Научная статья на тему 'К вопросу о современном состоянии культурной безопасности'

К вопросу о современном состоянии культурной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
национальная безопасность / культурная безопасность / уголовная ответственность / административная ответственность / совершенствование законодательных норм / national security / cultural security / criminal responsibility / administrative responsibility / improvement of legislative norms

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олеся Маратовна Андрюшенкова

В статье автором рассматриваются вопросы обеспечения национальной безопасности через призму культурной безопасности. Исследование проводится в контексте действия социально-политических, экономических факторов в государстве. Автор приводит и детально анализирует нормативно-правовую базу, регулирующую правоотношения в сфере обеспечения всесторонней безопасности Российского государства, с соблюдением безопасности личности и общества в области культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of the current state of cultural security

In this article, the author examines the Issues of ensuring national security through the prlsm of cultural security. The research is carried out in the context of the ongoing socio-political, economic factors in the state. The author cites and analyzes in detail the legal framework governing legal relations in the field of ensuring the comprehensive security of the Russian state, observing the safety of the individual and society in the field of culture.

Текст научной работы на тему «К вопросу о современном состоянии культурной безопасности»

Закон и право. 2022. № 4. С. 109-112. Law and legislation. 2022;(4):109-112. Научная статья УДК 343.35

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-109-112

NIION: 1997-0063-4/22-205 MOSURED: 77/27-001-2022-4-405

К вопросу о современном состоянии культурной безопасности

Олеся Маратовна Андрюшенкова

Сибирский институт бизнеса и информационных технологий, Омск, Россия, andryushenkovа_om@mail.ru

Аннотация. В статье автором рассматриваются вопросы обеспечения национальной безопасности через призму культурной безопасности. Исследование проводится в контексте действия социально-политических, экономических факторов в государстве. Автор приводит и детально анализирует нормативно-правовую базу, регулирующую правоотношения в сфере обеспечения всесторонней безопасности Российского государства, с соблюдением безопасности личности и общества в области культуры.

Ключевые слова: национальная безопасность, культурная безопасность, уголовная ответственность, административная ответственность, совершенствование законодательных норм.

Для цитирования: Андрюшенкова О.М. К вопросу о современном состоянии культурной безопасности // Закон и право. 2022. № 4. С. 109—112. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-109-112.

Original article

On the issue of the current state of cultural security

Olesya M. Andryushenkova

Siberian Institute of business and information technology, Omsk, Russia, andryushenkovа_om@mail.ru

Abstract. In this article, the author examines the issues of ensuring national security through the prism of cultural security. The research is carried out in the context of the ongoing socio-political, economic factors in the state. The author cites and analyzes in detail the legal framework governing legal relations in the field of ensuring the comprehensive security of the Russian state, observing the safety of the individual and society in the field of culture.

Keywords: national security, cultural security, criminal responsibility, administrative responsibility, improvement of legislative norms.

For citation: Andryushenkova O.M. On the issue of the current state of cultural security // Law and legislation. 2022;(4): 109—112. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-109-112.

Конституция РФ как основной и главный закон РФ является отправной точкой процесса правового регулирования безопасности Российского государства. В Конституции России законодатель закрепляет нормы, отражающие необходимость обеспечения безопасности в различных сферах человеческого бытия.

В статьях 56, 72, 83, 114 Конституции России законодатель отмечает государственную, об-

© Андрюшенкова О.М. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 04-2022

щественную, экологическую, международную безопасность.

Статья 44 Конституции России закрепляет в широком смысле термин «культурная безопасность», провозглашая необходимость бережного отношения к культурному и историческому наследию, памятникам истории и культуры, культурным ценностям.

В Стратегии национальной безопасности 2021 г. как базовом документе государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российского государства отмечается, что под нацио-

нальной безопасностью следует понимать «состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны» [11].

Иными словами, национальная безопасность должна осуществляться посредством обеспечения защиты: конституционного строя России, политической и социальной стабильности в обществе, а также искоренения различного рода экстремистских, террористических и коррупционных проявлений, с недопустимостью противоправных посягательств на морально-нрав -ственные и духовные ценности, укрепляя правопорядок и законность во всех без исключениях сферах человеческой жизнедеятельности.

