РОССИЯ-США-ИРАН И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АРМЕНИИ
Ваге Давтян
Статья посвящена вопросам геополитической конкуренции США, России и Ирана на Южном Кавказе и ее влиянию на формирование энергетической безопасности и независимости Армении. Представлен геополитический контекст основных энергетических проектов, осуществляемых, либо обсуждаемых сегодня в Армении. Среди них - газопровод Иран-Армения, возведение ГЭС на реке Аракс, возможное строительство нефтеперерабатывающего завода в Мегри и пр. Предпринята попытка определить наиболее приемлемые позиции для Армении в сложной геополитической архитектуре треугольника Россия-США-Иран.
Пересечение геополитических интересов крупных держав в южнокавказском регионе является одним из главных факторов, влияющих на формирование и обеспечение энергетической безопасности Армении. Начиная с распада СССР и вплоть до настоящего времени постоянная конкуренция таких государств, как Россия, США, Иран и др., направленная на укрепление политических и экономических позиций в регионе, так или иначе воздействовала и продолжает воздействовать на формирование стабильной энергосистемы Республики Армения.
Вопросы и проблемы, возникшие вследствие указанной конкуренции, требуют детального рассмотрения.
Россию, США и Иран сегодня следует рассматривать в качестве разных углов своеобразного геополитического треугольника, стороны которого преследуют одну и ту же цель: непосредственное воздействие на становление геополитической архитектуры Южного Кавказа. Иран при этом представляет собой главный, верхний угол треугольника, так как именно посредством этого государства как Россия, так и США стремятся реализовать свою геополитическую стратегию в регионе. Что касается позиций самого Ирана, то последний, безусловно, преследуя собственные интересы в регионе (о них речь пойдет ниже), выступает пока лишь своеобразной площадкой для споров между двумя супер-
50
<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.
В.Давтян
державами, вернее, играет роль «яблока раздора» между ними. Однако более или менее подробный анализ сложившейся ситуации показывает, что Иран — государство, претендующее на роль региональной супердержавы и преследующее весьма амбициозные цели. Этому во многом способствует наличие в Иране больших углеводородных запасов. Как известно, страна занимает второе место в мире по запасам природного газа, которые оцениваются в 21 трлн м3, т.е. более 14% мировых запасов.
Обращаясь, в частности, к пересечению интересов России и Ирана на Южном Кавказе, следует отметить, что соперничество между этими двумя государствами имеет глубокие исторические корни. В ХУШ-Х1Хвв. отношения между главными в то время на Каспийском море державами — Россией и Персией — регулировались двусторонними межгосударственными договорами, которые корректировались в зависимости от международных событий. Однако в целом они способствовали защите российских интересов. В 1813г. был заключен Гю-листанский договор, согласно которому Персия подтвердила свой отказ от власти над Восточной Грузией, Дагестаном, некоторыми восточноармянскими территориями, в том числе над Карабахом, а в 1828г. — Туркменчайский договор. Последним была подытожена русско-персидская война 1826-1828гг., которая завершилась победой России и переходом Восточной Армении в ее состав.
Дипломатия, проводимая современным Ираном со странами Южного Кавказа и с Россией, имеет особую специфику, сводящуюся к сотрудничеству в военной, энергетической, транспортной и иных сферах. Россия и Иран сегодня активно обсуждают перспективы сотрудничества и осуществляют мегапроекты, имеющие важное значение для обеих сторон. Однако можно ли назвать проекты, реализуемые Россией и Ираном, проявлением полноценного и открытого сотрудничества? Не присутствует ли здесь элемент конкуренции, приобретающий зачастую довольно жесткий характер? Какую роль в этом играет американский фактор? И, наконец, что приобретает (или теряет) Армения вследствие этого сотрудничества?
С целью раскрытия вышепоставленных вопросов остановимся на некоторых наиболее значимых армяно-ирано-российских проектах.
