Научная статья на тему 'К вопросу о защите бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов (программ)'

К вопросу о защите бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов (программ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
оперативно-розыскное противодействие / преступления экономической направленности / коррупция / бюджетные средства / система защиты бюджетных средств / национальные проекты (программы) / комплекс принимаемых мер / police intelligence counteraction [police intelligence counteraction is hereafter understood as an activity for police operational divisions with respect to current legislation [see: 4 / 5] through interaction with other law enforcement bodies / control / supervisory bodies and agencies engaged in police intelligence / by way of adopting a set of chiefly unspoken police intelligence measures dedicated to timely uncovering and prevention of crimes in the sphere of seizing budgetary funds allocated for realization of national projects (programs) / as wells as for combating the coronavirus infection] / economic crimes / corruption / budget funds / the system of protection of budgetary funds / state projects (programs) / set of measures

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петр Иванович Иванов

В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с обеспечением защиты бюджетных средств, выделяемых из консолидированного бюджета страны на реализацию национальных проектов (программ), от преступных посягательств. Автором представлена для этого система мер, вытекающая из Концепции реализации в системе МВД РФ государственной политики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, разработанной в свете требований документов стратегического планирования [1; 2; 3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петр Иванович Иванов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of protection of budget funds allocated for implementation of national projects (programs)

The paper inspects the protection of budgetary funds allocated for implementation of national projects (programs) from criminal encroachments. The author presents a system of measures arising from the Concept of state policy implementation in the Ministry of internal affairs of Russia to ensure the economic security of the Russian Federation; this Concept is developed with regards to strategic document planning [1; 2 ; 3].

Текст научной работы на тему «К вопросу о защите бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов (программ)»

Закон и право. 2022. № 4. С. 130-133. Law and legislation. 2022;(4):130-133. Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-130-133

NIION: 1997-0063-4/22-211 MOSURED: 77/27-001-2022-4-411

К вопросу о защите бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов (программ)

Петр Иванович Иванов

Академия управления МВД России, Москва, Россия, IvanovPI1952@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с обеспечением защиты бюджетных средств, выделяемых из консолидированного бюджета страны на реализацию национальных проектов (программ), от преступных посягательств. Автором представлена для этого система мер, вытекающая из Концепции реализации в системе МВД РФ государственной политики по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, разработанной в свете требований документов стратегического планирования [1; 2; 3].

Ключевые слова: оперативно-розыскное противодействие1, преступления экономической направленности, коррупция, бюджетные средства, система защиты бюджетных средств, национальные проекты (программы), комплекс принимаемых мер.

Для цитирования: Иванов П.И. К вопросу о защите бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов (программ) // Закон и право. 2022. № 4. С. 130—133. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2022-4-130-133.

Original article

On the issue of protection of budget funds allocated for implementation of national projects (programs)

Peter I. Ivanov

Management Academy of the Ministry of internal affairs of Russia, Moscow,

Russia, IvanovPI1952@yandex.ru

Abstract. The paper inspects the protection of budgetary funds allocated for implementation of national projects (programs) from criminal encroachments. The author presents a system of measures arising from the Concept of state policy implementation in the Ministry of internal affairs of Russia to ensure the economic security of the Russian Federation; this Concept is developed with regards to strategic document planning [1; 2 ; 3].

Keywords: police intelligence counteraction [police intelligence counteraction is hereafter understood as an activity for police operational divisions with respect to current legislation [see: 4; 5] through interaction with other law enforcement bodies, control / supervisory bodies and agencies engaged in police intelligence, by way of adopting a set of chiefly unspoken police intelligence measures dedicated to timely uncovering and prevention of crimes in the sphere of seizing budgetary funds allocated for realization of national projects (programs), as wells as for combating the coronavirus infection], economic crimes, corruption, budget funds, the system of protection of budgetary funds, state projects (programs), set of measures.

For citation: Ivanov P.I. On the issue of protection of budget funds allocated for implementation of national projects (programs) // Law and legislation. 2022; (4): 130—133. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-130-133.

© Иванов П.И. М., 2022.

1 Под оперативно-розыскным противодействием нами понимается вид деятельности, осуществляемый оперативными подразделениями полиции в соответствии с действующим законодательством [4; 5] во взаимодействии с другими правоохранительными, контрольно-надзорными органами и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, посредством принятия комплекса преимущественно негласных оперативно-розыскных мер, направленных на своевременное выявление и пресечение преступлений, связанных с завладением бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов (программ), а также на борьбу с коронавирусной инфекцией.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022

МВД России, опираясь на ведомственный сегмент обеспечения экономической безопасности сферы бюджетного финансирования, в качестве одного из приоритетных направлений деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне определило защиту бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов (программ), от преступных посягательств.

Уточним, что бюджетное финансирование — эта область деятельности, осуществляющая бюджетное финансирование, т.е. безвозвратное предоставление средств из государственного бюджета предприятиям, учреждениям и организациям для полного или частичного покрытия их расходов. Социальная их ориентированность подразумевает, помимо государственного, усиленный общественный контроль за ходом реализации.

