Научная статья на тему 'Перевернутый урок в физической подготовке магистрантов военной академии связи'

Перевернутый урок в физической подготовке магистрантов военной академии связи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС / ПЕРЕВЕРНУТЫЙ УРОК / МАГИСТРАНТ / СЛУШАТЕЛЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВЫСШИЕ ВОЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокин Василий Петрович, Федюк Николай Сергеевич, Иващенко Дмитрий Евгеньевич, Петрова Полина Сергеевна

В статье рассматриваются способы применения методики «перевернутого урока» в рамках учебных занятий по дисциплине «Физическая подготовка» со слушателями (магистрантами) высших военно-учебных заведений. Делается вывод, что основной целью обращения к «перевернутому уроку» и применению его в образовательном процессе по учебной дисциплине «Физическая подготовка» было высвобождение учебного времени для решения практических вопросов, за счет вынесения теоретического материала на самостоятельное, обучение. В условиях систематических временных ограничений предусмотренных программой подготовки слушателей по теоретической части дисциплины «Физическая подготовка» использование технологии «перевернутого урока» стала едва ли не единственной возможностью восполнить временной ресурс. Однако на практике становится очевидным, что плюсы рационального использования со стороны педагога «перевёрнутого урока» этим последним не ограничиваются, поскольку «перевернутый урок» развивает у слушателей навык и привычку к самостоятельной работе, к постоянному самосовершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокин Василий Петрович, Федюк Николай Сергеевич, Иващенко Дмитрий Евгеньевич, Петрова Полина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inverted lesson in the physical training of undergraduates of the military academy of communications

The article discusses how to use the “inverted lesson” technique in the framework of the training sessions on the subject “Physical training” with students (undergraduates) of higher military educational institutions. It is concluded that the main purpose of referring to the "inverted lesson" and its application in the educational process for the discipline "Physical Training" was the release of training time to solve practical issues, by making theoretical material for independent learning. Under the conditions of systematic time constraints provided by the training program for students on the theoretical part of the discipline “Physical training”, the use of the “inverted lesson” technology was almost the only opportunity to replenish the time resource. However, in practice, it becomes obvious that the benefits of rational use by the teacher of the “inverted lesson” are not limited to this, since the “inverted lesson” develops the skills and habit of independent work and constant self-improvement among the listeners.

Текст научной работы на тему «Перевернутый урок в физической подготовке магистрантов военной академии связи»

5. Itelson, L.B. (1981), "Educational activities. Its sources, structure and conditions", Reader in developmental psychology, publishing house Moscow State University, Moscow.

6. Karavaev, A.F. (2006), "Research and formation of individual psychological characteristics of students", Journal of Psychopedagogics in law enforcement, Vol. 25, pp. 53-54.

7. Markova, A.K., Matis, T.A. and Orlov, A.B. (1990), Formation of the teaching motivation, Education, Moscow.

8. Mikhailenko, E.V. (2017), Design of the program of management of educational and cognitive activity of students in the classroom: workshop, Northern Federal University named after M. Lomonosov, Arkhangelsk.

9. Ed. Lomov, B.F., Belyaeva, A.V. and Coul, M. (1988), Cognition and communication, Science, Moscow.

10. Rean, A.A. and Bordovskaya, N.V. (2000), Pedagogy, Peter, St. Petersburg.

11. Sklyarenko, I.S. (2005), "Educational aspect of the system of group forms of work", Journal of Psychopedagogics in law enforcement, Vol. 23, pp. 86-90.

Контактная информация: slobodchikov1979@bk.ru

Статья поступила в редакцию 28.02.2019

УДК 796.011.3

ПЕРЕВЕРНУТЫЙ УРОК В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАНТОВ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ СВЯЗИ

Василий Петрович Сорокин, доктор педагогических наук, профессор, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург; Николай Сергеевич Федюк, адъюнкт, Военный институт физической культуры (ВИФК), г. Санкт-Петербург; Дмитрий Евгеньевич Иващенко, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург; Полина Сергеевна Петрова, кандидат филологических наук,

г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются способы применения методики «перевернутого урока» в рамках учебных занятий по дисциплине «Физическая подготовка» со слушателями (магистрантами) высших военно-учебных заведений. Делается вывод, что основной целью обращения к «перевернутому уроку» и применению его в образовательном процессе по учебной дисциплине «Физическая подготовка» было высвобождение учебного времени для решения практических вопросов, за счет вынесения теоретического материала на самостоятельное, обучение. В условиях систематических временных ограничений предусмотренных программой подготовки слушателей по теоретической части дисциплины «Физическая подготовка» использование технологии «перевернутого урока» стала едва ли не единственной возможностью восполнить временной ресурс. Однако на практике становится очевидным, что плюсы рационального использования со стороны педагога «перевёрнутого урока» этим последним не ограничиваются, поскольку «перевернутый урок» развивает у слушателей навык и привычку к самостоятельной работе, к постоянному самосовершенствованию.

