Научная статья на тему 'Политические отношения Турции, Ирана и ес: специфика и проблемы'

Политические отношения Турции, Ирана и ес: специфика и проблемы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
709
312
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ТУРЦИИ / ИРАНА И ЕС / ВСТУПЛЕНИЕ ТУРЦИИ В ЕС / АРМЯНСКИЙ ВОПРОС И КИПРСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сулейманов Алим Видадиевич

В статье анализируются современные политические отношения, существующие между двумя влиятельными мусульманскими государствами Ближнего Востока (Турцией и Ираном) и Европейским Союзом. Автор рассматривает наиболее важные региональные проблемы, непосредственно затрагивающие эти страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Политические отношения Турции, Ирана и ес: специфика и проблемы»

3 См.: Whitney C.R. THE WORLD; Yeltsin Gets Some Comfort From Clinton // The New York Times. 1993. November 24. P. A.3.

4 См.: Robbins C.R., RosewiczB. Reaching Out: U.S. Hopes to Move Moscow Into the West Through Deeper Ties -But Courting Russia’s Elites In Military... // Wall Street Journal. 1993. December 21. P. A.1.

5 См.: Christopher W. American leadership at stake // U.S. Department of State Dispatch. 1995. Vol. 6, Iss. 21. P. 411-416.

6 См.: Christopher W. Reinforcing NATO’s strength in the West and deepening cooperation with the East // U.S. Department of State Dispatch. 1995. Vol. 6, Iss. 23. P. 471-474.

7 См.: The bear-tamer’s next problem. (American relations with Russia after communist gains in the last elections) // The Economist. 1996. February 3. P. 19-20.

8 См.: Christopher W., Primakov Y. U.S.-Russian relations: Principles and benefits // U.S. Department of State Dispatch. 1996. Vol. 7, Iss. 7. P. 40-41.

9 См.: Albright M. Speaking to Russian opinion leaders about NATO enlargement // U.S. Department of State Dispatch.

1997. May. P. 16-17.

10 См.: Примаков Е. Годы в большой политике. М.: Совершенно секретно, 1999. С. 247-248.

11 Там же. С. 248.

12 См.: Branegan J., Fischer D., Sancton T. Europe: Ready to open the door NATO’s plan to embrace some former foes takes firmer shape as Russia’s stone wall begins to crack // Time International. 1996. December 23. P. 26.

13 См.: AlbrightM., Berger S. Press Briefing on Summit of Presidents Clinton and Yeltsin. [Электронный ресурс]. URL: http://www.state.gov/www/statements/970318.html (дата обращения: 09.01.10).

14 См.: AlbrightM. Confirmation hearing // U.S. Department of State Dispatch. 1997. January. P. 8-11.

15 См.: Albright M. Maintaining America’s strategic interests // U.S. Department of State Dispatch. 1997. March-April. P. 9-10.

16 См.: Albright M. Interview on CBS-TV «Face the Nation» with Bob Schieffer and Tom Friedman. [Электронный ресурс]. URL: http://www.state.gov/www/state-ments/970323.html (дата обращения: 09.01.10).

17 См.: AlbrightM. The Transatlantic community: Peaceful, democratic, and undivided // U.S. Department of State Dispatch. 1997. March-April. P. 19-20.

18 См.: AlbrightM. 1998: A Year of Decision in American Foreign Policy // U.S. Department of State Dispatch. 1998. January-February. P. 5-8.

19 См.: AlbrightM. NATO Enlargement: Advancing America’s Strategic Interests // U.S. Department of State Dispatch.

1998. March. P. 16-17.

20 См.: Albright M. NATO welcomes three new members // U.S. Department of State Dispatch. 1999. March. P. 1-4.

21 См.: Albright M. A New NATO for a New century // U.S. Department of State Dispatch. 1999. April. P. 6-9.

