Научная статья на тему 'Интегральные компоненты профессиональной психофизической готовности'

Интегральные компоненты профессиональной психофизической готовности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ОБСЛЕДУЕМОГО / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зуев Сергей Николаевич, Рахматов Ахмеджан Ибрагимович, Галкин Вячеслав Александрович

В работе проанализированы качественные и количественные изменения переходных реакций различных систем организма как процесс адаптации человека к повседневным факторам учебы и труда. Эти реакции рассматриваться с учетом, лежащих в их основе механизмов, информативности и доступности использования в практике, что позволяет с высокой степенью достоверности определить интегральные компоненты профессиональной психофизической готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зуев Сергей Николаевич, Рахматов Ахмеджан Ибрагимович, Галкин Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated components of professional psychophysical readiness

The article analyzes the qualitative and quantitative changes in the transient responses of various body systems as a process of human adaptation to the everyday factors of study and work. These reactions are considered taking into account the underlying mechanisms, information and availability of use in practice, which allows determining with a high degree of reliability the integral components of the professional psychophysical readiness.

Текст научной работы на тему «Интегральные компоненты профессиональной психофизической готовности»

УДК 796.011

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ

Сергей Николаевич Зуев, доктор педагогических наук, профессор, Российская таможенная академия, Москва; Ахмеджан Ибрагимович Рахматов, кандидат педагогических наук, профессор, мастер спорта СССР, заслуженный работник физической культуры РФ, заведующий кафедрой физической культуры, Вячеслав Александрович Галкин, старший преподаватель, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва

Аннотация

В работе проанализированы качественные и количественные изменения переходных реакций различных систем организма как процесс адаптации человека к повседневным факторам учебы и труда. Эти реакции рассматриваться с учетом, лежащих в их основе механизмов, информативности и доступности использования в практике, что позволяет с высокой степенью достоверности определить интегральные компоненты профессиональной психофизической готовности.

Ключевые слова: функциональная устойчивость организма, физическая подготовленность, физиологический статус обследуемого, профессионально значимые психические и психофизиологические качества.

INTEGRATED COMPONENTS OF PROFESSIONAL PSYCHOPHYSICAL

READINESS

Sergey Nikolaevich Zuev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian Customs Academy, Moscow; Akhmedzhan Ibragimovich Rakhmatov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Master of Sports of the USSR, honored worker ofphysical culture of the Russian Federation, physical education department chairman, Vyacheslav Aleksandrovich Galkin, the senior teacher, Russian University Transport, Moscow

Annotation

The article analyzes the qualitative and quantitative changes in the transient responses of various body systems as a process of human adaptation to the everyday factors of study and work. These reactions are considered taking into account the underlying mechanisms, information and availability of use in practice, which allows determining with a high degree of reliability the integral components of the professional psychophysical readiness.

Keywords: functional stability of organism, physical readiness, physiological status of the subject, professionally significant mental and psychophysiological qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Общей закономерностью процесса адаптации человека к повседневным, факторам труда являются качественные и количественные изменения переходных реакций различных систем организма. Эти реакции должны рассматриваться как с учетом, лежащих в их основе механизмов (быть строго детерминированы), так и с точки зрения информативности и доступности использования в практике.

МЕТОДИКА

В исследовании были задействованы студенты Российской таможенной академии и Московского государственного университета путей сообщения. В этой связи мы в течение четырех лет проводили исследования в Российской таможенной академии и Московском государственном университете путей сообщения, институте транспортной техники и систем управления и установили настоятельную необходимость разработки таких методических приемов, которые могли бы обеспечить своевременное выявление начальных признаков нарушения регуляторных механизмов гомеостаза. Было обследовано около 1000 студентов. Стандартные условия обследования и тестирования, относительная

социальная однородность групп, позволяют рассматривать эти микропопуляции как однородные, по которым в дальнейшем считалось допустимым проводить межгрупповые сопоставления.

Материалы специальных исследований были подвергнуты вариационно-статистической обработке с применением параметрических и непараметрических методов анализа в зависимости от задач конкретных исследований. Использование таких методик повысило диагностическую ценность результатов проведенных исследований, их воспроизводимость, что способствовало решению поставленных задач.

В конечном итоге, по мнению экспертов и результатам факторного анализа были выделены 4 класса состояний:

1. физиологический статус обследуемого,

2. функциональная устойчивость организма,

3. физическая подготовленность,

4. профессионально значимые психические и психофизиологические качества.

Совокупность характеристик, объединяющих статус сердечно-сосудистой системы, биохимический статус и росто-весовые характеристики можно формально рассматривать как первый интегральный компонент профессиональной психофизической готовности - физиологический статус обследуемого.

