7. Итоги тестирования сохраняются в один файл и выдаются обучаемым для анализа и разбора ошибок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Созданный нами технологический скрининг на базе компьютерной программы Ай-рен, позволяет не только автоматизировать проверку и оценку теоретических знаний по физической подготовке у магистрантов, но также повысить мотивационную сторону обучения (тестирование побуждает испытуемых готовиться к занятию), объективно оценить теоретические знания слушателей и выявить проблемы в усвоении учебного материала. Результатом такой проверки должны становится вносимые педагогом необходимые коррективы в организацию учебного процесса, направленные на повышение уровня знаний и скорость усвоения слушателями военных академий учебного материала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мисько, М.В. Компьютерное тестирование как современная форма экспресс-контроля знаний [Электронный ресурс] / М.В. Мисько, В.А. Столер // URL : http://dgng.pstu.ru/conf2016/papers/23/. - Дата обращения 17.06.2018.
2. Технология проведения теоретических и методических занятий по учебной дисциплине «Физическая подготовка» по программам подготовки магистров в Военной академии связи / В.П. Сорокин, А.М. Андросов, И.Ю. Тимофеев, И.М. Колбая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. -№ 4 (158). - С. 301-303.
3. Методические подходы к оценке теоретической подготовленности слушателей (магистрантов) военных академий / В.П. Сорокин, Н.С. Федюк, А.М. Андросов, Г.П. Петров, А.А. Прохоренко // Развитие военной педагогики в XXI веке : Материалы V межвузовской научно-практической конференции / под ред. С.В. Костарева, И.И. Соколовой, Н.В. Ершова. - СПб. : ВАС, 2018. - С. 220-224.
REFERENCES
1. Misko, M.V. and Stoler, V.A. (2016), Computer testing as a modern form of express knowledge control, available at: http://dgng.pstu.ru/conf2016/papers/23/.
2. Sorokin V.P., Androsov, A.M., Timofeev, I.Yu. and Kolbaya, I.M. (2018), "The technology of theoretical and methodical training in the discipline "Physical training" in the programs of master's training in the Military Communication Academy", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 301-303.
3. Sorokin, V.P., Fedyuk, N.S., Androsov, A.M., Petrov, G.P. and Prokhorenko, A.A. (2018), "Methodical approaches to the assessment of the theoretical readiness of students (undergraduates) of military academies", Development of military pedagogy in the 21st century: Proceedings of the 5th interuniver-sity scientific-practical conference, MAC, St. Petersburg, pp. 220-224.
Контактная информация: vifk.sila@mail.ru
Статья поступила в редакцию 30.06.2018
УДК 796.011.3
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕМ ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Василий Петрович Сорокин, доктор педагогических наук, профессор, Александр Михайлович Андросов, кандидат педагогических наук, майор, старший преподаватель кафедры, Дмитрий Евгеньевич Иващенко, кандидат педагогических наук, полковник, заместитель начальника кафедры, Илья Юрьевич Тимофеев, преподаватель, Ираклий Мумукаевич Колбая, преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье приводится расширенный анализ существующих подходов и возможностей применения инновационных технологий, гаджетов, девайсов и мобильных приложений в спорте,
физической культуре и физической подготовке. На его основе рассматриваются возможности их применения в высших военных учебных заведениях по учебной дисциплине физическая подготовка. Делается заключение о том, что существуют значительное количество работы по данной тематике. Однако они носит теоретический и относительно поверхностный, хаотичный характер. Экспериментов по внедрению педагогических технологий в практику физической подготовки высших военных учебных заведений не обнаружено. При этом современные направления развития военного образования требуют систематизации имеющихся материалов, изучения вопроса проектирования и внедрения современных технологий, построенных на информационных потоках (технологиях) гаджетах и девайсах в образовательный процесс учебной дисциплины физической подготовки.
Ключевые слова: физическая подготовка, инновационные технологии, гаджеты, нанотехнологии, тренировочный процесс.
