УДК 331.108.26+796.015.132
ТЕНДЕНЦИЯ УСИЛЕНИЯ РОЛИ ОРГАНИЗАТОРСКО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
© Игорь Юрьевич ПУГАЧЕВ
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической подготовки Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» 197045, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Ушаковская набережная, 17/1
E-mail: [email protected] © Юрий Юрьевич КОРАБЛЕВ кандидат педагогических наук, доцент, старший инспектор по особым поручениям УМВД России по Тамбовской области 392002, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Энгельса, 31 E-mail: [email protected] © Эседулла Маллаалиевич ОСМАНОВ доктор медицинских наук, профессор, помощник проректора по экономико-правовым вопросам и инфраструктурному развитию Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: [email protected]
Рассмотрена тенденция повышения требований организаторско-управленческого компонента в деятельности военных специалистов по физической подготовке на основе ретроспективного анализа научных подходов к их функционально-должностным обязанностям, а также уточнена структура усложняющейся этапности формирования командно-методических и организаторских навыков у обучающихся военнослужащих как в учебных частях, так и в образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации с точки зрения теории и организации физической подготовки войск (сил флота). Значительное увеличение объема функциональных задач специалистов физической подготовки Вооруженных Сил вызвано необходимостью подготовки военнослужащих в контексте введения новой концепции «выживания», в том числе в условиях горно-пустынной местности, в условиях Арктического шельфа, и целесообразным внедрением специфических военно-прикладных видов спорта: подводная стрельба, подводный рукопашный бой, модернизированная горная полоса препятствий и т. п.
Ключевые слова: организаторско-управленческий компонент; Вооруженные Силы; специалисты физической подготовки; функционально-должностные обязанности
DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-11(163)-22-35
Введение. Военные специалисты по физической подготовке в аспекте организатор-ско-управленческого компонента реализуют свою профессиональную деятельность в воинских частях. Воинская часть - организационно самостоятельная боевая, учебная и административно-хозяйственная единица в Вооруженных Силах [1]. Воинским частям присваиваются закрытые наименования -номера войсковых частей. В «Наставлении по физической подготовке Вооруженных Сил Союза ССР» 1959 г. под воинской частью понималось - «соответствующие корабли и военно-учебные заведения». Наставлением по физической подготовке в Совет-
ской Армии и Военно-Морском Флоте (НФП-87) воинской частью трактовалось -«отдельный батальон (дивизион), полк, корабль 1 ранга, бригада и другие, им соответствующие части» [2]. В «Наставлении по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации» (НФП-2001) под воинской частью понимались также органы военного управления и организации Вооруженных ^л [3]. Действующим НФП-2009 под «воинской частью» рассматриваются соединения, полки (им равные), корабли 1, 2, 3 и 4 ранга, отдельные батальоны (им равные), а также отдельные роты [4]. Исходя из вышеизложенного и согласовыва-
ясь со сведениями, представленными в настоящий момент на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации -mil.ru, под воинской частью в контексте нашей работы мы будем понимать органы военного управления, объединения, бригады, соединения, корабли 1-2 ранга, учреждения и организации Вооруженных Сил РФ.
По мнению Ш.З. Хуббиева, изучавшего пути оптимизации организаторской деятельности начальника физической подготовки и спорта части, термин «организация» в научной литературе имеет множество неоднозначных трактовок [5]. Некоторые ученые относят организацию к функции управления (В.П. Боголепов, 1968; О.А. Дейнеко, 1970; Д.Н. Бобрышев, 1971; М.И. Сетров, 1972; В Т. Афанасьев, 1973; Г.Х. Попов, 1974; И.С. Магнутов, Л.И. Уманский, 1975; Н А. Simon, 1966; Н.А. Юманов, 1983 [6];
B.А. Шейченко, 1998 [7]; В.А. Щеголев, 1991 [8]; Ю.Н. Щедрин, 2002 [9]; А.А. Пивачев и др., 2010; И.А. Кузнецов и др., 2014 [10]).
Профессорско-преподавательский состав кафедры «Теории и организации служебно-прикладной физической подготовки, физической культуры и спорта» (ранее - «Теории и организации физической подготовки войск» в учебниках для курсантов Военного института физической культуры [11-13] рассматривают организацию не как отдельную функцию, а как группу функций, включающую функции планирования, подготовки руководителей, материального обеспечения, контроля и учета (по Л.А. Вейднер-Дуброви-ну и др., 1980), либо функции планирования, подготовки руководителей, контроля и учета (по Л.А. Вейднер-Дубровину, В.В. Миронову, В.А. Шейченко и др., 1992).
По материалам литературных источников ряд авторов отождествляют термин «организация» с термином «управление» (А.Е. Лунев и др., 1968; Ю.М. Козлов, 1969; Т.И. Петров, 1974; В.А. Кононов, 2014) или придают компоненту «организации» особый статус самостоятельной функции наряду с управлением (М. Живкович, 1974; Б.З. Мильнер, 2010 [14];
C.М. Сильчук, 2013 и др.).
В ст. 5 действующего «Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах РФ» - НФП-2009 отмечается, что «Специальные задачи физической подготовки устанавливаются в руководствах по физической
подготовке в видах (родах войск) Вооруженных Сил, утверждаемых соответствующими должностными лицами» [4]. Вместе с тем вышеуказанные руководства (РФП) были введены в действие лишь в 2014 г. К примеру, в РФП Военно-Морского Флота (2014) конкретизируется, что управление физической подготовкой включает: руководство, планирование, организацию, обеспечение, контроль и учет [15; 16]. При этом поясняется, что руководство физической подготовкой включает: выработку и принятие решений; постановку задач исполнителям, организацию взаимодействия и всестороннее обеспечение их действий; контроль за ходом выполнения поставленных задач; анализ результатов и подведение итогов. Вместе с тем аналогичная трактовка понятия сущности управления и руководства представлена и в РФП других видов и родов войск Вооруженных Сил. В данных документах не отчетливо проявляется разница в терминах «управление», «организация», «руководство». Это создает значительные трудности в процессе учета особенностей управления и организации физической подготовки военному специалисту, поскольку ее реализация по сути интегрирована в общее направление. Даже малый элемент «планирования» также структурно предполагает «подготовку руководителей», «контроль и учет», а также свои особенности организации.
В этой связи целью настоящего исследования являлось: во-первых, уточнение научных взглядов на уяснение сущности понятий «управление», «организация», «руководство» в деятельности специалиста физической подготовки войсковой части; во-вторых, выявление объема структурных элементов, составляющих содержание вышеуказанных терминов в пролонгированном периоде во взаимосвязи с требованиями «Наставлений по физической подготовке», как основных руководящих документов, регламентирующих систему физической подготовки на соответствующих этапах развития Вооруженных Сил; в-третьих, изучение динамики требований к формированию командно-методических и организаторских навыков у обучающихся военнослужащих как в учебных частях, так и в образовательных учреждениях Министерства обороны РФ с точки зрения теории и организации физической подготовки сил флота (войск).
