Научная статья на тему 'Методические подходы к разработке содержания профессионально-прикладной физической подготовки'

Методические подходы к разработке содержания профессионально-прикладной физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРО-ФЕССИОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / РRОFESSIOGRAPHY / THE MILITARY MAN / PHYSICAL TRAINING / READINESS TO THE PROFESSION / PROFESSIOGRAMMA / PROFESSIONAL-PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханжин Алексей Владимирович, Бандаков Михаил Петрович

Статья посвящена анализу системы физической подготовки военнослужащих силовых ведомств России в современных условиях. Авторы изучают состояние вопроса взаимосвязи уровня физической подготовленности военнослужащих силовых структур и готовности к профессиональной деятельности. В статье обосновывается необходимость проведения профессиографических исследований с целью разработки профессиограммы военнослужащих силовых ведомств России как условия для обоснования содержания профессионально-прикладной физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodic approach to the elaboration of the content of a professional-physical training

The article is devoted to the analysis of the system of Russian military men’s physical training in modern condition. The authors study a condition of the interrelation between a physical readiness of military men and a readiness to the professional activity. The necessity of conduct of a рrоfessiography for aim of creation of a professiogramma for Russian military men’s profession as a condition for basis of the content of a professional-physical training is proved in this article.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к разработке содержания профессионально-прикладной физической подготовки»

ными терминами. Учащиеся становятся активными участниками учебного процесса.

Проведенная в рамках исследования входящая и итоговая диагностика подтвердила эффективность использования систематизатора при работе с аутентичной иноязычной новостной статьей. Так, у студентов экспериментальной группы улучшились следующие показатели: характеристики внимания: эффективность работы, уровень концентрации внимания, скорость выбора, точность избирательности внимания (по результатам корректурной пробы); индивидуальные особенности восприятия (полезависимость-поле-независимость (фигуры Готтшальдта)); повысилась профессиональная мотивация и др.

В условиях стремительного развития науки и техники, быстрого накопления и обновления информации, бесконечного виртуального интернет-дискурса, ежедневно меняющейся экономической картины страны и мира невозможно обучить человека на всю жизнь, необходимо заложить в нем интерес к накоплению знаний, научить его учиться.

Реалии современного мира требуют новых подходов к обеспечению профессионального становления личности, позволяющих обучающимся в процессе профессиональной подготовки сформировать личностные качества, способствующие адаптации к постоянно меняющемуся социуму.

Этот социальный заказ общества вносит изменения в систему образования, приоритетом которой становится обучение, ориентированное на саморазвитие, самообразование и самореализацию личности будущего специалиста. Поэтому введение в систему вузовского образования работы с новостными медиатекстами электронных газет в рамках дисциплины «Английский язык» способствует подготовке будущих профессионалов к дальнейшей активной творческой самостоятельной деятельности.

Примечания

1. Шадриков В. Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 28.

2. Литневская Е. И., Бакланова А. П. Психологические особенности Интернета и некоторые языковые особенности чата как исконного сетевого жанра // Вестник МГУ. Сер. 9. «Филология». 2005. № 6. С. 46-61.

3. Кротова Е. А. Формат новостного интерент-дис-курса // Современные проблемы взаимодействия языков и культур: материалы междунар. науч.-практ. конф. Благовещенск, 12-13 ноября 2010 г. // Current Issues of Languages Interraction. Conference Proceedings. Благовещенск: Изд-во Амур. гос. ун-та, 2010. С. 116.

4. Галкин Д. В. Виртуальный дискурс в культуре постмодерна // Критика и семиотика. Новосибирск, 2000. № 1-2. С. 26-34.

5. Лутовинова О. В. К проблеме категорий виртуального дискурса // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. Волгоград, 2006. С. 21.

6. Компанцева Л. Ф. Гипертекст и виртуальный дискурс как ключевые понятия интернет-лингвистики // Ученые записки Таврического национального ун-та им. В. И. Вернадского. Сер. «Филология». 2007. Т. 20 (59). № 4. С. 41.

