DOI: 10. 26794/2226-7867-2018-8-3-70-73 УДК 339.9(045)
политическое и экономическое развитие республики Армения до интеграции в таможенный союз И ЕВРАЗИЙСКИЙ экономический союз
Овсепян Мариам Левоновна,
аспирант Департамента политологии, Финансовый университет, Москва, Россия [email protected]
Аннотация. В статье анализируются процесс становления политико-экономической системы Республики Армения после распада СССР и до интеграции в ЕАЭС, последствия и дальнейшая взаимосвязь с Российской Федерацией. Исследуются наиболее развитые отрасли в республике: энергетика, транспорт, сельское хозяйство и финансы; их возникновение, проблемы и положение на сегодняшний день. В результате проведенного анализа автор пришел к выводам, что улучшение экономического положения России повлечет за собой стабилизацию экономической обстановки во всем регионе, в особенности в странах, входящих в Евразийский экономический союз. Армения является сильным игроком в аграрной сфере, и улучшение экономической обстановки в странах Союза даст ей выход на новые многомиллионные рынки. Ключевые слова: Евразийский таможенный союз; валовой внутренний продукт; Всемирная торговая организация; Таможенный союз; Евразийский экономический союз; Армения
POLITICAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF ARMENIA BEFORE INTEGRATION INTO THE CUsTOMs UNION AND THE EURAsIAN ECONOMIC UNION
Ovsepyan M. L.,
Postgraduate student, Department of Political Science, Financial University, Moscow, Russia [email protected]
Abstract. In this article, I analyze the process of formation of the political and economic system of the Republic of Armenia after the collapse of the USSR and before integration into the EAEU, the consequences and further relationship with the Russian Federation. I studied the most developed sectors in the country, namely: production of energy, transport, agriculture and finance; their emergence, problems and current situation. As a result of the analysis, the author came to the conclusion that the improvement of the economic situation in Russia will lead to the stabilization of the economic situation in the entire region, and especially in the countries of the Eurasian Economic Union. Armenia is a strong player in the agricultural sector, and the improvement of the economic situation in the Union countries will give it access to new multi-million markets.
Keywords: Eurasian Customs Union; Gross Domestic Product; World Trade Organization; Customs Union; Eurasian Economic Union; Armenia
После распада СССР, когда бывшие республики обрели независимость, настало время перестраивать экономику с плановой на рыночную. Этот факт оказался сильным ударом для всех стран бывшего СССР. Очень болезненно это отразилось и на ситуации в Республике Армения.
Во времена Советского Союза в Армении были налажены пищевая, химическая и легкая промышленность, машиностроение и металлообработка. Также была развита аграрная отрасль, в которой было задействовано около 35% населения республики. После обретения независимости Армения оказалась маленьким государством, не имеющим ни большого количества плодородных земель, ни выхода к морю, ни природных ресурсов. Нагорно-Карабахский конфликт повлек за собой блокаду со стороны Азербайджана и Турции, что также стало большим препятствием для развития экономики.
В 1991 г. правительство Республики Армения для повышения темпа развития экономики и более быстрой адаптации к рыночным отношениям начало приватизацию сельскохозяйственных участков, так как именно в этой отрасли сконцентрированы интересы значительной части граждан. Это дало необходимый эффект в виде толчка в развитии экономической сферы страны, и в 1993 г. было решено начать приватизацию мелких и средних предприятий промышленности. В 1995 г. началась приватизация крупных промышленных предприятий. В 1994 г. Армения, подписав мирное соглашение с Азербайджанской Республикой, получила от Международного валютного фонда средства на продолжение восстановления народного хозяйства.
Таким образом, приватизация и средства международной финансовой организации помогли стабилизировать экономику Армении — начал расти показатель внутреннего валового продукта (ВВП), а показатель инфляции, наоборот, снижался. Однако в период с 1990 по 1993 г. ВВП республики уменьшался, снизившись на 53%. В 1992 г. в Армении было зарегистрировано самое большое падение ВВП среди всех республик СНГ — на 42%. Рост ВВП начался лишь в 1994 г. Следует отметить, что показатель валового продукта в 1999 г. составлял 60% от того же показателя в 1990 г.
