Научная статья на тему 'Обучение студентов технике лыжных ходов на основе имитационных и специально-подготовительных упражнений'

Обучение студентов технике лыжных ходов на основе имитационных и специально-подготовительных упражнений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
783
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА / ИМИТАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коломейцева Елена Борисовна, Гуськова Наталья Никитична, Ноговицина Наталья Петровна, Новиков Пётр Алексеевич

В статье рассматривается эффективность использования имитационных упражнений лыжника-гонщика у студентов ПГНИУ в базовом разделе дисциплины «Прикладная физическая культура». Овладеть основами техники лыжных ходов можно с помощью имитационных упражнений. Освоив эти упражнения, отработав до автоматизма движения, похожие на передвижение на лыжах, гораздо легче овладеть лыжными ходами на снегу. Имитация помогает значительно быстрее освоить технику лыжного хода. Использование имитационных и специально-подводящих упражнений в бесснежный период учебного года (осенью и весной), позволяет повысить эффективность занятий по лыжной подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students training to technique of skiing based on simulation and specially-preparatory exercises

The article discusses the effectiveness of the use of simulation exercises for skiers-racers for the students of the Perm state University in the basic section of the discipline "Applied physical culture". It is possible to master the basics of skiing technique with the help of simulation exercises. Having mastered these exercises, having worked to automatism of the movement similar to movement on skis, it is much easier to master ski courses on snow. Imitation helps to master the technique of skiing much faster. The use of simulation and special-leading exercises in the snow-free period of the school year (autumn and spring), can improve the effectiveness of ski training.

Текст научной работы на тему «Обучение студентов технике лыжных ходов на основе имитационных и специально-подготовительных упражнений»

заключающуюся в наблюдении «переходов» с одного уровня на другой. Первичное тестирование - это диагностика опорных знаний учащихся. Проводя анализ результатов тестирования, учитель отмечает пробелы в опорных знаниях учащихся и намечает план корректировки, а затем и план обучения новому материалу. Таким образом, план проведения обучения конкретизируется не только для данного класса, но и для определенных учащихся. Являясь эффективным инструментом в управлении процессом обучения, тест-ретест может использоваться в условиях классно-урочной системы при обучении, поскольку он не требует больших затрат времени со стороны учителя при подготовке к урокам, что особенно важно в настоящее время.

Построенный таким образом процесс тестирования позволяет лучше скорректировать индивидуальный образовательный маршрут учащегося.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп. - М. : Педагогика, 1991. -

240 с.

2. Попова, А.А. Дидактические основы двухуровневой диагностики обученности с помощью тестов-ретестов / А.А. Попова. - Челябинск : Факел, 1997. - 105 с.

REFERENCES

1. Ingencamp, K. (1991), Pedagogical Diagnostics, Pedagogy, Moscow

2. Popova, A.A. (1997), Didactic bases of two-level diagnostics of training with the help of test-retests, Torch, Chelyabinsk.

Контактная информация: kozlovaig@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 03.05.2018

УДК 796.92

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКЕ ЛЫЖНЫХ ХОДОВ НА ОСНОВЕ ИМИТАЦИОННЫХ И СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Елена Борисовна Коломейцева, доцент, Наталья Никитична Гуськова, доцент, Наталья Петровна Ноговицина, доцент, Пётр Алексеевич Новиков, старший

преподаватель, Пермский государственный национальный исследовательский

университет, г. Пермь

Аннотация

В статье рассматривается эффективность использования имитационных упражнений лыжника-гонщика у студентов ПГНИУ в базовом разделе дисциплины «Прикладная физическая культура». Овладеть основами техники лыжных ходов можно с помощью имитационных упражнений. Освоив эти упражнения, отработав до автоматизма движения, похожие на передвижение на лыжах, гораздо легче овладеть лыжными ходами на снегу. Имитация помогает значительно быстрее освоить технику лыжного хода. Использование имитационных и специально-подводящих упражнений в бесснежный период учебного года (осенью и весной), позволяет повысить эффективность занятий по лыжной подготовке.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, лыжная подготовка, имитационные упражнения.

STUDENTS TRAINING TO TECHNIQUE OF SKIING BASED ON SIMULATION AND SPECIALLY-PREPARATORY EXERCISES

Elena Borisovna Kolomeytseva, the senior lecturer, Natalya Petrovna Nogovitsina, the senior lecturer, Natalia Nikitichna Guskova, the senior lecturer, Petr Alekseevich Novikov, the senior teacher, Perm State University, Perm

Annotation

The article discusses the effectiveness of the use of simulation exercises for skiers-racers for the students of the Perm state University in the basic section of the discipline "Applied physical culture". It is

possible to master the basics of skiing technique with the help of simulation exercises. Having mastered these exercises, having worked to automatism of the movement similar to movement on skis, it is much easier to master ski courses on snow. Imitation helps to master the technique of skiing much faster. The use of simulation and special-leading exercises in the snow-free period of the school year (autumn and spring), can improve the effectiveness of ski training.

