Научная статья на тему 'Процесс формирования и развития Евразийского экономического союза: реалии и перспективы'

Процесс формирования и развития Евразийского экономического союза: реалии и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
963
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС / CUSTOMS CODE / ЕДИНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / UNIFORM CUSTOMS SPACE / ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / EUROASIAN ECONOMIC COMMUNITY / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EUROASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Куликова И. В.

Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России представляет собой форму экономической интеграции трех государств на постсоветском пространстве. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) международное интеграционное экономическое объединение (союз), в состав которого в настоящее время вошли Россия, Белоруссия и Казахстан, вступает в силу с 1 января 2015 г. ЕАЭС создан на базе Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) с целью дальнейшего развития сотрудничества, укрепления экономик и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке. В ближайшие годы прогнозируется продолжение экономической интеграции государствами-членами ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Customs Union of Belarus, Kazakhstan and Russia represents the form of economic integration of three states on the post-Soviet territory. The Euroasian Economic Union (EEU) the international integration economic association (union) into which structure now have entered Russia, Belarus and Kazakhstan, comes into force since January, 1st, 2015. EEU is created on the basis of the Customs Union, the Euroasian Economic Community (EEC) for the purpose of the further development of cooperation, strengthening of economy and increase of competitiveness of the countries-participants in the world market. The next years continuation of economic integration by member states EEC is predicted.

Текст научной работы на тему «Процесс формирования и развития Евразийского экономического союза: реалии и перспективы»

И. В. Куликова

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА: РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация

Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России представляет собой форму экономической интеграции трех государств на постсоветском пространстве. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международное интеграционное экономическое объединение (союз), в состав которого в настоящее время вошли Россия, Белоруссия и Казахстан, вступает в силу с 1 января 2015 г. ЕАЭС создан на базе Таможенного союза, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) с целью дальнейшего развития сотрудничества, укрепления экономик и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке. В ближайшие годы прогнозируется продолжение экономической интеграции государствами-членами ЕАЭС.

Ключевые слова

Таможенный союз, интеграция, Таможенный кодекс, единое таможенное пространство, Евразийское экономическое сообщество, Евразийский экономический союз.

I. V. Kulikova

PROCESS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE EURASION ECONOMIC UNION: REALITIES AND PROSPECTS

Annotation

The Customs Union of Belarus, Kazakhstan and Russia represents the form of economic integration of three states on the post-Soviet territory. The Euroasian Economic Union (EEU) — the international integration economic association (union) into which structure now have entered Russia, Belarus and Kazakhstan, comes into force since January, 1st, 2015. EEU is created on the basis of the Customs Union, the Euroasian Economic Community (EEC) for the purpose of the further development of cooperation, strengthening of economy and increase of competitiveness of the countries-participants in the world market. The next years continuation of economic integration by member states EEC is predicted.

Keywords

Customs Union, integration, Customs code, uniform customs space, Euroasian Economic Community, Euroasian Economic Union.

2014 № 4 (48) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России представляет собой форму экономической интеграции трех государств на постсоветском пространстве. Она предусматривает учреждение единой таможенной территории, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. Страны-участницы Таможенного союза договорились об использовании единых таможенных тарифов и других мер регулирования в процессе торговли с третьими странами.

Проблемы интеграционных процессов в мировой экономике в целом и на постсоветском пространстве в частности были исследованы в работах российских ученых и ученых стран СНГ, таких как: С. Ю. Глазьев, P. С. Гринберг, Д. К. Девин, С. И. Долгов, В. В. Ермакова, Л. Н. Красавина, В. Л. Лихачев, И. А. Максимцев, М. В. Мяснико-вич, К. А. Нерцесов, Г. Г. Рахматулина, П. А. Саакян, В. Л. Сельцовский, А. Н. Спартак, Т. О. Станбеков, Е. А. Федоров, Т. О. Ферапонтова, Ф. М. Хамрали-ев, Л. И. Хомякова, Н. А. Черкасов, Ю. В. Шишков и др.