Методика исследования включала следующие методы: педагогическое наблюдение; изучение литературных данных; педагогический анализ и обобщение; профессио-графический анализ; контент-анализ; ретроспективный анализ.
Результаты исследования. В контексте работы следует отметить, что понятие «организация» далеко не однозначно и предполагает не только направленность деятельности тех или иных должностных лиц по координации действий всех участников той или иной социальной системы. Организация как понятие предполагает, например, совокупность согласованности деятельности подразделений, составляющих структуру какого-либо предприятия, сообщества, либо процесс упорядочения различных мероприятий, имеющих социальную значимость (организация состязания, спортивного праздника), либо придание планомерности действиям различных компонентов какой-либо системы (организация производства, упорядочение деятельности), либо приведение в строгую систему работу различных должностных лиц (О.А. Дейнеко, 1970; Ш.З. Хуббиев, 1977 [5]; И.И. Кукса, 1978; В.В. Миронов, 1990; Ю.Ф. Курамшин, 2010 [17]; О.Д. Якименко, 2016 [18] и др.).
Поэтому вполне логично рассматривать категорию «организация» в статике и в динамике. В первом случае она предстает как некая структура (взаимное расположение, взаимосвязь и взаимодействие отдельных частей целой системы). Во втором - организация представлена деятельностью или действиями субъекта и объекта управления, которые направлены на упорядочение функционирования элементов системы, приведение их в определенную структуру, координацию действий исполнителей. В таком контексте организация предстает как функция управления.
По мнению Д.А. Аакера (2003) и А.Н. Козырева, В.Л. Макарова (2003), одной из важных категорий профессионального управления является видение организации, которое формируется ее высшим менеджментом. Видение - это выраженный в определенной форме долгосрочный имидж системообразующего учреждения (например, ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия») или представление о том, каким оно должно стать.
Широкое распространение в современной науке и практике управления различными социальными системами такого явления, как «менеджмент», не внесло значительных изменений во взглядах ученых и на такие категории, как «управление» и «организация». Учитывая многозначность и многоас-пектность понятия «организация» и исходя из характера изложения обязанностей должностных лиц в «Наставлении по физической подготовке Вооруженных Сил СССР» 1966 г. (НФП-66) [19], Ш.З. Хуббиев считал возможным рассматривать организацию не как отдельную функцию, а как группу функций управления, включающую: планирование, подготовку руководителей, материальное обеспечение, контроль и учет [5]. Такие функции, как координация, мотивация, распорядительность, регулирование, а также ряд других, указанных в работах различных авторов научных исследований, он не включал в структуру организации, считая их функциями управления.
В настоящее время именно такая оценка структуры и предназначения функции «организация» рассматривалась в НФП-2001 [3] и представлена в действующем НФП-2009 [4]. В ст. 45 НФП-2001 отмечается, что организация физической подготовки включает в себя: распределение ответственности и полномочий должностных лиц, регулирование и распорядительство, стимулирование.
Следует отметить, что трактовка «организации», представленная в НФП-2001 [3], даже более уязвима, чем в НФП-87 [2]. Действительно, вряд ли начальник физической подготовки и спорта (ФП и С) воинской части, несущий ответственность за ее организацию, наделен полномочиями распределять ответственность за состояние и проведение физической подготовки между командирами подразделений, заместителями командира полка, начальниками служб. Их ответственность в данном вопросе определена Уставом внутренней службы и должностными инструкциями. Весьма сомнительно наличие в данном контексте и функции распорядительства, поскольку она по смыслу близка к понятию «руководство».
Исполнение также органически связано с управлением, руководством, организацией. Управленческие решения и организация их выполнения не могут быть реализованы без
отношений исполнения (О.А. Дейнеко, 1970). Вся эффективность управления проявляется в том, насколько удалось воплотить в жизнь принятое решение, а поэтому исполнение на всех уровнях управленческой иерархии и есть его заключительная фаза. Все управляющие воздействия реализуются исполнением, которое представляет собой реакцию нижестоящих руководителей на эти воздействия. В общевоинских уставах отношения исполнителей конкретизируются применительно к их должностям определенным перечнем работ (обязанностей) по обучению и воспитанию личного состава.
Таким образом, по мнению Ш.З. Хуб-биева (1977), И.И. Куксы (1978), Л.А. Вейд-нер-Дубровина и др. (1980), управление представляет собой совокупность руководства и организации, с которыми органически связано исполнение, пронизывающее весь процесс управления и являющееся своеобразной реакцией на управленческие воздействия.
Согласно представлениям действительного члена Международной академии наук (Мюнхен, Германия) профессора В.И. Кнор-ринга: «Управление есть процесс, а система управления - механизм, который обеспечивает этот процесс. Любой динамический процесс, в котором могут участвовать и люди, состоит из отдельных процедур, операций и взаимосвязанных этапов. Их последовательность и взаимосвязь составляют технологию управленческого процесса» [20]. В настоящее время в государственном и негосударственном секторах выработан целый ряд разного рода механизмов, адекватных условиям перехода страны к инновационному пути развития.
Для процесса управления необходимо практическое мышление. Прежде чем решить проблему, руководитель должен вначале ее сам сформулировать - «увидеть», а затем рассматривать как задачу. Особенностью практического мышления в организационно-управленческой деятельности начальника физической подготовки воинской части является необходимость решения не только «готовых», сформулированных задач и проблем, но и умение их вычленять, правильно ставить, формулировать. Это требует важного мыслительного качества - умения видеть проблему, различать задачи, требующие разрешения.
Формированию таких умений, на наш взгляд, должно способствовать применение заданий, не содержащих вопроса в явном виде, где следует сформулировать его, выделить искомые величины.
Еще одна специфическая особенность мыслительных задач руководителя - их высокая неопределенность, которая может возникнуть в силу различных причин. Она может стать следствием нехватки (дефицита) нужной информации. В условиях дефицита информации инициируются мыслительные операции, направленные на реконструкцию недостающих сведений. Отсюда важная особенность мышления руководителя - способность к реконструированию информации, умение видеть «больше, чем дано».
Вторая причина неопределенности - наоборот, избыточность информации. Объем ее может становиться столь большим, что предельно затрудняется выделение в ней главного, относящегося к данной проблеме. В связи с этим необходимо такое мыслительное качество руководителя, как свойство селективности, избирательности восприятия и осмысления информации, умение выделять в ней главное и отфильтровывать второстепенное.
Динамичность и вариативность изменения ситуации придает управленческой деятельности и другую специфическую особенность - необходимость скорости мышления, оперативности включения в ситуацию, быстрой переключаемости от действия к осмыслению и наоборот. Правильное само по себе решение может стать ошибочным в случае его несвоевременности.
Результатом практического мышления должно стать решение, причем решения руководителя должны быть предельно определенными, конкретными, простыми. В этом случае меньше возможностей для их искажения, больше возможностей для контроля.
