Научная статья на тему 'Перспективы армянской энергетики в контексте интеграционных проектов'

Перспективы армянской энергетики в контексте интеграционных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Севак Саруханян

Данная статья рассматривает политические и экономические вопросыинтеграции Армении в европейское экономическое пространство иТаможенный союз с точки зрения их влияния на энергетическую безо-пасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF ARMENIAN ENERGY SYSTEM IN THE CONTEXT OF INTEGRATION PROJECTS

This article features political and economic issues of integration of Armenia into European economic space and Customs Union from the point of view of their impact on the energy security. For the support of the Armenian interests in entering the Customs Union one should elaborate new mechanism which secures definite preferences of receiving cheap energy carriers for Armenia due to its special location (absence of border, blockade, direct vicinity of the EU zone). In case of absence of such format, entering of Armenia into the Customs Union will not give Armenia many dividends in the aspect of energy security.

Текст научной работы на тему «Перспективы армянской энергетики в контексте интеграционных проектов»

ПЕРСПЕКТИВЫ АРМЯНСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Севак Саруханян

Данная статья рассматривает политические и экономические вопросы интеграции Армении в европейское экономическое пространство и Таможенный союз с точки зрения их влияния на энергетическую безопасность.

Общие и текущие условия энергетического сектора в Армении

Энергетическая безопасность занимает особое место в системе национальной безопасности Армении. Это обусловлено не столь далекой историей 90-х годов: энергетика Армении более всего пострадала от развала Советского Союза. Импорт энергетического сырья (газопровод и железная дорога) через территорию Азербайджана был приостановлен в результате конфликта в Нагорном Карабахе, и с начала 90-х годов единственной возможностью снабжения остался маршрут через переживающую перманентный политический кризис Грузию.

C началом кризиса 1990 годов вопрос стабильности энергосистемы является первостепенным для политики защиты национальной безопасности страны, что нашло выражение в позиции, которую она занимает в Стратегии национальной безопасности Республики Армения* 1. Этот

' Кандидат политических наук, заместитель директора фонда «Нораванк».

1 Стратегия национальной безопасности Армянской Республики была принята Советом Безопасности под руководством президента Республики Армения 26 января 2007г. и подписана президентом РА.

19

С. Саруханян

21 й ВЕК», № 4 (29), 2013г.

документ рассматривает армяно-российские отношения как фактор, обеспечивающий энергонезависимость Армении.

Сегодня стратегический интерес Армении в сфере энергетики нацелен на создание новых энергетических инфраструктур, так как именно они будут гарантировать стабильность системы после закрытия Армянской атомной станции и увеличат объем экспорта электричества. Среди этих проектов [1]:

• строительство нового энергетического блока на Армянской атомной электростанции мощностью 1000 MW;

• строительство 5-го энергетического блока на Разданской ТЭС мощностью 440M MW1;

• инсталляция новой газовой турбины мощностью более 200 MW на Ереванской ТЭС2;

• строительство новых гидроэлектрических станций;

• строительство ветряных ферм с общей мощностью более чем 200 MW.

Строительство газопровода Иран-Армения, который может импортировать в Армению до 2.3 млрд. кубических метров природного газа в год (покрывает весь годовой расход газа в стране), является значительным достижением для Армении. В настоящее время газопровод через территорию Грузии функционирует в стабильном режиме, и Армения не нуждается в иранском газе. Газ, поступающий в Армению из Ирана, служит для генерации электричества и его экспорта в ИРИ. Однако в случае форс-мажорной ситуации с поставками российского газа этот газопровод сможет обеспечить стабильное функционирование армянской экономики и энергетической отрасли.

Строительство завершено в середине 2010г. Строительство завершено в 2011г.

20

«21-й ВЕК», № 4(29), 2013г.

