УДКЗ 55.233:37.03 5.7 МИТИНД.И.
подполковник, преподаватель в/ч 69617 E-mail :Dimamit80@ma il. ru МИХЕЕВ A. H.
майор, преподаватель кафедры физической подготовки Омского автобронетанкового инженерного института филиала Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии A.B. Хрулёва. E-mail: [email protected]
UDC 355.233:37.035.7 MITIND.I.
Lieutenant Colonel, instructor of military unit 69617 E-mail:Dimamit80@mailru MIKHEEV A.N.
Major, lecturer at Physical Training department at Omsk autoarmoured engineer Institute of the General of the Army A. V. Khrulyov Military Academy of material and
technical providing E-mail: [email protected]
КАЧЕСТВЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ QUALITATIVESTATES OFTHEPHYSICAL TRAINING OF MILITARY PERSONNEL
В статье рассматриваются качественные состоянияфизической подготовки военнослужащих. Предназначена широкому кругу читателей, интересующихся вопросами, связанными с организацией физической подготовки различных категорий военнослужащих.
Ключевые слова: физическая подготовка военнослужащих.
The article deals with the qualitative states of the physical training of military personnel. This article is intended for a wide range of readers who are interested in the questions connected to the organization of physical training of various categories of militarypersonnel.
Keywords: physical training of military personnel.
Эффективности процесса физической подготовки военнослужащих, ее специальной военно-прикладной направленности всегда уделялось должное внимание. Различные аспекты физической подготовки военнослужащих силовых ведомств достаточно широко освещены в трудах Л.А. Вейднер-Дубровина, О.Н. Кудряшова. Л.М. Куликова. В. Л. Маришука, ВВ. Миронова, Ю.Ф. Подлипняка, А.Г. Попова, В. А. Шейченко и мн. др.
В справочно-энциклопедической литературе в целом, а также научной литературе по направлению «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры», «Теория и методика профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих» в частности, мы находим множество толкований подготовки, физической подготовки в целом, и физической подготовки военнослужащих в частности.
Так, в целом, подготовку можно определить как «действия, направленные на выработку навыков, передачу знаний и формирование жизненной позиции, необходимых для трудоустройства по какой-либо специальности, группе родственных специальностей или для работы в какой-либо отрасли экономики»; «создание кем-либо условий для успешного выполнения чего-либо, накопление кем-либо достаточного запаса теоретических знаний, практических навыков и т. п., которые необходимы для чего-либо; предварительное ин-
формирование кого-либо о чём-либо».
У физической подготовки толкований больше и специфика её трактовки зависит от роли, которую она выполняет:
- комплекс мероприятий, проводимых в целях развития физических качеств и формирования военно-прикладных навыков военнослужащих; предмет боевой подготовки [13, с.312];
- вид физического воспитания, имеющий прикладную направленность, а также ступень физического воспитания, обеспечивающая предпосылки для овладения какой-либо деятельностью [11];
- процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально демографических характеристик [Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-Ф3 (ред. от 28.07.2012, с изм. от 03.12.2012 г.) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»];
- совокупная характеристика физических возможностей человека, включающая показатели его физического развития и степень владения основными двигательными качествами [1];
- составнаячастьбоевойподготовкиВооруженных Сил, основанная на использовании физических упражнений, предусматривающая всестороннее развитие и совершенствование психофизических качеств военнослужащих для подготовки их к несению военной службы
© Митин Д.И., Михеев А.Н. © Mitin D.I., Mikheev A.N.
и боевой деятельности; проводится при участии и под контролем военно-медицинской службы [4].
Постановка проблемы статьи обусловлена потребностью в целостном познании физической подготовки военнослужащих. Решению данной задачи будет способствовать рассмотрение проявлений физической подготовки в различных её качественных состояниях: как явления, как системы, как процесса и как деятельности. Каждое такое качественное состояние представляет собой неизменяемую в разнообразных ситуациях статусную роль. Эта роль не изменяется на любом уровне его анализа, в ходе которого на первый план может выдвигаться то или иное качественное состояние физической подготовки.
