Закон и право. 2022. № 4. С. 142-145. Law and legislation. 2022;(4):142-145. Научная статья УДК 343
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-142-145
NIION: 1997-0063-4/22-214 MOSURED: 77/27-001-2022-4-414
Перспективные инновационные криминологические меры обеспечения экологической безопасности
Антон Владимирович Квитко
Югорский государственный университет, Ханты-Мансийск, Россия, Kvitko2007@yandex.ru
Аннотация. В статье раскрывается важность и актуальность состояния экологической безопасности, требующей выхода на существенно новый государственный уровень. Автор представляет несколько проблемных аспектов, влияющих на достижение конституционных гарантий граждан, связанных с благоприятной окружающей средой. В работе аргументирована острая востребованность интеграции нарастающего цифрового прогресса в качестве инновационных мер превентивного криминологического характера экологической преступности.
Ключевые слова: экологическая преступность, правоохранительные органы, преступление, безопасность, цифровые технологии, природа.
Для цитирования: Квитко А.В. Перспективные инновационные криминологические меры обеспечения экологической безопасности // Закон и право. 2022. № 4. С. 142—145. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-142-145.
Original article
Promising innovative criminological measures environmental safety
Anton V. Kvitko
Yugra State University, Khanty-Mansiysk, Russia, Kvitko2007@yandex.ru
Abstract. The article reveals the importance and relevance of the state of environmental safety, which requires access to a significantly new state level. The author presents several problematic aspects affecting the achievement of constitutional guarantees of citizens associated with a favorable environment. The paper substantiates the acute demand for the integration of growing digital progress as innovative measures of the preventive criminological nature of environmental crime.
Keywords: environmental crime, law enforcement agencies, crime, security, digital technologies, nature.
For citation: Kvitko A.V. Perspective innovative criminological measures to ensure environmental safety // Law and legislation. 2022;(4):142—145. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-142-145.
Президент Российской Федерации В.В. Путин 29 марта 2021 г. обсудил с членами Совета безопасности меры борьбы с экологическими преступлениями, отметив этот вопрос как исключительно важный. Были рассмотрены меры по совершенствованию деятельности контрольно-надзорных и правоохранительных органов по пресечению правонарушений в сфере природопользования и соблюдению природоохранного законодательства.
Отмечено, что данная тематика представляет актуальное на национальном уровне значение.
© Квитко А.В. М., 2022.
При этом необходимо указать, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» экология живых систем и рациональное природопользование определены в качестве одного из стратегических национальных приоритетов [2].
Состояние экологической преступности во всем мире и в России, в частности, вызывает серьезную обеспокоенность государств и общества. Связано это с тем, что даже несмотря на все имеющиеся инструменты и успехи в противодействии экологической преступности, уровень удовлетворенности граждан состоянием эколо-
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022
гической обстановкой растет обратно пропорционально. При таких обстоятельствах возникает вопрос обеспечения государством конституционных гарантий, касающихся прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии [1].
Так, по данным Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации, за 2020 г. было зарегистрировано 22 676 преступлений, что на 2% ниже предыдущего периода, а за пять лет снижение составило 5% [3].
Указанные аналитические данные свидетельствуют, безусловно, об эффективности предупредительной деятельности правоохранительных органов. Однако мы неоднократно выражали и аргументировали сомнения в действительности уголовно-правовой статистики экологической преступности в России. В качестве обоснований приводится ряд факторов: социально-экономический кризис, влияющий на уровень жизни населения, в особенности в сельской местности; наращивание производственных мощностей по добыче, транспортировке и переработке природных ресурсов; увеличение количества арендаторов лесных участков и т.д.
Детерминантами высокой латентности исследуемой категории преступлений является их совершение в условиях неочевидности, соответственно, и наступление общественно опасных последствий для природы не всегда удается установить.
Следующим фактором является отношение правоохранительных органов к установлению обстоятельств экологического преступления, когда установлено наступление вреда, а выявление лиц, причастных к событию, затрудняется необходимостью большого объема процессуальных действий должностных лиц, сопровождаемых продолжительными временными ресурсами. При этом вероятность и перспектива раскрытия преступления относительно невелика по отношению к другим видам преступлений. В связи с этим правоохранительные органы при наличии очевидных оснований для возбуждения уголовного дела не делают этого, либо активно включаются в расследование только после компетентного вмешательства органов прокуратуры.
