Научная статья на тему 'Предпосылки и стратегические направления проектирования процесса физического воспитания, нацеленного на формирование военно-прикладной физической подготовленности кадетов в довузовских учреждениях Министерства обороны РФ'

Предпосылки и стратегические направления проектирования процесса физического воспитания, нацеленного на формирование военно-прикладной физической подготовленности кадетов в довузовских учреждениях Министерства обороны РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ГУМАННО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / DESIGN OF PEDAGOGICAL PROCESS / STAGES OF PEDAGOGICAL DESIGN / STRATEGIC DIRECTIONS OF DESIGN OF HUMANELY ORIENTED PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокин К.В., Хагай В.С., Махновская Н.В., Хагай В.В.

В данной статье раскрываются предпосылки, описание этапов проектирования процесса физического воспитания, а также стратегических направлений проектирования гуманно ориентированной модели физического воспитания, направленного на формирование военно-прикладной физической подготовленности кадетов в довузовских общеобразовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации. Авторы делают вывод о том, что стратегические направления проектируемой педагогической модели характеризуются личностной ориентацией в физическом воспитании и военно-прикладной физической подготовке, акцентированной направленностью на формирование основных компонентов личностной физической культуры, реализацией концепции образовательной среды в условиях военной направленности обучения; реализацией идеи воспитания открытой окружающей среды кадетского учебного заведения для формирования личностной физической культуры обучающихся, физического воспитания кадетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокин К.В., Хагай В.С., Махновская Н.В., Хагай В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACKGROUND AND STRATEGIC DIRECTION FOR THE DESIGN PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION AIMED AT THE FORMATION OF MILITARY-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF CADETS IN THE PREUNIVERSITY INSTITUTIONS OF MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article reveals background, description of the stages of designing the process of physical education, as well as strategic directions of designing a humanely oriented model of physical education, aimed at the formation of military-applied physical fitness of cadets in pre-university educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The authors conclude that strategic directions planned pedagogical model is characterized by personal orientation in physical education and military-applied physical preparation, emphatic focus on formation the main components of personal physical culture, the concept of educational environment under military orientation training; the idea of nurturing an open environment institution to develop personal physical culture.

Текст научной работы на тему «Предпосылки и стратегические направления проектирования процесса физического воспитания, нацеленного на формирование военно-прикладной физической подготовленности кадетов в довузовских учреждениях Министерства обороны РФ»

взрослый студент при повторном изучении каллиграфии, показаны виды работы по исправлению каллиграфических погрешностей. Однако в перспективе нам видятся направления в данной области, которые также требуют исследований:

Библиографический список

изучение системы условий, при которых повторное изучение каллиграфии будет более успешным, а также роли каллиграфии в современном технократическом мире.

1. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов. 1996. Available at: https://www.dissercat.com

2. Илюхина В.А Педагогические основы формирования графических навыков и каллиграфического письма у младших школьников. 1997. Available at: https://www. dissercat.com

3. Немцова Н.Л. Зеркальные ошибки письма. 1999. Available at: https://www.dissercat.com

4. Савельев С.В. Каллиграфия и мозг. 2017. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=SCtW0dMiEsM

5. Шелопухо О.А. Психологические закономерности овладения графическими навыками письма леворукими детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 2006. Available at: https://www.dissercat.com

References

1. Voloskova N.N. Trudnosti formirovaniya navyka pis'ma u uchaschihsya nachal'nyh klassov. 1996. Available at: https://www.dissercat.com

2. Ilyuhina V.A Pedagogicheskie osnovy formirovaniya graficheskih navykov i kalligraficheskogo pis'ma u mladshih shkol'nikov. 1997. Available at: https://www.dissercat.com

3. Nemcova N.L. Zerkal'nye oshibki pis'ma. 1999. Available at: https://www.dissercat.com

4. Savel'ev S.V. Kalligrafiya i mozg. 2017. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=SCtW0dMiEsM

5. Shelopuho O.A. Psihologicheskie zakonomernosti ovladeniya graficheskimi navykamipis'ma levorukimi det'mi doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta. 2006. Available at: https://www.dissercat.com

Статья поступила в редакцию 05.06.19

УДК 378

Sorokin K.V., teacher, Department of Physical Training, Branch of Military Academy of the Strategic Missile Troops n.a. Peter the Great (Serpukhov, Russia), E-mail: valera217035@mail.ru

Hagay V.S., Cand. of Saiences (Pedagogy), Professor, Stavropol State Teacher Training College (Stavropol, Russia), E-mail: valera217035@mail.ru Makhnovskaya N.V., Cand. of Saiences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: valera217035@mail.ru

Hagay V.V., teacher, Department of Physical Training, Branch of Military Academy of the Strategic Missile Troops n.a. Peter the Great (Serpukhov, Russia), E-mail: valera217035@mail.ru