Так, в статусной роли социального/общественного явления, например, физическая подготовка курсантов военно-учебных заведений обусловлена конкретно-историческим характером развития физической подготовки и проявляется в социальном заказе на это явление. Этот заказ реализуется такими механизмами как: осуществление деятельности образовательной организации МО России в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, своим уставом, ведомственными правовыми актами и приказами; идеалофицера российской армии и флота, способного выполнять задачи по предназначению, как в боевых условиях, так и в условиях повседневной служебной деятельности; модель качеств личности офицера и др.
Если говорить о физической подготовке курсантов военно-учебных заведений как системе, тов этом случае речь идет о широком диапазоне форм реализации общественного явления - о физической подготовке как системе, о системе физической подготовки, о системном характере физической подготовки курсантов военно-учебных заведений. Это качественное состояние реализуется посредством структурных компонентов системы - ее подсистем (целевых, содержательных, методических, технологических и т.п.). Например, физическая подготовка как система состоит из множества структурных, функциональных элементов. Эта система включает все элементы образовательного процесса и характеризуется наличием замкнутого цикла, то есть замкнутой своеобразной кольцевой цепи передачи информации: от «обучающего» - к «обучаемому» и от «обучаемого» - к «обучающему»: цель, задачи, содержание, методы, законы обучения и воспитания (общие принципы обучения и воспитания и принципы прикладной (специальной) направленности), средства, организационные формы и результат физической подготовки.
Так, в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.04. 2009 г. № 200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации»«целью физической подготовки в Вооруженных Силах является
обеспечение необходимого уровня физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением». Данная цель достигается с помощью «решения общих задач (развитие и совершенствование физических качеств (выносливости, силы, быстроты и ловкости) с учетом возрастных особенностей; формирование навыков в передвижении по пересеченной местности в пешем порядке и на лыжах, в преодолении естественных и искусственных препятствий, рукопашном бою, военно-прикладном плавании) и специальных, которые обусловливаются особенностями военно-профессиональной деятельности (по виду (роду войск)».
Процессуальность взаимодействия субъектов физической подготовки является ее системообразующим элементом.
Необходимо отметить, что системный характер физической подготовки проявляется и в том, что, по мнению специалистов, в каждой системе может быть бесконечное множество разных подсистем. А сама физическая подготовка военнослужащих, являясь подсистемой всего процесса индивидуального физического развития человека в целом, и в нашем случае курсанта, в свою очередь является составной часть другой системы - физического воспитания, с присущими ей особенностями и свойствами системы.
Ещё однокачественное состояние физической подготовки военнослужащих обусловлено его статусной ролью процесса. В этом случае физическая подготовка как общественное явление в качестве системы реализуется посредством такой формы ее проявления, как процесс физической подготовки. При этом для характеристики процесса физической подготовки используются междисциплинарные категории: «состояние», «этап», «период», «стадия» и другие, являющиеся механизмами развития физической подготовки, т.е. изменения её качественно-количественных оценок.
Общепринято рассматривать процесс как «последовательная смена конкретных явлений, как единство качественно-количественных состояний в их развитии»; как «совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата» [3; 14, С.612]. «Структуру процесса нельзя изучить отдельно и независимо от структурных состояний системы на отдельных этапах его развития» [6]. «Описание процесса - описание системы в нескольких сменяющих друг друга состояниях» [8]. Следовательно, физическая подготовка в качественном состоянии процесса выступает в виде упорядоченной взаимосвязи и последовательности смены этапов, стадий, периодов изменения и достижения нового состояния каждого из элементов системы физической подготовки и всей системы в целом в конкретном пространстве, что отражается в качественно-количественных характеристиках и, следовательно, критериях измерения этих изменений.
В Приказе Министра обороны Российской Федерации от 21.04. 2009 г. № 200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных
Силах Российской Федерации», «физическая подготовка представляет собой процесс, направленный на развитие физических качеств, способностей (в том числе навыков и умений) человека с учетом вида его деятельности и социально-демографических характеристик». Физическая подготовка является основным элементом боевой готовности военнослужащих к выполнению учебно-боевых задач и одним из направлений повышения боеспособности Вооруженных Сил.
