УДК 796.011.2:343
А. В. Ханжин
Причины низкой эффективности действующей системы физической подготовки сотрудников силовых ведомств и методические направления по ее совершенствованию
В статье дан анализ действующей системы физической подготовки сотрудников силовых ведомств. Определены мнения ученых о ее эффективности. Установлены цель и задачи системы физической подготовки в силовых ведомствах, принципы, отражающие закономерности обучения, и требования по их реализации, средства, методы и формы занятий.
Выявлены недостатки, проблемы и противоречия действующей системы физической подготовки сотрудников силовых ведомств, негативно влияющие на решение ее цели и задач - достижение необходимого уровня физической подготовленности сотрудников силовых ведомств для повышения качества их профессиональной деятельности.
Определены основные научно-теоретические факторы, обусловливающие низкую эффективность действующей системы физической подготовки сотрудников силовых ведомств и отрицательно влияющие на их физическую подготовленность.
Обоснована необходимость совершенствования содержания действующей системы физической подготовки сотрудников силовых ведомств.
Определены методические направления по совершенствованию действующей системы физической подготовки в силовых ведомствах.
This article provides an analysis of the current system of physical training of the employees of law enforcement agencies. Opinions of scientists on its efficiency are defined. The purpose aim and objectives of system of physical training of the employees of law enforcement agencies, principles, reflecting patterns of training, and requirements for implementation, means, methods and forms of occupations are established.
Weaknesses, challenges and controversies affecting of system of physical training of the employees of law enforcement agencies affecting the decision of its aim and objectives are revealed - to achieve the required level of physical fitness of the employees of law enforcement agencies to improve the quality of their performance.
The major scientific-theoretical factors which are causing low efficiency of the current system of physical training of the employees of law enforcement agencies and negatively influencing their physical readiness are defined.
Need of improvement of the maintenance of the current system of physical training of the employees of law enforcement agencies is proved.
The methodical directions are determined by improvement of system of physical training in the law enforcement agencies.
Ключевые слова: система физической подготовки сотрудников силовых ведомств; физическая подготовленность; факторы, обусловливающие низкую эффективность действующей системы физической подготовки; методические направления по совершенствованию действующей системы физической подготовки.
Keywords: system of physical training in the law enforcement agencies.; physical preparedness; factors, resulting in low efficiency of the current system of physical training; methodical directions to improve the current system of physical training.
Физическая подготовка занимает одно из ведущих мест в системе профессиональной подготовки сотрудников силовых ведомств Российской Федерации (под сотрудниками силовых ведомств в данной статье понимаются сотрудники органов МВД, ФСБ, ФСО, ФСИН, ФСКН, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность). Именно высокий уровень физической подготовленности сотрудников силовых ведомств способствует поддержанию сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности, обеспечивает их адаптацию к работе в неблагоприятных условиях (психоэмоцио-
© Ханжин А. В., 2014 148
нальный стресс, утомление, монотония, др.), оптимизирует профессиональное здоровье и увеличивает профессиональное долголетие [1].
Анализ литературных источников, а также результатов исследований показал, что мнения ученых об эффективности действующей системы физической подготовки в силовых ведомствах, направлениях оптимизации и развития ее содержания зачастую расходятся. Выявлен ряд существующих в настоящее время недостатков, проблем и противоречий.
С. Б. Михайлов [2] отмечает, что общее содержание физической подготовки как военнослужащих Вооруженных сил, так и сотрудников органов безопасности и правопорядка недостаточно эффективно разработано, не способствует поддержанию физической подготовленности и развитию профессионально значимых физических качеств. Более того, оно на протяжении многих лет не изменяется, что, в итоге, негативно влияет на результативность выполнения служебно-боевых задач.
Н. И. Кашиным [3] установлено, что содержание физической подготовки на начальном этапе профессиональной подготовки сотрудников силовых ведомств призвано обеспечить выравнивание уровня физической подготовленности обучаемых, ориентировано на слабо подготовленных военнослужащих. Данный фактор, по убеждению ученого, явно не способствует повышению уровня физической подготовленности занимающихся.
Установлено, что действующая система физической подготовки как в Вооруженных силах, так и в правоохранительных органах (МВД, ФСИН, др.), не в полной мере способствует повышению уровня физической подготовленности сотрудников к действию в экстремальных ситуациях [4]. Одной из причин этого, по мнению А. Г. Попова [5], является большое количество времени (79,6%) учебных занятий по физической подготовке, проводящихся в стандартных условиях и ситуациях.
