Максимальное потребление кислорода на единицу массы тела, как потенциал аэробной мощности организма атлета, был выше в группе бегунов (рисунок 3), сходная ситуация и со временем достижения максимального потребления кислорода. В процентом отношении МПК у игровых видов спорта представлял 87%, а время достижения 79% от возможностей бегунов. Такое расхождение в 8% на наш взгляд объясняется, в первую очередь, лучшей техникой бега у них и более оптимальной композицией тела, что и позволяет на тех же уровнях потребления кислорода достигать высоких скоростей бега.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, игровые виды спорта обладают меньшей, чем у легкоатлетов и представителей спортивного ориентирования аэробной работоспособностью, что с одной стороны связанно у первых с меньшими возможностями кислородтранспортной системы, а с другой - меньшей эффективностью бега.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бриль, М.С. Отбор в спортивных играх / М.С. Бриль. - М. : Физкультура и спорт. - 1980.
- 127 с.
2. Мавлиев, Ф.А. Показатели физической работоспособности спортсменов, специализирующихся в хоккее с мячом / Ф.А. Мавлиев, А.С. Назаренко // Ученые записки университета им. П..Ф Лесгафта. - 2017. - № 7 (149). - С. 139-142.
3. Мак-Дугалл, Д. Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса / Д. Мак-Дугалл, Г.Э. Уэнгер, Г. Д. Грин. - Киев : Олимпийская литература, 1998. - 425 с.
4. Попов, Д.В. Прогнозирование спортивного результата конькобежцев-многоборцев по данным физиологического тестирования / Д.В. Попов // Теория и практика физической культуры. -2008. - № 9. - С. 40-43.
5. Попов, Д.В. Аэробная работоспособность человека / Д.В. Попов, О.Л. Виноградова, А.И. Григорьев. - М. : Наука, 2013. - 112 с.
REFERENCES
1. Bril, M.S. (1980), Selection in sports games, Physical culture and sports, Moscow.
2. Mavliev, F.A. and Nazarenko, A.S. (2017), "Indicators of physical performance of athletes specializing in ball hockey", Uchenye zapiski universiteta imeni PFLesgafta, Vol. 149, No. 7, pp. 139-142.
3. McDougall, D., Wenger, G.E., Green, G.D. (1998), Physiological testing of a high-class athlete, The Olympic literature, Kiev.
4. Popov, D.V. (2008), "Forecasting the athletic performance of multi-round skaters according to physiological testing", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 40-43.
5. Popov, D.V., Vinogradova O.L. and Grigoriev A.I. (2013), Aerobic work capacity of a person, Science, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.01.2018
УДК 796.011.3
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ДОВУЗОВСКОГО ЗВЕНА МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Андрей Викторович Малышко, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Николаевич Могилинец, соискатель, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы совершенствования физической подготовки воспитанников довузовских образовательных учреждений Министерства обороны. В качестве основной цели
физической подготовки воспитанников выступает обеспечение подготовки здорового, всесторонне физически развитого выпускника, обладающего широким арсеналом двигательных навыков и умений общего и профессионально-прикладного свойства, достаточным для предстоящего обучения в высшем военно-учебном заведении Министерства обороны Российской Федерации. Для организации успешного усвоения предлагаемых воспитанникам знаний, а также для формирования необходимых умений навыков, необходимо выстраивать занятия с учетом факторов эффективности педагогического процесса.
Ключевые слова: физическая подготовка, совершенствование, обучение, воспитанники.
DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF PHYSICAL TRAINING PROCESS FOR
CADETS OF MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE PRE-
UNIVERSITY LINK OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Andrey Viktorovich Malyshko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Sergey Nikolaevich Mogilinets, the competitor, Military Institute of Physical Training, St. Petersburg
Annotation
In the article, the questions of perfection of physical training of the students of pre-University educational institutions of the Ministry of defense have been considered. The main purpose of the students physical training includes the provision of training of the healthy, fully physically developed graduate, possessing a wide range of the motor skills, general and professionally applied properties, being sufficient for the upcoming study at the higher military educational institution of the Ministry of defense of the Russian Federation. For organizing the successful learning of the offered knowledge and developing the necessary skills it is necessary to plan the classes taking into account the factors of efficiency of the pedagogical process.
Keywords: physical preparation, improvement, training, pupils.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы были организованы исследования, направленные на изучение особенностей организации занятий с воспитанниками довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации (далее - МО РФ). Полученные результаты позволили значительно повысить уровень преподавания предмета «Физическая культура» в военно-учебных заведениях довузовского звена (МО РФ). Однако эти результаты не исчерпали всех вопросов, требующих своего решения. Анализ полученных данных, таких как возрастные особенности формирования двигательного фонда воспитанников, структура физических способностей у юношей 14-18 лет, представляющих обучающийся контингент воспитанников училищ и корпусов Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - ВС РФ), изучение воспитанников, как объекта педагогических воздействий позволили во многом оптимизировать процесс их физической подготовки, что нашло свое выражение в обосновании направленности и содержания физической подготовки как вообще в процессе обучения в военно-учебном заведении, так и по курсам обучения с учетом динамики показателей и сенситивных периодов формирования отдельных сторон физических способностей [1, 2].
