сумма балов за ответ на вопрос составит 10 баллов. Общая сумма баллов за тест составит 100. Итоговая оценка, выраженная в существующем формате оценки теоретической подготовленности, будет зависеть от суммы набранных баллов, и определяться согласно статье 236 НФП-2009, т.е. точно так, как определяется оценка по упражнениям, не имеющим численное выражение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования возможен пересмотр общего подхода в оценке физической подготовленности военнослужащих с целью повышения статуса теоретических знаний, которые необходимы для исполнения своих обязанностей военнослужащим, замещающим должности командного звена от командира взвода и выше или имеющим в подчинении личный состав, с которым необходимо проводить или организовывать проведение различных форм физической подготовки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лобанов, С.В. Программное тестирование по теории физической культуры студентов, получающих второе высшие образование / С.В. Лобанов, И.Н. Дешевых // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 4. - С. 43-46.
2. Белецкий, С.В. Влияние информационных технологий на формирование компетенций по теоретическим основам физической культуры / С.В. Белецкий // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2015. - № 4 (82). - С. 14-22.
3. Наставление по физической подготовке в ВС РФ (с изменениями от 31 июля 2013 года) (НФП - 2009 с изменениями). - СПб. : Типография военного института физической культуры 2013. - 199 с.
REFERENCES
1. Lobanov, S.V. and Deshevykh, I.N. (2016), "Program testing on the theory of physical culture of students receiving a second higher education", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 4, pp. 43-46.
2. Beletsky, S.V. (2015), "Influence of information technologies on the formation of competences on the theoretical foundations of physical culture", Bulletin of the G.V. Plekhanov Russian Economic University, No. 4 (82), pp. 14-22.
3. Manual on physical training in the Armed Forces of the Russian Federation (as amended on July 31, 2013) (NFP-2009 with changes), Printing house of the Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg.
Контактная информация: a.m.androsov@mail.ru
Статья поступила в редакцию 13.04.2017
УДК 796.011
ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ АКАДЕМИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Василий Петрович Сорокин, доктор педагогических наук, профессор, Александр Михайлович Андросов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Военная академия связи (ВАС), Санкт-Петербург; Николай Сергеевич Федюк, адъюнкт, Военный институт физической культуры (ВИФК), Санкт-Петербург; Александр Григорьевич Павлов, старший преподаватель, Военная академия связи (ВАС), Санкт-Петербург
Аннотация
В данной статье изложены подходы к оценке теоретических знаний и методических навыков в процессе проверки уровня физической подготовленности военнослужащих, проведен их анализ на основании Наставлений по физической подготовке, начиная с 1954 г. и по настоящее время.
В исследовании поднимаются актуальные проблемы повышения уровня теоретической подготовленности слушателей и курсантов, высших военно-учебных заведений. Особое внимание уделяется офицерскому составу и сержантам (старшинам), проводящим занятия по физической подготовке с личным составом. Ставится вопрос о компетенциях командиров (начальников) в руководстве физической подготовкой. Отмечается уменьшение влияния теоретических знаний, методических умений и навыков на общую оценку по физической подготовке, что не способствует повышению качества организации и проведения учебных занятий выпускниками (курсантами и слушателями) военных академий в воинских частях.
Ключевые слова: курсанты, слушатели высших военно-учебных заведений, теоретические знания, методическая подготовка, физическая подготовка.
MEANING OF THEORETICAL KNOWLEDGE IN SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING OF LISTENERS OF MILITARY ACADEMIES OF THE MINISTRY OF DEFENSE OF THE RUSSIAN FEDERATION
Vasily Petrovich Sorokin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Mikhailo-
vich Androsov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Military Academy of Communication, St. Petersburg; Nikolay Sergeevich Fedyuk, the graduated in a military academy, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Alexander Grigoryevich Pavlov, the senior teacher, Military Academy of Communication, St. Petersburg
Annotation
In this article, the approaches to the evaluation of theoretical knowledge and methodological skills in the process of checking the level of physical preparedness of servicemen are studied. This analysis was carried out on the basis of the Manual on Physical Training, beginning from 1954 up to the present. The study raises the urgent problems of increasing the level of theoretical preparedness of students and cadets of the higher military schools. Particular attention is paid to the officers and sergeants (foremen), who conduct physical training sessions with personnel. The question is raised about the competencies of commanders (heads) in the management of physical training. There is a decrease in the influence of theoretical knowledge, methodological abilities and skills on the overall assessment of physical training, which does not contribute to improving the quality of organization and conduct of training sessions by graduates (cadets and students) of military academies in military units.
Keywords: cadets, students of higher military educational institutions, theoretical knowledge, methodical training, physical training.