Ряд авторов отмечает, что в решении вопросов организации физической подготовки военнослужащих и сотрудников силовых ведомств наблюдается много формализма и недоработок. Недостаточное внимание уделяется обоснованию содержания физической подготовки с учетом особенностей и условий служебной деятельности. Часто отсутствует или слабо выражена профессиональная направленность физической подготовки, ее связь с психологическим и функциональным видами подготовок [6].
Оценка уровня физической подготовленности сотрудников пограничных органов ФСБ производится по результатам выполнения нормативов из общих разделов физической подготовки. Это не только не позволяет оценить уровень сформированности профессионально важных прикладных двигательных умений и навыков, но и способствует снижению мотивации к их овладению [7].
Во многих силовых ведомствах существуют серьезные проблемы, связанные с невозможностью проведения занятий по лыжной подготовке, прикладному плаванию из-за отсутствия учебно-спортивной базы и полноценного бюджетного финансирования [8]. Например, в территориальных органах, расположенных в Южном и Северокавказском федеральных округах, обычно не проводятся занятия по лыжной подготовке. В большей части это связано с метеорологическими и климатическими условиями, в ряде случаев с отсутствием материально-технической базы. Таким образом, приходится констатировать, что существуют допустимые отклонения от «идеальной» программы.
О. Б. Волков (2008) отмечает, что современные требования, которые оперативно-служебная (профессиональная) деятельность предъявляет сегодня сотруднику силового ведомства, должны определяться профессиограммой - «система признаков и особенностей, описывающих ту или иную профессиональную деятельность, включающую в себя нормы и требования, предъявляемые этой профессией или специальностью к работнику, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии». Профессиограмма может описывать физические, психологические, медицинские, гигиенические и другие особенности специальности или профессии [9]. Однако в доступной литературе профессиограмм сотрудников силовых ведомств найдено крайне малое количество. Научных и методических публикаций, диссертационных и монографических работ по вопросам разработки данного вопроса в ряде силовых ведомств (ФСБ, ФСО, ФСИН, ФСКН) не обнаружено.
Изучение нормативных документов и анализ научно-методической литературы позволили смоделировать действующую систему физической подготовки сотрудников силовых ведомств, раскрыть ее содержание и проанализировать эффективность (см. рис. 1).
Рис. 1. Действующая модель системы физической подготовки сотрудников силовых ведомств
Целью существующей системы физической подготовки в силовых ведомствах является постоянное совершенствование физической подготовленности сотрудников, выработка у них навыков формирования необходимых физических и других качеств [10].
Достижение цели физической подготовки сотрудников силовых ведомств осуществляется за счет решения следующих задач:
1) повышение уровня боеготовности и боеспособности военнослужащих;
2) развитие основных физических качества (сила, выносливость, быстрота);
3) овладение прикладными навыками ускоренного передвижения, в том числе на лыжах, рукопашного боя, плавания;
4) воспитание психической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремленности, смелости и решительности, выдержки и самообладания;
5) укрепление здоровья, повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов, готовности к преодолению длительных физических и психических нагрузок.
Цель и задачи системы физической подготовкой в силовых ведомствах реализуются в соответствии со следующими методическими принципами, отражающими закономерности обучения:
1. Принцип непрерывного и комплексного воздействия на военнослужащего на различных формах занятий по физической подготовке
Суть принципа - обеспечивает непрерывность процесса физической подготовки занимающихся на различных формах занятий (учебные занятия в служебное время и самостоятельные занятия во внеслужебное время) и с учетом индивидуальных потребностей и интересов занимающихся.
Эффективность реализации принципа возможна при соблюдении следующих требований:
1) логическая и содержательная взаимосвязь и взаимовлияние всех форм занятий физическими упражнениями;
2) участие занимающихся во всех формах занятий;
3) все формы занятий преимущественно должны быть направлены на комплексное развитие и формирование профессионально значимых физических, психических и других качеств занимающихся;
4) ответственность в организации занятий заинтересованных лиц (специалист и внештатный инструктор по физической подготовке, а также занимающиеся) за непрерывность педагогических воздействий, организацию и проведение занятий физической подготовкой.