С Саруханян

Между тем, вся логика развития энергетической отрасли Армении заключалась в попытках достижения основных двух целей: обеспечение энергетической безопасности страны и увеличение технических возможностей наращивания экспорта электроэнергии. Причем в долгосрочной перспективе основным направлением такого экспорта является не постсоветское направление, а Иран.

Возможный объем экспорта электроэнергии из РА с учетом трансферных мощностей взаимосвязанных линий, млрд. KW в час

Энергетика Армении в рамках Ассоциативного соглашения с ЕС: проблемы и перспективы

Ситуация в энергосекторе Армении на сегодняшний день ясна: в течение последних двадцати лет, при закрытых границах с Турцией и Азербайджаном, основными энергопартнерами и ключевыми странами для Армении стали Россия и Иран. Значительные проекты по инфраструктуре энергетического сектора Армении прямо связаны с Россией и Ираном:

• Российско-армянский газопровод;

21

С Саруханян

21 й ВЕК», № 4 (29), 2013г.

• Газопровод Иран-Армения;

• Новый проект атомной электростанции, который будет осуществлен с помощью российских инвестиций.

Принимая во внимание, что главная инфраструктура производства электричества в Армении принадлежит российским компаниям, а газ поступает из Ирана и России, Москва и Тегеран могут легко быть названы главными и самыми важными партнерами Армении в энергетической сфере. Может ли с учетом этого обстоятельства программа Восточного партнерства ЕС изменить реальность и переориентировать развитие энергетического сектора Армении на Европу?

Вероятнее всего, на данный период времени ответ пока еще отрицателен, в особенности с учетом того, что никаких инфраструктурных изменений в энергетической отрасли Армении ЕС и европейские компании делать не планируют.

Вместе с тем Ассоциативное соглашение таит в себе определенные серьезные вызовы для энергетической безопасности Армении. Эти вызовы можно разделить на три группы:

Армяно-иранское сотрудничество

Ассоциативное соглашение, в отличие от Соглашения о создании Зоны свободной торговли, является политическим документом. Текст этого документа до сих пор не обнародован, однако речь, по сути, идет не только об углублении сотрудничества, но и о создании единой внешнеэкономической политики, в том числе и обусловленной политическими соображениями. С этой точки зрения, для Армении важное значение имеют ирано-европейские отношения, в особенности по части, касающейся санкций ЕС в отношении Ирана из-за ядерной программы последнего. Напомним, что ЕС принял дополнительные санк-

22

«21-й ВЕК», № 4(29), 2013г.

С. Саруханян

ции в отношении Ирана, которые работают в более жестком режиме, чем санкции СБ ООН. И тут важным вопросом является следующий: обязана ли будет Армении, подписавшая Ассоциативное соглашение с ЕС, следовать этим санкциям? Вопрос для Армении, в экономическом плане, касается в основном энергетической сферы, так как именно энергетическая отрасль доминирует в ирано-армянских экономических отношениях. Если да, то это означает, что Ереван обязан будет отказаться, как минимум, от идеи строительства продуктопровода из Ирана для импорта нефтепродуктов, так как санкции ЕС исключают любое сотрудничество с Тегераном в нефтяной сфере. Если санкции в отношении Ирана расширятся, то они могут затронуть и всю энергетическую отрасль, в том числе и импорт иранского газа, а также экспорт электроэнергии в Иран. Это, в свою очередь, сведет на нет практически весь спектр ирано-армянских экономических отношений и лишит всякого смысла важнейший с точки зрения национальной безопасности газопровод Иран-Армения.

Однако даже в условиях сохранения нынешнего формата санкций в отношении Ирана можно с полной уверенностью сказать, что армяно-иранские проекты сильно пострадают. На сегодняшний день одними из самых перспективных энергетических проектов Армении и Ирана являются:

1. Строительство нефтепродуктопровода из Ирана в Армению, который обеспечит импорт иранского бензина в Армении в объеме до 0,5 млн. тонн в год (проект обсуждается с 2009г. и практически все его технические детали обговорены и согласованы).

