Научная статья на тему 'Концентрированное обучение старших дошкольников элементам классического лыжного хода'

Концентрированное обучение старших дошкольников элементам классического лыжного хода Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
362
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / КЛАССИЧЕСКИЙ ЛЫЖНЫЙ ХОД / PHYSICAL EDUCATION / PRESCHOOL CHILDREN / CONCENTRATED EDUCATION / CLASSIC SKI COURSE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мухина Маргарита Петровна, Шабалина Анна Геннадьевна

Представлены результаты исследования по концентрированному обучению старших дошкольников базовым элементам классического лыжного хода. Определены последовательность, сочетание и чередование базовых элементов классического лыжного хода в структуре занятия, недели, месяца и учебного года. Показан уровень двигательной, специально-двигательной и физической подготовленности старших дошкольников в условиях Западно-Сибирского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мухина Маргарита Петровна, Шабалина Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concentrated education of older preschoolers by elements of classic ski course

There are introduced research results on the training of older preschool children the basic elements of the classic ski course. The sequence, combination and alternation of basic and profiling classic ski course in the structure of exercise, weeks, and months of the school year is considered. It shows the motion level, specially-motion and physical efficiency of older preschoolers in the West Siberian region.

Текст научной работы на тему «Концентрированное обучение старших дошкольников элементам классического лыжного хода»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

УДК 796.015.154.22

М. П. МУХИНА А. Г. ШАБАЛИНА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ КЛАССИЧЕСКОГО ЛЫЖНОГО ХОДА

Представлены результаты исследования по концентрированному обучению старших дошкольников базовым элементам классического лыжного хода. Определены последовательность, сочетание и чередование базовых элементов классического лыжного хода в структуре занятия, недели, месяца и учебного года. Показан уровень двигательной, специально-двигательной и физической подготовленности старших дошкольников в условиях Западно-Сибирского региона.

Ключевые слова: дошкольники, концентрированное обучение, базовые элементы, классический лыжный ход.

Введение. Число здоровых детей до 14 лет в разных регионах страны колеблется от 4 % до 10 %, и год от года здоровье юного поколения не становится лучше. Недостаточная двигательная активность отмечается у более 70 % детей, более 50 % детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень физической подготовленности [1, 2]. В период с 80-х годов прошлого века число детей дошкольного возраста, имеющих недостаточную массу, увеличилось с 8,8 % до 12,4 %, отставание в длине тела — с 2,2 % до 4,2 % [3].

Актуальность исследования. В условиях сохранения в стране негативной тенденции по ухудшению состояния здоровья дошкольников особое значение придается физическому воспитанию, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы здоровья и создается фундамент физического совершенствования личности [4].

Анализ научно-методической литературы по вопросу физического воспитания детей дошкольного возраста позволил выявить в качестве одного из эффективных средств укрепления здоровья, развития физических качеств дошкольников лыжную подготовку (Е. Ф. Бычкова, 2001; М. А. Рунова, 2003; Л. Д. Глазырина, 2004; М. А. Васильева, 2012;

О. В. Холодухина, 2012) [5 — 9]. При этом у авторов отсутствует единое мнение относительно содержания и последовательности обучения дошкольников элементам лыжного хода.

М. А. Васильева (2012) рекомендует вначале дошкольников обучать скользящему шагу без палок, затем поворотам переступанием в движении, далее — разновидностям подъема на горку («лесенкой», «ёлочкой») и спуска с неё в высокой стойке [8].

Л. В. Яковлева и Р. А. Юдина (1997) указывают на необходимость расширения средств лыжной подготовки в работе со старшими дошкольниками [10]. Авторы предлагают следующую последовательность освоения детьми элементов лыжного хода: ступающий шаг без палок; скользящий шаг без палок; повороты на месте и в движении; торможение; подъем «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»; спуски «лесенкой» в низкой, средней и высокой стойке;

попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ход с палками.

Е. Ф. Бычкова (2001) в качестве основного средства лыжной подготовки дошкольников выделяет скользящий шаг без палок [5]. В процессе обучения автор предлагает следующую последовательность освоения элементов лыжного хода: стойки лыжника (основная, низкая, высокая); повороты переступа-нием; скользящий шаг без палок; торможение «плугом»; передвижение на лыжах с палками.