Допущенные факты нецелевого расходования средств и хищений вызывают большой общественный резонанс, что требует постоянного осуществления, в первую очередь подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции, оперативно-профилактических мероприятий, направленных на своевременное их выявление и пресечение. Отметим, что подразделения ЭБиПК в системе органов внутренних дел выступают на сегодня головной службой по организации оперативно-розыскной деятельности по противодействию экономической и коррупционной преступности.

На фоне некоторого распространения преступных посягательств на бюджетные средства весьма значимым в противоборстве с ними является принятие территориальными органами внутренних дел (ОВД) и их подразделениями ЭБиПК системы мер, слагаемой как из совокупности действий гласного, так и негласного характера [комплекс принимаемых мер наиболее полно рассмотрен нами в научных работах, посвященных затронутой проблеме: 13; 14; 10].

Тактически грамотное сочетание мер, как показывает многолетняя практика, наиболее оптимальный вариант противодействия.

Среди мер наиболее значимыми, на наш взгляд, выступают:

■ оперативно-розыскной мониторинг складывающейся криминологической ситуации [12], позволяющий определить рисковые зоны — звенья (сегменты) экономики, которые в большей степени подвержены влиянию криминальных структур;

■ выстраивание многоуровневой системы отслеживания движения бюджетных

средств на стадиях распределения, выделения и их освоения.

Средства, выделяемые на реализацию национальных проектов (программ), а также на борьбу с коронавирусной инфекцией, несмотря на принимаемые меры по недопущению криминального ими завладения, становятся предметом преступного посягательства [см.: 11; 15].

Проведенное нами выборочное изучение проблемы защиты бюджетных средств от преступных посягательств2 убедительно показывает объективную необходимость разработки и принятия отечественной системы противодействия экономической и коррупционной преступности в виде Стратегии либо Концепции, которая стала бы своеобразным инструментом в ее решении.

Отметим, что под указанной выше проблемой нами понимается преодоление противоречий между потребностью совершенствования практики оперативно-розыскной деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне и их подразделений ЭБиПК по выявлению и раскрытию экономических и коррупционных преступлений, совершаемых, прежде всего, в сфере освоения бюджетных средств, и современным состоянием научно обоснованных представлений об этой деятельности, не обеспечивающих эффективное ее осуществление. Решение данной задачи имеет существенное значение для теории и практики оперативно-розыскной деятельности (ОРД) ОВД.

В свое время мы не только обосновали такую необходимость, но и предложили научной общественности и правоприменителям авторский вариант государственной системы, состоящей из совокупности взаимосвязанных между собой компонентов.

Одним из ключевых компонентов в этой системе, на наш взгляд, должно быть максимальное снижение правоохранительными и контрольно-надзорными органами административного давления на бизнес, когда он осуществляется добросовестными предпринимателями, соблюдающими действующее законодательство [9]. Между тем дельцы «теневого» бизнеса сопутствуют дальнейшей криминализации экономических отношений [7; 6]. Данное обстоятельство диктует необходимость включения их в число объектов первоочередной оперативной заинтересованности.

Таким образом, обеспечение защиты бюджетных средств, выделяемых на реализацию на-

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 04-2022

циональных проектов (программ), от преступных посягательств, предполагает комплексное изучение этой проблемы в двух аспектах: теоретическом и прикладном.

Теоретическая область (ракурс), в свою очередь, подразумевает научное осмысление через призму понятийно-категориального аппарата оперативно-розыскной науки современного состояния с учетом цифровой трансформации терминов, понятий и категорий, служащих средством объяснения происходящих в сфере бюджетного финансирования криминогенных процессов и явлений. Прикладная сфера преследует цель разработки и внедрения практико-ори-ентированных методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности документирования преступных действий лиц, орудующих в указанной сфере.

Список источников

1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

2. О стратегии национальной безопасности РФ: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 // http: / / www. c onsultant. ru / document/cons_doc_ LAW

3. Национальный план противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы: Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 // http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW

4. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-Ф3 // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

5. Об оперативно-розыскной деятельности. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-Ф3 // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

6. Иванов П.И. Актуальные проблемы оперативно-розыскного обеспечения деятельности по подрыву экономических (финансовых) основ организованной преступности: Сб. матер. Меж-дунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы правоохранительной деятельности» (22 апреля 2021). Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России. С. 40—51.

7. Иванов П.И. О выведении из-под криминального влияния бюджетообразующих отраслей региональной экономики: Сб. матер. XIV Междунар. науч.-практ. конф. (Гутманские чтения) «Региональная экономика: опыт и проблемы» (12 мая 2021). Владимир, 2021. С. 166—172.

8. Иванов П.И. О разработке отечественной системы оперативно-розыскного обеспечения

экономической безопасности социально-бюджетной сферы / / Тр. Академии управления МВД России. 2019. № 3 (51).

9. Иванов П.И. Об обеспечении защиты прав и законных интересов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, от преступных посягательств // Безопасность бизнеса. 2021. № 2. С. 21-26.