В 1995г. между Ираном и Госконцерном «Армгазпром» был подписан договор, согласно которому намечалась ежегодная поставка 1 млрд кубометров иранского голубого топлива в Армению в течение 15 лет. Однако вследствие отсутствия необходимых финансовых и прочих ресурсов проект долгое время оставался на бумаге. Лишь в 2005г. Республика Армения и иранская газовая компания «SANIR» подписали договор о строительстве первого 42-километрового участка газопровода Мегри-Каджаран. Для реализации начальной стадии
51
В.Давтян
<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.
проекта Банк развития экспорта Ирана (Iran’s Export Development Bank) предоставил необходимые кредиты. Открытие первого участка газопровода состоялось в марте 2007г. Однако строительство газопровода протяженностью в 42 км не в состоянии было обеспечить поставку необходимого объема газа на теплоэлектростанции страны. Исходя из этого, возникла необходимость строительства нового участка газопровода протяженностью 197,4 км, для реализации чего ЗАО «АрмРосгазпром» осуществило необходимые исследовательские, проектные и строительные работы. В настоящее время второй участок газопровода уже достроен и передан в эксплуатацию.
С началом строительства первого участка газопровода ведущие армянские эксперты и политики сразу же заговорили о возможном транзите иранского газа в третьи страны через территорию Армении. Предполагалось осуществить следующий транзитный маршрут: иранский газ, транспортируемый по территории Армении, должен был направляться в Грузию и дальше по дну Черного моря на Украину и в ряд европейских стран.
В феврале 2005 г. на заседании комиссии Совета Федерации заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Рязанов заявил о том, что газопровод Иран-Армения может составить конкуренцию российско-турецкому газовому проекту «Голубой поток». «Если Газпром не примет участия в строительстве газопровода Иран-Армения, то неизвестно, куда пойдет этот газ», – прокомментировал А.Рязанов [1]. Напомним, что «Голубой поток» принадлежит компании «Blue Stream Pipeline BV» в лице СП «Газпрома» и итальянской корпорации ENI. В качестве основного конкурента «Голубого потока» рассматривается европейский проект Nabucco, планируемый как газопровод, прокладываемый в обход России и направленный на снижение зависимости стран ЕС от российских энергоресурсов. По предварительным оценкам, газопровод планируется передать в эксплуатацию к 2014г. Главным инициатором проекта Nabucco выступает американская сторона, что в очередной раз свидетельствует о наличии сложной и многовекторной геополитики. Изначально предполагалось, что газопровод должен был экспортировать газ из Азербайджана, Центральной Азии, Египта и Ирака. В 2005г. Ирак выпал из проекта как зона нестабильности. Что касается стран Центральной Азии и Азербайджана, то последние вследствие активной внешней политики России пока не могут определиться с участием в этом проекте. Становится очевидным, что именно участие Ирана может придать Nabucco более или менее реальные очертания. Идею участия Ирана в проекте начала активно продвигать также Турция. В начале 2009г. премьер-министр Турции Р.Эрдоган в Брюсселе выступил с заявлением о том, что проект Nabucco не имеет никакого смысла без участия иранской стороны. Мож-
52
<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.
В.Давтян
но предположить, что именно этот подход к разрешению сложившейся для Запада проблемы заставил Б. Обаму сразу же после избрания его президентом США выразить готовность к установлению партнерских отношений с Ираном. Однако официальные переговоры относительно участия Тегерана в проекте пока не начаты. Последнее, как нам кажется, связано с вопросом регулирования российско-американских отношений. Наблюдая за активизацией сотрудничества в энергетической, военной и других сферах между Россией и Ираном и осознавая поражение проамериканского кандидата Мирхоссейна Мусави на президентских выборах в Иране в июне 2009г., США вынужденно предлагают сегодня России сценарий «перезагрузки» отношений1. Особенно это было проявлено во время официального визита президента Б. Обамы в Москву в июле 2009г.
По мнению авторов исследования «Геополитика Каспийского региона», «заинтересованность многих стран в использовании территории Ирана для прокладки трубопроводов сдерживается США, которые не без оснований считают, что огромные запасы углеводородного сырья на юге страны и выгодное географическое положение приведут к резкому возрастанию влияния Тегерана в Каспийском регионе, а соответственно, и к серьезным геополитическим изменениям». «Следовательно, — продолжают авторы, — долгосрочные интересы России заключаются в том, чтобы Иран был одним из ее союзников в регионе» [2]. Итак, значимость иранского фактора в разрешении сложнейших геополитических комбинаций между Россией и США очевидна. Иран, в свою очередь, тоже осознает свою значимость в этой сложной геополитической игре и успешно пользуется этим.