По мнению Л. Д. Глазыриной (2004) и О. В. Хо-лодухиной (2012), процесс лыжной подготовки дошкольников должен включать два периода — подготовительный и основной [7, 9]. В подготовительный период (сентябрь-ноябрь) авторы рекомендуют включать подвижные игры, содержащие подготовительные и подводящие упражнения к лыжному ходу. При этом авторы расходятся во мнении относительно последовательности освоения дошкольниками элементов лыжного хода. Л. Д. Глазырина рекомендует осваивать элементы лыжного хода в следующей последовательности: стойки лыжника и спуски; подъем ступающим шагом; скользящий шаг; повороты переступанием на месте и в движении; торможение (плугом). О. В. Холодухина отмечает на сложность, возникающую у старших дошкольников в освоении техники лыжного хода вследствие недостаточной сформированности звеньев мышечной системы и суставных связок нижних конечностей. В связи с чем автор предлагает следующую последовательность освоения старшими дошкольниками элементов лыжного хода: стойки, повороты пере-ступанием и скользящий шаг без палок.

Общей особенностью предлагаемых авторами методик является отсутствие в их содержании одновременного бесшажного и одношажного ходов. Тогда как указанные ходы являются неотъемлемой частью в обучении классическому лыжному ходу, а также служат эффективным средством развития опорно-двигательного аппарата, оказывают благоприятное влияние на развитие функциональных систем организма.

Двигательная и физическая подготовленность старших дошкольников, %

№ п/п Показатели Общие Мальчики Девочки

И К И К И К

Двигательная подготовленность

1 Движение руками, балл 61 78 60 75 63 87

2 Движение ногами, балл 43 78 47 75 63 87

3 Ходьба, балл 78 96 75 93 87 100

4 Бег, балл 83 92 80 88 87 100

5 Равновесие, с 35 83 40 88 25 71

6 Лазание, балл 35 70 27 72 63 63

7 Прыжок, см 35 65 40 67 25 63

8 Метание, балл 50 74 50 80 50 63

Размах 35-83 65-96 27-80 67-93 25-87 63-100

Физическая подготовленность

1 Ловкость, с 96 100 93 100 100 100

2 Выносливость, кол-во раз 80 83 72 93 87 87

3 Динамическая сила, кол-во раз 96 96 93 93 100 100

4 Статическая сила, с 80 96 72 100 87 87

5 Быстрота, кол-во раз 44 89 33 82 57 100

6 Скоростная сила, см 71 100 69 100 75 100

7 Гибкость, см 74 80 64 72 87 87

Размах 44-96 80-100 33-93 72-100 57-100 87-100

Примечание. И и К — исходные и конечные данные.

В условиях неблагоприятного периода развития физических качеств (по А. И. Кравчуку, 1998) в старшем дошкольном возрасте методика обучения детей элементам классического лыжного хода должна иметь концентрированную направленность (М. П. Мухина, 2011), позволяющую в условиях строго регламентированных занятий решать задачи физического воспитания [11, 12].

В ходе анализа научно-методической литературы и педагогической практики было выявлено объективное противоречие между необходимостью эффективной организации процесса лыжной подготовки в условиях дошкольного образовательного учреждения и отсутствием научно-обоснованной методики концентрированного обучения старших дошкольников базовым элементам классического лыжного хода.

Проблема исследования состоит в ответе на вопрос, каковы последовательность, сочетание и чередование базовых элементов классического лыжного хода в структуре лыжной подготовки старших дошкольников, обеспечивающие их качественное освоение.

Целью исследования является разработка и экспериментальная проверка методики концентрированного обучения базовым элементам классического лыжного хода детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования

1. Определить уровень двигательной и физической подготовленности старших дошкольников.

2.Разработать методику концентрированного обучения старших дошкольников базовым элементам классического лыжного хода.

3. Выявить эффективность применения методики концентрированного обучения старших дошкольников базовым элементам классического лыжного хода.