Keywords: students, physical education, ski training, simulation exercises.

В Пермском государственном национальном исследовательском университете физическое воспитание студентов осуществляется на основе реализации учебного модуля «Физическая культура». Данный учебный модуль состоит из двух учебных дисциплин: «Физическая культура», представленная 72 академическими часами, отведёнными на лекционные, семинарские и методические занятия и «Прикладная физическая культура», представленная 328 академическими часами, реализуемыми в форме практических занятий на основе выбранных студентами видов спорта или видов двигательной активности [1, c. 22].

В ходе реализации теоретической и практической частей учебного модуля «Физическая культура» осуществляется тесное взаимодействие преподавателей кафедры физической культуры и спорта с тренерами-преподавателями спортивного клуба университета [3, с. 48].

В учебной программе по дисциплине «Прикладная физическая культура» значительная часть занятий уделяется лыжной подготовке. Лыжная подготовка является обязательным разделом физического воспитания.

В программу лыжной подготовки входит обучение основам техники передвижения на лыжах, достижение установленных нормативных показателей и приобретение необходимых знаний пользования лыжами. Однако, лимит времени, отведённый учебной программой, часто меняющиеся погодные условия, короткие малоснежные зимы не позволяют достаточно полноценно проводить обучение студентов технике лыжных ходов, а тем более развивать их физические качества [4, с. 82].

Научиться технично ходить на лыжах можно только на снегу. Однако техническая подготовка лыжника осуществляется и в бесснежный период, а также на занятиях по общефизической подготовке. Средствами тренировки являются физические упражнения, которые способствуют кондиционной подготовке и совершенствованию двигательной координации. В бесснежный период необходимо использовать имитационные и специально-подводящие упражнения лыжника-гонщика, для создания полного представления об изучаемых технических действиях. Имитационные упражнения и имитация лыжных ходов -это упражнения без лыж, копирующие отдельные элементы (части) лыжного хода или ход в целом. Освоив эти упражнения, отработав до автоматизма движения, похожие на передвижение на лыжах, гораздо легче овладеть лыжными ходами на снегу. Имитация помогает значительно быстрее освоить технику лыжного хода [2. c. 30].

Цель исследования - разработать комплекс имитационных и специально-подводящих упражнений для обучения студентов технике лыжных ходов и оценить его эффективность.

Исследование проводилось на базе Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ). В исследовании принимали участи студенты первого курса геологического факультета: контрольная и экспериментальная группы по 25 человек. В контрольной группе занятия по лыжной подготовке проводились на основе традиционной программы - обучение студентов технике лыжных ходов осуществлялось только в снежный период непосредственно на лыжах.

В рамках нашей опытно-экспериментальной работы в осенне-весенний период на занятиях по прикладной физической культуре использовались имитационные и специально-подводящие упражнения, а также теоретические занятия. Имитационные упражнения на месте включались в водную или заключительную часть занятия и выполнялись 1-2 минуты по 3-4 серии. Имитационные упражнения в движении отрабатывались в основной части занятия от трех до пяти минут по 2-3 серии.

На втором этапе, в зимний период, исследовался уровень техники передвижения на лыжах и время прохождения дистанции (5 км у юношей и 3 км у девушек). Оценка техники лыжных ходов проводилась тренерами по лыжным гонкам по десятибалльной системе. В качестве критерия при проверке технической подготовленности был использован показатель технических ошибок. Также в обучение были включены специальные имитационные упражнения, происходило закрепление ранее изученных элементов техники передвижения, применялись методы расчлененного и целостного обучения студентов технике передвижения на лыжах. Это позволяло облегчить дальнейшее усвоение движения в целом.

На третьем этапе исследования в бесснежный период для этих же студентов, но уже на втором курсе, использовались имитационные и специально-подводящие упражнения лыжника-гонщика, а также средства общефизической подготовки. Совершенствование техники лыжных ходов на основе динамических упражнений способствует повышению уровня физической подготовленности [4, с. 82].

В соответствии с программой, время каждого занятия и количество занятий для экспериментальной и контрольной групп были одинаковыми. Занятия проводились с 1 сентября 2016 года по 25 марта 2018 года 2 раза в неделю по 75 минут.

В начале эксперимента техническая подготовленность студентов была практически одинаковой и оценивалась низким баллом, равным в среднем 4,68. При сравнении исходных и итоговых показателей технической подготовленности после второго года обучения, были получены следующие результаты - студенты экспериментальной группы, после окончания курса обучения, освоили технику различных способов передвижения на лыжах более успешно.

Студенты экспериментальной группы, по сравнению с контрольной группой, после курса обучения имели достоверно более высокие результаты. В классических ходах, соответственно, 8.87 балла и 7, 53 балла; в коньковых 7,44 балла и 6,84 балла.

