142
ВЛАСТЬ
2 01 6'1 2
decades of functioning in a highly politicized and ideological environment limiting or even totally controlling the intellectual and spiritual life of the society.
The article analyses changes in the political sphere where democracy, right for choice required the formation of new mentality and independence of thought. Academic freedoms made it necessary for academics, researchers and students to work autonomously and be responsible for taken decisions. The losses during this process were considerable. The changes affected not only higher educational establishments on the former GDR territory but also the Western German universities. Keywords: unification, politicization, ideologization, total control, political environment, academic freedoms
ОВСЕПЯН Мариам Левоновна — аспирант кафедры политологии Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; [email protected])
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ В СОСТАВЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Аннотация. В статье рассматриваются первые итоги интеграции Республики Армения в Таможенный союз. Автор анализирует социально-экономические последствия и перспективы интеграции, исследует статистическую корреляцию экономических показателей армянской экономики и внешних экономических факторов.
Ключевые слова: Таможенный союз, Евразийский экономический союз, таможенные пошлины, экономика Армении, ВТО
Как показывает исторический опыт, в таможенные союзы объединяются преимущественно те страны, у которых примерно равный уровень развития экономики. Они объединяют свои усилия против государств, обладающих значительным экономическим влиянием. Таможенный союз помогает странам с менее устойчивой экономикой защитить своих производителей при помощи различных инструментов: таможенных пошлин, транспортных тарифов и ограничений [Кенчинбаев 2010].
Вступление Армении в Таможенный союз нельзя оценить однозначно. С точки зрения интеграционных усилий ее экономическое положение не так уж привлекательно, к тому же отсутствуют общие границы со странами Таможенного союза. Однако это не стало препятствием для подписания 10 октября 2014 г. соглашения о том, что 1 января 2015 г. Армения присоединится к Евразийскому экономическому союзу. Вступление Армении в Таможенный союз обеспечивает ей не только экономические, но и в большей части политические выгоды.
При этом, прежде чем вступить в ЕврАзЭС, страна получила немало важных преференций: новое соглашение с РФ позволит сохранить на 5 лет цены на газ для жителей Армении в районе 6 000 руб. за 1 000 куб. м вместо прежних 8 600 руб., а также позволит импортировать алмазы и нефтепродукты без наценок. С экономической точки зрения вступление Армении в ТС является выгодным, т.к. снижаются технические барьеры в торговле. Таможенный союз - это отсутствие границ, отсюда следует отсутствие таможенного оформления и действующих на сегодняшний день всевозможных требований, предъявляемых при пересечении границы1.
1 Таможенный кодекс Таможенного союза. Ст. 1. Таможенное регулирование в таможенном союзе. Доступ: http://tktsrf.ru/razdel-1/glava-1/st-1-tk-ts
Вступление в Таможенный союз, по мнению специалистов, обеспечит Армении снижение транзакционных издержек, таможенные пошлины на импортируемые из ТС сырьевые товары (газ, уран, алмазы) снизятся до нуля, что также имеет большое значение [Богомолова 2014].
С другой стороны, на внешних границах ТС изменились тарифы для импортируемых товаров. Это значит, что при вступлении в ТС Армения обязалась применять пошлины ТС. Имеется ощутимая разница в таможенном законодательстве, она наиболее выражена в сфере сельхозтоваров и сырья. Они построены таким образом, чтобы защитить производителей. Присоединившись к пошлинам ТС, Армения повысила конкурентоспособность товаров местных производителей, в т.ч. и на внутреннем рынке. Местные производители в плане конкуренции получают достаточно серьезные преимущества по отношению к импортерам из третьих стран. В основном это относится к тем отраслям экономики, которые имеют потенциал развития в Армении (сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность).
Ключевым условием развития армянской экономики является привлечение инвестиций. По оценкам специалистов, вступление Армении в Таможенный союз существенно снижает инвестиционные риски. Это значит, что, поскольку в ТС расширяются объемы рынка, инвестиционная среда в Армении существенно улучшается. Если же сюда добавить снижение политических рисков с точки зрения экономики, то это в разы повышает инвестиционную привлекательность Армении.
На сегодняшний день правительство Армении существенно активизировало работу по привлечению инвесторов из стран Таможенного союза. В то же время идет создание новых кооперационных связей между армянскими предприятиями малого и среднего бизнеса с аналогичными предприятиями других стран ТС.
