Научная статья на тему 'Методические особенности подготовки ачери-биатлонистов в подготовительный период в условиях Уральского региона'

Методические особенности подготовки ачери-биатлонистов в подготовительный период в условиях Уральского региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЧЕРИ-БИАТЛОН / ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД / ОБЪЕМ ЦИКЛИЧЕСКИХ НАГРУЗОК / ИНТЕНСИВНОСТЬ / ARCHERY-BIATHLON / PREPARATORY PERIOD / AMOUNT OF CYCLIC LOADS / INTENSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкасов Иван Федорович, Ярушин Сергей Алексеевич, Азанов Антон Владимирович

Ачери-биатлон приобретает все большую популярность как развивающийся вид спорта в регионах России. Представляет собой комбинированное сочетание лыжных гонок и стрельбы из лука, поэтому одним из ключевых моментов успешного выступления ачери-биатлонистов в соревнованиях является эффективная многофункциональная подготовка спортсмена, которая позволит справиться организму с высокими физическими нагрузками. В статье описана методика специальной подготовки ачери-биатлонистов в подготовительный период, которая направлена на повышение тренированности спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черкасов Иван Федорович, Ярушин Сергей Алексеевич, Азанов Антон Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Archery biathlon is getting popular as a developing sport in Russia’s regions. It is a combination of skiing and archery, so a key point of successful performance of archery biathlonists in competitions is effective multi-functional training of athletes to provide organism capacity for meeting high physical loads. Methodology of special training of archery biathlonists during the preparation period focused on higher training level is described.

Текст научной работы на тему «Методические особенности подготовки ачери-биатлонистов в подготовительный период в условиях Уральского региона»

Заседателева Марина Геннадьевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Zasedateleva Marina Gennadevna,

Candidate of Sciences (Philology), Associate Professor, Department of German language and German language teaching methodology,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

УДК 796(07):796.93 ББК 75.15:75.719.5

И.Ф. Черкасов, С.А. Ярушин, А.В. Азанов

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ АЧЕРИ-БИАТЛОНИСТОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД В УСЛОВИЯХ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА

Ачери-биатлон приобретает все большую популярность как развивающийся вид спорта в регионах России. Представляет собой комбинированное сочетание лыжных гонок и стрельбы из лука, поэтому одним из ключевых моментов успешного выступления ачери-биатлонистов в соревнованиях является эффективная многофункциональная подготовка спортсмена, которая позволит справиться организму с высокими физическими нагрузками. В статье описана методика специальной подготовки ачери-биатлонистов в подготовительный период, которая направлена на повышение тренированности спортсменов.

Ключевые слова: ачери-биатлон, подготовительный период, объем циклических нагрузок, интенсивность.

I.F. Cherkasov, S.A. Yhrushin, A.V. Azanov

METHODOLOGICAL SPECIFICS OF TRAINING ARCHERY BIATHLINISTS DURING PREPARATORY PERIOD IN THE uRAL REGION

Archery biathlon is getting popular as a developing sport in Russia's regions. It is a combination of skiing and archery, so a key point of successful performance of archery biathlonists in competitions is effective multi-functional training of athletes to provide organism capacity for meeting high physical loads. Methodology of special training of archery biathlonists during the preparation period focused on higher training level is described.

Key words: archery-biathlon, preparatory period, amount of cyclic loads, intensity.

Ачери-биатлон в России начал развиваться с 1997 года. Родоначальником этого вида спорта считаются тренеры-новаторы по биатлону московских спортивных школ. В это же время началась подготовка ачери-биатлонистов и в регионах России. C 2001 года в Челябинской области на базе СДЮСШОР № 1 по лыж-

ным гонкам г. Златоуста открылось отделение по ачери-биатлону под руководством старшего тренера С.В. Мухина. За основу подготовки, как в подготовительный период, так и в соревновательный был взят план подготовки биатлонистов, но с учетом, специфики региона. Успехи выступления спортсменов Челябинской