BACKGROUND AND STRATEGIC DIRECTION FOR THE DESIGN PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION AIMED AT THE FORMATION OF MILITARY-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF CADETS IN THE PRE-UNIVERSITY INSTITUTIONS OF MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION. The article reveals background, description of the stages of designing the process of physical education, as well as strategic directions of designing a humanely oriented model of physical education, aimed at the formation of military-applied physical fitness of cadets in pre-university educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation. The authors conclude that strategic directions planned pedagogical model is characterized by personal orientation in physical education and military-applied physical preparation, emphatic focus on formation the main components of personal physical culture, the concept of educational environment under military orientation training; the idea of nurturing an open environment institution to develop personal physical culture.

Key words: design of pedagogical process, stages of pedagogical design, strategic directions of design of humanely oriented physical education.

К.В. Сорокин, преп. каф. физической подготовки, Филиал Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, г. Серпухов, E-mail: valera217035@mail.ru

В.С. Хагай, канд. пед. наук, проф., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: valera217035@mail.ru Н.В. Махноеская, канд. пед. наук, доц., Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: valera217035@mail.ru В.В. Хагай, преп. каф. физической подготовки, Филиал Военной академии РВСН им. Петра Великого, г. Серпухов, E-mail: valera217035@mail.ru

ПРЕДПОСЫЛКИ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, НАЦЕЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КАДЕТОВ В ДОВУЗОВСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РФ

В данной статье раскрываются предпосылки, описание этапов проектирования процесса физического воспитания, а также стратегических направлений проектирования гуманно ориентированной модели физического воспитания, направленного на формирование военно-прикладной физической подготовленности кадетов в довузовских общеобразовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации. Авторы делают вывод о том, что стратегические направления проектируемой педагогической модели характеризуются личностной ориентацией в физическом воспитании и военно-прикладной физической подготовке, акцентированной направленностью на формирование основных компонентов личностной физической культуры, реализацией концепции образовательной среды в условиях военной направленности обучения; реализацией идеи воспитания открытой окружающей среды кадетского учебного заведения для формирования личностной физической культуры обучающихся, физического воспитания кадетов.

Ключевые слова: проектирование педагогического процесса, этапы проектирования, стратегические направления проектирования, гуманно ориентированное физическое воспитание.

Образовательный процесс представляет собой многоуровневое и многофакторное взаимодействие. Оно характеризуется взаимодействием педагога и учащегося, самих учащихся между собой, педагогическим коллективом и т. д. Гуманистические подходы подразумевают формирование развивающей среды. Развивающая среда является важной составной частью гуманистических теорий, личностно ориентированных подходов в педагогической науке, основывающихся на реализации потребностей человека в самоактуализации.

Под самоактуализацией понимается стремление человека к наиболее полному выявлению и раскрытию своего потенциала. Самоактуализация в ряде существующих зарубежных подходов в психологии рассматривается как важный мотивационный фактор, тем самым являясь противоположностью таких течений, как бихевиоризм и фрейдизм. Опускаясь на уровень деятельности педагога мож-

но выделить следующее, что задачей развивающей среды является создание условий для раскрытия индивидуальности учащегося, его уникальности, при этом мотивируя в нем активность и самостоятельность. Таким образом, самоактуализация физической культуры - это создание у обучаемых мотивации к обучению в области физической культуры, то есть создание такого уровня знаний и умений, которые позволят выстраивать собственные траектории своего физического развития и совершенствования, осознанию ценностей физической культуры, творческому отношению к занятиям физической культурой.

Рассматривая реализацию данных подходов в физическом воспитании в довузовских общеобразовательных учреждениях МО РФ, следует учитывать специфику данных учреждений, ключевым звеном которой является подготовка учащихся к будущей военно-профессиональной деятельности. Поэтому, говоря

о физическом воспитании в довузовских общеобразовательных учреждениях МО РФ, следует акцентировать внимание на таком ключевом компоненте, как военно-прикладная физическая подготовка. Военно-прикладная физическая подготовка — это компонент профессионально-прикладной физической подготовки, под которой понимается формирование и развитие таких физических и психических качеств, которые в наибольшей степени необходимы в какой-либо профессиональной деятельности. Целевой установкой физической подготовки в Наставлении по физической подготовке для Вооруженных Сил РФ является «обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением». Из этого следует, что довузовские общеобразовательные учреждения МО РФ, являясь первой ступенью военного образования, должны решать задачи психической и физической подготовки к будущей профессиональной деятельности. В связи с этим гуманно ориентированное физическое воспитание в учреждениях с военной направленностью обучения, должно рассматриваться с точки зрения самоактуализуции военно-прикладной физической подготовки и самоподготовки. Возвращаясь к понятию образовательная среда, как важной составляющей гуманно ориентированного подхода, в довузовских общеобразовательных учреждениях МО РФ необходимо говорить о создании образовательной среды физического воспитания, направленной на формирование физически культурной личности, с высоким уровнем сформированности военно-прикладной физической подготовленности, понимая её как компонент личностной физической культуры, стимулирующий формирование мотивации в области физического воспитания.

