УДК 796.011.3
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» ПО ПРОГРАММАМ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ В ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ СВЯЗИ
Василий Петрович Сорокин, доктор педагогических наук, профессор, Александр Михайлович Андросов, кандидат педагогических наук, майор, старший преподаватель, Илья Юрьевич Тимофеев, преподаватель, Ираклий Мумукаевич Колбая,
преподаватель, Военная академия связи, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматривается важность подготовки магистров по учебной дисциплине «Физическая подготовка» в высших военных учебных заведениях. Представлено распределение времени на теоретические и методические занятия по учебной дисциплине «Физическая подготовка» в программах подготовки магистров в Военной академии связи. Раскрывается содержание разделов «теоретическая подготовка» и «организаторско-методическая подготовка» тематического плана, а также указывается распределение времени на темы данных разделов. Проводится широкий анализ построения и применения на теоретических и методических учебных занятиях педагогических технологий. Делается заключение о том, что возникает потребность не только во внедрении в образовательный процесс современных педагогических технологий, но и в перераспределении бюджета времени на темы и разделы по учебной дисциплине «Физическая подготовка».
Ключевые слова: физическая подготовка, педагогические технологии, высшие военные учебные заведения, магистру, слушатели.
TECHNOLOGIES OF THEORETICAL AND METHODICAL TRAINING IN THE DISCIPLINE "PHYSICAL TRAINING" WITH MASTERS IN THE MILITARY ACADEMY OF COMMUNICATIONS
Vasily Petrovich Sorokin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Aleksandr Mikhailo-vich Androsov, the candidate of pedagogical sciences, major, senior teacher, Ilya Yurievich Timofeev, the teacher, Irakliy Mumukaevich Kolbaya, the teacher, Military Communication
Academy, St. Petersburg
Annotation
The article considers the importance of training the masters in the discipline "Physical training" in higher military educational institutions. Presented is the distribution of time for the theoretical and methodological studies on the academic discipline "Physical training" in the programs of master's training at the Military Communication Academy. The contents of the division "theoretical preparation" and "the organizational and methodical preparation" of the thematic plan are disclosed, and also the distribution of time on topics of these divisions is indicated. A broad analysis of the construction and application of pedagogical technologies in theoretical and methodological teaching is conducted. It is concluded that there is a need not only for introducing the modern pedagogical technologies into the educational process, but also for redistributing the time budget for topics and divisions in the academic discipline "Physical training".
Keywords: physical training, pedagogical technologies, higher military educational institutions, master, students.
ВВЕДЕНИЕ
Физическая подготовка является одной из важных и неотъемлемых учебных дисциплин при подготовке в академиях будущих командиров - выпускников магистратуры. В рамках данной дисциплины не только совершенствуются личные физические качества магистров, но и формируются важные знания и навыки, необходимые для управления физической подготовкой в воинской части. Их формирование происходит в рамках теоретических и методических занятий. Качество проведения таких занятий, а также совокупность применяемых в ходе их проведения педагогических технологий будут определять уровень подготовленности будущих командиров к управлению физической подготовкой в
подчиненном подразделении, воинской части.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Физическая подготовка слушателей командного факультета Военной академии связи спланирована из расчета 252 учебных часа, из которых под руководством преподавателя 228 учебных часов и 24 часа - самостоятельная подготовка к ним.
На теоретические занятия отводится - 3,17% всего бюджета времени. Такое же количество времени выделяется и на подготовку к ним самостоятельно. В рамках теоретических занятий не предусмотрены семинары, а также проведение занятий с использованием современных педагогических и образовательных технологий [2] (технологии критического мышления; проектная технология; технология развивающего обучения; геймифика-ции; кейс-технологии; технология интегрированного обучения; технология смешанного обучения; технологии уровневой дифференциации; технология коллективного взаимообучения; технология проблемного обучения). Отсутствие семинаров не дает возможности обмениваться опытом управления физической подготовкой и решения различных, в том числе нестандартных, задач по организации физической подготовки на уровнях командир взвода - заместитель командира батальона. Тематика занятий дублирует занятия тематического плана учебной дисциплины «физическая подготовка» программ подготовки специалистов. Как результат, не прослеживается преемственность образовательных программ. Сами занятия, по нашему мнению, несколько перегружены учебным материалом. Учебные вопросы занятий достаточно объемны и не всегда взаимосвязаны.