области не заставили себя долго ждать. Так, в 2004 году в Словении на первенстве Европы среди юниоров Нуриахме-тов Руслан завоевал первую бронзовую медаль для области. Первым обладателем кубка мира по ачери-биатлону, который проводился в Японии в 2014 году, стал воспитанник Златоустовских школ Азанов Антон. Ряд спортсменов этой же школы в период с 2004 по 2016 годы становились Чемпионами страны и победителями этапов кубка мира. Результаты выступлений ачери-биатлонистов Челябинской области подтвердили правильность выбранной методики подготовки спортсменов к предстоящим соревнованиям. Успешное выступление Златоустовской школы позволило повысить интерес к занятиям ачери-биатлоном у новичков. Высокая конкурентность на всероссийских и международных соревнованиях предъявляло в подготовке ачери-биатлонистов высокие требования к уровню их физической подготовки.

Целью нашего исследования являлось выявление оптимального объема нагрузки с высокой интенсивностью по отношению к общему объему нагрузки в подготовительный период у ачери-биатлонистов.

Для решения задач нашего исследования были проведены педагогические наблюдения за группой ачери-биатлонистов старших разрядов. Исследования прово-

дились на базе МО УДОД СДЮСШОР города Златоуста с мая по ноябрь 2016 г. В исследовании принимали участие группы спортивного совершенствования в возрасте от 17 до 22 лет - все кандидаты в мастера спорта и мастера спорта в количестве 8 спортсменов.

Все наблюдаемые спортсмены активно использовали в учебно-тренировочном процессе на протяжении всего годичного цикла подготовки МСР "Polar S - Series 710". В тренировках без стрельбы с помощью МСР задавалась интенсивность передвижения в беге, при передвижении на лыжероллерах и лыжах. Тренировочный процесс ачери-биатлонистов в настоящее время требует научного подхода в планировании учебно-тренировочного процесса, особенно в подготовительный период, где закладывается «база» для корректировки уровня тренированности. Важнейшей задачей педагогического эксперимента являлось наблюдение за выполнением запланированной нагрузки, где математический анализ полученных данных приобретает характер научно-практического поиска, требуя научно-обоснованного подхода в планировании спортивной подготовки и ее реального выполнения [4, с. 28].

Примерная схема недельного цикла весенне-летнего этапа подготовительного периода представлена в табл. 1.

табл. 1. схема недельного цикла весенне-летнего этапа подготовительного периода

Дни микро- Задачи Средства и методы

цикла

1 2 3

1. Дневная Развитие общей выносливости; со- Равномерный или переменный кросс

тренировка вершенствование техники выполне- или бег. Стрельба по мишеням в спокой-

ния стрелковых упражнений. ном состоянии. Холостой тренаж.

Вечерняя Развитие специальной и общей вы- Равномерное передвижение на лыже-

тренировка носливости. Совершенствование роллерах

техники

2. Дневная Развитие общей выносливости. Со- Равномерный или переменный бег.

тренировка вершенствование ОФП. Стрелковые упражнения в спокойном

состоянии. ОРУ.

Вечерняя Развитие специальной силовой под- Бег, упражнения специальной силовой

тренировка готовленности. Совершенствование направленности круговым методом. Хо-

стрелковой подготовленности лостой тренаж

¡i g -

ь р го t

ю g

¿ £ ф го

^ £ го ^

S X

á к

со s

о со

I- о

2 ^

С И

I- о О S

0 О.

1 Ф I С '".■г

ю'5 о -О о i о -а

<и ф

st

СО

0

Ф О

1 о

I- о

Ф с

2 m

1 2 3

3. Дневная Развитие общей или специальной вы- Комплексная тренировка с равномер-

тренировка носливости в комплексе с совершен- ным передвижением в основных цикли-

ствованием стрелковых навыков. ческих средствах. Холостой тренаж.

Вечерняя Развитие ОФ подготовленности. Со- ОРУ круговым методом, спортивные

тренировка вершенствование техники стрельбы игры, стрельба по мишеням

4. Дневная Развитие общей выносливости. Равномерный бег, гребля, ОРУ.

тренировка

Вечерняя Развитие скоростно-силовых качеств. Круговой метод на быстроту и силу.