Оценка двигательной (движения руками и ногами, ходьба, бег, равновесие, лазание, прыжки, метание) и физической (ловкость, быстрота, выносливость, статическая и скоростная сила, гибкость, динамическая сила) подготовленности дошкольников проводилась по методике А. И. Кравчука [11].

Педагогический эксперимент проводился в течение семи месяцев (сентябрь 2012 г. — март 2013 г.) на базе БДОУ г. Омска «Детский сад № 375 комбинированного вида». В эксперименте приняли участие 25 детей старшего дошкольного возраста (16 мальчиков и 8 девочек). В ходе статистической обработки абсолютных показателей дошкольников на этапе констатирующего эксперимента была определена необходимая выборка детей, которая составила 25 человек.

Результаты исследования. Определение последовательности, сочетания и чередования базовых элементов классического лыжного хода в структуре лыжной подготовки старших дошкольников предполагал предварительный анализ состояния их двигательной и физической подготовленности. Было выявлено, что возрастной уровень развития основных движений, физических качеств имели

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

Таблица 2

Среднегрупповые показатели основных движений и физических качеств старших дошкольников до эксперимента, х+а

№ п/п Показатели Общие V, % Мальчики V, % Девочки V, %

Двигательная подготовленность

1 Движение руками, балл 1,8±0,8 44 1,9±0,8 42 1,5±0,5 33

Р0>0,05

2 Движение ногами, балл 1,7±0,8 47 1,4±0,7 50 2,3±0,8 35

Р0>0,05

3 Ходьба, балл 2,1±0,8 38 2,1±0,7 33 2,3±0,8 35

Р0>0,05

4 Бег, балл 2,3±0,8 35 2,4±0,8 33 2,3±0,8 35

Р0>0,05

5 Равновесие, с 10,3±9,7 94 9,7±9,5 98 11,8±11,0 93

Р0<0,05

6 Лазание, балл 1,5±0,7 47 1,5±0,8 53 1,3±0,5 38

Р0>0,05

7 Прыжок, см 87,0±20,4 23 85,1±21,2 25 92,3±18,4 20

Р0<0,001

8 Метание, балл 1,7±0,7 41 1,7±0,8 47 1,5±0,5 33

Р0>0,05

Физическая подготовленность

1 Ловкость, с 5,9±0,8 14 5,8±0,8 14 6,2±0,6 10

Р0>0,05

2 Выносливость, кол-во раз 10,3±5,4 52 11,1±5,8 52 8,3±3,8 46

Р0<0,001

3 Динамическая сила, кол-во раз 16,5±5,3 32 16,2±5,3 33 17,5±5,6 32

Р0<0,001

4 Статическая сила, с 6,4±2,5 39 6,2±2,6 42 7,2±2,3 32

Р0<0,01

5 Быстрота, кол-во раз 5,4±0,9 17 5,5±0,8 15 5,3±1,5 28

Р0>0,05

6 Скоростная сила, см 89,9±9,9 11 90,1±9,5 11 89,2±12,4 14

Р0<0,001

7 Гибкость, см 5,0±2,6 52 4,8±2,7 56 5,7±2,4 42

Р0<0,01

Примечание. V — коэффициент вариации, Р0 — уровень значимости.

35 — 96 % детей (табл. 1). Низкий уровень развития отмечался в четырех движениях (движения ногами (43 %)); равновесие, лазание и прыжки (по 35 %)) и одном качестве — быстроте (44 %). Сравнительный анализ среднегрупповых показателей двигательной и физической подготовленности дошкольников по ^критерию Стьюдента выявил отсутствие достоверных различий между мальчиками и девочками в шести движениях (движения руками и ногами, ходьба, бег, лазание, метание) и двух качествах (ловкость, быстрота) (табл. 2).

