Научная статья на тему 'Применение 100 балльной шкалы для оценки теоретических знаний военнослужащих'

Применение 100 балльной шкалы для оценки теоретических знаний военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сорокин Василий Петрович, Андросов Александр Михайлович, Тимофеев Илья Юрьевич

В статье рассматриваются существующие механизмы и технологии оценки теоретических знаний офицеров. Приводятся результаты анкетирования о количестве фактических проверок и теоретических знаний у военнослужащих в линейных воинских частях и их характере. Предлагается использование тестов и тестирования в качестве основного подхода к определению уровня теоретических знаний и частично организаторско-методических навыков. Оценка теоретических знаний будет определяться переводом набранных баллов по 100 балльной шкале в существующую 4-х балльную систему. В результате проведенного исследования возможен пересмотр общего подхода в оценке физической подготовленности военнослужащих с целью повышения статуса теоретических знаний, которые необходимы для исполнения своих обязанностей военнослужащим, замещающим должности командного звена от командира взвода и выше или имеющим в подчинении личный состав, с которым необходимо проводить или организовывать проведение различных форм физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сорокин Василий Петрович, Андросов Александр Михайлович, Тимофеев Илья Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of 100th marks scale for assessment of theoretical knowledge of military personnel

The article examines the existing mechanisms and technologies for assessing the theoretical knowledge of officers. The results of the questionnaire covering the number of the actual checks and theoretical knowledge among servicemen in the linear military units and their character are given. The use of tests and testing is suggested as the main approach to determining the level of theoretical knowledge and partly organizational and methodological skills. The assessment of theoretical knowledge will be determined by the transfer of scores on 100-points scale to the existing 4-points system. As a result of the study, it is possible to revise the general approach in assessing the physical preparedness of servicemen with a view to raising the status of theoretical knowledge that is necessary to fulfill the duties as a military officer, replacing command posts from a platoon commander or higher, or subordinate personnel with whom it is necessary to organize or plan the carrying out of the various forms of physical training.

Текст научной работы на тему «Применение 100 балльной шкалы для оценки теоретических знаний военнослужащих»

3. Потапов, В.Н. Физическая подготовка лыжников-гонщиков высокой квалификации с использованием средств искусственной гипоксической тренировки / В.Н. Потапов, Д.О. Малеев // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 3. - С. 74-77.

REFERENCES

1. Russian Federation. Order No 111 of the Ministry Sport of the Russian Federation of March 14. 03. 2013, On approval of Federal standards of sports training in ski racing, available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70297758/.

2. Gibadullin, I.G. (2005), The training process management in the system of biathletes long-term training, Izhevsk State Technical University, Izhevsk.

3. Potapov, V.N. and Maleev D.O. (2016), "Physical preparation of skiers-racers of high qualification with the use of artificial hypoxic training", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 74-77.

Контактная информация: m.snigur2011@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.04.2017

УДК 378

ПРИМЕНЕНИЕ 100 БАЛЛЬНОЙ ШКАЛЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Василий Петрович Сорокин, доктор педагогических наук, профессор,

Александр Михайлович Андросов, кандидат педагогических наук, капитан,

старший преподаватель, Илья Юрьевич Тимофеев, старший лейтенант, преподаватель, Военная академия связи, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются существующие механизмы и технологии оценки теоретических знаний офицеров. Приводятся результаты анкетирования о количестве фактических проверок и теоретических знаний у военнослужащих в линейных воинских частях и их характере. Предлагается использование тестов и тестирования в качестве основного подхода к определению уровня теоретических знаний и частично организаторско-методических навыков. Оценка теоретических знаний будет определяться переводом набранных баллов по 100 балльной шкале в существующую 4-х балльную систему. В результате проведенного исследования возможен пересмотр общего подхода в оценке физической подготовленности военнослужащих с целью повышения статуса теоретических знаний, которые необходимы для исполнения своих обязанностей военнослужащим, замещающим должности командного звена от командира взвода и выше или имеющим в подчинении личный состав, с которым необходимо проводить или организовывать проведение различных форм физической подготовки.

Ключевые слова: физическая подготовка, теоретические знания, тестирование по физической подготовке.

