DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-108-115 УДК 376.1
ИНТЕГРАЦИЯ КЛАСТЕРОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА ДЛЯ УНИФИКАЦИИ ПРОГРАММ ИХ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Юрий Юрьевич КОРАБЛЕВ1-, Игорь Юрьевич ПУГАЧЕВ2), Эседулла Маллаалиевич ОСМАНОВ3), Сергей Юрьевич ДУТОВ4)
1 УМВД России по Тамбовской области 392002, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Энгельса, 31 E-mail: pugachyov.i@yandex.ru 2) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» 197045, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Ушаковская набережная, 17/1
E-mail: pugachyov.i@yandex.ru 3) ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: osmanov@bk.ru 4) ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный технический университет» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Советская, 106 E-mail: sport@nnn.tstu.ru
Аннотация. Представлен анализ содержания компонентов Военно-морского флота Российской Федерации как вида вооруженных сил государства. Методологической основой данного анализа являлась трактовка понятия «содержание» в контексте того, что оно представляет совокупность элементов, образующих систему их взаимодействий и вызываемых ими перспективных изменений. На основе изучения специальностей военнослужащих морского флота произведена обобщенная интеграция однородных видов профессиональной деятельности военнослужащих, исходя из анализа более 300 гетерогенных наименований. Уточнено, что Военно-морской флот Российской Федерации на современном этапе эволюционного развития представляет собой совокупность пяти относительно взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц: подводные силы и надводные корабли; летно-подъемный состав морской авиации; морская пехота, боевые пловцы, разведывательные, диверсионные и другие специальные подразделения; береговые зенитно-ракетные и артиллерийские части; службы обеспечения, радиотехники, связи, тыла, инженеры и техники, в том числе морской авиации. Вышеуказанная интеграция общности структуры боевых действий специалистов по назначению является основанием разработки и наличия пяти соответствующих утилизированных программ по физической подготовке, поскольку физическая готовность военнослужащих является составной частью системы боевого совершенствования сил флота. Выходя за рамки номенклатуры специальностей, выявлена целесообразность выделения отдельной шестой программы по физической подготовке для подразделений Военно-морского флота Российской Федерации, предполагающих в случае необходимости реализовывать миротворческие функции в районах вероятных боевых действий. Вышеуказанный подход обоснования требуемого оптимального количества программ по физической подготовке в масштабе управления силами флота Российской Федерации впервые применяется в теории и методике физической подготовки военнослужащих.
Ключевые слова: Военно-морской флот Российской Федерации; содержание; структура; профессиональная деятельность; номенклатура специальностей; классификация; интеграция; унификация; программа физической подготовки
Исследованиями деятельности специалистов Военно-морского флота Российской Федерации (ВМФ РФ) с акцентом на разработку различных эффективных программ физической подготовки занимался ряд ученых [1-12].
Работы вышеуказанных авторов внесли существенный научный вклад в повышение боеготовности различных подразделений ВМФ РФ, конкретизировали представление о
сущности деятельности военных моряков надводных кораблей, подводных лодок, спецподразделений ВМФ РФ (разведки, морской пехоты, боевых пловцов), палубной и береговой авиации и других специалистов, структурно входящих в штат ВМФ РФ.
Однако недостаточно полно изучались положения, отражающие взаимосвязь специальностей в соответствии с выполнением задач военнослужащими ВМФ РФ по предна-
108
© Кораблев Ю.Ю., Пугачев И.Ю., Османов Э.М., Дутов С.Ю., 2018
значению, не проводился таксономический анализ, позволяющий интегрировать и сгруппировать множество разнородных сил флота, и объединить их в общность вида деятельности, или, наоборот, существенно дифференцировать структурные составляющие ВМФ РФ по отдельному функциональному признаку.
