Научная статья на тему 'Применение фреймового анализа в рамках технологии развития критического мышления для оптимизации самостоятельной работы студентов'

Применение фреймового анализа в рамках технологии развития критического мышления для оптимизации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО / КУРСОВАЯ РАБОТА / ФРЕЙМОВЫЙ АНАЛИЗ / CRITICAL THINKING / SELF-STUDY WORK / TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING THROUGH READING AND WRITING / TERM PAPER / FRAME ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппова Анастасия Анатольевна, Мишланова Светлана Леонидовна, Заседателева Марина Геннадьевна

В статье рассматривается опыт применения технологии критического мышления через чтение и письмо, дополненной фреймовым анализом при организации самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины «Актуальные проблемы лингводидактики [курсовая работа]». Фрейм понимается как один из способов репрезентации понятия, которое в свою очередь является ментальным представлением картины мира, зафиксированной в психике индивида. Фреймовый анализ может рассматриваться одним из способов развития критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппова Анастасия Анатольевна, Мишланова Светлана Леонидовна, Заседателева Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of use of the technology of critical thinking through reading and writing added with the frame analysis at the organization of independent work of students within discipline «Urgent problems of a linguo-didactics [term paper]» is considered. The frame is understood as one of ways of representation of a concept which in turn is mental representation of the picture of the world recorded in mentality of the individual. The frame analysis can be considered by one of ways of development of critical thinking.

Текст научной работы на тему «Применение фреймового анализа в рамках технологии развития критического мышления для оптимизации самостоятельной работы студентов»

3. Fedoseev V.M. Involving students in research as a form of integration of engineering with mathematical education. Integratsiya obrazovaniya, 2016. Vol. 20. № 1. P. 125-133. [in Russian].

4. Tsygankova A.S. Development of the theoretical foundations of the scientific research work of students in the national didactics of higher education (1970-80s). Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo univer-siteta, 2007. № 2. P. 163-172. [in Russian].

5. Chuprova L.V. Research work of students in the educational process of the university. Theory and practice of education in the modern world: materials of international. Sci. Conf. (St. Petersburg, February 2012). St. Petersburg: Renome, 2012. P. 380-383. [in Russian].

Сведения об авторе: Стихова Алла Михайловна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры техносферной безопасности на транспорте, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, Российская Федерация. КтаИ: stihova.am@mail.ru

Information about the authors: Stikhova Alia Mikhaylovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

Department of Technologic Safety on Transport, Admiral Ushakov Maritime State University, Novorossisk, Russia.Russia E-mail: stihova.am@mail.ru

УДК 378 ББК 74.480.267

А.А. Филиппова, С.Л. Мишланова, М.Г. Заседателева

ПРИМЕНЕНИЕ ФРЕЙМОВОГО АНАЛИЗА В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается опыт применения технологии критического мышления через чтение и письмо, дополненной фреймовым анализом при организации самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины «Актуальные проблемы лингводидактики [курсовая работа]». Фрейм понимается как один из способов репрезентации понятия, которое в свою очередь является ментальным представлением картины мира, зафиксированной в психике индивида. Фреймовый анализ может рассматриваться одним из способов развития критического мышления.

Ключевые слова: критическое мышление, самостоятельная работа, технология развития критического мышления через чтение и письмо, курсовая работа, фреймовый анализ.

А.А. Filippova, S.L. Mishlanova, M.G. Zasedateleva

APPLICATION OF THE FRAME ANALYSIS WITHIN

TECHNOLOGY OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT FOR OPTIMIZATION OF STUDENTS INDEPENDENT WORK

Experience of use of the technology of critical thinking through reading and writing added with the frame analysis at the organization of independent work of students within discipline «Urgent problems of a linguo-didactics [term paper]» is considered. The frame is understood as one of ways of representation of a concept which in turn is mental representation of the picture of the world recorded

in mentality of the individual. The frame analysis can be considered by one of ways of development of critical thinking.

Key words: critical thinking; self-study work; technology of development of critical thinking through reading and writing; term paper; frame analysis.