Вместе с тем, отмеченные шаги по совершенствованию процесса физической подготовки обучающихся в образовательных организациях довузовского звена МО РФ позволили определить и дальнейшие направления работы, которая сейчас ведется в этом плане. В этой связи можно отметить ряд направлений деятельности ученых различных специальностей, и в первую очередь педагогов, по оптимизации учебно-воспитательного процесса воспитанников. В этом аспекте можно выделить активную разработку вопросов, направленных на совершенствование системы физической подготовки воспитанников с учетом особенностей обучаемого контингента. Актуальность данного направления обусловлена широким применением в практике физической подготовки суворовцев, нахимовцев и
кадет средств и методов физической подготовки, недостаточно учитывающих возрастную специфику становления и развития различных сторон физических способностей юношей 14-17 лет. Необходимо отметить тот факт, что используемые средства и методы физической подготовки необоснованно заимствованы из документов, регламентирующих процесс физической подготовки военнослужащих.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Огромный интерес у исследователей и педагогов вызывает вопрос изучения возрастной специфики становления и реализации качественной составляющей физических способностей обучаемых в Суворовских, Нахимовском военных училищах и кадетских корпусах. Нельзя обойти вниманием усилия, направленные на получение и уточнение степени детерминации различных сторон физических способностей, с точки зрения генетического фактора. Также необходимо отметить исследования по изучению формирующего влияния деятельности как фактора, обусловливающего реализацию задатков обучаемых в конкретные способности [6].
Особое внимание следует обратить на вопрос содержательной стороны использования физических упражнений в системе профессионального отбора воспитанников, который должен помимо оценки общей физической подготовленности, учитывать возрастные особенности. Также в рамках данного направления решаются задачи по выявлению приоритетности различных показателей физической подготовленности юношей 14-18-летнего возраста.
Так, учитывая возрастную специфику формирования физических способностей, предлагается при организации профессионального отбора средствами физической подготовки уделять больше внимания показателям скоростных и координационных способностей. Внедрение результатов исследований в структуру профессионального отбора кандидатов для обучения в военно-учебных заведениях довузовского звена МО РФ позволит повысить качество отбираемого контингента, что в значительной степени оптимизирует процесс обучения на последующих этапах профессионального становления.
Значимыми в интересах повышения качества процесса подготовки воспитанников к предстоящему обучению в высших учебных заведениях представляется реализация идеи дифференциации обучаемых. Такой подход позволяет обеспечить адекватность применяемых средств и уровней их интенсивности реальному уровню подготовленности обучаемых. Это способствует реализации одного из основных принципов педагогики - принципа доступности. Дифференциация воспитанников позволяет более полно реализовать задатки каждого воспитанника. Распределение обучаемых по реальному уровню подготовленности и с учетом динамики основных, в информативном плане, показателей, а также возрастных особенностей позволяет придать педагогическому процессу целенаправленный характер.
Не вызывает сомнения необходимость проведения изысканий, проводимых в рамках обоснования путей реализации индивидуального подхода в процессе физического совершенствования воспитанников. Актуальность направления обусловлена возникшей необходимостью более полного раскрытия на современном этапе индивидуальных особенностей обучаемых. Общеизвестно, что более полная реализация индивидуальных особенностей каждого воспитанника будет способствовать повышению качества подготовки военно-профессиональных кадров. Особое звучание это направление приобретает в условиях резкого количественного сокращения Вооруженных сил.
Формирование организаторских и управленческих навыков у обучаемых на начальном этапе военно-профессионального становления занимает особое место, в интересах повышения качества подготовки офицерского корпуса России. В последние годы на этой основе проведена плодотворная работа по обоснованию соответствующих подходов, а также разработка педагогических технологий, позволяющих оптимизировать процесс формирования у воспитанников командно-методических навыков и умений. Необходимость
пересмотра содержания этого компонента системы подготовки военнослужащих на начальном уровне обусловлена принятием на вооружение новых методов осуществления обучения и управления в Армии и на Флоте, а также смещением акцентов при организации учебно-воспитательного процесса в подразделениях.
