проблемы, перспективы : материалы Международного научно-методического семинара. Екатеринбург, 18 марта 2015 г. - Екатеринбург, 2015. - С. 179.
6. Boni, А. Universities and global human development: theoretical and empirical insights for social change / А. Boni, M. Walker. - London, New York : Routledge, 2016. - 310 р.
7. Freire, P. Pedagogy of the Oppressed / P. Freire. - New York : Continuum, 1970. - 106 р.
8. Gerald, I.S. Action Research: A sociotechnical systems perspective / I.S. Gerald. - London : Sage publications, 1983. - 305 р.
9. Greenwood, D.J. Introduction to action research: social research for social change / D.J. Greenwood, M. Levin. - Thousand Oaks : Sage Publications, 2007. - 410 р.
REFERENCES
1. Bezrukova, O.V. (2014), "Action research in sociological studies: the main concepts", Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya, No. 5, pp. 25-29.
2. Vizitey, N.N. and Manolaki, V.G. (2011), "Ideas of Olympism and the real world", Theory and practice of physical culture, No. 1, pp. 43-47.
3. Zhukov, Yu.M. (2015), "Action Research in science and practice: industrial period", Organi-zacionnayapsihologiya, Vol. 5, No. 3, pp. 49-67.
4. Lubysheva, L.I. (2013), "Cultural transformations of sport from the perspective of sociological analysis", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 10-13.
5. Yagodin, V.V. (2015), "Ethics in sports: history and current issues", Proceedings of the International seminar "Development of humanitarian technologies in educational space of a higher education institution: factors, issues, perspectives " Ekaterinburg, on March 18, 2015, publishing house Ural Federal University, Ekaterinburg.
6. Boni, А. and Walker, M. (2016), Universities and Global Human Development: Theoretical and Empirical Insights for Social Change, Routledge, London and New York.
7. Freire, P. (1970), Pedagogy of the Oppressed, Continuum, NY.
8. Gerald, I.S. (1983), Action Research: A sociotechnical systems perspective, Sage publications, London.
9. Greenwood, D.J. and Levin, M. (2007), Introduction to Action Research: Social Research for Social Change, Sage Publications. Thousand Oaks.
Контактная информация: karmaev@bk.ru
Статья поступила в редакцию 14.05.2018
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» КАК ФОРМА АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВУЗОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ
Ярослав Сергеевич Козиков, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск; Аркадий Андреевич
Тихончук, кандидат педагогических наук, преподаватель, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Алексей Михайлович Сабанин, кандидат педагогических наук, Новосибирск; Виталий Валерьевич Попадьин, кандидат педагогических наук, преподаватель, Военный институт физической культуры, Санкт-
Петербург
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос применения в сочетании с деловой игрой в рамках профессиональной переподготовки специалистов физической подготовки вузов силовых структур педагогической технологии «Перевернутый класс». Показаны пути дальнейшей работы по совершенствованию процесса изучения специалистами физической подготовки вузов силовых структур контрактной системы в сфере закупок.
Ключевые слова: деловая игра, контрактная система, педагогическая технология, перевернутый класс, специалист, физическая подготовка.
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY "THE TURNED CLASS" AS FORM OF ACTIVE TRAINING OF EXPERTS IN PHYSICAL TRAINING OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES TO PROFESSIONAL ACTIVITY WITHIN CONTRACT SYSTEM
Yaroslav Sergeevich Kozikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State University of Communication, Novosibirsk; Arkady Andreevich Tikhonchuk, the candidate ofpedagogical sciences, the teacher, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Alexey Mikhaylovich Sabanin, the candidate of pedagogical sciences, Novosibirsk; Vitaly Va-lerievich Popadyin, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg
Annotation
In the article, the question of application of the pedagogical technology "the turned class" in combination with the business game within the professional retraining of the experts of physical training of higher education institutions of law enforcement agencies is considered. Ways of further work on improvement of the process of studying by the experts in physical training of the higher education institutions of law enforcement agencies of contract system in the sphere of purchases are shown.
Keywords: business game, contract system, pedagogical technology, turned class, expert, physical training.
ВВЕДЕНИЕ
Анализ действующей системы развития третьей ступени образования характеризуется значительными количественными и качественными изменениями, произошедшими в этой сфере и ставшими результатом модернизации и реформирования всей сферы высшего образования [1]. В свою очередь модернизация и реформирование системы высшего образования позволяет в практической деятельности педагога активнее использовать, отвечающие современным требованиям педагогические технологии, направленные, в том числе и на уменьшение количества трудозатрат профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения.
Исходя из этого, а также руководствуясь результатами педагогического констатирующего эксперимента, показавшего актуальность компетентности специалистов физической подготовки вузов силовых структур в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система в сфере закупок), нами в последующих научных изысканиях наряду с предложением о реализации в образовательном процессе деловой игры, как наиболее эффективной формы проведения занятий по изучению контрактной системы в сфере закупок [2, 3] изучен вопрос применения в сочетании с деловой игрой в рамках профессиональной переподготовки специалистов физической подготовки вузов силовых структур педагогической технологии «Перевернутый класс».