Тенденцией последних лет стало изменение и дополнение состава подразделений ВМФ РФ в связи с совершенствованием тактики ведения морского боя, усилением возможностей применения боевой техники, позволяющей повысить траекторное время ведения «дуэли», высокой значимостью обеспечения повышенной боеготовности флота в связи с угрозой внезапного ведения боевых действий, особенно в зоне Крайнего Севера и Арктики [13].
На основании вышеизложенного детальное изучение содержания современных действующих специальностей ВМФ РФ, уточнение требований к профессиональной деятельности подразделений и их физической готовности, на основе объединения специальностей в относительно разнородные кластеры и дальнейшая конкретизация или обоснование новых программ их физической подготовки представляют исследование в данном направлении актуальным.
Исходя из вышеизложенного целью работы являлось обоснование требуемого оптимального количества программ по физической подготовке в ВМФ РФ для утилизации и экономичности полноценной реализации системы физического воспитания государства на основе выявления основных кластеров деятельности специалистов.
Работа выполнена в рамках промежуточного отчета текущей научно-исследовательской работы «Обоснование физической подготовки специалистов военно-учетных специальностей Вооруженных сил Российской Федерации» (шифр «Специалист») Военного института (физической культуры) Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, в которой Военный учебно-научный центр ВМФ «Военно-морская академия» является соисполнителем.
На первом этапе исследования нами уточнялась современная структура и задачи подразделений ВМФ РФ путем конкретизации его содержания. При этом мы исходили
из методологических позиций научных знаний того, что понятие «содержание» представляет совокупность элементов, образующих систему, их взаимодействий и вызываемых ими изменений.
На основании данных современного состояния изучаемого отдельного вида вооруженных сил (ВС) мы заключили, что, во-первых, ВМФ РФ структурно представлен значительным контингентом гетерогенных или разнонаправленных по задачам ведения боевых действий специалистов; во-вторых, сегодняшний военный флот предполагает систему надводных и подводных сил, береговых войск, морской авиации; в-третьих, в вышеуказанную подструктуру родов сил по предназначению входят соответствующие разведывательные и диверсионные подразделения, боевые пловцы, службы обеспечения, связи, тыла, радиотехнические подразделения, охраны и другой вспомогательный персонал, в том числе представляющий специалистов инженерно-технического состава.
Задачами надводных кораблей являются нанесение ударов по объектам противника на его территории и прикрытие своего побережья с моря от военно-морских сил противника [14].
Задачами подводных сил являются поражение наземных объектов противника; поиск и уничтожение подводных лодок, авианосцев и других надводных кораблей противника, его десантных отрядов, конвоев, одиночных транспортов (судов) в море; разведка, обеспечение наведения своих ударных сил и выдачи им целеуказания; уничтожение морских нефтегазовых комплексов, высадка разведывательных групп (отрядов) специального назначения на побережье противника; постановка мин.
Задачами береговых войск являются действия в составе морских десантов, нанесение поражения морским надводным кораблям противника, отражение наступления противника на сухопутных направлениях, ведение противодесантной обороны.
Задачами морской авиации являются поражение с воздуха объектов противника в океанских районах (морских зонах) и на приморских направлениях, отражения его ударов с морских (океанских) направлений.
Логика исследования предполагала дальнейшее изучение содержания специаль-
ностей ВМФ РФ, их объединения в основные блоки (кластеры) на основе анализа существующих научно-методических подходов по классификации и трактовке различных категорий военнослужащих в целях определения необходимого количества программ по физической подготовке. Это являлось предметом исследования второго этапа работы.
Так, согласно статье 225 действующего Наставления по физической подготовке в ВС РФ1, в зависимости от особенностей военно-профессиональной деятельности, военнослужащие распределяются на следующие категории:
- категория № 1: военнослужащие подразделений специального назначения, разведывательных, воздушно-десантных, десант-но-штурмовых и морской пехоты;
- категория № 2: личный состав основных подразделений и подразделений боевого обеспечения (кроме указанных в категории № 1) воинских частей видов (родов войск) ВС, управления соединений воинских частей, слушатели вузов;
- категория № 3: военнослужащие подразделений материального, технического и медицинского обеспечения, ремонта и обслуживания, соединений (бригад) надводных кораблей и подводных лодок, военных оркестров, переменный состав учебных воинских частей (военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, - курсанты). Военнослужащие, проходящие службу в органах военного управления (от управления объединения и выше) организаций ВС.
