Научная статья на тему 'Физическая культура в IT-школе Военной академии связи'

Физическая культура в IT-школе Военной академии связи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IT-ШКОЛА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КАДЕТЫ / ШКОЛА ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокин Василий Петрович, Андросов Александр Михайлович, Бушмарев Вадим Викторович, Кулинич Игорь Владимирович, Андросова Елена Александровна

В статье рассматривается структура системы довузовских образовательных учреждений Министерства Обороны Российской Федерации. Изучается порядок организации и проведения учебных занятий по физической культуре в кадетском корпусе (IT-школе) Военной академии связи. Представлен анализ уровня физической подготовленности потупивших в IT-школу по итогам вступительных экзаменов в 2015-2017 учебных годах. Приводятся и анализируются по четвертям (триместрам) результаты выполнения кадетами упражнений «подтягивание на перекладине», «бег на 100 м», «бег на 3 км», характеризующие развитие основных физических качеств. Изучается уровень теоретических знаний и организаторско-методических умений выпускников IT-школы. Делается заключение о том, что в рамках обучения кадетов в IT-школе на учебной дисциплине физическая культура решаются те же задачи, что и в общеобразовательных школах. Подготовки в интересах будущего обучения в высших военных учебных заведениях не осуществляется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокин Василий Петрович, Андросов Александр Михайлович, Бушмарев Вадим Викторович, Кулинич Игорь Владимирович, Андросова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical culture in IT-school of Military Academy of Communication

The article briefly examines the structure of the system of pre-university educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The procedure for organizing and conducting training sessions on physical culture in the Cadet Corps (IT-school) of the Military Communication Academy is being studied. The analysis of the level of physical readiness of those who are downcast in the IT-school is presented based on the results of the entrance examinations in 2015-2017 academic years. The results of cadets' exercises "pulling on the crossbar", "running at 100 m", "running at 3 km", characterizing the development of basic physical qualities, are given and analyzed on quarters (trimesters). The level of theoretical knowledge and organizational and methodical skills of graduates of the IT-school is studied. It is concluded that within the framework of cadets' training in the IT-school, the physical education tasks in the physical discipline are the same as in the general education schools. Preparations for the benefit of future training in higher military educational institutions are not carried out.

Текст научной работы на тему «Физическая культура в IT-школе Военной академии связи»

6. Bochkovskaya, V.L. and Nazarova, M.S. (2015), "Pedagogical technology of training in application-oriented float of students of higher education institutions of civil aviation with use of a technique of improving of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 46-51.

7. Kalakutsky, R N., Bochkovskaya, V.L. and Senina, Yu.O. (2016), "Technology of depression of excess body weight at students aerobics agents", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 110-114.

8. Panchenko, I.A., Volkov, A. V. and Bolotin, A. E. (2014), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 32-34.

9. Sonbol, A.A-G. A. and Simakov, A.M. (2017), "Features of traumatism at young taekwondo fighters", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 149, No. 7, pp. 186-188.

Контактная информация: simakov-tkd@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.01.2018

УДК 796.011.3

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В IT-ШКОЛЕ ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ СВЯЗИ

Василий Петрович Сорокин, доктор педагогических наук, профессор, Александр Михайлович Андросов, кандидат педагогических наук, майор, старший преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург; Вадим Викторович Бушмарев, учитель физической культуры, Игорь Владимирович Кулинич, учитель физической культуры, Кадетский корпус (Школы IT-технологий), Санкт-Петербург; Елена Александровна Андросова, учитель биологии, СОШ № 31 Василеостровского района, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается структура системы довузовских образовательных учреждений Министерства Обороны Российской Федерации. Изучается порядок организации и проведения учебных занятий по физической культуре в кадетском корпусе (IT-школе) Военной академии связи. Представлен анализ уровня физической подготовленности потупивших в IT-школу по итогам вступительных экзаменов в 2015-2017 учебных годах. Приводятся и анализируются по четвертям (триместрам) результаты выполнения кадетами упражнений «подтягивание на перекладине», «бег на 100 м», «бег на 3 км», характеризующие развитие основных физических качеств. Изучается уровень теоретических знаний и организаторско-методических умений выпускников IT-школы. Делается заключение о том, что в рамках обучения кадетов в IT-школе на учебной дисциплине физическая культура решаются те же задачи, что и в общеобразовательных школах. Подготовки в интересах будущего обучения в высших военных учебных заведениях не осуществляется.

Ключевые слова: IT-школа, физическая подготовка, физическая культура, кадеты, школа для одаренных детей.