2. Строительство НПЗ на территории Армении, которая обеспечит переработку иранской нефти для дальнейшей ее реализации на армянском и иранском рынках.

23

С. Саруханян

21 й ВЕК», № 4 (29), 2013г.

При наличии санкций в отношении иранского нефтяного сектора, принятых со стороны ЕС, оба проекта не смогут быть реализованы, так как иранская нефть ни в каком формате не должна входить на территорию ЕС, а с учетом присоединения Армении к европейской Зоне свободной торговли такая перспектива существует. Тем самым можно сказать, что Ассоциация с ЕС однозначно отрицательно скажется на армяно-иранском энергетическом сотрудничестве.

Атомная энергетика

Несмотря на стабильное функционирование армянских тепловых энергостанций и Воротанской гидроэнергостанции1, атомная электростанция остается краеугольным камнем энергетического сектора Армении, производя около 40% электроэнергии Армении. С самого первого дня восстановления армянской атомной электростанции многие европейские страны, а затем и ЕС как структура, выразили беспокойство в связи с ее безопасностью, поскольку атомный реактор станции Мецамор является единственной станцией в мире, работа которой была возобновлена после полной остановки. Во время 6-ой встречи Совета сотрудничества Армения - ЕС генеральный директор европейской комиссии по внешним сношениям с Восточной Европой, Южным Кавказом и Центральной Азией Хью Мингарелли сформулировал максимум возможной помощи Армении таким образом: «Если правительство Армении предпримет шаги к возможно скорому закрытию армянской атомной станции, ЕС созовет международную конференцию с целью изыскания средств для этого»1 2. По сути дела, это касается лишь финансирования безопасного закрытия станции, без предложения каких-либо значимых альтернатив создания других источников генерирования электроэнергии.

1 Производит около 8% электроэнергии в стране.

2 Мовсисян Гаяне, Деловой экспресс, экономический еженедельник Армении // 30 июня -6 июля 2005 №24 (632).

24

«21-й ВЕК», № 4(29), 2013г.

С. Саруханян

Европейская политика в связи с новым энергоблоком была обусловлена двумя фактами:

1. У Армении есть возможность производить нужное количество электроэнергии после закрытия АЭС. В 2011г. начал функционировать пятый энергогенерирующий блок на Разданской ТЭС; его мощность соответствует мощности атомного реактора, который надлежит закрыть. Кроме того, в Армении осуществляется ряд других проектов, которые в состоянии компенсировать отключение атомной электростанции, среди них - строительство гидроэлектростанций различных размеров; самая крупная из них, мощностью до 400 MW, будет построена Арменией и Ираном на реке Аракс.

2. После аварии на Фукусиме отношение ЕС к атомной энергетике стало резко отрицательным, несмотря на развитие данной отрасли в таких странах, как Франция и Великобритания.

В то же самое время надо ожидать, что отсутствие оппозиции со стороны ЕС касательно строительства нового энергоблока Армянской АЭС никак не означает, что станция будет построена, так как у армянской стороны возникнут 2 основные проблемы:

1) привлечение европейских инвестиций, что выглядит сомнительной перспективой с учетом того, что ни одна европейская компания не выказала минимальную заинтересованность в строительстве нового блока Армянской АЭС,

2) реализация электроэнергии, производимой на новой станции, на внутреннем и внешнем рынках.

Последнее обстоятельство напрямую связано с тем, что Армения, после подписания Ассоциативного соглашения с ЕС, столкнется с необходимостью соблюдения новых норм энергетической безопасности, закрепленных в «третьем энергопакете» ЕС.

25

С. Саруханян

21 й ВЕК», № 4 (29), 2013г.

