Key words: department sports and health-improving technologies, organization of new research methods, organization of scientific knowledge, technical and hardwarecontrolled means, training apparatus and complex stands.
Belyh Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, Associate Dean, SOiRT409@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University,
Hitrov Vladimir Dmitrievich, candidate of pedagogical Sciences, Professor, Xit-47@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 796.015
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ЛЫЖАХ В УСЛОВИЯХ ДЕФИЦИТА УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
С.С. Горбунов
Дано научно-методическое обоснование инновационной модели обучения технике передвижения на лыжах на основе использования комплекса имитационных упражнений, способствующих повышению эффективности процесса обучения технике лыжных ходов студентов физкультурных вузов в условиях дефицита учебного времени.
Ключевые слова: техника лыжных ходов, инновационная модель обучения, имитационные упражнения, дефицит учебного времени.
С дефицитом времени человек сталкивается во всех сферах деятельности. Особо остро дефицит времени заявляет о себе в практике спорта, тем более сезонного вида спорта. Выйти на запланированный результат необходимо к определённому времени за отведённый отрезок времени. Спортсмен и его тренер находятся на оси времени с чётко обозначенными параметрами как по величине, так и по времени [5]. Обучение двигательному действию - процесс специфичный тем, что ошибка, допущенная на одном из этапов, проявляется существенно позже, а исправить её тем сложнее, чем больше времени упущено [1, 2]. Речь о том, что обучение должно проходить не только строго по времени, но и с минимальным количеством ошибок. Сходная ситуация наблюдается при обучении спортивной технике в процессе физического воспитания [4]. Анализируя накопленный научно-теоретический потенциал и практический опыт работы по формированию спортивной техники, следует отметить, что традиционные формы и методы, используемые для обучения двигательным действиям, из-за слабой подготовленности обучаемых и ограниченного количества времени не всегда позволяют проводить обучение основам передвижения на лыжах с достаточным уровнем качества [3, 6].
В процессе обучения технике передвижения на лыжах мы сталкиваемся с рядом противоречий:
- между физической подготовленностью большой части обучаемых и требованиями, предъявляемыми самим процессом лыжной подготовки (значительные объёмы нагрузки с относительно высокой интенсивностью, использование непривычного инвентаря);
- между ограниченным временем занятий на снегу и объёмными задачами практической подготовки (дефицит времени, требующий высокой скорости освоения двигательных умений).
Названные противоречия определяют научную проблему нашего исследования, которая заключается в необходимости создания и обоснования инновационной модели обучения технике передвижения на лыжах на основе комплекса имитационных упражнений, организационнопедагогических и средовых условий его применения с учетом дефицита учебного времени.
Экспериментальное обоснование инновационной модели обучения технике передвижения на лыжах заключалось в попытке доказать, что разработанная модель позволит повысить уровень технической подготовленности испытуемых.
В бесснежный период за основу были взяты наиболее эффективные подводящие и имитационные упражнения, которые направлены на
обучение технике передвижения на лыжах, при выполнении которых создавались организационно-педагогические и средовые условия, максимально приближающие выполнение имитационных упражнений по динамическим и кинематическим характеристикам к основному
соревновательному упражнению.
К данным условиям мы отнесли:
- выполнение упражнений на мягком грунте;
- выполнение упражнений на подъемах крутизной 7-9 %;
- скорость передвижения на подъемах составляла 65-70 % от индивидуального максимума.
