Научная статья на тему 'Интеграция Армении в тс и еэп: исходная позиция и существенные условия'

Интеграция Армении в тс и еэп: исходная позиция и существенные условия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
408
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демиденко Михаил Витальевич

Цель статьи – обрисовать макроэкономическую ситуацию, возможные эффекты присоединения Армении к ТС и ЕЭП, а также альтернативные интеграционные стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция Армении в тс и еэп: исходная позиция и существенные условия»

интеграция Армении в тс и еэп: исходная позиция и существенные условия

м.в. демиденко

^•ч ИНТЕГРАЦИЯ АРМЕНИИ В ТС ^ И ЕЭП: ИСХОДНАЯ ПОЗИЦИЯ И СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ

Михаил

Демиденко

Михаил Витальевич Демиденко — к. э.н., руководитель направления Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития. Работал в Национальном банке Республики Беларусь.

Электронная почта: demidenko_mv@eabr.org

Integrating Armenia into the Customs Union and the SES: The Starting Point and the Essentials

Mikhail Demidenko

The goal of this article is to describe the macroeconomic situation, especially those aspects that will have a final say in the analysis of the effects of integration on Armenia into the Customs Union and the SES. Studying this issue is essential for understanding the starting points and calls that the country's economy is facing and to underline the critical issues that will make the chances of integration agreement slim if solutions are not found. It also soberly assesses the potential for alternative integration strategies. These aspects will be reviewed sequentially in this article. Keywords: Customs Union, SES, integration, national economy, infrastructure, investing, transport, oil and gas sector JEL: F13, F15, Z18

Цель настоящей статьи — обрисовать макроэкономическую ситуацию и, в частности, те аспекты, которые будут иметь решающее значение при анализе эффектов интеграции Армении в ТС и ЕЭП. Изучая данный вопрос, необходимо понимать исходные условия и вызовы, стоящие перед экономикой страны, обозначить критические задачи, без решения которых будет сложно в полной мере реализовать возможности интеграционного соглашения и трезво оценивать потенциал альтернативных интеграционных стратегий. Эти аспекты будут последовательно рассмотрены в представленной статье.

Ключевые слова: ТС, ЕЭП, интеграция, ЕС, инфраструктура, инвестиции, транспорт, нефтегазовый сектор.

Экономическая интеграция достаточно сложный и долговременный процесс. Само по себе интеграционное соглашение не следует рассматривать как решение всех накопившихся проблем в экономике. Скорее интеграция — это окно возможностей, которое позволяет до-

статьи

ЕЭИ — № 4 (21) ноябрь '13

стичь определенных целей. Во многом потенциал интеграционного соглашения зависит от исходной ситуации, скорости имплементации интеграционных соглашений, институционального уровня в стране и многих других условий.

В настоящее время Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития готовит обширное исследование, касающееся данного вопроса. Всесторонне анализируются основные сценарии интеграции Армении: Армения подписывает Соглашение о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA) с Евросоюзом; Армения входит в орбиту Таможенного союза и Единого экономического пространства. В рамках этого исследования получены расчеты краткосрочных торговых эффектов, изучен инвестиционный потенциал страны, детально исследованы долгосрочные перспективы роста ВВП Армении. Особое внимание было уделено вопросам, связанным с трудовой миграцией, — доходы от нее, количество людей, отправляющихся на поиски труда за границей, и так далее. Все эти расчеты обсчитывали различные сценарии. Результаты исследования будут вскоре опубликованы.

Важнейшей исходной позицией в интеграционном процессе считают уровень дохода населения относительно стран, составляющих интеграционную группировку. Армения — государство с уровнем дохода на душу населения ниже среднего. Номинальный ВВП на душу населения в республике в 2012 году составил $5178 (данные МВФ, по ППС) и $3338 (по номинальному курсу). С 1998-го в Армении наблюдается тенденция роста реального ВВП. В 2009-м ВВП сократился на 14.1%, в 2012 году темпы роста ВВП составили 7.2%. Основа экономического роста Республики Армении последних десятилетий — экспорт товаров и растущий внутренний спрос в виде частного потребления, которое подкрепляется денежными переводами трудовых мигрантов из-за рубежа, прежде всего из России.