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Процесс профессиональной переподготовки специалистов физической подготовки вузов силовых структур к деятельности в рамках контрактной системы в сфере закупок, несомненно, следует рассматривать, как «педагогическую платформу», позволяющую приобрести недостающие профессиональные компетенции, необходимые для качественного выполнения функций нового направления профессиональной деятельности, связанной с финансовым обеспечением физкультурно-спортивной деятельности и осуществлением закупок товаров, работ и услуг в рамках 44-ФЗ [4]. Отметим, что недооценка на практике положений 44-ФЗ может привести к урегулированию споров, как в досудебном порядке, так и в судебных инстанциях.
На современном этапе педагоги образовательных организаций в целях повышения качества образования осознают необходимость использования в образовательном
процессе такого деятельностного инструментария, как педагогические технологии, и готовы применять их с учётом конкретных условий обучения.
В наших научных изысканиях, безусловно, основное внимание уделено использованию деловой игры, позволяющей формировать у специалистов физической подготовки вузов силовых структур способность продуктивно взаимодействовать в коллективе, стимулировать ответственность, проявлять разумную инициативу. Однако, эффект обучения специалистов физической подготовки вузов силовых структур к деятельности в рамках контрактной системы в сфере закупок на наш взгляд будет более эффективен если в сочетании с деловой игрой в образовательном процессе применять педагогическую технологию «Перевернутый класс».
Педагогическая технология «Перевернутый класс» - это технология, где вместо стандартизированных классных (учебных) занятий и последующего выполнения задания на самостоятельной подготовке, обучающиеся сначала изучают материал самостоятельно с помощью современных электронных носителей и сети интернет (или внутренних локальных сетей), а на учебных занятиях совершенствуют (отрабатывают) полученные знания [5].
Для последующих научных изысканий по проблеме применения педагогической технологии «Перевернутый класс» в подготовке специалистов физической подготовки вузов силовых структур к деятельности в рамках контрактной системы в сфере закупок, и последующему повышению результативности деловых игр нами организован педагогический констатирующий эксперимент. В рамках, которого проведен анонимный опрос в виде анкетирования специалистов физической подготовки вузов силовых структур, проходящих военную службу на должностях профессорско-преподавательского состава кафедр физической подготовки (п=34).
В результате анкетирования респондентов установлено, что педагогическую технологию «Перевернутый класс» целесообразно применять, как до направления на профессиональную переподготовку, так и после (на местах в образовательных учреждениях, где они проходят военную службу, как во время самостоятельной подготовки, так и во время профессиональной учебы), а так же во время обучения.
Кроме этого, 28 человек (82,4% респондентов) отметили, что на местах, где они проходят военную службу для качественной подготовки с использованием педагогической технологии «Перевернутый класс» необходимо наличие учебно-методических комплексов по изучению контрактной системы в сфере закупок, которые в своем содержании должны иметь не только теоретический материал (нормативно-правовые акты, лекции, примерные образцы отрабатываемых документов и др.), но и материал для практического закрепления в виде аудио и видеоматериалов, которые могут пересылаться или размещаться в облачном хранилище или диске разработчика в ГИС «Интернет».
Важно отметить, что в ходе опроса у специалистов физической подготовки вузов силовых структур (79,4%) вызвало особый интерес возможность применения в обучении видеокейсов.
Видеокейс - это небольшой видеоролик с кратким и понятным показом проблемного вопроса; иными словами - зрительный метод анализа конкретных ситуаций [6].
Общая тенденция большого внимания преподавателей на альтернативные методы обучения подтверждается так же исследованиями Авакян И.Б., проведенными на базе филиала ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Сызрани по использованию интерактивных форм обучения преподавателями в педагогической практике. Эксперимент проводился в виде тестового опроса с привлечением постоянного состава вуза. Каждый преподаватель с помощью метода ранжирования распределял наиболее важные, по его мнению интерактивные методы обучения (рисунок 1). Очевидно, что лидирующее место занимает презентация (37%), ввиду простоты подготовки и использования в учебном процессе. Далее использование кейс-метода (с видеокейсом как составной частью) - 21%. как
наиболее информативный интерактивный метод [7].