APPLICATION OF 100TH MARKS SCALE FOR ASSESSMENT OF THEORETICAL KNOWLEDGE OF MILITARY PERSONNEL

Vasily Petrovich Sorokin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Mikhailovich Androsov, the candidate of pedagogical sciences, captain,

senior teacher, Ilya Yuryevich Timofeev, the senior lieutenant, teacher, Military Communication Academy, St. Petersburg

Annotation

The article examines the existing mechanisms and technologies for assessing the theoretical knowledge of officers. The results of the questionnaire covering the number of the actual checks and theoretical knowledge among servicemen in the linear military units and their character are given. The use of tests and testing is suggested as the main approach to determining the level of theoretical knowledge and

partly organizational and methodological skills. The assessment of theoretical knowledge will be determined by the transfer of scores on 100-points scale to the existing 4-points system. As a result of the study, it is possible to revise the general approach in assessing the physical preparedness of servicemen with a view to raising the status of theoretical knowledge that is necessary to fulfill the duties as a military officer, replacing command posts from a platoon commander or higher, or subordinate personnel with whom it is necessary to organize or plan the carrying out of the various forms of physical training.

Keywords: physical training, theoretical knowledge, physical fitness testing.

ВВЕДЕНИЕ

Общекультурные компетенции федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высших военных учебных заведений, а также должностные обязанности, определенные Уставом внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, предъявляют значительные требования к уровню теоретической и методической подготовленности будущих специалистов - офицеров и менее требовательны к уровню их физической подготовленности. Однако рабочие программы и тематические планы по учебной дисциплине «физическая подготовка» нивелируют требования образовательных стандартов и в большей степени направлены на обучение курсантов и слушателей порядку выполнения упражнений и развитие основных физических качеств, что определено основными задачами физической подготовки, указанными в действующем наставлении по Физической подготовке (НФП-2009). Так анализ тематических планов по учебной дисциплине «физическая подготовка» показывает, что на теоретические и методические занятия отводится не более 15% учебного времени, а количество военнослужащих, получающих практику в каждом занятии, согласно Плана формирования командно-методических навыков курсантов и слушателей, несколько завышено за счет уменьшения времени на выполнения методического задания обучающимся и увеличением количества точек одновременно проводимой методической практики.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Возникает противоречие, выраженное в высоких требованиях руководящих документов, и в первую очередь, Устава внутренней службы Министерства обороны Российской Федерации, к знаниям, навыкам и умениям проведения и организации форм физической подготовки с подчиненным личным составом (подразделением, воинской частью, военной организацией) в зависимости от должности офицера, и основными задачами физической подготовки, указанными в действующем Наставлении по физической подготовке (НФП-2009).

Как результат, оценке теоретической и организаторско-методической подготовленности как курсантов и слушателей при обучении в высших военных учебных заведениях, так и офицеров в воинских частях, главных управлениях и командованиях не уделяется значительного внимания.

Так проверка теоретических навыков курсантов и слушателей в высших военных учебных заведениях организуется в виде письменного ответа на билет, состоящий из одного вопроса. Количество времени, отводимое на подготовку и письменное формулирование ответа - 10-15 минут. При этом анализ самих вопросов из фонда оценочных средств показывает, что их формулировка достаточно расплывчата или несет большую информационную нагрузку - охватывает несколько подразделов и статей НФП-2009, а иногда и вовсе является названием параграфа.

При этом необходимо отметить, что более 85% вопросов фондов оценочных средств для разных уровней образования (среднее специальное, высшие профессиональное, магистратура) идентичны или имеют различные формулировки, но подразумевают одинаковую информацию в ответе. Более того в теоретический опрос не включаются вопросы проверки знаний порядка организации форм физической подготовки, правильности подачи команд, что было определено в более ранних Наставлениях (НФП-1957). Та-

ким образом, сочетание незначительного количества времени, отведенного на письменный ответ, и значительный объем информации, заложенной в вопрос, не позволяют экзаменуемому дать полноценный ответ. Как результат оценка за теоретические знания носит формальный характер, технологии контроля и обратной связи «педагог-ученик» в образовательном пространстве перестает быть информативной для своевременной корректировки, как программы обучения, так и применяемых технологий в интересах формирования теоретических и методических знаний, навыков и умений.

Несколько хуже ситуация обстоит с оценкой теоретической подготовленности военнослужащих в линейных воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации. Анкетирование офицеров, прибывших на курсы переподготовки и повышения квалификации, а также слушателей Военной академии связи, показывает, что теоретические знаний, при прохождении военной службы в линейных воинских частях, регулярно (в соответствии с требованиями НФП-2009) проверялись лишь у 36% военнослужащих, у 50% - только 1 раз в течение учебного года в ходе контрольных проверок за зимний или летний периоды обучения, и носили хаотичный характер, у 3% - теоретические знания не проверялись, 11% военнослужащих отметили, что теоретические знания у них проверялись ежемесячно. При этом проверка проводилась, как правило, в виде устного ответа на один вопрос, не занимала более 1 минуты на одного отвечающего, а вопросы были однотипные и состояли из общих определений.

