вступ. в силу с 11.01.2018 г.) [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/70353464/. - Дата обращения: 22.03.2018.
5. Сорокин, В.П. О возможности применения инновационной технологии «перевернутый класс» на занятиях по физической подготовке в высших военных учебных заведениях / В.П. Сорокин, А.М. Андросов, Ю.В. Сорокина // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 4. - С. 57-60.
6. Неверова, Л.В. Использование технологий видеокейсов в системе постдипломного образования / Л.В. Неверова, Е.С. Плотников // Молодой ученый. - 2017. - № 4. - С. 376-378.
7. Авакян, И.Б. Останавливаться нельзя / И.Б. Авакян // Вестник Военного образования. -2017. - № 6 (9). - С. 58-61.
REFERENCES
1. Plotnikov, N.V. (2016), Ensuring of economic security of the higher education: theoretical and methodological aspects, dissertation, St. Petersburg.
2. Kozikov, J.S., Hcalyh, S.A., Tikhonchuk, A.A. and Velyaev, V.V. (2017), "About need of retraining of experts in physical training of higher education institutions of law enforcement agencies to professional activity within contract system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (149), pp. 108-111.
3. Kozikov, J.S., Tikhonchuk, A.A., Muhametova, О^., Yusupova, О.А. and Zverev, M.G. (2017), "Business game as a form of active training of specialists in the field of physical culture and sports to professional activities within the contract system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (154), pp. 131-135.
4. The federal law from 4/5/2013 of year No. 44-FZ "About contract system in the sphere ofpurchases of goods, works and services for ensuring the state and municipal needs" (with amendment and additional, coming into force with (1/11/2018), available at: http://base.garant.ru/70353464/.
5. Sorokin, V.P., Androsov A.M. and Sorokina Yu.V. (2016), "The possibility of innovative "inverted class" technology use at physical training lessons in higher military educational institutions", Actual problems ofphysical and special training of law enforcement agencies, No. 4, pp. 57-60.
6. Neverova L.V. and Plotnikov, E.S. (2017), "Use of technologies of video cases in system of post-degree education", Young scientist, No. 4, pp. 376-378.
7. Avakiyn, I.B. (2017), "There should be no stop", Messenger of Military education, No. 6 (9), pp. 58-61.
Контактная информация: vaiyvrn@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 21.05.2018
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА
Ирина Геннадьевна Козлова, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
(ЮУрГГПУ), Челябинск
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы диагностирования школьников на основе тестирования и ретестирования. Ретестирование рассматривается психологами как метод определения надежности теста. В педагогике этот метод может служить средством выявления индивидуальных темпов продвижения учащихся. Сконструированный на основе логико-дидактического анализ тест содержит задания из зон актуального и ближайшего развития. Первичное тестирование учащихся позволяет выявить уровень обученности и построить скорректированный индивидуальный образовательный маршрут. При повторном проведении этого же теста учитель определяет темпы продвижения учащихся и вносит корректировку в образовательный процесс.
Ключевые слова: диагностирование, тест, тест-ретест.
PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS AS IMPLEMENTER OF AN INDIVIDUAL
EDUCATIONAL ROUTE Irina Gennadyevna Kozlova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Southern Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk
Annotation
The article examines the issues of diagnosing schoolchildren on the basis of testing and retesting. Retesting is considered by psychologists as a method of determining the reliability of a test. In pedagogy this method can serve as a means of identifying individual rates of student progress. Designed on the basis of the logical-didactic analysis, the test contains tasks from the zones of the actual and immediate development. Primary testing of students allows revealing the level of training and building up the adjusted individual educational route. At repeated carrying out of the same test the teacher defines rates of promotion of pupils and makes updating in educational process.
Keywords: diagnosis, test, test-retest.
Профессиональный стандарт педагога нацеливает на то, что педагог может разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных особенностей обучающихся. В связи с этим педагогу необходимо выявить личностные достижения учащихся, для этого необходимо овладеть приемами педагогической диагностики.
Диагностика проясняет все обстоятельства протекания дидактического процесса, помогает точно определить его результаты. Эффективное управление дидактическим процессом невозможно без диагностики, как и достижение оптимальных для имеющихся условий результатов. Ингенкамп К. конкретизирует назначение педагогической диагностики. Педагогическая диагностика способствует, во-первых, оптимизации процесса индивидуального обучения; во-вторых, в интересах общества обеспечению правильного определения результатов обучения; в-третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и в выборе специализации обучения [1].
