секретарь Высшего совета национальной безопасности, предшественник Али Лариджани [16].
Таким образом, несмотря на то, что партийные системы Турции и Ирана имеют ряд существенных отличий, основанных, прежде всего, на различии в государственном устройстве двух стран, можно выделить и общую черту - нахождение у власти в рассматриваемых странах партий происламского толка. В Турции это Партия справедливости и развития, в Иране - коалиция радикально-консервативных движений. При этом Турция, являясь светским государством, на протяжении последних лет стремилась развивать отношения с западным миром, перенимая отчасти его элементы культуры. Для ИРИ данные обстоятельства были чужды, поскольку в идеологических принципах правящего режима, основанных на идеях аятоллы Хомейни, присутствовало негативное отношение к западному миру.
Литература
1. Вартанян А.М. Система современных политических партий Ирана и их идеологические программ. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/15-07-05.htm
2. Гурьев А.А. Правящей в Турции Партии справедливости и развития 5 лет. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/18-08-06b.htm
3. Задонский С. Основные политические и политикорелигиозные движения и группы в ИРИ. URL: http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/29-12-06.htm
4. Месамед,В.И. Парламентские выборы в Иране: первые результаты, первые прогнозы / URL:
http ://www. iimes.ru/rus/frame_stat.html
5. Синан Оган. Правящая партия и турецко-российские отношения // Азия и Африка сегодня. 2008. - №12. - С. 44.
6. Шлыков В.И. Поиск политического равновесия. Эволюция партийной системы Турции в период «Третьей Республики» (1983-2009). URL:
http://www.perspektivy.info/oykumena/vostok/poisk_politiches
kogo_ravnovesiya_evoliuciya_partiiynoiy_sistemy_turcii_v_per
iod_treteiy_respubliki_1983-2009_2009-6-3-1-5.htm
7. Adalet ve Kalkinma Partisi Programi / Официальный сайт Партии Справедливости и Развития Турции. URL: http://www.akparti.org.tr/parti-programi_79.html
8. Siyasi Partiler Kanunu (22.04.1983). Madde 5. URL: http://www.tbmm.gov.tr/genser/kanun3.html
9. Turkiye Cumhurieti Anayasasi (7.11.1982). Madde 68. URL: http://www.tbmm.gov.tr/anayasa.htm
10. Turkiye Cumhuriyeti Milletvekili Genel Sefimleri (2007). URL: Vikipedi, ozgur ansiklopedi: http://tr.wikipedia.org
11. Turkiye'deki siyasi partilerin listesi. URL: http://tr.wikipedia.org/wiki/T%C3%BCrkiye'deki_siyasi_partile rin_listesi
12. В Иране насчитывается более 200 различных политических партий и организаций. URL:
http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&news_i
d=13571
13. Внуку основателя Исламской Республики Иран запретили баллотироваться в парламент. URL: http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&news_i d=50317
14. Заявление премьер-министра Р.Т. Эрдогана. URL: http://www.akparti.org.tr/ak-partinin-iktidara-gelisinin-3-yildonumu-genel-baska_4799.html
15. Политические партии Ирана. URL: http://www.stacykellyhomes.com/politicheskie-partii.html
16. Иран: Парламентские выборы под санкциями ООН. URL:
http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&news_i d=50818
17. Политические партии Турции. URL: http://www.turcia.ru/page24.php
18. «Старая гвардия» иранских консерваторов в лицах: Аятолла Ахмад Дженнати. URL:
http://www.iran.ru/rus/news_iran.php?act=news_by_id&news_i
d=39163
Сулейманов Алим Видади-оглы - аспирант кафедры ре-гионоведения факультета международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Suleymanov Alim Vidadi-ogly - post-graduate student of department of Region studies of faculty of international relations of N.I. Lobachevskiy Nizhni Novgorod State University.