Создаются новые правила и условия ведения бизнеса. Однако, даже если все прогнозы осуществятся, положительный эффект не проявится мгновенно. Успех в основном зависит от того, насколько правильно Армения сможет выстроить свою политику в поддержании бизнес-сообщества, чтобы оно могло эффективно использовать эти возможности. В целом, по предварительным оценкам потенциал роста ВВП Армении при вступлении в ТС в среднесрочной перспективе оценивается в 4,5%
Немаловажным фактором во взаимодействии с ТС на сегодняшний день является связь экономики Армении с экономикой России. На Россию приходится около 20% всего товарооборота армянской экономики. Зависимость экономического развития Армении от взаимных контактов с Россией связана в основном со следующими факторами:
1) экспорт армянских товаров на российский рынок напрямую зависит от темпов развития российской экономики; замедление роста российской экономики может привести к сокращению потребления;
2) замедление экономического развития может привести к сокращению частных трансфертов (они составляют около 3 млрд долл. в год);
3) приток инвестиций зависит от фазы делового цикла в российской экономике.
Так, в среднесрочной программе на следующий год прогнозировался 6-процентный рост экономики, а в бюджете 2017 г. уже заложен показатель роста в размере до 4,2%. Здесь учтены все факторы, в т.ч. и положение дел в экономике России. Участие в ТС может послужить хорошим импульсом для развития
1 Интервью с первым заместителем министра экономики Армении Карине Минасян. Доступ: https:// regnum.ru/news/1732590.html
144
ВлАсть
2 016'12
бизнеса и увеличения его конкурентоспособности. Затягивание этого процесса, наоборот, может привести к негативным последствиям.
Следует отметить и ситуацию в промышленности по обработке алмазов. Их Армения импортирует из России, поэтому вступление в ТС также повлияло на эту сферу. Экспортная пошлина России на необработанные алмазы составляет 6,5%. Это является достаточно высоким процентом, поскольку в алмазном бизнесе 2% считается достаточно высоким уровнем доходности. Вступление в ТС обнулило экспортную пошлину на импортные алмазы. С учетом того, как развивается ювелирный рынок, это дополнительная поддержка армянской ювелирной промышленности. Экспорт ювелирных товаров является одной из важных статей армянского экспорта. Здесь также должна существенно упроститься процедура вывоза [Актуальные проблемы... 2010].
После вступления в Таможенный союз происходит изменение структуры рынка. Возрастает приток товаров из других стран ТС. Здесь необходимо отметить, что из-за увеличения таможенных пошлин население начинает беспокоить возможное повышение цен на ввозимые из третьих стран определенные группы товаров. Это является предметом текущих переговоров. Правительство Армении не раз упоминало о необходимости определенных изъятий из таможенных пошлин для групп особо важных для населения товаров на определенный период времени, чтобы это не оказало негативное влияние на граждан с низким уровнем доходов.
При сравнении таможенных пошлин Армении и ТС видно, что разница в пошлинах на товары бытовой техники очень низкая; по части товаров легкой промышленности разница небольшая; по транспорту разница ощутима. Не стоит забывать, что Россия является членом ВТО, и она взяла на себя определенные обязательства. В рамках этих обязательств она постоянно снижает пошлины на импорт транспортных средств. При сравнении с действующими в Армении пошлинами к 2017 г. ситуация станет более сбалансированной. Конечно, повышения цен по отдельным группам товаров, которые в основном потребляются населением с более высокими доходами, не избежать.
Вступая в ТС Армения берет на себя обязательства ТС. Однако обязательства перед ТС и ВТО во многом не совпадают. В большей степени это связано с тарифным регулированием. При вступлении в ТС субъектность с точки зрения ведения переговоров с ВТО перемещается в ТС. Конечно, как государство Армения будет вести переговоры со странами ВТО, но уже будет это делать как государство -участник Таможенного союза [Винокуров, Либман 2012: 59].
Необходимо также учитывать, что в рамках ТС для Армении крайне важным является подписание соглашений, непосредственно нацеленных на получение прямых инвестиций и инвестиций, связанных с модернизацией. Это нужно в первую очередь для того, чтобы иметь возможность создавать новые рабочие места, а также сохранить профессиональные кадры, поскольку облегчение миграции создает проблему депопуляции Армении, которая и так возрастает с каждым годом.
Интересен тот факт, что отсутствие у Армении общих границ с другими странами ТС может сыграть положительную роль, т.к. в этом случае она получает особые условия вступления в ТС. Также Армения имеет меньше обязательств по отношению к ТС и может добиться разного рода преференций.
