Научная статья на тему 'Политика Турции и Ирана в Закавказье: сопоставительный анализ'

Политика Турции и Ирана в Закавказье: сопоставительный анализ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1479
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТУРЦИИ И ИРАНА / АЗЕРБАЙДЖАН / АРМЕНИЯ / ГРУЗИЯ / НАГОРНО-КАРАБАХСКИЙ И ГРУЗИНО-ЮГООСЕТИНСКИЙ КОНФЛИКТЫ / КАСПИЙСКАЯ ПРОБЛЕМА / TURKEY AND IRAN FOREIGN POLICY / AZERBAIJAN / ARMENIA / GEORGIA / NAGORNO-KARABAKH AND GEORGIA-SOUTH OSSETIA CONFLICTS / CASPIAN PROBLEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сулейманов Алим Видади Оглы

Статья посвящена анализу внешней политики Турции и Ирана в Закавказье на современном этапе. Турция и Иран, наряду с Россией, США и Великобританией исторически являлись соперничающими сторонами за сферы влияния в Закавказье. Отношения между Азербайджаном, Арменией и Грузией изучаются на фоне региональных проблем, Нагорно-Карабахского и Грузино-Югоосетинского конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Turkey and Iran Transcaucasia Policy: Comparative Analysis

Turkey and Iran Transcaucasia modern foreign policy is analyzed. As is known, Turkey and Iran historically were the competing parties for spheres of influence in Transcaucasia, as well as Russia, the USA and the Great Britain. Regional relations between Azerbaijan, Armenia and Georgia are discussed in context of Nagorno-Karabakh and Georgia-South Ossetia conflicts and Caspian problem.

Текст научной работы на тему «Политика Турции и Ирана в Закавказье: сопоставительный анализ»

ИСТОРИЯ

МЕЖДУНАРОДНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

ПОЛИТИКА ТУРЦИИ И ИРАНА В ЗАКАВКАЗЬЕ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

А.В. Сулейманов

Кафедра регионоведения Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского просп. Гагарина, 23, Нижний Новгород, Россия, 603950

Статья посвящена анализу внешней политики Турции и Ирана в Закавказье на современном этапе. Турция и Иран, наряду с Россией, США и Великобританией исторически являлись соперничающими сторонами за сферы влияния в Закавказье. Отношения между Азербайджаном, Арменией и Грузией изучаются на фоне региональных проблем, Нагорно-Карабахского и Грузино-Югоосетинского конфликтов.

Ключевые слова: Внешняя политика Турции и Ирана, Азербайджан, Армения, Грузия, Нагорно-Карабахский и Грузино-Югоосетинский конфликты, Каспийская проблема.

Регион Закавказья является своеобразной ареной геополитического противоборства великих и региональных держав — России, США, Великобритании, Турции и Ирана. Кавказ исторически рассматривался как один из важнейших геостратегических регионов, отделяющих Восточную Европу от азиатских степей, православие от ислама, как барьер между Византийской, Османской, Персидской и Российской империями. Одновременно он являлся связующим звеном между этими регионами [2. С. 11]. Распад СССР обусловил новый этап в становлении политики Турции и Ирана в Закавказье, причем было кардинально изменено внешнеполитическое окружение Турции. Вместо одного соседнего государства, Советского Союза, появилось шесть новых; Россия, Украина, Молдавия, Грузия, Армения и Азербайджан [7. С. 82].

В настоящее время бывший советский Кавказ для Турции имеет особое, стратегическое значение. Во-первых, как своеобразное «окно» в Центральную Азию. И, во-вторых, как регион, с которым связана энергетическая безопасность страны [9. С. 18]. Приоритеты в своей кавказской политике Анкара отдает взаимоотношениям с Баку. Для Турции большой интерес представляет географически выгодное положение Азербайджана и его нефтегазовые ресурсы [7. С. 88]. Отношения

между странами находят себя в далеком прошлом. Эти отношения основывались исключительно на добрососедстве. Близость исторической, этнической, культурной, языковой и религиозной составляющих играла важную роль в становлении политических отношений между двумя государствами [12. С. 73]. Именно Турция стала первой страной, которая признала независимость Азербайджана 9 ноября 1991 года. Дипломатические отношения были установлены 14 января 1992 года [12. С. 13].