2. Принцип систематичности и последовательности педагогических воздействий
Суть принципа - предусматривает регулярность выполнения занимающимися физических упражнений, определенную последовательность педагогических воздействий (поэтапное построение процесса физической подготовки, последовательность действий ответственных должностных лиц (специалист и внештатный инструктор по физической подготовке) по контролю над процессом обучения военнослужащих).
Эффективность реализации принципа возможна при соблюдении следующих требований:
1) систематичность (регулярность) использования всех форм занятий по физической подготовке;
2) поэтапное и последовательное построение процесса физической подготовки с учетом уровня физической, психологической и другой подготовленности занимающихся;
3) методически грамотная последовательность использования средств и методов физической подготовки в ходе различных форм занятий;
4) рациональная периодичность управленческих воздействий на занимающихся и контроля ответственных должностных лиц (специалист и внештатный инструктор по физической подготовке) над учебным процессом.
3. Принцип индивидуализации
Суть принципа - индивидуальный подход к организации занятий, предполагающий изменение содержания занятий учебного процесса, постоянное варьирование его методов и организационных форм с учетом общих и личных качеств занимающихся для обеспечения как всестороннего, так и индивидуального их развития.
Эффективность реализации принципа возможна при соблюдении следующих требований:
1) нагрузку, трудность задания следует планировать, исходя из индивидуальных особенностей занимающихся, самочувствия в данный момент, уровня физической подготовленности;
2) индивидуальное использование средств физической подготовки и выполнение физических упражнений по интересам с целью развития профессионально значимых физических, психических и других качеств.
В качестве основных средств в системе физической подготовки в силовых ведомствах в рамках учебной программы «Физическая подготовка» используются комплексы физических упражнений из числа тех, которые сложились в «базовой» физической культуре и спорте, а также военно-прикладные применительно к особенностям служебной деятельности.
В системе физической подготовки в силовых ведомствах используются следующие методы: общепедагогические, обучения двигательным действиям, методы развития физических качеств, а также игровой и соревновательный.
Основной формой занятий по физической подготовке сотрудников силовых ведомств являются учебные занятия, проводимые в служебное время в течение всего календарного года. Дополнительной формой занятий по физической подготовке являются самостоятельные занятия физической подготовкой во внеслужебное время, например в секциях по индивидуально избранным видам спорта.
Сотрудниками кадровых подразделений осуществляется контроль за уровнем физической подготовленности сотрудников.
Как видно из рис. 1, существующая система физической подготовки в силовых ведомствах направлена на следующий результат - достижение необходимого уровня физической подготовленности сотрудников, который должен отвечать требованиям профессиональной деятельности.
Однако изучение и анализ содержания современных программ, концепций и методик по организации занятий по физической подготовке в силовых ведомствах позволил сделать вывод о том, что действующая система физической подготовки далеко не совершенна и имеет недостатки. На наш взгляд, это обусловлено рядом причин, выявленных в ходе анализа содержания процесса физической подготовки:
1) самостоятельные занятия физической подготовкой во внеслужебное время практически не организованы;
2) физические упражнения из «базовой» физической культуры и спорта, а также военно-прикладные упражнения малоэффективно используются или практически не используются на самостоятельных занятиях физической подготовкой, фактически не используются как на учебных, так и на самостоятельных занятиях физической подготовкой профессионально-прикладные физические упражнения;
3) отсутствует содержательная взаимосвязь между средствами физической подготовки, формами занятий и методами обучения;
4) низок (формален) контроль за уровнем физической подготовленности военнослужащих.
Данные обстоятельства, по сути, не удовлетворяют требованиям системы физической подготовки, что, в конечном итоге, не обеспечивает решение поставленной цели и задач действующей системы физической подготовки сотрудников силовых ведомств - достижение необходимого уровня физической подготовленности сотрудников силовых ведомств для повышения качества их профессиональной деятельности.
Также установлены основные научно-теоретические факторы, обусловливающие низкую эффективность действующей системы физической подготовки в силовых ведомствах и отрицательно влияющие на физическую подготовленность сотрудников (рис. 2).
