Научная статья на тему 'Современные партийные системы Турции и Ирана: сравнительный анализ'

Современные партийные системы Турции и Ирана: сравнительный анализ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1928
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ ТУРЦИИ И ИРАНА / ПАРТИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ И РАЗВИТИЯ ТУРЦИИ / КОНСЕРВАТИВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ИРАНА / PARTY SYSTEMS / POLITICAL PARTIES OF TURKEY AND IRAN / JUSTICE AND DEVELOPMENT PARTY OF TURKEY / CONSERVATIVE MOVEMENTS OF IRAN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сулейманов Алим Видади-оглы

В статье рассмотрены особенности партийных систем Турции и Ирана в настоящее время. При этом для полного понимания вводится краткий исторический экскурс и обосновываются политико-правовые основы партийного устройства данных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY PARTY SYSTEMS OF TURKEY AND IRAN: COMPARATIVE ANALYSES

The article deals with the peculiarities of party systems of Turkey and Iran. Brief historical excursion is introduced for full understanding, and political-legal bases of the party device of the given States are proved.

Текст научной работы на тему «Современные партийные системы Турции и Ирана: сравнительный анализ»

Marketing. - Houndmills; Basingstoke; London: Macmillan Press, 1990. - P.1, 209.

16. Shama A. The Marketing of Political Candidates // Journal of the Academy of Marketing Science. 1975. Vol. 4(4). P. 766-767.

17. Wring D. From Mass Propaganda to Political Marketing. The Transformation of Labour Party Election Campaigning // British Parties and Election Bookyear 1995. - London: Frank Cass, 1996. P. 173.

Ергонова Евгения Геннадьевна - аспирант Института государства и права РАН, сектор политологических исследований.

Ergonova Evgeniya Gennadievna — post-graduate student of the Institute of State and Law of Russian Academy of Sciences, sector of political researches.

E-mail: searching.yozh@gmail.com

УДК 329

А. В. Сулейманов

СОВРЕМЕННЫЕ ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ ТУРЦИИ И ИРАНА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

В статье рассмотрены особенности партийных систем Турции и Ирана в настоящее время. При этом для полного понимания вводится краткий исторический экскурс и обосновываются политико-правовые основы партийного устройства данных государств.

Ключевые слова: партийные системы, политические партии Турции и Ирана, Партия справедливости и развития Турции, консервативные движения Ирана.

A. V. Suleymanov

CONTEMPORARY PARTY SYSTEMS OF TURKEY AND IRAN: COMPARATIVE ANALYSES

The article deals with the peculiarities of party systems of Turkey and Iran. Brief historical excursion is introduced for full understanding, and political-legal bases of the party device of the given States are proved.

Key words: party systems, political parties of Turkey and Iran, Justice and Development Party of Turkey, Conservative movements of Iran.

Соседние мусульманские государства Турецкая Республика и Исламская Республика Иран проводят активную и разностороннюю внешнюю политику в Ближневосточном регионе. При реализации внешней политики двух стран заметно влияние их внешнеполитических концепций, а также внутриполитических систем, прежде всего партийных.

Современные системы политических партий Турции и Ирана складывались «на срезе» важных исторических моментов двух стран и всегда отображали особенности сложившейся политической культуры того времени. Так, например, в Турции после военного переворота 1980 г. было распущено Великое национальное собрание, запрещена деятельность политических партий, а депутаты были отстранены от участия в политической жизни страны. Лишь с принятием конституции 7 ноября 1982 г. и закона «О политических партиях» 22 апреля 1983 г. началось, по сути, заложение новейших основ партийной системы государства. В турецкой конституции от 1982 г. прямо говорится, что «политические партии являются необходимым элементом демократического общества, их деятельность и порядок формирования регулируются настоящим законом» [9]. В Федеральном законе «О политических партиях» также отмечается: «Граждане имеют право

создавать политические партии, которые могут быть сформированы свободно, без предварительного разрешения» [8].

На деле же происходило все иначе. Юридический смысл конституции и подзаконных нормативно-правовых актов не отражал их фактического применения. В 1983 г. во время подготовки к ноябрьским выборам в Великое национальное собрание было разрешено создать три новые партии, причем контроль военных над выборами сохранялся. Из избирательной кампании были исключены авторитетные левая «Социал-

демократическая партия» и правая «Партия верного пути» под тем предлогом, что они фактически выступили преемницами запрещенных «Народно-республиканской партии» (НРП) и «Партии справедливости», которые начиная с 1961 г. и вплоть до прихода к власти военных доминировали на политической сцене Турции. НРП была основана в 1923 г. Мустафой Кемалем. Она находилась у «руля» правления в Турции до 1950 г. и твердо придерживалась политики секу-ляризма и государственного контроля над экономикой. Партия справедливости состояла в основном из бывших членов Демократической партии, которая находилась у власти с 1950 по 1960 г. Обе эти партии пользовались примерно равным влиянием, а большинство сформирован-

ных ими правительств было коалиционным [17].

