пекты жизнедеятельности специалиста.
Таким образом, совокупность физиологического статуса, физической подготовленности, функциональной устойчивости и профессионально значимых психофизиологических качеств составляют базисную основу для оценки психофизического состояния личности, позволяющую формализовать структурно-функциональные компоненты профессиональной психофизической готовности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Раевский, Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов : учеб. пособие / Р.Т. Раевский. - М. : Высш. шк., 1985. - 136 с..
2. Кабачков, В.А. Физическое воспитание с профессиональной направленностью : метод. указания / В.А. Кабачков, С.Н. Зуев, В.П. Жидких. - М. : Тип. МИСИ им. В.В. Куйбышева, 1990. -37 с.
3. Пономаренко, В.А. Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ / В.А. Пономаренко, А.А. Ворона. - М. : Воениздат, 1992. -184 с.
4. Зуев, С.Н. Педагогические и психофизиологические основы отбора в специальные учебные заведения (на примере таможенной службы) : дис. ... д-ра пед. наук / Зуев Сергей Николаевич. - М., 1999. - 295 с.
REFERENCES
1. Raevskiy, R.T. (1985), Professionally applied physical training of students of technical universities: Proc. Allowance. Higher education. Sc. Moscow.
2. Kabachkov, V.A., Zuev, S.N. and Zhidkikh, V.P. (1990), Physical education with a professional orientation: Method. Instructions, publishing house Type. MISI them. V.V. Kuibyshev, Moscow.
3. Ponomarenko, V.A. and Vorona, A.A. (1992), Formation and development of professionally important qualities among cadets in the process of training in the VAVUL, Military Publishing, Moscow.
4. Zuev, S.N. (1999), Pedagogical and psycho-physiological bases of selection in special educational institutions (on an example of customs service), dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.07.2017
УДК 796.011
УРОВНИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ
Сергей Николаевич Зуев, доктор педагогических наук, профессор, Российская таможенная академия, Москва; Ахмеджан Ибрагимович Рахматов, кандидат педагогических наук, профессор, мастер спорта СССР, заслуженный работник физической культуры РФ, заведующий кафедрой физической культуры, Вячеслав Александрович Галкин, старший преподаватель, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва
Аннотация
В работе представлен анализ комплекса психофизиологических показателей, соотнесенных к определенному классу, что позволило характеризовать их как переходные процессы функциональных систем или адаптационные реакции на повседневные факторы быта и учебного процесса в целом, выделены 4 класса состояний: готов, практически готов, ослаблен, предболезненное состояние.
Ключевые слова: психофизиологические показатели, функциональное состояние, активация, гомеостаз, профессиональная психофизическая готовность.
LEVELS OF FUNCTIONAL STATUS OF STUDENTS Sergey Nikolaevich Zuev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian Customs Academy, Moscow; Akhmedzhan Ibragimovich Rakhmatov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Master of Sports of the USSR, honored worker ofphysical culture of the Russian Federation, head of the department ofphysical education, Vyacheslav Aleksandrovich Galkin, the senior teacher, Russian University Transport, Moscow
Annotation
The article presents an analysis of the complex of psycho-physiological indicators correlated to a certain class, which made it possible to characterize them as transitional processes of functional systems or adaptation reactions to everyday factors of everyday life and the learning process as a whole, four classes of states are distinguished: ready, practically ready, weakened, pre-illness state.
Keywords: psychophysiological indicators, functional state, activation, homeostasis, professional psychophysical readiness.
ВВЕДЕНИЕ
В течение четырех лет нами проводилась оценка психофизической готовности к учебной и профессиональной деятельности в Российской таможенной академии и Московском государственном университете путей сообщения, институте транспортной техники и систем управления. Целью исследования является обобщение данных (около 1000 обследований), и выделение классов состояний.
МЕТОДИКА
В исследовании были задействованы студенты Российской таможенной академии и Московского государственного университета путей сообщения. Обобщены данные (около 1000 обследований). В конечном итоге были выделены 4 класса состояний: готов, практически готов, ослаблен, предболезненное состояние.
Рассмотрение всего комплекса психофизиологических показателей, соотнесенных к определенному классу, позволило характеризовать их как переходные процессы функциональных систем или адаптационные реакции (таблица) на повседневные факторы быта и учебного процесса в целом (таблица) [1, 2].
Таблица - Адаптационные реакции психофизиологических систем, соотнесенные к классам функционального состояния организма человека_
Показатели Адаптационные реакции (M±m)
Реакция активации Реакция напряжения Реакция системных гиперфункций Реакция тревоги стресса (по Г. Селье)
Частота сердечных сокращений (уд. мин) 65 ±2 71±2,9 82±1,3 88±1,0
Артериальное давление Диастоличе-ское (мм.рт.ст.) 72±1,9 80±1,6 83±1,4 95±1,2
Артериальное давление Систолическое (мм.рт.ст.) 123±2 132±3,8 138±1,1 155±1,6
Артериальное давление пульсовое (мм.рт.ст.) 51±2 52±2 55±1,3 60±2
ЯЯ-интервал (мс) 0,15±0,01 0,35 ±0,01 0,1 ±0,01 0,47 ±0,05
КЧСМ (гц) 41± 3 33 ±2 31±1,6 26±1,3
Время реакции (мс) 197±5 235±6 267±3 289±4
Тремор (гц) 73±2 94±1 114±3 12 ±2
САН (усл. ед.) 6,8±2 5,6±3 4,1 ±4 2,9±5
Формализованная классификация состояний 1 класс Готов 2 класс Практически готов 3 класс Ослаблен 4 класс Предболезнен-ное состояние
Анализ данных, приведенных в таблице, иллюстрирует качественно-количественную зависимость последовательности приспособительных реакций организ-
ма в периоды годового цикла учебы студентов, что с определенной долей вероятности можно рассматривать как стадии адаптационного процесса или изменений уровней функционального состояния студентов, а именно:
1 класс - "готов" - реакция активации.