Данные вопросы затрагивались также в англоязычной экономической литературе [1]. В частности, на страницах World Customs Journal отмечается, что Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана способствует процессу интеграции, который вызван культурной и географической близостью этих стран. Несмотря на различные стартовые условия сторон, наблюдается рост взаимной торговли в рамках союза. Вместе с тем проект интеграции трех государств не ограничен евразийской территорией. Создание таможенного объединения по правилам ВТО способствует продвижению Белоруссии и Казахстана в многостороннюю систему торговли. При этом самая серьезная проблема этих трех стран видится в со-

здании правовых, а не экономических основ союза [2].

Неслучайно, процесс интеграции Единого таможенного пространства стран-членов ЕврАзЭС исследован недостаточно.

Опыт сотрудничества на пространстве СНГ во многом послужил основой для углубления разноформатных интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза и Единого экономического пространства. Своего рода продолжением Содружества как интеграционного объединения стало Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), а также сформировавшиеся в его рамках Таможенный союз, Единое экономическое пространство, а также Евразийский экономический союз, который должен стать полноценным интеграционным объединением с 1 января 2015 г. [3].

Создание Евразийского таможенного союза происходило в несколько этапов путем принятия трех межгосударственных договоров, подписанных в 1995, 1999 и 2007 гг., последний из которых учредил единую таможенную территорию и способствовал формированию Таможенного союза. Доступ продукции на территорию Таможенного союза осуществлялся после проверки ее на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, которые применимы к данным продуктам. На данный момент разработано более тридцати технических регламентов Таможенного союза. С 1 января 2012 г. три государства образовали Единое экономическое пространство для углубления экономической интеграции. Все три страны ратифицировали 17 соглашений, регулирующих создание и функционирование Единого экономического пространства (ЕЭП). 29 мая 2014 г. в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза.

В настоящее время единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Белоруссии, Казахстана и России, а также находящиеся за пределами территорий госу-

дарств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией [4].

Действующий Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) принят в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза ЕврАзЭС [5]. На основании Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 48 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, утвержденный данным документом, вступил в силу с 6 июля 2010 г. с учетом временных изъятий, установленных Протоколом от 5 июля 2010 г. В Республике Казахстан и Российской Федерации данный Договор применяется с 1 июля 2010 г. Договор ратифицирован Федеральным законом «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» от 02.06.2010 № 114-ФЗ [6].

Принятие Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) стало важнейшим этапом в интеграции единого таможенного пространства стран — членов Евразийского экономического сообщества. Прежде всего, ТК ТС заменил таможенные кодексы стран участниц Таможенного союза. В кодексе закреплены основные принципы перемещения товаров через территорию

До вступления в силу ТК ЕАЭС таможенное регулирование в союзе будет осуществляться в соответствии с догово-

Таможенного союза (по его территории), правила определения страны происхождения товара, формирования его таможенной стоимости, порядок применения различных процедур. На основании ТК ТС действуют единые условия транзита на всей территории союза.

В Договоре о Евразийском экономическом союзе, который начнет применяться с 1 января 2015 г., предусмотрено, что в ЕврАзЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом союза, международными договорами и актами, составляющими право союза, положениями самого договора о ЕврАзЭС.

В то же время принятая версия договора о создании ЕАЭС носила компромиссный характер. В частности, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Евразийский экономический суд не получили широких контрольных полномочий. При неисполнении постановлений ЕЭК неспорный вопрос передается на рассмотрение Евразийского экономического суда, решения которого носят исключительно рекомендательный характер. При этом окончательное решение выносится на уровне совета глав государств. Кроме того, актуальные вопросы по созданию единого финансового регулятора, по политике в области торговли энергоносителями, а также по проблеме существования изъятий и ограничений в торговле между участниками ЕАЭС были отложены до 2025 г. или на неопределённый срок [7].