Значительно больше времени выделяется на раздел «организаторско-методическая подготовка» - 56 учебных часов, что составляет 22,2% всего бюджета времени. На самостоятельную подготовку к ним тематическим планом отведено - 10 учебных часов (3,96%). Данный раздел представлен 4 темами (таблица 1).
Таблица 1 - Распределение времени на темы раздела «организаторско-методическая подготовка» в тематическом плане учебной дисциплины «Физическая подготовка» программ^_
Темы Семестр
1 2 2 2
Тема № 3. Организация, обеспечение и проведение физической подготовки в воинской части, бригаде 4 6 2 2
Тема № 4. Содержание и организация проведения спортивно-массовой работы 4 6 4 4
Тема № 5. Подготовка командиров подразделений к проведению форм физической подготовки 4 2 2 2
Тема № 6. Проверка и оценка физической подготовки военнослужащих, состояния физической подготовки подразделения 4 2 4 4
Из четырех представленных тем две по своей тематике дублируют занятия, представленные в тематическом плане подготовки специалистов. К ним относятся занятия по теме 3 и 6. Основной направленностью темы 3, согласно тематическому плану, являются занятия по организации и методике проведения учебно-тренировочного занятия по физической подготовке. Они проводятся в виде учебной практики, где магистры выступает в качестве руководителя учебного занятия по различным темам физической подготовки. Аналогичные занятия по своей направленности и тематике составляют основу организа-торско-методической подготовки выпускников-специалистов. По теме 6 тематической основой проведения занятий является организация и методика проведения проверки и оценки физической подготовленности военнослужащих. Подобные занятия также были широко представлены в тематическом плане подготовки специалистов. По нашему мнению, они не отвечают знаниям, которые необходимы магистрам, а больше соответствуют должностям, подлежащих замещению младшими офицерами - выпускникам уровня спе-циалитет. Так в полку и бригаде представлена должность специалиста физической подготовки. Как результат, командир воинской части и его заместители должны владеть
знаниями и навыками в руководстве физической подготовкой, а непосредственный прием нормативов - прерогатива командиров подразделений и начальника физической подготовки. Подобные замечания будут корректными и к теме 5 данного раздела. Ее содержание также дублирует изученные темы.
Наиболее важной, согласно собственных исследований, для выпускников магистратуры является тема 4 «Содержание и организация проведения спортивно-массовой работы» раздела «Организаторско-методическая подготовка». Однако количество времени, выделяемого на нее, незначительно, а используемые технологии построения и проведения учебного занятия не позволяют использовать и без того небольшое количество времени наиболее эффективно. В частности, не применяются преподавателями технологии «перевернутого урока», технологии критического мышления, направленные на выявления наиболее эффективных путей организации спортивно-массовой работы в воинской части, а также взаимообучение, основанное на взаимном опыте и его обмене. Сами учебные занятия, по нашему мнению, перегружены учебными вопросами. На одно занятие выносится не только изучение документов, порядок их оформления и ведения, но и методическая практика в их ведении, а также проведение целого соревнования по отдельному виду спорта. Такой подход, по нашему мнению, не позволяет эффективно использовать выделенное время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применяемые технологии на учебных занятиях по учебной дисциплине «физическая подготовка» не в полном объеме способны сформировать у выпускников-магистров знания и навыки, необходимые для управления физической подготовкой в воинской части. Объективно возникает потребность не только во внедрении в образовательный процесс современных педагогических технологий, но и в перераспределении бюджета времени на темы и разделы по учебной дисциплине «физическая подготовка».
ЛИТЕРАТУРА
1. Наставление по физической подготовке в ВС РФ (с изменениями от 31 июля 2013 года) (НФП - 2009 с изменениями). - СПБ. : Типография военного института физической культуры, 2013. - 199 с.
2. Сорокин, В.П. О возможности применения инновационной технологии «перевернутый класс» на занятиях по физической подготовке в высших военных учебных заведениях / Сорокин В.П., Андросов А.М., Сорокина Ю.В. // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 4. - С. 57-61.
REFERENCES
1. Manual on physical training in the Armed Forces of the Russian Federation (as amended on July 31, 2013) (MPT- 2009 with changes) (2013), Printing house of the Military Institute of Physical training, St. Petersburg.
2. Sorokin, V.P., Androsov, A.M. and Sorokina, Yu.V. (2016), "On the possibility of using innovative technology "inverted class" in physical training classes in higher military educational institutions", Actual problems ofphysical and special training ofpower structures, No. 1, Vol. 4, pp. 57-61.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.04.2018