Корреляционный анализ показателей двигательной и физической подготовленности выявил наличие средних взаимосвязей: одной — в движениях (движение руками — лазание г=0,633) и двух — в качествах (выносливость — статическая сила, г = 0,558; выносливость — гибкость, г=0,547). При этом были выявлены две межвидовые взаимосвязи (прыжок с разбега — скоростная сила, г = 0,622; равновесие — гибкость, г=0,607). Полученные данные свидетельствуют о наличии рассогласования в развитии основных движений и физических качеств

Специально-двигательная подготовленность старших дошкольников после эксперимента, %

№ п/п Показатели Общие Мальчики Девочки

1 Скольжение на одной лыже, балл 63 88 38

2 Попеременный двухшажный без палок, балл 100 100 100

3 Попеременный двухшажный с палками, балл 88 100 75

4 Одновременный бесшажный, балл 81 100 63

5 Одновременный одношажный, балл 56 88 25

Размах 56-100 88-100 25-100

Таблица 4

Среднегрупповые показатели освоения специальных элементов классического лыжного хода, х ±а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ п/п Показатели Общие V, % Мальчики V, % Девочки V, %

1 Скольжение на одной лыже, балл 1,6±0,5 31 1,9±0,4 21 1,4±0,5 36

Р0<0,01

2 Попеременный двухшажный без палок, балл 2,4±0,5 21 2,5±0,5 20 2,4±0,5 21

Р0>0,05

3 Попеременный двухшажный с палками, балл 2,1±0,6 28 2,1±0,4 19 2,0±0,8 40

Р0>0,05

4 Одновременный бесшажный с палками, балл 1,9±0,6 31 2,1±0,4 19 1,8±0,7 39

Р0>0,05

5 Одновременный одношажный, балл 1,6±0,5 31 1,9±0,4 21 1,3±0,5 38

Р0<0,01

Примечание. V — коэффициент вариации, Р0 — уровень значимости.

старших дошкольников. В связи с чем каждое движение следует развивать отдельно. С учетом наличия достоверных различий в развитии равновесия между мальчиками и девочками в содержание физкультурных занятий по лыжной подготовке следует ввести упражнения на развитие динамического и статического равновесия с увеличением количества повторений, а также усложнений условий проведения в подвижных играх для мальчиков.

С учетом полученных данных двигательной и физической подготовленности дошкольников, а также рекомендаций Е. Ф. Бычковой и О. В. Холодухиной была разработана методика концентрированного обучения дошкольников базовым элементам классического лыжного хода [5, 9].

Методика реализовывалась в два этапа. На первом этапе — в бесснежный период применялись специально подобранные подвижные игры, содержащие подготовительные и подводящие упражнения к освоению элементов лыжного хода. Второй этап направлен на освоение дошкольниками базовых элементов классического лыжного хода. Длительность применения каждого блока составляет две календарные недели. В основной части каждого физкультурного занятия проводились подвижные игры и игровые задания, направленные на закрепление и совершенствование базовых элементов классического лыжного хода с учетом сопряженного развития физических качеств. При этом подвижные игры

и игровые задания были распределены в две группы: на развитие динамического равновесия и закрепление базовых элементов классического лыжного хода (имитационные движения).

Для оценки качества освоения старшими дошкольниками базовых элементов классического лыжного хода в соответствии с положениями формирования двигательных навыков Н. А. Бернштейна и рекомендаций А. И. Кравчука была разработана четырехбалльная оценочная шкала качества освоения дошкольниками элементов классического лыжного хода, где [11]:

3 балла — безошибочное выполнение элементов классического лыжного хода с оптимально-максимальной амплитудой и скоростью.

2 балла — 1 — 2 незначительные ошибки (работа рук с неполной амплитудой; передвижение на прямых ногах либо на сильно согнутых ногах в коленном суставе).

1 балл — 2 — 3 ошибки (значительное отклонение по амплитуде и скорости).

0 баллов — искажение, замена другими схожими движениями; отказ от выполнения.

По окончании педагогического эксперимента было выявлено, что концентрированное обучение базовым элементам классического лыжного хода позволяет 56—100 % старших дошкольников осваивать их на уровне 2-3-х баллов (табл. 3). Низкий уровень сформированности отмечался у девочек в

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014

Таблица 5

Среднегрупповые показатели основных движений и физических качеств старших дошкольников после эксперимента, х+а