7. Pew Research Center Biennial News Consumption Survey. Access mode: http://people-press.org/reports/pdf/ 215.pdf.-2004.

8. Костюченко А. А. Создание конвергентной редакции в региональном медиа-холдинге. URL: http:// mediart.ru/blog/diplomi/963-1-sozdanie-konvergentnoi-redaktsii-v-regionalnom-mediaholdinge.html

9. McAdams M. Inventing an Online Newspaper // Interpersonal Computing and Technology: An Electronic Journal for the 21st Century. 1995. Vol. 3. № 3. P. 72.

10. Кротова Е. А. Указ. соч. С. 119.

11. Hugh Son. Geithner Bets on AIG, MetLife Stock in U.S. Bailout Wind-Down // BBC, October 01, 2010 -Access mode: http://www.businessweek.com/news/ 2010-10-01/geithner-bets-on-aig-metlife-stock-in-u-s-bailout-wind-down.html

УДК 378.1:53

А. В. Ханжин, M. П. Бандаков

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Статья посвящена анализу системы физической подготовки военнослужащих силовых ведомств России в современных условиях. Авторы изучают состояние вопроса взаимосвязи уровня физической подготовленности военнослужащих силовых структур и готовности к профессиональной деятельности. В статье обосновывается необходимость проведения профессиографических исследований с целью разработки профессиограммы военнослужащих силовых ведомств России как условия для обоснования содержания профессионально-прикладной физической подготовки.

The article is devoted to the analysis of the system of Russian military men's physical training in modern condition. The authors study a condition of the interrelation between a physical readiness of military men and a readiness to the professional activity. The necessity of conduct of a рrоfessiography for aim of creation of a professiogramma for Russian military men's profession as a condition for basis of the content of a professional-physical training is proved in this article.

Ключевые слова: военнослужащий, физическая подготовка, готовность к профессиональной деятельности, профессиографические исследования, про-фессиограмма, профессионально-прикладная физическая подготовка.

Keywords: the military man, physical training, readiness to the profession, рrоf essiography, professiogramma, professional-physical training.

© Ханжин А. В., Бандаков М. П., 2011

В настоящее время физическая подготовка занимает важное место в системе профессиональной подготовки военнослужащих и сотрудников силовых ведомств России, является неотъемлемой частью их боевой подготовки. В ходе выполнения боевой и оперативно-служебной деятельности физическая подготовленность способствует поддержанию и повышению сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов. Именно от уровня физического превосходства и профессиональной подготовки военнослужащих зависит успех многих спецопераций. Опыт боевых действий в вооруженных конфликтах и контртеррористических операциях в «горячих точках» подтвердил, что, несмотря на возрастание технической оснащенности новых средств вооружения, решающая роль в выполнении боевых задач по-прежнему принадлежит человеку. От военнослужащего требуется осознание своего долга по выполнению присяги, воинских уставов, приказов, наличие морально-психологической устойчивости и умений действовать в любой, в том числе боевой обстановке.

Физическая подготовка сотрудников силовых ведомств предполагает развитие двигательных способностей, формирование оптимального уровня двигательных умений и навыков. Сегодня фактом является то, что физическая подготовленность улучшается под влиянием систематических занятий физическими упражнениями, с помощью которых развивается сила, быстрота, выносливость, ловкость и координация. Занятия по физической подготовке стимулируют умственную деятельность военнослужащих, повышают устойчивость их функциональных систем к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности. Установлено, что высокий уровень физической подготовленности позволяет сотрудникам силовых ведомств четко выполнять свои обязанности в профессиональной деятельности, преодолевать физические нагрузки, нервно-психические напряжения, восстанавливаться за небольшие промежутки времени для отдыха. Физически подготовленные сотрудники менее подвержены утомлению, как правило, имеют хорошие результаты в профессиональной деятельности, становятся хорошими специалистами.