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы проверки и оценки физической подготовленности военнослужащих актуальны на протяжении всего периода существования Вооруженных Сил Российской Федерации. Ретроспективный анализ Наставлений по физической подготовке показывает, что существовали различные подходы к оценке уровня практической подготовленности, теоретических знаний и методической подготовленности военнослужащих и, в первую очередь, слушателей и курсантов.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Изучение руководящих документов по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах в послевоенный период показывает, что существовали различные подходы в оценке уровня физической подготовленности с учетом теоретических знаний, методических навыков и практической подготовленности военнослужащих. В Наставлении по физической подготовке 1954г. (НФП-54) [1] указано, что физическая подготовленность проверялась, как правило, в конце зимнего периода обучения и учебного года путем оценки практического выполнения упражнений.
Офицеры, сержанты (старшины), курсанты и слушатели военно-учебных заведений, курсанты учебных подразделений, кроме того, проверялись в умении обучать тому или иному упражнению (приему, действию), организовывать и проводить часть занятия
или занятие в целом по одному из разделов физической подготовки. Однако в ведомостях проверки физической подготовки фиксировались только практический результат и оценка качества выполнения физического упражнения, назначенного для проверки. Теоретические знания у военнослужащих не проверялись.
О теоретических занятиях впервые упоминается в ст.17 Наставления по физической подготовке 1959 г. (НФП-59). Они проводились с целью ознакомления с научными и организационно-методическими основами физической подготовки, изучения документов по физической подготовке и спорту. При этом использовались учебные кинофильмы и другие наглядные пособия.
В результате для курсантов военных училищ и учебных подразделений были предусмотрены проверка и оценка не только физической, но и методической, подготовленности. При инспектировании воинских частей ее уровень проверялся также у офицеров и сержантов. Однако у слушателей военных академий вопросы овладения теоретическими основами физической подготовки и формирования методических навыков были упущены.
Оценки за методическую подготовку и физическую подготовку выводились каждая отдельно от оценки физической подготовки. При неудовлетворительной методической подготовке курсантов оценка по физической подготовке снижалась на один балл, при этом в ведомостях по физической подготовке их методическая и теоретическая подготовленность не находила своего отражения документально.
В 1966 г. вводится в действие новое Наставление по физической подготовке (НФП-66) [3]. Совершенствование методических навыков и повышение теоретических знаний по физической подготовке и спорту стали одними из основных задач подготовки офицерских кадров.
НФП-66 предусматривало проведение теоретических занятий по разделам физической подготовки. В отличие от предшествующего наставления в нем проверка и оценка слушателей по методической подготовленности были предусмотрены. Более того, в ходе проверок определялся уровень методической подготовленности офицеров (преподавателей) и сержантов, проводящих занятия по физической подготовке, а также качество организации и проведения форм физической подготовки с документальным отражением оценки в ведомостях. Общая оценка по физической подготовке определялась с учетом оценки за методическую подготовку. Проверка методической подготовленности курсантов проводилась не менее чем по трем вопросам, в ходе которых выявлялись теоретические знания и умения. При этом перечень заданий по методической подготовке курсантов был конкретизирован по курсам обучения. Необходимо отметить, что курсанты 1-го курса к проверке методической подготовленности не привлекались.
В 1978 г. в содержание нового Наставления по физической подготовке (НФП-78) [4] вошли не только физические упражнения, но и теоретические знания, методические умения и навыки.
В НФП-78 подчеркивается, что на практических занятиях в учебных подразделениях и в военно-учебных заведениях у курсантов и слушателей, помимо овладения прикладными навыками и развития физических качеств, должны были формироваться и совершенствоваться методические знания, умения и навыки. Теоретические занятия по физической подготовке стали проводиться в составе подразделения командирами, офицерами - специалистами физической подготовки и спорта, а также специалистами военно-медицинской службы. Впервые была конкретизирована тематика теоретических занятий по физической подготовке, которая в предшествующих Наставлениях не определялась.
Проверка методической подготовки включала практические действия в роли командира отделения, взвода по проведению части занятия и два теоретических вопроса. Общая оценка по физической подготовке складывалась из оценок индивидуальной физической и методической подготовленности.
Итоговый экзамен для курсантов и слушателей проводился на последнем семестре обучения, на котором кроме физической подготовленности, проверялась методическая подготовленность и знание теоретических основ физической подготовки.
Новым Наставлением по физической подготовке 1987 г. (НФП-87) [5] обеспечение высокой методической и практической подготовленности подчиненных офицеров и сержантов, проводящих занятия по физической подготовке с личным составом, возлагалась непосредственно на их командира (начальника).
Согласно НФП-87 методическая подготовленность офицеров и сержантов, проводящих занятия по физической подготовке, а также курсантов и слушателей проверялась по качеству выполнения методического задания, включающего практические действия по организации и проведению физической подготовки, а также дополнительно - по знанию теоретических основ физической подготовки. Каждый слушатель или курсант, отвечал на один вопрос (по НФП-78 надо было ответить на два вопроса). Проверка проводилась методом устного или письменного опроса.
Содержание вопросов и заданий для проверки методической подготовленности военнослужащих определялось программой обучения. Общая оценка по физической подготовке складывалась из оценок физической и методической подготовленности.
