проблематику и способствовать как созданию базы необходимых систематических знаний по изучаемому предмету, так и воспитанию нравственных качеств иностранных военнослужащих, которые можно условно разделить на личностные (по отношению к обществу и государству) и профессиональные (по отношению к военной службе) [3].
ЛИТЕРАТУРА
1. Вишнякова, Т.А. Основы методики преподавания русского языка студентам - не филологам / Т.А. Вишнякова. - М. : Русский язык, 1982. - 124 с.
2. Воспитание молодежи в эпоху социальных перемен: проблемы, исследования, перспективы : сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф., 24-25 октября 2001 г. / редкол.: В.М. Каменев [и др.]. - Владивосток, 2001. - 85 с.
3. Казак, Л.П. Воспитательная работа в процессе обучения курсантов иностранному языку / Л.П. Казак ; Ленингр. гос. ун-т. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1981. - 57 с.
4. Кулибин, Н.В. Зачем, что и как читать на уроке. Художественный текст при изучении русского языка как иностранного / Н.В. Кулибин. - СПб. : Златоуст, 2001. - 263 с.
5. Пассов, Е.И. Концепция коммуникативного иноязычного образования / Е.И. Пассов, Л.В. Кибирева, Э. Колларова. - СПб. : Златоуст, 2007. - 198 с.
REFERENCES
1. Vishnyakova, T.A. (1982), Bases of a technique of teaching Russian to students - not philologists, Russian language, Moscow.
2. Ed. Kamenev, V.M. (2001), Education of youth during an era of social changes: problems, researches, prospects, DVGU, Vladivostok.
3. Kazak, L.P. (1981), Educational work in the course of training of cadets in a foreign language, LSU, Leningrad.
4. Kulibin N.V. (2001), Why, as how to read at a lesson. The art text when studying Russian as foreign, Silver-tongued orator, St. Petersburg.
5. Passov, E.I., Kibireva, L.V. and Kollarova, E. (2007), Concept of communicative foreign-language education, Silver-tongued orator, St. Petersburg
Контактная информация: alex-klopov@mail.ru
Статья поступила в редакцию 12.12.2017
УДК 378
ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ФОРМА АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ
Ярослав Сергеевич Козиков, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск; Аркадий Андреевич Тихончук,
преподаватель, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Ольга Владимировна Мухаметова, кандидат биологических наук, доцент, Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск; Ольга Анатольевна Юсупова, кандидат педагогических наук, доцент, Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск; Михаил Геннадьевич Зверев, преподаватель, Сибирский институт международных отношений и регионоведения, Новосибирск
Аннотация
В статье рассмотрены сущность и психолого-педагогические основы поэтапного применения деловой игры на занятиях с курсантами вузов силовых структур для повышения успешности обучения контрактной системе закупок в сфере физической культуры и спорта.
Ключевые слова: деловая игра, высшее образование, эффективное обучение, алгоритм деятельности.
BUSINESS GAME AS A FORM OF ACTIVE TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS TO PROFESSIONAL ACTIVITIES WITHIN THE CONTRACT SYSTEM
Yaroslav Sergeevich Kozikov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian State University of Communication, Novosibirsk; Arcady Andreevich Tikhonchuk, the teacher, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Olga Vladimirovna Muhametova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Siberian State University of Communication, Novosibirsk; Olga Anatolyevna Yusupova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Siberian Law Institute of the MIA of Russia, Krasnoyarsk; Mikhail Gennadievich Zverev, the teacher, Siberian of International Relations and Regional Studies, Novosibirsk
Annotation
In the article, the essence and psychological and pedagogical bases of the stage-by-stage application of the business games during the classes with the cadets of higher educational institutions of power structures for increasing the success of training to the contractual system of purchases in the field of physical culture and sports are considered.
Keywords: business game, higher education, effective learning, algorithm of activity.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе система образования в Российской Федерации предусматривает переход от классического устройства передачи информации на занятии путем «надик-товывания» большого объема учебного материала обучающимся к более активным методам, предусматривающим самостоятельное активное действие обучаемого по усвоению материала. Отсюда трудности, возникающие у специалистов в реальной практической деятельности.
С учетом сказанного, в военных вузах должны использоваться активные технологии обучения, способствующие развитию мышления, способности эффективно действовать и принимать оптимальные решения за короткое время в условиях динамично изменяющихся условий среды. Игровые технологии в силу соответствующих им признаков, адекватно соответствуют особенностям такой деятельности.