тренировка Совершенствование стрелковых на- Стрелковые упражнения в паузах между

выков сериями

5. Дневная Развитие общей и специальной вы- Переменное передвижение на лыжерол-

тренировка носливости. Совершенствование лерах или в кроссе. Скоростная стрель-

техники выполнения стрелковых ба с нагрузкой. Холостой тренаж.

упражнений. Передвижение на лыжероллерах в рав-

Вечерняя Развитие специальной выносливо- номерном темпе

тренировка сти. Совершенствование техники передвижения на лыжероллерах

6. Дневная Развитие общей или специальной вы- Кросс с имитацией лыжных ходов в

тренировка носливости подъемы.

Вечерняя Совершенствование ОФ подготов- Спортивные игры, круговой метод на

тренировка ленности силовую выносливость

7. Восстановление физической работоспособности Активный отдых. Восстановительные

мероприятия

Анализируя данные нашего экспериментального исследования, можно подвести итоги планирования физической нагрузки в подготовительный период у спортсменов, специализирующихся в ачери-биатлоне. Путем анализа личных дневников экспериментируемых можно отметить, что объем циклической нагрузки у всех ачери-биатлонистов примерно одинаковый и составляет от 2500 км до 3000 км. В зависимости от физической готовности в подготовительный период, спортсмену могут увеличить циклическую нагрузку до 150 км. Данные полученные в ходе эксперимента, учитывая дни отдыха в недельном микроцикле, показывают, что количество тренировочных дней составляет в среднем 160 и доходит до 290 тренировочных занятий. Кроме этого, дополнительно было проведено 2 контрольных тренировки и 7 соревнований разного ранга, начиная с соревнований в масштабах города и заканчивая областными [2, с. 66]. За весь подготовительный период, начиная с мая заканчивая ноябрем, общий объем циклической нагрузки экспери-

ментальной группы составил 2950 км, что по отношению к общему годовому объему составляет 56 %. Интенсивность планируемой нагрузки возрастала с приближением осенне-зимнего периода [1, с. 28]. С мая по июль тренировки с высокой интенсивностью составляли 12 % при общем объеме 740 км, с августа по сентябрь тренировки с высокой интенсивностью составляли до 16 % с общим объемом дп 1100 км. За осенне-зимний (октябрь-ноябрь) объем общей нагрузки составил 1150 км, тренировки с высокой интенсивность составили 10 %. За весь подготовительный период, который длился 7 месяцев, объем скоростной работы составил 40 % от общего объема циклической нагрузки и составил 360 км, общий объем выполненной нагрузки за весь подготовительный период составил 2965 км [3, с. 45].

С мая по август динамика нагрузки изменяется по восходящей, а в период с сентября по ноябрь объем общей физической нагрузки стабилизировался [5, с. 8].

Полученные данные спортивной подготовки ачери-биатлонистов разнят-

ся с теоретическими данными смежных циклических видов спорта, что может быть связано, либо со спецификой подготовительных упражнений стрельбы из лука, либо с неправильным построением тренировочного процесса в целом.

Данное соотношение объема нагрузки с высокой интенсивностью и общего объема нагрузки в подготовительный период позволяет ачери-биатлонистам более эффективно подготовиться к зимнему спортивному сезону.

Библиографический список

1. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учебник / И.С. Барчуков; под общ. ред. Г.В. Барчуковой. - М.: КНОРУС, 2011. - 368 с.

2. Белова, Е.Л. Взаимосвязь показателей ритма сердца и некоторых характеристик тренировочных и соревновательных нагрузок квалифицированных лыжников-гонщиков [Текст] / Е.Л. Белова, Н.В. Румянцева // Вестник спортивной науки. - 2009. - №4. - С. 29-33.

3. Зрыбнев, Н.А. Особенности дыхания биатлониста во время лыжной гонки и стрельбы [Текст] / Н.А. Зрыбнев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 3(121). - С. 39-42.

4. Корягина, Ю.В. Лыжные гонки и биатлон: актуальные проблемы функциональной и технической подготовки (аналитический обзор зарубежной литературы) [Текст] / Ю.В. Корягина, Н.С. За-гурский // Организационно-методические аспекты учебного и учебно-тренировочных процессов в условиях вуза: сб. науч. тр. - Омск: Изд-во СГУФКиС, 2016. - С. 120-123.

