Научная статья на тему 'Диагностическая деятельность учителя как основа регулирования в системе управления обучением'

Диагностическая деятельность учителя как основа регулирования в системе управления обучением Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ТЕСТ / РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБУЧЕНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Ирина Геннадьевна

Технология применения диагностико-прогностического теста, предлагаемого нами в исследовании, предполагает проведение диагностирования дважды. В соответствии с полученной информацией о результатах первичного и вторичного тестирования предлагаются регуляционные предписания, которые помогают построить коррекционную и компенсационную работу с учетом индивидуальных особенностей. Таким образом использование системы ретестирования является эффективным инструментом в процессе управления обучением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлова Ирина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostic activity of the teacher as a basis of regulation in the control system of training

The technology of application of the diagnostic-prognostic test, proposed by us in the study, presupposes carrying out of the diagnosis twice. In accordance with the received information on the results of primary and secondary testing, regulatory regulations are proposed that help to build corrective and compensatory work taking into account individual characteristics. Thus, the use of the system of retesting is an effective tool in the management of learning.

Текст научной работы на тему «Диагностическая деятельность учителя как основа регулирования в системе управления обучением»

2. Васенков, Н.В. Гипокинезия как одна из причин ухудшения здоровья студентов / Н.В. Васенков, Е.В. Фазлеева // Вестник НЦБЖД. - 2013. - №1 (15). - С. 50-54.

3. Грязева, Е.Д. Физическое развитие студентов и совершенствование физического воспитания в вузе / Е. Д. Грязева. - М. : ФИРО, 2012. - 71 с.

4. Климова, Е.В. Результаты анкетирования студенток о состоянии физического воспитания в Сибирском государственном университете путей сообщения (СГУПС) / Е.В. Климова, М.А Кузьмина. // Физическая культура и спорт-основа здоровья нации: материалы IV студенческой - заочной Международной научной конференции, посвященной 85-летию образования ИрГТУ. - г. Иркутск, 2015. - Т. 1 С. 97-101.

5. Плотников, Н.В. Обеспечение экономической безопасности высшего образования: теоретические и методологические аспекты : дис. ... д-ра пед. наук : 08.00.05 / Плотников Николай Владимирович. - СПб., 2016. - 297 с.

REFERENCES

1. Shchedrina, A.G. (2010), Scientific bases of physical education of students, the Siberian transport University, Novosibirsk.

2. Vasenkov, N.V. and Fazleeva, E.V. (2013), "Hypokinesia as one of the reasons of deterioration of health of students", Bulletin of NTSBGD. No. 1 (15), pp. 50-54.

3. Gryazeva, E. D. (2012), Physical development of students and improvement ofphysical education at the University, FIRO, Moscow.

4. Klimova, E.V. and Kuzmina M.A. (2015), "The results of the survey of students on the state of physical education in the Siberian state University of Railways", Physical culture and sport is the basis of the health of the nation: proceedings of the IV student - correspondence International scientific conference dedicated to 85-anniversary of formation of Irkutsk state technical University, Irkutsk, Vol. 1, pp. 97-101.

5. Plotnikov, N.V. (2016), Ensuring of economic security of the higher education: theoretical and methodological aspects, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: vaiyvrn@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 26.06.2018

УДК 378

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА РЕГУЛИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ

Ирина Геннадьевна Козлова, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

(ЮУрГГПУ), Челябинск

Аннотация

Технология применения диагностико-прогностического теста, предлагаемого нами в исследовании, предполагает проведение диагностирования дважды. В соответствии с полученной информацией о результатах первичного и вторичного тестирования предлагаются регуляционные предписания, которые помогают построить коррекционную и компенсационную работу с учетом индивидуальных особенностей. Таким образом использование системы ретестирования является эффективным инструментом в процессе управления обучением.

Ключевые слова: диагностико-прогностический тест, регулирование в обучении.

DIAGNOSTIC ACTIVITY OF THE TEACHER AS A BASIS OF REGULATION IN THE CONTROL SYSTEM OF TRAINING Irina Gennadyevna Kozlova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Southern Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk

Annotation

The technology of application of the diagnostic-prognostic test, proposed by us in the study, presupposes carrying out of the diagnosis twice. In accordance with the received information on the results of

primary and secondary testing, regulatory regulations are proposed that help to build corrective and compensatory work taking into account individual characteristics. Thus, the use of the system of retesting is an effective tool in the management of learning.