10. Иванов П.И. Об особенностях выявления и раскрытия экономических и коррупционных преступлений, совершаемых при освоении бюджетных средств (оперативно-розыскной аспект) // Тр. Академии управления МВД России. 2021. № 3 (59). С. 123-131.

11. Иванов П.И. Риски и угрозы, учитываемые подразделениями ЭБиПК территориальных органов МВД России на региональном уровне при чрезвычайных ситуациях / / Вестник Восточно-Сибирского ин-та МВД России. 2020. № 4 (95). С. 116-130.

12. Иванов П.И. Система мониторинга в деятельности подразделений БЭП: теоретико-правовая модель // Вестник Академии экономич. безопасности МВД России. 2007. № 2.

13. Иванов П.И., АрсентьевЮ.В., Солдатов А.В. Актуальные проблемы организации ОРД подразделений ЭБиПК по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности в социальной сфере и пути их решения // Правоохранительная деятельность. 2019. № 1 (3). С. 9—16.

14. Иванов П.И, Шитов А.С. О защите бюджетных средств от преступных посягательств: Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. «Выявление и раскрытие преступлений коррупционной и экономической направленности: передовой опыт, проблемы и пути их решения» (28 мая 2021). СПб: Санкт-Петербургский ун-т МВД России. 2021. С. 141—148.

15. Иванов П.И, Шитов А.С. Основные направления деятельности подразделений ЭБиПК территориальных органов МВД России на региональном уровне в период пандемии коронави-руса: Сб. матер. по результатам Междунар. науч.-практ. конф. «Стратегическое развитие системы МВД России: состояние, тенденции, перспективы» (23 октября 2020). М.: Академия управления МВД России. 2020. С. 350—358.

References

1. On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation № 208 dated 13.05.2017 // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022

2. On the National Security Strategy of the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation № 400 dated 02.07.2021 // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

3. National Anti-Corruption Plan. Decree of the President of the Russian Federation № 478 dated 16.08.2021 // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

4. The federal law «On the Police» № 3-FL dated 07.02.2011 // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

5. The federal law «On police intelligence activities» № 144-FL dated 12.08.1995 // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

6. Ivanov P.I. Actual problems of police intelligence support of activities aimed at undermining the economic (financial) foundations of organized crime // Collected papers of international scientific and practical conference «Actual problems of law enforcement activity» (22.04.2021). Rostov-on-Don: Russian MIA's Rostov Juridical Institute. Pp. 40—51.

7. Ivanov P.I. On the removal of the budget-forming branches of the regional economy from the criminal influence // Collected papers of XIV international scientific and practical conference (Gutman's readings) «Regional economics: experience and problems » (12.05.2021). Vladimir, 2021. Pp. 166—172.

8. Ivanov P.I. On the development of the national system of police intelligence maintenance of economic security of the social and budgetary sphere // Proceedings of the Management Academy of the Ministry of interior of Russia. 2019. № 3 (51).

9. Ivanov P.I. On protection of the rights and legitimate interests of businessmen from criminal encroachments // Business Security. 2021. № 2. Pp. 21—26.

10. Ivanov P.I. On the specifics of the identification and solving economic and corruption crimes committed during the development of budget funds (police intelligence aspect) // Proceedings of the Management Academy of the Ministry of interior of Russia. 2021. № 3 (59). Pp. 123—131.

11. Ivanov P.I. Risks and threats taken into account by the Economic Security and Countering Corruption units of the territorial bodies of the Ministry of internal affairs of Russia at the regional level in emergency situations // Russian MIA's East Siberian Institute's Herald. 2020. № 4 (95). Pp. 116—130.

12. Ivanov P.I. Monitoring system in the activities of economic crimes units: theoretical and legal model // Russian MIA's Economic Security Academy's Herald. 2007. № 2.

13. Ivanov P.I., Arsentiev Yu.V, Soldatov A.V. Current problems of the organization of police intelligence activities of the economic security units in the area of the identification and solving economic crimes in the social sphere and ways to solve them // Law enforcement activities. 2019. № 1 (3). Pp. 9—16.

14. Ivanov P.I., Sheetov A.S. On the protection of budgetary funds from criminal encroachments // Collected papers of scientific and practical conference «Detection and solving economic and corruption crimes: best practices, problems and solutions» (28.05. 2021). Saint-Petersburg: Russian MIA's Saint-Petersburg university. 2021. Pp.141—148.

15. Ivanov P.I., Sheetov A.S. The main activities of the Economic Security and Countering Corruption units of the territorial bodies of the Ministry of internal affairs of Russia at the regional level during the coronavirus pandemic // Collected papers of international scientific and practical conference «Strategic development of the Russian Interior Ministry system: status, trends, prospects» (23.10.2020). M.: The Management Academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2020. Pp. 350—358.

Информация об авторе

Иванов П.И. — доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации

Information about the author

Ivanov P.I. — doctor of law, professor, Honored lawyer of the Russian Federation

Статья поступила в редакцию 11.02.2022; одобрена после рецензирования 08.03.2022; принята к публикации 14.03.2022.

The article was submitted 11.02.2022; approved after reviewing 08.03.2022; accepted for publication 14.03.2022.

LAW & LEGISLATION • 04-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.