DIGITAL TECHNOLOGIES IN PRACTICE OF PHYSICAL TRAINING IN HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION
Vasily Petrovich Sorokin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Aleksandr Mikhay-
lovich Androsov, the candidate of pedagogical sciences, major, senior lecturer, Dmitry Evgenyevich Ivashchenko, the candidate ofpedagogical sciences, colonel, deputy head of the department, Ilya Yuryevich Timofeev, the teacher, Irakliy Mumukaevich Kolbaya, the teacher, Military Communication Academy, St. Petersburg
Annotation
The article provides the extended analysis of the existing approaches and opportunities of application of the innovative technologies, gadgets, devices and mobile applications in sports, physical culture and physical training. On its basis, the possibilities of their application in higher military educational institutions in the discipline of physical training are considered. It is concluded that there is significant amount of work on this topic. However, they are theoretical and relatively superficial, chaotic. Experiments on the introduction of pedagogical technologies in the practice of physical training of higher military schools were not found. At the same time, the modern directions of development of military education require systematization of available materials, study of the issue of design and implementation of modern technologies, built on information flows (technologies), gadgets and devices in the educational process of the discipline of physical training.
Keywords: physical training, innovative technologies, gadgets, nanotechnologies, training process.
ВВЕДЕНИЕ
Современные технологии в 21 веке сильно шагнули вперед, а вместе с ними и весь мир. Спортивные достижения напрямую начинают зависеть не только от профессиональных и физических качеств спортсмена, но и от процессов его технического обеспечения.
По мере развития уровня жизни людей, физическая активность и физическая культура становится неотъемлемой частью любого человека. Спорт высших достижений в этих тенденциях превратился в отдельный род деятельности, а наука в спорте получила новый самостоятельный путь развития, в который привлекаются лучшие умы и технологии из различных специальностей. Для мониторинга анализа действий спортсменов используют последние разработки научной мысли, о которых еще вчера человек не мог и представить. Внедрение новых методик, включающих в себя использование новейших изобретений, технологий и других достижений науки - это та мера действий, которая назревала с определенной очевидностью. Уже никого не удивить программами, которые основываются на контроле за функциональными системами организма. В современной сети интернет общий объем данных, накопленный в системе физической культуры и спорта, превышает 150 эк-забайт и ежегодно увеличивается по 2 экзабайта в год [1]. По данным экспертов и исследователей в сфере цифровых технологий интерес пользователей уже заметно сместился от планшетов, смартфонов и ноутбуков в сторону wearable-технологий, к 2025 году ожидается стремительное развитие носимых электронных устройств, таких как часы, браслеты и умная одежда. Ученые уже говорят о разработке нано датчиков, внедряемых в организм
человека способных определять отклонения в состоянии здоровья человека на этапе зарождения проблемы. Но если пока это все разработки, то средства по улучшению спортивных показателей уже полноценная реальность. Объемы продаж таких устройств уже насчитывают миллиарды долларов. И это далеко не предел. Российские покупатели на рынке электронных устройств в Европе считаются самой привлекательной категорией, поскольку по данным Росстата на 2017 год объем потребителей спортивных гаджетов в нашей стране превышает отметку в 100 миллионов покупателей. Специалисты отмечают, что этот показатель для нашей страны далеко не предел. [2]. Последние тенденции, которые вошли в нашу жизнь - это «умная одежда». Производители спортивной экипировки не остались в стороне и активно работают в этом направлении. Разделение пошло в профессиональный и любительский спорт. Американские ученые из университета Бригама Янга для профессиональных футболистов, разработали шлем с акселерометром, который фиксирует воздействие на спортсмена в момент физического контакта, на основании чего тренер может понять насколько сильно было столкновение и как оно повлияло на здоровье в данный момент. Всемирно известная компания Adidas пыталась внедрить разработку изменяемой амортизации в зависимости от воздействий спортсмена на беговую обувь, но данная технология оказалась ненадежной и не получила дальнейшего развития [3]. На сегодняшний день прогресс дошел до достаточного уровня, что уже имеется классификация умной одежды: пассивная, активная и ультра-умная, последняя способна решить ряд проблем, таких как мониторинг активности восстановления мышц после тяжелых травм.