Двигательная подготовленность

1 Движения руками, балл 2,2±0,9 41 2,3±0,9 39 1,9±1,0 53

Р0>0,05

2 Движение ногами, балл 2,1±0,1 40 2,0±0,8 40 2,4±0,7 29

Р0>0,05

3 Ходьба, балл 2,6±0,6 23 2,5±0,6 24 2,9±0,4 14

Р0>0,05

4 Бег, балл 2,8±0,6 21 2,9±0,5 17 2,8±0,7 25

Р0>0,05

5 Равновесие, с 15,5±11,9 77 14,7±11,8 80 17,2±12,7 74

Р0<0,001

6 Лазание, балл 1,9±0,7 37 1,9±0,7 37 1,9±0,6 32

Р0>0,05

7 Прыжок, см 109,7±16,5 15 106,9±17,0 16 115,5±14,7 13

Р0<0,001

8 Метание, балл 2,1±0,8 38 2,1±0,8 38 2,1±0,6 29

Р0>0,05

Физическая подготовленность

1 Ловкость, с 4,7±0,6 13 4,6±0,6 13 4,9±0,4 8

Р0>0,05

2 Выносливость, кол-во раз 13,7±7,3 53 13,8±8,3 60 13,6±5,0 37

Р0<0,001

3 Динамическая сила, кол-во раз 23,7±6,0 25 23,5±6,9 29 24,1±3,9 16

Р0<0,001

4 Статическая сила, с 9,0±3,3 37 8,6±3,5 41 9,8±2,8 29

Р0<0,001

5 Быстрота, кол-во раз 6,7±0,9 13 6,7±1,0 15 6,6±0,5 8

Р0>0,05

6 Скоростная сила, см 100,4±8,6 9 98,9±8,6 9 103,7±8,3 8

Р0<0,001

7 Гибкость, см 6,7±3,6 54 6,7±3,8 57 6,6±3,5 53

Р0<0,001

Примечание. См. табл. 2.

скольжении на одной лыже и одновременном одношажном ходе, тогда как сформированность вышеперечисленных элементов отмечалась у более 80 % мальчиков. Достоверные различия между мальчиками и девочками отсутствовали в попеременном двухшажном ходе без палок и с палками, а также в одновременном бесшажном ходе (табл. 4).

Анализ двигательной и физической подготовленности дошкольников, проведенный по окончании педагогического эксперимента, выявил наличие возрастных нормативов у более 70 % из них в семи основных движениях (за исключением прыжков (65 %) и всех физических качествах (табл. 1). По-видимому, это связано с заменой подвижных игр,

направленных на совершенствование равновесия, на подвижные игры, содержащие имитационные движения лыжного хода, т.е. связано со смещением акцента со статического на динамическое равновесие. Сравнительный анализ среднегрупповых показателей основных движений выявил отсутствие достоверных различий между мальчиками и девочками в шести движениях, за исключением равновесия и прыжков и пяти качествах, за исключением ловкости и быстроты (табл. 5).

Корреляционный анализ показателей двигательной и физической подготовленности выявил наличие одной взаимосвязи в основных движениях (движениями руками и лазанием (г = 0,633)), две вза-

имосвязи между физическими качествами (статическая сила и выносливость, (г=0,588), выносливость и гибкость (г=0,547)); между физическими качествами и основными движениями три взаимосвязи (скоростная сила — движение руками, г=0,513; прыжок с разбега — скоростная сила (г = 0,622), равновесия — гибкость (г=607)).

Анализ медицинских карт детей дошкольного возраста (49) показал, что только 28 % (КГ) и 32 % (ЭГ) детей по медицинским показаниям относятся к первой группе здоровья; 60 % (ЭГ) и 67% (КГ) — ко второй; 5 % (КГ) и 8 % (ЭГ) детей — к третьей группе здоровья.

По окончании эксперимента в экспериментальной группе отмечалось 15 случаев по болезни, из них 7 случаев простудных заболеваний (ОРЗ, бронхит, пневмония), что составило соответственно 126 и 45 дней, пропущенных детьми по болезни. В среднем на одного ребенка приходилось 0,6 случая по болезни (6,8 пропущенных дней), из них 0,4 случая по причине простудных заболеваний (1,8 пропущенных дней). В контрольной группе — 14 случае по болезни, из них 9 случаев простудных заболеваний (ОРЗ, бронхит, пневмония), что составило соответственно 102 и 65 дней, пропущенных детьми по болезни. В среднем на одного ребенка приходилось 0,6 случая по болезни (7 пропущенных дней), из них 0,4 случая по причине простудных заболеваний (2,7 пропущенных дней).