Если рассматривать ее позицию относительно стран-участниц (Россия, Беларусь, Казахстан) и потенциальных участниц (Армения, Кыргызстан и Таджикистан) в ТС и ЕЭП, то можно отметить, что Армения занимает стабильное четвертое место. Негативным является неявно выраженный процесс дивергенции ВВП на душу населения относительно стран — экспортеров нефти (Россия и Казахстан).

Не менее важно в случае Армении состояние рынка труда. С момента обретения независимости рынок труда республики пережил глубокий переход под воздействием системного кризиса в начале 1990-х годов, экономических и социальных реформ, непрерывного экономического роста в течение более десяти лет — с середины 1990-х годов до 2008-го (до недавнего кризиса, вызвавшего замедление роста, а затем спад экономики). Однако реальная безработица постоянно оставалась на двузначном уровне: в среднем приблизительно один человек из четырех экономически активных был безработным.

Таблица 1. ВВП стран ТС и потенциальных Страны 1999 2008 2012 Индекс Россия=100

членов ТС на душу ранг $ ранг $ ранг $ 1999 2012

населения в 1999, Россия 1 1760 1 9760 1 14037 100 100

2008 и 2012 годах Казахстан 3 1290 2 6140 2 12007 73 86

(в номинальном вы- Беларусь 2 1400 3 5430 3 6685 80 48

ражении), $ по но- Армения 4 610 4 3340 4 3338 35 24

минальному курсу Кыргызстан 5 300 5 780 5 1160 17 8

Таджикистан 6 180 6 620 6 872 10 6

Это отчасти стало причиной высокой трудовой миграции. В 2012-м официально зарегистрированный уровень безработицы по сравнению с прошлым годом снизился на 1.1% и составил 17.3%.

Армения — экспортер трудовых ресурсов, и, скорее всего, в среднесрочной перспективе ситуация кардинально не изменится. Необходима активная миграционная стратегия государства в этом направлении. Некоммерческие денежные переводы (трансферты) из-за границы в республику в 2012 году составили $1.68 млрд, в том числе из России в 2012-м переведено $1.44 млрд, а в 2011-м — $1.29 млрд. Значительная доля частного потребления приходится на импортные товары, в том числе продовольствие. Денежные переводы стимулируют потребительский рынок, строительство и производство услуг.

По нашему мнению, государственная политика экспорта трудовых ресурсов должна быть направлена на поддержку временной трудовой миграции. Для защиты и поддержки трудовых мигрантов важно задействовать возможности, которые предоставляют соглашения в рамках ЕЭП, и вести переговоры о расширении существующих соглашений в сторону обеспечения полноценного социального страхования, взаимного признания дипломов об образовании, возможности получения профессионального образования на территории принимающей страны.

Рисунок1. Безработица в Армении, %

19%

2009

В процентах к ВВП

Трансферты из России ($ млн, правая шкала)

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Еще один вызов (следствие высокой трудовой миграции) — ситуация с торговым балансом страны. Торговый дефицит составляет минус 25%. Данная ситуация в долгосрочном плане неустойчива и может привести к существенному давлению на валютный курс. Также вероятны проблемы во внешнем секторе, связанные с финансированием текущего счета, поскольку трудовые доходы мигрантов напрямую зависят от миграционной политики принимающей страны и степени

Изменение миграционного потока по отношению к предыдущему году(человек) Изменение трансфертного потока по отношению к предыдущему году Трансферт к ВВП, % Трансферт к доходу бюджета, %

человек % $ тыс. %

2001 -2 941 -88.5 6 663 7.3 4.3 26.1

2002 -2 335 -236.6 35 336 28 5.3 31.7

2003 95 8.8 35 376 21.9 5.8 32.1

2004 -595 -122.2 257 295 61.4 11.7 74

2005 301 38.2 122 294 22.6 11.1 66.1

2006 151 16.1 198 111 26.8 11.6 69.7

2007 8 052 89.6 338799 31.4 11.7 62.7

2008 -396 -4.6 292 848 21.4 11.8 53.4

2009 5 897 40.7 -467 055 -51.7 10.5 47.6

2010 5 733 28.4 158 255 14.9 11.5 50.9

2011 6 697 24.9 232 897 18 12.8 54.8

2012 7 661 22.2 149 792 10.4 14.6 61.4

Рисунок2. Трансферты из России в Армению

Таблица 2. Трудовая миграция из Армении и трансфертный поток

Рисунок3. Показатели внешнеторговой деятельности Армении за период 2008-2012 годов, $ млн