Прогресс электронных устройств так же коснулся и армии. Каждая страна стремится иметь сильную, мощную и современную армию. Пока одни ученые разрабатывают роботов и машины с искусственным интеллектом, другие все же надеются на человеческий фактор и пытаются его модернизировать. На передовой в этой отрасли находятся представители США. Идея о солдатах будущего не покидает умы ученых около 40 лет. Американские ученые планируют разработку своего рода гибрида человека и машины. Экипировка такого солдата будет состоять из специальной динамической брони, основанной на разработках нанотехнологий. Реализацией данной идеи занимается специально организованный Институт Военных Нанотехнологий, деньги для разработок не жалеют и американские власти для первичных разработок уже выделили 50 миллионов долларов [4]. Но для качественной подготовки военнослужащего на каждом этапе его спортивного пути должен осуществляться контроль, сбор и анализ данных которые получают тренера, преподаватели или ученые. Создание эффективной модели тренировочного процесса, вот одна из проблем с которой работают современная наука, потому что без четко слаженной схемы поставленные задачи не решить. И одна из первостепенных задач в физической подготовке это повышение интеллектуального, технического и методического уровня всех специалистов в данной области.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В силу актуальности данной темы были поставлены вопросы, о переносе и использовании современных методик тренировки в педагогические технологии для использования в образовательном процессе по физической подготовке военнослужащих. Разные авторы рассматривают тему применения педагогических технологий в спорте по-разному.
Использование современных средств обучения активно начинало применяться с помощью различных аудио и видеоустройств. И.И. Михаил и А. А. Обвинцев описывают подходы в широком применении мультимедийных средств на занятиях по физической подготовке с курсантами высших военно-учебных заведений. Практика применения видео уроков широко используется в теоретических дисциплинах, однако технологии применения их на занятиях практического характера, в частности по физической подготовке, не апробированы, носят поверхностный (общий) характер [5]. Широко внедряется в образовательный процесс высшей школы педагогическая технология «перевернутый класс». По
мнению авторов, использование визуального ознакомления обучающихся с будущим материалом, позволит пробудить дополнительный интерес к предстоящей теме занятия и закрепит зрительное представление об изучаемом приеме или действии. Такой подход позволит более качественно решать поставленные перед преподавателем задачи [6].
Отдельные авторы широко рассматривают применение современных устройств мониторинга за состоянием обучаемых на занятиях по физической подготовке. Андросов А. А. и Сорокин В.П. предлагают внедрение педагогической технологии, осуществляющей мониторинг за состоянием военнослужащих наподобие технологии Viper pods. Она уже получила применение в различных спортивных клубах мирового уровня, но имеет ряд проблем, которые не позволят ее широко использовать в Вооруженных Силах Российской Федерации, одной из них является режим информационной безопасности использования отдельными подразделениями. Относительно схожее применение современных технологий в образовательном процессе было опробовано на детях дошкольного возраста. С помощью системы фирмы Polar исследователям удалось доказать необходимость ее внедрения в систему дошкольного образования с целью сбережения здоровья учащихся и их гармоничного развития на занятия по физической культуре. Систематическое использование карди-омониторов и кардионавигаторов на учебно-тренировочных занятиях тренерами клуба «Марафонец» Военного института физической культуры позволило грамотно строить тренировочную нагрузку для обучаемых и давало им возможность подстраиваться под реакцию организма на то или иное задание. Данные работы позволяли решать систематические задачи по улучшению выносливости членов сборной команды института по бегу на сверхдлинные дистанции.