Данные условия применялись нами потому, что выполнение
упражнений на склонах меньшей крутизны (менее 6 %) уже не будет иметь динамического соответствия с передвижениями на лыжах. Склоны же большей крутизны (более 10 %), также как и большая интенсивность выполнения упражнения (85 % от индивидуального максимума), предъявляют уже повышенные требования к физической
подготовленности. Поэтому при выполнении имитационных упражнений с максимальной интенсивностью или в подъем крутизной больше 10 % основной акцент был бы направлен на преодоление подъема, а не на технику двигательного действия. Данного обстоятельства нельзя допускать при обучении технике двигательного действия. В отличие от занятий контрольной группы занятия лыжной подготовкой в бесснежный период у экспериментальной группы проводились на песчаном грунте. Песчаный
грунт использовался с целью приближения упражнения к условиям передвижения на лыжах. Песок является мягкой опорой, поэтому отсутствует жесткое сцепление между ногой, которая выполняет отталкивание, и песком. Похожую картину мы можем наблюдать и при передвижении на лыжах, между скользящей поверхностью лыжи и снегом отсутствует жесткое сцепление. Поэтому мы можем сказать, что выполнение имитационных упражнений на песчаной поверхности в чем-то является схожим с основным соревновательным упражнением. Помимо этого выполнить отталкивание от песка прямой ногой только за счет сгибания-разгибания голеностопного сустава практически невозможно, поэтому приходиться загружать толчковую ногу и выполнять отталкивание за счет подседания и резкого выпрямления тазобедренного и коленного суставов, что необходимо делать и при передвижении на лыжах, чтобы избежать отдачи. Также при приземлении на мягкую опору необходимо в большей степени сосредотачиваться на удержании равновесия, нежели при таком же приземлении на твердую опору. Это объясняется тем, что мягкая опора (в нашем случае песок) при давлении на неё ногой деформируется.
После овладения техникой имитационных упражнений на мягком грунте (песке), обучаемые экспериментальной группы выполняли шаговую и прыжковую имитацию без палок и с палками на мини-лыжах по песчаной поверхности. Данное упражнение повышает интерес у занимающихся и имеет еще большее сходство с основным соревновательным упражнением. При преодолении подъема на минилыжах есть возможность выполнять имитацию скользящего шага при приземлении на мягкую опору и вместе с этим передвигаться как шагом, так и бегом по равнине. Выполнение отталкивания с мягкого грунта (песка) также затрудняется из-за скользящей поверхности мини-лыжи. В качестве самостоятельной подготовки испытуемым экспериментальной группы было предложено в свободное время выполнять упражнения, направленные на повышение уровня физической подготовленности. Упражнения, которые были предложены экспериментальной группе, в первую очередь направлены на развитие двигательных способностей, имеющих важное значение для передвижения на лыжах. Они включали в себя комплекс упражнений на развитие равновесия как одну из наиболее важных способностей для лыжников, а также упражнения силового характера для рук и ног. Для проверки комплекса имитационных упражнений, применяемого в бесснежный период, мы провели промежуточное исследование в начале зимы. Оценивался уровень технической подготовленности по экспертной оценке и видеосъемке техники передвижения на лыжах.
Больший прирост показателей произошел у экспериментальной группы, и мы связываем это с тем, что занятия проходили на мягком грунте, использовались координационные упражнения и упражнения
скоростно-силового характера (сгибание-разгибание рук в упоре лёжа, подтягивание на перекладине, одновременная и попеременная имитация работы рук) как на занятиях, так и при самостоятельной подготовке испытуемых экспериментальной группы.
Разный уровень сложности коньковых ходов сказался на мнениях экспертов. В то же время различия в группах как в начале эксперимента, так и через 7 месяцев занятий вызваны случайными причинами. Во всех случаях результаты оценки экспертов признавали технику неудовлетворительной. Вероятно, для освоения классической и коньковой техники необходимо сочетание имитационных упражнений вне снега с упражнениями, выполняемыми на снегу. Именно поэтому вторая часть эксперимента проводилась в снежный период.
После проведения промежуточного исследования нами был подобран комплекс упражнений для обучения технике передвижения классическими и коньковыми ходами на снегу. Перед тем, как начать выполнение упражнений на лыжах, испытуемые экспериментальной группы повторяли имитационные упражнения без лыж. Это позволяло почувствовать различие между упражнениями, выполняемыми в разных условиях (на грунте и на снегу).
После этого экспериментальная группа каждый комплекс упражнений выполняла на лыжах. Упражнения в зависимости от хода выполнялись на разных поверхностях. Изначально в основном на равнинных участках. И только после освоения хода переходили на выполнение данного комплекса упражнений в пологий подъем (с уклоном до 5 %).
Для проверки эффективности комплекса упражнений, применяемых как в бесснежный период, так и на снегу, мы отследили динамику результатов измерений в контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ) группах.
Исследованию подвергались следующие показатели:
1. Экспертная оценка техники передвижения классическими ходами.
2. Экспертная оценка техники передвижения коньковыми ходами.
3. Количество циклов на отрезке 50 метров и время его преодоления различными способами передвижения.
4. Фазовая структура техники передвижения на лыжах различными способами.