Военнослужащие подразделений, не входящие в категории № 1 и № 2, относятся к 3-й категории.
Также статья 225 НФП-20092 поясняет, что содержание категорий конкретизируется в Руководствах по физической подготовке в видах (родах войск) ВС.
Так, согласно статье 8 части 1 введенного в действие в 2013 г. Руководства по физической подготовке в военно-морском флоте
1 Наставление по физической подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации (с изменениями, внесенными приказом Министра обороны Российской Федерации от 31.07.2013 № 560). М.: Изд-во «Ан-кил», 2013. 248 с.
2 Там же.
(РФП ВМФ)3, распределение военнослужащих ВМФ РФ на категории в зависимости от особенностей военно-профессиональной деятельности уточняется в нижеследующей редакции.
Категория № 1: военнослужащие подразделений специального назначения, разведывательных, воздушно-десантных, десант-но-штурмовых, боевых пловцов и морской пехоты.
Категория № 2: личный состав основных подразделений и подразделений боевого обеспечения (кроме указанных в категории № 1) воинских частей, управления соединений воинских частей; слушатели и курсанты вузов.
Категория № 3: военнослужащие подразделений материального, технического и медицинского обеспечения, ремонта и обслуживания, соединений (бригад) надводных кораблей и подводных лодок, палубной и корабельной авиации, инженерно-технический состав морской авиации, военных оркестров, постоянный и переменный состав учебных воинских частей, подразделений (военнослужащие по контракту - курсанты), постоянный и переменный состав учебных центров, постоянный состав военно-морских учебных заведений, научно-исследовательских институтов, испытательных полигонов, частей связи и радиостанций; военнослужащие, проходящие военную службу в органах военного управления (от управления объединения и выше) в организациях ВС.
В РФП ВМФ поясняется, что военнослужащие подразделений, не входящих в 1 -ю и 2-ю категории, относятся к 3-й категории.
Как видно, что в отличие от НФП-20094 наиболее существенные дополнения внесены в содержание структуры 3-й категории военнослужащих. Категория № 2 осталась без изменений с уточнением о курсантах вузов, которые в НФП-20 095 не отражались, но, видимо, предполагались под понятием «слушатели». К категории № 1 добавились боевые пловцы.
Следует отметить, что приложением № 8 к статье 219 проекта РФП ВМФ-2010 [15],
3 Руководство по физической подготовке в Военно-морском флоте (РФП ВМФ). Ч. 1. М.: Изд-во «Ан-кил», 2014. 164 с.
4 Наставление по физической подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации...
5 Там же.
выполненного авторским коллективом на основе оперативного задания Заместителя Главнокомандующего ВМФ РФ от 18 ноября 2009 г. № 701/6/292, военнослужащим ВМФ РФ был представлен перечень основных физических упражнений для проведения контрольных проверок (занятий) по физической подготовке. Согласно данному перечню, военнослужащие структурно были дифференцированы на нижеследующие категории с учетом возрастных групп и статуса (по призыву или по контракту).
Категория № 1: военнослужащие соединений надводных кораблей и подводных лодок, военные водолазы.
Категория № 2: военнослужащие подразделений морской пехоты, боевые пловцы, непосредственно выполняющие специальные боевые задачи.
Категория № 3: летный состав военно-морской авиации.
Категория № 4: военнослужащие всех остальных специальностей, выполняющие учебно-боевые задачи в подразделениях и воинских частях, не вошедшие в первые три категории.
Категория № 5: военнослужащие управления, отделов и служб ВМФ, флотов и объединений, постоянный состав военно-морских учебных заведений и учебных подразделений (центров, отрядов и школ).