Keywords: diagnostic-prognostic test, regulation in training.

В любую технологию обучения как составная часть входят педагогический контроль и работа по устранению ошибок, другими словами диагностика и регулирование. Эти составляющие технологии непосредственно связаны между собой, так как регулирование осуществляется по результатам диагностирования. Поэтому, естественно, диагностику и регулирование рассматривать как взаимосвязанную пару. Это значит, что существует реальная возможность интеграции этих составляющих в единый блок, функцией которого является введение целенаправленных изменений в образовательный процесс для достижения желаемых результатов. Этот конструкт, состоящий из блоков диагностики и регулирования, представляет собой функциональный узел, то есть модуль.

Мы под модулем регулирования будем понимать функциональный узел, являющийся частью педагогической технологии, оформленный как самостоятельная ее часть, обладающая свойством заменимости, так как существенные признаки предложенного модуля остаются неизменными при изучении различных блоков учебного материала.

В нашем исследовании материализацией идеального конструкта «диагностика» является диагностико-прогностический тест, представляющий собой интеграцию двух тестов. Идеальный конструкт «регулирование», состоящий из нескольких механизмов регулирования, находит материальное воплощение в виде предписаний.

Стержнем диагностико-прогностического теста в обучении является тест-ретест, содержание и форма которого взаимосвязаны с решаемыми им задачами [1]:

- измерение общего объема знаний и умений, которое осуществляется на двух уровнях;

- диагностирование пробелов, искажений;

- коррекция знаний и умений, производимая также на двух уровнях;

- отслеживание темпов прироста знаний и умений каждого ученика в процессе изучения определенной учебной темы.

Применение одного диагностико-прогностического теста предполагает проведение диагностирования дважды. В соответствии с полученной информацией о результатах выполнения первичного тестирования, предлагаются предписания регулирования обучения.

Первичное тестирование предназначено давать информацию о готовности учащихся к усвоению материала определенного учебного блока. Наиболее вероятно в этом случае выявление пробелов, искажений в знаниях и умениях, возникающих в результате в время плохо усвоенных и недостаточно закрепленных знаний и умений, проявляющихся в процессе естественного забывания. Поэтому механизмами регулирования могут быть лон-гирование процесса обучения (выделение или сокращение времени на повторение пройденного материала), компенсация недостающих знаний, в случае обнаружения пробелов и восстановления забытых, коррекция дефектов, появившихся в результате «забывания». В этой связи рекомендации блока «регулирования» должны включать информацию о содействии учителя и ученика в конкретных случаях. Нами предлагаются нижеследующие предписания.

Если получено более 90% верных ответов на пункты первого блока по прогностической части теста для всех учащихся класса, то нет необходимости уделять существенное внимание повторению опорного материала. В этом случае учащихся можно считать подготовленными к восприятию нового учебного материала и можно сократить время на повторение пройденного материала.

Если имеются отдельные дефекты в знаниях учащихся, то рекомендуется в процессе обучения новому материалу включать элементы повторения, проведение индивидуальной коррекционной и компенсационной работы с учащимися.

Если многие учащиеся имеют одинаковые дефекты и пробелы в опорных знаниях и умениях, то рекомендуется целенаправленная коррекционная работа, проводимая в различных формах (работа с классом, с группой учащихся, с отдельными учащимися, самостоятельная работа и др.) В этом случае рекомендуется увеличить время на повторение пройденного материала.

Вторичное тестирование позволяет оценить эффективность проведенной работы по устранению пробелов и искажений в опорных знаниях и умениях учащихся, а также выявить слабые стороны в усвоении новых знаний и умений по диагностической части теста.

Если работа по устранению пробелов и искажений в опорных знаниях и умениях учащихся оказалась достаточно эффективна, то дальнейшее регулирование нацелено на улучшение усвоения новых знаний и умений и доведение их до желаемого уровня. В противном случае необходима дополнительная коррекционная работа по опорным знаниям и умениям, проводимая как с группой, так и с отдельными учащимися. В этом случае пробелы и искажения в знаниях могут появиться в результате таких причин как: недостаточная акцентуация учителя на некоторые части учебного материала (положения теории, новые понятия); неадекватное восприятие учащимися учебного материала; недостаточное закрепление нового учебного материала и др.