■ Внешнеторговый оборот — Импорт — Экспорт — Сальдо

1057.2 1041

710.2

1329.5 1428.2

2008 2009

2010 2011

-2611

-3369

-2707.9 -2822 -2838

Темп роста 2012/2011, %

Сальдо

Импорт

Экспорт

Внешнеторговый оборот

107

96 98 100 102 104 106 108

7000 -

6000 -

5000 -

4000 -

3000 -

2000 -

0

легализации мигрантов, тогда как получение грантов и инвестиции очень чувствительны к экономической конъюнктуре стран-доноров. Дисбаланс внешней торговли покрывается переводами трудовых мигрантов (70%) и внешними грантами и инвестициями (30%). Экспортируются в основном цветные металлы (медь и молибден), драгоценные камни, некоторые полезные ископаемые, коньяк.

Стратегия развития экономики Армении должна основываться на продвижении экспертного потенциала в немногих имеющихся точках роста. Говоря о перспективах экономического развития республики в отраслевом разрезе, отметим, что в настоящий момент системообразующими и наиболее конкурентными продуктами экономики Армении являются молибден, медь, алюминий и коньяк, которые обеспечивают существенную долю экспортных доходов страны. Ква-

лифицированные трудовые ресурсы также экспортный потенциал.

Сравнение таможенных тарифов Армении и Таможенного союза позволяет сделать вывод, что республике придется существенно повысить уровень защиты. Повышение уровня таможенных пошлин приведет к сокращению дефицита бюджета и переориентации торговли, однако могут возникнуть проблемы в рамках ВТО. Средневзвешенный применяемый импортный таможенный тариф Армении один из наиболее низких среди используемых членами ВТО. Он составляет по ставке РНБ 2.7% (в Таможенном союзе — 7.6% в 2013 году, 6.9% в 2014-м, 6% в 2015-м). При этом республика не использует тарифные квоты, 73% тарифных линий не облагаются пошлинами, а почти все остальные являются предметом 10-процентной пошлины. Средневзвешенный связанный тариф Армении составляет 8.5% (у России 10%). Во многих сферах, в частности в торговле услугами, торговый режим даже более либерален, чем зафиксировано в обязательствах республики перед ВТО.

Транспортное положение Армении можно считать тупиковым, так как страна полностью зависит от транзита грузов через территории Грузии и Ирана, однако сама никакой существенной роли в обеспечении грузоперевозок для своих соседей не играет, что, в свою очередь, резко повышает уровень односторонней зависимости Армении от соседей. Выбор определенной интеграционной модели будет осуществляться Ереваном с учетом возможностей для выведения республики из коммуникационного тупика и повышения ее транспортно-транзитного потенциала. С одной стороны, открытие железнодорожного сообщения на абхазском участке может стать серьезной основой для активного продвижения Армении в интеграционные объединения на постсоветском пространстве, в том числе в Таможенный союз. С другой стороны, подписание соглашения о глубокой и всеобъемлющей ЗСТ с ЕС откроет Армении и Грузии дорогу на европейский рынок и сделает грузинский маршрут более безопасным для армянских импортеров и экспортеров. Однако обе модели имеют свои недостатки. В любом случае, без решения транспортной проблемы интеграция Армении в ТС и ЕЭП не даст ожидаемого положительного эффекта.

Логика развития энергетической отрасли Армении заключается в попытках достижения двух основных целей: обеспечения энергетической безопасности страны и увеличения технических возможностей наращивания экспорта электроэнергии. Причем в долгосрочной перспективе основным направлением такого экспорта будет не постсоветское направление, а Иран.

Сегодня стратегический интерес Армении в сфере энергетики нацелен на реализацию новых энергетических проектов, так как именно они будут гарантировать стабильность системы и увеличат объем экспорта, в том числе в случае закрытия Армянской атомной электростанции. Среди этих проектов (Карапетян, 2008):

Таблица 3. Валовые потоки иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики рмении за период 1988-2012 годов,

$ тыс.

