3. Зуев, С.Н. Педагогические и психофизиологические основы отбора в специальные учебные заведения (на примере таможенной службы) : дис. ... д-ра пед. наук / Зуев Сергей Николаевич. - М., 1999. - 295 с.
REFERENCES
1. Kaznacheev, V.P., Bayevsky, R.M. and Berseneva A.P. (1980), Pre-nosological diagnostics in the practice of mass population medical examinations, Medicine, Leningrad.
2. Doroshev, V.G. (1995), "Innovative aspects of medical prophylactic medical examination of the population", Rational nature management of Russia in the transitional socio-economic period: Proceedings of the All-Russia Congress 16-18 March 1995, Moscow, pp.78-80.
3. Zuev, S.N. (1999), Pedagogical and psycho-physiological bases of selection in special educational institutions (on an example of customs service), dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.07.2017
УДК 796.012.26
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ЛЕТНЫХ УЧИЛИЩ
Андрей Викторович Зыков, кандидат педагогических наук, профессор, Управление физической подготовки и спорта Вооруженных Сил Российской Федерации, Москва, Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор,
Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор, Дмитрий Александрович Кадяшкин, адъюнкт, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
В данной статье рассматриваются основные характеристики спортивных игр, их значение для развития соответствующих физических качеств у курсантов летных военно-учебных заведений, а также особенности эффективного влияния разнообразных игровых упражнений на показатели конституциональных характеристик, которые определяются влиянием составляющих их приемов и действий на всю мускулатуру. Благодаря данному влиянию в организме усиливается деятельность всех внутренних органов и обмен веществ.
Ключевые слова: физические качества, спортивно-игровые упражнения, летные военно-учебные заведения, игровые упражнения, физическая культура, физическая подготовка.
USE OF SPORTS GAMES IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF THE
FLIGHT SCHOOL CADETS
Andrey Viktorovich Zykov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Department of physical training and sports of the Armed Forces of the Russian Federation, Moscow, Valery Lucich Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Valery Alexandrovich Shchegolev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Dmitry Alexandrovich Kadyashkin, the adjunct, Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg
Annotation
In the article, the main characteristics of sports games, their importance for the development of the corresponding cadets' physical qualities of flight military schools as well as the peculiarities of the effective influence of various game exercises on the indicators of constitutional characteristics which are determined by the impact of their forming methods and actions on the entire musculature are considered. Be-
cause of such influence the activity of all internal organs and metabolism are intensified in the body.
Keywords: physical qualities, sports-game exercises, flight military schools, game exercises, physical culture, physical training.
ВВЕДЕНИЕ
В результате проведения анализа образовательных программ по учебной дисциплине «Физическая культура (подготовка)» курсантов летных военно-учебных заведений нами было установлено, что разделу «Спортивные игры» отводится недостаточная роль.
Вместе с этим в работах значительного количества ученых неоднократно была доказана эффективность применения спортивных игр в физической подготовке.
Игровые упражнения способствуют расширению объема разнообразных навыков и умений за счет выполнения вариативных движений в различных сочетаниях и c переключением с одного вида деятельности на другой.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Использование спортивных игр способствует накоплению двигательного опыта, развитию физических качеств и тем самым повышению уровня физической подготовленности [1, 4, 6, 7, 10].
Целенаправленное развитие не только основных, но и специальных качеств, имеющих огромное значение в военно-профессиональной деятельности летного состава, создает благоприятные предпосылки для использования спортивных игр как важных средств физической тренировки.
Особенность эффективного влияния разнообразных игровых упражнений на показатели конституциональных характеристик определяется влиянием составляющих их приемов и действий на всю мускулатуру. Благодаря данному влиянию в организме усиливается деятельность всех внутренних органов и обмен веществ. Все это приводит к благоприятному развитию опорно-двигательного аппарата, нормализации метаболических процессов.
Для игр характерны следующие основные признаки: проявление всех физических качеств, изменение интенсивности прилагаемых усилий, выполнение строго определенного режима, продолжительности деятельности, постоянно меняющаяся обстановка. Характерной особенностью спортивных игр является выполнение различной по интенсивности работы, которая на протяжении всей игры может варьироваться [4, 6, 8, 10].
Игровые упражнения и различные игры относятся к ситуационным видам спортивной деятельности, где механизмам сенсомоторики отводится главенствующая роль.