Ключевые слова: педагогическая технология, технология обучения, перевернутый класс, перевернутый урок, магистрант, слушатель, физическая подготовка, высшие военные учебные заведения.

INVERTED LESSON IN THE PHYSICAL TRAINING OF UNDERGRADUATES OF THE MILITARY ACADEMY OF COMMUNICATIONS

Vasily Petrovich Sorokin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military communication academy, St. Petersburg; Nikolai Sergeevich Fedyuk, the adjunct, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Dmitry Evgenievich Ivashchenko, the candidate of pedagogical sciences, deputy head of the department, Military communication academy, St. Petersburg;

Polina Sergeevna Petrova, candidate of philological sciences, St. Petersburg

Annotation

The article discusses how to use the "inverted lesson" technique in the framework of the training sessions on the subject "Physical training" with students (undergraduates) of higher military educational institutions. It is concluded that the main purpose of referring to the "inverted lesson" and its application in the educational process for the discipline "Physical Training" was the release of training time to solve practical issues, by making theoretical material for independent learning. Under the conditions of systematic time constraints provided by the training program for students on the theoretical part of the discipline "Physical training", the use of the "inverted lesson" technology was almost the only opportunity to replenish the time resource. However, in practice, it becomes obvious that the benefits of rational use by the teacher of the "inverted lesson" are not limited to this, since the "inverted lesson" develops the skills and habit of independent work and constant self-improvement among the listeners.

Keywords: pedagogical technology, technology of training, inverted class, inverted lesson, undergraduate student, student, physical training, military higher educational institutions.

ВВЕДЕНИЕ

Модернизация системы Высшей школы способствует активному использованию педагогами на практике современных педагогических технологий, позволяющих, с одной стороны уменьшить трудозатраты педагога, с другой оптимизировать содержание финансирования учебно-материальной базы [2, 3]. «Перевернутый урок» или как его ещё называют исследователи «перевернутый класс» - это педагогическая технология, так называемая работа на опережение. Она предполагает замену стандартизированных классных (учебных) занятий с последующим выполнением задания превентивным самостоятельным изучением материала, например, посредством обращения к интернет-источникам и информации с электронных носителей и закреплением уже имеющихся знаний в классе на учебных занятиях с педагогом [1]. Иными словами «перевернутый класс» - это пример модели смешанного обучения, который предполагает совмещение реального обучения в формате «лицом к лицу» с преподавателем в классе и интерактивных возможностей. При этом цифровые материалы больше не играют вспомогательную роль, дополняя лекции преподавателей, а выступают в качестве базового источника информации.

Таким образом, изучение материала из класса может быть перенесено в Интернет. Это в свою очередь позволяет существенно экономить время на усвоение материала, поскольку учащиеся приходят на занятия подготовленными и могут сформулировать вопросы по изучаемой теме. В результате на занятиях преподаватель встречается не с пассивными слушателями лекций по новому материалу, а с активными участниками по его разбору и обсуждению.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Применение «перевернутого урока» предполагает проведение большого объема работы со стороны профессорско-преподавательского состава по созданию учебно-методических комплексов, как правило, заранее подготовленные 10-15 минутные аудио-кейсы или видеоуроки, дополненные интернет-ссылками - это необходимый материал, который должен быть подобран преподавателем и предоставлен обучаемым, в противном случае успешность дистанционного обучения можно свести к минимуму.

Возможность изучить теоретический материал вне класса (дома) имеет дополнительные преимущества для учащихся, например, пропустившие занятия по болезни, могут без труда нагнать программу, сложные к пониманию блоки обучаемые могут прослушать (просмотреть) несколько раз.

При умелой организации «перевернутое обучение» способно повысить уровень образования и активизировать мотивацию учащихся, которые давно живут в интернет-среде. Для преподавателей, особенно старшего поколения, перевернутый урок на этапе его

подготовки может представлять определенные трудности - преподавателю самому приходится многому учиться и возможно даже менять свои взгляды. Его роль как бы «переворачивается», на занятиях он не лектор, а консультант (помощник, союзник). При этом для обучаемых этот подход - естественен: преподаватель говорит с ними на одном языке в комфортной и привычной им обстановке [1]. Еще одним условием эффективности перевернутого класса является четкое планирование заочной и очной части урока. Та часть, с которой обучаемый знакомиться дома не должна выходить за рамки, так называемого «ученического уровня». В то время как в очном занятии преподавателю необходимо предусмотреть более продвинутый уровень подачи уже предложенного к изучению материала. Так, если речь идет о практической части занятия по физической подготовке, то ознакомление, например, с техникой выполнения того или иного упражнения можно предложить в формате видео-урока к домашнему изучению, а техническую часть, непосредственное выполнение нового элемента уже оставить для очной части урока.

