Научная статья на тему 'Обоснование критериев оценок тестов для определения профессиональной психофизической готовности'

Обоснование критериев оценок тестов для определения профессиональной психофизической готовности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НОРМА / ПОГРАНИЧНАЯ ЗОНА / ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / СИГМАЛЬНЫЕ ШКАЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зуев Сергей Николаевич, Рахматов Ахмеджан Ибрагимович, Галкин Вячеслав Александрович

Проведенные исследования позволили определить и обосновать комплекс показателей и методов, способствующих адаптации как центральной нервной системы, так и механизмов вегетативного обеспечения высшей нервной деятельности, а также сложной взаимосвязи психофизических функций в процессе профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зуев Сергей Николаевич, Рахматов Ахмеджан Ибрагимович, Галкин Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justification of criteria for estimation of tests for determining professional psychophysical readiness

The conducted researches made it possible to identify and substantiate a set of indicators and methods that promote the adaptation of both the central nervous system and the mechanisms of vegetative maintenance of higher nervous activity, as well as the complex interconnection of psychophysical functions in the process of professional activity.

Текст научной работы на тему «Обоснование критериев оценок тестов для определения профессиональной психофизической готовности»

3. Махов, А.С. Психолого-педагогические особенности мотивации к занятиям спортом у лиц с нарушением зрения / Махов А.С. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. - 2013. - № 1-2 (77). - С. 120-124.

4. Крылов, А.А. Некоторые проблемы психологии спорта в современном мире / Крылов А. А. // Вестник Балтийской Педагогической Академии. - 1998. - Вып. 14. - С. 46-49.

5. Мочалова, М.С. Самоорганизация, мотивация и самомотивация, как основа успешной учебно-профессиональной деятельности студентов физкультурных вузов / М.С. Молчанова // Ученые записки университета Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 115-118.

REFERENCES

1. Makina, L.R. (2011), "Research of motivation of sports activity of sportsmen with visual disability of training groups", Herald of the SUSHPU, No. 5, pp. 89-95.

2. Kornev, A.V. (2014), Analysis of the level of motivation to engage in golbol of athletes with visual impairment", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 203-209.

3. Makhov, A.S. (2013), "Psychological and pedagogical features of motivation for sports of persons with visual impairment", Bulletin of the SUSHPU, No. 1-2 (77), pp. 120-124.

4. Krylov, A.A. (1998), "Some problems of sports psychology in the modern world", Bulletin of the Baltic Pedagogical Academy, Issue. 14, pp. 46-49.

5. Mochalov, M.S. (2012), "Self-organization, motivation and self-motivation, as a basis for successful educational and professional activity of students in sports colleges", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 115-118.

Контактная информация: fedterentev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.03.2018

УДК 796.07

ОБОСНОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНОК ТЕСТОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

Сергей Николаевич Зуев, доктор педагогических наук, профессор, Российская таможенная академия, Москва; Ахмеджан Ибрагимович Рахматов, кандидат педагогических наук, профессор, мастер спорта СССР, заслуженный работник физической культуры РФ, заведующий кафедрой, Вячеслав Александрович Галкин, старший преподаватель, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва

Аннотация

Проведенные исследования позволили определить и обосновать комплекс показателей и методов, способствующих адаптации как центральной нервной системы, так и механизмов вегетативного обеспечения высшей нервной деятельности, а также сложной взаимосвязи психофизических функций в процессе профессиональной деятельности.

Ключевые слова: физическая культура, норма, пограничная зона, показатели и критерии оценки, сигмальные шкалы, профессиональная психофизическая готовность.

JUSTIFICATION OF CRITERIA FOR ESTIMATION OF TESTS FOR DETERMINING PROFESSIONAL PSYCHOPHYSICAL READINESS

Sergey Nikolaevich Zuev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian Customs Academy, Moscow; Akhmedzhan Ibragimovich Rakhmatov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Master of Sports of the USSR, honored worker ofphysical culture of the Russian Federation, department chairman, Vyacheslav Aleksandrovich Galkin, the senior teacher, Russian University Transport (MUT), Moscow

Annotation

The conducted researches made it possible to identify and substantiate a set of indicators and methods that promote the adaptation of both the central nervous system and the mechanisms of vegetative maintenance of higher nervous activity, as well as the complex interconnection of psychophysical functions in the process of professional activity.

Keywords: physical culture, norm, border zone, indicators and evaluation criteria, sigma scales, professional psychophysical readiness.

ВЕДЕНИЕ

Для установления количественной стороны "нормы" в биологии, педагогике и медицине принимают среднестатистические значения, характеризующие определенную популяцию населения. Линией разграничения между "нормальным" и "ненормальным" принято считать 95% уровень значимости. При этом необходимо учитывать, что, если по отношению к одному измеряемому признаку 95% популяции является "нормальной", то по отношению к десяти независимым признакам, "нормальной" окажется только 55% популяции [5].