Все показатели по своим величинам соответствуют нормальным значениям для данного возраста в условиях оперативного покоя. Такое состояние обычно мы встречали у студентов через один-три месяца от начала учебного года (после каникул).
2 класс - "практически готов" - реакция напряжения.
Характеризуется умеренным увеличением частоты сердечных сокращений (ЧСС), повышением величин артериального давления (АД), активизацией сердечного ритма, психофизиологических функций и соответствует состоянию предстартовой готовности (спортивной) или умеренного возбуждения при сдаче зачетов, коллоквиумов, лабораторных работ.
3 класс - "ослаблен, требует коррекции" - реакция системных гиперфункций.
Характеризуется существенным повышением величин АД до пороговых значений.
При этом возрастает интенсификация работы сердца, пульс становится ригидным, о чем дополнительно свидетельствует возрастание пульсового АД. Изменение комплекса психофизиологических данных свидетельствует о перенапряжении функций, близком к состоянию срыва, обусловленном состоянием переутомления. Подобная реакция функциональных систем наблюдается у абсолютного большинства студентов после окончания экзаменационной сессии.
4 класс - "предболезненное состояние" - реакция тревоги (стресса). Регуляция сердечного ритма (Д КЯ) указывает на срыв механизмов компенсации (раз баланс) функциональных систем. Характеризуется резким, не адекватным состоянию покоя выбросом крови сердцем, о чем свидетельствует необычное по величине пульсовое АД при вероятном значительном спазме периферических сосудов, проявлением которого является резко возросшие величины ЧСС и АД, превышающие уровень критериальных порогов; резким снижением психофизических профессионально-важных качеств.
Подобную реакцию мы наблюдали у небольшого числа студентов, неудовлетворительно завершивших экзаменационную сессию, при низком уровне физической подготовленности или при возникновении заболеваний (острый гастрит, нейроциркуляторная дистония, вегетососудистый невроз), а зачастую при том и другом одновременно. В целом такая реакция свидетельствует о срыве регуляторных механизмов компенсации вследствие кумуляции некомпенсированного утомления, общей астенизацией организма или возникшего заболевания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, оценка функционального состояния, градуированная по уровню (классу) профессиональной психофизической готовности в динамике его изменения, позволила увидеть новую теоретическую основу для чрезвычайно важного заключения. Оно заключается в том, что между "нормой" и "патологией" существует качественно-количественно-временной интервал, в пределах которого формируются приспособительные реакции адаптации, направленные на сохранение существующего гомеостаза, адаптационные процессы затрагивают все функциональные системы организма и под контролем центральной нервной системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Казначеев, В.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения / В.П. Казначеев, Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - Л. : Медицина, 1980.- 208 с.
2. Дорошев, В.Г. Инновационные аспекты медицинской диспансеризации населения / В.Г. Дорошев // Рациональное природопользование России в переходный социально-экономический период : Труды Всерос. конгресса 16-18 марта 1995 г.- М. : [б.и.], 1995.- С. 78-80.
3. Зуев, С.Н. Педагогические и психофизиологические основы отбора в специальные учебные заведения (на примере таможенной службы) : дис. ... д-ра пед. наук / Зуев Сергей Николаевич. - М., 1999. - 295 с.
REFERENCES
1. Kaznacheev, V.P., Bayevsky, R.M. and Berseneva A.P. (1980), Pre-nosological diagnostics in the practice of mass population medical examinations, Medicine, Leningrad.
2. Doroshev, V.G. (1995), "Innovative aspects of medical prophylactic medical examination of the population", Rational nature management of Russia in the transitional socio-economic period: Proceedings of the All-Russia Congress 16-18 March 1995, Moscow, pp.78-80.
3. Zuev, S.N. (1999), Pedagogical and psycho-physiological bases of selection in special educational institutions (on an example of customs service), dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.07.2017
УДК 796.012.26
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ЛЕТНЫХ УЧИЛИЩ
Андрей Викторович Зыков, кандидат педагогических наук, профессор, Управление физической подготовки и спорта Вооруженных Сил Российской Федерации, Москва, Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор,
Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор, Дмитрий Александрович Кадяшкин, адъюнкт, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
В данной статье рассматриваются основные характеристики спортивных игр, их значение для развития соответствующих физических качеств у курсантов летных военно-учебных заведений, а также особенности эффективного влияния разнообразных игровых упражнений на показатели конституциональных характеристик, которые определяются влиянием составляющих их приемов и действий на всю мускулатуру. Благодаря данному влиянию в организме усиливается деятельность всех внутренних органов и обмен веществ.
Ключевые слова: физические качества, спортивно-игровые упражнения, летные военно-учебные заведения, игровые упражнения, физическая культура, физическая подготовка.
USE OF SPORTS GAMES IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING OF THE
FLIGHT SCHOOL CADETS
Andrey Viktorovich Zykov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Department of physical training and sports of the Armed Forces of the Russian Federation, Moscow, Valery Lucich Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Valery Alexandrovich Shchegolev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Dmitry Alexandrovich Kadyashkin, the adjunct, Military Institute of Physical Training, Saint-Petersburg
Annotation
In the article, the main characteristics of sports games, their importance for the development of the corresponding cadets' physical qualities of flight military schools as well as the peculiarities of the effective influence of various game exercises on the indicators of constitutional characteristics which are determined by the impact of their forming methods and actions on the entire musculature are considered. Be-