Важно отметить, что в научной литературе существует множество позиций относительно определения сущности термина «национальная безопасность» и соотношения его с иными видами безопасности. Большинство ученых национальную безопасность рассматривают в широком смысле этого слова как состояние защищенности национальных интересов Российского государства от внешних и внутренних угроз [4; 6; 10].

При этом авторы данной позиции склонны полагать, что национальная безопасность является «общим», базовым термином и включает все иные виды безопасности (государственную, общественную, экономическую, культурную и др.).

Сторонники иной точки зрения склонны утверждать, что понятия «безопасность государства» и «государственная безопасность», а также «безопасность личности» и «безопасность общества» не являются тождественными, и отождествлять их не представляется возможным в силу их смыслового значения [5].

Не вступая в полемику по вопросу правильности той или иной точки зрения, отметим, что если обратиться к законодательной базе, регламентирующей понятийный аппарат в исследуемой области, становится очевидным, что дефиниции «национальная безопасность» и «безопасность» являются синонимичными [12]. Как следствие, нами национальная безопасность будет рассматривать как совокупность видов безопасности.

Статья 44 Конституции России закрепляет в широком смысле термин «культурная безопасность», провозглашая необходимость бережного отношения к культурному и историческому наследию, памятникам истории и культуры, культурным ценностям.

Отмечая важность сферы культурной безопасности, законодатель в Конституции России в ст. 68 отмечает, что «государственным языком Российской Федерации на всей территории является русский язык как язык государствообра-зующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации» [1]. При этом указывается, что «культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством».

Важно отметить, что дефиниция «культурная безопасность» в научной литературе рассматривается с различных позиций: социологии, аксиологии, политологии, истории, педагогики [2; 3; 7; 8; 9; 10]. Не вступая в полемику по вопросу правильности той или иной точки зрения, отметим, что терминологическое содержание данного термина позволяет рассматривать культурную безопасность с позиции и науки уголовного права.

Уголовное законодательство предусматривает ответственность за нарушение состояния культурной безопасности в обществе посредством установления ответственности за:

■ нарушение права на свободу совести и вероисповедания (ст. 148 УК РФ);

■ хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность (ст. 164 УК РФ);

■ невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (ст. 190 УК РФ);

■ хулиганство (ст. 213 УК РФ);

■ вандализм (ст. 214 УК РФ);

■ контрабанду культурных ценостей (ст. 226.1 УК РФ);

■ преступления порнографического характера (статьи 242, 242.1, 242.2 УК РФ);

■ уничтожение или повреждение объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей, воинских захоронений, мемориальных сооружений (статьи 243—244 УК РФ).

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022

С целью предотвратить и предупредить их совершение, а также уменьшить количество таких преступлений законодатель вносит постоянные изменения и дополнения в нормы уголовного законодательства, криминализируя и дек-риминализируя соответствующие нормы права.

Важно отметить, что, анализируя материалы судебно-следственной практики, можно прийти к выводу, что правоохранительные органы испытывают определенные трудности при поиске виновных в вышеуказанных преступных деяниях, поскольку ясность, конкретность уголовно-правовых норм в рассматриваемой области вызывают определенные трудности в вопросах правильной квалификации, а также разграничения с административными правонарушениями.

Определенное сходство статей административного и уголовного законодательств, существование терминологического несовершенства в области обеспечения культурной безопасности — все это лишний раз показывает необходимость тщательного и детального анализа вопроса обеспечения культурной безопасности в аспекте использования современного, не двойственного, непротиворечивого и действенного понятийного аппарата.

Список источников

1. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» / / Рос. газ. 2020. 14 марта.

2. Ирошников Д.В. Конституция Российской Федерации и государственная безопасность // Юрид. наука. 2011. № 1.

3. Кравчик Е.В. Влияние пандемии на сохранение культуры // Society and Security Insights. 2020. Т. 3. № 2. С. 150—157.

4. Мамонов В.В. Понятие и место национальной безопасности в системе конституционного строя России // Журнал рос. права. 2006. № 2. С. 24—25.

5. Опалев А.В. О некоторых базовых категориях Закона Российской Федерации «О безопасности» и Концепции национальной безопасности Российской Федерации // ФСБ России. Правовое регулирование деятельности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации. М., 2006. С. 208—209.

