А. В. Ханжим. Особенности методики физической подготовки военнослужащих в современных условиях
Когнитивные стили тесно взаимосвязаны с методами и средствами при дифференциации по уровням усвоения материала:
- игровой метод,
- создание проблемно-поисковых ситуаций,
- метод проектов,
- моделирование,
- алгоритмический метод,
- групповая работа,
- система подсказок учителя, направленная на активизацию мыслительной деятельности учащегося,
- исследовательские методы,
- компьютер (презентация).
Когнитивные стили как основа дифференцированного процесса обучения позволяют составлять виды дифференцированных заданий для индивидуальной, групповой форм работы.
Например, можно предложить учащимся решить одни и те же типовые геометрические задачи разными способами.
1. В равнобедренном треугольнике ABC с основанием АС BD - биссектриса, проведённая к основанию треугольника ABC. Докажите, что треугольник ABD равен треугольнику CBD. Решите задачу пятью способами.
2. Образующая конуса 5 см угол между образующей конуса и основанием конуса 60 градусов. Найдите объём конуса (решите задачу двумя способами).
3. Bысота правильной усечённой пирамиды равна 4 м. Стороны оснований 2 м и 8 м. Найдите площади диагональных сечений. Решите задачу двумя способами.
Таким образом, опираясь на когнитивные стили как основу дифференцированного процесса обучения можно развивать познавательные и исследовательские способности учащихся на уроках математики.
Примечания
1. Толстенева А. А. Методическая система обучения физике студентов вузов на основе учёта их когнитивных стилей. URL: http://www.vak.ed.gov.ru
2. Холодная М. А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 3. С. 84-93.
3. Пиаже Ж. Психология интеллекта: избр. психолог. тр. М.: Просвещение, 1969.
4. Аврамченко Р. Ф. Взаимообучение по учебнику в парах // Школьные технологии. 2005. № 3. С. 57-61.
УДК 355.233:22
А. В. Ханжин
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Статья посвящена анализу причин недостаточной эффективности действующей системы физической подготовки военнослужащих силовых ведомств России. Автор изучает состояние вопроса в теории и практике профессиональной подготовки военнослужащих, рассматривает пути устранения неблагоприятных факторов, снижающих эффективность функционирования системы физической подготовки военнослужащих. В статье убедительно доказывается взаимосвязь уровня здоровья молодежи призывного возраста, курсантов военных учебных заведений, непосредственно военнослужащих силовых структур и их физической подготовленности.
The article is devoted to analyzing the reasons of insufficiency of Russian military men's physical training. The author studies theoretical and practical aspects of the problem, considers the ways of elimination of the adverse factors lowering efficiency of military men's physical training. The interrelation of health and physical conditions of military youth, military cadets and military men is proved in this article.
Ключевые слова: военнослужащий, профессиональная деятельность, физическая подготовка, здоровье.
Keywords: the military man, professional activity, physical training, health.
В конце XX - начале XXI в. произошли коренные изменения в жизни российского общества и государства в целом. В условиях реформирования Вооруженных сил Российской Федерации, органов безопасности и правопорядка, в целях эффективного противостояния угрозам безопасности государства - терроризму, экстремизму и организованной преступности - сменились средства и методы оперативно-служебной и оперативно-боевой деятельности. В этот период времени быстро и динамично меняется политическая, социально-экономическая и оперативная обстановка в стране. Вот почему потребность государства в подготовке высокообразованных, морально устойчивых и физически развитых военных специалистов становится актуальной задачей. Сегодня ко всем сотрудникам силовых ведомств и в первую очередь к ее офицерским кадрам предъявляются исключительно высокие требования. От военнослужащих постоянно требуется бдительность, высокая организованность и дисциплина, правомерное применение оружия и приемов рукопашного боя, выдержка и психологическая устойчивость. Первостепенное значение
© Ханжин А. В., 2010
приобретает общий уровень общефизической, профессионально-прикладной и спортивной подготовленности личного состава, который достигается в процессе неспециального физкультурного образования, определенного многими авторами как «физическая подготовка» (В. П. Юдин, 2009; А. И. Буркин, А. В. Возжеников, Н. В. Син-сок, 2008; В. П. Сущенко, 2006; Н. И. Кашин,
2005 и др.).
