Научная статья на тему 'Общая характеристика критериев эффективности модели процесса физического воспитания ДОУ МО РФ, направленного на формирование военно-прикладной физической подготовленности кадет'

Общая характеристика критериев эффективности модели процесса физического воспитания ДОУ МО РФ, направленного на формирование военно-прикладной физической подготовленности кадет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CRITERIA OF EFFICIENCY OF MODEL / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL PROPERTIES OF CADETS / COMPONENTS OF PERSONAL PHYSICAL CULTURE / GENERAL AND MILITARY AND APPLIED PHYSICAL FITNESS / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КАДЕТ / КОМПОНЕНТЫ ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОБЩАЯ И ВОЕННО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокин К.В., Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Хагай В.В.

В данной статье представлены критерии, определяющие эффективность гуманно ориентированной модели военно-прикладного физического воспитания в довузовских общеобразовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, представлены характеристики трёх групп критериев деятельности: свойств личности, характеризующих общие и специальные социально-психологические свойства кадет, степени развития личностной физической культуры кадет, тестирования общей физической и военно-прикладной физической подготовленности. Авторы делают выводы о том, что совокупность системных результатов, полученных в ходе эксперимента, позволит наиболее полно оценить эффективность гуманно ориентированной модели военно-прикладного физического воспитания в довузовских общеобразовательных учреждениях Министерства обороны РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокин К.В., Хагай В.С., Тимошенко Л.И., Хагай В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPORTING TO CHARACTERISTIC OF CRITERIA OF EFFICIENCY OF THE PROCESS MODEL OF PHYSICAL TRAINING OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE MINISTRY OF DEFENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION DIRECTED TO VOYENNO’S FORMING - APPLIED PHYSICAL FITNESS OF CADETS

The criteria defining efficiency of humanely oriented model of military and applied physical training in pre-university educational institutions of the Ministry of Defence of the Russian Federation are presented in this article characteristics of three groups of criteria of activity are presented: the properties of the personality characterizing the general and special social and psychological properties of cadets, extents of development of personal physical culture of cadets, testing of the general physical and military and applied physical fitness. The authors conclude that the set of system results obtained during the experiment will allow to assess the effectiveness of humanely oriented model of military-applied physical education in pre-University educational institutions of the Ministry of defense of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика критериев эффективности модели процесса физического воспитания ДОУ МО РФ, направленного на формирование военно-прикладной физической подготовленности кадет»

References

1. Kirgueva F.H. Podgotovka uchitelya nachal'nyh klassov v sisteme mnogourovnevogo obrazovaniya na osnove kompetentnostnogo i polilingval'nogo podhodov. Avtoreferat Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2010.

2. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya. Moskva: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov. 2004.

3. Zarubin V.G., Makaridina V.A. Gumanitarnyj tehnolog: ot sozdaniya modeli kompetencij k konstruirovaniyu novoj professii. Formirovanie kompetencij v praktike prepodavaniya social'no-'ekonomicheskih disciplin v vuze: tematicheskij sbornik nauchnyh trudov. Kurgan, 2013: 11 - 27.

4. Homskij A.N. Yazykimyshlenie. Moskva: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1972.

5. Sovet Evropy: Simpozium po teme «Klyuchevye kompetencii dlya Evropy». Bern, 1996.

6. Vereschagin E.M., Kostomarov V.G. Yazyk i kultura. Moskva: Indrik, 2005.

7. Knapp K., Knapp-Potthoff A. Interkulturelle Kommunikation. Zeitschrift fur. Fremdsprachenforschung. 1990; 1: 83.

8. Safonova V.V. Izuchenie yazykov mezhdunarodnogo obscheniya v kontekste dialoga kul'tur i civilizacij. Voronezh, 1996.

9. Byram M. Assessing intercultural competence in language teaching. Sprogforum. 2000; 1S (b): 8 - 13.

Статья поступила в редакцию 15.04.19

УДК 378

Sorokin K.V., teacher, Department of Physical Training, branch of Military Academy of Strategic Missile Troops n.a. Peter the Great (Serpukhov), E-mail: valera217035@mail.ru