Е-mail: [email protected]
УДК 323.28
А. В. Тараканов
СУИЦИДАЛЬНЫЕ АТАКИ КАК СРЕДСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ
Статья посвящена проблеме суицидальных атак и их использования для достижения политических целей. В ней рассматриваются вопросы использования смертников как государственными структурами, так и террористическими организациями. Дается подробная характеристика применения основных разновидностей суицидальных атак в современном обществе - «человек-бомба» и «бомба-машина». Выделяются основные причины широкого распространения суицидальных атак в современном обществе.
Ключевые слова: терроризм, суицидальные атаки, террорист-смертник, шахидизм.
A.V. Tarakanov
SUICIDE ATTACKS AS MEANS OF POLITICAL STRUGGLE
The article is devoted to the problem of suicide attacks and its use for achievement of political targets. The question of use of condemned men both by state structures, and terrorist organizations are mentioned. The detailed characteristics of application of basic versions of suicide attacks in modern society - «person-bomb» and «bomb-car» - is given. Principal causes of a wide circulation of suicide attacks in modern society are defined.
Key words: terrorism, suicide attacks, suicide terrorist, shakhidism.
Суицидальные атаки в последней четверти XX - начале XXI в. становятся одним из самых распространенных методов террора. Со страниц газет и экранов телевизоров практически не исчезают сюжеты о террористах-смертниках, приведших в действие взрывное устройство в Афганистане, Ираке и многих других странах. Не является исключением из этого печального списка и Россия, особенно ее южные регионы.
Нужно сказать, что приобретшие в настоящее время популярность среди террористических группировок суицидальные атаки имеют достаточно глубокие исторические корни. Первые попытки использования смертников для совершения террористических актов относятся к концу II века до н.э. и связаны с иранской сектантской организацией ассасинов (хашашинов, низари-тов), известной также как орден неоисмаилитов-низаритов, одним из основных методов которой являлась подготовка смертников с помощью наркотических средств. Подобные методы использовались тайными религиозными сектами в Индии и Китае. Позднее, в годы ожесточенного соперничества папского Рима с королевскими династиями Европы, католическая христианская церковь признавала вполне правомерным убийство тирана, но при этом «тирана следовало по античному образцу сразить ударом кинжала, причем убийце надлежало остаться на месте покушения. Он сознательно обрекал себя на гибель, дабы утвердить главный принцип - наказуемо всякое нарушение закона, кто бы и зачем его не нарушал» [1, с.32].
В годы Второй мировой войны в японских вооруженных силах активно использовались отряды добровольцев, готовых пожертвовать своей жизнью ради своей страны, - так называемые «камикадзе». Причем это были не только летчики, но и моряки и даже пехотинцы. Известны попытки создания аналогичных подразделений в фашистской Германии (т.н. зельбстопфермане-ры) и фашистской Италии.
В современной науке до сих пор остается спорным вопрос: «Следует ли считать этих людей террористами-смертниками?». Так, например, по мнению И.Е. Иванова, «...первым терро-ристом-камикадзе в самом строгом смысле слова был Герой Советского Союза Н. Гастелло, поскольку именно он в 1941 г. направил свой горящий самолет на колонны немецких танков [2, с.41-42]. В некоторых работах термин «камикадзе» служит синонимом термина «террорист-смертник» [3, с.55, 56, 57].
В настоящее время особенно широко распространены две разновидности использования тер-рористов-смертников. В первом случае смертник находится в транспортном средстве, начиненном
взрывчатым веществом либо просто направляемом на какой-либо объект, а во втором - взрывное устройство находится непосредственно на террористе. Рассмотрим оба этих метода подробнее.