В то же время с начала 90-х гг. прошлого столетия наметилась тенденция снижения престижа службы в силовых органах страны, резкое ухудшение уровня здоровья и физической подготовленности призывных контингентов. Результаты контрольных проверок Министерства обороны Российской Федерации свидетельствуют о том, что в целом физическая подготовленность личного состава Вооруженных сил РФ не соответствует нормативным требованиям, что во многом обусловлено низким уровнем здоровья молодежи призывного возраста (М. П. Бандаков, 2006; О. Ф. Москалец, 2006; В. П. Сущенко, 2006; Н. И. Кашин, 2005 и др.). Причины такого состояния дел различны.
Согласно результатам исследований, сегодня около 70% населения страны не занимается физкультурой. Среди студентов 32% имеют дефицит в весе, а 25% - избыточный вес. Курят 35,6% мальчиков и 25,2% девочек, а в возрасте 16 лет от этой привычки страдают 45,3% юношей и 16,7% девушек. Малоподвижный образ жизни является одной из главных причин тяжелых хронических заболеваний внутренних органов. При этом ухудшается умственная работоспособность, происходят отрицательные изменения в центральной нервной системе, снижаются функции внимания, мышления, памяти, ослабляется эмоциональная устойчивость. В то же время в процессе занятий по физической подготовке происходит морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, осуществляется приобретение знаний, формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, развитие физических качеств. На это обращают внимание многие авторы, занимающиеся проблемами здо-ровьесбережения молодых людей (А. Г. Капустин, 2007; М. П. Бандаков, 2006; В. П. Сущенко,
2006 и др.).
За последние 10-15 лет годность призывного контингента к службе в армии снизилась на 2530%. Сегодня каждый третий юноша признается негодным к военно-профессиональному обучению по состоянию здоровья, 28% призывников имеют недостаточное интеллектуальное развитие, 3040% - низкий уровень профессионально значимых качеств. Основными болезнями, из-за которых молодежь признается негодной к военной службе, являются болезни глаз и его придаточ-
ного аппарата, психические расстройства, болезни органов пищеварения, последствия травм, болезни нервной системы, костно-мышечной системы, органов дыхания и системы кровообращения. Доля этих классов болезней составила 87% от всех выявленных призывными комиссиями хронических заболеваний. У 40-50% призывников -недостаточный уровень физической подготовленности, который за последние 20 лет практический остался без изменений, в то время как требования к физической подготовленности молодого пополнения к службе в Вооруженных силах, а также правоохранительных органах России значительно выросли. Более того, по данным ряда исследователей, существующие в настоящее время учебные программы физической подготовки допризывников не удовлетворяют требованиям современной армии. Предлагаемые разнообразные формы занятий физической подготовкой допризывников не взаимосвязаны по содержанию, разрозненны, существуют в отрыве друг от друга, в результате чего уровень двигательной подготовленности призывной молодежи далек от оптимального (А. Г. Капустин, 2007; М. П. Бандаков, 2006; М. А. Степкин, 2006; И. М. Медведев, 1999 и др.).
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста числа лиц, желающих служить в органах безопасности и правопорядка, но непригодных для этого по причине или слабого здоровья, или плохого физического развития и низкой общеобразовательной подготовленности. Например, количество отказов в зачислении на службу в органы федеральной службы безопасности из-за неудовлетворительного состояния здоровья в течение последних четырех лет увеличилось более чем в шесть раз. Помимо того, не все кандидаты на работу в органах безопасности обладают достаточной психологической и физической подготовленностью к выполнению служебных обязанностей с риском для жизни, в условиях сложной оперативной обстановки (Н. П. Патрушев, 2006; Е. А. Волкова, 2005 и др.).
Следует отметить, что политические и социально-экономические изменения, произошедшие в государстве за последние два десятилетия, обусловили распад системы профессиональной подготовки военнослужащих силовых ведомств, существовавшей в СССР. Сегодня более 30% учебных заведений всех силовых ведомств Советского Союза осталось за пределами Российской Федерации. Так, в отличие от ряда других государств, таких, как США, Израиль, Великобритания, Германия, силовые ведомства России претерпели значительное кадровое «опустошение». В результате этого была утрачена возможность подготовки военнослужащих по целому ряду военных специальностей. Были практически утеряны критерии преемственности и передачи про-
А. В. Ханжин. Особенности методики физической подготовки военнослужащих в современных условиях
фессионального опыта. Данные обстоятельства не способствовали повышению результативности деятельности силовых структур в обеспечении как внутренней безопасности России, так и внешней (А. И. Буркин, А. В. Возжеников, Н. В. Синсок, 2008; В. П. Сущенко, 2006 и др.).