На протяжении последних лет между главами государств, правительств и министерств Турции и Азербайджана поддерживаются интенсивные контакты. 16 ноября 2007 года президент Турции Абдулла Гюль посетил Баку в рамках открытия Конгресса тюркских государств. 18 ноября 2007 года президент Азербайджана Ильхам Алиев с ответным визитом посетил Анкару в рамках открытия турецкогреческого форума. 20 августа 2008 года премьер-министр и министр иностранных дел Турции Р.Т. Эрдоган и Али Бабаджан посетили Нахичевань (автономная область Азербайджана) по приглашению президента И. Алиева. После, 12 мая 2009 года Р.Т. Эрдоган посещал с официальным визитом Баку. В процессе этих многочисленных встреч политиками Турции и Азербайджана обсуждались важные региональные вопросы: ситуация вокруг Ирана, торгово-экономическое сотрудничество двух стран и урегулирование карабахского конфликта [13].

Начавшийся в конце 1988 года карабахский конфликт первым превратился в устойчивый насильственный конфликт на постсоветском пространстве. Убитые и раненые в этой войне исчислялись тысячами, а количество беженцев достигает и сегодня более полумиллиона человек [4. С. 19]. Этот конфликт не только прямо затронул интересы соседних стран — России, Грузии, Турции, Ирана, но и привлек повышенное внимание западных держав, как по геополитическим причинам, так и из-за того, что он разыгрался в непосредственной близости от Каспия с его богатым энергетическим потенциалом [22]. Особенностью этого конфликта является то, что он остается до сих пор неурегулированным. Именно этот факт является «камнем преткновения» в налаживании взаимоотношений между Азербайджаном и Арменией [17].

Иран, в отличие от Турции, проводит качественно иную политику по отношению к Азербайджану. Несмотря на то, что несколько столетий нынешние Азербайджан и Иран входили в единое государство, между ними сегодня существует ряд проблем, и прежде всего — это ущемление прав этнических азербайджанцев Ирана, численность которых составляет 24% от общего числа населения [8. С. 63]. Появление на фоне усиления ирано-азербайджанских противоречий иранской «ядерной программы», против которой до сих пор выступают США и Израиль, привело к тому, что в 2003—2004 годах между политиками Азербайджана и Америки делались заявления о возможности создания баз НАТО на азербайджанской территории, что в свою очередь вызывало опасения Тегерана и вынуждало его пойти на ряд уступок по отношению к Баку. Так, в декабре 2004 года, для того чтобы не дать Азербайджану превратиться в плацдарм для американской интервенции, Баку посетили высокопоставленные иранские министры. Иран старался форсировать решение всех спорных проблем с Азербайджаном.

Тегеран неоднократно посещали впоследствии президент И. Алиев, а также другие влиятельные азербайджанские политики. Так, в ходе официального визита И. Алиева 24—26 января 2005 года стороны подписали девять документов о сотрудничестве в различных социально-экономических сферах. Иран публично заявил о поддержке позиции Баку в карабахском конфликте и осудил агрессию со стороны Армении. Визит И. Алиева в Тегеран и заметное потепление в ирано-азербайджанских отношениях вызвали недовольство США [37]. 10 марта 2009 года И. Алиев встретился в Тегеране с вновь избранным президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Оба лидера выразили готовность к развитию дальнейшего сотрудничества между двумя странами [27].

Следовательно, Республика Азербайджан является важным государством в закавказской политике Турции и Ирана. Известный американский политолог и геополитик Збигнев Бжезинский писал: «Несмотря на ограниченные территориальные масштабы и незначительное по численности население, Азербайджан с его огромными энергетическими ресурсами также в геополитическом плане имеет ключевое значение. Это пробка в сосуде, содержащем богатства бассейна Каспийского моря и Средней Азии» [1. С. 26]. Именно богатства Каспийского моря нефтью и газом породили существующую уже много лет проблему.

Каспийская проблема приобрела свою остроту после распада Советского Союза, когда вместо двух государств — СССР и Ирана, имевших равные и исключительные права на осуществление морской и хозяйственной деятельности на Каспии, круг участников такой деятельности пополнился независимыми Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном [5. С. 121]. 24 апреля 2002 года в Ашхабаде состоялся долгожданный саммит по Каспию, но из-за противоречий между Ираном, Азербайджаном и Туркменистаном он завершился безрезультатно. Участники встречи не подписали даже итоговой декларации [6. С. 151]. Иранская сторона настаивала на том, чтобы Каспий оставался или по принципу кондоминиума (совместная разработка ресурсов) или был поделен на пять равных долей — по 20% каждому из прикаспийских государств [3. С. 15]. В настоящее время прикаспийские государства стремятся выработать проект правового статуса Каспийского моря. 4 ноября 2009 года открылось 26-е заседание специальной группы на уровне зам. министров иностранных дел прикаспийских государств по выработке Конвенции о правовом статусе Каспия. При этом до сих пор между Ираном и Азербайджаном, а также между Туркменистаном и Азербайджаном сохраняются споры о принадлежности ряда морских нефтегазовых месторождений [33].