Hagay V.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Stavropol State Teacher Training College (Stavropol, Russia), E-mail: valera217035@mail.ru Timoshenko L.I., Cand. of Sciences (Engineering), senior teacher, Stavropol branch of Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: lit-545@yandex.ru

Hagay V.V., teacher, Department of Physical Training, branch of Military Academy of Strategic Missile Troops n.a. Peter the Great (Serpukhov), E-mail: valera217035@mail.ru

REPORTING TO CHARACTERISTIC OF CRITERIA OF EFFICIENCY OF THE PROCESS MODEL OF PHYSICAL TRAINING OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE MINISTRY OF DEFENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION DIRECTED TO VOYENNO'S FORMING - APPLIED PHYSICAL FITNESS OF CADETS .The criteria defining efficiency of humanely oriented model of military and applied physical training in pre-university educational institutions of the Ministry of Defence of the Russian Federation are presented in this article characteristics of three groups of criteria of activity are presented: the properties of the personality characterizing the general and special social and psychological properties of cadets, extents of development of personal physical culture of cadets, testing of the general physical and military and applied physical fitness. The authors conclude that the set of system results obtained during the experiment will allow to assess the effectiveness of humanely oriented model of military-applied physical education in pre-University educational institutions of the Ministry of defense of the Russian Federation.

Key word: criteria of efficiency of model, social and psychological properties of cadets, components of personal physical culture, general and military and applied physical fitness.

К.В. Сорокин, преп. каф. физической подготовки, Филиал Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, г. Серпухов, E-mail: valera217035@mail.ru

В.С. Хагай, канд. пед. наук, проф., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: valera217035@mail.ru Л.И. Тимошенко, канд. техн. наук, доц., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: lit-545@yandex.ru

В.В. Хагай, преподаватель каф. физической подготовки, Филиал Военной Академии РВСН им. Петра Великого, г. Серпухов, E-mail: valera217035@

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОУ МО РФ, НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КАДЕТ

В данной статье представлены критерии, определяющие эффективность гуманно ориентированной модели военно-прикладного физического воспитания в довузовских общеобразовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, представлены характеристики трёх групп критериев деятельности: свойств личности, характеризующих общие и специальные социально-психологические свойства кадет, степени развития личностной физической культуры кадет, тестирования общей физической и военно-прикладной физической подготовленности. Авторы делают выводы о том, что совокупность системных результатов, полученных в ходе эксперимента, позволит наиболее полно оценить эффективность гуманно ориентированной модели военно-прикладного физического воспитания в довузовских общеобразовательных учреждениях Министерства обороны РФ.

Ключевые слова: критерии эффективности модели, социально-психологические свойства кадет, компоненты личностной физической культуры, общая и военно-прикладная физическая подготовленность.

Существующие проблемы учебного и воспитательного процесса в области физического воспитания в кадетских и суворовских училищах предопределили возможности проектирования гуманно ориентированной модели военно-прикладного физического воспитания кадет [1].

Важной формой физической подготовки являются самостоятельные занятия. Эта форма регламентирована в основных руководящих документах, касающихся физической подготовки. Важной задачей физической подготовки является обеспечение высокого уровня физической подготовленности, для этого военнослужащему необходимо обладать определённым количеством знаний, позволяющим качественно выстраивать тренировочные процесс, оценивать собственное состояние, уровень физической нагрузки. Каждый командир должен обеспечивать выработку у своих подчинённых «устойчивой потребности в занятиях физическими упражнениями, воспитание у военнослужащих высокой мотивации к занятиям физической подготовкой и спортом» [2].

В исследовании было доказано, что военно-прикладная физическая подготовка, являясь частью профессионально прикладного физического воспитания и составной и неотъемлемой частью физической культуры, явля-

ется компонентом личностной физической культуры. Таким образом, можно сделать вывод, что, оценивая эффективность модели военно-прикладного физического воспитания, необходимо выделять системные результаты ключевых компонентов личностной физической культуры. Отсюда следует, что состояние человека, прошедшего процесс профессиональной физической подготовки, должно привести к формированию важных компонентов личностной физической культуры, в том числе - в контексте сформированности профессионально-прикладной физической культуры личности, уровнем развития кондиционных качеств.

