РАЗДЕЛ 1 МОДЕЛИ, СИСТЕМЫ, СЕТИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
УДК 339
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
С. А. Агамагомедова
CERTAIN ASPECTS OF THE ADMINISTRATIVE LEGISLATION OF THE REPUBLIC OF ARMENIA IN TERMS OF MEMBERSHIP IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION
S. A. Agamagomedova
Аннотация. Актуальность и цели. В условиях стремительных процессов евразийской экономической интеграции остро встает проблема гармонизации и унификации законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В статье рассмотрены отдельные аспекты административного и таможенного законодательства Республики Армения как члена ЕАЭС. Проведен сравнительный анализ порядка судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также отдельных понятийных аспектов таможенного законодательства. Цель работы - проанализировать отдельные аспекты развития административного и таможенного законодательства Республики Армения в контексте ее членства в Евразийском экономическом союзе. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа различных нормативно-правовых источников, а также научных работ в области законодательства Республики Армения. Результаты. Исследованы отдельные аспекты развития административного и таможенного законодательства Республики Армения в рамках евразийской экономической интеграции. Выводы. Членство Республики Армения в процессах евразийской экономической интеграции должно быть обеспечено гармонизацией и унификацией различных отраслей законодательства Республики Армения как участника Евразийского экономического союза. Данные выводы применимы и к другим как действующим, так и потенциальным членам Евразийского экономического союза.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Республика Армения, таможенное законодательство, административное законодательство, административные суды.
Abstract. Background. In the context of rapid economic integration processes of Eurasian sharply raises the problem of harmonization and unification of legislation of the Member States of the Eurasian Economic Union (EAEC). The article discusses some aspects of the administrative and customs legislation of the Republic of Armenia as a member of the EAEC. A comparative analysis of judicial review of administrative cases, as well as certain conceptual aspects of customs legislation. The purpose of work - to analyze some
aspects of the administrative and customs legislation of the Republic of Armenia in the context of its membership in the Eurasian Economic Union. Materials and methods. The implementation of research tasks has been reached on the basis of an analysis of various regulatory sources and scientific works in the field of legislation of the Republic of Armenia. Results. We studied some aspects of the administrative and customs legislation of the Republic of Armenia in the framework of the Eurasian economic integration. Conclusions. Membership of the Republic of Armenia in the Eurasian economic integration should be ensured harmonization and unification of the various branches of the legislation of the Republic of Armenia as a member of the Eurasian Economic Union. These conclusions apply to the other as a current and potential members of the Eurasian Economic Union.
Key words: Eurasian Economic Union, the Republic of Armenia, customs legislation, administrative law, administrative courts.
В настоящее время взаимоотношения между государствами на постсоветском экономическом пространстве выходят на качественно новый уровень. Речь идет о развитии новых форм межгосударственной интеграции в рамках Евразийского экономического союза.
С января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор о ЕАЭС). Договором о ЕАЭС утверждается создание экономического союза, в рамках которого обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим документом и международными договорами в рамках Союза [1].
Договор о ЕАЭС был подписан президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 29 мая 2014 г. в Астане. Позже к Договору о ЕАЭС присоединились Республика Армения, подписавшая Договор о присоединении к Союзу 10 октября 2014 г., и Кыргызская Республика, подписавшая аналогичный Договор 23 декабря 2014 г.
Евразийский экономический союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.
В условиях территориального расширения евразийской интеграции и включения в ЕАЭС новых членов особую актуальность приобретают вопросы гармонизации и унификации целого ряда отраслей законодательства государств - участников интеграционных процессов. Рассмотрим данные проблемы на примере специфики развития административного и таможенного законодательства Республики Армения (РА) в условиях членства в Евразийском экономическом союзе.
На протяжении последних десятилетий активное развитие международного сотрудничества в различных сферах деятельности (внешнеторговой, туристической, гуманитарной и др.) обусловило все более высокую степень интеграции международных и национальных правовых норм, регулирующих таможенные правоотношения [2].
При этом особое значение в рассматриваемом процессе имеет выделение наднационального уровня регулирования целого ряда общественных отношений. Наиболее наглядно проследить выделение данного уровня можно на примере таможенных и смежных с ними отношений. Так, нами был выделен наднациональный институт административно-правового регулирования защиты прав интеллектуальной собственности в рамках евразийской интеграции [3].
Традиционно таможенные отношения неразрывно связаны с административными отношениями. Более того, в российской юридической науке обоснована и успешно развивается концепция таможенного права как подотрасли административного права.
В условиях членства Республики Армения в ЕАЭС становится востребованным анализ ее таможенного и административного законодательства. Его сложностью является то, что часть нормативно-правовых актов РА не имеет официального перевода на русский язык. Речь идет прежде всего о Кодексе об административных правонарушениях Республики Армения от 6 декабря 1985 г. [4].