Анохин П. К. характер произвольных действий игроков основывает на «ситуационной афферентации». Его суть заключается в выборе наиболее существенных сигналов из всей обстановки и на их основе проводит анализ ее протекания. Механизм сенсомо-торной реакции состоит из: антиципации, программирования и управления. От качественного соотношения работы данных блоков зависит эффективность действий игрока (рисунок 1). Принятие конкретного решения игроком о проведении установленного приема происходит в результате осмысления им определенной ситуации. При решении появляющейся внезапно какой-либо задачи игрок должен за счет применения выбранного приема провести определение времени на выполнение, рассчитать перемещение в пространстве, распределить усилия, что выражается в виде действий (Портной Ю.Н.), отраженных на рисунке 1. Обилие информации порождается сложностью игровой ситуации. Вместе с тем для принятия наиболее верного решения достаточна лишь его ограниченная часть, регулируемая акцептором. Приспособление к регулярно происходящим сменам характера действий в игре обеспечивается посредством определения игроком той или иной двигательной задачи, которую необходимо решить.
Выполнение л в н1 а гель и ой задачи во внезапно возникшей ситуации
Расчет
по времени
Проявление физических качеств
У
Двигательная структура при выполнении приема
Эффективность выполнения двигательной задачи
Рисунок 1 - Компоненты ориентировочной деятельности игрока-курсанта при выполнении двигательной задачи
В гибкости игрока, его умении перестроиться с одного вида деятельности на другой, в случае успешного противодействия соперника, заключается общая продуктивность и рациональность его действий [12].
Сенсомоторную реакцию существенно затрудняют разнообразные обстоятельства, которые возникают в процессе игры. Это, прежде всего, нарастающее утомление, недостаточный уровень развития выносливости [1, 4, 6, 7, 10, 11].
В специфике проведения игры заключаются и ее особенности. Проявление силового характера при противостоянии сторон присуще видам игр, включающих в себя единоборства. Чрезмерное проявление активности, или наоборот ее недостаточность, однозначно ведет к неудаче. В играх без контакта с противником промежутки относительной неактивности сменяются моментами ее существенного повышения. В данных ситуациях нарастает напряженность в игре, которая связана с ожиданием ответных действий противника. В этом случае чрезвычайно важны умения угадывать намерения противника [12, 13]. Для спортивных игр свойствен сложный характер взаимодействия всех функциональных систем игрока, при этом в сигнальной деятельности головного мозга заключается тактическое мышление. Наличие разноплановых условий игр определяет и наличие разнообразных уровней регуляции [6, 7, 10].
Характерно, что чем большей вариативностью стандартных действий обладает игрок, тем выше уровень его мастерства. Исходя из этого, спортивные игры способствуют целенаправленному развитию физических качеств, расширению арсенала двигательных действий, повышению функциональных возможностей. В процессе регулярных занятий развивается координация движений, вестибулярная устойчивость, быстрота мышления
Проведенный анализ литературных источников позволил нам констатировать, что по мере развития военной авиации существенно возросли требования, предъявляемые к летному составу ВКС России.
В действующих программах обучения спортивным играм как эффективным средствам физической подготовки не уделяется должного внимания.
Исходя из этого, мы сочли необходимым повысить уровень развития физических качеств курсантов средствами спортивных игр в рамках, отведенных программой обучения часов.
[2, 3, 5, 9].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов, А. А. Методика применения элементов подвижных игр для развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Антонов А.А. - СПб., 1997. - 19 с.
2. Боцман, О.С. Педагогические аспекты совершенствования процесса профессиональной подготовки военно-авиационных кадров : дис. ... канд. пед. наук. - СПб.: ВИФК, 2005. - 186 с.
3. Галицкий, С.Г. Они защищали Отечество». Фотоальбом о вертолетчиках, воевавших в Афганистане и на Кавказе / С.Г. Галицкий. - СПб. : [б.и.], 2010. - 127 с.
4. Геллер, Е.М. Спортивно-игровая направленность физической культуры в формировании здорового образа жизни человека / Е.М. Геллер // Пути оптимизации физической культуры в здоровый образ жизни населения Латв. ССР: Тез. докл. респ. науч.-практ. конф. - Рига: [б.и.], 1987. - С. 10-11.
5. Горелов, А.А. Основы теории и практики физической подготовки летного состава военной авиации : дис. ... д-ра. пед. наук. - СПб., 1994. - 547 с.
6. Ермоленко, В.В. Игровой метод как фактор повышения эффективности учебных занятий по физическому воспитанию студенток основного отделения : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ермоленко В.В. - Омск, 1989. - 20 с.
7. Капшанов, Э.Ф. Исследование уровня вестибулярной устойчивости и координационных способностей летного состава / Э.Ф. Капшанов, В.Л. Пашута // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - №3 (145). - С. 96-102.
8. Колтун, А.Н. Применение физических упражнений и восстановительных средств для летчиков фронтовой бомбардировочной авиации в период интенсивных полетов : дис. ... канд. пед. наук / Колтун А.Н. - СПб.,1997. - 197 с.
9. Мальцев, В.Н. Авиационно-инженерное многоборье как средство повышения физической подготовленности и поддержания профессиональной работоспособности инженерно-технического состава ВВС : дис. ... канд. пед. наук / Мальцев В.Н. - СПб., 1996. - 145 с.