Физическая подготовка курсантов военно-учебных заведений в статусной роли процесса - целенаправленное изменение норм социальных отношений между участниками образовательного процесса, направленное на педагогически адекватное воздействие образовательной среды военного вуза на курсанта с целью изменения физической подготовленности.
По мере развития процесса физической подготовки главным сквозным элементом ее структуры становится психологический микроклимат в военно-учебном заведении в целом и учебных группах курсантов в частности.
Наш практический опыт организации физической подготовки военнослужащих различных категорий позволяет сделать вывод, что процессуальными характеристиками физической подготовки, например курсантов в образовательной среде военно-учебных заведений выступают: объективность (условия успешной реализации поставленной цели в физической подготовке), временные характеристики (этапы изменения физической подготовленности обучающихся), количественные характеристики (увеличение или уменьшение содержания определенных тем учебной дисциплины, в зависимости от результатов входного контроля или сдачи нормативов в выполнении упражнений; увеличение количества часов, отводимое на организацию физической подготовки), качественные характеристики (введение дополнительных тем по физической подготовке как учебной дисциплины), направленность процесса физической подготовки (его социальное предназначение, психологический климат учебной группы, степень удовлетворённости участников процесса физической подготовки его результатами) и т.д., которые взаимосвязаны и на различных этапах обучения имеют более или менее существенную роль.
Иными словами, физическая подготовка как процесс должна обеспечить, исходя из военно-профессиональной деятельности высокий уровень физической готовности курсанта к будущей военно-профессиональной деятельности, а вместе с этим необходимую и достаточную степень боевой готовности, как воинской части, воинского подразделения, расчета, так и каждого, отдельно взятого военнослужащего.
В своем качественном состоянии физическая подготовка военнослужащих как деятельность реализуется в разнообразных формах: деятельность по физической подготовке, физическая подготовка как деятельность и т.п. При этом в справочно-энциклопедической литературе под деятельностью понимается «работа, занятие в
какой-либо области»! 14, С. 150].
C.J1. Рубинштейн рассматривает деятельность как «целенаправленную и активную форму взаимодействия субъекта или целой совокупности субъектов с окружающим миром» [12].
Ю.Б. Гиппенрейтер рассматривает деятельность как «динамическую систему активного взаимодействия субъекта с окружающим миром, в процессе которого возникает психический образ и его воплощение в объекте, реализация субъектом своего отношения к окружающей действительности» [5].
Применительно к нашим исследованиям физическая подготовка курсантов военно-учебных заведений России как «деятельность» - это социально-педагогическое управляемое преобразование реально существующей физической подготовки в благоприятную для профессионально-личностного роста курсантов образовательную среду.
Механизмами реализации физической подготовки курсантов военно-учебных заведений как деятельности выступают: воспитательное воздействие содержания физической подготовки, спортивно-массовая работа, организация жизнедеятельности военно-учебного заведения или уклад жизни военнослужащих, личность и авторитет командира подразделения и научно-педагогического состава, воспитательное воздействие социально-педагогической инфраструктуры военно-учебного заведения.
Воспитательное воздействие содержания физической подготовки, содержание которой изучают и усваивают под руководством должностных лиц (командиров подразделений курсантов, научно-педагогического состава, инструкторов по физической подготовке и т.д.), а также в процессе самостоятельной физической подготовки.
Например, содержание физической подготовки курсантов военно-учебных заведений определяется социальным заказом на подготовку специалистов по тем или иным военно-учётным специальностям - Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования, а также квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников.
Воспитательное воздействие физической подготовки связано с реализацией тех форм воспитания, которые интегрированы в обучение. Следствием чего возникает и реализуется «воспитывающее обучение». Известно, что воспитывающее обучение не реализует свои цели и задачи, функции и потенциал автоматически. Для их достижения нужна специально организованная воспитательная деятельность на каждом учебном занятии или мероприятии. Если такой деятельности нет, то данный механизм не «работает», ограничиваясь лишь реализацией дидактических целей и задач. Если такая деятельность организуется, то обучение становится воспитывающим.