Предполагалось также, что вступление Армении в ТС должно было стать фактором геополитической стабильности на Кавказе. Одной из многих причин нестабильной геополитической обстановки в регионе является то, что Армения в экономическом плане развивается очень медленно, тогда как Азербайджан имеет достаточно высокие темпы роста на постсоветском пространстве. В течение 2-3 лет после вступления в ТС Армении необходимо повысить уровень экономиче-
ского роста до 5-7% в год. В реальности Россия - единственный рынок, позволяющий развиваться экономике Армении, причем не только в количественном, но и в качественном отношении.
Можно отметить следующие положительные эффекты от вступления Армении в ТС:
- снижение цен на газ (около 140 млн долл. в год);
- отмена прочих российских экспортных пошлин, к примеру на необработанные алмазы;
- запланированные инвестиции в нефтеперерабатывающую отрасль (строительство нефтеперерабатывающего завода) и поставки нефти для местного потребления без экспортной пошлины;
- возможность косвенного субсидирования бюджета через торговлю нефтепродуктами (например, поддержку бюджета можно осуществлять через поставки нефтепродуктов по внутренним ценам ЕЭП, позволяя государству собирать дополнительные налоги);
- повышение таможенных тарифов окажет положительное влияние на наполняемость бюджета страны.
Перспективы развития системообразующих предприятий Армении связаны со странами ТС и, в частности, с Россией. Уже сегодня объем накопленных российских капиталовложений превысил 3 млрд долл.1
В основных отраслях армянской экономики работают почти 1,5 тыс. российских компаний. По мнению специалистов, после вступления в Таможенный союз армянские производители получат беспрепятственный доступ товаров на внешний рынок. Инвестиции российских компаний в экономику Армении продолжились после вступления в ТС, увеличившись за 3 года примерно на 10-15%. В числе иных положительных сдвигов, которые произошли в Армении после присоединения к ТС, специалисты отмечают снижение уровня монополизации, теневой экономики и коррупции. Расширение рынка и повышение конкуренции после вступления Армении в ТС не позволят армянским монополиям сохранить свои позиции. Другим позитивным результатом присоединения Армении к ТС эксперты и аналитики считают перспективы роста в сфере высоких технологий благодаря профессионализму армянских специалистов и российским технологиям.
Также следует отметить следующие факторы, способствующие экономическому росту:
- темпы роста экономически активного населения (воздействуют с лагом в 4 квартала). При увеличении численности экономически активного населения на 1% темпы экономического роста увеличатся на 0,17%;
- темпы роста капитала, напрямую связанного с уровнем интеграции с ТС, поскольку 60% прямых инвестиций идут из стран ТС (влияют в том же квартале). При росте капитала на 1% темпы экономического роста возрастают на 0,2%;
- уровень интеграции Армении с ТС имеет положительное влияние (с лагом в 2 квартала). Если уровень интеграции (оцененный по специальному индексу) повысить на 1%, тогда при прочих равных условиях темпы экономического роста увеличатся на 5%;
- скорость роста трансфертов (оказывает влияние через 3 квартала). При повышении на 1% темпы экономического роста возрастут на 1,23%;
- темпы роста товарооборота (влияют в том же квартале - краткосрочный эффект). При росте в 1% темпы экономического роста возрастут на 1,1%2.
1 База данных МВИ СНГ. Доступ: http://www.eabr.Org/r/research/centre/projectsCII/invest_monitoring/ index.php?id_16=48970
2 Армения и Таможенный союз: оценка экономического эффекта интеграции. Санкт-Петербург: Евразийский банк развития, Центр интеграционных исследований. 2013.
146
ВЛАСТЬ
2 01 6'1 2
Следует отметить и прямой эффект от воздействия интеграции на рост ВВП. Повышение уровня интеграции через инвестиции и экспорт должно было дать примерно 20% увеличения темпов экономического роста. Предполагалось, что дополнительный рост ВВП составит примерно 1%. Поскольку трансферты в РА при интеграции могли возрасти на 3% в год, это увеличило бы примерный темп роста ВВП на 4% (0,2% дополнительного роста ВВП).
Однако темпы роста ВВП оказались не такими, как прогнозировалось до вступления в ТС. Это объясняется тем, что спад в экономике России потянул за собой экономики всех стран - участниц ТС.
Результаты исследований позволяют утверждать, что в процессе интеграции с ТС рост может составить 1,5-2% (в 2017 г. прогнозируется прирост примерно на 300 млн долл. с учетом того, что интеграция влияет и на темпы роста капитала). Еще через 2 года при условии приближения цен на минеральные продукты к ценам в ТС дополнительный рост ВВП может составить 4% (прирост примерно на 400 млн долл.). В заключительном отчете по ассоциативному соглашению с ЕС прогнозируется прирост на 146 млн долл., к тому же в долгосрочной перспективе. При строительстве же новой атомной электростанции при содействии ТС, строительстве железной дороги с Ираном, дороги «Север - Юг» и при открытии железнодорожного сообщения через Грузию темпы роста ВВП Армении станут стабильно высокими, обеспечив при этом экономическую безопасность республики.