Так, в Ханты-Мансийском автономном округе ежегодно в среднем 17% экологических преступлений от всех деяний, относящихся к данной категории, регистрируются и расследуются по инициативе прокурорского ведомства. То есть, правоохранительными органами предпринимается попытка укрыть от статистического учета прак-
тически каждое шестое экологическое преступление, совершенное на территории округа.
Основополагающей целью искусственного укрывательства преступлений является оценка эффективности территориальных органов, а именно, удельный вес раскрытых и расследованных преступлений. В свою очередь, прокуратура обеспечивает соблюдение законности и объективности состояния преступности, поэтому и оказывает существенное влияние на динамику экологической преступности и, как следствие, уголовно-процессуальную статистику в регионе.
Однако в условиях стремительно развивающихся высоких технологий и цифровизации всех отраслей и сфер жизнедеятельности общества становится очевидным необходимость и важность оцифровки контрольных (надзорных) функций государственных органов [4].
Посыл Президента РФ по обеспечению благоприятной окружающей страны ориентирован на трансформацию и преобразование государственной политики в данной отрасли. Необходимо максимально включиться специалистам различных отраслей и междисциплинарных научных деятелей в работу по переходу на совершенно новый уровень защиты окружающей природной среды. В целях обеспечения благоприятной окружающей среды необходимо лишь консолидировать имеющиеся технические возможности и высокие технологии и интегрировать их в действующие правила поведения людей, урегулированные федеральным законодательством.
Мы убеждены, что технический потенциал уже имеющихся и применяемых современных цифровых технологий вполне способен обеспечить мониторинговый контроль за перемещением человека в пространстве природной среды, с высокой степенью вероятности идентификации личности.
Время не стоит на месте, и перспективы модернизации технологий в скором будущем на основе искусственного интеллекта, безусловно, станут не только основой профилактики преступности, в том числе и экологической, но и выявления преступных деяний.
Не исключены и технические настройки используемых в будущем правоохранных сегментов окружающей среды, ориентированных на формирование и передачу информации о деяниях, содержащих признаки преступления, в компетентные правоохранительные органы по подследственности (МВД РФ, Следственный комитет РФ, МЧС России) по принципу работы нейронных сетей.
ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 04-2022
В качестве примерной аналогии можно привести результаты обеспечения общественной безопасности с применением аппаратно-промышленного комплекса «Безопасный город», благодаря которому, например, только в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре в 2021 г. раскрыто более 200 преступлений. Благодаря наращиванию ресурсного потенциала правоохранительного сегмента из года в год на территории региона увеличивается количество раскрываемых преступлений и пресеченных административных правонарушений.
Указанные показатели деятельности надзорного органа демонстрируют прямо-пропорциональную динамику. Количество загрязнений леса и площадей незаконных вырубок увеличивается, а динамика передачи материалов в правоохранительные органы при этом снижается.
Из представленных количественных значений становится наглядным, что органы федерального надзора не считают необходимым передавать все материалы в правоохранительные органы для уголовно-правовой оценки нарушений в области природоохранного законодательства.
В таком случае, о каком «лесном контроле» и, собственно, его роли в выполнении задач уголовного законодательства может идти речь?!
В свою очередь, идея неотвратимости наказания издавна является одной из ключевых идеологических установок уголовного судопроизводства [5].
Мы согласны с A.A. Козловой, Ю.А. Ивановой, что улучшение эффективности профилактического воздействия на экологические право-
Нельзя не остановиться на системной проблематике надежного и надлежащего взаимодействия между надзорно-контрольными органами и органами правопорядка в области экологической безопасности. Данный фактор соответствующе сказывается на действительном состоянии уголовной статистики экологических преступлений.
Так, в официальном интернет-источнике о государственном лесном надзоре «лесной охране» в Ханты-Мансийском автономном округе представлены следующие открытые данные (см. табл.).
нарушения могло бы сыграть усиление координации и взаимодействия всех правоохранительных и контролирующих органов в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности [6].
Резюмируя изложенное, следует заметить, что тревожность и актуальность сохранности благоприятной окружающей среды и природных ресурсов у первого лица страны вполне обоснованы и очевидны.
Безусловно, вопрос экологической безопасности всегда находится на особом контроле и имеет приоритетный статус. Однако периодически Президент РФ вынужден лично придавать дополнительный импульс для совершенствования и модернизации обеспечения национальной безопасности и оперативной включенности профильных министерств и служб в защиту окружающей природной среды.
