Научная статья на тему 'Исторический фактор в развитии ирано-армянских отношений'

Исторический фактор в развитии ирано-армянских отношений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
224
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / ИРАН / ИРАНСКИЕ НАРОДЫ / ИРАНОЯЗЫЧНЫЙ МИР / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Геворгян А. О.

В статье представлены истоки армяно-иранских отношений, обусловившие особенности взаимодействия Армении и Ирана. Описываются проблемы ираноязычного населения, проживающего в других государствах, подчеркивается роль Армении в сохранении самобытности ираноязычных меньшинств.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article is presented the origin of Iranian-Armenian relations, that is defined the features of cooperation between Armenia and Iran. The problems of Iranian-speaking population living in another States are described, the role of Armenia in to preserve of identity Iranian-speaking minority is underlined.

Текст научной работы на тему «Исторический фактор в развитии ирано-армянских отношений»

УДК 327

А. О. Геворгян

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации — Воронежский филиал (Воронеж, Россия)

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТОР В РАЗВИТИИ ИРАНО-АРМЯНСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В статье представлены истоки армяно-иранских отношений, обусловившие особенности взаимодействия Армении и Ирана. Описываются проблемы ираноязычного населения, проживающего в других государствах, подчеркивается роль Армении в сохранении самобытности ираноязычных меньшинств.

Ключевые слова: Армения, Иран, иранские народы, ираноязычный мир, взаимодействие.

Сотрудничество Ирана и Армении является неотъемлемой частью внешнеполитических курсов двух стран. Ирано-армянское взаимодействие имеет глубокие корни, уходящие в древний период. Так, об истории ирано-армянских отношений упоминал в своей работе «Киропедия» еще древнегреческий историк Ксенофонт, который подробно описал становление власти персидского шаха Кира Великого. Отец Кира Ахемен — правитель зависимого от Мидии персидского княжества Ашана — был сыном перса Аждаака и армянки Тигрануи, дочери арки («царь» по-ар-мянский) Ерванда из царской династии Ерванду-ни, правившей в то время в Армении. Кроме того, сам Кир находился на службе в марастанском войске вместе с Тиграном Ервандуни, который был аркой Армении в 560—535 гг. до н. э. Находясь в дружеских и родственных отношениях с аристократией Армении, Кир при помощи армянского войска завоевал Мидию, которая была поделена между Арменией и Персией. Северная часть (до Тебриза) вошла в состав Армянского царства, а южная (включая территории современных иранских областей Гилян, Курдистан, Зен-джан и другие) в состав Ахеменидской Персии1. Часть иранских племен мавров переселилась в Араратскую долину Армянского царства. Данный исторический факт является одним из факторов того, почему иранские меньшинства чувствуют себя комфортно в Армянской республике. Наиболее глубоко это историческое братство укрепилось в отношениях между армянами и езид-ской общиной Армянской республики. Езиды живут с армянами уже многие столетия. Двуязычные, как правило, они в совершенстве владеют как родным языком, так и армянским. У многих езидов арменофицированные фамилии

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2017. № 1 (7). © А. О. Геворгян, 2017

1 См.: Ишханян Р. А. Иллюстрированная история Арме-

нии. Ереван : Аревик, 1989. С. 93—94.

(заканчиваются в основном на «-оян»), некоторые носят армянские фамилии. В Армении права ези-дов защищены законом: есть езидские школы, газеты, радиовещание на езидском языке. Езиды воспринимают Армению как свою родину, страну, где у них есть осознание своей идентичности. Численность езидов в Армении составляет от 30 до 40 тыс. человек. Таким образом, езиды являются частью общества в Армении и во многом сохраняют свою идентичность благодаря позиции государства.

Совсем иначе складывается судьба езидов в других странах. По словам председателя Союза езидов мираи Армении Азиза Тамояна, часть езидского народа уничтожается в Турции, другая часть — в Сирии. В настоящее время в плену находятся 2300 езидских женщин, которых нужно спасать, 300 езидских женщин и девочек были проданы в Сирии на торгах. И хотя правительство Сирии, как отмечает А. Тамоян, помогает езидам, однако эта помощь незначительная, поскольку у Сирии есть собственные проблемы2. Азиз Та-моян подчеркнул, что в XXI в. геноцид неприемлем. По словам А. Тамояна, многие из иракских езидов хотят переехать в Армению, поскольку для них это самая безопасная страна. В период обострения ситуации на Ближнем Востоке с 2015 по 2017 г. несколько десятков езидских семей из Ирака было принято армянскими властями в качестве беженцев.