Оценивались личностные ощущения себя в предлагаемой модели, направленной на формирование среды военно-прикладного физического воспитания, уровень психологического состояния, уровень физических кондиций. Данные совокупности показателей были сгруппированы в четыре группы:

1) деятельностный компонент личностной физической культуры, уровень кондиционных качеств;

2) когнитивный уровень и практический уровень применения физических упражнений в различных формах физического воспитания в ДОУ МО РФ;

3) оценка эффективности процессуальных компонентов профессионально-прикладной физической подготовки в системе довузовских общеобразовательных учреждений МО РФ [3 - 6].

Характерной чертой организации занятий по физической культуре в контрольной и экспериментальных группах является военная направленность обучения, связанная с подготовкой в профильные учебные заведения МО РФ и подготовкой будущих офицеров через военно-прикладную подготовку, психологическую подготовку к будущей деятельности, воспитание осознанного отношения к сохранению и укреплению здоровья, активного положительного отношения к физической культуре. Формируемая образовательная среда военно-прикладного физического воспитания в экспериментальной группе характеризовалась её гуманной ориентированностью, прежде всего для реализации цели самоактуализации военно-прикладной физической подготовки, её реализации на самостоятельных занятиях во внеучебное время [7].

Анализ особенностей физического воспитания в ДОУ МО РФ, специфики форм и организации учебно-воспитательного процесса в области физического воспитания, позволяет определить основные целевые установки предлагаемой модели физического воспитания:

1) формирование базового уровня личностной физической культуры;

2) формирование высокого уровня психологической готовности к службе в рядах Вооруженных Сил, в том числе и к поступлению в высшие учебные заведения МО РФ;

3) формирование высокого уровня военно-прикладной физической подготовленности.

Данные целевые установки позволяют определить критерии эффективности гуманно ориентированной модели военно-прикладного физического воспитания. Рассмотрим критерии эффективности, которые были выбраны для проверки гипотезы исследования.

Как уже было сказано выше, военно-прикладная физическая подготовка является составной частью физической культуры, решая одну из её фундаментальных задач, а также компонентом личностной физической культуры, таким образом, для качественного определения её эффективности требуется рассмотреть динамику изменчивости её элементов. В данном случае исследование всего состава компонентов личностной физической культуры в нашей модели видится нецелесообразным. Наиболее оптимальным было использование оценки системных проявлений личностной физической культуры по методике, апробированной в диссертационной работе А.П Васелиади и адаптированной нами к задачам и возрасту испытуемых [1].

Тестирование проводилось с помощью специальных сгруппированных вопросов. Осуществлялась оценка ценностно-ориентировочного компонента личностной физической культуры (положительное эмоциональное отношение к физической культуре и профессионально-прикладной физической подготовке, её важность в будущей профессиональной деятельности, познавательная и практическая деятельность по овладению ценностями физической культуры, интерес к занятиям военно-прикладной физической подготовкой инициативность в поиске решении задач физической культуры и т. д. [6].

Оценивался уровень гностического и коммуникационного компонента личностной физической культуры (креативность использования знаний в области физической культуры, связи их с учебной программой, операционные возможности использования информации в области физической культуры, понимание этапов, ведущих к двигательному действию, кооперация, взаимодействие с педагогом, творческий подход к использованию знаний [4].

Оценивался самодетерминирующий компонент личностной физической культуры (самоконтроль, самооценка, самокоррекция, оценка двигательных действий в области физической культуры и т. д.).

Все описанные компоненты распределялись по уровню в соответствии разработанными критериями (высокий, средний, низкий уровни сформирован-ности).