Категория № 6: офицеры - слушатели военно-морских учебных заведений.
Категория № 7: курсанты военно-морских учебных заведений.
Категория № 8: военнослужащие женского пола.
Следует подчеркнуть, что указанная дифференциация строилась не исходя из сложности нормативов проверки и оценки физической подготовленности военнослужащих, а из логики численности и масштабности личного состава (а значит, в этом первостепенная значимость в масштабе государства), за исключением того, что слушатели вузов были поставлены категорией выше над курсантами вузов, поскольку обучающийся офицер по военному статусу и званию выше курсантской должности. Но, безусловно, данная иерархия категорий предполагала, что военнослужащие подразделений морской пехоты, боевые пловцы, непосредственно выполняющие специальные боевые задачи,
должны выполнять более сложные нормативы, нежели военнослужащие соединений надводных кораблей и подводных лодок, военные водолазы.
Таким образом, в НФП-20096, РФП ВМФ7 и проекте РФП ВМФ-2010 имеет место определенная дифференциация военнослужащих на категории в зависимости от их боевого предназначения. Однако данное деление в основном распределяет военнослужащих по степени сложности контрольных нормативов проверки и оценки. В то же время отсутствует упоминание о взаимосвязи такого разделения со специальностями, за редким упоминанием слова «специальность» в 4-й категории проекта РФП-2010.
Дальнейший этап работы предполагал необходимость изучения нами содержания специальностей ВМФ РФ.
Группой физической подготовки ВМФ РФ были обобщены данные специальностей ВМФ и представлена таблица Excel с файлом «Перечень специальностей Военно-морско-го флота Российской Федерации». 2015. 40,0 Kb. В данном перечне отражено более 310 наименований специальностей ВМФ РФ.
На основании изучения базы данных нами установлено, что 60,7 % объема наименований специальностей представлено военнослужащими подводного флота и надводных кораблей; 7,9 % - военнослужащими летного состава морской авиации; 7,8 % - военнослужащими морской пехоты и другими специальными подразделениями; 7,9 % - военнослужащими зенитно-ракетных и артиллерийских частей; 15,7 % - военнослужащими служб обеспечения, радиотехнических специальностей, связи, тыла, инженерно-техническими специалистами (в том числе морской авиации).
На наш взгляд, есть основание полагать, что вышеуказанное объединение специальностей по боевому предназначению и есть основные кластеры (блоки), на которые должны быть ориентированы программы физической подготовки.
Таким образом, анализом существующих научно-методических подходов по классификации и трактовке различных категорий
6 Наставление по физической подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации...
7 Руководство по физической подготовке в Военно-морском флоте (РФП ВМФ)...
военнослужащих и изучением номенклатуры специальностей ВМФ РФ на предмет соответствия предназначения военнослужащих их боевому действию нами установлено, что в Военно-морском флоте РФ целесообразно в данном контексте ввести следующие пять программ по физической подготовке.
1. Программа по физической подготовке для военнослужащих надводных кораблей и подводных лодок.
2. Программа по физической подготовке для военнослужащих летного состава морской авиации.
3. Программа по физической подготовке для военнослужащих морской пехоты и других специальных подразделений.
4. Программа по физической подготовке для военнослужащих зенитно-ракетных и артиллерийских частей.
5. Программа по физической подготовке для военнослужащих служб обеспечения, радиотехнических специальностей, связи, тыла, инженерно-технических специалистов.
Также считаем целесообразным, выходя за рамки специальностей, выделить отдельную 6-ю программу по физической подготовке для подразделений Военно-морского флота РФ, выполняющих в случае необходимости миротворческие функции в районах вероятных боевых действий.
Список литературы
1. Ирдинкин В.В. Подготовка морских пехотинцев к боевым действиям на основе комплек-сирования средств преодоления препятствий, ускоренного передвижения, рукопашного боя: дис. ... канд. пед. наук. СПб.: ВИФК, 2001.