Спортивно-массовая работа является составной частью образовательного процесса и одним из основ-
ных видов деятельности всех должностных лиц военно-учебного заведения. Она включает в себя комплекс организационных, воспитательных, спортивных и иных мероприятий, осуществляемых субъектами образовательного процесса: руководством учебного заведения, командирами курсантских подразделений (начальниками курсов, групп), научно-педагогическим составом кафедры и инструкторами по физической подготовке.
Условиями выполнения задач воспитания военнослужащих в данном случае выступают: качественный подбор руководящего и научно-педагогического состава, опытных инструкторов по физической подготовке; обеспечение единства действий всех субъектов воспитательной работы; формирование стимулов саморазвития, самосовершенствования и самовоспитания; применение комплекса развивающих, личностно ориентированных педагогических технологий, приемов и средств воспитания; направленность содержания физической подготовки на решение задач воспитания; организация действенного педагогического и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса и др.
Воспитательные задачи решаются в ходе образовательного процесса и военной службы.
Организация жизнедеятельности воинской части (военно-учебного заведения) или уклад жизни военнослужащих. Выступая в качестве механизма реализации воспитательной деятельности в физической подготовке, уклад жизни в значительной мере способствует или препятствует реализации всех факторов и форм профессионализации военнослужащих военных учебных заведений.
Учитывая строгий распорядок служебного времени в военно-учебных заведениях, регламентированный документами органов военного управления и приказом начальника военного учебного заведения, все действия курсантовдолжны быть направлены на его чёткое соблюдение (например, утренняя физическая зарядка, расписание учебных занятий).
Кроме того, влияние уклада жизни во время обучения в военно-учебном заведении на физическую подготовку в целях профессионально-личностного роста военнослужащих в целом, и физической готовности к будущей военно-профессиональной деятельности в частности, обусловлено выполнением военнослужащими уставных требований, необходимостью делать то, что определено законами, уставами, нормативными документами, требованиями и приказами должностных лиц.
Это приводит к тому, что уклад воинской службы приучает военнослужащих к аккуратности, исполнительности, организованности, помогает вырабатывать привычку постоянно быть готовым к немедленным действиям по своему предназначению в будущей служебной деятельности, в том числе к действию в экстремальных ситуациях с применением оружия и физической силы.
Личность и авторитет командира подразделения и научно-педагогического состава также является механизмом реализации качественного состояния физиче-
ской подготовки - деятельности. Влияние педагога на развивающегося ученика, по К. Д. Ушинскому, составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений [Цит. по:9, С.236].
Целеполагающая миссия должностных лиц в данном механизме реализуется по нескольким каналам. Во-первых, командир (научно-педагогический состав, инструктор по физической подготовке) выбирает, проектирует и применяет педагогические средства формирования физической готовности в образовательном процессе. Во-вторых, командиры подразделений курсантов и научно-педагогический состав, реализующие физическую подготовку как бы вкладывают в педагогическое средство свой личностный, физический и культурный потенциал, свою индивидуальность, воспринимают и реализуют «конкретику» ситуаций образовательного процесса, придают почерк, стиль педагогическому воздействию на курсанта. В-третьих, командиры и педагоги влияют на подчинённых и сами по себе, с помощью своих харизматических свойств, с помощью тонкой и малозаметной техники, в которой интегрированы мимические, пантомимические, артикуляционные и другие его физические возможности.
Н. Бирюков в «Записках по военной педагогике» говорил, что «успех воспитания и образования основывается на уважении подчиненных к своим начальникам и на вере в их авторитет. Откуда же возьмутся это уважение и вера? Начальник может и должен сам создавать их, ибо и то и другое в его руках. Если он сам во всем являет собой пример своим подчиненным, знает отлично свое дело и умеет передавать его, то всем этим он создает свой авторитет. В то же время всегда ровным и справедливым отношением к подчиненным он неминуемо вызовет уважение к себе. Итак, офицер, который всегда и во всех отношениях стоит на высоте своего призвания, будет пользоваться уважением и авторитетом в глазах своих подчиненных, а эти два фактора создадут ему благоприятную почву для успеха воспитания и образования» [2].