Для оценки состояния национальной экономики большое значение имеет также такой показатель, как безработица. В последние годы процент безработных в Армении стал увеличиваться. После вступления Армении в ТС уровень безработицы стал снижаться, поскольку значительная часть населения мигрировала в Россию на заработки. Но ухудшение экономического состояния в России и последующее уменьшение спроса на рабочую силу заставили трудовых мигрантов вернуться в Армению, где они вновь оказались безработными.
Основной причиной вступления Армении в ТС и отказа от европейской интеграции являлось нежелание правительства Армении оказаться в ситуации, в которой оказалась Грузия несколько лет назад, выбрав прозападную ориентацию. Также, вступая в ТС и параллельно являясь членом ОДКБ, Армения ожидала, что это в большей степени гарантирует ее безопасность, учитывая геополитическую обстановку в регионе. События апреля 2016 г. в Карабахе стали новым вызовом, который проверит прочность экономической и политической интеграции Армении в ТС.
Статья подготовлена под научным руководством доктора политических наук профессора С.В. Расторгуева, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации.
Список литературы
Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела и пути их решения: сборник материалов международной научно-практической конференции. 2010. М.: Изд-во Российской таможенной академии. Ч. 2. 128 с.
Богомолова А.А. 2014. Таможенное право: конспект лекций. М.: Юрайт. 176 с.
Винокуров Е.Ю., Либман А.М. 2012. Евразийская континентальная интеграция. СПб: Центр интеграционных исследований. 224 с.
Кенчинбаев Р.Р. 2010. Концепция построения механизма таможенного регулирования участников таможенного союза. - Вестник Российской таможенной академии. № 7.
OVSEPYAN Mariam Levonovna, postgraduate student at the Chair of Political Science, Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky Ave, Moscow, Russia, 125993; ovsepyan_ [email protected])
CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF ARMENIA AS A PART OF THE CUSTOMS UNION
Abstract. The article is dedicated to the first results of the integration of the Republic of Armenia into the Customs Union. First off, the author analyzes the socio-economic consequences and prospects of the integration and studies statistical correlation of economic indicators of the Armenian economy and external economic factors. Keywords: Customs Union, Eurasian Economic Union, customs duties, Armenian economy, WTO
ГАДЖИМУРАДОВА Гюльнара Ильясбековна — кандидат философских наук, доцент; старший научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН (119333, Россия, г. Москва, ул. Фотиевой, 6;[email protected])
ЖЕНСКАЯ МИГРАЦИЯ ИЗ АРАбО-МУСУЛЬМАНСКИх СТРАН В ЕВРОПУ: ПРИЧИНЫ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. Статья посвящена теме миграции женщин из мусульманских стран в Европу. Исследуются причины и последствия этой миграции. Женская миграция, особенно в период миграционного кризиса, выделяется в отдельную группу, т.к. обладает своими особенностями, во многом отличными от мужской. Подробно анализируется жизнь женщины в мусульманской общине, ее права и обязанности, а также возможности в новой стране.
Ключевые слова: мусульманская умма, дар-аль-ислам, дар-аль-куфр, женская миграция, преступления чести, интеграция
Вторая мировая война и распад колониальной системы явились отправной точкой притока в Европу дешевой рабочей силы из стран Африки, преимущественно с мусульманским населением.
Непрекращающиеся военные действия, постоянная угроза жизни, экологические катастрофы, связанные с опустыниванием земель, дефицитом пресной воды, природными катаклизмами, голод, болезни, нищета, перенаселенность заставляют людей покидать насиженные места и искать счастья в других странах. И конечно же, «слабым звеном» в этих условиях оказываются женщины, дети и старики.
Долгое время миграция носила маскулинный характер. Мужчины уезжали на заработки, многие затем оседали в странах приема, интегрировались и обзаводились семьями. С конца XX в. происходит постепенная феминизация миграции. Это связано как с политическими, так и с экономическими причинами. На фоне глубочайшего миграционного кризиса женская миграция выделяется в особую группу, т.к. она, обладая общими чертами, имеет свою специфику и особенности.
Женщины-мигранты, как правило, попадают в категорию низкооплачиваемых групп населения, т.к., чтобы выжить и прокормить свои семьи, они берутся за