В армянской политической мысли существует точка зрения, согласно которой Армения обладает определенными шансами стать участником проекта Nabucco. «В условиях нормализации армяно-турецкого диалога и активизации переговоров вокруг Нагорного Карабаха может создаться впечатление, что, возможно, газопровод Nabucco пройдет по территории Армении» [3], – пишет армянский политолог С.Саруханян. Автор считает, что на современном этапе уже можно говорить о возможности присоединения Армении к Nabucco. Правда, он делает оговорку, что даже в случае фиаско активизация политического диалога в этом направлении может дать Армении определенные дивиденды.
Возвращаясь к газопроводу Иран-Армения, отметим, что его нетранзит-ность во многом была обусловлена именно вышеизложенными обстоятельствами, сложившимися вокруг схемы «Иран-Армения – Голубой поток – Nabucco». Более того, газопровод Иран-Армения рассматривался как конкурент так назы-
1 6 марта 2009г. на состоявшейся в Женеве встрече с главой МИД РФ Сергеем Лавровым госсекретарь США Хиллари Клинтон подарила ему символический подарок в виде красной кнопки с надписью «Перезагрузка».
53
В.Давтян
<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.
ваемому северному газопроводу, поставляющему российское голубое топливо в Армению по территории Грузии. Напомним также о таком немаловажном обстоятельстве, как сужение диаметра газопровода с 1.4 м до 70 см.
Газопровод функционирует на своеобразной бартерной основе: поступающий из Ирана природный газ перерабатывается на Разданской и Ереванской ТЭС в электроэнергию, которая, в свою очередь, экспортируется в Иран. Так, за 1 м3 иранского газа Армения платит 3 кВт/ч электроэнергии. Отметим, что еще при Советском Союзе электроэнергетическая система Армении была запланирована как энергоизбыточная, в то время как соседние с Арменией страны (Турция, Азербайджан, Грузия, Иран, Ирак) по сей день продолжают испытывать острый дефицит электроэнергии.
Итак, Иран в меру своих возможностей пытается использовать свой энергетический потенциал в сугубо политических целях. «Тегеран, вокруг которого все сильнее сжимается кольцо американского окружения (Ирак, Афганистан, Пакистан, а в перспективе, возможно, и Азербайджан), стремится не допустить превращения Закавказья в сферу влияния американских и натовских интересов... Энергетическая дипломатия в этом контексте рассматривается Тегераном как важный инструмент реализации общей стратегической линии» [4], — пишет А. Вартанян в статье «Энергетическая дипломатия Ирана в Закавказском регионе». К сказанному можно добавить, что газопровод Иран-Армения долгое время рассматривался Ираном как существенный элемент реализации указанной стратегической линии. Однако дальнейшее развитие событий показало, что газопровод потерял то геополитическое и геостратегическое значение, которое было изначально присуще ему.
Несмотря на то, что газопровод Иран-Армения так и не стал транзитным, все же следует оценить его роль в становлении энергетической безопасности Армении. Он позволил во многом диверсифицировать энергетическую систему республики, находящейся в своеобразной энергетической зависимости от соседней Грузии, через которую на протяжении многих лет пролегал единственный газотранспортный коридор, обеспечивающий Армению природным газом.
Газопровод Иран-Армения — не единственный проект, осуществляемый сегодня иранской, армянской и российской сторонами. Следует остановиться на таких важных для Армении проектах, как возможное строительство нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) на армяно-иранской границе, а также возведение гидроэлектростанций на пограничной реке Аракс и проект прокладки нефтепровода Тебриз — Мегри, находящийся пока еще на стадии переговоров. Происходит активное сближение сторон и по другим энергетическим направлениям.
54
<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.