Исходя из этого, а также руководствуясь начальными результатами педагогического констатирующего эксперимента, который показал, что вопрос компетентности в сфере закупок специалистов физической подготовки вузов силовых структур на сегодняшний день актуален, нами был сделан вывод, что наиболее эффективная форма проведения занятий по изучению контрактной системы закупок является деловая игра [4].
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В системе профессиональной подготовки военных кадров, более чем где-либо, важно найти способы перевода профессиональных мотивов в познавательные (особенно на начальном этапе обучения). А также познавательных мотивов в профессиональные (в ходе обучения), после завершения вводного этапа.
Еще одной отличительной чертой современного учебного процесса, являются сжатые во времени сроки обучения, в связи с увеличением количества изучаемых дисциплин, как этого требует Государственный образовательный стандарт третьего поколения. Следовательно, необходима интенсификация учебного процесса, уплотнение учебного материала, целенаправленного отбора, дидактически и технологически обоснованного доведения до обучающихся наиболее важных информационно-деятельностных тематических единиц [2].
Построение деловой игры требует глубочайшего разбора ее на составные элементы. С этой целью нами был разработан алгоритм действий преподавателя, а так же действующих лиц деловой игры для подготовки к занятию с применением данной формы активного обучения (Таблица 1).
Таблица 1 - Алгоритм действий специалиста ФП вуза силовых структур в области государственных закупок (в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
Номер этапа Наименование (содержание) этапа Последовательность деятельности исполнителя
I этап 1) Описание объекта закупки (техническое задание, специализация) а) Изучается табель положенности имущества кафедры (подразделения) ВУЗА; б) Обсуждение на кафедре (подразделения) ВУЗА с занесением решения в книгу протоколов заседания кафедры; в) Получение информации об объекте закупки из различных источников (обзор рынка)
2) Запрос на выделение лимитов бюджетных ассигнований Формирование и направление заявки в головное подразделение (по линии обеспечения и финансирования)
3) 01 декабря выделение лимитов на следующий год (возможно дополнительное финансирование) Подтверждение о выделении лимита на следующий год от финансового подразделения ВУЗА
II этап Формирование начальной максимальной цены контракта (Н(М)ЦК) в соответствии со ст. 22 44-ФЗ, с учетом требовании приказа Минэкономразвития от 02.10.2013 г. №567 Взаимодействие со сторонними организациями
III этап Подача предложений в план-график закупок а) Рапорт на начальника ВУЗА с указаниями способа определения поставщика; б) Передача рапорта в контрактную службу
IV этап Подготовка документов для определения поставщика: - конкурс и (или) аукцион в электронном форме (ст. 48-71 44-ФЗ); - запрос котировок (ст. 72-8244-ФЗ); - запрос предложений (ст.83 44-ФЗ); - закрытые способы (ст.84-92 44-ФЗ); - закупка у единственного поставщика (ст. 93 44-ФЗ). Проведение процедуры определения поставщика исходя из способа в соответствии с 44-ФЗ Взаимодействие и согласование документов: - финансовое подразделение вуза; - руководитель и секретарь контрактной службы ВУЗА; юрист ВУЗА. Доклад начальнику ВУЗА по результатам определения поставщика.
1
Результат
Поставщик определен
Поставщик не определен
Подписание государственного контракта
Взаимодействие и согласование документов с лицами, указанными на этапе IV и подписание сторонами Контракт (поставщиком (исполнителем) и начальником ВУЗА)
Объект закупки не изменен
Переход к этапу № III
На наш взгляд деловая игра для специалистов в области физической подготовки должна проводится в режиме диалогического общения и должна быть направлена на достижение двух целей - игровой и педагогической, которая, будучи приоритетной, не должна довлеть над первой [1]. Использование разработанного нами алгоритма деятельности при проектировании, а также при реализации деловой игры необходимо совмещать с пятью известными психолого-педагогическими принципами:
1. Принцип социализации обучающихся в коллективе. Данный принцип основан на выдвижении из группы обучающихся одного лидера, который берет на себя инициативу в выполнении элементов деловой игры;
2. Принцип проблемности содержания игры означает, что в игровые задания, которые необходимо решить курсантам, включаются элементы, содержащие разные типы противоречий, варианты решения в процессе игры приводит к разрешению проблемной ситуации.
3. Принцип взаимодействия в совместной деятельности, основанный на проектировании профессиональных функций специалистов физической подготовки и других специалистов через их ролевое взаимодействие. Игра предполагает общение, основанное на субъектных отношениях, при которых развиваются психологические процессы, присущие профессиональному мышлению специалистов.
4. Принцип ведения диалога и организации взаимодействия обучаемых в игре, как важное условие разрешения поставленной задачи. Участники игры задают друг другу вопросы. Рассуждения каждого обучаемого формирует их совместное движение к решению проблемной ситуации.