5. Раменская, Т.И. Специальная подготовка лыжника. Учеб. книга [Текст] / Т.И. Раменская. - М.: Спорт Академ Пресс, 2001. - 228 с.

Referencеs

1. Barchukov I.S. Theory and methodology of physical training and sports. M.: KNORUS, 2011. P.368. [in Russian].

2. Belova E.L. Interrelation between heart rhythm indices and some characteristics of training loads of skilled ski racers. Vestnik sovremennoi nauki. 2009. №4. P. 29-33. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Zrybnev N.A. Specifics of bithlonnist breathing during racing and shooting. Uchenyie zapiski univer-siteta imeniP.F. Lesgafta. 2015. № 3 (121). P. 39-42. [in Russian].

4. Koriagina Yu.V., Zagurskii N.S. Ski racing and biathlon: urgent problems of functional and technical preparation (analytical review of foreign literature). Organizatsionno-metodicheskie aspekty uchebnogo i uchebno-renirovochnykhprotsessov v usloviakh vuza. Omsk: Izd-vo SGUFKiS, 2016. P. 120-123. [in Russian].

5. Ramenskaia T.I. Special trainingofskier. M.: Sport Akadem Press. 2001. P. 228. [in Russian].

сведения об авторах: черкасов Нван Федорович,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]

Information about the authors: cherkasov ivan Fedorovich,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Head, Department of Physical Education, Higher School of Physical Culture and Sports, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

ярушин сергей Алексеевич,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта,

Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]

Yaruushin sergey Alekseevich,

Candidate of Sciences(Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Physical Education and Sports, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian. E-mail: [email protected]

Азанов Антон Владимирович,

аспирант кафедры теории и методики лыжного спорта, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Azanov Anton Vladimirovich,

Postgraduate student,

Department of Theory

and Methods of Skiing,

Ural State University of Physical Culture,

Chelyabinsk, Russian.

E-mail: [email protected]

ro

CO

о

X

го

о

CL <

Ш

(0 ca

0 ^

ro

H ro

1

m

d

ГО~ CO

о

X

Ф ^

о

I ±

УДК 615:378 ББК 53.5:74.480.215

Н.Н. Щелчкова, И.Л. Орехова, Д.В. Натарова, Е.А. Романова

ВЛИЯНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» НА ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена проблеме формирования медицинской культуры у студентов педагогического вуза. Приводятся результаты диагностического исследования уровня сформированности медицинской культуры как составляющей общечеловеческой культуры, демонстрирующие значение курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» в ее формировании. Выявлен комплекс организационно-методических условий, обеспечивающих эффективное формирование у будущих педагогов медицинской культуры.

Ключевые слова: культура, медицинская культура педагога, здоровье, здоровый образ жизни, эколого-валеологическое образование.

N.N. Shchelchkova, I.L., Orekhova, D. V. Natarova, Е.Л. Romanova

INFLUENCE OF THE TRAINING COURSE «BASIS OF MEDICAL KNOWLEDGE AND HEALTHY WAY OF LIFE» ON THE FORMATION OF STUDENTS

MEDICAL CULTURE

The problem of the formation of medical culture among students of a pedagogical university is discussed. The results of a diagnostic study of the level of the formation of medical culture as a component of the universal culture are given. The importance of the course «Basis of medical knowledge and healthy way of life» in its formation is demonstrated. The complex of organizational and methodological conditions that providing the effective formation of medical culture among future teachers has been revealed.

Key words: culture, medical culture of the teacher, health, healthy way of life, eco-valeological education.

Здоровье - один из важнейших ком- ни определяется уровнем социально-понентов человеческого благополучия экономического развития страны, реи счастья, одно из условий успешного гиона [4, с. 357-359]. Однако социально-социального и экономического разви- экономические и политические преоб-тия любого государства. При этом здо- разования, произошедшие в XX-XXI вв., ровье населения в значительной степе- глобализация мировых процессов и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.