Когда мы говорим о создании среды военно-прикладного физического воспитания, мы подразумеваем рациональное использование средств военно-прикладной физической подготовки в различных формах в довузовских общеобразовательных учреждениях МО РФ для решения общих и специальных задач физического воспитания. Реализация данных аспектов в практической деятельности должно включать:

- интеграцию средств военно-прикладной физической подготовки в различные разделы предмета «Физическая культура», в данном случае речь идёт об учебной программе, при этом не должны нарушатся требования государственного образовательного стандарта и рекомендаций Министерства образования и науки;

- создание максимально комфортных условий для самостоятельных занятий физическими упражнениями и военно-прикладной физической подготовкой, при этом обеспечивая грамотное методическое сопровождение и формирование при этом когнитивного компонента личностной физической культуры во многом обеспечивающим реализацию и существование данной формы физического воспитания;

- использование средств и методов военно-прикладной физической подготовки в часы спортивно-массовой работы и утренней физической зарядки (малых и больших форм физического воспитания);

- культивирование военно-прикладных видов спорта в системе дополнительного образования, при этом обеспечивая возможность свободного выбора;

- подготовкой и сдачи нормативов ВФСК «ГТО»;

- организации интеграционного взаимодействия с различными предметами в рамках военно-патриотических игр и т. д.

Изменение методологических подходов и содержания физического воспитания, проектирование «развивающей» среды, требуют изменения процессу-

альных компонентов, а также различных аспектов деятельности объектов проектирования. [1; 2]. Проектирование проводится на основе уже определённых педагогических подходов, теорий, концепций, принципов. Это позволяет участникам педагогического ориентировать практическую составляющую своей деятельности.

Педагогические цели, налагаясь на конкретные образовательные ситуации, на этапе проектирования педагогического процесса должны осознаваться как педагогические задачи [3 - 5].

Анализ руководящих и регламентирующих документов в области основного общего и общего специального образования в области физического воспитания, а также физического воспитания в довузовских общеобразовательных учреждениях МО РФ позволил выделить основные целевые установки проектируемой модели:

- формирование базовой личностной физической культуры;

- формирование необходимого уровня военно-прикладной физической подготовленности;

- формирование психологической готовности к будущей профессиональной деятельности;

Изложенное выше позволяет признать процесс проектирования процесса физического воспитания в ДОУ МО РФ как многоступенчатую систему решения задач личностного образования кадетов в области физической культуры и формирования военно-прикладной физической подготовленности в рамках допризывной подготовки.

Существенным аспектом в проектирования нашей модели является формирование военно-прикладной физической подготовленности, которая является составной частью профессионально-прикладной физической подготовки и решает задачу подготовки к будущему профессиональному обучению и овладению профессии офицера.

Таким образом, профессионально-прикладная физическая подготовка в ДОУ МО РФ имеет следующие целые установки:

- развитие естественнонаучного отношения к физическому воспитанию;

- формирование умения самостоятельно использовать различные средства, формы и методы физического воспитания на самостоятельных занятиях в соответствии с собственными целями, и отождествление их с будущей профессиональной деятельностью;

- увеличение спектра функциональных возможностей за счёт разностороннего воздействия физических упражнений различного характера, в том числе и военно-прикладных;

- расширение двигательного опыта за счёт базовой военно-прикладной физической подготовки и реализации своих возможностей в выбранном военно-прикладном виде спорта;

- формирование психологической готовности к будущему профессиональному обучению, профессионально значимых качеств необходимых в будущей профессиональной деятельности.

Вместе с тем, важно подчеркнуть многоаспектность решаемых задач, реализацию различных подходов в проектировании предлагаемой модели физического воспитания в довузовских общеобразовательных учреждениях МО РФ, но при этом задачи профессионально-прикладной физической подготовки должны лежать в основе проектировании физического воспитания в довузовских общеобразовательных учреждениях МО РФ.

^^^ Формулирование концепции проекта Т 1 этап Ь

1

Моделирование педагогического процесса физического воспитания и формирования военно-прикладной физической

Проектирование педагогического процесса физического воспитания и формирования военно-прикладной физической подготовленности (в узком смысле)

*

г

3 этап

ч

Рис. 1. Схема поэтапного педагогического проектирования процесса физического воспитания и формирования военно-прикладной физической подготовленности кадетов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.