Следует подчеркнуть, что партийная система Турции периода «Третьей Республики»(1983-2010) прошла путь от доминантной партии и сильного правительства (1983-1991) до раздробления электората и слабого коалиционного кабинета (1991-2002) [6]. Особенности же нынешнего партийного устройства Турции заключаются, прежде всего, в установлении неконкурентной многопартийной системы. Здесь знаменателен тот факт, что при наличии в начале 2010 г., по разным данным, двадцати шести постоянно функционирующих политических партий, имеющих политическую окраску и выражающих различное мнение населения страны, реальная и законная власть в Турции на протяжении последних лет находится у происламской «Партии справедливости и развития» (ПСР) во главе с Р.Т.Эрдоганом, идеология которой представляет собой синтез умеренного ислама и либеральной демократии [11]. Образованная 14 августа 2001 г. и победившая на выборах в сентябре 2002 и июле 2007 гг. ПСР является наследницей таких партий, как «Партия национального спасения», «Партия Благоденствия», «Партия Добродетели» и «Партия Счастья» [5, 44].

Результаты парламентских выборов 3 ноября 2002 г. стали в некотором роде шоком не только для турецких политических, общественных, деловых и военных кругов. В ряде европейских столиц, а также в США их восприняли с определенной долей тревоги. Происламская правая партия, партия умеренных исламистов - именно так определили направленность ПСР европейские и американские политологи - одержала в светской Турции внушительную победу на выборах, получив 34,5% голосов избирателей [2]. Выступая в Стамбуле 3 ноября 2005 г. перед членами стамбульской партийной организации, Р. Т. Эрдоган подчеркнул, что «3 ноября 2002 г. - это день, когда к власти в Турции пришел народ. ПСР рождена умом и сердцем народа, а потому победа на выборах 2002 г. навсегда останется одним из важнейших событий в политической истории Турции» [14].

Следует также отметить, что в отличие от выборов 2002 г. в 2007 г. ПСР не только не ослабила, но даже укрепила свои позиции, набрав 46,58% голосов избирателей и заняв 341 место (из 550) в парламенте, оставив позади две влиятельные политические партии - Республиканскую Народную Партию во главе с Д. Байкалом, набрав 20,88% и заняв 112 мест в парламенте, и Партию Национального Действия во главе с Д. Бахчели, набрав 14,27% голосов и заняв 71 место в парламенте соответственно [10].

Привлекает внимание и Программа ПСР, со-

средоточившая в себе основные внутри- и внешнеполитические векторы развития страны в ближайшей перспективе, включающей в себя такие принципы, как экономическое и социальное развитие, построение правового демократического государства путем защиты прав граждан, развитие науки, благоустройство страны и борьба с безработицей, развитие особой внешнеполитической концепции и др. [7].

Здесь напрашивается вопрос «Почему же возникло доминирование одной партии проислам-ского толка в Турции - только ли из-за привлекательности их программной установки или существовали другие объективные факторы?». Ответ на вопрос можно рассмотреть сквозь «призму» рассуждений известного турецкого политолога Э. Калайджиоглу, который отмечал, что политическую жизнь Турции 1990-х гг. потряс ряд дестабилизирующих факторов, перестроивших ее традиционный спектр партий. Эти факторы включали в себя углубление международных кризисов на Балканах и Кавказе, вызовы этнического национализма, эффективную мобилизацию исламистской ксенофобии, культурные расколы, а также экономические неудачи 1994 г. Все это еще больше усугубило политико-культурный кризис, в результате центр тяжести общественного мнения резко сместился из центра к правому флангу политического спектра [6].

В отличие от турецкого партийного устройства иранская партийная система имеет ряд особенностей. Во-первых, в Иране действует конкурентная многопартийная система, означающая наличие нескольких сильных коалиций партий, каждая из которых способна победить на парламентских выборах. Во-вторых, в Иране отсутствуют партии западного образца - с конкретными программами и позициями. Абсолютное большинство организаций, называемых в Иране политическими партиями, представляет собой, по сути, аморфные политические движения, не имеющие четкой организации, постоянных партийных структур и института партийного членства [1]. В-третьих, существует специальный орган - Наблюдательный совет (НС), играющий одну из важнейших ролей как в системе законодательной власти, так и в механизме принятия важнейших государственных решений в целом. Одной из функций НС является надзор за выборами в стране. Это распространяется и на парламентские выборы, и на президентские, и на выборы в Совет экспертов [18]. В-четвертых, наличие в Иране чрезмерно большого количества числа партий. Только на конец 2003 г. в Иране их было около двухсот [12].