Средний абсолютный прирост показателей техники передвижения на лыжах классическими и коньковыми ходами по экспертной оценке произошел как у экспериментальной, так и у контрольной групп. Однако наибольший прирост произошел у экспериментальной группы и составил в одновременном бесшажном классическом ходе 16,6 %, в попеременном двухшажном классическом ходе - 23,4 % и в одновременном одношажном классическом ходе - 22,4 %. Прирост показателей в одновременном
одношажном коньковом ходе составил 20,2 %, в одновременном двухшажном коньковом ходе - 33 %. У контрольной группы изменения в показателях значительно ниже: в одновременном бесшажном
классическом ходе - 6,3 %, в попеременном двухшажном классическом ходе - 12,8 % и в одновременном одношажном классическом ходе -12,8 %. В одновременном одношажном коньковом ходе - 13,8 %, в одновременном двухшажном коньковом ходе - 20,9 %.
Как и в предварительном исследовании, мы измерили характеристики техники в классических и коньковых ходах по параметрам цикличности и времени преодоления отрезка 50 м. Показатели экспериментальной группы находятся намного ближе к модельным значениям относительно показателей контрольной группы (рис. 1.).
Рис. 1. Результаты итогового исследования техники передвижения
на лыжах
Примечание: ППДШКХ - попеременный двухшажный классический ход;
ООДШКлХ - одновременный одношажный классический ход;
ОБШКлХ - одновременный бесшажный классический ход;
ООДШКХ - одновременный одношажный коньковый ход;
ОДШКХ - одновременный двухшажный коньковый ход
Важным показателем технической подготовленности является количество циклов и время прохождения отрезка дистанции различными способами передвижения. В свою очередь, время прохождения отражает уровень скоростно-силовой выносливости. Мы измерили характеристики техники в попеременном двухшажном, одновременном бесшажном и одновременном одношажном классическом ходе, а также в одновременном одношажном и одновременном двухшажном коньковом ходе.
У экспериментальной группы показатели цикличности и времени прохождения отрезка 50 метров как классическими, так и коньковыми ходами улучшились в большей степени, чем у контрольной. В
попеременном двухшажном классическом ходе у экспериментальной группы количество циклов на отрезке 50 м сократилось с 19,5 до 15 циклов (23,1 %), а время его преодоления - с 19,95 сек до 15 сек (24,8 %), показатели контрольной группы изменились незначительно, количество циклов сократилось с 20 до 18 (10 %), а время уменьшилось с 21,18 сек до 18,11 сек (14,5 %).
В одновременном одношажном классическом ходе количество циклов у экспериментальной группы уменьшилось с 16,5 до 11,5 (30,3 %), у контрольной - с 18 до 16 циклов (11,2 %), а время преодоления данного отрезка - с 23,9 сек до 17,45 сек у экспериментальной (27 %) и с 27,48 сек до 23,16 сек у контрольной (15,7 %).
В одновременном бесшажном классическом ходе показатели цикличности у экспериментальной группы улучшились с 14,5 до 10,5 циклов (27,6 %) на отрезке 50 м., у контрольной данный показатель улучшился с 15 до 13,5 циклов (10 %), время прохождения отрезка у экспериментальной группы снизилось с 16,85 сек до 12,5 сек (25,8 %), у контрольной - с 17,77 сек до 15,86 сек (10,7 %).
В одновременном одношажном коньковом ходе количество циклов у экспериментальной группы снизилось с 12,5 до 9 (28 %), у контрольной -с 13 до 12 (7,7 %), а время прохождения сократилось у экспериментальной группы с 18,5 сек до 13 сек (29,7 %), у контрольной - с 20,41 сек до 17,98 сек (11,9 %).
В одновременном двухшажном коньковом ходе показатели цикличности у экспериментальной группы улучшились с 13 до 10 (23,1 %), у контрольной группы - с 14 до 12,5 (10,7 %), показатели времени уменьшились с 14 сек до 10,9 сек (22,1 %) и с 15,38 сек до 13,65 сек (11,2 %), соответственно (табл 1).