В современном обществе, в период роста инновационно-информационных технологий, процесс получения и переработки информации играет большую роль. Среди огромных информационных потоков, поступающих из различных источников, современному человеку необходимо выделить важную информацию, необходимую для решения его профессиональных и повседневных задач. Очевидно, что работа с множественными источниками информации в первую очередь связана с процессами мышления, поскольку процессы переработки информации требуют способности к анализу и синтезу. Большую роль в процессе обработки информации, в том числе в высшем образовании, играет критическое мышление.

В литературе по психологии представлено большое количество определений критического мышления. Среди дефиниций критического мышления есть определения, в которых критическое мышление связывается с когнитивной психологией [11; 13]. Согласно определению Д. Халперн критическое мышление - это «использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений» [13, с. 19]. Эффективность формирования критического мышления во многом зависит от установки, включающей в себя следующие моменты: готовность планировать свои действия, гибкость мышления, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознание, наблюдение за мыслительным процессом и поиск ком-

промиссных решений [13, с. 57]. По мнению автора, невозможно стать критически мыслящим человеком, не выработав у себя подобную установку.

Технологии развития критического мышления активно используются в дисциплинах как технического, так и гуманитарного профиля. Например, целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции, которая в свою очередь включает в себя языковую и речевую компетенции [2, с. 98]. Под речевой компетенцией понимается «владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе восприятия и порождения речи» [2, с. 251], поэтому обучение иностранным языкам направлено на развитие умений говорения, чтения, аудирования и письма. Поскольку в обучении иностранным языкам существенная роль отводится таким видам речевой деятельности, как чтение и письмо, то на занятиях по иностранному языку активно может применяться технология развития критического мышления через чтение и письмо. Исходя из сказанного, следует отметить, что преподавателям, обучающим иностранному языку, необходимо владеть технологией развития критического мышления. Педагоги отмечают, что при использовании технологии развития критического мышления повышается мотивация учащихся к активной деятельности на занятии, что в свою очередь способствует достижению целей обучения иностранному языку [1; 3; 8].

Для формирования критического мышления используются различные технологии, одной из которых является технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), которая была разработана зарубежными исследователями [9]. Вслед за авторами данную технологию стали активно

о

О Ф т

К Ш

S о

I- IS I Ш ф

со ет

го S £

¡ё 5ю

О (О ^ Q.

х Z'

ф >s I- о

S Ц

м

а!

го о

5 S

^ trr

ц го

X

го

J

^ S

о « со Щ о 2

и

О) ч ? К

11

Ф и

II

го

ш

ф

н га

Ч ф

о го со

С)

го" ей о с

с ^

с; ^

< <

развивать и внедрять в систему российского образования отечественные педагоги [4; 5]. Технологией РКМЧП называют базовую модель обучения (вызов — осмысление содержания - рефлексия) в совокупности с целым набором приёмов и методов. Данная модель отражает три стадии единого процесса продвижения учащегося и преподавателя от поставленных целей к результатам обучения по освоению той или иной темы. Первая фаза (фаза вызова) предполагает самостоятельную актуализацию имеющихся знаний и смыслов по данной теме, пробуждение познавательной активности в связи с изучаемой темой и самостоятельное определение изучающими направлений в изучении темы. Вторая фаза (фаза осмысления) заключается в организации активной работы с информацией, самостоятельном сопоставлении изученного материала с уже известными данными, мнениями. В качестве задач третьей, заключительной фазы (фазы рефлексии), рассматриваются следующие: самостоятельная систематизация нового материала и определение направлений для дальнейшего изучения темы [4, с. 6].

Необходимо отметить, что реализация каждой фазы предполагает использование различных приёмов. В рамках первой фазы, заключающейся в актуализации знаний по определённой теме и определении направлений, может быть использован такой приём, как «кластеры». Под приёмом «кластеры» («грозди») понимается выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». Вспоминая какую-либо информацию по определённой теме, распределяя её по категориям, учащиеся могут оформить её графически, в виде грозди. Кластеры могут охватывать большое количество информации, которая в них систематизируется до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков [6, с. 85]. Исходя из описания данного подхода, следует, что

«кластеры» обладают преимуществом при работе с большими объёмами информации, которую в свою очередь не всегда легко систематизировать и оформить на бумаге.