Что касается Турции и Армении, то между двумя государствами долгое время отсутствовали дипломатические отношения. Граница между странами была закрыта с 1993 года. Отношения между государствами были осложнены нежеланием Турции признать геноцид армян в Османской империи и участием Армении в карабахском конфликте [9. С. 20—21]. Начало совместного диалога между странами было положено в 2008 году. 19 февраля 2008 года президент Турции А. Гюль, премьер-министр Р.Т. Эрдоган и министр иностранных дел А. Бабаджан отправили поздравительное послание Сержу Саркисяну в связи с его победой на президентских выборах в Армении [14]. В ответ С. Саркисян в начале июля 2008 года

пригласил своего турецкого коллегу посетить Ереван [23]. В сентябре 2008 года А. Гюль с официальным визитом посетил Армению [17]. В ходе переговоров, несмотря на несогласия Еревана, Анкара требовала прекратить добиваться дальнейшего международного признания геноцида армян, а также уступить Азербайджану в карабахском вопросе. Потом последовали заявления политиков двух стран о необходимости налаживания взаимоотношений [23]. В ночь с 22 на 23 апреля 2009 года при посредничестве Швейцарии между Арменией и Турцией была достигнута договоренность о нормализации двусторонних отношений. Долгосрочные перспективы взаимного сотрудничества стороны отразили в разработанной «дорожной карте», представляющей собой четкий поэтапный план с обозначенными целями и сроками [17].

Если диалог между Турцией и Арменией был налажен лишь сравнительно недавно, то между Ираном и Арменией на протяжении многих лет имеет место развитое сотрудничество, прежде всего в транспортно-экономической и энергетической сферах, а также в области региональной безопасности. В мае 2004 года был подписан основной контракт по строительству газопровода Иран—Армения. 19 марта 2007 года произошло торжественное открытие газопровода в присутствии президентов Армении Роберта Кочаряна и Ирана Махмуда Ахмадинежада [20]. Поставки же иранского газа в Армению начались с 13 мая 2009 года. Сегодня около трети потребляемого ныне в Армении газа поступает в республику из Ирана [26]. В 2009 году запланировано строительство нефтепровода от иранского города Тавриз до армянского Ерасх [19].

Важно отметить, что развитию ирано-армянских отношений способствовала личная заинтересованность президентов и министров двух стран. Так, 25 декабря 2001 года состоялся официальный визит в ИРИ президента Армении Роберта Кочаряна. В ходе визита был подписан Договор о строительстве газопровода Иран— Армения и Меморандум о строительстве Каджаранского тоннеля, связывающего Армению с Ираном [16]. 22 октября 2007 года, в рамках официального визита в Армению, М. Ахмадинежад встретился с Р. Кочаряном. Президентами были обсуждены проекты строительства железной дороги и нефтеперерабатывающего завода, а также завершение строительства газопровода Иран—Армения [32]. 13 апреля 2009 года состоялся визит президента С. Саркисяна в Иран. Это был первый официальный визит в Иран С. Саркисяна в должности Президента Республики Армения. Президенты двух стран высказали удовлетворенность нынешним состоянием межгосударственных отношений [28].

Следовательно, Республика Армения является важным элементом во внешней политике Ирана, нежели Турции. Несмотря на существенные различия двух государств, у них присутствует общая черта — блокада их экономик и политическое давление третьими странами (США по отношению к Ирану, Турция по отношению к Армении). Именно поэтому главным фактором в ирано-армянских отношениях на протяжении последних лет оставались транспортно-экономическая и энергетическая сферы.

Что касается Грузии, то после распада СССР Турция была одной из первых стран, признавших независимость этой страны. На протяжении прошедших лет

турецко-грузинские отношения основывались на дружбе и взаимном уважении. К 2008 году торгово-экономический оборот между двумя странами достиг 1,5 млрд долларов [15]. 14 марта 2006 года президент Турции Ахмет Сезар посетил Грузию. В рамках этого визита стороны подписали ряд документов о сотрудничестве в экономической и энергетической сферах [11]. 24 июня 2007 года президент Грузии М. Саакашвили посетил Турцию в рамах саммита черноморских государств. Главы Турции и Грузии обсудили развитие экономического сотрудничества между двумя странами [10]. После, 14 августа 2008 года Президент Турции А. Гюль и премьер-министр Р.Т. Эрдоган с официальным визитом посетили Тифлис (Грузия). Стороны обсудили вопросы относительно Грузино-Югоосетинского конфликта [11].