Вопросы административного законодательства РА, а также сравнительно-правовой анализ отдельных аспектов его формирования и развития исследовались отдельными учеными [5]. Однако комплексный, целостный и системный анализ административного законодательства РА в контексте ее членства в Евразийском экономическом союзе отсутствует. Подобные исследования позволили бы повысить эффективность процессов гармонизации и унификации законодательства государств-членов ЕАЭС.
Безусловно, существование различных моделей организации административной юстиции обусловлено историко-правовыми причинами. Каждое государство имеет собственную систему контроля за законностью управленческой деятельности, соответствующую его правовым традициям и специфике государственного механизма [6].
Потребность в административной реформе в Армении остро обозначилась после распада СССР, однако до последнего времени для ее осуществления серьезные шаги не предпринимались [7].
Учитывая, что нормы административного права регулируют очень широкую разновидность общественных отношений, рассмотрим один из аспектов административно-правового регулирования в Республике Армения - судебное рассмотрение дел об административных правонарушениях.
Специалисты настаивают на том, что Арменией, как и Грузией, был использован германский опыт разделения основных источников административно-процессуального права на закон о работе административных органов и закон о судебном процессе [6]. Так, наряду с Кодексом об административных правонарушениях Республики Армения в РА действует Кодекс административного судопроизводства Республики Армения от 28 декабря 2013 г. № ЗР-139 [8]. Он устанавливает порядок осуществления права судебной защиты физических и юридических лиц в Административном суде Республики Армения, Административном апелляционном суде Республики Армения и гражданской и административной палате Кассационного суда Республики Армения от нормативных правовых и административных актов, действий или бездействия государственных органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также порядок рассмотрения исковых заявлений административных органов и должностных лиц на физических и юридических лиц.
Согласно ст. 3 данного документа любое физическое или юридическое лицо вправе обращаться в Административный суд в установленном настоящим Кодексом порядке, если сочтет, что административным актом, действием или бездействием государственного органа или органа местного самоуправления либо его должностного лица:
- нарушены или могут быть непосредственно нарушены его права и свободы, закрепленные Конституцией Республики Армения, международными договорами, законами и иными правовыми актами Республики Армения, в том числе, если: а) созданы препятствия для осуществления этих прав и свобод; б) не обеспечены необходимые для осуществления этих прав условия, которые, однако, должны были быть обеспечены в силу Конституции, международного договора, закона или иного правового акта;
- на него неправомерно возложена какая-либо обязанность;
- оно в административном порядке неправомерно привлечено к административной ответственности [8].
Повышение эффективности функционирования судебной системы в большинстве европейских государств достигается за счет увеличения количества специализированных судов, в том числе за счет создания административных судов. Подобные тенденции имеют место и в ряде стран на постсоветском пространстве. В большинстве этих государств функционируют суды по административным делам (Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Молдова, Таджикистан, Украина, Эстония) [9].
Исходя из легального закрепления полномочий судей при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также в зависимости от степени детализации данных полномочий специалистами условно выделяются основные модели судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях:
1) традиционная (Туркменистан, Узбекистан, Азербайджан, Беларусь, Армения);
2) переходная (Таджикистан, Кыргызстан, Казахстан);
3) судебная (Молдова);
4) юрисдикционная (Украина) [10].
В Республике Армения наряду с судами общей юрисдикции и административными существуют хозяйственные суды. Экономические споры рассматриваются судами первой инстанции, которые разрешают все дела по гражданским, хозяйственным, уголовным, военным и административным правонарушениям [11].
В России специализированные административные суды отсутствуют. Дела об административных правонарушениях в РФ подлежат рассмотрению судьями арбитражных, гарнизонных военных судов, районных судов и мировыми судьями согласно ст. 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая определяет компетенцию судей при рассмотрении таких дел.
В целом специалисты справедливо утверждают, что рассмотрение административных правонарушений в экономической сфере происходит в государствах-участниках СНГ по-разному, нет четкого и однозначного мнения о включении его в административную юстицию, хотя создание административной юстиции для стран СНГ - это явный потенциал для экономического развития общества [11].
Что касается таможенного законодательства Республики Армения, то основой его выступает Таможенный кодекс РА от 9 августа 2000 г. № ЗР-83 [12].
Анализ его положений свидетельствует о том, что понятийный аппарат документа в значительной мере отличается от аппарата Таможенного кодекса Таможенного союза, действующего с 2010 г.
К примеру, пунктом п) ст. 2 Таможенного кодекса РА дается определение таможенного оформления, под которым понимается «осуществление необходимых мер, установленных для выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с настоящим Кодексом и иными правовыми актами, до их выпуска в определенном таможенном режиме» [12]. Отметим, что в действующем таможенном законодательстве Таможенного союза отсутствует как понятие таможенного оформления, так и понятие таможенного режима.