1. Наиболее широкое распространение метод управляемой смертником «бомбы-машины» получил в начале 80-х гг. XX в., хотя впервые он был применен в 1938 г. на рынке г. Хайфа, когда израильтянами были взорваны две начиненные взрывчаткой автомашины. Первой попыткой проведения террористической акции с использованием машины с водителем-смертником обычно называют деятельность членов шиитской террористической организации «Хезболла» в Ливане, направивших в 1983 г. свои автомобили, начиненные взрывчаткой, на казармы американских и французских войск в Бейруте. Эта террористическая акция не только привела к большому количеству жертв, но и способствовала выводу из Ливана воинских формирований из США, Франции, Великобритании и Италии. После этого случая и вплоть до настоящего времени практика организации террористических акций с использованием заложенной в автомобиль взрывчатки и находящегося за рулем террориста-смертника неоднократно использовалась в различных странах, например, в Турции, Алжире, Ираке и др. Причем для данных целей применяется не только автомобильный транспорт. В июне 2000 г. террористическая организация «Аль-Каида» с помощью начиненной взрывчаткой моторной лодки подорвала эсминец военноморских сил США «Коул» во время его стоянки в порту Йемена. Год спустя боевики все той же «Аль-Каиды» направили угнанные самолеты на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Пентагона, что до настоящего времени считается крупнейшей террористической акцией в мировой истории. В России только в период с 2004 по 2006 г. включительно на железнодорожном транспорте было зафиксировано 7 случаев угрозы захвата заложников или взрыва объекта ж/д транспорта, совершено 25 взрывов, предотвращено 17 попыток взрыва [4, с.97].
В последние годы участились случаи использования смертников вслепую, когда людей нанимают для перевозки каких-либо грузов, не объясняя, что ведомое ими транспортное средство оснащено взрывным устройством, приводящимся в действие дистанционно. Кроме того, в Ираке были зафиксированы случаи, когда взрывные устройства с дистанционным управлением прятались под одежду детей, которые затем отправлялись к местам расположения американских военнослужащих [1, с.99].
2. Первый «террорист-бомба» взорвал себя в
посольстве Ирака в Бейруте в декабре 1981 г. Он являлся членом ливанской террористической организации «Хезболла». В 90-е гг. XX в. террористические акции с использованием боевиков-самоубийц очень активно начали применять исламистские террористические группировки, в частности, «ХАМАС», «Палестинский исламский джихад», «Египетский исламский джихад» и др. Их пик пришелся на февраль 1996 г., после чего интенсивность действий смертников несколько снизилась, но с началом XXI в. появилась вторая волна подобных акций. В период с 26 октября 2000 г. по 19 июня 2002 г. только в Израиле было совершено 39 нападений «живых бомб» на людей [5, с.4]. А по данным Р. Жаккара, «у членов «Аль-Каиды» и их союзников талибов были учебники по пилотированию и программные обеспечения симуляторов полета. В них содержался список 1700 камикадзе с фотографиями, стояли номера банковских счетов, на которые должны были быть перечислены деньги семьям погибших» [6, с.63]. Данный метод применялся и применяется не только террористическими организациями, проповедующими ислам. Так, террористов-самоубийц использовали американская иудейская организация «Кахане Хай», христианские организации «Борцы за свободу Ольстера», «Армия волонтеров Ольстера», японская экстремистская организация, имеющая буддистские корни, «Аом Сенрике», Ливанская Коммунистическая партия и др., а подавляющее большинство подобных террористических акций приходится на долю сепаратистской организации «Тигры освобождения Тамил Илама», имеющей даже подразделение, состоящее исключительно из потенциальных самоубийц.
В последние годы в качестве террористов-самоубийц используются не только мужчины, но и женщины и даже дети и подростки. Есть сведения о находящихся в секторе Газа детских лагерях, занимающихся подготовкой террористов-смертников, где в число обучающихся входят 8летние дети [3, с.63]. По данным социологического опроса, проводившегося сотрудниками Исламского университета в апреле 2001 г., в котором учитывалось мнение тысячи подростков, проживающих в секторе Газа, 73% опрошенных заявили о своем желании стать «шахидами» [7, с.45]. Что же касается использования для суицидальных атак женщин, долгое время это считалось в мусульманском мире невозможным, так как, согласно мнению большинства исламских группировок, роль женщины заключается в том, чтобы рожать и воспитывать детей, которые в будущем станут бороться против врага. Первыми нарушили этот канон все те же палестинцы, члены группировки «Палестинский исламский джи-
хад», попытавшиеся в 1987 г. провести террористическую акцию, в ходе которой находящаяся в автомобиле женщина должна была привести в действие взрывное устройство. Данная попытка была пресечена израильскими спецслужбами, но за ней последовали другие, более удачные.