Разобщенность
различных научных теорий о системе физической подготовки
Отсутствие общепринятого представления о сущности и структуре физической подготовки, влияния профессионально-прикладной физи ческой подготовленности на качество профессиональной деятельности
Система физической подготовки сотрудников силовых ведомств
Незавершенность изучения условий, особенностей и требований профессиональной деятельности
Незавершенность научного обоснования профессиограмм, а также развития и формирования ее компонентов в повышении качества профессиональной деятельности
Рис. 2. Основные научно-теоретические факторы, обусловливающие низкую эффективность действующей системы физической подготовки
сотрудников силовых ведомств
К основным научно-теоретическим факторам относятся следующие:
1) разобщенность различных научных теорий о системе физической подготовки;
2) незавершенность изучения условий, особенностей и требований профессиональной деятельности сотрудников и их учета при организации процесса физической подготовки;
3) незавершенность научного обоснования профессиограмм, а также развития и формирования ее компонентов (профессионально значимых требований, в том числе к физической подготовленности) в повышении качества профессиональной деятельности;
4) отсутствие общепринятого представления о сущности и структуре физической подготовки сотрудников, влияния профессионально-прикладной физической подготовленности на качество профессиональной (оперативно-служебной) деятельности.
Выявленные научно-теоретические факторы низкой эффективности действующей системы физической подготовки указывают на необходимость ее совершенствования и устранение причин, негативно влияющих на уровень физической подготовленности сотрудников силовых ведомств. Устранение выявленных неблагоприятных факторов в значительной степени позволит повысить эффективность функционирования системы физической подготовки сотрудников силовых ведомств, уровень их физической подготовленности и как следствие качество профессиональной деятельности.
Теоретический анализ и обобщение литературных источников по выявленной проблеме обеспечили возможность определения методических направлений по совершенствованию действующей системы физической подготовки в силовых ведомствах, к которым относятся следующие:
1) процесс физической подготовки должен быть непрерывным;
2) методические принципы, отражающие закономерности обучения, должны содержательно адаптироваться к особенностям профессиональной деятельности сотрудников силовых ведомств;
3) определение содержания различных форм занятий должно проводиться по принципу индивидуализации средств и методов профессионально-прикладной физической подготовки;
4) для повышения уровня теоретических знаний, которые способствуют формированию положительного эмоционально-ценностного и мотивационного отношения к занятиям физической подготовкой, в содержание Программы по физической подготовке необходимо включить содержательно взаимосвязанные теоретические и организационно-методические занятия;
5) необходимо применять методические рекомендации по организации занятий физической подготовкой по месту жительства, в домашних условиях, учитывающие индивидуальные особенности и интересы сотрудников;
6) необходимо разработать профессиограмму профессиональной деятельности сотрудников силовых ведомств конкретной специальности и на ее основе программу профессионально-прикладной физической подготовки с подбором средств и методов педагогического воздействия, преимущественно направленных на развитие профессионально значимых физических качеств, психических процессов, а также повышение работоспособности функциональных систем организма.
Примечания
1. Барчуков И. С., Назаров Ю. Н., Егоров С. С., Мацур И. А., Сидоренок И. В., Алексеев Н. А., Маликов Н. Н. Физическая культура и физическая подготовка. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009; Желтов Р. А. Физическая подготовка и совершенствование профессиональной компетенции сотрудников региональных учреждений уголовно-исполнительной системы: дис. ... канд. пед. наук. М., 2011; Жолдак В. И., Кра-сильников К. В., Куприянов А. В., Федий Н. М. Здоровый образ жизни и физическая подготовка военнослужащих образовательных учреждений Федеральной службы безопасности Российской Федерации: учеб.-метод. пособие. М., 2010. С. 40-184; Сущенко В. П. Физическая подготовка специальных подразделений / Воен. ин-т физ. культуры. СПб., 2005; Ященко Ю. Г. Педагогические особенности физической подготовки сотрудников подразделений криминальной милиции МВД РФ: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005; Михайлов С. Б. Оптимизация организационно-педагогических условий физической подготовки военнослужащих в местах постоянной дислокации: дис. ... канд. пед. наук. Малаховка, 2007.
2. Михайлов С. Б. Указ. соч.
3. Кашин Н. И. Содержание и методика профессионально-прикладной физической подготовки курсантов вузов силовых ведомств на начальном этапе обучения: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005.
4. Саракул А. Г. Психологическая подготовка личного состава подразделений специального назначения путем применения физических упражнений, сочетаемых с приемами психоэмоционального упражнения: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005.