2. Лампусов Б.А., Лебедев А.В. Физическая подготовка моряков в походе. М.: Воениздат, 1973. 111 с.
3. Лебедев А.В. Психологические основы пригодности мужчин к массовым военно-морским специальностям: дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1994. 444 с.
4. Липовка В.П. Подготовка военнослужащих спецподразделений к ведению боевых действий на поверхности воды и под водой: дис. ... д-ра пед. наук. СПб.: ВИФК, 2003.
5. Панков В.П., Пугачев И.Ю., Иваненко А.В. Критерии эффективности формирования офицерского коллектива корабля Военно-морского флота // Военная радиоэлектроника: опыт использования и проблемы, подготовка
специалистов: сб. материалов 21 науч.-технич. межвуз. конф. Петродворец: ВМИРЭ им. А.С. Попова, 2010. Ч. 1. С. 289-295.
6. Пугачев И.Ю., Кораблев Ю.Ю., Османов Э.М. Особенности физической подготовки морских сил ведущих армий НАТО // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 8 (124). С. 137-143.
7. Пугачев И.Ю., Кораблев Ю.Ю., Османов Э.М. Тенденция усиления роли организационно-управленческого компонента в деятельности военных специалистов по физической подготовке // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 11 (163). С. 22-35. Б01 10.20310/ 1810-0201-2016-21-11(163)-22-35.
8. Пугачев И.Ю. Методика обеспечения работоспособности и здоровья экипажей надводных кораблей Военно-морского флота средствами физической подготовки в дальнем походе // Здоровый образ жизни как социально-психологическое явление: материалы Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: ГУТД, 2012. С. 65-67.
9. Пугачев И.Ю. Модельные характеристики физической подготовленности выпускников Военного учебно-научного центра Военно-морского флота «Военно-морская академия» // Актуальные проблемы защиты и безопасности: тр. 15 Всерос. науч.-практ. конф. М.: Изд. РАРАН, 2012. Т. 4. С. 512-517.
10. Рябчук В.В. Физическая подготовка личного состава Военно-морского флота в условиях военной реформы (с учетом опыта Военно-морских сил США): дис. ... канд. пед. наук. СПб.: ВИФК, 1992. 203 с.
11. Терещенко С.Г., Морозов Л.А., Гавриков А.Ю., Носов В.Н. Тренажеры для физической подготовки плавсостава // Морской сборник. 1988. № 10. С. 41-45.
12. Щуров А.Г., Суворов В.О. Физическая подготовка военнослужащих экипажей подводных лодок Военно-морского флота Российской Федерации // Научный клуб. СПб.: НИЦ ВИФК ВМедА им. С.М. Кирова, 2014. С. 96-97.
13. Корчагин И.В. Стратегическое значение Крайнего Севера и Арктики // Научный клуб. СПб.: НИЦ ВИФК ВМедА им. С.М. Кирова, 2014. С. 46-48.
14. Чирков А.В., Максимов Н.М., Карпов А.В., Мухаметшин И.Т., Цуркан О.В., Пивачев А.А., Попова М.Г., Пугачев И.Ю., Попов С.В., Марьин А.А. Концепция профессиональной подготовки специалистов физической культуры военно-образовательных учреждений (исторический аспект; настоящее время; пути формирования компетентности специалиста по физической подготовке (культуре); модель
специалиста будущего). СПб.: ВУНЦ ВМФ «ВМА», 2015. 54 с.
15. Пивачев А.А. и др. Разработка (корректура) проекта Руководства по физической подготовке в Военно-морском флоте Российской Федерации (РФП ВМФ) / отчет о НИР; шифр
«ФП-01 (РФП ВМФ)». СПб.: ВУНЦ ВМФ «ВМА», 2010. 228 с.
Поступила в редакцию 27.06.2018 г. Отрецензирована 23.07.2018 г. Принята в печать 17.09.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.