• строительство нового энергетического блока на Армянской атомной электростанции мощностью 1000 МВт;

• строительство пятого энергетического блока на Разданской ТЭС мощностью 440 МВт*;

• инсталляция новой газовой турбины мощностью более 200 МВт на Ереванской ТЭС**;

• строительство новых гидроэлектростанций;

• строительство ветряных ферм общей мощностью более чем 200 МВт.

Строительство газопровода Иран — Армения, который может импортировать в республику до 2.3 млрд м3 природного газа в год (что покрывает весь годовой расход газа в стране), стало для Армении значительным достижением. Пока газопровод через территорию Грузии функционирует в стабильном режиме, Армения не нуждается в иранском газе (газ из Ирана служит для генерации электричества, кото-

Валовые потоки Удельный вес,%

всего инвестиций в т. ч. прямые инвестиции всего инвестиций в т. ч. прямые инвестиции

Всего 7936 930.3 5 895 302.1 100 100 I

в том числе

Россия 3 292 803.1 2 480 026.6 41.49 42.07

Франция 957 779.1 911 810.5 12.07 15.47

Греция 478 787.1 301 689.8 6.03 5.12

Германия 405 069.4 379 153.5 5.1 6.43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

США 393 103.1 244 635.6 4.95 4.15

Ливан 388 678.5 316 795.6 4.9 5.37

Аргентина 377 697.3 167 216.6 4.76 2.84

Канада 319 407.9 145128.6 4.02 2.46

Нидерланды 166 071.6 29 460.2 2.09 0.5

Великобритания 141 966.2 87 207.1 1.79 1.48

Кипр 129 091 118 276.1 1.63 2.01

Швейцария 103 366.9 9 0735 1.3 1.54

Люксембург 86 437.3 62 688.3 1.09 1.06

Италия 57 223.3 56 860.4 0.72 0.96

Казахстан 22.8 22.8 0 0

Беларусь 197 197 0 0

Источник: Национальная статистическая служба Республики Армении.

Строительство завершено в середине 2010 года. Строительство завершено в 2011 году.

Стра- на-ин- вестор Отрасль инвестирования Компания-инвестор

Россия электроэнергетика Газпром

Россия электроэнергетика Интер РАО ЕЭС

Россия электроэнергетика Интер РАО ЕЭС

Россия телекоммуникации МТС

Россия телекоммуникации ВымпелКом

Россия транспортировка и продажа газа Газпром

Россия железнодорожный транспорт РЖД

Россия банковское дело Тройка Диалог

Россия банковское дело Прометей Сити, Закнефтегазстрой Прометей, гражданин РФ B.C. Геворгян

Россия банковское дело Группа ВТБ

Россия банковское дело Газпромбанк

Россия производство цветных металлов РУСАЛ

Источник: ЦИИ ЕАБР, 2013.

о»

«о

Стра- Год начала проекта Стой- МПРТ1.

полу- чатель Объект инвестирования (годы реализации о на конец 2012 года, $ млн

ПИИ для завершенных)

Армения 5-й блок Разданской ТЭС 2006 456

Армения 100% ЗАО «Электрические сети Армении» 2006 2б0

Армения 100% ОАО «РазТЭС» (Раздан-ская ТЭС — четыре блока) 2011 31

Армения 8о% ЗАО «К-Телеком» 2007 1б0

Армения 100% ЗАО «Арментел» 2006 131

Армения 8о% в «АрмРосгазпроме» 2002 402

Армения 100% — 1 акция в ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» 2008 187

Армения ЗАО «Америабанк» 2007 63

Армения ООО «Банк Прометей» 1991 36

Армения 100% ЗАО «Банк ВТБ (Армения)» 2004 35

Армения 100% ЗАО «Арэксимбанк» 2007 31

Армения 100% ЗАО «РУСАЛ АРМЕНАЛ» 2000 57

гп

О)

рое направляется в Иран). Однако в случае форс-мажорной ситуации с поставками российского газа этот газопровод сможет обеспечить стабильное функционирование армянской экономики и энергетической отрасли.