Выводы.

1. До начала эксперимента нормативный уровень развития основных движений и физических качеств, в соответствие с возрастом, отмечался у 35 — 96 % старших дошкольников. Низкий уровень развития был выявлен в четырех основных движениях (движения ногами, равновесие, лазание и прыжки) и одном физическом качестве (быстрота).

2. Методика концентрированного обучения старших дошкольников базовым элементам классического лыжного хода реализуется в два этапа, содержание которых составляют:

— первый этап (бесснежный период) — специально подобранные подвижные игры, содержащие подготовительные и подводящие упражнения к освоению элементов лыжного хода;

— второй этап — базовые элементы классического лыжного хода в следующей последовательности: стойки лыжника; двухопорное скольжение без палок; поворот переступанием на месте; одноопорное скольжение без палок; попеременный двух-шажный с палками; одновременный бесшажный; одновременный одношажный; поворот в движении; одновременный двухшажный.

3. Применение концентрированного обучения базовым элементам классического лыжного хода:

— позволяет 56—100 % старших дошкольников в рамках физкультурных занятий осваивать их на уровне 2-3-х баллов;

— положительно влияет на состояние здоровья детей, о чем свидетельствует снижение заболеваемости по причине простудных заболеваний.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы педиатрии : резолюция XII Конгресса педиатров России, 19 — 22 февраля 2008 года. Сайт Союза педиатров России. — URL: http://www.pediatr-russia.ru (дата обращения: 20.09.2013).

2. Актуальные проблемы педиатрии : резолюция XVI съезда педиатров России, 16 — 19 февраля 2009 года. Сайт Союза педиатров России. — URL: http://www.pediatr-russia.ru (дата обращения: 20.09.2013).

3. Актуальные проблемы педиатрии : резолюция XVII съезд педиатров России (2013) с международным участием. Сайт Союза педиатров России. — URL: http://www.pediatr-russia.ru (дата обращения: 20.09.2013).

4. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Баль-севич. — М. : Теория и практика физической культуры, 2000. - 274 с.

5. Бычкова, Е. Ф. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста / Е. Ф. Бычкова. - М. : АРКТИ, 2001. - 64 с.

6. Рунова, М. А. Обучение детей ходьбе на лыжах / М. А. Рунова. — М. : Радуга, 2003. — 95 с.

7. Глазырина, Л. Д. Физическая культура — дошкольникам. Средний возраст / Л. Д. Глазырина. — М. : Владос, 2004. — 303 с

8. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева ; под ред. : М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Мозайка-Синтез, 2012. — 204 с

9. Холодухина, О. В. Обучение детей 5 — 7 лет ходьбе на лыжах / О. В. Холодухина. — М. : ОСТРОВ, 2012 — 68 с.

10. Яковлева, Л. В. Физическое развитие и здоровье детей 3 — 7 лет : пособие для педагогов дошк. учреждений. В 3 ч. Ч. 1. Программа «Старт» : метод. рек. / Л. В. Яковлева, Р. А. Юдина. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 320 с.

11. Кравчук, А. И. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста (научно-методические и организационные основы гармоничного дошкольного комплексного физического воспитания). В 2 ч. Ч. 1 / А. И. Кравчук. — Новосибирск : Изд-во НГПУ, 1998. — 102 с.

12. Мухина, М. П. Становление моторного потенциала дошкольников в условиях использования педагогической технологии и организации педагогической системы физического воспитания / М. П. Мухина // Физическая культура, спорт — наука и практика. — 2011. — № 4. — С. 26 — 33.

МУХИНА Маргарита Петровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и истории физической культуры и спорта, соискатель докторантуры.

ШАБАЛИНА Анна Геннадьевна, магистрант группы Г13Мпс кафедры теории, методики и истории физической культуры и спорта.

Адрес для переписки: margarit-mukhin@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.11.2013 г.

© М. П. Мухина, А. Г. Шабалина

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (125) 2014 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.