ром о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. и другими международными договорами государств-

Таблица 1 — Характеристика стран ЕАЭС (по состоянию на 2013 г.) [8]

Страны Население, млн чел. Размер реального ВВП, млрд долл. Размер ВВП на душу населения, тыс. долл. Инфляция, % Уровень безработицы, % Торговый баланс, млрд долл.

Россия 142,5 2113,0 14,8 6,8 5,8 174,0

Белоруссия 9,6 69,2 7,2 19,0 0,0 -3,1

Казахстан 17,7 224,9 12,7 5,8 5,3 35,2

членов, регулирующими таможенные правоотношения, которые были заключены в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующими на 1 января 2015 г. Такая возможность закреплена в переходных положениях договора о ЕврАзЭС (ст. 101).

Х.-М. Вольфганг, Г. Бровка, И. Бело-зеров обращают внимание на то, что цель данного интеграционного проекта состоит в ускорении социального развития и улучшении уровня жизни населения. Они считают, что причинами разработки данных проектов являются экономическая взаимозависимость постсоветских государств, их географическая и культурная близость между ними. Вместе с тем до настоящего времени политической воли для продвижения интеграции недоставало. Создавая Таможенный союз, Россия, Белоруссия и Казахстан предприняли попытку укрепить всесторонние экономические отношения, существенно ослабленные за последние 20 лет. Поднимая Таможенный союз на уровень общего рынка, участники надеются увеличить доходность стран ЕврАзЭС и сделать их более привлекательными для инвесторов. С другой стороны, установление общих правовых рамок посредством наднационального законодательства расширит экономическую свободу, которая может быть необходима для хозяйствующих субъектов [2].

Отмена таможенных границ между этими тремя странами означала первую стадию в развитии Таможенного союза. После задержки на несколько месяцев пограничный контроль был ликвидирован 1 июля 2011 г. Ограничения на свободную торговлю находятся также в процессе подготовки к отмене. Данные меры ясно способствовали облегчению торговли между странами-участницами, особенно во время финансового и экономического кризиса.

Безусловно, самый важный экспортный продукт во взаимных торговых отношениях между странами Таможенного союза — энергетические ресурсы, которые составляют почти 50 % общего объе-

ма экспорта. Большую важность также имеет продукция машиностроения, торговля транспортными средствами, химической и металлургической продукцией. Российский экспорт в настоящее время составляет почти две трети объема взаимной торговли и повышается. По оценкам Российской Академии наук, полный эффект интеграции составит 1,4 млрд долл., или 15 % общего ВВП к 2015 г. Евразийский Банк развития также выдал чрезвычайно оптимистический прогноз относительно экономического развития в пределах Таможенного союза [2].

По данным члена коллегии (министра) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) В. Гошина, в договорно-правовую базу ТС и ЕЭП наряду с Таможенным кодексом ТС входят тридцать международных договоров, девять из которых уже потеряли актуальность и будут отменены с 1 января 2015 г. Нормы 16 международных договоров были пересмотрены и в измененном виде включены в проект Таможенного кодекса ЕврАзЭС. В качестве отдельных международных договоров теперь останутся только те, которые затрагивают таможенные вопросы, но непосредственно не регулируют таможенные правоотношения. Сейчас таких договоров пять. Среди них соглашения, касающиеся работы объединенной коллегии таможенных служб государств — членов ТС, деятельности представительств таможенных служб, соглашения, определяющие особенности привлечения лиц к административной и уголовной ответственности, а также оказания правовой помощи и взаимодействия таможенных органов государств — членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

В целом при подготовке проекта ТК ЕврАзЭС помимо согласования его терминологии и норм с положениями договора о ЕврАзЭС, а также импле-ментации в него положений 16 международных договоров, решаются весьма актуальные для государств — членов ЕврАзЭС задачи: совершенствование

таможенного администрирования с использованием современных информационных технологий; сокращение национального сегмента таможенного регулирования; учет положений международных конвенций по таможенным вопросам и обязательств государств-членов, принятых в рамках ВТО, в том числе соглашения по упрощению процедур торговли от 11 декабря 2013 г.; устранение недостатков, имеющих место в Таможенном кодексе ТС [9].