удк 327

политические отношения Турции, ирана и ес: специфика и проблемы

А.В. Сулейманов

нижегородский государственный университет E-mail: alim-suleymanov@mail.ru

в статье анализируются современные политические отношения, существующие между двумя влиятельными мусульманскими государствами Ближнего востока (турцией и ираном) и Европейским Союзом. Автор рассматривает наиболее важные региональные проблемы, непосредственно затрагивающие эти страны.

Ключевые слова: внешняя политика турции, ирана и Ес; вступление турции в ЕС, армянский вопрос и кипрская проблема.

The Political Relations of Turkey, Iran and EU: specificity and Problems A.V. suleymanov

In article are analyzed the modern political relations existing between two influential Muslim states of the Middle East (Turkey and Iran) and by the European Union. Author considers the most important regional problems directly touching these countries.

Key words: Foreign policy of Turkey, Iran and EU; the joining of Turkey into EU, the Armenian question and the Cyprian problem.

Современные политические контакты двух крупных мусульманских государств - Турции и Ирана, как с ЕС, так и между собой, вызывают устойчивый интерес в отечественной науке. Специфика данных отношений отражается наиболее полно не только через «призму» взаимодействий этих стран, но и обусловливается взаимными оценками государств в адрес важных региональным проблем, непосредственно затрагивающих их: кипрский, армянский и курдский вопросы, иранская ядерная программа и иракский кризис.

Турция сегодня, как одно из ключевых государств Большого Ближнего Востока, находится в парадоксальной внешнеполитической ситуации, связанной со стремлением этой страны в течение долгого времени стать полноправным членом ЕС, преследуя при этом и другую внешнеполитическую цель - развитие двусторонних отношений с

© А.В. Сулейманов, 2010

А.В. Сулейманов. Политические отношения Турции, Ирана и

исламским миром, и сегодня, прежде всего с Ираном, в целях поддержания статуса-кво в регионе Большого Ближнего Востока1.

Необходимо сказать, что стремление Турции в ЕС обозначилось сразу же после подписания Римского соглашения о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) 1957 г., Турция обратилась с просьбой о ее принятии в эту организацию ассоциированным членом2. В 1963 г. Турция заключила с ЕЭС Анкарский договор, вступивший в силу 1 декабря 1964 г. и предусматривающий возможность членства Турции в Европейском Сообществе. 23 ноября 1970 г. был подписан «Дополнительный протокол», вступивший в силу 1 января 1973 г., направленный на разработку плана действий для «переходного периода», где определялись условия по реализации Таможенного союза между Турцией и ЕЭС3. После военного переворота 1980 г. в Турции, приведшего к отмене Конституции и роспуску Мили Меджлиса (парламента), Европа прекратила отношения с Анкарой, и лишь после 1983 г. переговоры были возобновлены4. На Люксембургском саммите Евросоюза, прошедшем в декабре 1997 г. Турции был предоставлен статус «государства-кандидата». Позже, на Ниццском саммите, проведенном в декабре 2000 г., Турция, как ни странно, не была принята даже во внимание, несмотря на то, что на саммите, прошедшем в Хельсинки в 1999 г., она считалась 13-м по счету государством-кандидатом в ЕС5.

Новый период переговоров о вступлении Турции в ЕС начался 3 октября 2005 г. и продолжается по сей день. Для вступления в ЕС Турции, как и любой другой стране, необходимо соответствовать Копенгагенским критериям, установленным в июне 1993 г., заключающимся в следующем: верховенство демократии и права, защита и соблюдение прав человека и меньшинств, наличие действующей рыночной экономики в стране6.

