспорта [Электронный ресурс]. URL: http://newsarmenia.ru/economy/20140215/43015429.html.
3. Евразийский банк развития. Армения и Таможенный союз: влияние экономической интеграции [Электронный ресурс]. URL: http://www.noravank.am/upload/pdf/doklad_20_ru_preview.pdf.
4. EU / ARMENIA ACTION PLAN. Available at: http://eeas.europa.eu/enp/pdf/pdf/action_plans/armenia_enp_ap_final_ en.pdf.
5. BBC Русская Служба. МИД Грузии: Россия приняла швейцарское предложение ВТО [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.co.uk/rmsiarvYussia/2011/11/111104_georgia_mssia.shtml.
6. Фюле С. ЕС — Армения: О принятии решения о вступлении в Таможенный союз. Европейская комиссия [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/archives/commission_2010-2014/fule/headlines/ news/2013/09/20130906_en.htm.
references
1. Moscow time. Armenia will join the Customs Union [Moskovskoe vremja. Armenija prisoedinitsja k Tamozhennomu so-juzu]. Available at: http://www.themoscowtimes.com/business/article/armenia-will-join-customs-union/485525.html.
2. Serzh Sargsjan: Armenia's membership in the Customs Union will significantly increase the volume of exports [Chlenstvo Armenii v Tamozhennom sojuze znachitel'no uvelichit ob#em jeksporta]. Available at: http://newsarme-nia.ru/economy/20140215/43015429.html.
3. The Eurasian Development Bank. Armenia and the Customs Union: the impact of economic integration [Evrazijskij bank razvitija. Armenija i Tamozhennyj sojuz: vlijanie jekonomicheskoj integracii]. at: http://www.noravank.am/ upload/pdf/doklad_20_ru_preview.pdf.
4. EU/ARMENIA ACTION PLAN. Available at: http://eeas.europa.eu/enp/pdf/pdf/action_plans/armenia_enp_ap_final_en.pdf.
5. BBC Russian Service. Ministry of Foreign Affairs of Georgia: Russia accepted the Swiss proposal of the WTO [BBC Russkaja Sluzhba. MID Gruzii: Rossija prinjala shvejcarskoe predlozhenie VTO]. Available at: http://www.bbc.co.uk/ russian/russia/2011/11/111104_georgia_russia.shtml.
6. Fjule S. EU — Armenia: Decision on joining the Customs Union. European Commission [ES-Armenija: O prinjatii reshenija o vstuplenii v Tamozhennyj sojuz. Evropejskaja komissija]. Available at: http://ec.europa.eu/archives/com-mission_2010-2014/fule/headlines/news/2013/09/20130906_en.htm.