Примером может служить назначение на должности командиров воинских подразделений, научно-педагогического состава, реализующих физическую подготовь в военно-учебных заведениях офицеров-отличников физической подготовки, имеющих военно-практический опыт, в прошлом участников боевых действий, способных не только устно изложить материал, но и грамотно связать теорию с практикой, образцово показать то или иное действие, упражнение, приём, ориентируя курсантов на особенности будущей военно-профессиональной деятельности.
Согласимся и адаптируем к нашему исследованию выводы В.А. Митраховича [10, С.88] - наглядный образец действия авторитета, обладая огромной притягательной силой, опираясь на личностные качества командира, преподавателя, получает общественное признание у курсантов. В сознании обучающихся трансформируется словесная и наглядная информация
о деятельности носителей авторитета, выполнении ими требований и норм профессионализма. В результате этого происходит своеобразное моделирование примера, который объединяет в единое целое не только получаемую в данный момент извне информацию о путях реализации физической подготовленности, но и уже накопленные личностью сведения о её практической реализации. Смоделированный в сознании образец не копирует полностью образца, который предлагает носитель авторитета. Это способствует подражанию, примеру в конкретных ситуациях с учётом полученного опыта в образовательном процессе курсантов.
Воспитательное воздействие социально-педагогической инфраструктуры воинской части или военно-учебного заведения. Как механизм деятельности потенциал социально-педагогической инфраструктуры реализуется с целью скрытых, непрямых, косвенных воспитательных влияний на качество физической подготовки и,в целом профессионально-личностный рост военнослужащих, удовлетворения их потребностей в познании, общении, восстановлении сил и укреплении здоровья, физического и морально-психологического состояния.
И. С. Кон, говоря о косвенных воспитательных влияниях, имеет в виду путь через «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» [7, С. 152]. При таком подходе становление ценностных ориентаций происходит как бы стихийно, в индивидуальном движении каждого военнослужащего в специально педагогически организованной среде.
Исходя из функционального предназначения инфраструктуры, можно сделать вывод, что социально-педагогическая инфраструктура является составной частью (элементом) любой воспитательно-образовательной среды, системы, пространства. А социально-педагогическая инфраструктура военно-учебных заведений - это совокупность материальных и технических средств (спортивный городок, бассейн, спортивные уголки, полоса препятствий, спортивные сооружения, спортивный инвентарь, тренажёры, типовые модульные комплексы для занятий физической подготовкой и т.д.), организационных структур и условий (спортивный актив, совет ветеранов по видам спорта, военно-спортивные команды, секции и т.д.), обеспечивающих с помощью внутреннего кадрового потенциала социально-педагогическую деятельность элементов социальной структуры военно-учебных заведений и, конкретно саму физическую подготовку.
Нужно отметить, что в соответствии с межведомственной целевой программой «Развитие системы профессионального образования в российских спецслужбах на 2009-2016», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 года, а также утверждённой Министром обороны Российской Федерации 6.05.2008 г. «Концепцией совершенствования физической подготовки в Вооружённых Силах Российской Федерации до 2016 года» в последние годы все больше внимания со стороны руководства страны и органов военного управления силовых ведомств России уделялось наращиванию в количественно-качественном плане именно материально-технической базы образовательных организаций, что, безусловно, оказывает мощную поддержку организационной стороне инфраструктуры, используемой в целях профессионально-личностного роста курсантов.
Представленные механизмы реализации качественного состояния физической подготовки военнослужа-щихкак деятельности тесно связаны между собой и находятся в постоянном взаимодействии. Данная связь несёт не суммарный характер, а интегративный. Кроме того, они являются не иерархические соподчинёнными, а рядоположными, так как одновременно, в своей совокупности обеспечивают социально-педагогическую деятельность всех компонентовфизической подготовки и устремлены к личности военнослужащего, к её развитию, к профессионально-личностному росту в образовательной средевоенно-учебных заведений России, к физической готовности к военно-профессиональной деятельности.