С начала 2000-х гг. начался новый этап развития силовых ведомств России и их коренное реформирование. Сформирован государственный заказ на подготовку офицерских кадров. В короткий срок была создана целостная система профессионального образования сотрудников органов безопасности и правопорядка, отвечающая всем современным требованиям и стандартам. С этой целью проведена работа по перепрофилированию ряда высших учебных заведений и передислокация некоторых из них, находящихся на территории Содружества Независимых Государств, на территорию России. Приведена в соответствие с реальными потребностями государства сеть вузов, их профиль и количество обучающихся в них курсантов и слушателей, разработаны квалифицированные требования к выпускникам учебных заведений (В. П. Сущенко, 2006; Н. И. Кашин, 2005 и др.).
Вместе с тем анализ содержания наставлений по физической подготовке, программ по боевой подготовке и спортивной работе показывает, что их направленность не в полной мере способствует эффективному повышению боеспособности военнослужащих, их военно-профессиональному становлению. Всестороннее исследование содержания и эффективности системы физической подготовки военнослужащих силовых ведомств свидетельствует о том, что их физическая подготовленность характеризуется низким уровнем, несоответствующим требованиям боевой подготовки. Действующая в Вооруженных силах Российской Федерации система физической подготовки и спортивно-массовой работы не обеспечивает должной физической готовности военнослужащих к профессиональной деятельности и слабо влияет на повышение боеспособности войск. В типовых учебных программах по физической подготовке сотрудников силовых ведомств при, казалось бы, их стройном и объемном содержании налицо разобщенность в функционировании составляющих ее компонентов, отсутствует единая целевая направленность (О. Ф. Москалец, 2006; В. П. Су-щенко, 2006; М. Ю. Пестов, 2004; И. М. Медведев, 1999 и др.).
Более того, по мнению ряда исследователей, общее содержание требований к физической подготовке офицерского состава на протяжении многих лет не изменяется. Дифференцируется оно лишь с учетом предназначения, особенностей и специфики прохождения военной службы (О. Ф. Мос-калец, 2006 др.).
Отмечено, что в Наставлений по физической подготовке и спорту в Вооруженных силах РФ (НФП-2001) было введено положение, обязывающее командиров (начальников) обеспечить воспитание у личного состава высокой мотивации к занятиям физической подготовкой и спортом, формированию у них устойчивой потребности к занятиям физическими упражнениями (статья 23). Вместе с тем инструкций по данным вопросам не найдено.
В работе В. Н. Васина (2002) отмечается, что отсутствуют рекомендации по организации и методике самостоятельной физической тренировки, что делает данный процесс неуправляемым и низкоэффективным. В то же время, по данным М. Ю. Пестова (2004), наметилась тенденция к увеличению военнослужащих силовых структур, занимающихся физической подготовкой самостоятельно. Однако уровень организаторско-мето-дической подготовленности военнослужащих по вопросам организации и проведения самостоятельной физической тренировки недостаточен. Проведенный И. В. Медведевым (2009) анализ практики физической подготовки в силовых органах подтвердил низкую сформированность у офицеров стремления к самовоспитанию.
Фактом является и то, что содержание учебных программ, в том числе по физической подготовке, не в полной мере ориентировано на индивидуальные особенности обучаемых. Отсутствует учет спортивных интересов военнослужащих. Проведение занятий не требует поиска и обоснования новых методических решений, а сводится к многократному повторению упражнений, выносимых на проверку (О. Ф. Москалец, 2006). Приходится констатировать, что происходит некоторое «натаскивание» на результат в упражнениях, имеющих достаточно условную связь с задачами, выдвигаемыми как самим процессом обучения, так и профессиональной деятельностью.