Информация об авторах
Кораблев Юрий Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент, старший инспектор по особым поручениям. УМВД России по Тамбовской области, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: pugachyov.i@yandex.ru
Пугачев Игорь Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической подготовки. Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. E-mail: pugachyov.i@yandex.ru
Османов Эседулла Маллаалиевич, доктор медицинских наук, профессор, директор медицинского института. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: osmanov@bk.ru
Дутов Сергей Юрьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта. Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов, Российская Федерация. E-mail: sport@nnn.tstu.ru Для корреспонденции: Османов Э.М., e-mail: osmanov@bk.ru
Для цитирования
Кораблев Ю.Ю., Пугачев И.Ю., Османов Э.М., Дутов С.Ю. Интеграция кластеров деятельности специалистов Военно-морского флота для унификации программ их физической подготовки // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 176. С. 108-115. БО! 10.20310/1810-0201-2018-23-176-108-115.
DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176-108-115
INTEGRATION OF ACTIVITY CLUSTERS OF THE NAVY SPECIALISTS FOR THE UNIFICATION OF THEIR PHYSICAL TRAINING PROGRAMS
Yuriy Yurevich KORABLEV1), Igor Yurevich PUGACHEV2), Esedulla Mallaalievich OSMANOV3), DUTOV Sergey Yurevich4)
1 Administration of Ministry of Internal Affairs of Russia in Tambov Region 31 Engelsa St., Tambov 392002, Russian Federation, E-mail: pugachyov.i@yandex.ru 2) Kouznetsov Naval Academy 17/1 Ushakovskaya Emb., St. Petersburg 197045, Russian Federation E-mail: pugachyov.i@yandex.ru 3) Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation, E-mail: osmanov@bk.ru 4) Tambov State Technical University 106 Sovetskaya St., Tambov 392000, Russian Federation, E-mail: sport@nnn.tstu.ru
Abstract. We analyze the content of components of The Navy of the Russian Federation as a type of the state armed forces. The methodological basis of this analysis was the interpretation of the concept of "content" in the context of the fact that it represents a set of elements that form the system of their interactions and the perspective changes caused by them. On the basis of the study of specialties of the Navy we produce a generalized integration of homogeneous types of professional activities of soldiers, based on the analysis of more than 300 heterogeneous names. It is specified that the Navy of the Russian Federation at the present stage of evolutionary development is a set of five relatively interrelated and mutually conditioned units: underwater forces and surface
ships; flight-lifting structure of naval aviation; marines, combat swimmers, reconnaissance, sabotage and other special units; coastal anti-aircraft missile and artillery units; support services, radio engineering, communications, rear area, engineers and equipment, including naval aviation. The above-mentioned integration of the common structure of combat operations of specialists for the purpose is the basis for the development and availability of five appropriate utilized programs for physical training, since the physical readiness of military personnel is an integral part of the system of combat improvement of the fleet. Beyond the range of specialties we reveal the feasibility of separate sixth program of physical training for units of the Navy of the Russian Federation, involving, if necessary, to implement the peacekeeping functions in the areas of likely military action. The above approach of justification of the required optimal number of physical training programs on the management scale of fleet forces of the Russian Federation is for the first time applied in the theory and technique of physical training of the military personnel.
Keywords: Navy of the Russian Federation; content; structure; professional activity; nomenclature of specialties; classification; integration; unification; physical training program
References
1. Irdinkin V.V. Podgotovka morskikh pekhotintsev k boevym deystviyam na osnove kompleksirovaniya sredstv preodoleniyaprepyatstviy, uskorennogoperedvizheniya, rukopashnogo boya: dis. ... kand. ped. nauk [Marines Training to the Combat Activity on the Basis of Combination of Means of Crossing Obstacles, Quick Movement, Close Fight. Cand. ped. sci. diss.]. St. Petersburg, Military Institute of Physical Education Publ., 2001. (In Russian).
2. Lampusov B.A., Lebedev A.V. Fizicheskaya podgotovka moryakov v pokhode [Physical Training of Marines to Sea]. Moscow, Voenizdat Publ., 1973, 111 p. (In Russian).