Относительно взаимоотношений Турции и ЕС нужно сказать, что на протяжении многих лет они складываются не просто, исходя из ее приверженности к исламскому миру7. Помимо этого существуют и другие факторы, «замедляющие» вступление Турции в ЕС. Во-первых, это недостаточный с точки зрения показателей ЕС уровень экономического развития Турции, где ежегодный рост ВВП равен 6-8%. Во-вторых, наличие убеждения большей части населения стран ЕС, что Турция представляет для них демографическую угрозу. Население Турции в 72 млн человек составляет около 15 % от населения ЕС-27. При этом прирост турецкого населения составляет 1,1% в год, по ЕС в среднем - 0,2%. В-третьих, наличие неурегулированных кипрского и армянского вопросов8. Как известно, Кипр, входивший в состав английских колониальных владений, получил независимость

16 августа 1960 г. в соответствии с Цюрихско-

ЕС: специфика и проблемы

лондонскими соглашениями от 1959 года. По этим соглашениям Великобритания, Греция и Турция объявлялись гарантами «независимости, территориальной целостности и безопасности» Кипра, что предоставило этим государствам возможность вмешательства в его внутренние дела.

15 июля 1974 г. при поддержке греческой военной хунты на острове произошел военный переворот. Турция в качестве страны-гаранта использовала это как повод для высадки 20 июля 1974 г. своих войск на остров под предлогом восстановления конституционного порядка и защиты турок-киприотов. 13 февраля 1975 г. руководство турецкой общины провозгласило в северной части острова «Турецкое федеративное государство Кипр». 15 ноября 1983 г. законодательная ассамблея «Турецкого федеративного государства Кипр» провозгласила «Турецкую республику Северного Кипра» (ТСРК), которая до сих пор признана только Турцией. 1 мая 2004 г. греческая часть Кипра вступила в Евросоюз, что позволило ей и Греции оказывать давление на процесс интеграции Турции в ЕС, путем давления по вопросу признания Греческого Кипра де-факто и де-юре9. В октябре 2009 г. премьер-министр Греции Иор-гос Папандреу во время визита в Стамбул заявил, что: «Турция не сможет вступить в Евросоюз без решения кипрской проблемы»10. 11 ноября

2009 г. последовало заявление в Афинах главы кипрского МИД Маркоса Киприану: «Кипр и Греция как полноправные члены ЕС имеют право вето в процессе продвижения Анкары в Евросоюз и требуют от Турции практических шагов»11.

Если в кипрском вопросе Турция не признает Греческий Кипр, то в армянском вопросе имеет место быть непризнание геноцида армян в Османской империи в начале XX в., как исторического факта. Несмотря на то что совсем недавно были восстановлены дипломатические отношения между Турцией и Арменией, в соответствии с достигнутыми договоренностями в апреле 2009 г. и разработанной «дорожной картой» тема геноцида остается открытой12. Примечательна позиция некоторых стран ЕС относительно вопроса геноцида армян. Так, в Бельгии и Швейцарии за отрицание исторического факта геноцида армян введена уголовная ответственность (от штрафа 45 тыс. евро до 1 года лишения свободы). Во Франции в октябре 2006 г. парламентом был принят законопроект, в соответствии с которым отрицание геноцида армян станет уголовным преступлением, аналогично отрицанию холокоста13. В марте

2010 г. парламент Швеции также утвердил законопроект, признающий массовые убийства армян. Данное обстоятельство периодически ухудшало двусторонние отношения Турции с этими европейскими странами14.

Пускать турок в Европу хотят далеко не все. Нынешний Папа Римский Иозеф Ратцингер прямо заявлял, что «Турция - враждебный Европе регион», что у нее «мало общего с Европой».

И так думают многие. Например, президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель неоднократно указывали на то, что Турция не готова к вступлению в ЕС. К тому же европейцы боятся турецких мигрантов, число которых составляет сегодня более 4 млн человек15. В 2004 г. бывший премьер-министр Бельгии и недавно избранный президентом ЕС Херман Ван Ромпей также негативно высказывался о европейских амбициях Турции, он заявлял: «Турция не является частью Европы и никогда не будет частью Европы»16.

В отличие от многих европейских стран позиция исламского Ирана по вопросу вступления Турции в ЕС была всегда однозначной. 11 ноября 2009 г. президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что «Европейский Союз должен просить Турцию стать одним из его членов, так как, вступив в ЕС, Турция повысит его авторитет своей историей, культурой и цивилизацией»17.