Во второй фазе, при которой происходит осмысление информации, могут быть использованы «бортовые журналы», двухчастные дневники. Приём «бортовой журнал» предполагает заполнение таблицы с колонками «Что мне известно по данной теме?» и «Что нового я узнал из текста?». Если первую колонку можно использовать в рамках первой стадии, то последняя колонка оформляется на этапе осмысления [4, с. 85]. Одним из действенных приёмов могут также рассматриваться двухчастные дневники, суть которых заключается в заполнении таблицы с колонками «цитата», «комментарии» [4, с. 86].

На третьей стадии, в рамках которой происходит систематизация материала, могут быть использованы такие приёмы, как эссе, «бортовой журнал», различные виды дневников, [4, с. 149]. Данная технология может быть применена не только на занятии, но и во внеаудиторной деятельности студентов.

В данной статье описывается попытка оптимизации самостоятельной работы студентов бакалавриата направления «Филология» в рамках дисциплины «Актуальные проблемы лингводидактики» [курсовая работа], на освоение которой предусматриваются только самостоятельные часы. В работе используется не просто ранее описанная технология, а её модификация, а именно, технология развития критического мышления, дополненная фреймовым анализом. Под фреймовым анализом понимается структурирование понятия и описание этой структуры понятия. А также фреймовый анализ может применяться в качестве «метода лингвистического описания вербальных структур» [7, с. 229]. Написание курсовой работы - это длительный и трудоёмкий процесс, в ходе которого студентам приходится ориентироваться в огром-

ном потоке информации по предоставленной им теме, поэтому должен быть разработан четкий план действий при написании научно-исследовательской работы. Итак, на примере нашей работы технология развития критического мышления через чтение и письмо может быть представлена следующим образом. В рамках первой фазы технологии РКМЧП при написании курсовой работы студентами было прочитано определённое количество литературы с целью получения общего представления об изучаемой теме. При этом был использован приём «кластеры», под которым понимается первичная обработка информации в виде распределения её на группы.

Во второй фазе студенты перерабатывали новую информацию, сравнивали с имеющейся и вырабатывали, таким образом, новую структуру знаний. При этом одним из использованных приёмов был «бортовой журнал». В первую колонку «Что мне известно по данной теме?» студенты записывали тезисы, известные им по изучаемой теме. Вторая колонка «Что нового я узнал из текста?» была заполнена новыми для студентов мыслями и изречениями различных исследователей. В рамках данной фазы полезным оказался такой приём, как «двухчастный дневник». Студенты заносили в таблицу цитаты исследователей и комментировали их со своей точки зрения, тем самым анализируя информацию по изучаемой теме и развивая рефлексивные умения. Новая информация, полученная при прочтении, а также занесённые в дневники цитаты, комментарии, способствовали в дальнейшем продуцированию текста курсовой работы.

Во второй фазе был использован также такой приём, как фреймовый анализ, предложенный нами как один из эффективных приёмов технологии РКМЧП. При этом следует уточнить, что применение фреймового анализа возможно только после построения самого фрейма. Структура фрейма схематически может быть похожа на структуру такого

приёма, как «кластеры», однако фрейм, являясь одним из базовых терминов когнитивной лингвистики, сам представляет собой структуру понятия. Фрейм понимается как когнитивная структура, в которой отражено знание о стереотипных ситуациях, вербализующееся посредством естественного языка [12]. Фрейм представляется совокупностью слотов различного уровня, среди которых слоты первого уровня понимаются как базовые слоты, а слоты второго уровня, конкретизирующие слоты первого порядка, как терминальные или конечные слоты.

Примером применения фреймового анализа в рамках технологии РКМЧП может рассматриваться работа над понятием «принцип» в методике обучения иностранным языкам. Принцип -это глубокое и разноплановое понятие, поэтому представляло особый интерес для исследования. Для того чтобы провести фреймовый анализ понятия «принцип», студентам было необходимо составить его фрейм. С этой целью учащиеся изучали литературу по методике обучения иностранным языкам и анализировали лексикографические источники. В ходе анализа было определено понятие «принцип» в методике обучения иностранным языкам. Затем учащиеся выписывали из методической литературы контексты с термином «принцип» и анализировали на основе компонентного анализа контекстуальные значения исследуемого термина. Было выявлено, что понятие «принцип» выражается рядом лексем: das Рпп-%1р, <1ег Grundsatz, die Махгте. Итак, студентами был составлен фрейм понятия «принцип», состоящий из двух уровней слотов, к первому из которых относятся слоты «дидактика» и «методика». Слоты второго порядка «активность», «систематичность и последовательность» соотносятся со слотом первого уровня «дидактика». Со слотом первого порядка «методика» сочетаются слоты второго уровня «учёт родного языка», «коммуникативность» (рис. 1).

