Научная статья на тему 'Анализ психофизической готовности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии'

Анализ психофизической готовности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
291
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сизова Надежда Николаевна

В работе раскрывается актуальность проблемы психофизической готовности будущего кадрового потенциала таможенной службы Российской Федерации. Авторами анализируются результаты исследования психофизической готовности студентов 4 курса Владивостокского филиала Российской таможенной академии. Обоснована необходимость поиска новых путей в подготовке студенток вуза, с акцентом на формирование профессионально важных психофизических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сизова Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of psychophysical preparedness of the students from Vladivostok branch of Russian customs academy

The relevance of the problems of psychophysical preparedness of the future staff potential of the Russian Federation customs service is disclosed in the article. Author analyzes the researching results of the psychophysical readiness of the 4 th courses students from Vladivostok branch of the Russian Customs Academy. The article justified the need to find new ways to prepare the students of the academy with focus on organization of the professionally important psychophysical qualities.

Текст научной работы на тему «Анализ психофизической готовности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии»

средних-специальных учебных заведений проведения однодневных туристских походов должно помочь студентам без особых сложностей выполнить соответствующий норматив комплекса ГТО в разделе туризм, и лучше подготовится к сдаче остальных нормативов данного комплекса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безносиков, Е.Я. Туризм и спортивное ориентирование / Е.Я. Безносиков, В.Г. Булатов, В.И. Ганопольский. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 163 с.

2. Васильев, И.В. В помощь организаторам и инструкторам туризма / И.В. Васильев. - М. : Профиздат, 1973. - 134 с.

3. Вяткин, Л.А. Туризм и спортивное ориентирование / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук, Д.Н. Немытов. - М. : Академия, 2001. - 208 с.

4. Полчиковский, В.Ю. Организация проведение туристских походов / В.Ю. Полчиков-ский. - М. : Профиздат, 1987. - 224 с.

REFERENCES

1. Beznosikov, Е.У., Bulatov, V.G. and Ganopolskiy, V.I. (1984), Tourism and orienteering, Physical Culture and sport, Moscow.

2. Vasilyev, I.V. (1973), Notes for the organizers and instructors of tourism, publishing house "Profizdat", Moscow.

3. Viatkin, L.A., Sidorchuk, E.V. and Nemytov D.N. (2001), Tourism and orienteering, Academy, Moscow.

4. Polchikovskiy, V.Y. (1987), Organization of tourism, publishing house "Profizdat", Moscow.

Контактная информация: sidspb@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.01.2015.

УДК 796.011

АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ

ВЛАДИВОСТОКСКОГО ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ

АКАДЕМИИ

Надежда Николаевна Сизова, старший преподаватель, Владивостокский филиал Российской таможенной академии (ВФ РТА)

Аннотация

В работе раскрывается актуальность проблемы психофизической готовности будущего кадрового потенциала таможенной службы Российской Федерации. Авторами анализируются результаты исследования психофизической готовности студентов 4 курса Владивостокского филиала Российской таможенной академии. Обоснована необходимость поиска новых путей в подготовке студенток вуза, с акцентом на формирование профессионально важных психофизических качеств.

Ключевые слова: здоровье, физическая подготовленность, работоспособность, таможенные органы, студенты, профессиональная деятельность.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.01.119.p151-156

ANALYSIS OF PSYCHOPHYSICAL PREPAREDNESS OF THE STUDENTS FROM VLADIVOSTOK BRANCH OF RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY

Nadezhda Nikolaevna Sizova, the senior teacher, Vladivostok branch of the Russian Customs Academy

Annotation

The relevance of the problems of psychophysical preparedness of the future staff potential of the Russian Federation customs service is disclosed in the article. Author analyzes the researching results of

the psychophysical readiness of the 4th courses students from Vladivostok branch of the Russian Customs Academy. The article justified the need to find new ways to prepare the students of the academy with focus on organization of the professionally important psychophysical qualities.

Keywords: health, physical preparedness, students, efficiency, customs authorities, professional

activity.