Начиная с 2008 года политика Турции в отношении Грузии строилась на основе грузино-российских противоречий [9. С. 20]. В ходе Грузино-Югоосетинского конфликта Анкара заняла весьма неоднозначную позицию. Несмотря на то, что Турция является традиционным союзником США в регионе, власти страны подвергли критике действия Тбилиси, и даже некоторое время препятствовали свободному проходу американских кораблей через проливы Босфор и Дарданеллы [36]. Так же как и Турция, Иран был в числе первых стран, признавших территориальную целостность и суверенитет Грузии в 1992 году [29]. 11 января 2004 года президент Ирана М. Хатами поздравил М. Саакашвили с избранием на пост главы Грузии [31]. И именно с приходом к власти в Грузии М. Саакашвили начался качественно новый этап в ирано-грузинских отношениях, особенностью которого являлась открытая проамериканская ориентация Грузии, и, как следствие, ухудшение отношений с Ираном [35]. Несмотря на это политический диалог между странами не прерывался. 7 июля 2004 года президенты Грузии и Ирана встречались в Тегеране [25]. 26 апреля 2005 года в Тбилиси состоялась встреча вицепрезидента Ирана Мохаммада-Резы Арефа с президентом Грузии М. Саакашвили [24]. 16 сентября 2005 года президент Ирана М. Ахмадинежад встретился в штаб-квартире ООН с президентом Грузии М. Саакашвили. Основной темой многочисленных встреч политиков Ирана и Грузии являлось торгово-экономическое сотрудничество. 30 сентября 2006 года Армения, Иран и Грузия подписали Меморандум о взаимопонимании в энергетической сфере [18].

22 июня 2007 года главы МИД Грузии и Ирана встретились в Тбилиси и обсудили необходимость развития сотрудничества в сферах культуры, науки и образования [30]. Но стоит заметить, что в списке закавказских приоритетов внешней политики ИРИ в прошедшие годы Грузия почти всегда занимала последнее место, причиной этому было не только ориентация этой страны на США и НАТО, но также отсутствие общей границы между странами. В этом отношении установление и развитие контактов, в первую очередь торгово-экономического характера, с Ереваном и Баку всегда считалось для иранского руководства более перспективным вектором региональной политики в Закавказье [34]. Это появилось и в позиции Ирана относительно грузино-югоосетинского противостояния. 17 сентября 2008 года глава иранского МИД М. Моттаки заявил: «Иран не намерен играть роль посредника в разрешении конфликта между Россией и Грузией» [21].

Таким образом, политика Турции и Ирана в Закавказье отражает очевидно амбициозные проекты внешней политики этих государств. Стремление Ирана по-

лучить ядерное оружие заставляет его улучшать взаимоотношения с соседями по региону, идя, таким образом, на ряд уступок в политике и экономике. Турция, в свою очередь, также стремится получить превосходство в данном регионе, исходя не только из политических, но и экономических целей. Она стремится прямо противодействовать возможному резкому усилению Ирана как в регионе Большого Ближнего Востока, так и в Закавказье, а также иметь рычаги влияния на Россию.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы) / З. Бжезинский. — М.: Международные отношения, 1998.

[2] Гаждиев К.С. Геополитика Кавказа / К.С. Гаджиев. — М.: Международные отношения, 2001.

[3] Гушер А. Проблемы Каспия в контексте российско-иранских отношений // Журнал Персия. — 2002. — № 3.

[4] Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве / А.Г. Здра-вомыслов. — М.: Аспект Пресс, 1999.

[5] Ивашенцов Г. Россия — Иран. Горизонты партнерства // Россия и мусульманский мир. — 2005. — № 1.

[6] Иллюк А.А. Развитие российско-иранских отношений на рубеже XX—XXI веков: Дисс. ... канд. полит. наук. — М., 2004.

[7] Кенгерли Зия. Геостратегические интересы Турции на постсоветском пространстве // Россия и мусульманский мир. — 2005. — № 5.

[8] ТангировИ. Современный Иран в мировом сообществе // Обозреватель. — 2005. — № 7.

[9] Шевяков А. Россия, Турция и страны СНГ // Азия и Африка сегодня. — 2004. — № 5.

[10] President Saakashvili visiting Turkey to attend BSEC summit // http://www.president.gov.ge/

?l=E&m=0&sm=4&id=2268 [ 11] Turkish President pays two-day visit to Georgia // http://www.president.gov.ge/?l=E&m= 0&sm=4&st=20&id=1605 [ 12] Dr. Memmed Talibli. Türkiye-Azerbaycan Ili§kileri / Türkiye ve Asya ülkeleri. Siyasi ve ekonomik ili§kileri Avrasya, Ortadogu, Uzakdogu (Atilla Sandikili ve digerler). — Istanbul: Tasam Yayinlari. 2006.