Необходимо отметить, что существующая система политических партий Ирана была зало-

жена после победы в 1979 г. исламской революции. Как и в Турции, основы партийной системы в Иране были заложены принятой Конституцией от 1979 г. и законом о партиях 1981 г. В соответствии с этими документами партийная деятельность в ИРИ осуществляется главным образом исламскими партиями и группировками (консерваторами и реформаторами), между которыми происходит принципиальная межфракционная борьба [17]. Эти группы не являются однородными и консолидированными, в каждой из них наблюдается жесткое внутрифракционное противостояние, имеются принципиальные идеологические разногласия. Условно выделяется еще и третья группа (центристы), которая, разделяя отдельные идеологические установки того или иного лагеря, готова примкнуть к каждому из них в зависимости от складывающейся конъюнктуры [1].

Консервативное крыло иранского духовенства представлено двумя фронтами: умеренных и радикальных консерваторов. Умеренноконсервативное движение стремится к проведению широких экономических реформ, которые по темпам опережали бы социальные реформы и были бы способны продемонстрировать альтернативу либеральным идеям реформаторского лагеря. К лидерам умеренно-консервативного крыла следует отнести председателя Совета по определению целесообразности принимаемых решений (СОЦПР) А. Хашеми-Рафсанджани, секретаря Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) Х. Роухани, советника Верховного лидера ИРИ по внешнеполитическим вопросам А.А. Велаяти. В число крупнейших партий умеренно-консервативной идеологии входят Исламское общество инженеров («Джамэе-йе эслами-йе мохандесин»), Свободная коалиция молодежи Ирана («Этелаф-е азад-е джаванан-е Иран»), Общество последователей линии имама и рахбара («Джамиат-е пейрован-е эмам ва рах-бар»).

Радикально-консервативное движение выступает за ужесточение традиционных консервативных установок, установившихся после исламской революции, к главным из которых можно отнести незыблемость исламских ценностей, доминанту шиитского духовенства в управлении страной, решительное неприятие проникновения в иранскую жизнь западной культуры и идеологии, государственное управление экономикой и недопущение ее либерализации, сохранение закрытости Ирана для мирового сообщества и приоритетности развития отношений с исламскими государствами. К числу крупнейших партий этого направления следует отнести Партию служителей исламской революции («Хезб-е каргоза-

ран-е энгеляб-е эслами»), Движение сподвижников партии Аллаха («Ансар-е Хизбалла»), Партию «Исламская родина» («Хизб-е михан-е эслами»), женское общество «Зейнаб» («Джаме-е Зейнаб»), движение «Благополучие» («Рефах»), Движение борцов за правое дело («Исаргяран»), а также, с некоторой долей условности, Общество исламской коалиции («Джамийат-е моаталя-фе-йе эслами»), которое в последнее время все больше тяготеет к умеренным силам [1].

Сторонники традиционных реформаторских группировок допускают возможность постепенной либерализации общественной жизни Ирана и выступают за более широкое участие населения в управлении государством. Они поддерживают выдвинутую М. Хатами концепцию «диалога цивилизаций» на международной арене. Реформаторские организации добились наибольшего успеха в 1997 г., когда на президентских выборах победу одержал М. Хатами. В 1999 - начале 2000 гг. им удалось предпринять успешные меры по укреплению своих позиций в органах исполнительной власти и сохранить широкую популярность среди населения. Вместе с тем реформаторы заметно уступают своим политическим оппонентам с точки зрения влияния в ключевых государственных структурах и силовых ведомствах страны [3]. Реформисты подвергаются гонениям и жесткой критике. Претенденты в депутаты зачастую не допускаются к выборам [13].

Последние парламентские выборы в Иране, прошедшие 14 марта 2008 г., не вызвали особой сенсации. Как и следовало ожидать, победа досталась консерваторам, к которым принадлежит и действующий президент страны Махмуд Ахмадинежад. Они были представлены двумя группировками - Объединенным фронтом консерваторов и Широкой коалицией консерваторов, куда входят как сторонники Ахмадинежада, так и умеренные консерваторы, имеющие разногласия с нынешним главой исполнительной власти по вопросам реализации внешней и внутренней политики. Сторонники социальных и экономических реформ в стране, поддерживающие налаживание широкого диалога с Западом, были представлены на выборах двумя основными политическими силами: партией Национального доверия во главе с бывшим спикером иранского парламента Мехди Кяруби и Коалицией реформаторов, сплотившейся вокруг бывшего президента Ирана Сейеда Мохаммада Хатами [4].

Очевидно, что в Иране формируется или возможно формирование блока политических оппонентов действующему президенту. К такому блоку эксперты уже относят Хатами, Хашеми-Рафсанджани и Лариджани. В этот блок войдет, скорее всего, и Хасан Рухани - еще один бывший

секретарь Высшего совета национальной безопасности, предшественник Али Лариджани [16].