ВВЕДЕНИЕ

Таможенные органы РФ, причисленные к органам исполнительной власти, непосредственно реализуют деятельность в области таможенного дела, основной целью которого, является обеспечение экономической безопасности России. Особенности условий для реализации таможенной деятельности предъявляют высокие квалификационные требования к гражданам, поступающим на государственную службу. На сегодняшний день, целый ряд исследователей отмечает существенный дисбаланс между требованиями, предъявляемыми к претендентам на рабочие места со стороны нанимателей, и качеством подготовки молодых специалистов. Одной из главнейших задач высшей школы, готовящей кадры для государственной службы, является воспитание конкурентоспособной молодежи имеющий достаточный уровень профессиональной готовности к выполнению поставленных перед ними задач.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Целью нашего исследования являлась оценка психофизической готовности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии к будущей профессиональной деятельности.

В словаре С.И. Ожегова существительное «готовность» трактуется как «состояние, при котором всё сделано, всё готово для чего-нибудь...».

Физическая подготовка студентов, слушателей и курсантов в высших учебных заведениях, готовящих кадры для работы в силовых ведомствах, должна формировать определённые прикладные навыки, психофизические качества и психические свойства личности, способствующие достижению объективной готовности специалиста к успешной профессиональной деятельности [1].

Анализ психофизического статуса студентов осуществлялся с учетом последовательной оценки определенных категорий отражающих функциональное состояние студентов. Анализу подверглись результаты тестирования 103 студентов 4 курса.

Здоровье оказывает существенное воздействие на качество кадрового потенциала, эффективность труда и, следовательно, на экономическое развитие человечества. Оно является непременным условием активной жизнедеятельности каждого человека. Отклонения в данной сфере способствуют снижению профессиональной работоспособности [3,4]. Экспресс-оценка уровня здоровья выявила значительное отставание девушек академии от юношей по всем исследуемым показателям (табл. 1).

Таблица 1

Данные состояния физического здоровья студентов-выпускников_

Показатели теста Девушки (n=62) Юноши (n=41)

M±m Балл M±m Балл

1 Индекс массы тела (вес, г/рост, см) 22,46±0,22 0 22,25±0,17 0

2 Жизненный индекс (ЖЕЛ, мл/вес, кг) 44,22±0,61 1 61,25±0,96 4

3 Индекс Робинсона (ЧССхАДсист/100) 90,31±1,09 2 73,95±1,47 4

4 Проба с приседаниями 102,24±1,96 3 84,37±2,01 5

5 Силовой индекс (динамометрия кисти / вес, кгх100 усл.ед.) 45,03±0,65 1 75,95±0,94 3

Уровень физического развития 7 16

Полученные данные позволяют констатировать, что уровень здоровья девушек можно классифицировать как «средний». Уровень физического здоровья юношей, в отличие от девушек, находится на безопасном уровне и соответствует по системе класси-

фикации оценок - высокому уровню. Наихудшие показатели у девушек зафиксированы в показателях характеризующих жизненный индекс (44,22±0,61) и силовой индекс кисти (45,03±0,65). Низкие величины у девушек в данных показателям могут свидетельствовать об избыточной массе тела, недостаточной жизненной емкости легких и недостаточном развитии мышечной силы. Данные факты могут свидетельствовать о недостатке физической нагрузки, наличии гиподинамии или указывать на существование заболеваний.

Оценка основных показателей уровня физического здоровья выявила солидное несоответствие полученных результатов у девушек с существующими нормами по показателям физического здоровья.

Следующими, на наш взгляд, немаловажными показателями являются данные дающие представление о функционировании сердечно-сосудистой системы. Полученные данные ЧСС относительного покоя у студентов филиала показывают, что у девушек средняя ЧСС составляет 78,95 уд/мин и по классификации Н.М. Амосова (1985) соответствует посредственным способностям функционирования сердечно-сосудистой системы. У юношей зафиксирована средняя ЧСС 64,88 уд/мин и указывает на хороший уровень работы сердечной мышцы (табл. 2).

Таблица 2

Данные состояния сердечно-сосудистой системы студентов-выпускников

Показатели теста Девушки (п=62) Юноши (п=41)

М±т М±т

1 ЧСС 78,95±0,63 64,88±0,61

2 АД сист 115,31±0,65 111,32±0,22

3 АД диаст 76,52±1,28 75,36±0,51

4 Пульсовое давление 38,76±1,09 35,95±0,85

Жизнедеятельность и общая работоспособность человека напрямую зависит от возможностей дыхательной системы. В связи с этим в исследовании психофизической готовности выпускников нами были рассмотрены показатели характеризующие резервные возможности системы дыхания (проба Штанге, проба Генчи, PWC170).