Существует и другая точка зрения относительно первой террористической акции, проведенной женщиной-смертницей. По мнению А.Д. Спирина со ссылкой на израильскую прессу, «сама тактика использования женщин-смертниц возникла случайно. Первая девушка взорвалась по ошибке, но положительный резонанс закрепил это явление в нерелигиозных формированиях, например, «Бригаде мучеников Аль-Аксы», позже в чеченских формированиях» [8, с.92]. В любом случае можно с уверенностью констатировать, что начиная с конца 80-х гг. XX в. и по настоящее время женщины в качестве террори-сток-смертниц используются все чаще и чаще. По их внешнему виду сложнее определить наличие взрывного устройства, поскольку женщину с надетым поясом шахида, спрятанным под одеждой, легко можно принять за беременную, к тому же она традиционно вызывает меньше подозрений, чем мужчина.
Суицидальные атаки террористов не обязательно сопровождаются приведением в действие взрывных устройств. Ярчайшим примером этому являются террористические акции, проведенные членами японской террористической организации «Аом Сенрике» в 1994 и 1995 гг. и сопровождавшиеся применением в токийском метро отравляющего вещества зарин. Еще пример: в
2001 г. в пригороде Хайфы подорвал себя террорист-смертник, предварительно заразивший себя гепатитом, стремясь вызвать эпидемию этой болезни.
В России первые террористические акции с участием смертников проводились только на территории Чеченской республики. Публично о чеченских смертниках объявил Шамиль Басаев в сентябре 1999 г., а уже 6 июня 2000 г. впервые была совершена террористическая акция с участием смертников в Чеченской республике. Х. Жансуркаев и Х. Магомадов в селении Алхан-Юрт на автомашине УАЗ, нагруженной тротилом, прорвались к зданию комендатуры и совершили взрыв автомобиля. Было убито и ранено около 80 сотрудников спецназа [9, с.49]. В
2002 г. была применена первая в нашей стране «живая бомба».
Использование террористов-смертников в России очень часто сопровождается такой разновидностью террористических акций, как захват заложников. Характерным примером этому служит захват заложников в Москве в Доме культу-
ры на Дубровке в октябре 2002 г. Именно наличие среди террористов женщин-смертниц с «поясами шахидов» спровоцировало власти на применение при штурме усыпляющего газа, что привело к гибели почти 20% заложников. Причем эта террористическая акция является беспрецедентной в том плане, что в ней приняло участие сразу 18 женщин-смертниц. Также жен-щины-смертницы принимали участие в организации взрывов в Пятигорске, возле входа на аэродром в Тушино, захватах заложников в Буденновске и Кизляре и др.