В.В. Миронов (1996, 1998), рассматривая проблемы менеджмента в сфере физической культуры и спорта, физической подготовки войск, отмечает, что понятие «организация» имеет много разнообразных трактовок. Так, в научной литературе по теории управления и организации «организация» рассматривается как атрибут системы и ее характеристика, то есть означает внутреннюю упорядоченность, определенную согласованность частей системы, которая обусловлена ее строением. В
ней сочетаются многообразные связи (физические, правовые, технологические, экономические) и человеческие отношения.
Согласно взглядам Б.З. Мильнера (2010), организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» автором понимается управление, а под «социальным образованием» - то, что организация состоит из людей или их групп, взаимодействующих между собой.
Модели взаимодействия, которым следуют индивидуумы, являются преднамеренными. Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации.
Термин «организация» («организовывание») используется также для обозначения одной из функций управления, которая выражается в создании и совершенствовании системы, поддержании определенного порядка при ее функционировании. Некоторые ученые отождествляют «организацию» с социальной системой, либо в виде определенной социальной группы, в которой существует функциональное разделение труда, направленное на достижение общей цели, либо как разумную систему сознательно скоординированных видов деятельности (Р. Акофф, Ф. Эмери, 1971; М.А. Shubir, 1975; Т. Питере, Р. Уотермен, 1986; Н.Г. Черников, 1986 [21]; В.А. Чигирёв и др., 1990 [22]; В.Г. Федоров, 1998 [23] и др.). При этом организация становится объектом управления со стороны управляющей системы (управленческого персонала).
Функционирование организации как объекта управления предполагает наличие и
реализацию всех управленческих функций в процессе принятия решений.
В учебном пособии для вузов под редакцией профессора В.И. Подлесных (1999), в котором раскрываются основы менеджмента, отмечается, что основу мира менеджеров составляет организация. Следовательно, по его мнению, организация представляет собой группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
В то же время, раскрывая базовые функции управления (табл. 1), авторский коллектив вышеуказанного учебника среди них выделяет и функцию организации, которая осуществляется на стадии реализации решения. Управление при этом рассматривается как интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, который необходим для достижения целей организации.
Организация, как функция управления, в этом случае представляет собой процесс, включающий в себя:
- определение рациональных форм разделения труда;
- распределение труда среди работников, групп работников и подразделений;
- разработку структуры органов управления;
- регламентацию функций, подфункций, работ, операций;
- установление прав и обязанностей органов управления и должностных лиц;
- подбор и расстановку кадров.
Таким образом, функцию организации
можно рассматривать в двух аспектах: как процесс создания системы и как процесс ее совершенствования. А сама организация работ представляет собой функцию, которую должны выполнять все руководители, независимо от их ранга.
Таблица 1
Классификация функций управления (по В.И. Подлесных и др., 1999)
_Стадии управления__Функции управления
Принятие управленческого решения Прогнозирование_
_Планирование_
Реализация решения Организация_
Координация и регулирование_
_Активизация и стимулирование_
Контроль Учет_
Анализ
Примерно такой же подход к оценке термина «организация» излагается в других учебниках и учебных пособиях по менеджменту (P.M. Alexander, S.A. Sprayberry, 1983; L P. James, 1989; Ф.М. Русинов, М.Л. Разу, В.А. Денисов и др., 1998; В.Р. Веснин, 1999; Е.Ф. Прокушев, 1999 и др.). Так, по мнению В.Р. Веснина (1999), содержание такого понятия, как «организация» составляет единство людей, образующих коллектив, и условий их деятельности. Организация позволяет находящиеся в ее распоряжении материальные, трудовые, информационные ресурсы преобразовать на основе соответствующих технологий для достижения поставленных целей.
В качестве основного психолого-педагогического условия, необходимого для формирования вышеуказанных организационно -управленческих технологий, на наш взгляд, является необходимость включения в процесс подготовки военнослужащих отдельных планов, программ по формированию умений своевременно принимать правильные организационно-управленческие решения. При этом большое внимание должно уделяться применению средств обучения для формирования навыков решения профессиональных задач, на основе систематизированных теоретических организационно-управленческих знаний, а также средств обучения для развития навыков организации работы в малых коллективах исполнителей (Л.В. Морозова, Л.А. Кирьянова, О.Г. Морозов, 2016 и др. [24]). Большое значение в процессе подготовки слушателей и курсантов должно уделяться направленности на постоянный поиск путей повышения уровня мотивации к личному самосовершенствованию в сфере организационно-управленческой деятельности, а также на формирование у них установки на профессиональное саморазвитие в сфере организационно-управленческой деятельности. Важными психолого-педагогическими условиями также являются: разработка комплекса мероприятий по контролю над уровнем развития качеств у военнослужащих, необходимых для организационно-управленческой деятельности; выработка объективных критериев оценки развития качеств, необходимых для организационно-управленческой деятельности; разработка педагогических мер для повышения уровня организационно-
управленческой подготовленности командного состава.
Современные информационно-просветительные технологии ориентированы на проявление инициативы, творчества, инновационных подходов, что в целом способствует формированию общих управленческих способностей. В то же время посредством этих технологий могут формироваться и специфические организационные навыки, связанные со стратегическим планированием, принятием управленческого решения, сбором, обработкой и распределением информации.
Исследование схем формальных организаций показывает, что существует уровень вертикального и горизонтального разделения труда. Руководитель верхнего уровня в структуре вертикального разделения труда управляет деятельностью руководителей среднего и низшего уровней, то есть формально обладает большей властью и более высоким статусом. Вертикальная дифференциация связана с иерархией управления в организации, к которой относится воинская часть. Чем больше ступеней иерархической лестницы между высшим уровнем управления и исполнителями, тем более сложной является данная организация. Полномочия распределяются по должностям и руководителям, занимающим эти должности. Цель рассматривается как ориентир для потока связей и полномочий.
Горизонтальная дифференциация отражает степень разделения труда между отдельными структурными единицами. Чем больше в организации различных сфер, требующих специализированных знаний и навыков, тем также более сложной она является. Горизонтальная специализация направлена на дифференциацию функций. Она охватывает определение работы (соединение различных отдельных заданий) и определение взаимосвязи между различными видами работ, которые могут выполняться одним или многими работниками.
Как было отмечено нами выше, в то же время организация выступает и как функция. Она берет на себя решение вопросов по подготовке к практическому воплощению замыслов руководителей, которые отражаются в планах, программах, стратегиях, концепциях, приказах, приказаниях, распоряжениях.