Среди наиболее важных изменений таможенного законодательства, которые нашли отражение в проекте ТК ЕврАзЭС, можно выделить следующие:

- дальнейшее внедрение электронной формы таможенного декларирования, и, лишь в особо оговоренных в законодательстве случаях, использование ее письменного формата;

- необходимость применения автоматического совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, основанных на информационных системах таможни;

- декларация может быть представлена в таможенный орган самостоятельно, то есть без дополнительных документов, использованных при ее заполнении;

- совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров или их убытием должно осуществляться на основе системы «единого окна»;

- минимизация времени, используемого для выпуска товаров;

- условия использования товаров, которые помещаются под таможенные процедуры и имеют ограничения по их использованию на таможенной территории ЕврАзЭС либо за его пределами, должны быть четко регламентированы.

В проекте ТК ЕврАзЭС должны появиться новации в отношении регулирования системы управления рисками в процессе проведения таможенного контроля; выполнения таможенного контроля после выпуска товаров; про-

ведения таможенных операций в отношении транспортных средств международной перевозки; перемещения товаров физическими лицами для личного пользования; деятельности уполномоченных экономических операторов.

Библиографический список

1. Andriamananjara, S. Customs unions / Chauffour, J.-P., Maur, J.-C. Preferential trade agreement policies for development : a handbook. — Washington : World Bank, 2011.

2. Wolffgang, H.-M., Brovka, G., Belozerov, I. The Eurasian Customs Union in transition // World Customs Journal. — 2013. — Vol. 7. — № 2.

3. Международно-правовые основы создания и функционирования Евразийского экономического союза /отв. ред. Е. Г. Моисеев. — М., 2014.

4. О таможенном регулировании в Российской Федерации : [Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3] [Электронный ресурс]. — URL : http://base.garant.ru/12180625.

5. Собрание законодательства РФ.

— 2010. — № 50. — Ст. 6615.

6. Российская газета. — 2010. — 4 июня.

7. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) [Электронный ресурс]. — URL : http://www.ereport.ru/articles/ecu nions/eaeu.htm.

8. CIA World Factbook [Электронный ресурс]. — URL : https://www.cia.gov/library/publications/th e-world-factbook.

9. Гошин, В. Таможенный кодекс ЕАЭС принесет предпринимателям только выгоду [Электронный ресурс].

— URL : http://eurasiancenter.ru/ expert/20140730/1003612288.html.

10. Саакян, П. А. Институциональная основа формирования единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана // Микроэкономика. — 2013. — № 4.

Bibliographic list

1. Andriamananjara, S. Customs unions / Chauffour, J.-P., Maur, J.-C. Preferential trade agreement policies for development : a handbook. — Washington : World Bank, 2011.

2. Wolffgang, H.-M., Brovka, G., Belozerov, I. The Eurasian Customs Union in transition // World Customs Journal. — 2013. — Vol. 7. — №2.

3. International legal bases of creation and functioning of the Euroasian economic union / ed. by E. G. Moiseyev. — M., 2014.

4. On customs regulation in the Russian Federation [Federal law from 27.11.2010 № 311-FZ] [Electronic resource], — URL : http://base.garant.ru/ 12180625.

5. Compilation of laws of the Russian Federation. — 2010. — № 50. — 6615.

6. Rossiyskaya gazeta. — 2010. — 4, June.

7. Euroasian Economic Union (EAEU) [Electronic resource], — URL : www. ereport. ru/ articl es/ ecunions/eaeu. htm.

8. CIA World Factbook [Electronic resource], — URL : https://www.cia.gov/ library/publications/the-world-factbook.

9. Goshin, V. Customs code of EAEU will bring to businessmen only benefit [Electronic resource], — URL http://eurasian-center.ru/expert/20140730/ 1003612288.html.

10. Saakyan, P. A. Institutional framework for the establishment of a single economic space between Russia, Belarus and Kazakhstan // Microeconomics. — 2013. — № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.