При характеристике суицидальных террористических акций в России особое внимание следует уделить такому термину, как «шахидизм», который очень часто используется как синоним самоубийству, причем как неосознанно (в научной литературе и средствах массовой информации), так и осознанно (самими террористическими организациями) с целью вербовки новых кандидатов в террористы-смертники. На самом деле подобное употребление этого термина некорректно. Согласно мусульманской ортодоксии мусульманин, совершивший самоубийство, не может являться шахидом. Напротив, самоубийство, повлекшее за собой гибель мирных людей, является тяжким грехом, которого Бог никогда не прощает. То же относится и к Чеченской республике. В истории народов Северного Кавказа, в том числе и чеченцев, до 90-х гг. XX в. случаи целенаправленного и осознанного самоубийства практически неизвестны, а сам феномен суицида чужд образу жизни и духовно-культурному восприятию северокавказских этносов. В чеченском языке, например, даже отсутствует термин, обозначающий этот феномен. Более того, самоубийство запрещено не только исламом, но и более древней правовой культурой - чеченскими ада-тами. В соответствии с ними самоубийца не может быть похоронен на кладбище, где похоронены его родственники. Обычно его хоронят за оградой кладбища, а чаще вообще скрывают место захоронения. Но поскольку радикальным террористическим группировкам использование тер-рористов-самоубийц представляется очень выгодным, данные каноны осознанно искажаются. Не случайно террористами-смертниками чаще всего становятся молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет из бедных семей, потерявшие кого-нибудь из близких, а идеальное для вербовщиков амплуа террористки-смертницы - «несчастная, одинокая и инфантильная» [10, с.194]. Известны случаи, когда тело террориста-смертника было испещрено изречениями из Корана, поскольку, по мнению шахидов, такое тело не может пробить пуля, либо наличие у смертника «освященного» патрона, гранаты, камня и т. п., который
призван в решающий момент проявить свою божественную силу [11, с. 191-192]. В то же время необходимо учитывать, что террористами-смертниками становятся не только выходцы с Востока, но и европейцы. Так, например, известен случай вербовки в «Аль-Каиду» молодых англичан, а при бомбардировке американцами Афганистана трое англичан, принявших ислам, взорвали себя, чтобы не попасть в плен к силам НАТО [6, с. 177-178].
В целом широкое использование террористическими организациями суицидальных атак не случайно. Можно выделить несколько основных причин распространения данного метода.
1. Дешевизна подготовки террориста и взрывного устройства. Как правило, общая стоимость одного террориста-самоубийцы с поясом шахида не превышает 150 долларов. Иногда к этой сумме добавляются выплаты родственникам смертника, составляющие от трех до пяти тысяч долларов [3, с.58]. Помимо этого, нет необходимости подготавливать пути отступления исполнителя террористической акции, что также требует определенных затрат. Стоимость же взрывного устройства, размещаемого на человеке, баснословно низка и зачастую готовится из подручных материалов - гвозди, электрическая батарейка, порох, переключатель, короткий кабель, ртуть, извлекаемая из термометра, ацетон и пояс с карманами.
2. Высокая вероятность доставки взрывного устройства к объекту воздействия. Так, человек с расположенным на поясе взрывным устройством может беспрепятственно зайти в общественный транспорт, магазин, ночной клуб и другие места, зачастую становящиеся целью террориста. Тем более, что мощный заряд совсем не обязательно должен быть в большой коробке или объемистом свертке. Так, взрывное устройство, способное разрушить многоэтажный жилой дом, можно упаковать в рюкзак или небольшой чемодан весом около 20 кг, а 400-граммовая тротиловая шашка имеет размеры 10х5х5 см, примерно соответствующие куску советского хозяйственного мыла.
3. Большой общественный резонанс, нагнетание панических настроений в обществе. Террористы-смертники очень часто приводят в действие взрывные устройства в местах наибольшего скопления людей, что приводит последних к ощущению всеобщей незащищенности.
4. Значительный пропагандистский эффект, способствующий вербовке новых добровольцев. Данный пункт следует оценивать двояко. С одной стороны, пропаганде смертничества очень часто способствуют средства массовой информации, характеризующие смертников как несча-
стных людей, вынужденных пойти на этот крайний шаг. Подобные сюжеты вызывают к терро-ристам-смертникам чувство жалости и нередко подстегивают других людей к осуществлению подобных актов суицида. С другой стороны, сами террористические организации искусственно разогревают общественный интерес к суицидальным акциям, буквально обожествляя их исполнителей, что опять же приводит к увеличению желающих покончить с собой, унеся при этом какое-то количество человеческих жизней.