Вариация отдельных биохимических показателей индивидуумов может достигать до 5000%. Поскольку существующие методы определения "нормы" являются стандартизацией средних статистических значений и пределов колебаний, то происходящие действия в диапазоне "нормы" не имеют существенного значения, либо методы для выявления отличий в пределах нормативных колебаний не являются адекватными.

Так оценка состояния конкретного лица по величине артериального давления возможна только в «пограничных зонах», и весьма затруднительна между верхним и нижним уровнями нормативов. Имеются данные [2], что значения ряда показателей психофизиологии широко варьируют даже в группах лиц, близких по возрасту и деятельности. Поэтому мы не опирались на групповые нормативы, предложенные различными авторами в виду их малой эффективности для определения степени адаптации практически здоровых молодых людей, а разработали "свои " для студентов вузов.

МЕТОДИКА

Анализ литературных источников, результаты экспертных оценок и инструментальных методик позволили составить батарею профессионально важных психофизических качеств [3]. На основании результатов тестирования 1540 и студентов Российской таможенной академии и Российского университета транспорта были разработаны сигмальные шкалы по каждому из них (таблица.).

Таблица - Оценочные уровни показателей профессиональной психофизической готовности

Оценка Отлично Хорошо Удовл. Неуд.

Бег 3000 м (мин/сек) (м) <12.13 12.13-13.41 13.44-15.14 >15.14

Бег 2000 м (мин/сек) (ж) <9.52 9.52-10.52 10.53-11.53 >10.53

Подтягивание на перекладине (кол-во раз) (м) >12 12-10 9-7 <7

Поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз) (ж) >29 29-23 16-22 <16

Бег 100 м (сек) (м) <13.1 13.1-13.8 13.9-14.6 >14.6

Бег 100 м (сек) (ж) <15.9 15.9-17.0 17.1-18.2 >18.2

Частота сердечных сокращений для оперативного покоя (прирост ЧСС уд/мин) 55-70 71-75 50-54 76-85 45-49 <45 >85

Колебания сердечного ритма в диапазоне ЯЯ по 100 кардио-интервалам (м/сек) 0.16-0.35 0.11-0.15 0.36-0.40 0.05-0.10 0.41-0.45 0.00-0.04 0.46-0.70

Артериальное давление диастолическое (АДд), (мм рт.ст.) 65-75 76-80 60-64 81-85 55-59 <55 > 85

до 27 лет включительно

110-125 126-130 131-140 > 140

Артериальное давление систолическое (АДс), мм рт.ст. 105-109 100-104 <100

28 лет и старше

115-125 126-135 136-140 >140

110-114 100-109 <100

Артериальное давление пульсовое (АДс-АДд), (мм рт.ст.) 35-50 30-34 51-60 25-29 61-69 <25 > 69

Оценка Отлично Хорошо Удовл. Неуд.

Оценка объема, распределения и переключения внимания Тест "черно-красная таблица" (сек) < 180 181-270 271-346 >346

Пространственная ориентировка. Тест "компасы" (количество правильных ответов) > 40 31-39 22-30 > 22

Критическая частота слияния мельканий Тест "КЧСМ" (Гц) > 38 35-37 30-34 <30

Время реакции на свет Тест "простая зрительно-моторная реакция" (м/сек) <220 220-249 250-270 > 270

Тремор (колебаний/мин) < 80 81-100 101-120 >120

Субъективная оценка самочувствия, активности, настроения Тест "САН" (условные единицы) 6.2-7.0 5.0-6.1 3.5-4.9 < 3.5

Для оценки колебаний сердечного ритма использовались данные В.Г. Дорошева [1], где определены границы оптимальной регуляции и начальных нарушений. Последние формируются при существенном изменении функционального состояния, обусловленного физическим или психическим утомлением, чрезмерным напряжением, астенизацией, заболеванием. Установление нормативных величин регуляции сердечного ритма позволило обосновать диагностическую матрицу оперативного определения уровня функционального состояния (таблица).

Определение оптимальной массы тела проводилась по индексу Кетле. Оценка массы тела для группы "здоровые" осуществлялась по величине, превышающей оптимальный вес, для группы "практически здоровые" на 5%, "ослабленные" - на 9,9%. Превышение массы тела на 10-30% является ожирением 1-й, на 31-50% - 2-й, на 51-100% - 3-й степени.

Критерии оценки:

- фактическое значение не превышает должное - отлично;

- фактическое значение превышает должное:

• до 10% - хорошо;

• от 10 до 15% - удовлетворительно;

• более 15% - неудовлетворительно.