Органы власти и органы управления общей компетенции призваны решать общие вопросы всех отраслей государственного, военного и народно-хозяйственного комплекса страны. В соответствии с Конституцией РФ к органам общей компетенции относятся: федеральные органы государственной власти и государственного управления -Президент РФ; Федеральное Собрание: Совет Федераций и Государственная Дума; Правительство РФ. Президент РФ издает указы и распоряжения по наиболее насущным вопросам развития физической культуры и спорта. Например, Указ «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта». Правительство РФ прикладывает значительные усилия по совершенствованию практики государственного управления физической культурой и спортом в стране. Большое значение для рассматриваемой сферы имеют утвержденная Правительством в 2009 г. «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 г.», а также утвержденная в 2014 г. Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 гг.». Федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта является Министерство спорта РФ. Этот орган управления физической культурой и спортом является органом управления специальной компетенции. В решении вопросов развития данной сферы министерство наделено специальными полномочиями. Они изложены в законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», а также в Положении о Министерстве. Минспорт России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.
Следует отметить, что с 1991 г. по настоящее время наименование федерального органа управления отраслью, цели и задачи, его структура менялись 15 раз.
Органы государственного отраслевого управления осуществляют деятельность по развитию физической культуры и спорта как в рамках своих отраслей, так и при решении межотраслевых вопросов. К этим органам государственного управления относятся: Министерство образования и науки РФ; Министерство здравоохранения РФ; Министерство обороны РФ; Министерство внутренних дел РФ; Министерство культуры РФ; Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба охраны РФ.
Управленческая деятельность органов отраслевого управления по развитию физической культуры и спорта в подведомственных организациях и учреждениях осуществляется в следующих направлениях: правовое обеспечение (разработка отраслевых правовых актов, обеспечивающих правовое регулирование отношений в области физической культуры и спорта в данных отраслях); программно-нормативное обеспечение (разработка программ по физическому воспитанию и физической подготовке для подведомственных организаций и учреждений, контроль за их выполнением); организационное обеспечение (организация и проведение отраслевых физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий согласно отраслевых календарных планов названных мероприятий, например, чемпионаты Вооруженных Сил, спартакиады учащейся молодежи и т. д.); ресурсное обеспечение (кадровое - подготовка и переподготовка кадров по физическому воспитанию и физической подготовке; финансовое - обеспечение физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности; материально-техническое - строительство спортивных сооружений, оснащение спортивным оборудованием и инвентарем подведомственных организаций и учреждений).
Функциональная структуризация является наиболее широко распространенной формой организации деятельности и имеет место во всех воинских частях на том или ином уровне организационного содержания. Поскольку термин «организация» в контексте нашего исследования представлен видом деятельности, как функция управления, то с этих позиций мы и будем преимущественно рассматривать его в дальнейшем. Однако, учитывая разноречивость взглядов ученых на
это понятие, принявшее официальный характер в сфере физической подготовки военнослужащих в виде двух различных подходов разработчиков отмененного НФП-87, необходимо выразить окончательную позицию по этому вопросу.
В НФП-2001 имеет место явное рассогласование в оценке сущности данных понятий. Оно проявляется даже в несоответствии между оглавлением и реальным содержанием статей. Так, в оглавлении «Глава 2» -«Управление физической подготовкой» представлена четырьмя параграфами по предполагаемым авторами функциям: руководство, планирование, обеспечение и организация физической подготовки, то есть, в отличие от НФП-87, появилась новая самостоятельная функция «планирование», но исчезли функции «контроля» и «учета» физической подготовки.
В ст. 45, как было сказано выше, в структуру организации как функции управления включены: распределение ответственности и полномочий должностных лиц, регулирование и распорядительство, стимулирование. В последующих статьях Наставления (ст. 46-48) лишний раз подчеркивается, что подфункции управления лежат как бы вне компетенции начальника физической подготовки и спорта. Так, распределение ответственности и полномочий должностных лиц определяется в приказах, распоряжениях, инструкциях и положениях; стимулирование осуществляется командирами всех степеней в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил и т. д. Что же касается контроля и учета, то они представлены в ст. 51 и ст. 54 в разделе «Организация физической подготовки», но в перечне подфункций отсутствуют.
Для избежания путаницы в понятиях целесообразно оставить трактовку организации, как функции управления, состоящей из четырех подфункций - планирования, инструктирования (подготовки руководителей), контроля и учета (НФП-87; Л.А. Вейднер-Дубровин, В.В. Миронов, В.А. Шейченко, 1992; Ю.К. Демьяненко, 1995 [25]; В.В. Миронов и др., 2005 [26]; С.А. Важенин, 2010, 2012 и др.).
Это подчеркивает весьма важную роль организаторской деятельности, которая выступает в качестве самостоятельного вида управленческой деятельности, нуждающую-
ся в специальных кадрах и органах управления (И.С. Манатов, Л.И. Уманский, 1975; Ш.З. Хуббиев, 1977 [5]; И.И. Кукса, 1978; С В. Удовик, 2008 [27]; А.В. Ярмоленко, 2008 [28]; М.А. Степкин, 2012 [29] и др.). Роль органов и субъектов управления берет на себя командование воинской части во главе с командиром, которое принимает управленческие решения по всем вопросам повседневной и боевой деятельности войск.
Исходя из вышеперечисленных задач, нами усматривается следующее целесообразное выделение основных кластеров военно-профессиональных навыков:
- командно-методические (в том числе навыки в проведении занятий с подчиненным личным составом по предметам боевой подготовки) и инструкторско-методические навыки (навыки постановки задач подчиненным, контроля и подведения итогов их исполнения), навыки самостоятельного выполнения и контроля за правильностью выполнения обязанностей лицами суточного наряда, дежурного по спортивной базе (кафедре) и т. п.;
- навыки профессиональной деятельности (выполнение должностных обязанностей командира отделения, заместителя командира взвода и роты);
- навыки в проведении организационных (подготовка и проведение сборов, умение написать протокол, решение или постановление), культурно-досуговых, спортивно-массовых мероприятий и мероприятий правового характера, мероприятий по информированию личного состава подразделения;
- интеллектуальные навыки (навыки решения типовых управленческих и инженерных (в том числе дизайнерских) задач, ведения дискуссии, изложения сложного материала и т. п.);
- навыки работы с литературой, служебными документами и изданиями;
- навыки работы на типовых образцах вооружения и военной техники, применения современных технических средств обучения и информационных технологий, использования измерительных приборов общего назначения и т. п.
В соответствии со статьей 17 НФП-87, уже отмененного приказом Министром обороны РФ, подготовка руководителей должна обеспечивать повышение методической подготовленности различных должностных лиц,
которые осуществляют руководство, организацию и проведение физической подготовки. Она организуется в процессе проведения теоретических, методических (учебно-методических, инструкторско-методических и показных) занятий, инструктажей и в ходе самостоятельной подготовки. В последнее время широко в Вооруженных Силах стали применяться также и комплексные практические занятия, имеющие методический характер направленности.