о ¡£

о ф

т

к со

^ о

I- н

^ I

СО ф

со ст

Го 5,

£ 13

¡ё 5ю

О (О ^ О.

х ^ ф >2 I- О

* I а!

«¡з

го о

5 Е

^ /тт

с; го

X

го

^ 5

о "

со Щ

о ^

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О) ч

? к

11

ф £

II

С 2

(ü m <D

ц

<D H

CD

<=Z <D О (ü CO

После этого начинается процедура анализа фрейма «принципы». Данный анализ может выглядеть следующим образом. Слот «дидактика» репрезентирован корпусом контекстов, в которых термин «принцип» понимается с точки зрения дидактики, т.е. как дидактический принцип. Дидактические принципы -это «принципы обучения, опирающиеся на разрабатываемые в дидактике положения теории образования и обучения, используемые при любой дисциплине и не зависящие от предмета обучения» [2, с. 62]. В качестве примера дидактического принципа можно привести следующий контекст из немецкого методического дискурса: von Kemper und Klein mit ihrer Lernberatungskonzeption vorgelegten didaktischen Prinzipien, die aus dem Leitprinzip der Teilnehmerorientierung unter veränderten Anforderungen an die Weiterbildung abgeleitet sind, standen in den letzten Jahren immer wieder auf dem Prüfstein" [15, с. 29]. Термин das Prinzip в данном контексте образует словосочетание с прилагательным didaktisch (дидактический), следовательно, речь идёт о дидактических принципах.

Слот «методика» репрезентирован рядом контекстов, в которых принцип трактуется как методический. Методические принципы - это «принципы обучения, отражающие специфику преподавания иностранного языка» [2, с. 141]. Примером представления методическо-

го принципа может послужить следующий контекст: "Methoden als angewandte Lernprinzipien. Diese Auffassung versteht Methoden als Grundsätze methodischen Handelns, die - mцglichst theoretisch fundiert - von ihrer prinzipiellen Anlage her in der Lage sind, den Lernprozess optimal zu unterstützen. Es handelt sich dabei um grundsätzliche Orientierungen, um so genannte Unterrichtsprinzipien" [14, с. 56]. В данном контексте термин der Grundsatz сочетается со словосочетанием methodisches Handeln (методическое действие, поступок). Действие - это «элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели, не разлагаемой на более простые» [2, с. 57]. Поскольку действие понимается как элемент деятельности, и с термином Handeln сочетается прилагательное methodisches, то речь в данном контексте идет о методической деятельности.

Слоты первого уровня «дидактика» и «методика» распадаются на слоты второго порядка, представленные корпусами контекстов, в которых термин «принцип» конкретизируется как один из дидактических или методических принципов. Итак, со слотом первого уровня «дидактика» сочетаются слоты второго порядка «активность», «систематичность и последовательность».

Слот «активность» представлен корпусом контекстов, в которых термин

«принцип» понимается с точки зрения принципа активности. Принцип активности - это «дидактический принцип обучения, который предполагает напряжённость психических процессов обучаемого ..., что необходимо для понимания и порождения речи на изучаемом языке... Знания, умения и навыки формируются в процессе активной умственной работы учащихся, в основе которой лежит сочетание речевой деятельности и мышления» [2, с. 212]. В качестве примера может быть представлен следующий контекст: "Das Prinzip der Handlungsorientierung. Dieses Prinzip steht in direktem Zusammenhang mit dem vorangegangenem Prinzip, verweist aber stärker auf die allgemeindidaktische Perspektive des Sprachenlernens, die den handlungsorientierten Unterricht als ganzheitlichen und schüleraktiven Unterricht versteht. Im Zentrum steht hier die Ausrichtung auf die Person in einer holistischen Sichtweise" [16, с. 122]. В контексте термин das Prinzip сочетается с существительным die Handlungsorientiemng, что в переводе на русский язык дословно означает «ориентация на действие». Как уже было отмечено, действие понимается как элемент деятельности, а деятельность в свою очередь - это специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и человека [2, с. 59]. Таким образом, можно сказать, что под ориентацией на деятельность понимается направленность на активность, а именно, на активную деятельность субъектов учебного процесса.