Таблица 1
Эффективность техники лыжных ходов по показателям цикличности
на отрезке 50 м
Средний абсолютный прирост по показателям цикличности, %
Лыжный ход Промежуточное исследование Итоговое исследование Достовер- ность различий
ЭГ (п=44) КГ (п=45) ЭГ (п=44) КГ (п=45)
ППДТТТКлХ 10,3 5 23,1 10 Р<0,05
ООДТТТКлХ 18,2 5,6 30,3 11,2 Р<0,05
ОБШКлХ 10,7 3,4 2,6 10 Р<0,05
ООДТТТКХ 16 3,8 28 7,7 Р<0,05
ОДТТТКХ 11,5 3,6 23 10,7 Р<0,05
Примечание: ППДШКлХ - попеременный двухшажный классический ход;
ООДШКлХ - одновременный одношажный классический ход; ОБШКлХ - одновременный бесшажный классический ход; ООДШКХ - одновременный одношажный коньковый ход; ОДШКХ - одновременный двухшажный коньковый ход
Значительное улучшение показателей скорости прохождения отрезка 50 м мы объясняем тем, что экспериментальная группа на занятиях и при самостоятельной подготовке большую часть работы выполняла скоростного и скоростно-силового характера (отжимание, подтягивание, одновременная и попеременная имитация работы рук на резиновом амортизаторе, приседание на одной ноге «пистолетик»), в бесснежный период выполняла имитационные упражнения на мягком грунте (табл. 2).
Таблица 2
Эффективность техники лыжных ходов по показателям времени
преодоления отрезка 50 м
Средний абсолютный прирост по показателям времени, %
Лыжный ход Промежуточное исследование Итоговое исследование Достовер- ность различий
ЭГ (п=44) КГ (п=45) ЭГ (п=44) КГ (п=45)
ППДТТТКлХ 14,8 9,8 24,8 14,5 Р<0,05
ООДТТТКлХ 15,9 7,1 27 15,7 Р<0,05
ОБШКлХ 10,7 3,4 25,8 10,7 Р<0,05
ООДТТТКХ 14,9 6,9 29,7 11,9 Р<0,05
ОДТТТКХ 11,8 5,1 22,1 11,2 Р<0,05
Примечание: ППДШКлХ - попеременный двухшажный классический ход;
ООДШКлХ - одновременный одношажный классический ход;
ОБШКлХ - одновременный бесшажный классический ход;
ООДШКХ - одновременный одношажный коньковый ход;
ОДШКХ - одновременный двухшажный коньковый ход
Помимо вышеупомянутых показателей с помощью видеосъемки отслеживалась фазовая структура пяти лыжных ходов у исследуемых групп. Фазовую структуру лыжных ходов можно было проследить у всех групп, однако у контрольной группы в большей степени было заметно временное несоответствие отдельных фаз относительно модельных значений (в основном отсутствие или краткосрочность одной фазы, приводили к увеличению другой). Например, в попеременном двухшажном классическом ходе 2 фаза - скольжение с выпрямлением опорной ноги в коленном суставе у некоторых обучаемых контрольной группы отсутствовала из-за скольжения на прямой ноге, а 3 фаза -скольжение с подседанием на опорной ноге в 2,5 раза превышала время модельного значения.
На основании полученных результатов исследования нами разработана схема оптимального процентного соотношения средств обучения технике передвижения на лыжах в бесснежный период на разных этапах обучения (рис. 2).
Обучение технике передвижения на лыжах
Этап начального Этап углубленного Этап результирующей
разучивания ► разучивания -► отработки действия
Подводящие упражнения (80 %):
- стойка лыжника;
- упражнения для рук (одновременные попеременные махи);
- упражнения для ног (махи на месте, в шаге, в прыжке);
- упражнения для рук и ног вместе (на месте, в шаге, в прыжке);
- работа для рук на эспандере;
- работа для ног на эспандере;
- совместная работа рук и ног на эспандере.
Шаговая имитация без палок (20 %)
С руками за спиной, с махами рук
Повторение подводящих
упражнений (15 %):
- упражнения для рук и ног вместе (на месте, в шаге, в прыжке);
- работа для рук на эспандере;
- работа для ног на эспандере;
- совместная работа рук и ног на эспандере.