5. Попов А. Г. Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов высших военных учебных заведений на основе моделирования условий боевой деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009.
6. Сущенко В. П. Указ. соч.; Кашин Н. И. Указ. соч.; Саракул А. Г. Указ. соч.; Шаповалов Е. Г. Комплексная методика развития профессионально значимых качеств у курсантов образовательных учреждений ФСБ России пограничного профиля с использованием средств гиревого спорта: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2012.
7. Шаповалов Е. Г. Указ. соч.
8. Барчуков И. С., Назаров Ю. Н., Егоров С. С., Мацур И. А., Сидоренок И. В., Алексеев Н. А., Маликов Н. Н. Указ. соч.
9. Волков О. Б. Совершенствование подготовки сотрудников спецслужб к профессионально-коммуникативной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2008.
10. Барчуков И. С., Назаров Ю. Н., Егоров С. С., Мацур И. А., Сидоренок И. В., Алексеев Н. А., Маликов Н. Н. Указ. соч.; Желтов Р. А. Указ. соч.; Жолдак В. И., Красильников К. В., Куприянов А. В., Федий Н. М. Указ. соч.; Сущенко В. П. Указ. соч.; Ященко Ю. Г. Указ. соч.; Михайлов С. Б. Указ. соч.; Попов А. Г. Указ. соч.; Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 6-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2008.
Notes
1. Barchukov I. S., Nazarov Yu. N., Egorov S. S., Matsur I. A. Sidorenok I. V., Alekseev N. A., Malikov N. N. Fizicheskaya kul'tura i fizicheskaya podgotovka [Physical culture and physical preparation]. Moscow: YuNITI -DANA. 2009; Zheltov R. A. Fizicheskaya podgotovka i sovershenstvovanie professional'noj kompetencii sotrud-nikov regional'nyh uchrezhdenij ugolovno ispolnitel'noj sistemy. Dis. Kand. ped. nauk. [Physical preparation and improvement of professional competence of staff of regional institutions of criminally executive system: Cand. ped. sci. diss.] Moscow, 2011; Zholdak V. I., Krasilnikov K. V., Kupriyanov A. V., Fedy N. M. Zdorovyj obraz zhizni i fizicheskaya podgotovka voennosluzhashchih obrazovatel'nyh uchrezhdenij Federal'noj sluzhby bezopasnosti Rossijskoj Federacii [Healthy lifestyle and physical training of the military personnel of educational institutions of Federal Security Service of the Russian Federation]: tutorial. Moscow. 2010. Pp. 40-184; Sushchenko V. P. [Physical preparation of special divisions] / Voen. in t fiz. kul'tury - Military Institute of Physical Culture. Saint-Petersburg. 2005; Yashchenko Yu. G. Pedagogicheskie osobennosti fizicheskoj podgotovki sotrudnikov po-drazdelenij kriminal'noj milicii MVD RF: Diss. Kand. ped. nauk. [Pedagogical features of physical training of staff of divisions of criminal militia of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: Cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2005; Mikhaylov S. B. Optimizaciya organizacionno pedagogicheskih uslovij fizicheskoj podgotovki voennosluzhashchih v mestah postoyannoj dislokacii: Diss. Kand. ped. nauk [Optimization organizationally the pekdakgokgikcheskikh of conditions of physical training of the military personnel in permanent locations: Cand. ped. sci. diss.]. Malakhovka, 2007.
2. Mikhaylov S. B. Spec. work.
3. Kashin N. I. Soderzhanie i metodika professional'no prikladnoj fizicheskoj podgotovki kursantov vuzov silovyh vedomstv na nachal'nom ehtape obucheniya: Diss. Kand. ped. nauk [The contents and technique of professional-applied physical training of cadets of higher education institutions of power departments at the initial stage of training: Cand. ped. sci. diss.]. Saint-Petersburg. 2005.
4. Sarakul A. G. Psihologicheskaya podgotovka lichnogo sostava podrazdelenij special'nogo naznacheniya putem primeneniya fizicheskih uprazhnenij, sochetaemyh s priemamipsihoehmocional'nogo uprazhneniya: Diss. Kand. ped. nauk [Psikhologicheskaya preparation of staff of divisions of a special purpose by application of the physical exercises combined with methods of psychoemotional exercise: Cand. ped. sci. diss]. Saint-Petersburg. 2005.