Третий энергопакет ЕС и будущее армянской энергетики

Между тем, есть еще один немаловажный вызов для энергетической отрасли Армении: создание общего энергетического рынка ЕС в рамках «Третьего энергопакета», который может привести к полной либерализации энергетического сектора в рамках ЕС и государств, подписавших с ним Ассоциативное соглашение и Договор о зоне свободной торговли. «Третий пакет» предполагает осуществление ряда мер, из которых для Армении особую важность представляют следующие:

Во-первых, это полное разделение сектора по отраслям, когда операторы, осуществляющие импорт энергоносителей, уходят из сферы производства электроэнергии и наоборот. В армянской перспективе это означает фактическую трансформацию газового оператора ЗАО «АрмРосгазпром», который, кроме того, что импортирует газ в Армению, владеет крупнейшим 5-м энергоблоком Разданской ТЭС.

Во-вторых, государства-члены ЕС обязаны либерализовать свои энергетические секторы, обеспечив свободный доступ для «третьих сторон» (thirdparty access), в том числе и в рамках системы свободной торговли. Это в реальной перспективе означает полный отказ от протекционизма национального производителя электроэнергии и переход к системе выбора «наилучшего предложения». Для Армении такая перспектива может означать свободный вход в энергетический рынок европейских компаний, а также компаний стран, подписавших Ассоциативное соглашение, например, Грузии, в которой благодаря развитию дешевого сектора ГЭС наблюдается падение цен не электроэнергию1. Если на сегодняшний день 1 кВт.ч электроэнергии в Армении для коммунальных хозяйств стоит 38 драмов, то в Грузии, переводя на армянскую валюту, 25 драмов. Естественно, низкой является также и оптовая цена на электроэнергию. С этой точки зрения, подписание Грузией и Арме-

1 Тарифы на электроэнергию в Грузии снизятся для 90% населения – Иванишвили / http://www.newsgeorgia.ru/economy/20121224/215430365.html.

26

«21-й ВЕК», № 4(29), 2013г.

С. Саруханян

нией Ассоциативного соглашения с ЕС может открыть армянский рынок для грузинских экспортеров электроэнергии и стать началом конца армянских компаний, производящих электроэнергию из дорогого природного газа, стоимость которого в случае вступления Армении в Ассоциацию с ЕС может еще больше возрасти. Такая перспектива несет прямую угрозу также для российских компаний, в том числе и «Газпрома», которые инвестировали значительные средства в армянскую энергетику, в первую очередь в сооружение 5-го блока Разданской ТЭС.

Отдельным образом может быть рассмотрена возможная реакция российской стороны на присоединения Армении к единому энергетическому пространству ЕС. Она может заключаться как в повышении тарифа на природный газ, так и на приостановку реализации ряда энергетических проектов на территории Армении. Таких, как строительство новой АЭС, расширение возможностей Абовяновского газохранилища, сокращение инвестиций на модернизацию и перезапуск Разданского каскада ГЭС.

Между тем, с методологический точки зрения открытым является вопрос расчета цен на природный газ при рассмотрении экономических перспектив подписания между Арменией и ЕС Ассоциативного соглашения. В частности, в исследовании, которое было сделано по заказу Европейской комиссии и посвящено экономическим перспективам Армении после вхождения в Зону свободной торговли ЕС1, указаны возможные темпы роста с учетом нынешнего положения дел как в Европе, так и в Армении. Однако тут важен следующий вопрос: как будут обстоять дела после того, как цены на импортируемые из России товары повысятся из-за неприсоединения Армении к Таможенному союзу? Очевидно, что в таких отраслях, как производство электроэнергии, сельское хозяйство (парниковые хозяйства) и производство це-

1 http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2013/july/tradoc_151659.pdf.

27

С. Саруханян

21 й ВЕК», № 4 (29), 2013г.

мента (3 отрасли очень сильно зависят от цен на газ), в случае повышения тарифов на российский газ произойдет скачек в себестоимости товаров и услуг, что будет иметь отрицательный мультипликаторский эффект для всей экономики. А это - потеря национальной конкурентоспособности Армении и ее экономики.