Механизмами регулирования могут быть: лонгирование процесса обучения, мгновенная коррекция (указание на ошибки); отсроченная коррекция (система общих ориентиров, предполагающая работу с учебником и другими пособиями). Поэтому предписания блока «регулирование», после проведения ретестирования, могут быть следующими:

1) Если по диагностической части теста обнаружены пробелы в знаниях большинства учащихся, то есть выявлена систематическая ошибка, то учителю необходимо повторное разъяснение непонятных частей учебного материала. Если обнаружены пробелы в знаниях отдельных учащихся, то следует провести индивидуальную работу.

2) Если в результате тестирования обнаружены ошибки, то необходимо сразу же указать на них учащимся. Исправление ошибок, неточностей рекомендуется проводить мгновенно (мгновенная коррекция) или предлагается учащимся обратиться к дидактическим пособиям (отсроченная коррекция)

Обоснуем большую, сравнительно с традиционными методами регулирования, эффективность использования системы ретестирования как инструмента управления процессом обучения.

Нами выделены следующие этапы управления учебным процессом:

1) формулирование определенного уровня в соответствии с программой, стандартом образования (выделение необходимого исходного состояния и планирование цели);

2) установление реального исходного состояния управляемого процесса. (Сбор, обработка, анализ информации, прогнозирование предполагаемого развития ситуации);

3) сравнение наличного уровня управляемого объекта с запланированным;

4) формулирование регуляционных содействий;

5) определение программы воздействия, направленной на достижение цели (в том числе программы, содержащей компенсацию и коррекцию);

6) организация деятельности, направленной на выполнение решений, и контроль за этой деятельностью (осуществление текущего контроля);

7) вторичный сбор и обработка информации о результатах деятельности с целью выработки повторных корректирующих содействий;

8) повторная компенсационная и коррекционная работа;

9) оценка результатов программы содействий.

Рассмотрим соответствие обучения с помощью диагностико-прогностического теста этим этапам управления.

Первое. Любое обучение носит целенаправленный характер. Планирование обязательных результатов обучения математике определяется федеральным государственным

образовательным стандартом, программой обучения. В содержании обучения превалирует формирование научных представлений, понятий, законов, теорий, специальных и мета-предметных умений и навыков. Обучение с применением диагностико-прогностического теста, как и любое обучение, носит целенаправленный характер, его целью остается через формирование знаний, умений и навыков, формирование метапредметных умений, а в дальнейшем развитие личностных качеств.

Второе. Первый этап тестирования нацелен на изучение исходного состояния образованности. Объем пунктов теста позволяет провести оценку исходной ситуации с целью выявления возможных разрывов в знаниях учащихся, так как пункты теста содержат минимально необходимый объем предварительных знаний для усвоения данной темы, то есть те знания, которые входят в зону актуального развития учащихся.

Третье. На основе изучения исходного состояния образованности учащихся составляется программа регулирования обучения, включающая координацию условий необходимых для наиболее эффективного осуществления образовательного процесса. Дозирование учебного материала происходит с учетом образовательных психофизических возможностей учащихся.

Четвертое. Следует этап выполнения программы регулирования, обучение новому материалу по выбранной учителем методике.

Пятое. В ретесте содержатся пункты, позволяющие оценить результаты обучения данной теме. При этом обнаруживаются промахи, недочеты по данной теме. До проведения итогового контроля учитель имеет возможность оценить ситуацию и выработать программу вторичной коррекции и осуществить ее. Итоговый контроль позволяет оценить в целом результаты обучения.

Таким образом, обучение с применением диагностико-прогностического теста отвечает всем требованиям, предъявляемым к эффективному управлению процессом обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козлова, И.Г. Педагогическая диагностика как средство реализации индивидуального образовательного маршрута / И.Г. Козлова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2018. - № 5 (159). - С. 122-125.

REFERENCES

1. Kozlova, I.G. (2018), "Pedagogical diagnostics as a means of realization of an individual educational route", Uchenye zapiski universiteta imeni PF. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 122-125.

Контактная информация: kozlovaig@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 25.06.2018

УДК 378

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА

Александра Игоревна Колоколова, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург, Светлана Анатольевна Малкова, преподаватель, Филиал Военной академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого, Серпухов

Аннотация

В статье представлены элементы механизма организации разноуровнего обучения курсантов военно-физкультурного вуза на занятиях по иностранному языку. Авторы приводят примеры конкретных разноуровневых заданий при объяснении нового языкового материала. Также авторы описывают проведенную педагогическую экспериментальную проверку, подтверждающей успешность реализации приемов и способов дифференцированного подхода в обучении английскому языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.