Считается общепризнанным, что применение функциональных проб (ФП) позволяет выявить скрытую функциональную недостаточность организма, определить ее степень, а также оценить состояние регуляторных механизмов, приспособительных и компенсаторных реакций на специфическую нагрузку.

При выборе ФП мы исходили из положения, что нагрузочные тесты должны быть приближены к специфике профессии, то есть к действующим на организм проффакто-рам, к уровню физической активности данного контингента, строго дозированы и по возможности, индивидуализированы.

Уровень переносимости ФП может рассматриваться как второй компонент профессиональной психофизической готовности - функциональная устойчивость организма.

Уровень физической подготовленности или физических качеств ее составляющих, имеет прямую связь с профессиональной работоспособностью, способностью к интенсивной умственной работе, функционированию различных органов и систем организма [1, 2]. При этом различные виды профессиональной деятельности требуют от исполнителей своих уровней развития физических качеств. В этой связи необходимо дать оценку как уровню физической подготовленности в целом, так и уровню развития каждого физического качества в отдельности. Это и будет третий компонент профессиональной психофизической готовности - физическая подготовленность.

Оценка функционального состояния человека интеллектуального труда включает в себя в первую очередь, уровень психического развития с присущей ему совокупностью профессионально важных качеств (ПВК). Под ними понимаются определенные физические качества, некоторые психические возможности, а также определенные психофизиологические резервы, соответствующие требованиям конкретной профессиональной деятельности, способствующие успешному овладению профессией [3, 4].

Уровень интеллектуальных и психофизиологических характеристик личности в своей совокупности может рассматриваться как четвертый компонент профессиональной психофизической готовности - профессионально значимые психические и психофизиологические качества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные психофизические показатели отражают состояние адаптационно-гомеостатических свойств организма, а их совокупность характеризует определенные ас-

пекты жизнедеятельности специалиста.

Таким образом, совокупность физиологического статуса, физической подготовленности, функциональной устойчивости и профессионально значимых психофизиологических качеств составляют базисную основу для оценки психофизического состояния личности, позволяющую формализовать структурно-функциональные компоненты профессиональной психофизической готовности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Раевский, Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов : учеб. пособие / Р.Т. Раевский. - М. : Высш. шк., 1985. - 136 с..

2. Кабачков, В.А. Физическое воспитание с профессиональной направленностью : метод. указания / В.А. Кабачков, С.Н. Зуев, В.П. Жидких. - М. : Тип. МИСИ им. В.В. Куйбышева, 1990. -37 с.

3. Пономаренко, В.А. Формирование и развитие профессионально важных качеств у курсантов в процессе обучения в ВВАУЛ / В.А. Пономаренко, А.А. Ворона. - М. : Воениздат, 1992. -184 с.

4. Зуев, С.Н. Педагогические и психофизиологические основы отбора в специальные учебные заведения (на примере таможенной службы) : дис. ... д-ра пед. наук / Зуев Сергей Николаевич. - М., 1999. - 295 с.

REFERENCES

1. Raevskiy, R.T. (1985), Professionally applied physical training of students of technical universities: Proc. Allowance. Higher education. Sc. Moscow.

2. Kabachkov, V.A., Zuev, S.N. and Zhidkikh, V.P. (1990), Physical education with a professional orientation: Method. Instructions, publishing house Type. MISI them. V.V. Kuibyshev, Moscow.

3. Ponomarenko, V.A. and Vorona, A.A. (1992), Formation and development of professionally important qualities among cadets in the process of training in the VAVUL, Military Publishing, Moscow.

4. Zuev, S.N. (1999), Pedagogical and psycho-physiological bases of selection in special educational institutions (on an example of customs service), dissertation, Moscow.

Контактная информация: galkin_w@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.07.2017

УДК 796.011

УРОВНИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ

Сергей Николаевич Зуев, доктор педагогических наук, профессор, Российская таможенная академия, Москва; Ахмеджан Ибрагимович Рахматов, кандидат педагогических наук, профессор, мастер спорта СССР, заслуженный работник физической культуры РФ, заведующий кафедрой физической культуры, Вячеслав Александрович Галкин, старший преподаватель, Российский университет транспорта (МИИТ), Москва

Аннотация

В работе представлен анализ комплекса психофизиологических показателей, соотнесенных к определенному классу, что позволило характеризовать их как переходные процессы функциональных систем или адаптационные реакции на повседневные факторы быта и учебного процесса в целом, выделены 4 класса состояний: готов, практически готов, ослаблен, предболезненное состояние.

Ключевые слова: психофизиологические показатели, функциональное состояние, активация, гомеостаз, профессиональная психофизическая готовность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.