3. Lebedev A.V. Psikhologicheskie osnovy prigodnosti muzhchin k massovym voenno-morskim spetsial'nostyam: dis. ... d-ra psikhol. nauk [Psychological Bases of Preparedness of Men to Mass Naval Specialties. Dr. psychol. sci. diss.]. St. Petersburg, 1994, 444 p. (In Russian).
4. Lipovka V.P. Podgotovka voennosluzhashchikh spetspodrazdeleniy k vedeniyu boevykh deystviy napoverkhnosti vody i pod vodoy: dis. ... d-ra ped. nauk [Training Special Forces Soldiers to Combat Activity on Water and Under Water. Dr. ped. sci. diss.]. St. Petersburg, Military Institute of Physical Education Publ., 2003. (In Russian).
5. Pankov V.P., Pugachev I.Y., Ivanenko A.V. Kriterii effektivnosti formirovaniya ofitserskogo kollektiva korablya Voenno-morskogo flota [Criteria of efficiency of the officers staff formation of the navy ship]. Sbornik materialov 21 nauchno-tekhnicheskoy mezhvuzovskoy konferentsii «Voennaya radioelektronika: opyt ispol'zovaniya i problemy, podgotovka spetsialistov» [Proceedings of 21 Scientific and Technical Interuniversity Conference "Military Radio Electronics: the Experience of Use and Problems, Training of Specialists"]. Petrodvorets, Naval Institute of Radio Electronics named after A.S. Popov Publ., 2010, part 1, pp. 289-295. (In Russian).
6. Pugachev I.Y., Korablev Y.Y., Osmanov E.M. Osobennosti fizicheskoy podgotovki morskikh sil vedushchikh armiy NATO [Features of physical training of naval forces of leading NATO armies]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2013, no. 8 (124), pp. 137-143. (In Russian).
7. Pugachev I.Y., Korablev Y.Y., Osmanov E.M. Tendentsiya usileniya roli organizatorsko-upravlencheskogo komponenta v deyatel'nosti voennykh spetsialistov po fizicheskoy podgotovke [Tendency of organizational-manage role's component intensification in the activity of military specialists on physical training]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 11 (163), pp. 22-35. DOI 10.20310/1810-0201-2016-21-11(163)-22-35. (In Russian).
8. Pugachev I.Y. Metodika obespecheniya rabotosposobnosti i zdorov'ya ekipazhey nadvodnykh korabley Voenno-morskogo flota sredstvami fizicheskoy podgotovki v dal'nem pokhode [Method of ensuring the efficiency and health of the crew of the naval ships by means of physical training during the long march]. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Zdoroviy obraz zhizni kak sotsial'no-psikhologicheskoe yavlenie» [Proceedings of All-Russian Scientific and Practical Conference "Healthy Lifestyle a Social and Psychological Phenomenon"]. St. Petersburg, State University of Industrial Technologies and Design Publ., 2012, pp. 65-67. (In Russian).
9. Pugachev I.Y. Model'nye kharakteristiki fizicheskoy podgotovlennosti vypusknikov Voennogo uchebno-nauchnogo tsentra Voenno-morskogo flota «Voenno-morskaya akademiya» [Characteristics of the physical preparedness of graduates of the Kouznetsov Naval Academy]. Trudy 15 Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Aktual'nye problemy zashchity i bezopasnosti» [Proceedings of 15 All-Russian Scientific and Practical Conference "Current Issues of Protection and Safety"]. Moscow, Russian Academy of Rocket and Artillery Sciences, 2012, vol. 4, pp. 512-517. (In Russian).
10. Ryabchuk V.V. Fizicheskaya podgotovka lichnogo sostava Voenno-morskogo flota v usloviyakh voennoy reformy (s uchetom opyta Voenno-morskikh sil SSHA): dis. ... kand. ped. nauk [Physical Training of Personnel of the Navy in the Conditions of Military Reform (Taking into Account the Experience of the U.S. Navy). Cand. ped. sci. diss.]. St. Petersburg, Military Institute of Physical Education Publ., 1992, 203 p. (In Russian).