При прохождении контрольной дистанции 5 км (юноши) и 3 км (девушки) после второго года обучения, студенты экспериментальной группы показали более высокие спортивные результаты, нежели студенты контрольной группы: юноши на 72 с, девушки на 87 с. В итоге, студенты экспериментальной группы значительно превосходили своих сверстников из контрольной группы по результатам, определяющим уровень технической и физической подготовленности.

На этапе педагогического эксперимента составленный комплекс упражнений был применён во время уроков физкультуры по лыжной подготовке и результативность этого комплекса подтверждена данными, полученными в ходе эксперимента.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование составленного комплекса специально-подводящих и имитационных упражнений в бесснежный период позволило отработать до автоматизма движения, похожие на передвижения на лыжах, значительно быстрее освоить технику лыжного хода, гораздо легче овладеть лыжными ходами на снегу. Это позволило повысить эффективность занятий студентов по лыжной подготовке в сравнительно короткий снежный период.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гавронина, Г. А. Реализация теоретической учебной дисциплины «Физическая культура» как условие развития культуры здоровья студентов / Г.А. Гавронина, К.В. Чедов // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 17-19 мая 2017 г. г. Пермь, Россия / ред. кол.: Е. В. Старкова (глав. ред.), Т. А. Полякова (науч. ред.) ; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. - Пермь, 2017. - С. 21-24.

2. Горбунов, С.С. Обучение технике передвижения на лыжах в условиях дефицита учебного времени / С.С. Горбунов // Известия Тульского государственного университета. - 2013. - № 2. - С. 29-37.

3. Педагогические условия реализации воспитательного потенциала спортивного клуба как ресурса для общекультурного становления студентов университета / Г.А. Гавронина, Т.И. Чедова,

К.В. Чедов, С.В. Соловьёв // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 8. - С. 47-49.

4. Четайкина, О.В. Совершенствование лыжной подготовки на факультете физической культуры педагогического вуза в условиях дефицита учебного времени / О.В. Четайкина // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 4 (16). - С. 81-83.

REFERENCES

1. Gavronina, G.A. and Chedov, K.V. (2017), "The Implementation of theoretical academic discipline "Physical culture" as a condition of development of culture of health of students", Physical culture, sport and tourism: scientific-methodical support, materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation (May 17-19), ed. ву E.V. Starkova (chapters. ed.), T.A. Polyakova, Perm State Hum. and Pedog. University, pp. 21-24.

2. Gorbunov, S.S. (2013), "Teaching the art of movement on skis in conditions of lack training time", Bulletin of Tula State University, No 2, pp. 29-37.

3. Gavronina, G.A., Chedova, T.I., Chedov, K.V. and Solovyov S.V. (2017), "Pedagogical conditions of realization of educational potential of the sports club as a resource for cultural development of University students", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 47-49.

4. Chetaikina O.V. (2013), "Improvement of ski training at the faculty of physical culture of pedagogical University in terms of lack of training time", Humanities and education, No. 4 (16), pp. 81-83.

Контактная информация: kolomelena@bk.ru

Статья поступила в редакцию 25.04.2018

УДК 378.037

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ МУЗЫКАНТОВ

Марина Алексеевна Коняева, кандидат педагогический наук, доцент, Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, г. Саратов

Аннотация

Формирование и развитие у будущих музыкантов здоровьесберегающих компетенций в настоящее время является актуальным и социально значимым педагогическим процессом. Здоровьесберегающие компетенции базируются на культуре освоения физических упражнений в логической взаимосвязи с музыкально-исполнительской культурой и могут иметь следующую компонентную структуру: физкультурно-теоретическая компетенция, физкультурно-практическая компетенция, физкультурно-методическая компетенция, физкультурно-регулирующая компетентность. В системе формирования здоровьесберегающих компетенций контроль за физическим состоянием каждого студента и отслеживание динамики развития их общефизической подготовленности, как основа для успешной профессиональной деятельности музыкантов, приобретает особую значимость. Состояние здоровья и высокий уровень физической тренированности - это факторы для успешной адаптации к непростым, требовательным условиям труда музыкантов. Контрольные показатели сыграют определяющую роль в конструировании программы физических тренировочных упражнений для формирования здоровьесберегающих компетенций студентов консерватории. Разработан комплекс специальных тренировочных упражнений, которые могли бы целенаправленно формировать психологическое и физическое здоровье студентов ресурсами тренировочных занятий. Данная идея реализована в систему практических занятий по физической культуре в структуре существующей программы обучения, ориентируясь на своеобразие профессиональной практики будущих музыкантов.

Ключевые слова: здоровьесберегающие компетенции, личность, музыкально-исполнительская деятельность, студенты консерватории, тренировочные занятия, физическая культура, физическая подготовленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.