Сопоставление полученных данных с ориентировочными показателями пробы Штанге и пробы Генчи дает основание сделать вывод, что степень функционирования системы кислородообеспечения у девушек находится на удовлетворительном уровне деятельности, в то время как у юношей уровень работы дыхательной системы соответствует хорошей степени развития (рис. 1).

100 80 60 40 20 0

проба Штанге

проба Генчи

74,2

80,6

51,3

46 ,3

24,2 17,8

0 1,6 2,4 0 0 0

68,3

37,7

девушки

девушки

□ отлично □ хорошо Шудовл Ннеудовл

Рис. 1. Показатели пробы Штанге и пробы Генчи у студентов (%)

Подвергнув анализу, показатели теста PWCl70 мы обнаружили, что, согласно оценке физической работоспособности по И. Астранду, общий уровень физической работоспособности девушек-студентов находится на средней ступени развития (рис. 2). Профессиональная деятельность предъявляет высокие требования к физической подготовленности будущих специалистов.

0

0

9,7

41,5 48,8

41,9 58,1

0 20 40 60 80 100 1

□ оч. высокий □ высокий Передний

Рис. 2. Оценка физической работоспособности студентов по относительной величине

МПК (%)

Тестирование физической подготовленности студентов старшего курса показало недостаточный уровень физической подготовленности девушек. При сравнении полученных данных с оценочными таблицами рабочей учебной программы по дисциплине «Физическая культура» по специальности: 036401 «Таможенное дело», квалификация выпускника: специалист, Российской таможенной академии, мы обнаружили средний уровень физической подготовленности девушек и хороший уровень - у юношей (рис. 3).

Как видно из данных, приведенных на рисунке 3, полученные значения физической подготовленности девушек в большей степени не соответствуют нормативным требованиям учебной программы по дисциплине «Физическая культура», чем у юношей.

Челночный бег 3х10м

Стоя, наклон вперёд

Подтягивание на

Бег 2000/3000м

*92

перекладине/Поднима- 92 102,8 Прыжок в длину с места ние туловища

™ ™ "девушки • • • • юноши

Рис. 3. Оценка физической подготовленности студентов старшего курса, (%)

Экспресс-диагностику отдельных профессионально важных психических качеств будущих работников таможенных органов мы проводили при помощи таких распространенных методик, как: «таблица Шульте», тест Пьерона-Рузера и тест на оперативную память. Методом экспертной оценки мы выявили у студентов старшего курса уровень сформированности навыков самообороны и рукопашного боя.

Анализ вышеизложенных профессионально важных качеств выявил у девушек слабый уровень сформированности навыков самообороны (табл. 3).

Таблица 3

Оценка профессионально важных качеств у студентов академии_

Показатели теста Девушки Юноши

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М±т М±т

1 Бросок через бедро 3,00±0,10 4,60±0,07

2 Обезоруживание при угрозе пистолетом 2,95±0,11 4,61±0,03

3 Защита от удара ножом прямо 2,88±0,12 4,49±0,08

4 Таблица Шульте 129,06±3,59 89,88±4,96

5 Тест Пьерона-Рузера 81,98±0,95 95,32±1,22

6 Тест на оперативную память 26,63±0,29 29,05±0,47

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Обобщая полученные результаты о сформированное™ профессионально важных качеств у студентов можно сделать вывод о том, что девушки обладают посредственно развитыми ПВК, в то время, как у юношей степень развитости данных признаков соответствует хорошему уровню развитости.

На сегодняшний день, по данным отдела кадров Дальневосточного таможенного управления, в таможенных органах по дальневосточному региону из общего количества специалистов таможенного дела большую часть составляют женщины. В настоящее время количество обучающихся девушек также превалирует над юношами и составляет 63% от общего количества студентов. Совершенно очевидно, что в дальнейшем именно девушки будут составлять основную часть кадровых ресурсов таможенных органов, и от состояния их психофизической готовности к профессиональному труду во многом будет зависеть эффективность работы всех структур таможенных органов стоящих на страже экономической безопасности России.

Подытоживая итоги исследования психофизической готовности студентов старшего курса, была составлена матрица готовности девушек и юношей к будущей профессиональной деятельности, состоящая из параметров структуры психофизической готовности студентов таможенников (рис. 4).

Характеристика психофизической готовности студентов основывалась на средней арифметической величине от суммирования всех исследуемых признаков структуры, где каждый из признаков оценивался по пятибалльной шкале оценок. Средний балл у девушек составил 3,1 балла, у юношей - 4,3 балла.