Исходя из указанных положений, физическая подготовка военнослужащих представляет собой совокупность одновременно существующих своих качественных состояний (явления, процесса, системы и деятельности), каждое из которых представляет собой неизменяемую в разнообразных ситуациях роль, имеет разные формы проявления, специфические механизмы реализации, с помощью которых достигается субъективно определяемый результат - высокий уровень физической подготовленности военнослужащих для выполнения боевых и других задач в соответствии с их предназначением, и вместе с этим профессионально-личностный рост военнослужащих. Это согласуется с требованиями Приказа Министра обороны Российской Федерации от 21.04. 2009 г. №200 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Авторы выражают большую благодарность всем, кто заинтересуется данной проблемой и изъявит желание принять участие в диалоге по ее обсуждению.
Библиографический список
1. Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь / Э.Н. Вайнер, С.А. Кастюнин. М.: Флинта. 2012.
2. Бирюков Н. Записки по военной педагогике. Орел, 1909.
3. Большая советская энциклопедия. Т. 35. М.: Большая советская энциклопедия, 1955. С. 177.
4. Большой медицинский словарь. 2000 /http://dic.academic.ra/dic.nsf/medic2/49265
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию (Курс лекций) / Ю.Б. Гиппенрейгер. - М., 2008. - 352 с.
6. Плыш B.C. Методологические основы разработки целостной теории формирования личности // Методологические проблемы развития педагогической науки. М., 1985. С.167.
7. Кон II.C. Социологическая психология. М., 2006. С. 152.
8. Методология системного подхода в педагогике. М., 1989. С.34.
9. Митраховт ВА. Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума: дис. ... д-ра пед. наук. Волгоград, 2012. 463 с.
10. Митраховт В.А. Формирование воинской чести у военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в Вооружённых Силах Российской Федерации: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2002. 257 с.
11. Психомоторика: словарь-справочник/В.П. Дудьев. М.: ВЛАДОС. 2008.
12. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. - 424 с.
13. Словарь военных терминов / Сост. A.M. Плехов. М.: Воениздат, 1988. 335 с.
14. Толковый словарь современного русского языка /В.В. Лопатин, Л.Е. Лопатина. М.: Эксмо, 2011. 928 с.
References
1. Adaptive physical training. Concise Encyclopedic Dictionary / E.N. Weiner, S.A.Kastyunin. M .: Flint. 2012.
2. Buyukov N. Notes on military pedagogy. Oryol. 1909.
3. Great Soviet Encyclopedia. Vol. 35.M .: Great Soviet Encyclopedia, 1955. P. 177.
4. Large Medical Dictionary. 2000 / http://dic.academic.ra/dic.nsf/medic2/49265
5. GippenreiterYu.B. Introduction to general psychology (course of lectures) / Yu.B.Gippenreiter. - M., 2008. - 352 p.
6. Ilyin VS. Methodological bases of developing a coherent theory of the formation of personality // Methodological problems of pedagogical science, M., 1985.P.167.
7. Konl.S. Sociological psychology. M.,2006.P. 152.
8. The methodology of the system approach to pedagogy. M., 1989.P.34.
9. Mitrakhovich V.A. Pedagogical concept of formation of professionalism of contract servicemen in a military society: dis. ... Dr. ped. Sciences. Volgograd, 2012. 463 p.
10. Mitrakhm'ich I.'. 1. Formation of servicemen at military honor-ing, passing military service in the Russian Armed Forces: dis. ... Cand. ped. Sciences. Volgograd, 2002. 257 p.
11. Psychomotor: dictionary-reference book / V.P.Dudev. M.: VLADOS. 2008.
12. Rubinstein S.L. Problems of general psychology / S.L. Rubinstein. M.: Education, 1973. 424 p.
13. Dictionary of Military Terms / Сотр. A.M.Plekhov. M: MlitaryPublishing, 1988. 335 p.