Таким образом, педагогическая диагностика предназначена для изучения результативности протекания образовательного процесса, для выявления обстоятельств протекания этого процесса с целью своевременного регулирования обнаруженных отклонений.
Различают два вида диагностики - «продольная» и «поперечная». При продольном исследовании изучается развитие одних и тех же детей на протяжении более или менее продолжительного периода их жизни. При исследовании посредством поперечных срезов один и тот же процесс изучается у различных групп детей, стоящих на различных возрастных ступенях развития или живущих и воспитывающихся в разных условиях. Также как при изучении психических процессов, в процессе обучения можно отслеживать результаты деятельности детей по этим двум направлениям. Результаты поперечного диагностирования дают возможность проследить общий уровень образованности класса, уровень образованности каждого ученика по отношению к другим учащимся, а также по отношению к стандарту. Для учителя важно знать не только на каком уровне находится учащийся, но и какие вопросы темы требуют более глубокого изучения. Продольное диагностирование позволяет сравнивать учащегося самого с собой, позволяет прослеживать процесс обучаемости.
Средства диагностической деятельности можно разделить на безынструментальные (устный опрос, внутренние формы контроля) и инструментальные (тесты, вопросники, письменные работы). Под инструментом мы понимаем объект, применяемый в педагогике для диагностики обучения, воспитания. Одни средства назовем оценочными, так как они применяются как измерители, а другие - безоценочными, так как они не предполагают выставление отметок. К последним средствам относятся вопросники (ряд вопросов для проверки знаний и умений) и внутренние формы контроля (контроль знаний и умений происходит как акт внимания учащегося. К оценочным средствам относятся: устный опрос, письменные работы (самостоятельные работы текущего или итогового контроля,
стандартизированные контрольные задания), тесты (тесты обученности и т.п.).
Из перечисленных инструментов несравненно лучшими измерителями являются тесты, в основу которых положена идея дихотомических пар свойств, что сокращает субъективизм оценивания и создает объективную базу для осуществления регулировочной деятельности.
В литературе понятие теста трактуется по-разному. В психолого-педагогической литературе под тестом понимают - краткое стандартизированное испытание, предназначенное для распознавания интересующих нас особенностей и качеств личности. Тест здесь рассматривают как инструмент теоретического исследования личности. Другие авторы отмечают, что понятие «тест» необходимо включать и получение с помощью его объективных количественных оценок результатов обучения. В этих работах подчеркивается, что тест является научно-обоснованным методом эмпирического исследования в педагогике.
Следовательно, тест - краткое стандартизированное задание, предназначенное не только для получения объективной количественной оценки результатов обучения, но и распознавания интересующих особенностей и качеств личности.
Одним из видов исследования теста является ретестирование. Оно предполагает предъявление группе испытуемых одного и того же теста дважды через некоторый промежуток времени. Тест-ретест характеризуется следующими особенностями:
1) если промежуток времени между двумя тестированиями мал, то тем самым вводятся эффекты усталости, памяти и т.п., которые не связаны с точностью измерений,
2) если ретест проводится через большой промежуток времени, то результат измерения отражает реальные изменения реальных характеристик индивида.
Психологи применяют этот метод для определения надежности тестирования. Но эти две особенности они трактуют как недостатки ретеста для воспроизводимости измерения личностных характеристик. Однако, можно увидеть и положительную сторону рете-ста, вторая особенность позволяет выявлять новообразования, произошедшие за некоторый промежуток времени в результате какого-либо воздействия, а также фиксировать качественные изменения личности, прогнозировать развитие образованности. Таким воздействием может служить обучение.
Работая над теоретическими основами конструирования сложных диагностических инструментов, А. А. Попова выделяет четыре особенности теста-ретеста; во-первых, он по своей сути является тестом обученности, но сконструированным особым образом, во-вторых, по своей сути ретест близок к методу индивидуального диагностического развивающего эксперимента; в-третьих, являясь тестом констатации темпов продвижения в обучении, ретест позволяет выявить динамику развития ребенка; в-четвертых, ретест несет в себе также черты метода планомерного формирования, и его можно рассматривать как схематическую модель минимально необходимых стандартных знаний и умений учащихся [2].