Психологические состояние кадет в условиях закрытого учреждения с военной направленностью обучения является приоритетным в проектировании учебно-воспитательного процесса, в физическом воспитании военная направленность реализуется через военно-прикладную физическую подготовку, которая является неотъемлемой частью среды военного учебного заведения довузовского звена. Степень удовлетворённости средой военно-учебного заведения, мотивация к обучению, военная направленность обучения и воспитания - всё это является критерием оценки предлагаемой модели [5].

Апробированная методика П.Ю. Авдиенко была взята за основу при оценке данного критерия. Методика «Социально-психологической комфортности среды» (СПКС) характеризует уровень адаптированности обучающихся к социальной среде училища на основе оценки некоторых социально-психологических характеристик личности, отражающих интегральные особенности психического и социального развития [2].

Тестирование производилось по следующим шкалам: «идентичность обучающегося со средой военного учебного заведения», «мотивация к обучению в военном учебном заведении», «уровень развития военно-профессиональной направленности. Данные шкалы в наибольшей степени характеризуют военную ориентацию кадет и являются субшкалами первого структурного уровня (таблица 1).

Таблица 1

Ключи к опроснику «Социально-психологической комфортности среды»

Наименование шкалы Номера вопросов с ответом «да» Номера вопросов с ответом «нет»

«Идентичность со средой учебного заведения» 1, 3, 6, 12, 18, 19, 20, 21, 23, 28, 37, 40, 43, 44, 45, 48, 56.

«Мотивации к обучению в учебном заведении» 1, 4, 5, 13, 16, 20, 22, 25, 32, 34, 42, 46.

«Самооценка» 7, 8, 17, 24, 26, 27, 29, 31, 35, 36, 39, 41.

«Уровень развития профессиональной направленности» 2, 9, 10, 11, 15, 33, 38.

«Степень удовлетворения потребности в безопасности» 14, 30, 50, 52, 54, 56, 60, 62. 47, 49, 51, 53, 55, 57, 59, 61, 63.

Второй структурный уровень является оценкой психологических аспектов первого уровня.

Таблица 2

Оценка показателей, исходя из стеновых значений шкал

СТЭН 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Ид 64 71 78 85 92 99 106 113 120 127

Мо 60 67 75 82 90 98 105 113 120 128

ВПН 19 22 24 27 29 31 34 36 39 41

Процент перехода участников одного уровня в другой, как в положительную, так и в отрицательную сторону в констатирующей и формирующей части эксперимента, будет являться оценкой существующей и предлагаемой модели. Статистическая значимость будет определяться с помощью метода углового преобразования Фишера. Показатели разделим на уровни 1-2 - низкий уровень, 3-5 - средний уровень, 6-10 -высокий уровень.

Оценка деятельностного компонента личностной физической культуры осуществлялась с помощью тестирования общей (кондиционных качеств) и военно-прикладной физической подготовленности, отражающих военную составляющую обучения в ДОУ МО РФ (таблица 3).

Таблица 3

Перечень упражнений, характеризующих общую и военно-прикладную физическую подготовленность

№ п/п Упражнения, характеризующие общую физическую подготовленность Упражнения, характеризующие военно-прикладную подготовленность

1 Сгибание и разгибание рук на перекладине Стрельба из винтовки

2 Сгибание и разгибание рук на брусьях Плавание 50 м в обмундировании с оружием

3 Бег на 60 м Бег на 100 м с автоматом из положения лежа

4 Бег на 100м Метания гранаты

5 Бег на 1000м Упражнений рукопашного боя

6 Бег на 3000м Полоса препятствий (сконструированная)

Анализ результатов осуществлялся на разных этапах эксперимента в сравнении с нормативными требованиями руководящих документов, достоверность различий осуществлялась с помощью Т-критерия Стьюдента.

Таким образом, совокупность системных результатов, полученных в ходе эксперимента на основании трёх групп критериев свойств личности, характеризующих общие и специальные социально-психологические свойства кадет, степени развития личностной физической культуры кадет, тестирование по основным физическим качествам и по упражнениям военно-прикладного характера, позволит наиболее полно оценить эффективность гуманно ориентированной модели военно-прикладного физического воспитания в довузовских общеобразовательных учреждениях Министерства обороны РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.