5. Popov A. G. Professional'no prikladnaya fizicheskaya podgotovka kursantov vysshih voennyh uchebnyh zavedenij na osnove modelirovaniya uslovij boevoj deyatel'nosti: Diss. Kand. ped. nauk [Professionalno applied physical training of cadets of the highest military educational institutions on the basis of modeling of conditions of fighting activity: Cand. ped. sci. diss.]. Volgograd, 2009.
6. Sushchenko V. P. Spec. work; Kashin N. I. Spec. work; Sarakul A. G. Spec. work; Shapovalov E. G. Kom-pleksnaya metodika razvitiya professional'no znachimyh kachestv u kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij FSB Rossii pogranichnogo profilya s ispol'zovaniem sredstv girevogo sporta: avtoref. diss. Kand. ped. nauk. [Complex methodology of development of professionally significant qualities at cadets of educational institutions of FSB of Russia of a boundary profile with use of means of kettlebell sports: Cand. ped. sci. autoref. diss]. Saint-Petersburg. 2012.
7. Shapovalov E. G. Spec. work.
8. Barchukov I. S., Nazarov Yu. N., Egorov S. S., Matsur I. A. Sidorenok I. V., Alekseev N. A., Malikov N. N. Spec. work.
9. Volkov O. B. Sovershenstvovanie podgotovki sotrudnikov specsluzhb k professional'no kommunikativnoj deyatel'nosti: Diss. Kand. ped. nauk [Improvement of training of staff of intelligence services to professionally communicative activity: Cand. ped. sci. diss.]. Saratov, 2008.
10. Barchukov I. S., Nazarov Yu. N., Egorov S. S., Matsur I. A. Sidorenok I. V., Alekseev N. A., Malikov N. N. Spec. work; Zheltov R. A. Spec. work; Zholdak V. I. Krasilnikov K. V., Kupriyanov A. V., Fedy N. M. Spec. work; Sushchenko V. P. Spec. work; Yashchenko Yu. G. Spec. work; Mikhaylov S. B. Spec. work; Popov A. G. Spec. work; Holodov Zh. K. Kuznetsov V. S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and technique of physical training and sports]: tutorial for students of higher education institutions. 6th ed. Moscow: Akademiya Publ. 2008.
УДК 74.267.5:74.005.54
Т. Л. Караваева
Методический подход к совершенствованию физической подготовки учащихся профильных медицинских классов
Статья посвящена анализу системы физической подготовки учащихся профильных медицинских классов, выявлению причины низкой эффективности действующей системы физического воспитания и обоснованию педагогических подходов к ее совершенствованию.
The article is devoted to the analysis of the system physical training students specialized medical classes, identify the reasons for the low efficiency of the current system of physical education and to the rationale pedagogical approaches to its improvement.
Ключевые слова: учащиеся профильных медицинских классов, физическая подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка, причины низкой эффективности действующей системы физической воспитания.
Keywords: students specialized medical classes, physical training, professionally applied physical training, the reasons for the low efficiency of the current system of physical education.
Формирование личности специалиста начинается в школьные годы. Сегодняшнее образование нацеливает выпускника школы не только на то, чтобы он вышел в жизнь достаточно физически подготовленным, но и с развитым функциональным и двигательным потенциалом применительно к конкретным видам трудовой деятельности [1].
Развитие общества, научно-технический прогресс сопровождаются не только социальными и техническими достижениями, совершенствующими образ жизни современного человека, но и оказывают воздействие на природу самого человека, предъявляя разнообразные требования к определенным качествам индивида, в том числе его физическому развитию, оптимальной работоспособности, трудоспособности.
По мнению И. А. Медведева, основная идея обновления общего образования на старшей ступени общеобразовательной школы - это её переориентирование на профильное обучение и создание специализированной подготовки старшеклассников с учетом их индивидуальных способностей и познавательных интересов [2].
И. К. Латыпов отмечает, что профильное обучение предусматривает отбор и профессиональную ориентацию школьников на будущую профессиональную деятельность и будет способствовать профессиональному самоопределению учащихся в соответствии с профилем избранной специфики и индивидуальным особенностями. По мнению автора, профиль обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся, от которого в немалой степени зависят успешность учения в старших классах, подготовка школьников к переходу на следующую образовательную ступень, а в целом - и к будущей профессиональной деятельно-
© Караваева Т. Л., 2014