УДК 796.011.3
КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ (МАГИСТРАНТОВ) ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»
Василий Петрович Сорокин, доктор педагогических наук, профессор, Военная академия
связи, г. Санкт-Петербург; Николай Сергеевич Федюк, капитан, адъюнкт, Аркадий Андреевич Тихончук, капитан, кандидат педагогических наук, преподаватель, Военный
институт физической культуры, г. Санкт-Петербург; Ярослав Сергеевич Козиков, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, г. Новосибирск; Владислав Евгеньевич Вольский, курсант, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются способы повышения и расширения теоретических знаний по вопросам управления физической подготовкой у магистрантов Военной академии связи. Раскрывается назначение, содержание и краткая характеристика программы компьютерного тестирования. Делается заключение о том, что возникает потребность не только во внедрении в образовательный процесс современных педагогических средств контроля теоретических знаний по дисциплине «Физическая подготовка», но и в переосмыслении системы ее оценивания.
Ключевые слова: педагогическая технология, технология обучения, компьютерный тест, магистрант, слушатель, физическая подготовка, высшие военные учебные заведения.
COMPUTER TESTING AS A TOOL TO INCREASE EFFICIENCY OF TRAINING OF LISTENERS (MASTERS) ON THE EDUCATIONAL DISCIPLINE "PHYSICAL
TRAINING"
Vasily Petrovich Sorokin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Communication Academy, St. Petersburg; Nikolai Sergeevich Fedyuk, the captain, adjunct, Tikhonchuk Arkady Andreevich, the captain, candidate of pedagogical sciences, teacher, Military Institute of Physical Training, St. Petersburg; Yaroslav Sergeevich Kozikov, the candidate ofpedagogi-cal sciences, senior lecturer, Siberian State Transport University, Novosibirsk; Vladislav
Evgenyevich Volsky, the cadet, Military Communication Academy, St. Petersburg
Annotation
The article examines the ways of increasing and expanding theoretical knowledge on the issues of physical training management for graduates of the Military Communication Academy. The purpose, contents and brief characteristics of the computer-testing program are revealed. It is concluded that there is a need not only to introduce the modern pedagogical means of monitoring the theoretical knowledge in the discipline "Physical training" in the educational process, but also to rethink the system of its evaluation.
Keywords: pedagogical technology, teaching technology, computer test, master student, student, physical training, higher military educational institutions.
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Физическая подготовка» играет важную роль в обучении и воспитании слушателей военных академий, обучающихся по основным образовательным программам высшего профессионального образования (магистратуры). Организация и руководство личным составом частей и подразделений в ходе боевой подготовки, неотъемлемой частью которой является физическая подготовка - это основные профессиональные обязанности слушателей как будущих командиров и их заместителей. Задачами учебной дисциплины становятся не только совершенствование личных физических качеств магистрантов, но и формирование знаний и навыков, необходимых для управления физической подготовкой в воинской части. Зачастую уровень подготовки будущих командиров определяется качеством подачи теоретического и методического материала, последнее во
многом зависит от совокупности применяемых на занятиях по физической подготовке педагогических технологий.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Изменившиеся в последние десятилетия социально-экономические реалии, спровоцированные усилением мирового хаоса, технологическими прорывами, пришедшим на смену новым цифровым поколением, информационной доступностью, граничащую с информационным спамом, все это ставит перед современными исследователями задачи, направленные на поиск и обоснование новых форм, методов и технологий обучения. Учебный процесс необходимо рассматривать как распределенный во времени процесс формирования требуемых знаний. Управлять и корректировать последний можно «лишь на основании данных контроля над его течением» [1]. В условиях становления информационного общества закономерным шагом к повышению качества подготовки военных специалистов становится внедрение в педагогический процесс компьютерного тестирования.
Физическая подготовка слушателей командного факультета Военной академии связи рассчитана на 252 учебных часа, 228 из которых осуществляется под руководством преподавателя, оставшиеся 24 часа - согласно учебному плану - самостоятельная подготовка. На теоретические занятия отводится - 3,2% всего бюджета времени, столько же на самостоятельную подготовку [2]. Отметим, проведение семинаров в рамках теоретического курса не предусмотрено, что лишает слушателей возможности обмениваться опытом управления физической подготовки. При этом теоретический материал по дисциплине физическая подготовка в рамках подготовки слушателей, аналогичен тому, что читают на лекциях по ФП в рамках подготовки специалистов. Получается, что образовательные программы друг друга не дополняют, а дублируют. Отдельного внимания заслуживает и система оценивания по дисциплине ФП. Так, согласно НФП-2009 для оценки теоретической подготовленности применима 4-бальная шкала - отлично, хорошо, удовлетворительно и неудовлетворительно, практика оценивается по 100-бальной шкале [3]. Практическое освоение слушателями физических упражнений нивелирует лакуны в освоении теории и методики физической подготовки. С нашей точки зрения формализованный подход к теории ФП - ошибка, поскольку именно управление процессом ФП в войсках становится основной профессиональной обязанностью магистра.