1 - Индекс массы тела; 2 - Жизненный индекс; 3 - Индекс Робинсона; 4 - Проба с приседаниями; 5 -Силовой индекс; 6 - ЧСС; 7 -АД; 8 - ПД; 9 - Проба Штанге; 10 - Проба Генчи; 11 - МПК; 12 - Челночный бег 3x10м; 13 - Бег 2000/3000м; 14 - Прыжок в длину с места; 15 - Поднимание туловища /подтягивание на перекладине; 16 - Стоя, наклон вперёд; 17 - Бросок через бедро; 18 - Обезоруживание при угрозе пистолетом; 19 - Защита от удара ножом прямо; 20 - Таблица Шульте; 21 - Тест Пьерона-Рузера; 22 - Тест на оперативную память

Рис. 4. Структура психофизической готовности студентов старшего курса, (баллы)

Исходя из системы оценки профессиональной психофизической готовности по Н.С. Зуеву (2001), можно констатировать, что девушки академии на данный момент имеют степень психофизической готовности - «условно готов», юноши - «практически готов». Образовательная деятельность филиала направлена не только на приобретение знаний, формирование умений, навыков и профессиональных компетенций, но и на качественную подготовку выпускников способных эффективно действовать при решении профессиональных задач. Во многом, от того, как хорошо высшее учебное заведение сможет подготовить студента, с точки зрения психофизической готовности к труду, зависит его последующее успешное профессиональное становление.

ВЫВОДЫ

Как показало наше исследование психофизической готовности студентов, существующая на сегодняшний день обстановка с подготовкой девушек к работе в таможенных структурах, не в полной мере отвечает требованиям, необходимым для успешного и профессионального выполнения своих должностных обязанностей. Степень психофизической готовности девушек - «условно готов» свидетельствует о слабо развитых профессионально важных качествах. В процессе профессиональной деятельности компенсируя их недостаток, молодые специалисты будут перегружать другие функциональные системы организма, что приведет к снижению работоспособности, утрате здоровья, возникновению патологических заболеваний и как следствие сокращению профессиональной деятельности. Сложившаяся тенденция требует немедленного пересмотра организации учебно-тренировочного процесса в вузе по дисциплине «Физическая культура», возникает необходимость отбора и поиска новых методик подготовки девушек в вузе, для работы в различных таможенных структурах, с акцентом на формирование профессионально важных психофизических качеств с учетом характера и особенностей труда специалистов таможенников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зуев, С.Н. Физическая подготовка (профессионально-прикладная физическая подготовка) : учебное пособие / С.Н. Зуев ; Рос. таможенная академия. - М. : [б.и.], 2001. - 92 с.

2. Сизова, Н.Н. Изучение показателей здоровья и физической подготовленности студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии / Н.Н. Сизова, Ю.Д. Исмагилова, Т.Н. Тиосова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - № 11 (30). - Часть 4. - С. 39-42.

3. Шабунова, А. А. Здоровье населения в России: состояние и динамика : монография / А.А. Шабунова. - Вологда : Изд-во Ин-та соц.-эконом. развития территорий РАН, 2010. - 408 с. -ISBN 978-5-93299-161-9.

REFERENCES

1. Zuev, S.N. (2001), Physical training (professional-applied physical training), publishing house "RIO RCA", Moscow.

2. Sizova, N.N., Ismagilova, J.D. and Tiosova, T.N. (2014), "The studying indicators of health and physical preparedness students from Vladivostok branch of Russian customs academy", International Researching Journal, No. 11 (30), Part 4, pp. 39-42.

3. Shabunova, A.A. (2010), Health of the population in Russia: state and dynamics, publishing house "ISEDT RAS", Vologda.

Контактная информация: nadya_sambo@bk.ru

Статья поступила в редакцию 12.01.2015.

УДК 796.856.2

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ТХЭКВОНДИСТОВ В СЕНСИТИВНОМ ПЕРИОДЕ

Александр Михайлович Симаков, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой бокса, Екатерина Александровна Симакова, студентка, Владимир Владимирович Кузьмин, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Роман Викторович

Плотников, тренер-преподаватель, СДЮШОР № 3 Калининского района,

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы развития специальных физических качеств, необходимых в тхэквондо. Важнейшей задачей в процессе подготовки тхэквондиста является обеспечение опти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.