Чернов Д.В. и Худайназарова Д.Р. предлагают использовать различные мобильные приложения, которые находятся в общем доступе. Преимущество которых перед системами группового контроля обуславливается легкостью в использовании, популярность среди пользователей разного возраста. В результате проведенных исследований ими было установлено, что данные мобильные приложения действительно оказывают положительное влияние на уровень физической подготовленности, помогают пользователю контролировать и регулировать план тренировок. Однако и этот способ требует более конкретного и системного подхода к внедрению в процесс физической подготовки [7].
Широкое применение получили программы по выполнению физических упражнений и контролю питания. На момент исследования был проведен анализ общего количества данных приложений их характер применения и принцип работы. По данным компании Mail.Ru Group был представлен отчет об использовании ранка мобильных приложений в России в 2017 году. Результаты исследования показали, что 87% пользователей, скачивающих интернет контент, обращаются к разделу спорт и здоровый образ жизни. Средний возраст пользователя составил 33 года, где в большей степени это специалисты с высшим образованием и студенты (44% всех пользователей). Согласно данных 54% - женщины. Однако социально-демографические портреты клиентов этих порталов показывают, что они выбирают разные приложения в зависимости от гендерного признака. Мужчины больше интересуются приложениями по совершенствованию физических показателей, на втором месте приложения для бега и циклических видов спорта, на третьем месте разместился контент, посвященный контролю за состоянием организма и здоровому питанию. У женщин лидирует контент, связанный с циклическими видами спорта, после - правильное питание и упражнения со своим телом и отягощениями. Рассмотрев отчет компании Mail.Ru Group, на момент конца 2017 года существовало более 300 тысяч приложений, посвященных ведению здорового образа жизни. Подобные цифры свидетельствуют о постоянном росте популярности спортивного контента в России.
Внедрение таких гаджетов и программ в процесс ежедневного использования требует формирования определенных знаний по их использованию, построению тренировочного процесса. По результатам собственного опроса курсантов Военной академии связи
более 36% курсантов 5 курса обучения пользуется данным типом приложений 32% - 4 курс, 18% - 3 курс, 9% - 2 курс и 5% - 1 курс. Однако в рамках этих же исследований выявлен ряд причин, требующих создания педагогической технологии по формированию знаний и навыков в использовании военнослужащими данных электронных приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существуют различные работы по использованию современных гаджетов и нано-технологий, информация и технологии в образовательном процессе по учебной дисциплине физическая подготовка. Однако она носит теоретический и относительно поверхностный, хаотичный характер. Экспериментов по внедрению педагогических технологий в практику физической подготовки не обнаружено. При этом современные направления развития образования, в том числе военного, требуют систематизации имеющихся материалов, изучения вопроса проектирования и внедрения современных технологий, построенных на информационных потоках (технологий) гаджетах и девайсах в образовательный процесс учебной дисциплины физической подготовки. В настоящий момент на кафедре физической подготовки практикуется педагогическая технология совершенствования физических качеств курсантов на учебных занятиях, основанная на гаджетах измерения пульса. Также внедрены в педагогический процесс элементы обучения пользования и построения самостоятельной физической тренировки на основе гаджетов и девайсов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградов, Г.П. Информационное обеспечение физической культуры студентов / Г.П. Виноградов, В.И. Григорьев, И.Г. Виноградов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2017. - № 4 (146). - С. 46-50.
2. Пономарева, К.В. Тенденции рынка спортивных аксессуаров как зеркало социальных трендов общества / К.В. Пономарева // Экономические исследования и разработки. - 2018. - № 1. -С. 17-24.
3. Умная одежда [Электронный ресурс] // URL : www.smartclothes.ru (Дата обращения: 31.05.2018.
4. Военное обозрение [Электронный ресурс] // URL : https://topwar.ru/7049-ekipirovka-soldatbuduschego.html/. (Дата обращения 30.05.2018.
5. Михаил, И.И. Практика применения видеороликов на учебных занятиях по физической подготовке / И.И. Михаил, А.А. Обвинцев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 3. - С. 78-81.
6. Сорокин, В.П. О возможности применения инновационной технологии «перевернутый класс» на занятиях по физической подготовке в высших военных учебных заведениях / А.М. Андросов, Ю.В. Сорокина // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 4. - С. 57-60.