PHYSICAL CULTURE IN IT-SCHOOL OF MILITARY ACADEMY OF

COMMUNICATION

Vasily Petrovich Sorokin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Mikhailo-vich Androsov, the candidate of pedagogical sciences, major, senior teacher, Military Academy of Communication, St. Petersburg; Vadim Viktorovich Bushmarev, the teacher ofphysical culture, Igor Vladimirovich Kulinich, the teacher of physical culture, Cadet Corps (IT school) of the Military Communication Academy, St. Petersburg; Elena Aleksandrovna Androsova, teacher of biology, High comprehensive school No. 31 of Vasileostrovsky district, St. Petersburg

Annotation

The article briefly examines the structure of the system of pre-university educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The procedure for organizing and conducting training sessions on physical culture in the Cadet Corps (IT-school) of the Military Communication Academy is being studied. The analysis of the level of physical readiness of those who are downcast in the IT-school is presented based on the results of the entrance examinations in 2015-2017 academic years. The results of

cadets' exercises "pulling on the crossbar", "running at 100 m", "running at 3 km", characterizing the development of basic physical qualities, are given and analyzed on quarters (trimesters). The level of theoretical knowledge and organizational and methodical skills of graduates of the IT-school is studied. It is concluded that within the framework of cadets' training in the IT-school, the physical education tasks in the physical discipline are the same as in the general education schools. Preparations for the benefit of future training in higher military educational institutions are not carried out.

Keywords: IT-school, physical training, physical culture, cadets, school for gifted children.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день Министерство обороны Российской Федерации активно развивает систему довузовских образовательных учреждений как в интересах социальной поддержки детей военнослужащих, так и в качестве системы подготовки к поступлению в высшие учебные заведения. Всего она насчитывает 29 довузовских образовательных учреждений: 7 президентских кадетских училищ; 10 суворовских военных училищ; 5 кадетских корпусов; 4 филиала Нахимовских военно-морских училищ; Московское военно-музыкальное училище; 3 школы для одаренных детей при высших военно-учебных заведениях.

Два из вышеперечисленных - Петрозаводское президентское кадетское училище и Филиал Нахимовского военно-морского училища в Мурманске открыты в 2017 году.

Из всей системы довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации наибольший интерес, по нашему мнению, представляют созданные относительно недавно (2 года назад) школы для одаренных детей. Одна из них функционирует на базе Военной академии связи и имеет краткое название IT - школа. Ее основной целью является выявление, обучение наиболее талантливых детей в области информатики и физики, а также дальнейшее стимулирование их для поступления в высшие военные учебные заведения - то есть обеспечение Министерства обороны кадрами с соответствующей компетенцией уже на уровне образования специалитет. Такой подход должен обеспечить подготовку профессионалов высочайшего уровня. Одной из обязательных учебных дисциплин (предметов обучения) является физическая культура. С целью совершенствования системы физического воспитания в Вооруженных силах Российской Федерации, изучения уровня практической, теоретической и организаторско-методической подготовленности личного состава к поступлению в высшие военные учебные заведения нами проведен анализ организации и проведения физической культуры в IT-школе, а также проанализирован уровень развития физических качеств, знаний и организаторских умений.

Физическая культура в IT-школе организуется и проводится в соответствии с рабочей программой, составленной на основе учебно-методического комплекса (авторская линия - В.И. Лях) и приказа МО РФ № 352 от 30.10.2004 г. (Наставление по физической подготовке и спорту, для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации).

Основное ее содержание по классам обучения представлено в таблице 1. Таблица ^ 1 - Основное содержание рабочей программы по физической культуре по классам

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

10 класс

11 класс

Лёгкая атлетика

30 ч.

30 ч.

Единоборства

8 ч.

8 ч.

Гимнастика

18 ч.

18 ч.

Спортивные и подвижные игры

26 ч.

26 ч.

Лыжная подготовка

14 ч.

14 ч.

Преодоление препятствий

6 ч.

6 ч.

Итого

102

102

Как следует из таблицы на физическую культуру выделяется по 102 часа (102 45-ти минутных урока) в 10 и 11 классе. Различий в количестве часов и их распределении по разделам между обучением в 10 и 11 классах нет. Основным и принципиальным различием рабочей программы по физические культуры 1Т-школы от общеобразовательных школ

является наличие раздела «преодоления препятствий», на который выделяется 12 учебных часов - по 6 часов на каждый год обучения. Общая структура и методика проведения урока по физической культуре, а также его продолжительность соответствует школьным стандартам и требованиям.

Учебные занятия по физической культуре с кадетами IT-школы проводятся на учебно-материальной базе Военной академии связи без выхода кадетов за территорию учебного заведения. Важно отметить, что педагогами работают военнослужащие в отставке, имеющие значительный педагогический опыт работы на кафедре физической подготовки Военной академии связи.