В Наставлении по физической подготовке 2001 г. (НФП-2001) [6] целью физической подготовки было формирование не только физических качеств, но и теоретических знаний, а также организационно-методических умений и навыков.
В результате в содержание физической подготовки включались специальные знания и организаторско-методические навыки и умения. Изложена тематика теоретических и методических занятий для курсантов, слушателей и сержантов, проводящих занятия по физической подготовке. При этом отмечалось, что специальными знаниями они овладевают только в ходе теоретических занятий.
В военно-учебных заведениях в конце каждого нечетного семестра обучения проводились зачеты с оценкой, в конце четных семестров - экзамены, на которых, начиная с первого семестра обучения, проверялся уровень физической, теоретической и организационно-методической подготовленности у слушателей и курсантов. Также уровень теоретической и организационно-методической подготовленности военнослужащих, проводящих занятия по физической подготовке, проверялся при инспектировании воинских частей методом устного или письменного ответа на один вопрос так же, как и в НФП-87.
Особенно подчеркивается, что обеспечение высокой теоретической, методической и практической подготовленности военнослужащих, проводящих занятия по физической подготовке, возлагалось на их командира (начальника).
Общая оценка по физической подготовке военнослужащих, проводящих занятия по физической подготовке, а также слушателей и курсантов военно-учебных заведений слагалась из оценок их практической, теоретической, организаторско-методической подготовленности.
В настоящее время общая оценка по физической подготовке определяется в соответствии с Наставлением по физической подготовке 2009 г. (НФП-2009) [7] и слагается из оценок практической, теоретической и организаторско-методической подготовленности. Теоретическая подготовленность военнослужащих, проводящих занятия по физической подготовке, а также слушателей и курсантов военно-учебных заведений проверяется в соответствии с тематикой теоретических и методических занятий методом устного или письменного опроса и подразумевает ответ на один вопрос.
Уровень организаторско-методической подготовленности военнослужащих проверяется по качеству выполнения методического задания, включающего практические действия по организации и проведению физической подготовки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ руководящих документов показал, что оценка теоретических знаний, орга-низаторско-методических навыков и умений актуальна на протяжении многих лет. Однако прослеживается тенденция снижения требовательности к их уровню. Происходит уменьшение влияния теоретических знаний и организаторско-методических навыков и умений на общую оценку по физической подготовке. Данное обстоятельство не способствует повышению качества организации и проведения учебных занятий выпускниками (курсантами и слушателями) военных академий в воинских частях. Необходим поиск новых подходов к расширению теоретических знаний и методических навыков при проведении различных форм физической подготовки, особенно в процессе самостоятельной физической тренировки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Наставление по физической подготовке Советской Армии и Военно-Морских Сил (НФП-54). - М. : Военное издательство МО СССР, 1954. - 528 с.
2. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Союза ССР (НФП-59). -М. : Военное издательство МО СССР, 1959. - 446 с.
3. Наставление по физической подготовке Вооруженных Сил СССР (НФП-66). - М. : Военное издательство МО СССР, 1966. - 351 с.
4. Наставление по физической подготовке в Советской армии и Военно-Морском Флоте (НФП-78). - М. : Военное издательство, 1985. - 247 с.
5. Наставление по физической подготовке в Советской армии и Военно-Морском Флоте (НФП-87). - М. : Военное издательство, 1987. - 319 с.
6. Наставление по физической подготовке и спорту в ВС РФ (НФП-2001). - М. : Редакционно-издательский центр Ген. штаба Вооруженных Сил Рос. Федерации, 2001. - 224 с.
7. Наставление по физической подготовке в ВС РФ (НФП-2009). - СПб. : Типография военного института физической культуры, 2009. - 200 с.
8. Наставление по физической подготовке в ВС РФ (с изменениями от 31 июля 2013 года) (НФП-2009 с изменениями). - СПб. : Типография военного института физической культуры, 2013. - 199 с.
REFERENCES
1. Manual on physical training of the Soviet Army and the Navies (NFP-54), (1954), MO USSR military publishing house, Moscow.
2. Manual on physical training in Armed Forces of USSR (NFP-59), (1959), MO USSR military publishing house, Moscow.
3. Manual on physical training of Armed Forces of the USSR (NFP-66), (1966), MO USSR military publishing house, Moscow.
4. Manual on physical training in the Soviet army and Navy (NFP-78), (1985), MO USSR military publishing house, Moscow.
5. Manual on physical training in the Soviet army and Navy (NFP-87), (1987), MO USSR military publishing house, Moscow.
6. Manual on physical training and sport in Russian Armed Forces (NFP-2001), (2001), General Staff Russian Armed Forces publishing center, Moscow.
7. Manual on physical training in Russian Armed Forces (NFP-2009), (2009), Printing house of military institute of physical culture, St. Petersburg.
8. Manual on physical training in Russian Armed Forces (with changes of July 31, 2013) (NFP-2009 with changes), (2013), Printing house of military institute of physical culture, St. Petersburg.
Контактная информация: vifk.sila@mail.ru
Статья поступила в редакцию 10.04.2017