Для решения задачи по повышению качества и объективной оценки уровня теоретической подготовленности военнослужащих предлагается использовать компьютерного тестирования.

Практика применения тестов активно используется не только в Западных странах, но и в нашей стране при подготовке, как в общеобразовательных учреждениях, так и в высших учебных заведениях. Наиболее активно используется тестирование в школах, где будущие студенты и курсанты выполняют тесты не только на экзаменах и диагностических работах, в том числе и Всероссийских, но и на олимпиадах различного уровня. Следовательно, практика применения тестов в высших учебных заведениях для данной категории будет наиболее удобной, приемлемой и более «знакомой», чем письменный развернутый ответ.

Применять тестирования для оценки теоретических знаний в области физической культуры предлагают многие ученые [1, 2]. Более того в Интернет-ресурсе активно размещаются мультимедийные программы контроля теоретических знаний в данной области [1, 2]. Многие из них строятся в виде разделов, в который входят несколько вопросов теоретической части дисциплины в порядке усложнения восприятия. Их стоимость в бальном эквиваленте зависит от самого раздела, что позволяет оценить знания курсантов по 100-бальной системе, также как оценивается выполнение отдельного упражнения по физической подготовке. Более того количество блоков по тематике может быть различной, в том числе возможно включение блока с вопросами по методике организации и проведения форм физической подготовки (порядок проведения, порядок подачи команд, последовательность выполнения упражнений из различных частей учебного занятия и т. д.).

На сегодняшний день в Военной академии связи активно применяется тестирование на учебных занятиях со слушателями. Однако данный тест используется не для определения итоговой оценки на зачетах и экзаменах, а только в качестве текущего средства контроля и обратной связи «педагог-ученик». При этом имеющийся тест не разделен на блоки вопросов по разделам учебной дисциплины.

С целью повышения эффективности формирования и контроля теоретических знаний нами разрабатывается тест, который будет разделен на несколько блоков вопросов. Один из блоков предназначен для определения уровня знаний по методике проведения различных форм физической подготовки. На каждый из вопросов будет предложен ряд правильных ответов и несколько «провокационных» (неправильных). Максимальная

сумма балов за ответ на вопрос составит 10 баллов. Общая сумма баллов за тест составит 100. Итоговая оценка, выраженная в существующем формате оценки теоретической подготовленности, будет зависеть от суммы набранных баллов, и определяться согласно статье 236 НФП-2009, т.е. точно так, как определяется оценка по упражнениям, не имеющим численное выражение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования возможен пересмотр общего подхода в оценке физической подготовленности военнослужащих с целью повышения статуса теоретических знаний, которые необходимы для исполнения своих обязанностей военнослужащим, замещающим должности командного звена от командира взвода и выше или имеющим в подчинении личный состав, с которым необходимо проводить или организовывать проведение различных форм физической подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лобанов, С.В. Программное тестирование по теории физической культуры студентов, получающих второе высшие образование / С.В. Лобанов, И.Н. Дешевых // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 4. - С. 43-46.

2. Белецкий, С.В. Влияние информационных технологий на формирование компетенций по теоретическим основам физической культуры / С.В. Белецкий // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. - 2015. - № 4 (82). - С. 14-22.

3. Наставление по физической подготовке в ВС РФ (с изменениями от 31 июля 2013 года) (НФП - 2009 с изменениями). - СПб. : Типография военного института физической культуры 2013. - 199 с.

REFERENCES

1. Lobanov, S.V. and Deshevykh, I.N. (2016), "Program testing on the theory of physical culture of students receiving a second higher education", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 4, pp. 43-46.

2. Beletsky, S.V. (2015), "Influence of information technologies on the formation of competences on the theoretical foundations of physical culture", Bulletin of the G.V. Plekhanov Russian Economic University, No. 4 (82), pp. 14-22.

3. Manual on physical training in the Armed Forces of the Russian Federation (as amended on July 31, 2013) (NFP-2009 with changes), Printing house of the Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg.

Контактная информация: a.m.androsov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.04.2017

УДК 796.011

ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ВОЕННЫХ АКАДЕМИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Василий Петрович Сорокин, доктор педагогических наук, профессор, Александр Михайлович Андросов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Военная академия связи (ВАС), Санкт-Петербург; Николай Сергеевич Федюк, адъюнкт, Военный институт физической культуры (ВИФК), Санкт-Петербург; Александр Григорьевич Павлов, старший преподаватель, Военная академия связи (ВАС), Санкт-Петербург

Аннотация

В данной статье изложены подходы к оценке теоретических знаний и методических навыков в процессе проверки уровня физической подготовленности военнослужащих, проведен их анализ на основании Наставлений по физической подготовке, начиная с 1954 г. и по настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.