Приведем другой пример. Таможенный кодекс РА определяет выпуск товаров как передачу таможенными органами лицам Республики Армения и иностранным лицам товаров или транспортных средств после осуществления таможенного оформления. Согласно же подп. 5) п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров - это действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры [13].
Таким образом, действующее таможенное законодательство РА требует приведения в соответствие с таможенным законодательством, действующим в рамках евразийской интеграции.
В то же время принятие и вступление в силу в ближайшей перспективе Таможенного кодекса ЕАЭС, проект которого в настоящее время проходит внутригосударственное согласование, а также последующее развитие таможенного законодательства РА в контексте положений Таможенного кодекса ЕАЭС будет, на наш взгляд, способствовать гармонизации и унификации таможенного законодательства РА как участника процессов евразийской интеграции.
Интеграция на евразийском экономическом пространстве происходит динамично. В связи с этим отметим, что скорость интеграционных процессов на постсоветском пространстве в определенной степени объяснима весьма прочными связями между государствами - бывшими республиками СССР и схожим менталитетом [14].
На наш взгляд, это должно стать еще одним аргументом в пользу развития процессов гармонизации и унификации административного, таможенного, налогового, гражданского и иных отраслей законодательства в государствах, являющихся действующими и потенциальными участниками евразийской экономической интеграции.
Список литературы
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 23.12.2014) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Папенко, Е. О. Наднациональное правовое регулирование таможенных правоотношений в условиях функционирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации / Е. О. Папенко // Современное право. - 2012. - № 9. - С. 135-139.
3. Агамагомедова, С. А. Наднациональный институт административно-правового регулирования защиты прав интеллектуальной собственности в рамках евразийской интеграции / С. А. Агамагомедова // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2015. - № 2 (31). - С. 28-35.
4. Кодекс об административных правонарушениях Республики Армения от 6 декабря 1985 г. // Законодательство стран СНГ. - URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=77148#A000000013 (дата обращения: 25.09.2015).
5. Мнацаканян, А. А. Принудительная высылка иностранных лиц как мера административного принуждения в Российской Федерации и Республике Армения / А. А. Мнацаканян // Вестник Российской правовой академии. - 2014. - № 3. -С. 65-68.
6. Балабиев, К. Р. Обзор развития административно-процессуального законодательства на территории постсоветских государств / К. Р. Балабиев // Бизнес в законе. - 2010. - № 3. - С. 154-157.
7. Конджакулян, К. М. Исполнительная власть в Республике Армения (коллизии, пробелы и правовые механизмы совершенствования) / К. М. Конджакулян // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - № 1. - С. 37.
8. Кодекс Административного судопроизводства Республики Армения (в редакции Законов Республики Армения от 17.07.2014 № ЗР-89, 17.07.2014 № ЗР-99, 30.12.2014 № ЗР-250) // Законодательство стран СНГ. - URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=74574#A000000263
9. Ершов, В. В. Судебные системы государств, образовавшихся на постсоветском пространстве / В. В. Ершов, Н. А. Петухов // Российское правосудие. - 2014. -№ 5 (97). - С. 27.
10. Капустин, О. А. Рассмотрение дел об административных правонарушениях судами в странах Содружества Независимых Государств / О. А. Капустин // Российское правосудие. - 2013. - № 83. - С. 51.
11. Женетль, С. З. Правовое регулирование рассмотрения дел об административных правонарушениях в предпринимательской деятельности стран СНГ / С. З. Жене-тль, С. Н. Головин // Российское правосудие. - 2012. - № 8 (76). - С. 42-47.
12. Таможенный кодекс Республики Армения от 9 августа 2000 г. № ЗР-83. - URL: http://www.parliament.am/legislation.php?ID=1208&lang=rus&sel=show (дата обращения: 25.09.2015).
13. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СПС «КонсультантПлюс».
14. Бакаева, О. Ю. Таможенный союз - Единое экономическое пространство -евразийский экономический союз: этапы интеграции / О. Ю. Бакаева // Международное публичное и частное право. - 2012. - № 4. - С. 7-9.
Агамагомедова Саният Абдулганиевна кандидат социологических наук, доцент, кафедра менеджмента и экономической безопасности,
Пензенский государственный университет E-mail: saniyat_aga@mail.ru
Agamagomedova Saniyat Abdulganievna candidate of sociological sciences, associate professor, sub-department of management and economic security, Penza State University
УДК 339 Агамагомедова, С. А.
Отдельные аспекты развития административного законодательства Республики Армения в условиях членства в Евразийском экономическом союзе /
С. А. Агамагомедова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 3 (15). - С. 7-12.