Инвестиции. По новейшим данным «Мониторинга взаимных инвестиций СНГ» (совместный проект ЦИИ ЕАБР и ИМЭМО РАН), ПИИ Армении в регионе размещаются в Казахстане (производство алкогольных напитков, пищевых продуктов) и Грузии (переработка продукции растениеводства и производство пищевых продуктов, производство сигарет, гостиничный бизнес). Размер инвестиций — от $1 млн до $5 млн в проект. Общий размер армянских ПИИ в регионе не превышает $20 млн. Армения остается крупным нетто-импортером инвестиций. При этом эксперты МВИ, совершенствуя методологию мониторинга, отмечают, что ряд небольших инвестиционных проектов, реализованных в регионе при участии инвесторов — физических лиц, не могут быть на сегодня отнесены со всей определенностью к стране-источнику ввиду наличия двойного гражданства у инвесторов (в том числе из Азербайджана, Грузии, Армении).

Всего за период с 1988 года до конца 2012-го в экономику Армении было направлено иностранных инвестиций $7.58 млрд, из которых прямые иностранные инвестиции (ПИИ) составили $5.54 млрд.

Прямые инвестиции стран Таможенного союза в Армении, по данным МВИ, практически полностью представлены российскими прямыми инвестициями, которые составили на конец 2012 года $2.48 млрд. На Казахстан и Беларусь приходится еще $13 млн ПИИ в армянскую экономику. Россия — крупнейший инвестор в Армении. Российские инвестиции составляют почти 41.5% всех иностранных прямых инвестиций в Армении, на второй позиции Франция (12.1%) и на третьей — Греция (6%). Российские ПИИ в Армении направлены в модернизацию различных, в том числе системообразующих, секторов экономики: железнодорожный транспорт, транспортировка газа, электроэнергетика, цветная металлургия, банковское и страховое дело, сотовая связь, Интернет и передача данных.

интеграция Армении с тс — еэп: основные выводы

Интеграция с Евросоюзом, с которым Армения также не имеет границы, может дать определенные результаты, однако они несопоставимы с ожидаемыми результатами интеграции страны с Таможенным союзом в рамках Единого экономического пространства. Как показывают расчеты, интеграция с ТС при выполнении озвученных на высшем уровне мер окажет решающее влияние на развитие экономики Армении.

В рамках интеграции с Таможенным союзом закрепление за Арменией определенных преференций в получении дешевых энергоносителей, а также строительство новой АЭС минимизирует зависимость от импорта энергоносителей и обеспечит энергетическую безопасность республики. Доступ к дешевым энергоносителям, прежде всего к природному газу, позволит экономике страны быстрее реализовать потенциал роста и создаст определенные конкурентные преимущества.

Открытие ряда стратегических объектов с учетом кумулятивного эффекта не только прямо способствует росту ВВП, но и существенно повышает уровень занятости. Оптимальной загрузке мощностей будет способствовать доступ на общий рынок ТС. Также открывается возможность участия местных компаний в конкурсах на государственные заказы на всем пространстве Таможенного союза.

При интеграции в ТС открывается перспектива превращения Армении в транспортный и транзитный узел, однако для этого потребуется долгосрочное политическое решение «грузинского вопроса». В рамках Евразийского интеграционного проекта резко повышается вероятность строительства железной дороги из Ирана в Армению, при этом создается перспектива прямого железнодорожного сообщения между Ираном и Россией.