В основу синтеза интегрального показателя профессиональной психофизической готовности был положен диалектический принцип единства общего и частного [4]. Это означает, что этот показатель с одной стороны, должен отражать положение конкретного индивидуума на шкале, построенной по среднестатистическим нормативам, а с другой, позволять учитывать индивидуальную динамику психофизической готовности в рамках этой шкалы.

ВЫВОДЫ

Разработанные оценочные уровни показателей профессиональной психофизической готовности позволяют:

- повысить надежность тестирования, исключить субъективизм, обеспечить высокую валидность и достоверность результатов обследований;

- оценить профессионально важные физические, функциональные и психические качества, необходимые студентам в виде количественных и качественных значений;

- прогнозировать эффективность профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дорошев, В.Г. Использование реакций адаптации в обосновании нормативов профессиональной нагрузки / В.Г. Дорошев, А.П. Вонаршенко // Второй Всесоюз. симпозиум по физиологическому нормированию труда : материалы симпозиума. - Донецк, 1989. - С. 62.

2. Дорошев, В.Г. Типы гемодинамики у летного состава, их клиническое и экспертное значение / В.Г. Дорошев, П.М. Суворов // Космическая биология и авиакосмическая медицина. - 1990. - № 4. - С. 44-48.

3. Зуев, С.Н. Педагогические и психофизиологические основы отбора в специальные учебные заведения (на примере таможенной службы) : дис. ... д-ра пед. наук / Зуев С.Н. - Москва, 1998. - 297 с.

4. Зуев, С.Н. Квалиметрия педагогических технологий в области физической культуры : монография / С.Н. Зуев, И.С. Сырвачева, В.А. Сырвачев. - М. : Изд-во Российской таможенной академии, 2014. - 128 с.

5. Трифонова, Н.Н. Спортивная метрология : учебное пособие / Н.Н. Трифонова, И.В. Ерко-майшвили ; науч. ред. Г. И. Семенова. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 112 с.

REFERENCES

1. Doroshev, V.G. and Vonarshenko, A.P. (1989), "Use of adaptation reactions in the substantiation of standards of professional work", The Second All-Union. symposium on the physiological standardization of labor: the proceedings of the Symposium, Donetsk, pp. 62.

2. Doroshev, V.G. and Suvorov, P.M. (1990), "Types of hemodynamics in flight crew, their clinical and expert value", Cosmic biology and aerospace medicine, No. 4, pp. 44-48.

3. Zuev, S.N. (1998), Pedagogical and psycho-physiological bases of selection in special educational institutions (on an example of customs service), dissertation, Moscow.

4. Zuev, S.N., Syrvacheva, I.S. and Syrvachev, V.A. (2014), Qualification of pedagogical technologies in the field of physical culture: monograph, publishing house of the Russian Customs Academy, Moscow.

5. Trifonova, N.N. and Yerkomashvili, I.V. (2016), Sports metrology: tutorial, publishing house Ural University, Ekaterinburg.

Контактная информация: galkin_w@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2018

УДК 796.034.2

ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЖЕНЩИН НА КРОССФИТ

ТРЕНИРОВКАХ

Табарик Ибрагимовна Зулаева, доцент, Алик Хожахматович Мамадиев, кандидат экономических наук, доцент, Хадишат Абдурахмановна Висаитова, старший преподаватель, Грозненский государственный нефтяной технический университет (ГГНТУ), г. Грозный

Аннотация

Статья посвящена исследованию оптимизации физических качеств у женщин, занимавшихся кроссфитом, в фитнес клубе «Дива фитнес» г. Грозного. В этой статье мы опираемся на данные испытуемых, с тренировочным опытом в кроссфите на момент исследований менее 6 месяцев. Средние значения экспериментальной группы (возраст 32 года, масса тела 52,6 кг, рост 168,3 см). Выявлены изменения показателей физических качеств, на основе данных трех тестовых комплексов упражнений. Авторами продемонстрирована перспективность внедрения кроссфит методик в фитнес тренировки.

Ключевые слова: физические качества, фитнес, тренировка женщин, фитнес технологии, кроссфит, сила, выносливость, скорость, координация, гимнастика, тяжелая атлетика, кардио.

OPTIMIZATION OF WOMEN'S PHYSICAL QUALITIES DURING CROSSFIT

TRAININGS

Tabarik Ibragimovna Zulaeva, the senior lecturer, Alik Kozhahmetovich Mamadiev, the candidate of economic sciences, senior lecturer, Khadizhat Abdurahmanovna Visaitova, the senior teacher, Grozny State Oil Technical University, Grozny

Annotation

The article is devoted to the research of the optimization of women's physical qualities for those who are engaged in CrossFit trainings at Grozny Fitness Club "DIVA FITNESS". This article is based on

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.