Особое значение для практики организации и проведения учебно-воспитательного процесса в военно-учебных заведениях, имеющих видовую принадлежность, представляют вопросы специальной направленности физической подготовки. В этой связи необходимо отметить результаты завершенных комплексных исследований, позволившие ответить на целый ряд вопросов. Результатом явилось обоснование специфики содержательных аспектов физической подготовки воспитанников в их соответствии с требованиями видов и родов войск. Практической реализацией выступает ряд методик, внедренных в педагогический процесс специализированных военно-учебных заведений в интересах повышения профессионально-прикладной направленности, обеспечивающей заблаговременную подготовленность обучаемых к предстоящему обучению в высшем учебном заведении [3].
Исследования содержания, направленности и, что особенно важно, эффективности всех используемых форм физической подготовки воспитанников позволило в последнее время обеспечить выход педагогического процесса в довузовских образовательных организациях МО РФ на новый качественный уровень. Основным фактором явилось придание педагогически обусловленной направленности процесса физической подготовки, с учетом возрастных особенностей обучаемого контингента и требований предстоящей профессиональной деятельности [4]. Помимо повышения эффективности всех без исключения форм физической подготовки, обеспечения направленного формирования широкого общего и военно-профессионального двигательного фонда обучаемых, такой подход позволил решить задачу одновременного повышения и поддержания общей и специальной работоспособности воспитанников в дневном, недельном, месячном и годовом циклах.
Решение задач прикладного характера не снижает значимости разработки вопросов повышения общего уровня здоровья обучаемых и возможно большего снижения влияния на воспитанников неблагоприятных факторов учебной деятельности. Проведенный анализ позволил выявить сами неблагоприятные факторы и определить степень влияния, оказываемую на воспитанников. Результатом этой работы стало теоретико-экспериментальное обоснование средств и методов физической подготовки, обеспечивающих повышение работоспособности обучаемых, их устойчивости к воздействию высокого нервно-эмоционального напряжения и гиподинамии. Опосредованно практическая реализация педагогических решений в виде специальных программ по обеспечению двигательной активности юношей способствовала повышению качества образовательного процесса в военно-учебных заведениях довузовского звена МО РФ.
Еще одним направлением, обеспечивающим повышение эффективности педагогического процесса физического развития и совершенствования суворовцев, нахимовцев и кадет является постоянный поиск и внедрение методик, способствующих повышению уровня развития кондиционной составляющей физических способностей воспитанников. Актуальность направления обусловлена необходимостью постоянного анализа, а при необходимости уточнения эффективности применяемых средств физической подготовки. Особое звучание это направление приобретает с учетом возрастной специфики обучаемого контингента и организационных аспектов военных учебных заведений довузовского звена МО РФ [5]. Значительный вклад в дело повышения уровня физической подготовленности воспитанников вносит проведение исследований и внедрение полученных результатов, обеспечивающих коррекцию профессиональной подготовленности воспитанников. Особое место принадлежит разработке направления, обеспечивающего целевое применение формирующего потенциала физической подготовки для успешной социально-психологической адаптации обучаемых. В рамках этого направления также решаются задачи по разработке и поэтапном включении в структуру педагогического процесса физической
подготовки комплекса психолого-педагогических мер, обеспечивающих надежность военно-профессиональной деятельности в напряженных психологических ситуациях.
Следующее направление проводится с целью исследования возрастной специфики формирования двигательных навыков и умений у воспитанников училищ и корпусов. Его актуальность обусловлена поиском, обоснованием и внедрением в образовательный процесс подходов к обучению воспитанников военно-прикладным двигательным действиям. Не вызывает сомнения тот факт, что практическая реализация полученных данных во многом будет способствовать увеличению объема и повышению качества военно-прикладного двигательного фонда воспитанников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные в последние годы исследования позволили значительно повысить уровень преподавания предмета «физическая культура» в военно-учебных заведениях довузовского звена МО РФ. Однако полученные данные не исчерпали всех вопросов, требующих своего решения. Результаты изысканий таких основополагающих аспектов, как возрастные особенности формирования двигательного фонда воспитанников, структура физических способностей у юношей 14-18 лет, представляющих обучающийся контингент воспитанников училищ и корпусов ВС РФ, изучение воспитанников, как объекта педагогических воздействий позволили во многом оптимизировать процесс их физической подготовки, что нашло свое выражение в обосновании направленности и содержания физической подготовки как вообще в процессе обучения в военно-учебном заведении, так и по курсам обучения с учетом динамики показателей и сенситивных периодов формирования отдельных сторон физических способностей [1, 2].