С 1994 г. экономика Армении развивалась стабильно и относительно успешно. Так,
в 1999 г. импорт составил 1,9 млрд долл. США. Главным образом ввозились энергоносители, сельхозтехника, необработанные драгоценные металлы, продовольственные продукты и табачные изделия. Основными экспортерами были Россия (около 17%), США (около 11%), Бельгия и Иран (обе 10%).
Экспорт на отчетный период был приблизительно в три раза меньше -685 млн долл. США. Вывозились оборудование и машины, бриллианты, медная руда и программное обеспечение. Приоритетные направления — Бельгия (36%), Иран (15%), Россия (14,5%), США (7%) (http://www.aea.am/files/papers/w1103.pdf).
Внешнеторговые отношения Армении в конце XX в. были довольно ограниченными. Объем импорта превышал экспорт в три раза, что свидетельствует о сильной зависимости экономики страны от внешней торговли. В дальнейшем этот фактор окажет действие на экономику Армении в период мирового кризиса.
В начале XXI в. в Армении начался процесс урбанизации — население из маленьких городов постепенно стало переселяться в столицу. Этому способствовали следующие факторы:
• дееспособное население оказалось безработным вследствие закрытия многих заводов;
• по причине тяжелой экономической ситуации развитию регионов уделялось меньшее внимание, чем столице;
• показатель средней зарплаты в столице был выше, чем в регионах;
• вузы Армении главным образом находятся в столице.
Таким образом, перемещение рабочей силы из регионов в Ереван, а также миграция в другие страны спровоцировали недостаток специалистов в некоторых областях. Например, перед инвесторами в химической промышленности встал вопрос о привлечении персонала со стороны, но специалистов в данной сфере с каждым годом становилось все меньше, из-за чего сворачивались многие проекты по возрождению отрасли.
Рассмотрим наиболее развитые отрасли в республике и проанализируем их положение на сегодняшний день.
Энергетика. В результате распада СССР энергетическая отрасль пострадала больше других. С 1990 г. вопрос энергетической безопасности являлся первостепенным для руко-
водства страны. Данная политика подразумевает акцент на проблеме энергозависимости в российско-армянских отношениях.
Транспорт. В 1980 г. был открыт аэропорт «Звартноц», из которого сегодня отправляется множество международных рейсов. С 2011 г. функционирует новый терминал аэропорта, который был построен с целью увеличения потоков туристов, и сейчас может обслуживать почти 4 млн пассажиров год. Стоит отметить, что в 2013 г. новый терминал признан лучшим аэропортом стран СНГ.
Железная дорога соединяет Армению с Грузией. Правительства Армении и Ирана планируют начать строительство новой ветки, которая свяжет обе республики и будет способствовать повышению внешнеторгового оборота. В контексте вступления Армении в Таможенный и Евразийский союзы это может сделать ее транзитной страной для иранского производителя.
Сельское хозяйство. В последние годы существования Советского Союза в Армении под сельское хозяйство использовались 1340 тыс. га земель, которые были расположены преимущественно на Араратской равнине (где собирают урожай 2-3 раза в год), в долине реки Аракс и прибрежных районах озера Севан.
После начала процесса приватизации в 1991 г. в руках крестьян оказались около 80% всех сельскохозяйственных угодий. Однако за период 1992-1997 гг. объем использования посевных земель сократился почти на 25%, а объем реализации сельскохозяйственной продукции в 1997 г. составил 40% от уровня 1990 г. На сегодняшний день сельскохозяйственная отрасль является наиболее развитой в республике, составляя 31,1% в структуре ВВП Армении.
Главной проблемой в аграрной отрасли на сегодня является реализация продукции. Производители сельскохозяйственной продукции долгие годы ориентировались в основном на местный рынок, из-за чего происходило перенасыщение и избыток предложения. Следствием становилось падение цен на продукты и, следовательно, малый доход для производителя. Сейчас сельхозпроизводители начинают налаживать связи с изготовителями алкогольных напитков и заводами по производству консервов. В контексте увеличения экспорта это должно оказать положительное
влияние на сельскохозяйственную отрасль республики.