Таким образом, как видим, суицидальные атаки впервые появляются еще во втором веке до нашей эры, а позднее использовались европейскими государствами при поддержке христианской католической церкви. Смертничество в ходе военных действий активно поощрялось правительствами различных стран (Япония, Германия, СССР и др.), хотя вопрос о признании данных действий террористическими акциями является спорным. Особенно активно суицидальные атаки начинают применяться мировым терроризмом в 80-е гг. XX в. Этот вид террористических акций можно разделить на две большие группы. В первом случае террористы-смертники используют для взрыва транспортное средство (автомобиль, самолет и т.п.), во втором же размещают взрывное устройство на своем теле. В подавляющем большинстве случаев данным методом пользуются исламистские террористические организации, подменяющие религиозные каноны таким образом, что смертничество приравнивается к понятию «шахидизм». Причем в настоящее время появляется даже такой феномен, как «женское смертничество», противоречащий всем основным канонам ислама. В то же время суицидальные атаки используют и неисламские террористические группировки в силу его дешевизны, действенности и большого общественного резонанса.
Литература
1. Горбунов Ю.С. Терроризм и правовое регулирование противодействия ему. - М.: Молодая гвардия, 2008. - 460 с.
2. Иванов И.Е. Психология терроризма. Предупреждение и пресечение террористических актов. - СПб.: Камея,
2005. - 125 с.
3. Капитонов К.А. Война без правил. Израильско-палестинское противостояние. - М.: АСТ; Восток - Запад,
2006. - 526 с.
4. Зорин А.М. Подготовка и повышение квалификации специалистов в области антитеррористической деятельности на железнодорожном транспорте в Российской академии путей сообщения // Терроризм и безопасность на транспорте: сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конф. (7 февраля 2007 г.). - М.: Юриспруденция, 2008. -С.97-99.
5. Авербух В. «Черных вдов» сменят дети-шахиды? // Российская газета. - 2004. - 3 сент. - С.4.
6. Жаккар Р. Секретные архивы «Аль-Каиды». Разоблачающие материалы о последователях Бен Ладена. - М.: СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2007. - 320 с.
7. Антонян Ю.М., Белокуров Г.И., Боковиков А.К. и др. Природа этнорелигиозного терроризма. - М.: Аспект-Пресс, 2008. - 365 с.
8. Спирин А.Д. Лики современного терроризма // Анализ феномена терроризма. IV Кузбасские философские чтения: материалы междунар. науч. конф. - Кемерово, 2006. -С. 91-92.
9. Терроризм в современном мире / науч. ред. Ю.М. Антонян, В.Л. Шульц; Центр исслед. проблем безопасности РАН; Общественно-консультативный совет по проблемам борьбы с международным терроризмом. - М.: Наука, 2008. - 359 с.
10. Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев К.М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе / Регион. центр этнопо-лит. исслед. ДЦН РАН. - М.: Наука, 2007. - 583 с.
11. Гуревич П.С. Психология чрезвычайных ситуаций: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2007. - 495 с.
Тараканов Андрей Владимирович, канд. ист. наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности человека ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».
Tarakanov Andrey Vladimirovich, candidate of historical sciences, lecturer of department of life safety of Kemerovo State University.
E-mail: andr-tarakano v@mail. ru
УДК 327.009
О.А. Борисенко
МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА
В статье рассматриваются вопросы межцивилизационных отношений в мире и их яркое проявление в работе Шанхайской организации сотрудничества. ШОС - это новая международная организация, способствующая установлению равноправных отношений между странами, а не новых предпосылок к конфронтации.
Ключевые слова: ШОС, политический диалог, межцивилизационное развитие
Q.A. Borisenko
INTERCIVILIZATIONAL FORMATION OF SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION
The article is devoted to the problems of intercivilizational relations in the world and its bright displays in the work of Shanghai cooperation organization. SCO is a new international organization promoting a setting of equal in rights relations between countries, instead of new preconditions to confrontation.
Key words: SCO, political dialogue, intercivilizational development.