Одним из предлагаемых нами педагогических приемов, направленных на расширение теоретических знаний по физической подготовке слушателей военных академий, становится тестирование. Согласно тесту, теорию, как и практику, мы оцениваем по 100-баль-ной шкале.
Для практической реализации тестирования мы использовали программу «Айрен». Выбор был не случаен:
1. Программа позволят производить различного рода тестирования с указанием различных параметров, так же её возможности расширяются при помощи языка Delphi;
2. Программа может использоваться во всех учебных заведениях МО РФ, а также обучающимися самостоятельно, при подготовке к зачетам и экзаменам;
3. Программа имеет открытую лицензию, что позволяет использовать её в учебных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, так она разработана в Российской Федерации;
4. Тестирование может проводиться как локально, так и с использованием ЛВС;
5. Программа позволяет отслеживать результаты тестирования в режиме реального времени по групповому и личному зачету;
6. Компьютерный скрининг предоставляет возможность заархивировать результаты для дальнейшего изучения и анализа, так же для ведения учета успеваемости обучающихся - позволяет реализовывать современные информационно-коммуникационные технологии;
7. Итоги тестирования сохраняются в один файл и выдаются обучаемым для анализа и разбора ошибок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Созданный нами технологический скрининг на базе компьютерной программы Ай-рен, позволяет не только автоматизировать проверку и оценку теоретических знаний по физической подготовке у магистрантов, но также повысить мотивационную сторону обучения (тестирование побуждает испытуемых готовиться к занятию), объективно оценить теоретические знания слушателей и выявить проблемы в усвоении учебного материала. Результатом такой проверки должны становится вносимые педагогом необходимые коррективы в организацию учебного процесса, направленные на повышение уровня знаний и скорость усвоения слушателями военных академий учебного материала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мисько, М.В. Компьютерное тестирование как современная форма экспресс-контроля знаний [Электронный ресурс] / М.В. Мисько, В.А. Столер // URL : http://dgng.pstu.ru/conf2016/papers/23/. - Дата обращения 17.06.2018.
2. Технология проведения теоретических и методических занятий по учебной дисциплине «Физическая подготовка» по программам подготовки магистров в Военной академии связи / В.П. Сорокин, А.М. Андросов, И.Ю. Тимофеев, И.М. Колбая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. -№ 4 (158). - С. 301-303.
3. Методические подходы к оценке теоретической подготовленности слушателей (магистрантов) военных академий / В.П. Сорокин, Н.С. Федюк, А.М. Андросов, Г.П. Петров, А.А. Прохоренко // Развитие военной педагогики в XXI веке : Материалы V межвузовской научно-практической конференции / под ред. С.В. Костарева, И.И. Соколовой, Н.В. Ершова. - СПб. : ВАС, 2018. - С. 220-224.
REFERENCES
1. Misko, M.V. and Stoler, V.A. (2016), Computer testing as a modern form of express knowledge control, available at: http://dgng.pstu.ru/conf2016/papers/23/.
2. Sorokin V.P., Androsov, A.M., Timofeev, I.Yu. and Kolbaya, I.M. (2018), "The technology of theoretical and methodical training in the discipline "Physical training" in the programs of master's training in the Military Communication Academy", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 301-303.
3. Sorokin, V.P., Fedyuk, N.S., Androsov, A.M., Petrov, G.P. and Prokhorenko, A.A. (2018), "Methodical approaches to the assessment of the theoretical readiness of students (undergraduates) of military academies", Development of military pedagogy in the 21st century: Proceedings of the 5th interuniver-sity scientific-practical conference, MAC, St. Petersburg, pp. 220-224.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.06.2018
УДК 796.011.3
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕМ ВОЕННО-УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Василий Петрович Сорокин, доктор педагогических наук, профессор, Александр Михайлович Андросов, кандидат педагогических наук, майор, старший преподаватель кафедры, Дмитрий Евгеньевич Иващенко, кандидат педагогических наук, полковник, заместитель начальника кафедры, Илья Юрьевич Тимофеев, преподаватель, Ираклий Мумукаевич Колбая, преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье приводится расширенный анализ существующих подходов и возможностей применения инновационных технологий, гаджетов, девайсов и мобильных приложений в спорте,