11. Tereshchenko S.G., Morozov L.A., Gavrikov A.Y., Nosov V.N. Trenazhery dlya fizicheskoy podgotovki plavsostava [Simulators for physical training of seafarers]. Morskoy sbornik - Collected Naval Issues, 1988, no. 10, pp. 41-45. (In Russian).
12. Shchurov A.G., Suvorov V.O. Fizicheskaya podgotovka voennosluzhashchikh ekipazhey podvodnykh lodok Voenno-morskogo flota Rossiyskoy Federatsii [Physical training of submarines military personnel of the Navy of the Russian Federation]. Nauchnyy klub [Scientific Club]. St. Petersburg, Military Medical Academy named after S.M. Kirov Publ., 2014, pp. 96-97. (In Russian).
13. Korchagin I.V. Strategicheskoe znachenie Kraynego Severa i Arktiki [Strategic importance of the Far North and the Arctic]. Nauchnyy klub [Scientific Club]. St. Petersburg, Military Medical Academy named after S.M. Kirov Publ., 2014, pp. 46-48. (In Russian).
14. Chirkov A.V., Maksimov N.M., Karpov A.V., Mukhametshin I.T., Tsurkan O.V., Pivachev A.A., Popova M.G., Pugachev I.Y., Popov S.V., Marin A.A. Kontseptsiya professional'noy podgotovki spetsialistov fizicheskoy kul'tury voenno-obrazovatel'nykh uchrezhdeniy (istoricheskiy aspekt; nastoyashchee vremya; puti formirovaniya kompetentnosti spetsialista po fizicheskoy podgotovke (kul'ture); model' spetsialista budushchego [Concept of Professional Training of Physical Education of the Military-Educational Institutions (Historical Perspective; the Present Time; the Ways of Forming of Competence of Specialist in Physical Training (Education); the Model of a Specialist of the Future]. St. Petersburg, Kouznetsov Naval Academy Publ., 2015, 54 p. (In Russian).
15. Pivachev A.A. et al. Razrabotka (korrektura) proekta Rukovodstva po fizicheskoy podgotovke v Voenno-morskom flote Rossiyskoy Federatsii (RFP VMF) [Development (Correction) of the Manual Project on Physical Training in the Navy of the Russian Federation (RFP Navy)]. St. Petersburg, Kouznetsov Naval Academy Publ., 2010, 228 p. (In Russian).
Received 27 June 2018 Reviewed 23 July 2018 Accepted for press 17 September 2018 There is no conflict of interests.
Information about the authors
Korablev Yuriy Yurevich, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Senior Supervisor on Special Instructions. Administration of Ministry of Internal Affairs of Russia in Tambov Region, Tambov, Russian Federation. E-mail: pugachyov.i@yandex.ru
Pugachev Igor Yurevich, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Physical Training Department. Kouznetsov Naval Academy, St. Petersburg, Russian Federation. E-mail: pugachyov.i@yandex.ru
Osmanov Esedulla Mallaalievich, Doctor of Medicine, Professor, Director of Medical Institute. Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation. E-mail: osmanov@bk.ru
Dutov Sergey Yurevich, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Physical Education and Sports Department. Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation. E-mail: sport@nnn.tstu.ru For correspondence: Osmanov E.M., e-mail: osmanov@bk.ru
For citation
Korablev Y.Y., Pugachev I.Y., Osmanov E.M., Dutov S.Y. Integratsiya klasterov deyatel'nosti spetsialistov voenno-morskogo flota dlya unifikatsii programm ikh fizicheskoy podgotovki [Integration of activity clusters of the navy specialists for the unification of their physical training programs]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki -Tambov University Review. Series: Humanities, 2018, vol. 23, no. 176, pp. 108-115. DOI 10.20310/1810-0201-2018-23-176108-115. (In Russian, Abstr. in Engl.).