Для проведения теоретических занятий выделяют обучающихся 2-х категорий: к первой относят курсантов 1-го и 2-го курсов вузов, ко второй - слушателей офицеров, курсантов 3-го и старших курсов (И. Ю. Пугачев, 2001 [30]; А.Л. Юрченко, 2002 [31]; СВ. Попов, М.А. Рабаданов, 2010 [32]; А.А. Щепелев, 2011 [33] и др.).
Обучающиеся первой подгруппы должны знать: роль и место физической культуры в обществе; влияние физической подготовки на повышение боеспособности военнослужащих; систему физической подготовки военнослужащих; цель и задачи физической подготовки; содержание физической подготовки; методику развития физических качеств и формирования двигательных навыков; методику проведения форм физической подготовки; самоконтроль в процессе физической подготовки; профилактику спортивного травматизма; военно-спортивный комплекс и подготовку военнослужащих по видам спорта и упражнениям Военно-спортивной классификации. Слушатели-офицеры и курсанты 3 -го и старших курсов кроме последней темы о Военно-спортивном комплексе (ВСК) и Военно-спортивной классификации (ВСКл) должны знать требования руководящих документов по организации физической подготовки; планирование физической подготовки в воинской части, подразделении; формы подготовки командиров подразделений к проведению занятий по физической подготовке в воинской части, подразделении; контроль и учет физической подготовки в воинской части, подразделении; материальное и финансовое обеспечение физической подготовки в воинской части; основы руководства физической подготовкой в воинской части, подразделении.
Согласно НФП-87 штатная должность ответственного за физическую подготовку
специалиста войсковой части именовалась «начальник физической подготовки и спорта». При этом в воинской части, где не предусматривалась штатная должность начальника физической подготовки и спорта, приказом командира воинской части назначался нештатный начальник физической подготовки и спорта из числа наиболее подготовленных офицеров. При этом функциональные обязанности начальника физической подготовки и спорта исходили из реализации следующих основных видов деятельности: руководство, организация, обеспечение и проведение физической подготовки с личным составом.
Согласно ст. 21 НФП-2001 для методического руководства и управления физической подготовкой в общей системе управления Вооруженных Сил были также предусмотрены штатные должности специалистов физической подготовки и спорта. Функциональные обязанности начальника физической подготовки и спорта оставались прежними. Исключение составлял лишь акцент на преимущественно «методическую» сторону обязанностей и введение термина «управление», в которое структурно входило «руководство» [34].
В приложении 2 НФП-2009 в более широком диапазоне дифференцированы функциональные обязанности и объем должностных лиц, участвующих в организации физической подготовки в Вооруженных Силах РФ. К таковым лицам относятся: начальник физической подготовки вида (рода войск) Вооруженных Сил; старший офицер группы физической подготовки вида (рода войск) Вооруженных Сил; начальник физической подготовки округа (флота); начальник физической подготовки объединения (соединения); начальник физической подготовки полка; инструктор по физической подготовке; инструктор-методист по физической культуре; начальник центра специальной физической подготовки. Данное обстоятельство было связано с усилением значимости физической подготовки военнослужащих к их подготовке к ведению боевых действий, введением балльной системы проверки и оценки физической подготовки, масштабным развитием военно-прикладных видов спорта.
Усиление численности специалистов по физической подготовке и объема решаемых при этом задач способствовало корректуре трактовки ряда штатной должности «началь-
ника физической подготовки», который стал именоваться «помощник командира войсковой части - начальник физической подготовки».
Выводы. Анализ научных взглядов на сущность понятий «организация», «руководство» и «управление» в теории и методике физической подготовки войск (сил флота) имеет научную незавершенность в связи с дискуссионностью ряда ключевых положений действующего НФП-2009 ст. 5 этого документа, в которой отмечается о необходимости рассмотрения специальных задач физической подготовки в видах (родах войск) Вооруженных Сил соответствующими «Руководствами по физической подготовке (РФП)». Однако, хотя данные документы и введены в действие, в них не дано научного обоснования иерархического толкования понятий «управление» и «руководство». В настоящее время имеет место тенденция значительного увеличения объема функциональных организаторско-управленческих задач военных специалистов по физической подготовке. Прежде всего, это вызвано необходимостью подготовки военнослужащих в контексте введения дисциплины «Выживание», в том числе в условиях горно-пустынной местности, Арктического шельфа, и целесообразным внедрением специфических военно-прикладных видов спорта (подводная стрельба, подводный рукопашный бой, модернизированная горная полоса препятствий и др.). Решение проблемы предполагает введение в учебный план и образовательные программы нового девятого раздела физической подготовки - «Военно-прикладные виды спорта и упражнения».
В современных условиях специалист по физической подготовке должен быть подготовлен к выполнению перечня обязанностей, быть готов к выполнению разнородных задач, в том числе выходящих за рамки полученного образования: он является и строителем, и научным работником, и преподавателем, специалистом по организации и проведению спортивных праздников, мультимедийный специалист, является тренером по многим видам спорта.
Под организторско-управленческим компонентом деятельности военных специалистов по физической подготовке, на наш взгляд, целесообразно понимать совокупность потребностей, способностей и готов-
ностей творчески выполнять действия по согласованию, координации, оптимизации, направлению и стимулированию подчиненного личного состава и воинских коллективов.
Список литературы
1. Военный энциклопедический словарь / под ред. Н.В. Огаркова. М.: Воениздат, 1984. 864 с.
2. Наставление по физической подготовке и спорту в Советской Армии и Военно-Морском Флоте (НФП-87). М.: Воениздат, 1987. 319 с.
3. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2001). М.: Ред.-изд. центр ГШ ВС РФ, 2001. 224 с.
4. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009). СПб.: ВИФК, 2009. 200 с.
5. Хуббиев Ш.З. Исследование некоторых путей оптимизации процесса организаторской деятельности начальника физической подготовки и спорта: дис. ... канд. пед. наук. Л.: ВДКИФК, 1977. 127 с.
6. Юманов Н.А. Критерии педагогического контроля в управлении процессом физического совершенствования военнослужащих: дис. ... канд. пед. наук. Л.: ВИФК, 1983. С. 9, 16, 34, 39-50.
7. Шейченко В.А. Научно-педагогические основы реформирования системы физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации: дис. ... д-ра пед. наук. СПб.: ВИФК, 1998. С. 56-378, 555.
8. Щеголев В.А. Воспитание и сплочение воинских коллективов в процессе физкультурно-спортивной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. Л.: ВДКИФК, 1991. С. 12, 32, 56, 88, 120, 245-278.
9. Щедрин Ю.Н. Актуальность исследований социализации будущих офицеров в условиях физкультурно-спортивной деятельности // Актуальные проблемы военно-профессионального образования и физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации: сб. науч. ст. № 2. СПб.: ВИФК, 2002. С. 12-14.