Интеграция Армении в ЕЭП при выборе любой стратегии предпочтительна по следующим соображениям. Первое: при развитии экономики страны по сценарию, основанному на расширении внутреннего спроса и раздувании сферы услуг, Армения крайне заинтересована в соглашениях, гарантирующих свободу передвижения трудовых ресурсов и капитала. Эти соглашения в рамках ЕЭП смогут гарантировать стабильное развитие экономики страны. В настоящее время в силу различных причин экономика Армении развивалась по сценарию, предполагавшему рост внутреннего спроса (конечное потребление домохозяйств и госсектора в 2011 году составило 98%) за счет притока трансфертов и инвестиций из-за рубежа. Очевидны также структурные дисбалансы экономики, в которой превалируют сектора, ориентированные на внутренний рынок, то есть сектора услуг. Доля строительства, торговли, транспорта и услуг в ВВП страны в 2011 году составляла 60%. При этом на промышленность и сельское хозяйство приходится всего 40%, тогда как 15 лет назад, в 1996-м, ситуация была диаметрально противоположной (40% и 60% соответственно). Такая структура экономики сильно зависит от объема трансфертов, который стимулирует конечное потребление импортных товаров (прямой эффект) и позволяет безболезненно развиваться отраслям услуг, транспорта, строительства и торговли. Сокращение импорта и схлопывание этих секторов (а как следствие и финансового сектора) могут иметь самые негативные последствия для экономики страны. Очевидно, что без вхождения в ЕЭП Арме-

ния будет вынуждена следовать крайне рискованной модели развития по первому сценарию.

Второе: при выборе экспортно-ориентированного сценария у Армении открывается окно возможностей по причине выполнения следующих ключевых условий для реализации данного сценария.

1. Доступ на достаточно емкий и защищенный рынок ЕЭП для реализации продукции с высокой добавленной стоимостью (сырье и цветные металлы могут и без того хорошо продаваться на международном рынке, но выручка от торговли сырьем не закрывает потребностей страны в валюте).

2. Решение транспортной проблемы, выводящее Армению из транспортного тупика. При строительстве железной дороги Иран — Армения и открытии абхазского участка железной дороги Армения — Грузия — Россия может быть создан сильный коммуникационный узел регионального и международного значения*, который:

• выведет Армению из коммуникационного тупика;

• создаст надежную транспортную связь между странами Таможенного союза и рынками Персидского залива и Южной и Юго-Восточной Азии;

• станет серьезным фактором, притягивающим Армению и Грузию к Таможенному союзу;

• станет первым международным транспортным проектом на Южном Кавказе, ориентированным на поддержку евразийской, а не европейской интеграции.

3. Приток инвестиций в экспортные сектора, ориентированные на рынок ЕЭП.

Несомненны краткосрочные торговые эффекты при интеграции с ТС и ЕЭП:

• Положительный эффект от снижения цен на газ (предположительно $140 млн в год).

• Возможны инвестиции в нефтепереработку (строительство нефтеперерабатывающего завода) и поставки нефти для внутреннего потребления без экспортной пошлины, что позволит правительству Армении собирать дополнительные налоги.

• Возможное косвенное субсидирование бюджета через нефтепродукты. Например, поддержку бюджета можно осу-

Перегруженность железнодорожных ходов на Турцию и Иран через Грузию, Армению и Азербайджан вызвала к жизни в середине 1980-х проект строительства прямого железнодорожного пути из Владикавказа до Тбилиси. Кавказский хребет намеревались преодолеть Аргоцким тоннелем протяженностью 23 км. Однако в Грузии поднялась мощная волна протеста против реализации этого проекта: тогда грузинское общество и политическая элита говорили о возможном вредном воздействии нового железнодорожного пути на экологию страны. Это был своего рода мини-проект транспортного коридора «Север-Юг», функции которого на сегодняшний день может, фактически, выполнить железная дорога Иран — Армения.

ществлять через поставки нефтепродуктов по внутренним ценам ЕЭП, позволяя государству собирать дополнительные налоги.

• Повышение таможенных тарифов даст положительный эффект для бюджета. Отрицательный эффект — серьезные проблемы в ВТО, необходимость процедур корректировки (adjustment procedures).

ассоциативное соглашение Армении С ЕС: основные выводы

Подписание ассоциативного соглашения между Арменией и Европейским союзом может привести к противоречиям в интеграционных процессах со странами ТС. Последствия могут быть следующие:

1) Рост цен на энергоресурсы с отрицательными последствиями для экономического роста (Евросоюз никак это не компенсирует), а также увеличение цен на товары стратегического назначения (продукция такого рода из ЕС поступать не будет). Возможен рост пошлин и нетарифных ограничений на экспорт продукции из РА в ТС.