Рассмотрим подробнее указанные особенности. В современной школе является актуальным установлением рейтинга каждого учащегося, который значительно упрощает процесс тестирования, поскольку дает возможность установления такого рейтинга. Для учителей, а также и для учащихся, необходимо знать и то, на сколько баллов ребенок отстает или опережает кого-либо из товарищей, и то, какие темы требуют дополнительного интенсивного изучения. В то же время демократичность ретеста позволяет учащемуся давать себе самооценку. При повторном проведении этого же теста, он снова может определить границу «знание-незнание», но в то же время наблюдает, что «знаний» стало больше. Учащиеся непосредственно видят весь объем изучаемого материала темы в целом, сами фиксируют объем вновь приобретенных знаний, выявляя свои собственные недоработки и отмечая свои собственные успехи, что способствует повышению интереса учащихся к изучению материала и повышению успеваемости.
Что касается второй особенности, то ретест позволяет выявить динамику развития каждого ребенка. Ретест предполагает индивидуальную работу с учащимся,
заключающуюся в наблюдении «переходов» с одного уровня на другой. Первичное тестирование - это диагностика опорных знаний учащихся. Проводя анализ результатов тестирования, учитель отмечает пробелы в опорных знаниях учащихся и намечает план корректировки, а затем и план обучения новому материалу. Таким образом, план проведения обучения конкретизируется не только для данного класса, но и для определенных учащихся. Являясь эффективным инструментом в управлении процессом обучения, тест-ретест может использоваться в условиях классно-урочной системы при обучении, поскольку он не требует больших затрат времени со стороны учителя при подготовке к урокам, что особенно важно в настоящее время.
Построенный таким образом процесс тестирования позволяет лучше скорректировать индивидуальный образовательный маршрут учащегося.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп. - М. : Педагогика, 1991. -
240 с.
2. Попова, А.А. Дидактические основы двухуровневой диагностики обученности с помощью тестов-ретестов / А.А. Попова. - Челябинск : Факел, 1997. - 105 с.
REFERENCES
1. Ingencamp, K. (1991), Pedagogical Diagnostics, Pedagogy, Moscow
2. Popova, A.A. (1997), Didactic bases of two-level diagnostics of training with the help of test-retests, Torch, Chelyabinsk.
Контактная информация: kozlovaig@cspu.ru
Статья поступила в редакцию 03.05.2018
УДК 796.92
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКЕ ЛЫЖНЫХ ХОДОВ НА ОСНОВЕ ИМИТАЦИОННЫХ И СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Елена Борисовна Коломейцева, доцент, Наталья Никитична Гуськова, доцент, Наталья Петровна Ноговицина, доцент, Пётр Алексеевич Новиков, старший
преподаватель, Пермский государственный национальный исследовательский
университет, г. Пермь
Аннотация
В статье рассматривается эффективность использования имитационных упражнений лыжника-гонщика у студентов ПГНИУ в базовом разделе дисциплины «Прикладная физическая культура». Овладеть основами техники лыжных ходов можно с помощью имитационных упражнений. Освоив эти упражнения, отработав до автоматизма движения, похожие на передвижение на лыжах, гораздо легче овладеть лыжными ходами на снегу. Имитация помогает значительно быстрее освоить технику лыжного хода. Использование имитационных и специально-подводящих упражнений в бесснежный период учебного года (осенью и весной), позволяет повысить эффективность занятий по лыжной подготовке.
Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, лыжная подготовка, имитационные упражнения.
STUDENTS TRAINING TO TECHNIQUE OF SKIING BASED ON SIMULATION AND SPECIALLY-PREPARATORY EXERCISES
Elena Borisovna Kolomeytseva, the senior lecturer, Natalya Petrovna Nogovitsina, the senior lecturer, Natalia Nikitichna Guskova, the senior lecturer, Petr Alekseevich Novikov, the senior teacher, Perm State University, Perm
Annotation
The article discusses the effectiveness of the use of simulation exercises for skiers-racers for the students of the Perm state University in the basic section of the discipline "Applied physical culture". It is