10. Кузнецов И.А., Миронов В.В., Пашута В.Л. Цели и задачи научного обеспечения физической подготовки в воинских частях Министерства обороны Российской Федерации // Актуальные проблемы служебно-прикладной физической подготовки и спорта: сб. материалов Междунар. конф., посвящ. 105-й годовщине со дня образования Военного ин-та физ. культуры. Ч. 1 / под ред. А.А. Обвинце-ва, В.Л. Пашута, Е.Н. Курьянович. СПб.: ВИФК, 2014. С. 237-244.
11. Теория и организация физической подготовки войск / под ред. Л.А. Вейднер-Дубровина. Л.: ВИФК, 1980. 512 с.
12. Теория и организация физической подготовки войск. Ч. 1 / под ред. Л.А. Вейднер-Дубровина, В.В. Миронова, В.А. Шейченко. СПб.: ВИФК, 1992. 340 с.
13. Теория и организация физической подготовки войск / под ред. В.В. Миронова. СПб.: ВИФК, 2006. 594 с.
14. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: Ин-фра-М, 2010. 864 с.
15. Руководство по физической подготовке в Военно-Морском Флоте (РФП ВМФ). Ч. 1. М.: Анкил, 2014. 163 с.
16. Руководство по физической подготовке в Военно-Морском Флоте (РФП ВМФ). Ч. 2. Основы методики проведения физической подготовки в Военно-Морском Флоте. М.: Ан-кил, 2014. 504 с.
17. Теория и методика физической культуры / под ред. Ю.Ф. Курамшина. М.: Сов. спорт, 2010. 464 с.
18. Якименко О.Д. Формирование организационно-управленческой компетентности у бакалавров направления подготовки «Физическая культура» // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 4 (134). С. 317322.
19. Наставление по физической подготовке Вооруженных Сил СССР (НФП-66). М.: Воениз-дат, 1966. 344 с.
20. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. М.: Изд-во «Норма», 2001. С. 31-32.
21. Черников Н.Г. Формирование командно-методических знаний, навыков и умений курсантов военных училищ ПВО в процессе физической подготовки. Л.: ЛВЗРКУ, 1986. 80 с.
22. Чигирёв В.А., Селегень В.П., Крюков М.П. Теоретические основы и методы совершенствования управления подготовкой военных специалистов. Концепция локальной системы непрерывной подготовки кадров. М.: МО СССР, 1990. 863 с.
23. Федоров В.Г. Научно-теоретические основы многоуровневого военно-физкультурного образования: дис. ... д-ра пед. наук. СПб.: ВИФК, 1998. С. 22, 43, 56, 79, 123, 206.
24. Морозова Л.В., Кирьянова Л.А., Морозов О.Г. Современные образовательные технологии в процессе подготовки специалистов физической культуры и спорта // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 4 (134). С. 183-186.
25. Демьяненко Ю.К. Физическая подготовка на основных этапах профессионального становления военного специалиста: дис. ... д-ра пед. наук в форме научного доклада. СПб.: ВИФК, 1995. 55 с.
26. Физическая культура / под общ. ред. В.В. Миронова, В.А. Собины, А.С. Яцковца. М.: Воениздат, 2005. 462 с.
27. Удовик С.В. Физическая подготовка военнослужащих на современном этапе реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб.: ВИФК, 2008. С. 5, 16, 19, 21.
28. Ярмоленко А.В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования профессионально важных качеств курсантов военно-морских учебных заведений в условиях военной реформы: дис. ... д-ра пед. наук. СПб.: ВИФК, 2008. С. 67-89.
29. Степкин М.А. Внесение изменений и дополнений в НФП-2009 (проект приказа МО РФ) // Сборник материалов научно-практической конференции со специалистами физической подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации. Ч. 1. Заключение (предложения) в проект приказа МО РФ о внесении дополнений и изменений в НФП-2009. СПб.: ВИФК, 2012. С. 3-27.
30. Пугачев И.Ю. Уточнение динамики формирования методической подготовленности курсантов ВМИИ с помощью математической модели // Тенденции развития военно-морского образования и требования к подготовке офицерских кадров: сб. материалов межвуз. науч.-метод. конф. СПб.: ВМИИ, 2001. С. 47-48.
31. Юрченко А.Л.Формирование организатор-ско-методических знаний и навыков по физической подготовке у курсантов инженерных военно-учебных заведений ВВС с использованием информационных технологий: дис. ... канд. пед. наук. СПб.: ВИФК, 2002. 173 с.
32. Попов С.В., Рабаданов М.А. Планирование и учет как функции управления физической подготовкой курсантов и слушателей военно-учебных заведений ВМФ // Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы: сб. науч. тр. № 97. СПб.: БПА, 2010. С. 62-66.
33. Щепелев А.А. Характеристика системы физической подготовки в новом облике Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: УФП ВС РФ, 2011. 24 с.
34. Требования по проверке и оценке состояния физической подготовленности военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Ред.-изд. центр ГШ ВС РФ, 2001. 64 с.
References
1. Voennyy entsiklopedicheskiy slovar' [Military encyclopedic dictionary], ed. N.V. Ogarkov.
Moscow, Voenizdat Publ., 1984. 864 p. (In Russian).
2. Nastavlenie po fizicheskoy podgotovke i sportu v Sovetskoy Armii i Voenno-Morskom Flote (NFP-87) [Manual of physical training and sport of Soviet Army and navy (NFP-87)]. Moscow, Voenizdat Publ., 1987. 319 p. (In Russian).
3. Nastavlenie po fizicheskoy podgotovke i sportu v Vooruzhennykh Silakh Rossiyskoy Federatsii (NFP-2001) [Manual of physical training and sport of Armed Forces of Russian Federation (NFP-2001)]. Moscow, Editorial-Publishing Centre GSh VS RF, 2001. 224 p. (In Russian).
4. Nastavlenie po fizicheskoy podgotovke v Vooruzhennykh Silakh Rossiyskoy Federatsii (NFP-2009) [Manual of physical training Armed Forces of Russian Federation (NFP-2009)]. St. Petersburg, MIPE Publ., 2009. 200 p. (In Russian).
5. Khubbiev Sh.Z. Issledovanie nekotorykh putey optimizatsii protsessa organizatorskoy deyatel'nosti nachal'nika fizicheskoy podgotovki i sporta [Study of some ways of optimizing the process of organizing the activities of the head of physical training and sports]. Dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Leningrad, VDKIFK Publ., 1977. 127 p. (In Russian).
6. Yumanov N.A. Kriterii pedagogicheskogo kon-trolya v upravlenii protsessom fizicheskogo sovershenstvovaniya voennosluzhashchikh [The criteria of pedagogical control in managing the process of military personnel' physical improvement]. Dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk. Leningrad, MIPE Publ., 1983, pp. 9, 16, 34, 39-50. (In Russian).
7. Sheychenko V.A. Nauchno-pedagogicheskie osnovy reformirovaniya sistemy fizicheskoy podgotovki v Vooruzhennykh Silakh Rossiyskoy Federatsii [Scientific-pedagogical basic principles of reforming the system of physical training in the Armed Forces of the Russian Federation]. Dissertatsiya ... doktora pedagogicheskikh nauk. St. Petersburg, MIPE Publ., 1998, pp. 56-378, 555. (In Russian).