На сегодняшний день турецко-иранские отношения находятся на достаточно высоком уровне. Поступательное развитие этих отношений началось с приходом в Турции к власти про-исламской Партии Справедливости и Развития в

2002 году. Именно 2002 г. стал началом нового этапа сближения Турции и Ирана, причиной которого послужило намерение США напасть на Ирак после завершения военной кампании в Афганистане. Руководство обеих стран негативно относилось к планам Америки, выступая категорически против создания независимого Курдистана, который мог стать последствием военного вмешательства в Ирак. В начале января

2003 г. премьер-министр Турции А. Гюль совершил поездку по странам Ближнего Востока с целью обсуждения ситуации вокруг Ирака. 12 января А. Гюль прибыл в Тегеран, где встретился с президентом М. Хатами18.

Турция и Иран на протяжении последних лет прилагают совместные усилия для решения курдской и иракской проблем. Тегеран же, «цементируя» отношения с Турцией своей схожей позицией по курдскому вопросу, рассчитывает на поддержку Анкары в урегулировании острой ситуации вокруг иранского ядерного досье и Ирана в целом19.

Многие эксперты и политические деятели считают, что в планы новой американской администрации пока не входит проведение наземной операции на территории Ирана или нанесение воздушного удара по объектам его ядерной инфраструктуры. Это стало ясно еще в марте 2009 г., когда президент Америки Барак Обама в видеопослании поздравил иранский народ с наступающим исламским Новым годом, а руководству Ирана предложил начать работу с «чистого листа»20.

В свою очередь, турецкий премьер-министр Тайип Эрдоган осудил пристальное внимание западных стран к ядерной программе Ирана и

подчеркнул, что мировое сообщество должно решить прежде всего проблему израильского ядерного оружия21.

6 апреля 2010 г. турецкий президент А. Гюль заявил, что Турция «не поддержит ни при каких обстоятельствах военной авантюры против соседнего Ирана и не будет в ней участвовать». По его словам, «ситуация вокруг иранской ядерной программы должна быть урегулирована исключительно дипломатическими средствами»22.

Достаточно интенсивно развиваются взаимоотношения Ирана и ЕС, связанные с иранской ядерной проблематикой и наращиванием сотрудничества в торгово-экономической и энергетической сферах.

4 октября 2006 г. Высокий представитель Евросоюза по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана заявил, что «убежден, что решение по иранскому досье может быть найдено и будет найдено исключительно путем переговоров». Данная позиция ЕС в целом оставалась неизменной на протяжении последних лет. 30 октября 2009 г. лидеры 27 стран Евросоюза заявили о приверженности урегулированию ситуации с ядерной программой Ирана переговорным путем, призвав Тегеран к полномасштабному сотрудничеству, а также выразили серьезную обеспокоенность невыполнением Ираном международных обязательств23.

Несмотря на стремление Евросоюза влиять на Иран в политической сфере в вопросе ядерной программы, в торгово-экономическом плане Иран важен для ЕС. Объем товарооборота между Ираном и странами Евросоюза в 2009 г. составил 25 млрд евро, увеличившись на 1.5 млрд евро по сравнению с 2008 годом. Основными торговыми партнерами Ирана являются Италия, Германия и Франция24. В январе 2009 г. Иран выразил готовность сотрудничества с ЕС в области энергетики. Иран относится к числу стран, которые рассматриваются Евросоюзом в качестве партнеров для обеспечения энергетической безопасности и снижения зависимости Европы от России25.

Таким образом, процесс вступления Турции в ЕС затягивается по ряду объективных и субъективных причин, тем самым вынуждает Турцию развивать отношения с неевропейскими странами, прежде всего, с Ираном. При этом Турция выступает прямым посредником в решении иранской проблемы. Иран, в свою очередь, стремится далее развивать свою ядерную программу, не смотря на санкции ООН и позицию великих держав и ЕС.