[13] Türkiye-azerbaycan siyasi iligkileri / http://www.mfa.gov.tr/turkiye-azerbaycan-siyasi-iliskileri.tr.mfa

[14] Türkiye-ermenistan siyasi iligkileri / http://www.mfa.gov.tr/turkiye-ermenistan-siyasi-iliskileri.tr.mfa

[15] Turkiye-gurcistan siyasi iligkileri / http://www.mfa.gov.tr/turkiye-gurcistan-siyasi-iliskileri.tr.mfa

[16] Армения и Иран налаживают военно-политическое сотрудничество / http://www.iran.ru/rus/ news_iran.php?act=news_by_id&news_id=2615

[17] Армения и Турция договорились о нормализации отношений / http://www.globalaffairs.ru/ news/11560.html

[18] Армения, Иран и Грузия подписали меморандум о взаимопонимании в энергетической сфере / http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&news_id=43057

[19] В 2009 году Армения и Иран приступят к строительству нефтепровода / http://www.iran.ru/ rus/news_iran.php?act=news_by_id&news_id=55068

[20] Ирано-армянские отношения / http://ru.wikipedia.org/wiki

[21] Иран не собирается быть посредником между Россией и Грузией — Моттаки / http://www.rian.ru/world/20080917/151367467.html

[22] Казимиров В.Н. Карабахский тупик: где выход? / http://www.globalaffairs.ru/numbers/9/ 2920.html

[23] Мартиросян С. Турецкий бросок на Кавказ/ http://www.globalaffairs.ru/articles/0/ 10286.html

[24] Мохаммад-Реза Ареф и Михаил Саакашвили обсудили перспективы сотрудничества двух стран / http://www.iran.m/ms/news_iran.php?act=news_by_id&news_id=29788

[25] Начался официальный визит президента Грузии в Иран / http://www.iran.ru/rus/news_ iran.php?act=news_by_id&news_id=21877

[26] Около трети потребляемого в Армении газа поступает в республику из Ирана / http://www.iran.m/ras/news_iran.php?act=news_by_id&news_id=59684

[27] Отношения между Ираном и Азербайджаном могут служить примером для других стран региона — президент Ильхам Алиев: http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_ id&news_id=56252

[28] Официальный визит Президента Сержа Саркисяна в Исламскую Республику Иран / http://www.president.am/events/visits/ras/?visits=1&pn=3&id=56

[29] Посол Ирана в Тбилиси: Исламская Республика заинтересована в развитии отношений с Грузией / http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&news_id=46333

[30] Представители МИД Ирана и Грузии обсудили взаимоотношения двух стран / http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&news_id=47379

[31] Президент Ирана поздравил Михаила Саакашвили с избранием на пост главы Грузии / http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&news_id=16256

[32] Президенты Армении и Ирана намерены углублять сотрудничество / http://www.iran.ru/ rus/news_iran.php?act=news_by_id&news_id=48708

[33] Прикаспийские страны подошли к обсуждению разграничения Каспия / http://www.iran.ru/ rus/news_iran.php?act=news_by_id&news_id=59928

[34] Розов А.А. Новая геополитическая ось «Тегеран—Тбилиси» / http://www.iran.ru/rus/news_ iran.php?act=news_by_id&news_id=43658

[35] Современный этап ирано-грузинского конфликта / http://osradio.ru/v_mire/7994-sovremennyjj-j etap-irano-gruzinskogo-konflikta.html

[36] Турция предложила создать международную группу по Кавказу / http://www.globalaffairs.ru/news/10230.html

[37] Юнусов А. Азербайджан между Америкой и Ираном / http://www.globalaffairs.ru/numbers/ 20Z5789.html

TURKEY AND IRAN TRANSCAUCASIA POLICY: COMPARATIVE ANALYSIS

A.V. Suleimanov

Regional Studies Chair Nizhni Novgorod State University named after Lobachevsky Gagarina Pr., 23, Nizhni Novgorod, Russia, 603950

Turkey and Iran Transcaucasia modern foreign policy is analyzed. As is known, Turkey and Iran historically were the competing parties for spheres of influence in Transcaucasia, as well as Russia, the USA and the Great Britain. Regional relations between Azerbaijan, Armenia and Georgia are discussed in context of Nagorno-Karabakh and Georgia-South Ossetia conflicts and Caspian problem.

Key words: Turkey and Iran foreign policy, Azerbaijan, Armenia, Georgia, Nagorno-Karabakh and Georgia-South Ossetia conflicts, Caspian problem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.