Education and Sport. - 2016. - V. 16 (2). - P. 433-441.
7. Свечкарёв, В.Г. Безынерционный тренажер для армспорта с адаптивной системой управления нагрузкой по биомеханическим параметрам движения руки / В. Г. Свечкарёв, М. Е. Марьевская // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2009. - № 3. - С. 118120.
REFERENCES
1. Verkhoshansky, Yu. V. (2013), Fundamentals of special power training in sports, Soviet sport, Moscow.
2. Tkhorevsky, V. I. (2001), Physiology of a human being: textbook, Physical culture, education and science, Moscow.
3. Kholodov, J. K. and Kuznetsov, V. S. (2003), Theory and methods of physical education and sport, Academy Publ., Moscow.
4. Akopa, V. S. (2000), "Analysis of the time of the motor reaction to light and sound signals from students involved in arm wrestling", Physical education of students with deviations in health: materials of the republican scientific-practical conference, MGLU, Minsk, pp. 31-33.
5. Akpinar, S. Zileli; R. Senyuzlu, E. and Tunca S. A. (2013), "Anthropological and perceptual predictors affecting the ranking in arm wrestling competition", Int. J. Morphol, Vol. 31(3), pp. 832-838.
6. Ermakov, S Podrigalo, L. Romanenko, V. Tropin, Y. Boychenko, N. Rovnaya, O. and Kamaev, O. (2016), "Psycho-physiological features of sportsmen in impact and throwing martial arts", Journal of Physical Education and Sport, Vol. 16 (2), pp. 433-441.
7. Svechkarev, V. G. and Marevskaya, M. E. (2009), "Inertialess training apparatus for armsport with an adaptive load control system using biomechanical parameters of arm movement", Bulletin of the Maykop State Technological University, No 3, pp. 118-120.
Контактная информация: lina2904@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 05.12.2018
УДК 796.011.3
ЭЛЕКТРОННАЯ ПРОГРАММА ОЦЕНКИ КОМАНДНО-МЕТОДИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ
Василий Петрович Сорокин, доктор педагогических наук, профессор, Александр Михайлович Андросов, кандидат педагогических наук, майор, старший преподаватель, Военная академия связи, Санкт-Петербург; Павел Константинович Кузнецов, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой, Северо-Западный институт управления СЗИУ (РАНХиГС), Санкт-Петербург; Юрий Владимирович Яковлев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Военная академия связи, Санкт-Петербург; Павел Анатольевич Котов, старший преподаватель, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье анализируется существующая технология оценивания командно-методических (организационно-методических навыков) курсантов и слушателей в ходе методических занятия, на зачетах и экзаменах по учебной дисциплине «Физическая подготовка». Предлагается использование разработанной в Военной академии связи электронной программы оценки командно-методических навыков курсантов и слушателей. Представлены фотографии работы данной электронной программы. Указывается, что основной ее особенностью является необходимость доступа в интернет при оценивании задания. Делается заключение, что возможности данной программы позволяют рассматривать ее как полноценную педагогическую технологию формирования командно-методических навыков военнослужащих. Это позволит значительно повысить эффективности формирования командно-методических навыков обучающихся.
Ключевые слова: физическая подготовка, электронная программа оценки командно-методических навыков, высшие образование.
ELECTRONIC PROGRAM OF ASSESSMENT OF TEAM-METHODICAL SKILLS IN PHYSICAL TRAINING OF CADETS AND LISTENERS
Vasily Petrovich Sorokin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Aleksander Mikhay-lovich Androsov, the candidate ofpedagogical sciences, major, senior teacher, Military Academy of Communications, St. Petersburg; Pavel Konstantinovich Kuznetsov, the candidate of
sociological sciences, head of the department, the Northwest Institute of Management (RANEPA), St. Petersburg; Yury Vladimirovich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Military Academy of Communications, St. Petersburg; Pavel Anatolevich Kotov, the senior teacher, Military Institute of Physical Training, St. Petersburg
Annotation
The article analyzes the existing technology of assessment of the command and methodological (organizational and methodological skills) of the cadets and trainees in the course of methodical classes, at the test and exams in the discipline "Physical training". It is proposed to use the electronic program developed by the Military Academy of Communications for assessing the command and methodic skills of cadets and trainees. It presented the photos of the work of this electronic program. It is indicated that its main drawback is the need to access the Internet environment when evaluating a task. It is concluded that the capabilities of this program allow us to consider it as a full-fledged pedagogical technology for the formation of command and methodological skills of military personnel. This will significantly improve the effectiveness of the formation of command and methodical skills.
Keywords: physical training, electronic program for the assessment of command and methodical skills, higher education.