2) Существенное снижение объема трансфертов от трудовых мигрантов. Поскольку ассоциативное соглашение с ЕС не предусматривает свободное передвижение людей из Армении в страны ЕС, то снижение объема трансфертов не будет компенсировано. Трансферты составляют примерно 15% ВВП РА, 85% которых поступает из России.

3) Снижение прямых инвестиций из Таможенного союза в Армению, поскольку очевидно, что в первую очередь они будут направляться в республики ТС и страны, имеющие соглашения об интеграции в Евразийский экономический союз. Из ЕС, вероятно, будут поступать только портфельные кредиты и в течение некоторого времени — гранты. Прямые инвестиции не предусматриваются. Как показала практика, экономический эффект таких кредитов и грантов невысок, и они не могут компенсировать прямые инвестиции.

Евросоюз заинтересован в получении руды цветных металлов из РА и, конечно, идет на снятие любых ограничений на данную продукцию, однако рост доходов только от добычи металлов вряд ли способствует интенсивному росту и техническому перевооружению Армении. С точки зрения стратегического развития и укрепления экономической безопасности это не сможет компенсировать экономический рост экономики республики в результате интеграции в Евразийский экономический союз.

транспорт

В переговорах между Арменией и ЕС по подписанию ассоциативного соглашения не обсуждался вопрос создания новой транспортной инфраструктуры, если не считать таковой модернизацию армянского участка армяно-грузинской границы*, что решает технические, но не стратегические задачи**. Что касается новых транспортных инфраструктур стратегического значения, то здесь нет ни договоренностей, ни объективных предпосылок: Армения уже соединена с Грузией и ее крупнейшим портом Поти железной дорогой, что обеспечивает доступ армянских импортеров и экспортеров к международному рынку.

Теоретически Армения может быть подключена к железной дороге Карс — Ахалкалаки — Тбилиси благодаря подписанию ассоциативного соглашения с ЕС, включающего глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли. Однако Азербайджан будет выступать против такой перспективы, о чем неоднократно заявляло руководство этой страны. Это серьезный вызов для Еревана, так как в случае отказа Тбилиси предоставить Армении доступ к новой железной дороге в результате подписания ассоциативного соглашения с ЕС в системе коммуникационной безопасности Армении не произойдет никаких положительных изменений. Вместо этого вступление Армении в ассоциацию с ЕС может свести на нет желание России и Ирана построить железную дорогу Иран — Армения и сделать Армению транспортным и транзитным звеном в рамках МТК «Север-Юг».

энергетика

Ирано-армянские отношения. С точки зрения ассоциативного соглашения (в отличие от соглашения о создании зоны свободной торговли) большое значение для Армении имеют ирано-европейские отношения, особенно в части, касающейся санкций ЕС в отношении Ирана из-за ядерной программы (ЕС принял дополнительные санкции в отношении Ирана, которые работают в более жестком режиме, чем санкции СБ ООН). Обязана ли будет Армении, подписавшая ассоциативное соглашение с ЕС, следовать этим санкциям? Если да, то это означает, что РА придется отказаться, как минимум, от идеи строительства трубопровода из Ирана для импорта нефтепродуктов, так как санкции ЕС исключают любое сотрудничество с Тегераном в нефтяной сфере. Если санкции в отношении Ирана расширятся, то они могут затронуть и всю энергетическую отрасль, в том числе и импорт иранского газа, а также экспорт электроэнергии в Иран. Это, в свою очередь, сведет на нет практически весь спектр ирано-армянских эко-

ЕС выделил €60 млн на модернизацию трех пропускных пунктов на границе.

После модернизации КПП Бавра-Ниноцминда пешеходы смогут пересекать границу за три минуты. См. подробнее: http://www.mediamax.am/ru/news/region/6768/#sthash.so9jGuvr.dpuf

номических отношений и лишит всякого смысла важнейший с точки зрения национальной безопасности газопровод Иран — Армения.