проблемы и перспективы

Рассмотрение перспектив вступления Армении в Таможенный союз с точки зрения энергетической безопасности неотъемлемо связано с теми политическими перспективами, которые это вступление несет.

Очевидно, что предлагаемая со стороны ЕС модель «или/или» не является исключительно экономической, но и определенным образом несет политический «мессидж», говорящий: Армении надо определиться и сделать выбор. Для энергетической отрасли Армении вступление в Таможенный союз и отказ от Ассоциативного соглашения означает полное замыкание энергетической отрасли страны на самой себе, минимизацию шансов на интеграцию армянской электроэнергетики в европейскую через Черноморское кольцо ЛЭП, а также предоставление Грузии и ЕС независимого статуса в решении судьбы транзита российского газа по территории Грузии в Армению.

С точки зрения экономико-технических характеристик, Армении выгодно оставаться за рамками «третьего пакета» энергетической политики ЕС, а также выгодно продолжать наращивать технические возможности экспорта электроэнергии в Иран, в том числе и той, которая может производиться на новой Армянской АЭС. Однако для достижения такой цели Армении необходимо, во-первых, построить новую АЭС, которая минимизирует зависимость страны от импорта энергоносителей, во-вторых, получить доступ к дешевым энергоносителям,

28

<21-й ВЕК», № 4(29), 2013г.

С. Саруханян

прежде всего к природному газу, который позволит армянской экономике развиваться в льготном режиме. Естественно, с учетом позиции России - основного поставщика природного газа и основной заинтересованной стороны в строительстве нового реактора Армянской АЭС -можно предположить, что вступление Армении в Таможенный союз даст Еревану доступ к российским инвестициям в атомную отрасль и российскому природному газу, но с точки зрения нормативно-правовой базы Таможенного союза и ЕвразЭС такой доступ не предполагается, и он, по сути, остается делом «доброй воли» России и ее стремления максимально привязать армянский энергетический рынок к российскому. Данное обстоятельство таит в себе определенные риски для армянской стороны, так как незакрепленная нормативно-правовыми обязательствами «добрая воля» не может считаться долгосрочным и стратегическим ресурсом.

Что касается Таможенного союза и ЕвразЭС, то тут не существует никакого механизма, обеспечивающего продажу одним членом Союза другому его члену, скажем, природного газа по внутренним ценам, хотя в Армении бытует мнение, что такой механизм есть. Тем самым, вступление Армении в Таможенный союз автоматическим образом не повлечет за собой закрепление за ней права получать российский или казахский газ по внутрироссийским и внутриказахским ценам.

С учетом этого обстоятельства для поддержки армянской заинтересованности во вступлении в Таможенный союз нужно выработать новые механизмы, закрепляющие за Арменией определенные преференции из-за ее особого положения (отсутствие общей границы, блокада, прямое соседство с зоной ЕС) в получении дешевых энергоносителей. Без наличия такого формата вступление Армении в Таможенный союз с точки зрения энергетической безопасности Армении мало что даст.

Сентябрь, 2013г.

29

С. Саруханян

21 -й ВЕК», № 4 (29), 2013г.

Источники и литература

1. Карапетян К, Роль Армении в обеспечении энергетической безопасности южнокавказского региона //«21 Век», № 4(22), 2008, с. 23

PROSPECTS OF ARMENIAN ENERGY SYSTEM IN THE CONTEXT OF INTEGRATION PROJECTS

Sevak Saiukhanyan

Resume

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

This article features political and economic issues of integration of Armenia into European economic space and Customs Union from the point of view of their impact on the energy security.

For the support of the Armenian interests in entering the Customs Union one should elaborate new mechanism which secures definite preferences of receiving cheap energy carriers for Armenia due to its special location (absence of border, blockade, direct vicinity of the EU zone). In case of absence of such format, entering of Armenia into the Customs Union will not give Armenia many dividends in the aspect of energy security.

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.