Высокий уровень латентности экологической преступности искажает реальную действительность ее состояния, что, соответственно, не
Таблица
Показатели федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в ХМАО - Югре за 2018 - 2020 годы [7]
Критерии показателей / Годы 2018 2019 2020
Количество фактов незаконных рубок лесных насаждений, выявленных при осуществлении федерального государственного пожарного надзора (лесного контроля) 268 ед. 9033 Га 180 ед. 3746 Га 288 ед. 16 836Га
Количество фактов загрязнения или захламления лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами; бытовым и строительным мусором 272 ед. 395 ед. 514 ед.
Количество проверок, по итогам которых материалы переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел 163 ед. 205 ед. 34 ед.
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022
позволяет оценить вероятность и степень угрозы от преступных деяний.
В связи с этим в целях осуществления превентивных мер экологической преступности предлагаем поэтапное внедрение современных цифровых технологий для мониторингового контроля за пользователями лесных земель и участков, охотниками и т.д.
Список источников
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://base.garant.ru/10103000 (Дата обращения: 01.02.2022)
2. Обсуждение Президента РФ с членами Совета безопасности борьбы с экологическими преступлениями от 29.03.2021 // https:// yandex.ru/news/story/Vladimir_Putin_ obsudil_ schlenami_ Sovbeza_RF_pravonarushe-niya_vsfere_ prirodopolzovaniya (Дата обращения: 24.01.2022)
3. Состояние преступности за январь — декабрь 2020 г. // https://мвд.рф/reports/item/ 22678184 (Дата обращения: 24.01.2022)
4. Авдеев В.А., Авдеева O.A. Основные направления совершенствования правовой политики по обеспечению в условиях глобализации информационной безопасности // Рос. юстиция. 2021. № 3. С. 2—4.
5. Авдеев В.А., Авдеева O.A. Социальная ценность права на современном этапе развития правовой государственности // Гражданин. Выборы. Власть. 2021. № 2 (20). С. 42—53.
6. Козлова А.А., Иванова Ю.А. Способы предупреждения экологических преступлений, связанных с незаконной рубкой лесов: уголовно-правовые аспекты // Сб. Моск. ун-та МВД России им. В. Я. Кикотя. 2017. С. 107—111.
7. Портал открытых данных Ханты-Мансийского автономного округа — Югры // https://
data.admhmao.ru/opendata/8601035002-svedeniya-o-federalnom-gosudarstvennom-lesnom-nadzore-(Дата обращения: 01.02.2022)
References
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993, with amendments approved during the All-Russian vote on 01.07.2020) // http://base.garant.ru/10103000 (Accessed: 02.01.2022)
2. Discussion of the President of the Russian Federation with members of the Security Council on the fight against environmental crimes of March 29, 2021 // https: //yandex.ru/news/story/Vladi-mir_Putin_obsudil_schlenami_Sovbeza_-RF_pra-vonarusheniya_vsfere_prirodopolzovaniya (Accessed: 01.24.2022)
3. The state of crime for January — December 2020 // https://mvd.rf/reports/item/22678184 (Accessed: 01.24.2022)
4. Avdeev V.A., Avdeeva O.A. The main directions of improving the legal policy to ensure information security in the context of globalization // Russian justice. 2021. № 3. Pp. 2—4.
5. Avdeev V.A., Avdeeva O.A. The social value of law at the present stage of development of legal statehood // Citizen. Elections. Power. 2021. № 2 (20). Pp. 42—53.
6. Kozlova A.A., Ivanova Yu.A. Ways to prevent environmental crimes related to illegal logging: criminal and legal aspects // Collection of the Moscow University of the Ministry of internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot. 2017. Pp. 107—111.
7. Open data portal of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Ugra // https://data. admhmao.ru/opendata/8601035002-svedeniya-o-federalnom-gosudarstvennom-lesnom-nadzore-(Accessed: 01.02.2022)
Информация об авторе
Квитко А.В. — аспирант
Information about the author
Kvitko A.V. — postgraduate student
Статья поступила в редакцию 07.02.2022; одобрена после рецензирования 08.03.2022; принята к публикации 14.03.2022.
The article was submitted 07.02.2022; approved after reviewing 08.03.2022; accepted for publication 14.03.2022.
LAW & LEGISLATION • 04-2022