За прошедшие годы накоплено много научных данных, свидетельствующих о взаимосвязи уровня физической подготовленности военнослужащих с успешностью их учебно-боевой деятельности. Особенно это заметно при воздействии на личный состав максимальных профессиональных физических нагрузок и психических напряжений. Результаты научных исследований, проводимых в современных условиях учебно-боевой деятельности, свидетельствуют о том, что у военнослужащих с высокой оценкой по норма-

тивам физической подготовки показатели работоспособности ещё до учений в среднем на 17— 22% выше, чем у военнослужащих, плохо физически подготовленных. В ходе многодневных учебно-боевых действий показатели профессиональной работоспособности первых снижаются на 10— 15%, тогда как у вторых они падают уже после первых суток на 35-40%. Исследования В. П. Ще-кина [1], В. С. Рыгульского [2] и Л. П. Матвеева [3] по выявлению взаимосвязи активности военнослужащих в сфере физической подготовки с их активностью в общественной работе показали, что среди сотрудников, регулярно занимающихся спортом, больше выполняющих постоянные общественные поручения и находящихся на общественной работе по сравнению с лицами, пассивно относящимися к спортивной деятельности.

Тесная взаимосвязь физической и военно-профессиональной подготовленности военнослужащих была неоднократно выявлена в исследованиях А. В. Рыженкова [4]; А. Г. Климзова [5];

B. И. Евдокимова, О. А. Чурганова [6] и

C. Я. Шемчука [7], которые отмечают, что физическая подготовка призвана решать следующие важные задачи: повысить военно-профессиональную адаптацию военнослужащих, оказывая влияние на медико-биологические компоненты качества жизни, оптимизировать профессиональное здоровье и продлить профессиональную работоспособность.

Анализ ряда научных исследований, в которых изучались профессиональная деятельность сотрудников силовых ведомств, выявлялись взаимосвязи между требованиями, предъявляемыми к профессии и свойствам личности оперативного работника, показал, что таким образом можно выявлять лиц, в большей степени пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к конкретным видам профессиональной деятельности [8].

В последние годы в исследованиях профессиональной деятельности военнослужащих силовых структур Российской Федерации можно встретить следующие понятия готовности: «готовность к профессиональной деятельности», «профессиональная готовность», «военно-профессиональная готовность», «профессионально-прикладная готовность», «готовность к боевым действиям», «пригодность к обучению (овладению различными видами профессионального труда)», «готовность к труду» и ряд других [9].

Анализ этих работ позволяет включить в структуру готовности военнослужащих силовых структур к профессиональной деятельности в качестве основных и необходимых следующие компоненты:

1) теоретические и методические знания;

2) профессиональные и прикладные умения;

3) положительное отношение к данному виду деятельности.

Е. П. Ильин [10] в структуру компонентов готовности к профессиональной деятельности предложил включить психическую направленность личности, интегральный психофизиологический компонент и структуру действий.

Первый компонент характеризует отношение к познавательному процессу, который отражает основные границы деятельности. Следующий компонент связан с эмоциональными свойствами, которые по-разному влияют на человека, активируя или угнетая его психологическую и физическую активность. Третий - волевой компонент, оказывает воздействие на совершение действий в затруднительных условиях в процессе достижения цели. Таким образом, готовность рассматривается автором как кратковременное или долговременное состояние, причем в этом, преобладающем на данный момент состоянии, активируются определенные психические процессы. Объясняется это умением мобилизовать себя психически и физически.

В то же время выполнение служебно-боевых задач, возложенных на военнослужащих силовых структур, в силу ряда специфических особенностей, невозможно без их физической готовности, которая позволяет гарантировать личности сотрудника оптимальную профессиональную пригодность [11]. Таким образом, необходимость поддержания или повышения готовности военнослужащих силовых структур к профессиональной деятельности обусловливает актуальность научных исследований по совершенствованию процесса их физической подготовки. По всей вероятности, влияя на достижения оптимального уровня физической готовности, физическая подготовка обеспечивает наряду с другими видами подготовки достижение общей готовности сотрудников силовых ведомств к оперативно-боевой и оперативно-служебной (профессиональной) деятельности, а также может улучшать ее результативность.