Совершенно в ином измерении развивается ситуация с иранским меньшинством в Азербайджане — талышами. Талыши наряду с езидами, курдами, мазендаранцами и гилянцами являются потомками древних ираноязычных племен, населявших Мидию. В отличие от иранских меньшинств в Армении, иранские меньшинства в Азербайджане практически не имеют национальной идентичности, отличающей их от титульной нации Азербайджана — азербайджан-

2 См.: Армения — безопасная для езидов страна. URL: http://www.aysor.am/ru/news/2014/09/06/aziz-tamoyan/840418

РАЗДЕЛ 1. ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА

ских турков (тюрков). У них мусульманские имена и фамилии, говорят в основном по-турецки (по-азербайджански). Хотя в районе компактного проживания талышей Талыш-Мугане действуют некоторые талышские национальные организации, талыши не имеют той поддержки государства, какая есть у езидов. Исключительно благодаря Армении талыши получили некоторые возможности в поддержке своей национальной идентичности. В начале XXI в. проблема талышей была заявлена армянскими иранистами, в частности профессором Ереванского государственного университета Варданом Степановичем Восканя-ном. В 2005 г. в Ереване была организована научная конференция, посвященная талышеведению. Там же выступили талышские представители. А издание труда «Введение в культуру талыш-ского народа» под редакцией доктора филологических наук, профессора Г. С. Асатряна стало новым достижением армянской иранистики. Из Еревана вещает талышское телевидение на та-лышском языке.

По словам Фахраддина Абосзоды — одного из лидеров талышского национального движения, вековое проживание с тюркскими племенами в Азербайджане сделало менталитет талышей и тюрков одинаковым и привело к тому, что та-лыши не считают себя талышами, а говорят, что они азербайджанцы. Тем не менее необходимо подчеркнуть, что талыши, в отличие от езидов и некоторой части татов, живущих близко с армянами, не испытывают той близости к Азербайджану, которую испытывают к Армении езиды. И в отличие от последних талыши поднимают вопрос об образовании национальной автономии в Азербайджане, а в некоторых аспектах на общественном уровне даже идет речь об отделении. Так, в 1993 г. была провозглашена Талыш-Муган-ская автономная республика, но просуществовала

она считанные дни. Возможность образования талышского государства связана с развитием обстановки в армяно-азербайджанском конфликте и позицией, которую займет в этом отношении Иран. Если Армения не удержит свои позиции и потеряет Степанакерт, то агрессия не прекратится, наоборот, усилится в отношении Мегрин-ского района Сюникской области Армении, которая нужна азербайджанскому командованию для открытия коридора связи с Нахичеванской автономией. А вопрос об иранских меньшинствах в Азербайджане и на Южном Кавказе в целом автоматически закроется.

Еще одни проект под названием «таты — наши братья» призван поддержать другое иранское меньшинство на Южном Кавказе — татов, чье положение более уязвимо по сравнению с другими. Таты также являются потомками племен, населявших территорию Северного Ирана. Но стоит отметить, что именно благодаря Армении, а не этнически близкому Ирану иранские меньшинства Кавказа получили право заявить о себе в мире. Ереванским телевидением запущен «татский канал» на татском языке.

Резюмируя, следует отметить, что поддержка ираноязычных меньшинств занимает важное место во внешнеполитическом курсе Армении. Однако развитие иранского вектора предполагает не только это направление деятельности, но и интенсивное разностороннее сотрудничество и развитие отношений с Таджикистаном, расширяя таким образом сферу внешнеполитических интересов. История многовековых ирано-армянских отношений выступает фактором, объединяющим ираноязычные народности, усиливая позицию Армении на геополитическом пространстве и во многом определяя стратегию внешней политики государства.

A. O. Gevorgyan

HISTOPICAL FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF IRANIAN-ARMENIAN RELATIONS

In article is presented the origin of Iranian-Armenian relations, that is defined the features of cooperation between Armenia and Iran. The problems of Iranian-speaking population living in another States are described, the role of Armenia in to preserve of identity Iranian-speaking minority is underlined.

Keywords: Armenia, Iran, Iranian peoples, Iranian-speaking world, interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.