В.Давтян
15-20 сентября 2007г. в городе Мегри состоялась армяно-ирано-российская встреча экспертов по проекту строительства НПЗ. Встреча прошла при участии представителей Министерства нефти и газа Ирана, Министерства экономики РА и ЗАО «АрмРосгазпром». Основанием для осуществления этого проекта явилось решение президентов Армении и Ирана. По предварительным подсчетам экспертов, строительство НПЗ мощностью в 7 млн тонн в Армении обошлось бы примерно в $600-700 млн [5].
После принятия решения о строительстве НПЗ ряд политологов и журналистов, анализируя сложившуюся в регионе ситуацию, заговорили о такой мотивации Ирана, как подготовка своей энергетической системы к функционированию в условиях экспансии США. Подобный подход, безусловно, обусловлен реалиями, существующими сегодня в геополитике региона.
Проект строительства НПЗ стал одним из самых обсуждаемых вопросов в политических и политологических кругах как Армении, так и Ирана. Однако на состоявшемся в сентябре 2008г. десятом заседании российско-армянской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству российский сопредседатель комиссии, министр транспорта РФ Игорь Левитин официально заявил о нерентабельности строительства нефтеперерабатывающего завода. Он отметил, что этот проект невыгоден, поскольку в первую очередь не решены вопросы рынка сбыта и, соответственно, поставок сырья [6]. На этом проект был на время законсервирован. Однако сегодня руководство Армении ищет возможные пути его реализации. Так, в марте 2009г. после официального визита президента РА С.Саргсяна в Тегеран министр энергетики и природных ресурсов РА А.Мовсисян выступил с заявлением, согласно которому был принят проект реализации строительства НПЗ в Армении стоимостью $250-280 млн. «НПЗ будет совместным армяно-иранским предприятием. Осуществление первого комплекса работ — постройки терминала для нефтепродуктов в Ерасхе и трубопровода для перегонки готовых нефтепродуктов из Тебриза — начнется уже в текущем году», — заявил министр [7].
В связи с заявлением российской стороны относительно нерентабельности строительства НПЗ в Армении допустима точка зрения, согласно которой Армения, располагая нефтеперерабатывающим заводом на своей территории, приобрела бы новую экономическую и политическую значимость в регионе, что во многом не соответствует геополитическим интересам ряда государств.
Следует затронуть еще одну, не менее важную сферу, способную проиллюстрировать геополитический контекст энергетического сотрудничества в регионе. В Армении, как уже отмечалось, отсутствуют энергетические ископаемые и единственным источником электроэнергии, не считая нетрадиционные
55
В.Давтян
<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.
источники, являются гидроэнергоресурсы. Потенциальные гидроэнергоресурсы Армении определены величиной 21,8 млрд кВт/ч [8]. Сегодня часть гидроэнергетического сектора республики сконцентрирована в руках российской компании «Интер РАО ЕЭС»1. Несмотря на явную монополию российского бизнеса на армянском энергетическом рынке, руководством Армении все же предпринимаются попытки диверсификации своей энергетической системы путем привлечения на внутренний рынок других иностранных компаний. Таковыми преимущественно являются иранские компании, уже неоднократно привлеченные к сотрудничеству с Арменией. 4 октября 2007г. Парламент РА ратифицировал армяно-иранское межправительственное соглашение о сотрудничестве по строительству и эксплуатации на реке Аракс гидроэлектростанций. Соглашение было подписано 19 марта 2007г. в городе Мегри в рамках встречи президентов Роберта Кочаряна и Махмуда Ахмадинежада. Согласно договору, было намечено в течение шести лет строительство двух гидроэлектростанций на приграничной реке Аракс: одной — на территории Армении, второй — на территории Ирана.
Сегодня уже завершена работа по разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта: установленная мощность каждой станции составит 130-140 МВт, а ежегодное производство электроэнергии — 840 млн кВт/ч. ТЭО проекта было разработано иранской компанией «Мехаборц» и субподрядчиком в лице института «Армгидропроект». Проект оценивается в $250 млн. Можно предположить, что энергетический гигант «Интер РАО ЕЭС», будучи одним из ключевых игроков на армянском энергетическом рынке, так или иначе захочет принять участие в осуществлении проекта. Однако будет ли он осуществлен вне политического контекста, будут ли по возможности элиминированы геополитические интересы крупных держав в процессе строительства ГЭС, – покажет дальнейшее развитие событий. Уже сегодня можно говорить о заинтересованности ряда западных компаний в гидроэнергетическом секторе Армении. Так, особую заинтересованность как к гидро-, так и к возобновляемым источникам энергии Армении сегодня проявляют США, а также ряд немецких, норвежских, нидерландских, британских, украинских и других компаний.