Каждая профессиональная деятельность предъявляет свои требования к области знаний, сформированности двигательных умений и навыков, мастерства, требует от специалиста наличия своеобразных интеллектуальных, психических, физических и других свойств личности, специфических способностей. Со стороны руководителей организаций и учреждений, работников отдела кадров вполне закономерна постановка вопроса: «По каким принципам и какими методами производить отбор кандидатов на различные специальности, как определить профессиональную пригодность?».

Подчеркивая значимость физической готовности в структуре общей готовности человека к

деятельности, Д. С. Киселева [12] отмечает, что для раскрытия сущности природы готовности важное значение имеют проводимые исследования по профессиографическому изучению различных профессий, по профпригодности к деятельности, по профессиональному самоопределению.

Любые виды профессиограмм имеют свои особенности. Вместе с тем установлено, что в большинстве исследований используется комплексный подход к составлению профессиограммы, который дает комплексное (обобщенное) представление о профессии. На основе анализа научной литературы можно констатировать, что существуют комплексные (обобщенные) профессиограм-мы как гражданских профессий, например, таких, как работник рыбоохраны, промышленности (резчик, токарь и др.), так и военнослужащих и сотрудников специальных служб, силовых структур и ведомств [13].

Новый подход к решению разработки содержания обобщенной профессиограммы оперативных сотрудников силовых структур предложили В. Л. Цветков, В. М. Шевченко, Н. Е. Шамата-ва [14], Д. А. Рукавишников [15], которые про-фессиограмму определяют как системное описание социальных, психологических, психофизиологических, личностных и иных качеств как требований к оперативному сотруднику, необходимых для оперативно-розыскной деятельности, составляющих основу профессионализма, профессиональной пригодности людей. Исходя из такого определения профессиональную деятельность оперуполномоченного оперативных подразделений правоохранительных органов, по мнению авторов, можно условно разделить на три составляющие:

- межличностная коммуникация - опросы свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, беседа с экспертами, дача показаний в суде, работа с информационными источниками;

- работа с документацией, в том числе ознакомление с материалами по уголовным делам и оформление текущей документации;

- оперативно-розыскные мероприятия.

Оперативному сотруднику приходится действовать в конфликтных ситуациях. Ложь, обман, подкуп, провокации, а в отдельных случаях и применение оружия - вот тот неполный перечень средств из арсенала нарушителей закона, применяемых ими для противодействия профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов и активного воздействия на него с целью избегания разоблачения и законного наказания.

Оперативный сотрудник должен обладать способностью к перевоплощению. Поэтому когда говорят об оперативно-розыскной деятельности

как об искусстве, то при этом имеют в виду сходство психического механизма и средств выражения, свойственных как оперативно-розыскной деятельности, так и работе актёра.

Требованием, определяющим компетентное выполнение оперативным сотрудником своих обязанностей, является овладение культурой речи. Необходимость быть правильно понятым и понять, оценить собеседника или аудиторию требует от сотрудника умения говорить тем языком, который доступен собеседнику (аудитории), а это возможно лишь при большом и активном языковом диапазоне.

Хорошая, долговременная память оперативного работника определяет во многом успех деятельности всего коллектива. Расширение возможности профессиональной памяти находится в зависимости от накопления определимого количества представлений и образов, в числе которых преимущественная роль отводится теоретическим знаниям.

Оперуполномоченному необходима быстрота мышления. Запас времени, отпускаемого ему для принятия оптимального решения в целом ряде оперативных ситуаций, сжат до долей секунды. Это объясняется тем, что быстроте принятия им оптимального решения противостоит быстрота принятия соответствующего решения оппонентом (преступником). При этом профессиональная рефлексия оперативного работника должна носить опережающий, наступательный характер.