Примечания

1 Oral Sander. Turkiyenin di§ politikasi. Imge kitabevi yayinlari. Ankara, 2008. P. 147.

2 Мухаммед Карадаг. Внешняя политика Партии Справедливости и Развития (ПСР) // Внешняя политика

34

Научный отдел

А.В. Сулейманов. Политические отношения Турции, Ирана и ЕС: специфика и проблемы

Турецкой Республики в условиях глобализации: Материалы Междунар. науч. конф. Нижний Новгород, 200б. С. 27.

3 См.: Гаджиев А.Г. Процесс вступления Турции в ЕС и копенгагенские критерии // Современная Турция: проблемы и решения: Сборник статей. М., 200б. С. 123-124.

4 Турция и Евросоюз. [Электронный ресурс]. URL: http:// ru.wikipedia.org

5 См.: Гаджиев А.Г. Указ. соч. С. 12б.

6 Dokuzuncu kalkinma plani (2QQ7-2Q13). AB Katilim Sureci. TBMM. 200б. P. 11.

7 См.: Колобов, О. А. Стратегические ориентиры современной внешней политики Турецкой Республики // Актуальные проблемы изучения современной Турции: Материалы межд. науч. конф. 27 апреля 2QQ7 г. Новгород, 2007. С. б.

8 Кудряшова, Ю. С. Перспективы дальнейшего сближения Турции с ЕС и его последствия для России // Востоковедный сборник (Вып. 8). М., 2QQ7. С. 118-12Q.

9 История кипрского урегулирования. Справка. [Электронный ресурс]. URL: http://rian.ru/politics/2QQ9Q715/ 1774485Q5.html

10 Турция не вступит в ЕС без решения кипрской проблемы - премьер Греции. [Электронный ресурс]. URL: http://rian.ru/world/ 20091017/ 189287345.html

11 Кипр требует от Турции практических шагов на пути в ЕС. [Электронный ресурс]. URL: http://rian.ru/ world/20091111/193056249.html

12 Армения и Турция договорились о нормализации отношений. [Электронный ресурс]. URL: http://www. globalaffairs.ru/news/11560.html

13 Геноцид армян. Признание. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org

14 Turkey slams Swedens genocide bill. [Электронный ресурс]. URL: http://www.alalam.ir/english/detail. aspx?id=100474

15 Малашенко А. Картина мира - Турция // Новое время. 2007. 3 сент. С. 42.

16 СеЫейт Yavuz. Аутарв Віг1і|і. [Электронный ресурс]. URL: http://www.turksam.org/tr/a1865.html

17 ЕС еще должен попросить, чтобы Турция стала его членом - президент Ирана. [Электронный ресурс]. URL: http://armtoday.info/default.asp?Lang=_ Ru&NewsID=17443

18 См.: Свистунова И. А. О влиянии иракского фактора на развитие отношений Турецкой Республики с Ираном // Ближний Восток и современность: Сборник статей ИИИиБВ. М., 2006. Вып. 29. С. 211.

19 Об отношении Турции к ситуации вокруг Ирана. [Электронный ресурс]. ”ШГ: www.iran.ru/rus/news_iran. php?act=news_by_id&newsjd=39853

20 См.:КоноваловА. Иран вышел на траекторию // Новое время. 2009. 25 мая. №20. С. 42.

21 См.: Кузнецов Д.В. Иранская проблема и общественность США, стран Западной Европы, государства Израиль и Ирана (взгляд сквозь призму опросов общественного мнения) // Вестн. Моск. ун-та. Серия 18. Социология и политология. 2008. №1. С. 5.

22 Премьер-министр Турции: иранская ядерная проблема должна быть разрешена дипломатическим путем. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iran.ru/rus/ news_iran.php?act=news_by_id&news_id=63443.

23 ЕС призывает Иран принять схему МАГАТЭ о поставках ядерного топлива [Электронный ресурс]. URL: http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_ by_id&news_id=59871

24 Объем товарооборота между Ираном и странами Евросоюза вырос на 1.5 млрд евро. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_ by_id&news_id=56873

25 Иран готов к расширению сотрудничества с Евросоюзом в области энергетики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_ by_id&news_id=55447

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.