40 35 30 25 20 15 10 5 0
37
13
21
9
16
"Мозговой Презентация с Дискуссия Кейс-метод Деловая игра Метод штурм" помощью проектов
Power Point
4
Рисунок 1 - Соотношение интерактивных форм обучения в педагогической практике военного вуза
На наш взгляд при использовании в обучении контрактной системе в сфере закупок педагогической технологии «Перевернутый класс», а в частности видеокейсов позволит погрузить обучаемых во время занятия в форме деловой игры или подготовки к нему в реальную проблему или проблемную ситуацию, актуализировать её, повысить эмоциональную увлеченность процессом обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный в рамках педагогического констатирующего эксперимента анонимный опрос специалистов физической подготовки вузов силовых структур показал нам пути дальнейшей работы по совершенствованию процесса изучения контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с этим, нами установлено, что для применения педагогической технологии «Перевернутый класс» в образовательном процессе необходимо профессорско-преподавательскому составу провести большой объем работы, как по созданию учебно-методических комплексов, в том числе с наличием в них аудио и видеоматериалов (видеокейсов), так и техническому обеспечению с активным задействованием возможностей ГИС «Интернет», которое позволит реализовать на практике дистанционное обучение.
Кроме этого, для внедрения педагогической технологии «Перевернутый класс» в образовательный процесс и применение ее в сочетании с деловой игрой необходим единый для всех специалистов физической подготовки вузов силовых структур курс, который позволит минимизировать риски возникновения споров, а также их разрешения в досудебном и судебном порядке, чему и будет посвящена наша дальнейшая работа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Плотников, Н.В. Обеспечение экономической безопасности высшего образования: теоретические и методологические аспекты : дис. ... д-ра пед. наук : 08.00.05 / Плотников Николай Владимирович. - СПб., 2016. - 297 с.
2. О необходимости переподготовки специалистов физической подготовки вузов силовых структур к профессиональной деятельности в рамках контрактной системы / Я.С. Козиков, С.А. Чалых, А.А. Тихончук, В.В. Веляев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (149). - С. 108-111.
3. Деловая игра как форма активного обучения специалистов в области физической культуры и спорта к профессиональной деятельности в рамках контрактной системы / Я.С. Козиков, А.А. Тихончук, О.В. Мухаметова, О.А. Юсупова, М.Г. Зверев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 12 (154). - С. 131-135.
4. Федеральный закон от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп.,
вступ. в силу с 11.01.2018 г.) [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70353464/. - Дата обращения: 22.03.2018.
5. Сорокин, В.П. О возможности применения инновационной технологии «перевернутый класс» на занятиях по физической подготовке в высших военных учебных заведениях / В.П. Сорокин, А.М. Андросов, Ю.В. Сорокина // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 4. - С. 57-60.
6. Неверова, Л.В. Использование технологий видеокейсов в системе постдипломного образования / Л.В. Неверова, Е.С. Плотников // Молодой ученый. - 2017. - № 4. - С. 376-378.
7. Авакян, И.Б. Останавливаться нельзя / И.Б. Авакян // Вестник Военного образования. -2017. - № 6 (9). - С. 58-61.
REFERENCES
1. Plotnikov, N.V. (2016), Ensuring of economic security of the higher education: theoretical and methodological aspects, dissertation, St. Petersburg.
2. Kozikov, J.S., Hcalyh, S.A., Tikhonchuk, A.A. and Velyaev, V.V. (2017), "About need of retraining of experts in physical training of higher education institutions of law enforcement agencies to professional activity within contract system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (149), pp. 108-111.
3. Kozikov, J.S., Tikhonchuk, A.A., Muhametova, О^., Yusupova, О.А. and Zverev, M.G. (2017), "Business game as a form of active training of specialists in the field of physical culture and sports to professional activities within the contract system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (154), pp. 131-135.
4. The federal law from 4/5/2013 of year No. 44-FZ "About contract system in the sphere ofpurchases of goods, works and services for ensuring the state and municipal needs" (with amendment and additional, coming into force with (1/11/2018), available at: http://base.garant.ru/70353464/.
5. Sorokin, V.P., Androsov A.M. and Sorokina Yu.V. (2016), "The possibility of innovative "inverted class" technology use at physical training lessons in higher military educational institutions", Actual problems ofphysical and special training of law enforcement agencies, No. 4, pp. 57-60.
6. Neverova L.V. and Plotnikov, E.S. (2017), "Use of technologies of video cases in system of post-degree education", Young scientist, No. 4, pp. 376-378.
7. Avakiyn, I.B. (2017), "There should be no stop", Messenger of Military education, No. 6 (9), pp. 58-61.
Контактная информация: vaiyvrn@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 21.05.2018
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
Ирина Геннадьевна Козлова, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
(ЮУрГГПУ), Челябинск
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы диагностирования школьников на основе тестирования и ретестирования. Ретестирование рассматривается психологами как метод определения надежности теста. В педагогике этот метод может служить средством выявления индивидуальных темпов продвижения учащихся. Сконструированный на основе логико-дидактического анализ тест содержит задания из зон актуального и ближайшего развития. Первичное тестирование учащихся позволяет выявить уровень обученности и построить скорректированный индивидуальный образовательный маршрут. При повторном проведении этого же теста учитель определяет темпы продвижения учащихся и вносит корректировку в образовательный процесс.
Ключевые слова: диагностирование, тест, тест-ретест.