8. Shchegolev V.A. Vospitanie i splochenie voin-skikh kollektivov v protsesse fizkul'turno-sportivnoy deyatel'nosti [Upbringing and unity of a warrior groups in the process of sports activity]. Dissertatsiya ... doktora pedagogicheskikh nauk. Leningrad, VDKIFK Publ., 1991, pp. 12, 32, 56, 88, 120, 245-278. (In Russian).
9. Shchedrin Yu.N. Aktual'nost' issledovaniy sot-sializatsii budushchikh ofitserov v usloviyakh fizkul'turno-sportivnoy deyatel'nosti [The importance of the social study of of future officers in the conditions of sports activity]. Sbornik nauchnykh trudov «Aktual'nye problemy voenno-professional'nogo obrazovaniya i fizicheskoy podgotovki v Vooruzhennykh silakh Rossiyskoy
Federatsii» [Digest of scientific works "Actual problems of military-professional education and physical training in the Armed Forces of the Russian Federation"], no. 2. St. Petersburg, MIPE Publ., 2002, pp. 12-14. (In Russian).
10. Kuznetsov I.A., Mironov V.V., Pashuta V.L. Tseli i zadachi nauchnogo obespecheniya fizicheskoy podgotovki v voinskikh chastyakh Ministerstva oborony Rossiyskoy Federatsii [Aims and tasks of scientific maintenance of physical training in military bases of the Ministry of Defence of Russian Federation]. Sbornik materialov Mezhdu-narodnoy konferentsii, posvyashchennoy 105-y godovshchine so dnya obrazovaniya Voennogo instituta fizicheskoy kul'tury «Aktual'nye problemy sluzhebno-prikladnoy fizicheskoy podgotovki i sporta» [Proceedings of International Conference devoted to the 105th anniversary of Military Institute of Physical Education "Actual problems of service and applied physical training and sport"], part 1, eds. A.A. Obvintsev, V.L. Pashuta, E.N. Kur'yanovich. St. Petersburg, MIPE Publ., 2014, pp. 237-244. (In Russian).
11. Teoriya i organizatsiya fizicheskoy podgotovki voysk [Theory and organization of physical training of the troops], ed. L.A. Veydner-Dubrovin. Leningrad, MIPE Publ., 1980. 512 p. (In Russian).
12. Teoriya i organizatsiya fizicheskoy podgotovki voysk. [Theory and organization of physical training of the troops], Part 1, eds. L.A. Veyd-ner-Dubrovina, V.V. Mironov, V.A. Sheychenko. St. Petersburg, MIPE Publ., 1992. 340 p. (In Russian).
13. Teoriya i organizatsiya fizicheskoy podgotovki voysk [Theory and organization of physical training of the troops], ed. V.V. Mironova. St. Petersburg, MIPE Publ., 2006. 594 p. (In Russian).
14. Milner B.Z. Teoriya organizatsii [Theory of organising]. Moscow, Infra-M Publ., 2010. 864 p. (In Russian).
15. Rukovodstvo po fizicheskoy podgotovke v Voenno-Morskom Flote (RFP VMF) [Manual of physical training of navy (RFP VMF)]. Part 1. Moscow, Ankil Publ., 2014. 163 p. (In Russian).
16. Rukovodstvo po fizicheskoy podgotovke v Voenno-Morskom Flote (RFP VMF). Part 2. Os-novy metodiki provedeniya fizicheskoy podgotovki v Voenno-Morskom Flote [Manual of physical training of Navy (RFP VMF) Part 2. Basic principles of physical training methods in Navy]. Moscow, Ankil Publ., 2014. 504 p. (In Russian).
17. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury [Theory and methodology of physical culture], ed. Yu.F. Kuramshin. Moscow, Sovetskiy sport Publ., 2010. 464 p. (In Russian).
18. Yakimenko O.D. Formirovanie organizatsionno-upravlencheskoy kompetentnosti u bakalavrov
napravleniya podgotovki «Fizicheskaya kul'tura» [Formation of organizational and managerial competence of bachelors of specialty "Physical. Education"]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of P.F. Les-gaft University], 2016, no. 4 (134), pp. 317-322. (In Russian).
19. Nastavlenie po fizicheskoy podgotovke Vooruz-hennykh Sil SSSR (NFP-66) [Manual of physical training of Armed Forces of USSR (NFP-66)]. Moscow, Voenizdat Publ., 1966. 344 p. (In Russian).
20. Knorring V.I. Teoriya, praktika i iskusstvo upravleniya [Theory, practice and art of managing]. Moscow, Norma Publ., 2001, pp. 31-32. (In Russian).
21. Chernikov N.G. Formirovanie komandno-metodicheskikh znaniy, navykov i umeniy kur-santov voennykh uchilishch PVO v protsesse fizicheskoy podgotovki [Formation of a team-methodical knowledge, skills and abilities of cadets of military schools of the air defense in the process of physical training]. Leningrad, LHZRCA Publ., 1986. 80 p. (In Russian).
22. Chigirev V.A., Selegen V.P., Kryukov M.P. Teoreticheskie osnovy i metody sovershens-tvovaniya upravleniya podgotovkoy voennykh spetsialistov. Kontseptsiya lokal'noy sistemy ne-preryvnoy podgotovki kadrov [Theoretical foundations and methods of improving the management of the military personnel' training. Conception of local system of continuous training]. Moscow, MD USSR Publ., 1990. 863 p. (In Russian).
23. Fedorov V.G. Nauchno-teoreticheskie osnovy mnogourovnevogo voenno-fizkul'turnogo obra-zovaniya [Scientific and theoretical basic principles of multi-level military-physical education]. Dissertatsiya ... doktora pedagogicheskikh nauk. St. Petersburg, MIPE Publ., 1998, pp. 22, 43, 56, 79, 123, 206. (In Russian).
24. Morozova L.V., Kir'yanova L.A., Morozov O.G. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v protsesse podgotovki spetsialistov fizicheskoy kul'tury i sporta [Modern educational technologies in the process of preparing specialists of physical culture and sport]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of P.F. Lesgaft University], 2016, no. 4 (134), pp. 183-186. (In Russian).
25. Demyanenko Yu.K. Fizicheskaya podgotovka na osnovnykh etapakh professional'nogo stanov-leniya voennogo spetsialista [Physical training on the main stages of professional formation of military specialist]. Dissertatsiya . doktora pedagogicheskikh nauk v forme nauchnogo dok-lada. St. Petersburg, MIPE Publ., 1995. 55 p. (In Russian).
26. Fizicheskaya kul'tura [Physical culture], eds. V.V. Mironova, V.A. Sobiny, A.S. Yatskovtsa. Moscow, Voenizdat Publ., 2005. 462 p. (In Russian).