Таким образом, несмотря на то, что партийные системы Турции и Ирана имеют ряд существенных отличий, основанных, прежде всего, на различии в государственном устройстве двух стран, можно выделить и общую черту - нахождение у власти в рассматриваемых странах партий происламского толка. В Турции это Партия справедливости и развития, в Иране - коалиция радикально-консервативных движений. При этом Турция, являясь светским государством, на протяжении последних лет стремилась развивать отношения с западным миром, перенимая отчасти его элементы культуры. Для ИРИ данные обстоятельства были чужды, поскольку в идеологических принципах правящего режима, основанных на идеях аятоллы Хомейни, присутствовало негативное отношение к западному миру.

Литература

1. Вартанян А.М. Система современных политических партий Ирана и их идеологические программ. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/15-07-05.htm

2. Гурьев А.А. Правящей в Турции Партии справедливости и развития 5 лет. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/18-08-06b.htm

3. Задонский С. Oсновные политические и политикорелигиозные движения и группы в ИРИ. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/29-12-06.htm

4. Месамед,В.И. Парламентские выборы в Иране: первые результаты, первые прогнозы / URL:

http ://www. iimes.ru/rus/frame_stat.html

5. Синан Оган. Правящая партия и турецко-российские отношения // Азия и Африка сегодня. 2008. - №12. - С. 44.

6. Шлыков В.И. Поиск политического равновесия. Эволюция партийной системы Турции в период «Третьей Республики» (1983-2009). URL:

http://www.perspektivy.info/oykumena/vostok/poisk_politiches

kogo_ravnovesiya_evoliuciya_partiiynoiy_sistemy_turcii_v_per

iod_treteiy_respubliki_1983-2009_2009-6-3-1-5.htm

7. Adalet ve Kalkinma Partisi Programi / Официальный сайт Партии Справедливости и Развития Турции. URL: http://www.akparti.org.tr/parti-programi_79.html

8. Siyasi Partiler Kanunu (22.04.1983). Madde 5. URL: http://www.tbmm.gov.tr/genser/kanun3.html

9. Turkiye Cumhurieti Anayasasi (7.11.1982). Madde 68. URL: http://www.tbmm.gov.tr/anayasa.htm

10. Turkiye Cumhuriyeti Milletvekili Genel Sefimleri (2007). URL: Vikipedi, ozgur ansiklopedi: http://tr.wikipedia.org

11. Turkiye'deki siyasi partilerin listesi. URL: http://tr.wikipedia.org/wiki/T%C3%BCrkiye'deki_siyasi_partile rin_listesi

12. В Иране насчитывается более 200 различных политических партий и организаций. URL:

http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&news_i

d=13571

13. Внуку основателя Исламской Республики Иран запретили баллотироваться в парламент. URL: http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&news_i d=50317

14. Заявление премьер-министра Р.Т. Эрдогана. URL: http://www.akparti.org.tr/ak-partinin-iktidara-gelisinin-3-yildonumu-genel-baska_4799.html

15. Политические партии Ирана. URL: http://www.stacykellyhomes.com/politicheskie-partii.html

16. Иран: Парламентские выборы под санкциями ООН. URL:

http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&news_i d=50818

17. Политические партии Турции. URL: http://www.turcia.ru/page24.php

18. «Старая гвардия» иранских консерваторов в лицах: Аятолла Ахмад Дженнати. URL:

http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&news_i

d=39163

Сулейманов Алим Видади-оглы - аспирант кафедры ре-гионоведения факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Suleymanov Alim Vidadi-ogly - post-graduate student of department of Region studies of faculty of international relations of N.I. Lobachevskiy Nizhni Novgorod State University.

E-mail: alim-suleymanov@mail.ru

УДК 323.28

А. В. Тараканов

СУИЦИДАЛЬНЫЕ АТАКИ КАК СРЕДСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ

Статья посвящена проблеме суицидальных атак и их использования для достижения политических целей. В ней рассматриваются вопросы использования смертников как государственными структурами, так и террористическими организациями. Дается подробная характеристика применения основных разновидностей суицидальных атак в современном обществе - «человек-бомба» и «бомба-машина». Выделяются основные причины широкого распространения суицидальных атак в современном обществе.

Ключевые слова: терроризм, суицидальные атаки, террорист-смертник, шахидизм.

A.V. Tarakanov

SUICIDE ATTACKS AS MEANS OF POLITICAL STRUGGLE

The article is devoted to the problem of suicide attacks and its use for achievement of political targets. The question of use of condemned men both by state structures, and terrorist organizations are mentioned. The detailed characteristics of application of basic versions of suicide attacks in modern society - «person-bomb» and «bomb-car» - is given. Principal causes of a wide circulation of suicide attacks in modern society are defined.

Key words: terrorism, suicide attacks, suicide terrorist, shakhidism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.