Шаговая имитация без палок (35 %)
\ ^ Ч
' Для \ / Для \
I классичес- \ ( конько- | \ ких ходоВ у у вых ходов I
У V /
\
\
Прыжковая имитация (25 %)
С руками за спиной, с махами рук
Прыжковая имитация (15 %)
С руками за спиной, с махами рук
Прыжковая Прыжковая
имитация с имитация с
палками палками
(35 %) (20 %)
Передвижение на лыжероллерах (40 %) С палками и без палок
Ґ Л
Передвижение на лыжероллерах (65 %)
С палками и без палок
Рис. 2. Процентное соотношение используемых средств на разных этапах обучения технике передвижения на лыжах в бесснежный
период
Динамика результатов измерений уровня общей физической подготовленности в контрольной и экспериментальной группах была отслежена по каждому отдельному виду - бег на дистанции 1 км, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине (юноши), сгибание-разгибание рук в упоре лежа (девушки). Полученные результаты были сопоставлены с результатами предварительного исследования (рис. 3).
Рис. 3. Динамика результатов у исследуемых групп по компонентам
физической подготовленности
Примечание: слева направо - силовой компонент, в который вошли сгибание-разгибание рук в упоре лежа у девушек и подтягивание на перекладине у юношей; компонент выносливости - бег на 1 км; скоростно-силовой компонент - прыжок в длину с места.
Достоверно наибольший прирост показателей общей физической подготовленности произошел у экспериментальной группы и составил 71 балл (3,55 % при Р<0,05), а у контрольной группы показатель улучшился на 30 баллов (1,5 % при Р<0,05). Это можно объяснить тем, что испытуемые экспериментальной группы выполняли большой объем работы силового (подтягивание, отжимание, приседания на одной ноге) и скоростно-силового характера (имитация на мягком грунте, одновременная и попеременная работа рук на резиновом амортизаторе) как на аудиторных занятиях, так и при самостоятельной подготовке.
Результаты педагогического эксперимента подтверждают эффективность разработанной нами инновационной модели обучения технике передвижения на лыжах. В ЭГ по сравнению с КГ наблюдаются позитивные сдвиги в технической подготовленности передвижений на лыжах. На основании полученных данных доказано, что процентное соотношение средств, используемых в бесснежный период, должно различаться на каждом из этапов обучения. Правильный их подбор ведет к повышению эффективности процесса обучения.
Список литературы
1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 348 с.
2. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: ФиС, 2005.
233 с.
3. Бутин И.М. Лыжный спорт: учеб. пособие. М.: Академия, 2000.
368 с.
4. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники. М.: Физкультура и спорт, 1971.
5. Олюнин А.П., Чукардин Г.Б., Семенов Н.И. Лыжная подготовка в образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие. СПб.: СПбГАФКиТ, 2003. 71 с.
6. Раменская Т.И., Баталов А.Г. Лыжный спорт: учебник для высш. учеб. заведений. М.: Физическая культура, 2005. 320 с.
Горбунов Сергей Сергеевич, канд. пед. наук, ст. преп., Chap06@yandex.ru, Россия, Чайковский, Чайковский государственный институт физической культуры
TEACUING THE TECHNIQUES OF SKIING AT TIME DEFICIT
S.S. Gorbunov
The work gives scientific and methodological basis for the innovative model of teaching skiing techniques based on the complex of imitating exercises, contributing to the increase of training efficiency among students of physical training educational establishments at limited time.
Key words: skiing technique, innovative method of teaching, imitating exercises, limited time of education.
Gorbunov Sergey Sergeevich, candidate of pedagogical Sciences, senior teacher, Chap06@yandex.ru, Russia, Chaikovsk, Chaikovsk State Institute of Physical Training
УДК 796.012:611, 612
СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МУЖЧИН 40-45 ЛЕТ, РАБОТАЮЩИХ НА ПРОМЫШЛЕННОМ
ПРЕДПРИЯТИИ
В. Госн
Представлена батарея тестов для оценки разных сторон двигательной и физической подготовленности мужчин 40-45 лет, работающих на промышленном предприятии. Обсуждается один из способов нормирования фактологического материала.
Ключевые слова: мужчины среднего возраста, оздоровление с
использованием средств физической культуры, правило «трех сигм».
Сохранение здоровья людей среднего возраста имеет огромное общественное и социально-экономическое значение. Именно эта категория населения обладает наибольшим трудовым и жизненным опытом, представляющим особую ценность для общества в целом. По данным статистических исследований в настоящее время средняя продолжительность жизни российских мужчин составляет 58 лет. Причем после 45-50-летнего возраста количество мужчин, занимающихся