Вместе с тем, отмеченные шаги по совершенствованию процесса физической подготовки обучающихся в образовательных организациях довузовского звена МО РФ позволили определить и дальнейшие направления работы, которая сейчас ведется в этом плане. В этой связи можно отметить ряд направлений деятельности ученых различных специальностей, и в первую очередь педагогов, по оптимизации учебно-воспитательного процесса воспитанников. В этом аспекте можно выделить активную разработку вопросов, направленных на совершенствование системы физической подготовки воспитанников с учетом особенностей обучаемого контингента. Таким образом, реализация данных направлений в рамках учебно-воспитательного процесса суворовских и Нахимовского военных училищ, а также ряда кадетских корпусов позволит значительно повысить начальный уровень профессиональной подготовленности выпускников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамов, С. А. Обеспечение работоспособности выпускников инженерно-технических вузов средствами гиревого спорта / С.А. Абрамов, И.Ю. Пугачев, Ю.В. Логинов // Физическая подготовка к военно-профессиональной деятельности в мирное и военное время : международный межвузовский сборник научно-методических статей / под ред. В. Л. Пашута. Ч. 2. - СПб., 2007. - С. 187-188.
2. Боцман, О.С. К актуальности совершенствования процесса профессиональной подготовки военно-авиационных кадров / О.С. Боцман // Актуальные проблемы военно-профессионального образования и физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации : сборник научных статей. - СПб., 2004. - № 5. - С. 157-163.
3. Дерий, И. А. Физическая подготовка курсантов военно-учебных заведений войск связи в процессе военно-профессионального обучения : автореф. ... дис. канд. пед. наук / Дерий И. А. -СПб., 2005. - 19 с.
4. Ендальцев, Б.В. Адаптация нового пополнения к военной службе и профессиональной деятельности средствами ФП // Теория и методика физической подготовки. - 1994. - № 1. - С. 136146.
5. Совершенствование образовательного процесса в вузах как фактор повышения боеспособности и боеготовности войск / В.В. Миронов, А.В. Левшин, А.С. Яцковец, В.Л. Пашута //
Материалы итоговой научн. конф. ин-та за 2003 г. / Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2003. - С. 5-8.
6. Технология оценки организаторско-методической подготовленности курсантов и слушателей вузов Министерства Обороны / И.И. Варжеленко, И.Ю. Пугачев, С.М. Сильчук, В.В. Мико-ленко // Технологии образования в области физической культуры : сборник научно-методических работ / под ред. Г.Н. Пономарева, А.Н. Кислого ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - С. 200-204.
REFERENCES
1. Abramov, S.A., Pugachev, I.Yu. and Loginov, Yu.V. (2007), "Ensuring the efficiency of graduates of engineering and technical universities by means of kettlebell lifting", Physical preparation for military professional activity in peacetime and wartime: International interuniversity collection of scientific and methodical articles, publishing house Military Institute of Physical Training, St. Petersburg, Part 2, pp. 187188.
2. Botsman, O.S. (2004), "To the urgency of improving the process of professional training of military aviation personnel", Actual problems of military-professional education and physical training in the Armed Forces of the Russian Federation: Collection of scientific articles, publishing house Military Institute of Physical Training, St. Petersburg, No. 5, pp. 157-163.
3. Deriy, I.A. (2005), "Physical training of cadets of military schools of communication troops in the process of military-professional training, dissertation, St. Petersburg.
4. Endaltsev, B.V. (1994), "Adaptation of a new replenishment to military service and professional activity with means of physical training", Theory and Methods of Physical Training, No. 1, pp. 136146.
5. Mironov, V.V., Levshin, A.V., Yatskovets, A.S. and Pashuta, V.L. (2003), "Perfection of the educational process in higher education institutions, as a factor of increasing the fighting efficiency and combat readiness of troops", Materials of the final scientific. Conf. inst. for 2003, publishing house Military Institute of Physical Training, St. Petersburg, pp. 5-8.
6. Varzhelenko, I.I., Pugachev, I.Yu., Silchuk, S.M. and Mikolenko, V.V. (2008), "Technology assessment of the organizational and methodological preparedness of cadets and students of universities of the Ministry of Defense", "Technologies of education in the field of physical culture": Collection of scientific and methodical works, publishing house Herzen University, pp. 200-204;
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.01.2018
УДК 796.011.3
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ В
АРТИЛЛЕРИЙСКИХ ВУЗАХ
Евгений Вячеславович Мельников, кандидат педагогических наук, Андрей Романович Труль, кандидат педагогических наук, Александр Николаевич Капралов, соискатель, Александр Сергеевич Фадеев, кандидат педагогических наук, Михайловская военно-артиллерийская академия, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для повышения качества физической подготовки курсантов в артиллерийских вузах. К ним относятся: формирование у курсантов постоянного интереса к занятиям по физической подготовке; применение индивидуального подхода к обучению курсантов в процессе физической подготовки; подбор средств физической подготовки, которые в наибольшей степени влияют на эффективность военно-профессиональной деятельности; разработка программы по физической подготовке для курсантов в соответствии с современными требованиями; обеспечение взаимосвязи процесса физической подготовки курсантов с решаемыми на практике военно-прикладными задачами; наличие объективных критериев оценки физической готовности курсантов.
Ключевые слова: психолого-педагогические условия; курсанты; артиллерийские вузы; качество физической подготовки.