К недостаткам перевернутого обучения некоторые исследователи относят большой объем технически сложной подготовительной работы. Если речь идет о дисциплине «Физическая подготовка», то при записи видео-урока нацеленного, например, на выполнение конкретного физического упражнения, необходимо учитывать, угол съемки видеоматериала - создание правильной динамичной картинки иногда требует не только спортивного мастерства и отличной физической формы от педагога, но и навыков профессиональной операторской работы. При этом педагог не может не учитывать свой возраст, состояние здоровья, технический уровень подготовленности, а также возможное отсутствие каких-либо элементов (снарядов, иного оборудования), общее техническое состояние учебно-материальной базы [2]. Все эти факторы могут в той или иной мере повлиять на качество подготовки к проведению «перевернутого класса».

Помимо перечисленного некоторые ученые выделяют возрастные ограничения обучаемых, которые связанные со способностью самостоятельно планировать учебную деятельность. Так, для обучения взрослой аудитории: магистров и специалистов данная модель «перевернутого класса» может стать базовой формой донесения и закрепления новой информации. В то время как, для школьников, студентов (курсантов) младших курсов «перевернутый урок» следует рассматривать лишь как дополнительное средство обучения [1].

В содержание экспериментальной рабочей программы по учебной дисциплине «Физическая подготовка» для магистрантов Военной академии связи нами была внедрена модель смешанного обучения «перевернутый урок». Преимущества его по сравнению с традиционной формой проведения занятий представлена на рисунке 1.

Традиционный урок «Перевернутый урок»

*

работа по схеме: лекция «послушай, запомни, воспроизведи» работа по схеме: самостоятельное изучение вопросов предстоящей лекции, готовность к активному разбору, обсуждению лекционного материала, УСТНЫЙ оппос

> N1/

информация идет от преподавателя к магистранту магистранты в совместной работе открывают новые знания под руководством преподавателя

Ф

центральное место занимает преподаватель центральное место занимает слушатель (магистрант)

Рисунок 1 - Сравнительный анализ проведения учебного занятия в формате традиционного и «перевернутого»

подхода

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наблюдаемая в образовательном процессе тенденция к смене педагогической парадигмы, все чаще отводит центральное место обучаемому, а не педагогу. Изменение доминанты ведет к существенным преобразованиям во всей системе в целом - формировавшаяся десятилетиями авторитарная позиция преподавателя уступает место новой системе отношений, основанной на взаимодействии и взаимопонимании. Реализуемые на практике новые подходы позволяют предъявлять к обучаемому, новые требования - теперь он не только обладает определенным объемом фундаментальных знаний, но и готов самостоятельно, критически мыслить, аргументировано отстаивать свою точку зрения, применять теоретические знания для решения конкретных практических задач, искать и находить в достоверных источниках ответы на интересующие его вопросы. Первоначальной целью обращения к перевернутому уроку было высвобождение учебного времени для решения практических вопросов, за счет вынесения теоретического материала на самостоятельное, домашнее обучение. В условиях систематических временных ограничений, предусмотренных программой подготовки слушателей по теоретической части дисциплины «Физическая подготовка» использование технологии «перевернутого урока» становится едва ли не единственной возможностью восполнить временной ресурс. Однако на практике становится очевидным, что плюсы рационального использования со стороны педагога «перевёрнутого урока» этим не ограничиваются, поскольку «перевернутый урок» развивает у слушателей навык и привычку к самостоятельной работе, к постоянному самосовершенствованию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Толстова, Н.А. «Перевернутый класс» как модель смешанного обучения / Н.А. Толстова // URL : https://elibrarv.ru/download/elibrary 23777546 83483102.pdf(дата обращения 17.12.2018 г.).

2. Сорокин, В.П. О возможности применения инновационной технологии «перевернутый класс» на занятиях по физической подготовке в высших военных учебных заведениях / В.П. Сорокин, А.М. Андросов, Ю.В. Сорокина // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 4. - С. 57-60.

3. Педагогическая технология «перевернутый класс» как форма активного обучения специалистов физической подготовки вузов силовых структур к профессиональной деятельности в рамках контрактной системы / Я.С. Козиков, А.А. Тихончук, А.М. Сабанин, В.В. Попадьин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта - 2018. - № 5 (159). - С. 118-122.

REFERENCES

1. Tolstova, N.A. (2015), "Inverted class" as a model of blended learning", available at: https://eli-brary.ru/download/elibrary_36303721_31186807.pdf.

2. Sorokin, V.P., Androsov A.M. and Sorokin, Yu.V. (2016), "On the possibility of using innovative technology "inverted class" in the classroom for physical training in higher military educational institutions", Actual problems ofphysical and special training ofpower structures, No. 4, pp. 57-60.

3. Kozikov Ya.S., Tihonchuk, A.A., Sabanin A.M. and Popadin, V.V. (2018), "Pedagogical technology "inverted class" as a form of active training of specialists of physical training of universities of power structures to professional activities in the framework of the contract system", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 118-122.

Контактная информация: vifk.sila@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.