Оперативные сотрудники обладают высоким уровнем интеллектуального развития, способностью к логическому анализу, абстрактному мышлению. Они характеризуются сдержанностью, осторожностью в общении, некоторой подозрительностью в принятии решений, самостоятельностью и самодостаточностью.

Согласно мнению В. Л. Цветкова, В. М. Шевченко, Н. Е. Шаматавой [16] и Д. А. Рукавишникова [17], составление профессиограммы наилучшим образом позволяет выявить параметры личности оперативного сотрудника, которые предопределяют успех в оперативно-розыскной деятельности.

На основе анализа функциональных обязанностей сотрудников силовых структур, определяемых социальным заказом общества, должностными инструкциями и спектром решаемых задач, с учетом мнения специалистов с различным стажем профессиональной деятельности и наблюдений за деятельностью оперативных работников, изучения и анализа содержания дисциплин в рамках их оперативно-служебной подготовки, О. Б. Волков [18] предпринял попытку разработать обобщённую профессиограмму. По мнению данного ученого, профессиограмма - это обобщённая эталонная модель успешного специалис-

та в данной области. Вместе с тем она не должна быть жёсткой стандартной схемой, в ней надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на «среднем» уровне. Содержание профессиограммы должно наполняться следующими компонентами:

1) характеристика общих требований, предъявляемых к работнику;

2) описание общих социально-психологических и профессионально важных качеств сотрудника;

3) основные содержательные особенности профессиональной деятельности сотрудника.

В практике организации профессиональной деятельности сотрудников силовых ведомств применение профессиограммы позволяет прогнозировать перспективу деятельности, гарантирует личности оперативного работника определенную профессиональную устойчивость, способствует формированию психологической готовности к решению нестандартных задач [19].

Результаты ранее проведенных исследований показали, что профессиограмма применяется при решении различных задач. Это может быть получение информации о той или иной профессии, ориентация в выборе профессии, разработка средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки и обоснование её методического обеспечения [20]. Не вызывает сомнений и тот факт, что формирование физической готовности к выполнению любой профессиональной деятельности должно осуществляться и обеспечиваться на занятиях профессионально-прикладной физической подготовкой (ППФП), которую нужно проводить поэтапно с учетом данных профессиографических исследований. Первоначально следует разработать саму профессиограм-му для конкретного вида трудовой деятельности, затем смоделировать исходные и конечные характеристики физической готовности специалиста и, определив цели, задачи и принципы ППФП, приступить к их реализации.

Примечания

1. Щекин В. П. Повышение педагогической компетентности офицеров внутренних войск в области физической подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2005. 214 с.

2. Рыгульский В. С. Управление спортивной работой в воинских частях, соединениях и в вузах с учетом физкультурных интересов военнослужащих: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2003. 135 с.

3. Матвеев Л. П. Общая теория спорта: учеб. кн. для завершающих уровней физкультурного образования. М.: 4-й филиал Воениздата, 1997. 304 с.

4. Рыженков А. В. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников рыбохраны: автореф. дис. . канд. пед. наук. Чебоксары, 2005. 22 с.

5. Климзов А. Г. Физическая подготовка как средство улучшения качества жизни военнослужащих: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. 24 с.

И. Ю. Зыков, Е. В. Чащина. Адаптация студентов специальной медицинской группы к обучению в вузе

6. Евдокимов В. И., Климзов А. Г., Чурга-нов О. А. О роли и месте физической подготовки в системе качества жизни военнослужащих // Материалы научно-практической конференции. СПб.: ВИФК, 2004. С. 14-18.

7. Шемчук С. Я. Специально направленная физическая подготовка военнослужащих железнодорожных войск (на примере путевых подразделений): авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004. 22 с.

8. Николаев В. В. Средства и методы формирования готовности курсантов образовательных учреждений к занятиям физической подготовкой: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2010. 21 с.; Психология оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В. Л. Цветков, В. М. Шевченко, Н. Е. Шаматава. М.: ЮНТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. 255 с.; Иванов С. А. Самосознание как фактор успешности профессиональной деятельности личного состава силовых федеральных ведомств, обеспечивающих национальную безопасность РФ: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2008. 179 с.; Волков О. Б. Совершенствование подготовки сотрудников спецслужб к профессионально-коммуникативной деятельности: дис. . канд. пед. наук. Саратов, 2008. 180 с.