6. Редкоус В.М. Основные направления использования термина «безопасность» в консти-

туциях государств — участников СНГ// Вестник РУДН. Сер.: Юрид. науки. 2009. № 1. С. 59—60.

7. Рожков а А. К., Кочетков а И. В. Правовые вопросы выделения новых видов национальной безопасности // Правоприменение. 2020. Т. 4. № 2. С. 67—72.

8. Рудковский Э.И. Культурная безопасность как императив национальной безопасности // Искусство и культура. 2020. № 2 (38). С. 72—76.

9. Сергеев В.В. Культурная безопасность современного российского общества как социокультурная проблема // Обсерватория культуры. 2010. № 1. С. 90—92.

10. Узлова Н.В. Педагогические аспекты культурной безопасности // Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 6. С. 231—234.

11. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959/

12. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» // Рос. газ. 2010. 29 дек.

References

1. Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation dated March 14, 2020 № 1-FKZ «On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authorities» // Rossiyskaya Gazeta. 2020. March 14.

2. Iroshnikov D.V. Constitution of the Russian Federation and State Security // Legal Science. 2011. № 1.

3. Kravchik E. V. The impact of a pandemic on the preservation of culture // Society and Security Insights. 2020. T. 3. № 2. Pp. 150—157.

4. Mamonov V. V. The concept and place of national security in the system of the constitutional system of Russia // Journal of Russian law. 2006. № 2. Pp. 24—25.

5. Opalev A.V. On some basic categories of the law of the Russian Federation «On security» and the Concept of national security of the Russian Federation // FSB of Russia. Legal regulation of activities to ensure the national security of the Russian Federation. M., 2006. Pp. 208—209.

6. Redkous V.M. The main directions of using the term «security» in the constitutions of the CIS member states // Bulletin of RUDN. Series Jurisprudence. 2009. № 1. Pp. 59—60.

7. Rozhkova A.K., Kochetkova I. V. Legal issues of identifying new types of national security // Law enforcement. 2020. T. 4. № 2. Pp. 67—72.

LAW & LEGISLATION • 04-2022

8. Rudkovsky E.I. Cultural security as an imperative of national security // Art and culture. 2020. № 2 (38). Pp. 72-76.

9. Sergeev V.V. Cultural security of modern Russian society as a socio-cultural problem // Observatory of Culture. 2010. № 1. Pp. 90-92.

10. Uzlova N.V. Pedagogical aspects of cultural security // Russian Economic Bulletin. 2020. Vol. 3. № 6. Pp. 231-234.

11. Decree of the President of the Russian Federation of 02.07.2021 № 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82959/

12. Federal law of 28.12.2010 № 390-FZ «On safety» // Rossiyskaya Gazeta. 2010. 29 December's.

Информация об авторе

Андрюшенкова О.М. — кандидат юридических наук

Information about the author

Andryushenkova O.M. — candidate of law

Статья поступила в редакцию 04.02.2022; одобрена после рецензирования 08.03.2022; принята к публикации 14.03.2022.

The article was submitted 04.02.2022; approved after reviewing 08.03.2022; accepted for publication 14.03.2022.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Криминология: Учеб. пособие. 5-е изд. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. Гриф МНИЦ судебной экспертизы и исследований / Под ред. С.В. Иванцова, Е.А. Антоняна [Я.Л. Алиев и др.]

ISBN: 978-5-238-03433-1

Криминология

"S1

Рассматриваются преступность как социально-правовое явление, причины и условия ее возникновения, особенности личности преступника, а также механизмы совершения конкретных преступлений.

Наряду с общими вопросами, касающимися преступности в целом, по-дробно изложены криминологические особенности и меры предупреждения корыстной, насильственной, организованной, рецидивной, профессиональной, неосторожной преступности, преступности в сфере экономической деятельности, преступности несовершеннолетних и женщин.

Пособие в значительной степени может облегчить процесс усвоения основополагающих знаний по дисциплине. В предельно сжатые сроки студенты могут проверить свои знания по наиболее важным учебным вопросам благодаря тесту, представленному в конце пособия, и, воспользовавшись словарем криминологических терминов и понятий, расширить свой собственный криминологический тезаурус.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.