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе все больше уделяется внимания внедрению цифровых технологий во все сферы человеческой деятельности - от экономики до обороноспособности страны. Важность перехода на современные цифровые и информационные технологии обусловлена не только экономическими соображениями, но и значительным повышением эффективности функционирования всех отраслей государства. Не остается в стороне и система образования. Применением на практике электронных учебников, гаджетов, девай-сов, электронных досок, педагогических и образовательных технологий «перевернутого класса» («перевернутый урок»), тестовых педагогических технологий, технологий, построенных на дополнительной виртуальной реальности, технологий дистанционного обучения стала нормой современного образования, в том числе военного [1, 2, 3, 4].
В тоже время существуют целые направления в военном образовании, цифровиза-ция которых еще не реализована или реализована не полностью.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Одним из таких направлений является система оценивания сформированности командно-методических навыков курсантов и слушателей (офицеров, обучающихся по программа высшего профессионального образования уровень «магистратура»). Оценка командно-методических навыков (организаторско-методической подготовленности) осуществляется на всем протяжении обучения при изучении основных образовательных программ: на методических занятиях, на зачетах с оценкой в нечетных семестрах обучения, на экзаменах в четных семестрах обучения.
Оценка командно-методических навыков указывается в зачетных, экзаменационных ведомостях и учитывается при выставлении общей оценки за физической подготовку. Оценивание по данному показателю военнослужащего осуществляется на основе выполнения методического задания. Перечень таких заданий, как правило, известен и доводится до обучающихся заранее. В рамках систематических методических занятий происходит обучение и тренировка, выносимых на экзамен и зачет методических заданий. Порядок выставления оценки военнослужащему строго регламентирован статьями 247, 248 действующего
Наставления по физической подготовке (НФП-2009). При этом важно отметить, что проверяющий (преподаватель) в праве прервать выполнение методического задания и выставить оценку за ту часть, которая была проведена. Такое положение обусловлено экономией времени, которого, как показывает практика, постоянно недостаточно для полноценного выполнения методического задания всеми военнослужащими учебной группы.
При оценки организаторско-методической подготовленности обучающегося преподаватель должен учитывать порядка 12 - 15 показателей, которые отражены в указанных статьях НФП. Учитывая длительность проведения методического занятия, которое, как правило, составляет несколько минут, оценка, выставляемая преподавателем, по нашему мнению, в большей степени субъективна и основана на общем восприятия выполненного задания. Ошибки фиксируются преподавателем мысленно и, как показывает практика, только явные. Не все из них доводятся до обучаемых после выполнения методического задания.
Само же доведение ошибок - устное, в ведомостях фиксируется только итоговая оценка. Других документов или отчетного материала, позволяющего проанализировать динамику освоения командно-методических навыков обучающимися, нет. В рамках краткого опроса установлено, что более 50% военнослужащих уже по окончании занятия не в состоянии полностью перечислить ошибки, указанные преподавателем.
Такой подход к оценке организаторско-методических навыков, по нашему мнению, крайне неэффективен.
Необходима технология, позволяющая не только объективно оценивать выполнение методического задания, но и фиксировать ошибки, создавать определенную базу данных таких ошибок, переносить их автоматизировано в портфолио обучающихся, и тем самым проводить их эффективный анализ, как преподавателю, так и обучающимся самостоятельно.
Для решения данной задачи предложено использование разработанной электронной программы оценки командно-методических навыков курсантов и слушателей. Принцип работы программы следующий. Она устанавливается на любой девайс или гаджет с операционной системой Android 4.2 и выше.
Преподаватель выбирает в настройках программы группу, фамилию обучающегося, методическое задание. Далее система высвечивает основные ошибки, которые должны учитываться при выставлении оценки (рисунок 1.).
Внешний о ид Строспля стойка
команды состав
Пропилы теть показа упражнении Последовательность проведении методичсчжой практики
страховки Уверенность
Исправление к пр*луп[*»жл»ми» снииЛпк Рациональный метод построении
КОНТрОЛЬ СОСТОЯНИЯ n^r^^l
а о 1? ..1 ■
— Курсанты
Задание Ошибка Балл за 1 Ко/1ИЧесТво
79 Казумов ИИ Внешний вид 5 2 ТО
79 Казумов И.И. Исправление и предупреждение ошибок 5 О О
79 Казумов И.И. Контроль состояния всп. 8 О О
79 Казумов И.И. Оказания помощи и 5 О О
79 Казумов И.И. Правильность показа упражнения 50 О О
79 Казумов ИИ. Рациональны й метод построения 5 О О
79 Казумов И.И. Строевая стойка 5 О О
79 Казумов И.И Уверенность 5 2 10
Итого 8 30
Оценка 2
Рисунок 1 - Сканы программы оценки командно-методических навыков
Преподаватель, при выявлении ошибок в ходе контроля выполнения задания, отмечает их нажатием на экране. По итогам выполнения задания, преподавателю на экране выводится список допущенных ошибок, их количество, балльная градация, общая сумма баллов и предлагается оценка. В программу заложена 100-балльная система оценки, подобная оценке выполнения упражнения, не имеющего временные или количественные показатели: 75 баллов - отлично, 60 баллов - хорошо, 40 баллов - удовлетворительно, ниже 40 -неудовлетворительно. Штрафные баллы вычитаются от начальных 100 баллов. Каждая ошибка имеет свою градацию в виде штрафных баллов.