Таким образом, конкуренция в рамках российско-американско-иранского геополитического треугольника непосредственным образом влияет на формирование энергетической безопасности Армении, придавая этому процессу то
1 В Армении Интер РАО ЕЭС владеет 100% акций компании «Электросети Армении» и Севан-Разданским каскадом ГЭС, а также управляет финансовыми потоками Армянской АЭС.
56
<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.
В.Давтян
положительные, то отрицательные оттенки. Безусловно, любая конкуренция есть свидетельство здоровых рыночных отношений. Сегодня уже однозначно можно говорить о том, что деятельность российских компаний на армянском энергетическом рынке способствует укреплению энергетической эффективности республики. Лишь при тандеме безопасности и эффективности мы можем говорить о возможных путях развития конкретной сферы. При этом безопасность следует воспринимать в качестве базиса, на котором должна строиться система эффективности.
Сегодня Республика Армения ищет пути реализации своего энергетического потенциала, что возможно лишь при активном сотрудничестве с иностранными государственными и частными компаниями. Последнее предполагает обмен опытом, внедрение новых технологий, ведение бизнеса на обоюдно выгодных и приемлемых условиях. Это, в свою очередь, приведет к трансформации указанного геополитического треугольника в геополитический квадрат с полноценным участием Армении. Можно констатировать, что проведение газопровода Иран-Армения, сооружение ГЭС на реке Аракс, строительство НПЗ и прочие совместные проекты при их грамотном экономическом и политическом осуществлении во многом определят дальнейшее развитие энергетики Армении, а также ее интеграцию в региональный и международный энергетические рынки.
Сентябрь, 2009г.
Источники и литература
1. «Новое время», Ереван, 2005, 12 февраля.
2. Жильцов С.С, Бонн И.С, Ушков А.М. Геополитика Каспийского региона. - М.: Ме-ждунар. отношения, 2003. - 280 с.
3. Саруханян С. Газопровод Nabucco и Армения // Энергетическая и региональная безопасность. 2009, N 3, с. 3-8.
4. Вартанян А.М. Энергетическая дипломатия Тегерана в Закавказском регионе. – www.iimes.ru/rus/stat/2005/17-10-05.html (Институт Ближнего Востока).
5. Погосян С. Президенты решили: НПЗ в РА – быть! // Базис. – Ереван, августсентябрь 2007, N 6-7 (20-21), с. 32.
6. www.panorama.am
7. www.IRANnews.com
8. 100 лет энергетике Армении // Под редакцией Л.В. Егиазаряна и др. – Ереван: Изд-во «Медиа-Модель», 2003. – 192 с.
57
В.Давтян
<21-й ВЕК», № 4 (12), 2009г.
RUSSIA-USA-IRAN AND THE ENERGY SECURITY OF ARMENIA
Vahe Davtyan
Resume
Today the energy security is considered to be one of the most important elements in the geopolitical architecture of South Caucasus region. The permanent political and economic competition between Russia, USA and Iran for superiority in the region has its great impact on the forming of the energy security of South Caucasus and Armenia in particular. The main power supply projects that are being realized in Armenia are investigated in the article. Their geopolitical importance both for Armenia and the region is pointed out. Many of those projects are discussed from the standpoint of the international energy security problems and their realization is often considered to be the consequence of the different geopolitical aims and interests of Russia, USA or Iran. For instance the Nabucco pipeline project is the embodiment of the competition between the abovementioned states and today it is worth considering in the context of the functioning of the Iran-Armenia pipeline.
How may Armenia determine its position on this complicated power chessboard? Is Armenia the equitable player in this geopolitical game of the great states or is it just an instrument for the achievment of some geopolitical aims for them? These are the crucial questions that should be put at the heart of the Armenian diplomacy and foreign policy.
58