27. Udovik S.V. Fizicheskaya podgotovka voennos-luzhashchikh na sovremennom etape reformiro-vaniya Vooruzhennykh Sil Rossiyskoy Federatsii [Military personnel' physical training at the present stage of reforming the Armed Forces of the Russian Federation]. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata pedagogicheskikh nauk. St. Petersburg, MIPE Publ., 2008, pp. 5, 16, 19, 21. (In Russian).
28. Yarmolenko A.V. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya professional'no vazhnykh kachestv kursantov voenno-morskikh uchebnykh zavedeniy v usloviyakh voennoy re-formy [Psychological-pedagogical support of development of professionally important qualities of cadets of naval educational establishments in the conditions of military reform]. Dissertatsiya ... doktora pedagogicheskikh nauk. St. Petersburg, MIPE Publ., 2008, pp. 67-89. (In Russian).
29. Stepkin M.A. Vnesenie izmeneniy i dopolneniy v NFP-2009 (proekt prikaza MO RF) [Making changes and additions to the NFP-2009 (project of the order of the Ministry of Defense of Russian Federation)]. Sbornik materialov nauchno-prakticheskoy konferentsii so spetsialistami fizicheskoy podgotovki Vooruzhennykh Sil Rossi-yskoy Federatsii. Chast 1. Zaklyuchenie (pred-lozheniya) v proekt prikaza MO RF o vnesenii dopolneniy i izmeneniy v NFP-2009 [Proceedings scientific and approach conference with physical training specialists of armed services of Russian Federation. Part 1. Conclusion (proposals) to the draft order MO the Russian Federation about entering of additions and changes in NFP-2009]. St. Petersburg, MIPE Publ., 2012, pp. 327. (In Russian).
30. Pugachev I.Yu. Utochnenie dinamiki formiro-vaniya metodicheskoy podgotovlennosti kursantov VMII s pomoshch'yu matematicheskoy mod-eli [Dynamics clarification of formation of methodical readiness of cadets MSII using mathematical models]. Sbornik materialov Mezhvu-zovskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii «Tendentsii razvitiya voenno-morskogo obra-zovaniya i trebovaniya k podgotovke ofitserskikh kadrov» [Proceedings of Interuniversity scientific and methodological conference "Trends of the development of Navy education and officers' training requirements"]. St. Petersburg, MSII Publ., 2001, pp. 47-48. (In Russian).
31. Yurchenko A.L. Formirovanie organizatorsko-metodicheskikh znaniy i navykov po fizicheskoy podgotovke u kursantov inzhenernykh voenno-uchebnykh zavedeniy VVS s ispol'zovaniem in-formatsionnykh tekhnologiy [Formation of the
organizing-methodological knowledge and skills of physical training and engineering cadets of military educational institutions of Military Air Forces using of information technologies]. Dis-sertatsiya ... kandidata pedagogicheskikh nauk. St. Petersburg, MIPE Publ., 2002. 173 p. (In Russian).
32. Popov S.V., Rabadanov M.A. Planirovanie i uchet kak funktsii upravleniya fizicheskoy podgotovkoy kursantov i slushateley voenno-uchebnykh zavedeniy VMF [Planing and recording as functions of managing physical training of cadets and cadets' of military educational institutions of the Navy]. Sbornik nauchnykh trudov «Teoriya i praktika upravleniya obra-zovaniem i uchebnym protsessom: peda-gogicheskie, sotsial'nye i psikhologicheskie problemy» [Digest of scientific works "Theory and practice of managing education and educational process: pedagogical, social and psycho-
logical problems"], no. 97. St. Petersburg, BPA Publ., 2010, pp. 62-66. (In Russian).
33. Shchepelev A.A. Kharakteristika sistemy fizicheskoy podgotovki v novom oblike Vooruz-hennykh Sil Rossiyskoy Federatsii [Description of the system of physical training in the new image of the Armed forces of the Russian Federation]. Moscow, PED AF RF Publ., 2011. 24 p. (In Russian).
34. Trebovaniya po proverke i otsenke sostoyaniya fizicheskoy podgotovlennosti voennosluzhash-chikh Vooruzhennykh Sil Rossiyskoy Federatsii [Requirements of military personnel' physical training verification and assessment in the Armed Forces of the Russian Federation]. Moscow, Editorial-Publishing Centre GSh VS RF, 2001. 64 p. (In Russian).
Поступила в редакцию 14.07.2016 г. Received 14 July 2016
UDC 331.108.26+796.015.132
TENDENCY OF ORGANIZATIONAL-MANAGE ROLE'S COMPONENT INTENSIFICATION IN THE ACTIVITY OF MILITARY SPECIALISTS ON PHYSICAL TRAINING Igor Yurevich PUGACHEV
Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Physical Training Department Military Academic Centre of Naval Forces "Military-Navy Academy named after Fleet Admiral of the Soviet Union N.G. Kuznetsov"
17/1 Ushakovskaya Emb., St. Petersburg, Russian Federation, 197045 E-mail: [email protected] Yuriy Yurevich KORABLEV
Senior Supervisor on Special Instructions, Candidate of Pedagogy, Associate Professor
AMIA of Russia in Tambov region
31 Engelsa St., Tambov, Russian Federation, 392002
E-mail: [email protected]
Esedulla Mallaalievich OSMANOV
Doctor of Medicine, Professor, Deputy Pro-rector on Economical-Legal Questions and Infrastructural Development Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: [email protected]
The tendency of requirements of organizational-manage component intensification in the activity of military specialists on physical training basing on retrospective analysis of scientific approaches to their functional-official duties is considered and the structure of complicating stage-by-stage approach formation of command-methodic and organizational skills among trainee military man both in training units and in educational institutions of Ministry of Defense of Russian Federation from the point of view of theory and physical training preparation of troops (marine force) is specified. The significant increase of functional tasks capacity of specialists in physical training of Armed Forces is caused by the necessity to prepare military men in the context of new "survival" concept introduction including the conditions of mountain and gaunt landscape, in the conditions of Arctic shelf and practice implementation of specific military-applied sport: submerged firing, submarine close-fight, improved mountain gauntlet and etc.
Key words: organizational-manage component; Armed Forces; physical training specialists; functional-official duties DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-11(163)-22-35
Информация для цитирования:
Пугачев И.Ю., Кораблев Ю.Ю., Османов Э.М. Тенденция усиления роли организаторско-управленческого компонента в деятельности военных специалистов по физической подготовке // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 11 (163). С. 22-35. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-11(163)-22-35.
Pugachev I.Yu., Korablev Yu.Yu., Osmanov E.M. Tendentsiya usileniya roli organizatorsko-upravlencheskogo komponenta v deyatel'nosti voennykh spetsialistov po fizicheskoy podgotovke [Tendency of organizational-manage role's component intensification in the activity of military specialists on physical training]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Se-riya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 11 (163), pp. 22-35. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-11( 163)-22-35. (In Russian).