9. Евсюкова Н. И. Психолого-педагогические условия формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в вооруженных силах. Владимир: Изд-во ВГГУ, 2009. 192 с.; Киселева Д. С. Психологическая готовность к профессиональной деятельности: ее виды и структура // Научный потенциал студенчества в XXI веке: материалы III междунар. науч. студ. конф. Т. 2. Общественные науки. Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2009. 144 с.; Волненко Ю. В. Технология физической подготовки курсантов военного вуза, направленная на повышение готовности к профессиональной деятельности: автореф. дис. . канд. пед. наук. Хабаровск, 2008. С. 5-6.

10. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.

11. Волненко Ю. В. Указ. соч.; Барчуков И. С., Назаров Ю. Н., Егоров С. С., Мацур И. А., Сидоре-нок И. В., Алексеев Н. А., Маликов Н. Н. Физическая культура и физическая подготовка. М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2009. 431 с.

12. Евсюкова Н. И. Указ. соч.

13. Рыженков А. В. Указ. соч.; Шемчук С. Я. Указ. соч.; Николаев В. В. Указ. соч.; Аошкоба-нов Е. А. Поддержание военно-профессиональной работоспособности курсантов-выпускников военно-транспортного университета железнодорожных войск МО РФ средствами атлетической подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 24 с.

14. Психология оперативно-розыскной деятельности.

15. Рукавишников Д. А. Педагогические условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД РФ: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2006. 193 с.

16. Психология оперативно-розыскной деятельности.

17. Рукавишников Д. А. Указ. соч.

18. Волков О. Б. Указ. соч.

19. Волкова Е. А. Анатомо-антропологические и психофизиологические особенности мужчин зрелого возраста военнослужащих органов безопасности: дис. ... канд. псих. наук. М., 2005. 195 с.

20. Бандаков М. П. Физическая готовность как один из важнейших компонентов профессиональной деятельности // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Сер. «Педагогика профессионального образования». 2011. № 1(3). С. 70-74.

УДК 796.011.3:378

И. Ю. Зыков, Е. В. Чащина

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

В статье рассмотрены проблемы адаптации школьников и студентов с отклонениями в состоянии здоровья к новым социальным условиям. Раскрыты сущность и виды адаптации, выявлены формы занятий, влияющие на адаптацию студентов специальной медицинской группы к обучению в вузе.

The article states the problems of adaptation of pupils and students with disabilities in health to new social conditions. The nature and types of adaptation, factors influencing the adaptation of the special medical students to learning in university are presented here.

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, специальная медицинская группа, адаптация студентов.

Keywords: adaptive physical education, special medical group, students' adaptation.

Вопросы, связанные с проблемами перехода школьников из общеобразовательной школы в высшие учебные заведения и обеспечения психолого-педагогических условий для их адаптации в новых социальных условиях, привлекают внимание все большего числа исследователей в разных областях научных знаний и поэтому являются актуальными. Большой отсев первокурсников, снижение качества учебной деятельности, по сравнению с результатами вступительных экзаменов, оценками в аттестате, показывают, что адаптация вчерашних школьников проходит со значительными трудностями [1].

Установлено, что в высших учебных заведениях меняется социальная ситуация для развития личности, изменяется круг лиц, включенных во взаимодействие, а также спектр решаемых проблем и возможностей принятия решения. Современный учебный процесс в высшем учебном заведении (интеллектуальные нагрузки, построение занятий, условия их проведения и т. д.) предъявляет к студентам большие психологические, физиологические и физические требованиия, которые, как правило, превышают их возрастные, функциональные, физические, компенсатор-

© Зыков И. Ю., Чащина Е. В., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.