Главным фактором увеличения экспорта аналитики считают укрепление на зарубежных рынках сегмента армянской продукции, чему поспособствовало хорошее соотношение ее цены и качества. По сравнению с 2013 г. в 2014 г. объем экспорта увеличился на 33%, а в 2015 г. — еще на 65%. Данная положительная динамика предполагает продолжение развития экспорта в этой сфере, с учетом того, что правительство принимает новые программы по поддержке сельского хозяйства. Расширилась и география экспорта, однако большая часть (около 88%) приходится на страны Евразийского союза, среди которых первое место занимает экспорт в Россию — почти 84% от общего количества.
В 2016 г. отрасли промышленности в структуре ВВП Армении занимали 21,8%. При условии продолжения их развития в целом и увеличения экспорта в связи с интеграцией республики промышленность может стать еще более значимым сектором в экономике страны. Данная отрасль имеет большой потенциал, который требует вложения средств и выхода на рынок стран — участниц интеграции.
Финансы. В ноябре 1993 г. была введена в оборот новая денежная единица — драм. Поначалу он оказался весьма неустойчивым, вследствие чего возникла сильная инфляция. Но помощь международных финансовых организаций поспособствовала улучшению финансового положения республики. Начиная с 1993 г. Армения стала получать кредиты от западных стран — Россия выделила 20 млрд руб., США ассигновали 1 млн долл., а Всемирный банк выдал кредит на 12 млн долл. Результатом указанных действий стала стабилизация местной валюты и ее укрепление. Уже в 1994 г. на территории республики осуществляли деятельность 52 местных и 8 иностранных банков.
Армения продолжает пользоваться финансовой помощью Всемирного банка, МВФ, ООН и ряда стран — России, США, Японии. Количество банков в республике сократилось до 16, начали преобладать финансовые организации с иностранным капиталом.
Главным партнером по внешней торговле для Армении стала Российская Федерация, на которую приходится большая часть экспортируемых товаров и услуг. Но в результате неста-
бильной экономической обстановки экспорт в Россию сократился почти на 28%, что сильно ударило по местному производству.
Ухудшение экономической обстановки привело к сокращению трудовой миграции в Россию и, следовательно, частных трансфертов в Армению.
В 2015 г. падение трансфертов по сравнению с рекордным 2013 г. составило 43%. Это является основной причиной понижения реальной покупательной способности населения, так как, по данным Национальной статистической службы Республики Армения, частные трансферты из России в общей доле трансфертов составляют 74%.
Главными проблемами в экономическом развитии Армении с момента независимости и до сегодняшнего дня остаются следующие:
• высокие темпы передвижения населения (урбанизация и миграция);
• зависимость от зарубежных частных трансфертов, преимущественно из России;
• рост уровня бедности населения, который на сегодня составляет около 30%;
• нечестная конкуренция в малом и среднем бизнесе, которая влечет за собой убыточную деятельность организаций данной категории и последующее их закрытие;
• коррумпированность и неблагоприятный инвестиционный климат.
Из вышеописанного можно сделать вывод, что зависимость от внешних рынков и внутригосударственные проблемы — главная причина медленного роста и развития экономики в стране. Государство, которое мало производит и, следовательно, мало экспортирует, не может
быть сильным экономически, оно будет зависеть от стран-экспортеров и их экономической обстановки. Отсюда следует, что любые процессы, например геополитические или социальные, которые будут оказывать воздействие на экономику страны-экспортера, отразятся и на экономике Армении.
Однако есть и положительные прогнозы. Мнения экспертов относительно улучшения экономической ситуации в России создают базу для укрепления экономики Армении. Снятие санкций с Республики Иран повлечет за собой инвестиции в экономику Армении, последует открытие новых фирм и предприятий. Между правительствами государств ведутся переговоры о предоставлении льгот компаниям с иранским капиталом в сферах промышленности, производства и информационных технологий. Также идут переговоры об открытии железнодорожного сообщения между Арменией и Ираном, что даст местным производителям выход к морю и станет толчком к увеличению экспорта.
Сейчас в Армении продолжается становление аграрной сферы и легкой промышленности, производители стали ориентироваться на международные стандарты. Развиваются информационные технологии. Растет поток туристов в страну.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что улучшение экономической ситуации в России окажет положительное влияние на страны, входящие в Евразийский экономический союз. А так как Армения является сильным игроком в аграрной сфере, это позволит ей выйти на новые многомиллионные рынки.