Ядерная энергетика. Несмотря на стабильное функционирование армянских тепловых электростанций и Воротанской гидроэлектростанции***, АЭС остается краеугольным камнем энергетического сектора Армении, производя около 40% всей электроэнергии в стране. С самого первого дня восстановления армянской атомной электростанции многие европейские страны, а затем и ЕС в целом высказывали беспокойство по поводу ее безопасности, поскольку атомный реактор станции Мецамор является единственным в мире, работа которого была возобновлена после полной остановки. Во время шестой встречи Совета сотрудничества Армения — ЕС руководитель генерального директората Европейской комиссии по внешним связям с Восточной Европой, Южным Кавказом и Центральной Азией Хьюг Мингарелли сформулировал максимум возможной помощи Армении таким образом: «Если правительство Армении предпримет шаги к возможно скорому закрытию армянской атомной станции, ЕС созовет международную конференцию с целью изыскания средств для этого». Предложение касается лишь финансирования безопасного закрытия станции без каких-либо значимых альтернатив создания других источников генерирования электроэнергии. По сути, основной перспективой Армении от присоединения к европейским энергетическим инициативам станет отказ от ядерной энергетики как таковой.

«Третий энергопакет» ЕС и будущее армянской энергетики. Есть еще один немаловажный вызов для энергетической отрасли Армении — создание общего энергетического рынка ЕС в рамках «Третьего энергопакета», который может привести к полной либерализации энергетического сектора в рамках ЕС и государств, подписавших с ним ассоциативное соглашение и договор о зоне свободной торговли. «Третий энергопакет» предполагает осуществление ряда мер, в том числе и представляющих для Армении особую важность.

Во-первых, предполагается полное разделение сектора по отраслям, когда операторы, осуществляющие импорт энергоносителей, уходят из сферы производства электроэнергии, и наоборот. В армянской перспективе это означает фактическую трансформацию газового оператора ЗАО «АрмРосгазпром», который, кроме того что импортирует газ в Армению, владеет крупнейшим пятым энергоблоком Разданской ТЭС.

Во-вторых, государства — члены ЕС обязаны либерализовать свои энергетические секторы, обеспечив свободный доступ для «третьих сторон» (third-party access), в том числе в рамках системы свободной торговли. Это в реальной перспективе означает полный отказ

Производит около 8% электроэнергии в стране.

от протекционизма национального производителя электроэнергии и переход к системе выбора «наилучшего предложения». Для Армении такая перспектива может означать свободный вход в энергетический рынок европейских компаний, а также компаний стран, подписавших ассоциативное соглашение, например, Грузии, в которой благодаря развитию дешевого сектора ГЭС наблюдается падение цен на электроэнергию*. Если на сегодняшний день 1 кВт-ч электроэнергии в Армении для коммунальных хозяйств стоит 38 драмов, то в Грузии, в переводе на армянскую валюту, 25 драмов. Естественно, низкой является также и оптовая цена на электроэнергию. С этой точки зрения подписание Грузией и Арменией ассоциативного соглашения с ЕС может открыть армянский рынок для грузинских экспортеров электроэнергии и стать началом конца армянских компаний, производящих электроэнергию из дорогого природного газа, стоимость которого в случае вступления Армении в ассоциацию с ЕС может еще больше возрасти. Такая перспектива несет прямую угрозу также для российских компаний (в том числе «Газпрома»), которые инвестировали значительные средства в армянскую энергетику, например, в сооружение пятого блока Разданской ТЭС.

Подводя итог, следует заметить, что очевидны те преимущества интеграции, которые потенциально могут укрепить экономические позиции Армении с учетом необходимости решения макроэкономических проблем. Насколько удастся реализовать этот потенциал, во многом зависит от успеха в решении ключевых проблем: транспорта, энергетики, решения «грузинского вопроса», легализации и отсутствия ограничений в трудовой миграции, а также повышения инвестиционной привлекательности страны.

литература

ЦИИ ЕАБР (2013) Интеграционный барометр ЕАБР. Доклад № 16. Санкт-Петербург: ЦИИ ЕАБР, 2013.

ЦИИ ЕАБР (2013) Мониторинг взаимных инвестиций в странах СНГ. Доклад № 15. Санкт-Петербург: ЦИИ ЕАБР, 2013.

Карапетян К. (2008) Роль Армении в обеспечении энергетической безопасности южнокавказского региона. 21 Век. № 4 (22). С. 23.

См. Тарифы на электроэнергию в Грузии снизятся для 90% населения. Доступно на: http://www. newsgeorgia.ru/economy/20121224/215430365.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.