В рамках обучения в IT-школе предусмотрено дополнительное образование - занятия в спортивных секциях по стрельбе (136 часов на 2 года обучения), лыжной подготовке и легкой атлетике (по 204 часа на каждую секцию на учебный год).

Первый набор кадетов в IT-школу был произведен в 2015 году. Уровень физической подготовленности поступающих по годам представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Анализ уровня физической подготовленности потупивших в 1Т-школу по итогам вступительных экзаменов (х±т)_

Год Выборка ( n, чел) Быстрота (бег на 100 м) Сила (подтягивание на перекладине) Выносливость (бег на 1 и 3 км)

с баллы кол-во раз баллы с баллы

2015 37 14,15±0,08 4,14±0,07 10,4±0,65 3,75±0,15 239,67±2,6 3,34±0,08

2016 39 14,1±0,06 4,2±0,07 11,1±0,27 3,95±0,08 239,05±2,4 3,12±0,06

2017 39 14,17±0,08 4,11±0,09 10,3±0,55 3,72±0,1 236,67±2,67 3,32±0,08

Результаты, представленные в таблице, свидетельствуют, общий уровень развития физических качеств кадетов, потупивших в 1Т-школу лежит в переделах общешкольного уровня. Нами проанализирована динамика формирования развития основных физических качеств выпускником 2017 года по выполнению физических упражнений: бег на 3 км, подтягивание на перекладине и бег на 100 метров по четвертям и триместрам (рисунки 1-3).

15 14,5 14 13,5 13

Рисунок 1 - Анализ результатов выполнения упражнения бег на 3 км 100 метров

12,5 1 Четверть 2 Четверть 3 Четверть 4 Четверть 1 Триместр 2 Триместр 3 Триместр

□ Класс "А" 14,6 14,1 13,6 13,6 13,7 13,7 13,6

□ Класс "Б" 14,2 13,9 13,7 13,4 13,6 13,9 13,9

Рисунок 2 - Анализ результатов выполнения упражнения бег на 100 м

Подтягивание

15 -

10

5

0 1 Четверть 2 Четверть 3 Четверть 4 Четверть 1 Триместр 2 Триместр 3 Триместр

□ Класс "А" 12,1 10,4 12,7 12,9 13,7 13,1 14,7

□ Класс "Б" 11,7 11,2 12,3 12,4 13,4 13,3 13,2

Рисунок 3 - Анализ результатов выполнения упражнения подтягивание

По итогам обучения в «А» и «Б» классе имеются улучшения результатов выполнения упражнений, характеризующих уровень развития основных физических качеств. Необходимо отметить, что в «Б» классе результаты продемонстрированные в первой четверти по выполнению упражнений «бег на 100 м» и «подтягивание на перекладине» не имеют достоверных различий с результатами выполнения этих же упражнений по итогам 3 триместра заключительного года обучения.

В целом продемонстрированные результаты выполнения упражнений соответствуют результатам выпускником общеобразовательных школ, поступивших в Военную академию связи в 2017 году. Как результат из 37 выпускников IT-школы 20 человек поступили в Военную академию связи, 5 человек - в другие военные вузы страны, 12 человек -предпочли гражданские учебные заведения.

Не менее важным, по нашему мнению, для выпускников довузовских образовательных учреждений является уровень сформированности организаторско-методических навыков и теоретических знаний. Однако эти показатели по итогам устного опроса кадетов, поступивших в Военную академию связи, находятся на низком уровне. Причинами такого положения дел является отсутствие плановых теоретических и организаторско-ме-тодических занятий в IT-школе. Как результат кадеты не знают основные положения НФП-2009, не владеют навыками самостоятельного контроля физической нагрузки и не знают основ построения самостоятельной физической тренировки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом в рамках обучения кадетов в IT-школе на учебной дисциплине физическая культура решаются те же задачи, что и в общеобразовательных школах. Подготовки в интересах будущего обучения в высших военных учебных заведениях не осуществляется. В результате воспитанники IT-школы - довузовского образовательного учреждения Министерства Обороны Российской Федерации имеют уровень развития основных физических качеств, теоретических знаний, организаторско-методических навыков такой же, как и у выпускников общеобразовательных школ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Наставление по физической подготовке в ВС РФ (с изменениями от 31 июля 2013 года) (НФП - 2009 с изменениями). - СПб. : Типография военного института физической культуры, 2013. - 199 с.

REFERENCES

1. Manual on physical training in the Armed Forces of the Russian Federation (as amended on July 31, 2013) (MPT- 2009 with changes) (2013), Printing house of the Military Institute of Physical training, St. Petersburg.

Контактная информация: a.m.androsov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.