Кроме того, недостаточное внимание уделяется обоснованию содержания физической подготовки с учетом новых условий профессиональной деятельности. Как показывает анализ эффективности функционирования системы физической подготовки, главные усилия в научном обосновании ее теории и педагогической практики сосредоточены на разработке средств и методов развития и совершенствования у сотрудников силовых структур отдельных физических и специальных качеств, причем нередко - вне зависимости от принадлежности к силовому ведомству и особенностям профессиональной деятельности. Часто отсутствует профессиональная направленность физической подготовки, ее связь с психологической подготовкой (В. П. Сущенко, 2006 и др.).
В связи с этим уместно сказать о том, что физическая подготовка занимает важное место в системе профессиональной подготовки военнослужащих и является неотъемлемой частью военной службы в силовых ведомствах России. В ходе выполнения оперативно-служебной и оперативно-боевой деятельности именно физическая подготовленность военнослужащих способствует поддержанию и повышению сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов. Успех многих спецопераций напрямую зависит именно от уровня профессиональной подготовленности и физического превосходства военнослужащих. Опыт боевых действий в вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях в Афганистане и в Чечне, а также в других «горячих точках» подтвердил, что, несмотря на возрастание технической оснащенности силовых структур новыми средствами вооружения, решающую роль в выполнении боевых задач по-прежнему играет человек. От бойца требуется осознание своего долга по выполнению присяги, воинских уставов, приказов, требований дисциплины, обладание морально-психологической устойчивостью, умениями действовать в любой, в том числе боевой, обстановке (В. П. Юдин, 2009; В. П. Сущенко, 2006; Н. И. Кашин, 2005 и др.).
Тесная взаимосвязь физической и военно-профессиональной подготовленности военнослужащих неоднократно доказывалась учеными. По мнению ряда исследователей, физическая подготовка призвана решать важную проблему - повысить военно-профессиональную адаптацию военнослужащих к работе в неблагоприятных условиях (психоэмоциональный стресс, утомление, монотония и др.). Оказывая влияние на медико-биологические компоненты качества жизни, физическая подготовка оптимизирует профессиональное здоровье и увеличивает профессиональное долголетие (В. П. Юдин, 2009; В. П. Сущен-ко, 2006; Е. А. Волкова, 2005 и др.).
В «Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 г.» указано, что базовым фактором, определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние физического развития гражданина и его здоровья. Согласно концепции, в настоящее время в образовательных учреждениях страны в программах по физическому воспитанию недостаточны объемы физической нагрузки и практически отсутствуют военно-прикладные виды спорта. В соответствии с положениями концеп-
ции необходимо вводить единый перечень требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности граждан к военной службе, соблюдать преемственность программ физического воспитания в учреждениях образования различных типов и видов.
Анализ литературных источников (А. Г. Капустин, 2007; М. П. Бандаков, 2006; О. Ф. Моска-лец, 2006; Н. П. Патрушев, 2006; В. П. Сущенко, 2006; Н. И. Кашин, 2005; В. Н. Васин, 2002 и др.) позволил выявить неблагоприятные факторы, отрицательно влияющие на физическую подготовленность военнослужащих силовых структур:
- неудовлетворительный уровень психического здоровья и низкий уровень физической подготовленности допризывников и абитуриентов, поступающих в учебные заведения;
- острый дефицит учебного времени, выделяемого на физическую подготовку;
- недостаточный уровень методической подготовленности руководящего звена;
- отсутствие методики формирования потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и учета особенностей воспитуемого контингента.
Устранение выявленных неблагоприятных факторов в значительной степени позволит повысить эффективность функционирования системы профессиональной физической подготовки сотрудников силовых структур, гарантировать личности военнослужащего профессиональную готовность, благотворно организовывать профессиональную деятельность, прогнозировать ее перспективу, а также способствовать формированию готовности к выполнению профессиональных задач.
Таким образом, перспективы повышения эффективности функционирования силовых ведомств России заключаются в разработке современных требований к перенесению высоких физических и психологических нагрузок, эффективных средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки. Повышение уровня как общей, так и профессионально-прикладной физической подготовленности военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации, органов безопасности и правопорядка делают эту проблему актуальной как в теоретическом, так и практическом плане. Требует тщательного анализа, теоретического обоснования и экспериментальной проверки содержание структуры системы физической подготовки военнослужащих силовых ведомств, а также поиск путей ее оптимизации и совершенствования.