Полученные результаты преподаватель после проведения учебного занятия имеет возможность выгрузить в стационарные компьютеры военно-учебного заведения, где в последующем проводить их полноценный анализ, в том числе с использованием всех инструментов анализа массива данных, предлагаемых Excel, а также обеспечить к ним доступ обучающихся для работы над устранением ошибок.
ВЫВОДЫ
Возможности данной программы позволяют рассматривать ее как полноценную педагогическую технологию формирования командно-методических навыков военнослужащих, наподобие педагогической тестовой технологии. Это, по нашему мнению, позволит значительно повысить эффективности формирования командно-методических навыков.
Данная программа проходит апробацию. При этом основным ее особенностью является необходимость доступа в интернет при оценивании задания. В условиях военно-учебного заведения это является основным барьером для ее активного использования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Исследование влияния электронного учебника на педагогическую технологию в подготовке военных кадров по учебной дисциплине «Физическая подготовка» / В.П. Сорокин, А.М. Андросов, Е.А. Андросова, Н.С. Федюк, И.Ю. Тимофеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6 (148). - С. 205-209.
2. Сорокин, В.П. О возможности применения инновационной технологии «перевернутый класс» на занятиях по физической подготовке в высших военных учебных заведениях / В .П. Сорокин, А.М. Андросов, Ю.В. Сорокина // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 4. - С. 57-61.
3. Сорокин, В.П. Совершенствование физических качеств военнослужащих с использованием инновационных информационных технологий / В.П. Сорокин, А.М. Андросов, И.Ю. Тимофеев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2017. - № 2. -С. 30-34.
4. Цифровые технологии в практике физической подготовки в Высшем военно-учебном заведении / В.П. Сорокин, А.М. Андросов, И.Ю. Тимофеев, И.М. Колбая, Д.Е. Иващенко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). - С. 257-262.
REFERENCES
5. Sorokin, V.P., Androsov, A.M., Androsova, E.A., Fedyuk, N.S. and Timofeev, I.Yu. (2017), "Study of the influence of the electronic textbook on pedagogical technology in the training of military personnel in the academic discipline "physical training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (148), pp. 205-209.
6. Sorokin, V.P., Androsov, A.M. and Sorokina, Yu.V. (2016), "On the possibility of using innovative technology "inverted class" in physical training classes in higher military educational institutions", Actual problems of physical and special training of power structures, Vol. 4., pp. 57-61.
7. Sorokin, V.P., Androsov, A.M. and Timofeev, I.Yu. (2017), "Improvement of the physical qualities of servicemen using innovative information technologies", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 2, pp. 30-34.
8. Sorokin, V.P., Androsov, A.M., Timofeev, I.Yu., Kolbaya, I.M. and Ivashchenko, D.E. (2018), "Digital technologies in the practice of physical training in the Higher Military School", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (161), pp. 257-262.
Контактная информация: a.m.androsov@mail.ru
Статья поступила в редакцию 30.11.2018
УДК 612.816+796.8
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ НЕРВНО-МЫШЕЧНОГО АППАРАТА В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ У ГИРЕВИКОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Марина Халибиллаевна Спатаева, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский автомобильно-дорожный университет, Омск (СибАДИ, Омск);
Татьяна Петровна Замчий, кандидат биологических наук, доцент, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск (СибГУФК, Омск)
Аннотация
В статье представлены результаты исследования показателей нервно-мышечного аппарата высококвалифицированных спортсменов, занимающихся гиревым спортом. Установлены основные типы реакций нервно-мышечного аппарата спортсменов на стимульное воздействие. Предположено проявление новых видов реакций функционального состояния периферической части нервно-мышечного аппарата у гиревиков высокой квалификации.
Ключевые слова: гиревой спорт, нервно-мышечный аппарат, хронаксиметрия, латентное время вызванного сокращения.
ASSESSMENT OF CONDITION OF NEUROMUSCULAR APPARATUS IN THE COMPETITIVE PERIOD AMONG KETTLEBELL ATHLETES OF HIGH LEVEL
Marina Halibillaevna Spataeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian Automobile and Highway University, Omsk; Tatyana Petrovna Zamchiy, the candidate of biological sciences, senior lecture, Siberian State University of Physical Culture and Sports,
Omsk
Annotation
The article presents the results of the study of the parameters of the neuromuscular apparatus of highly skilled athletes involved in kettlebell lifting. The main types of reactions of the neuromuscular apparatus of athletes to stimuli are established. A manifestation of new types of reactions of the functional state of the peripheral part of the neuromuscular apparatus in highly skilled weight lifters has been proposed.
Keywords: weight-lifting, neuromuscular apparatus, chronaximetry, latent time of contraction.