10. Михеев, С. Д. Педагогические основы теории и практики спортивных и подвижных игр в системе физической подготовки военнослужащих: дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 1996. - 361 с.
11. Пашута, В. Л. Повышение эффективности обучения курсантов посредством использования педагогической тестовой технологии / В.Л. Пашута, В.А. Щеголев, С.И Куликов. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - №4 (146). - С. 165-170.
12. Проблемы медико-педагогического обоснования индивидуально-типологического подхода при организации занятий по физической подготовке / В.Л. Пашута, В.В. Аржаков, Т.И. Вихрук, Л.Г. Шагеева // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2014. - № 1. - С. 19-22.
13. Инновационные подходы к подготовке специалистов в высших военных учебных заведениях / В. Л. Пашута, Т.И. Вихрук, Е.Н. Курьянович, А.А. Грешных // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 11-12.
REFERENCES
1. Antonov, А.А. (1997), The methodology of application of elements of moving games for the development of cognitive activity of children at senior preschool age, dissertation, St. Petersburg.
2. Botsman, О^. (2005), Pedagogical aspects of improving the process of vocational training of military aviation personnel, dissertation, St. Petersburg.
3. Galitsky, S.G. (2010), They defended the Fatherland. Photo album of helicopter pilots took part in combat operations in Afghanistan and the Caucasus, St. Petersburg.
4. Geller, E.M. (1987), "Sport-game orientation of physical culture in formation of a healthy image of man", Optimization ways ofphysical culture transforming into a healthy lifestyle of the population of Latv. SSR, conference, Riga, pp. 10-11.
5. Gorelov, А.А. (1994), Basics of the theory and practice ofphysical training offlight military personnel of military aviation, dissertation, St. Petersburg.
6. Yermolenko, V.V. (1989), Game method as a factor of improving the efficiency of the classes in physical training of female students of internal department, dissertation, Omsk.
7. Kapshanov, E.F. and Pashuta, V.L. (2017), "Research of level of vestibular stability and coordination abilities of aircrew", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 145, No. 3, pp. 96102.
8. Koltun, A.N. (1997), The use of physical and restorative means for the legions offrontline bomber aviation in the period of intensive flights, dissertation, St. Petersburg.
9. Maltsev, V.N. (1996), Aviation-engineering all-round as means of increasing physical fitness and maintaining the professional performance of the engineering and technical staff of the Air Force, dissertation, St. Petersburg.
10. Mikheev, S.D. (1996), Pedagogical bases of the theory and practice of sports and active games in the system of physical training of servicemen, dissertation, St. Petersburg.
11. Pashuta, V.L., Shchegolev, V.A. and Kulikov, S.I. (2017), "Improving the effectiveness of cadet's training through the use of pedagogical test technology", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No. 4, pp. 165-170.
12. Pashuta, V.L., Arzhakov, V.V., Vikhruk, T.I. and Shageeva, L.G. (2014), "Medico-pedagogical problems justification of individual-typological approach at the organization of physical training lessons", Actual problems ofphysical and special training of law enforcement agencies, No. 1, pp. 19-22.
13. Pashuta, V.L., Vikhruk, T.I., Kuryanovich, E.N. and Greshnykh, A.A. (2016), "Innovative professional training methods in higher military educational institutions", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 4.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.07.2017
УДК 378
О НЕОБХОДИМОСТИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВУЗОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ
Ярослав Сергеевич Козиков, кандидат педагогических наук, доцент,
Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Сергей Александрович Чалых, старший преподаватель, Сибирский институт международных отношений и регионоведения. Новосибирск, Аркадий Андреевич Тихончук, капитан, преподаватель, Виталий Валерьевич Веляев, кандидат педагогических наук, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье показаны результаты изучения важного с нашей точки зрения вопроса необходимости профессиональной переподготовки специалистов физической подготовки вузов силовых структур к деятельности в рамках контрактной системы в сфере закупок.
Ключевые слова: контрактная система, силовые структуры, специалист, повышение квалификации, физическая подготовка.
ABOUT NEED OF RETRAINING OF EXPERTS IN PHYSICAL TRAINING OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES TO PROFESSIONAL ACTIVITY WITHIN CONTRACT SYSTEM
Yaroslav Sergeevich Kozikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian state university of communication, Novosibirsk, Sergei Aleksandrovich Hcalykh, the senior teacher,
Siberian Institute of International Relations and Regional Studies, Novosibirsk, Arcady Andreevich Tikhonchuk, the captain, teacher, Vitaly Valerievich Velyaev, the candidate of pedagogical sciences, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of studying the important from our point of view issue, covering the need in retraining of all physical education specialists of power structures within the contract system in the