7. Чернов, Д.В. Применение мобильных приложений для повышения эффективности самостоятельной физической тренировки военнослужащих по контракту ВС РФ / Д.В. Чернов, Д.Р. Ху-дайназарова // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. -2017. - № 2. - С. 72-77.
REFERENCES
1. Vinogradov, G.P., Grigoriev, V.I. and Vinogradov, I.G. (2017), "Information support of physical culture of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No. 4, pp. 46-50.
2. Ponomareva, K.V. (2018), "Trends of the sports accessories market as a mirror of social trends of the society", Economic research and development, No. 1, pp. 17-24.
3. Smart clothes, available at: www.smartclothes.ru.
4. Military review, available at: https://topwar.ru/7049-ekipirovka-soldatbuduschego.html/.
5. Michael, I.I. and Obvincev, A.A. (2016), "Practice of using videos in the classroom for physical training", Actual problems ofphysical and special training of the security force, No. 3, pp. 78-81.
6. Sorokin, V.P., Androsov, M.A. and Sorokina, Yu.V. (2016), "On the possibilities of innovative technologies "flipped classroom" in the classroom for physical training in military higher educational
institutions", Actual problems ofphysical and special training of the security forces, No. 4, pp. 57-60.
7. Chernov, D.V. and Hudajnazarova, D.R. (2017), "Use of mobile applications to improve the efficiency of the independent physical training of contract servicemen, armed forces", Actual problems of physical and special training of the security forces, No.2, pp. 72-77.
Контактная информация: timoxa212121@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 03.07.2018
УДК 37.013
СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В МОДЕЛИРОВАНИИ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ СООБЩЕСТВ
Светлана Александровна Тращенкова, кандидат педагогических наук, педагог-психолог, Частное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа «Промо -М», Москва (ЧОУ СОШ «Промо - М», Москва)
Аннотация
В статье рассматривается системно-синергетический подход как основание моделирования процесса становления и развития детско-взрослых сообществ, который обеспечит рост потенциала самоорганизации, и саморазвитие всех субъектов данных сообществ.
Ключевые слова: синергетика, парадигма, системно-синергетический подход, саморазвитие, самоорганизация, детско-взрослое сообщество, междисциплинарные исследования.
SYSTEM-SYNERGETIC APPROACH IN MODELING THE PROCESS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF CHILDREN AND ADULTS
COMMUNITIES
Svetlana Aleksandrovna Trashchenkova, the candidate of pedagogical sciences, teacher-psychologist, Private educational institution secondary educational school «Promo-М», Moscow
Annotation
The article considers the systemic-synergetic approach as the basis for modeling the process of formation and development of children's adult communities, which will ensure the growth of the potential of self-organization, and the self-development of all subjects of these communities.
Keywords: synergetic, paradigm, system-synergetic approach, self-development, self-organization, children-adult community, interdisciplinary research.
ВВЕДЕНИЕ
В национальной доктрине образования до 2025 года указывается на то, что воспитание в России должно исходить из потребности в разработке путей и средств самоопределения и проектирования общности вокруг самоопределяющейся личности. В качестве стратегической задачи современного образования определяется конструирование воспитательных систем таким образом, чтобы была сформирована нравственная, интеллектуальная, гражданская личность, способная действовать активно в постоянно меняющихся условиях.
В контексте нашего исследования определим сущность понятия детско-взрослое сообщество, под которым мы будем понимать группу субъектов (детей, родителей и педагогов, руководителей, специалистов, представителей общественности др.), призванную решать задачи образовательной организации и самих членов объединения, независимо от того создана ли эта группа самопроизвольно или целенаправленно.
Моделирование процесса становления и развития детско-взрослых сообществ (далее - ДВС) рассматривается нами не только как практический объективный критерий изучения истинности знаний, но и как одно из средств отображения явлений и процессов реального мира, которое в единстве с другими методами познания, выступает как процесс его углубления.