5. Принцип многогранности игровой учебной деятельности характеризует процесс развития реальных личностных характеристик обучаемого в «мнимых» игровых условиях. Суть его состоит в том, что профессиональная деятельность специалиста физической подготовки, реализуется в игровой форме, перед обучаемыми ставятся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном этапе использования в учебном процессе активных методов обучения, позволяет уже на начальном этапе обучения, формировать у учащихся способность продуктивно взаимодействовать в коллективе, стимулирует инициативность и ответственность. Кроме того, умения и навыки, полученные в результате применения деловой игры в процессе обучения, способствуют формированию высокопрофессиональной, компетентной личности и благоприятствуют развитию творческого мышления, что является неотъемлемой частью современного человека новой формации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А.А. Вербицкий. - М. : Высшая школа, 1991. - 207 с.
2. Вербицкий, А.А. Контекстное образование: проблемы и перспективы / А.А. Вербицкий // Педагогика. - 2014. - № 9. - С. 3-14.
3. Кадина, И.В. Игровые методы обучения в системе профессиональной подготовки специалистов агроинженерного профиля : монография / И.В. Кадина, Е.А. Комарова. - Волгоград : [б. и.], 2015. - 167 с.
4. О необходимости переподготовки специалистов физической подготовки вузов силовых структур к профессиональной деятельности в рамках контрактной системы / Я.С. Козиков, С.А. Чалых, А.А. Тихончук, В.В. Веляев // Ученые записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (149). - С. 108-111.
REFERENCES
1. Verbitsky, A.A. (1991), "Active learning in higher education: contextual approach", Higher school, Moscow.
2. Verbitsky, A.A. (2014), "Context education: problems and perspectives", Pedagogy, No. 9, pp. 3-14.
3. Kadina, I. V. and Komarova E.A. (2015), Game methods of training in the system of professional training specialists of the agricultural engineering profile, monograph, Volgograd.
4. Kozikov, J.S., Hcalyh, S.A., Tikhonchuk, A.A., Velyaev, V.V. (2017), "About need of retraining of experts in physical training of higher education institutions of law enforcement agencies to professional activity within contract system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 7 (149), pp. 108-111.
Контактная информация: vaiyvrn@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 22.12.2017
УДК 796.093.613
КРИТЕРИИ ОТБОРА ДЛЯ ЗАНЯТИЯ АЧЕРИ-БИАТЛОНОМ
Мария Александровна Корнеева, магистрант,
Константин Степанович Дунаев, доктор педагогических наук, профессор, Антонина Станиславовна Солнцева, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка
Аннотация
В статье авторами рассматриваются вопросы, касающиеся пригодности детей для занятия таким видом спорта, как ачери-биатлон, с перспективой для достижения высоких спортивно-технических результатов. Важно определить на ранней стадии занятия данным видом спорта с учетом приведенных в статье положительных и отрицательных признаков потенциально перспективных молодых спортсменов. Отбор необходимо проводить в два этапа, которые помогут избежать ошибок в определении перспективных спортсменов и напрасных действий, бесперспективной работы тренерского коллектива.
Ключевые слова: ачери-биатлон, спорт, отбор, этап, качества, бег на лыжах, стрельба.
SELECTION CRITERIA FOR ARCHERY-BIATHLON
Maria Aleksandrovna Korneeva, the master's student,
Konstantin Stepanovich Dunaev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Antonina Stanislavovna Solntseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow state Academy of physical culture, Malakhovka
Annotation
The article discusses the issues concerning the suitability of children to engage in such sport as archery-biathlon, with the prospect for achievement of high sports-technical results. It is important to identify at an early stage of the classes in such sport, with the account of the given in the article of positive and negative signs the potentially promising young athletes. The selection should be carried out in two stages, which will help to avoid mistakes in identifying the promising athletes and futile actions, futile work of the coaching team.
Keywords: archery-biathlon, sport, selection, stage, quality, skiing, shooting.
Ачери-биатлон - это циклический вид спорта, сочетающий лыжную гонку, кросс или бег на лыжероллерах со стрельбой из лука по падающим мишеням. Согласно Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта стрельба из лука, разработанному Министерством спорта Российской Федерации минимальный возраст для зачисления в группу для занятия ачери-биатлоном равняется 11 лет.
Цель данного исследования заключается в определении перспективных детей для занятий видом спорта ачери-биатлоном.
Задачи:
1. Определить количество этапов отбора для занятия ачери-биатлоном.
2. Выявить положительные и отрицательные признаки для перспективного занятия ачери-биатлоном.