Слот «систематичность и последовательность» репрезентирован набором контекстов, в которых термин «принцип» понимается как принцип систематичности и последовательности. Это «дидактический принцип, реализующийся в методике обучения иностранным языкам при выборе тематики, сообщении знаний, расположении языкового материала и развитии умений и навыков... от простого к сложному» [2, с. 216]. В качестве примера может быть представлен следующий контекст: "Das Prinzip des systematischen Übens. Sprachunterricht

ge^rt zu den Unterrichtsfdchern, in denen besonders viel gebbt werden muss. Die Übungen müssen systematisch und in zyklischer Progression eingesetzt werden, von vorbereitenden oder sprachlichen Übungen bis zu kommunikativen Sprachaktivitäten" [16, с. 122]. С термином das Prinzip используется словосочетание das systematische Üben (систематическая тренировка), т.е. речь в контексте идёт о принципе систематичности. Согласно контексту «упражнения должны вводиться систематически и в циклической прогрессии, от подготовительных или языковых упражнений к коммуникативным языковым действиям». Как известно, прогрессия - это математический термин, под которым понимается «ряд увеличивающихся или уменьшающихся чисел, в котором разность или отношение между соседними числами сохраняет постоянную величину» [10]. Прилагательное циклический образовано от существительного цикличность, которая в отношении методики преподавания иностранных языков предполагает «распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам» [2, с. 214]. Следовательно, циклическая прогрессия, согласно контексту, трактуется как ряд упражнений, распределённых по циклам с увеличивающейся степенью сложности, т.е. от языковых к речевым упражнениям (от простого к сложному), другими словами, последовательно.

Третий этап нашей работы, на котором осуществлялась интерпретация полученных данных и их описание, был по-свящён созданию так называемого продукта, а именно, курсовой работы. В данной фазе использовался такой приём, как эссе, при котором студенты имели возможность кратко изложить основные положения изучаемой темы, сформулировать выводы по проделанной работе и выразить свою точку зрения на тот или иной предмет исследования.

Итак, в ходе исследования было выявлено, что технология развития критического мышления через чтение и письмо, особенно в её модифицированном виде, то есть с применением такого приёма, как фреймовый анализ, оптимизирует и способствует успешному на-

о

О Ф т

К CÛ

S О

I- H

S I

m ф

п CT

го 5,

£ 13

¡15 5ю

О (О

х ^

ф >s I- о

g ц

M а!

го о

S S

^ /тт

с; го

X

го

J

^ s

о « m Щ о S

Ü

ф ч ? к

X 1

Ф и il d s

писанию курсовой работы. Фреймовый анализ, представляющий собой метод описания структуры понятия, возможен после построения фрейма. Развитие критического мышления играет большую роль в формировании универсаль-

ных умений по обработке информации, а именно анализа поступающей информации, оценивания её с точки зрения достоверности и использования для решения повседневных и профессиональных задач.

го

са ф

н го

ч ф

о го со

О

СО

о с с

S

с;

s <

<

Библиографический список

1. Абдрафикова, А.Р. Некоторые следствия применения стратегий развития критического мышления на уроках английского языка [Текст] / А.Р. Абдрафикова, Е.Ю. Ещенко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 8. - С. 9-15.

2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика преподавания языков) [Текст] / Э.Г Азимов, А.Н. Щукин. - М.: ИКАР, 2009. - 488 с.

3. Белякова, Е.А. Развитие критического мышления у студентов педагогического вуза при работе с аудиотекстом на занятиях по иностранному языку [Текст] / Е.А. Белякова // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 3. - Том II. - С. 127-130.

4. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке [Текст]: пособие для учителей об-щеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.

5. Заир-Бек, С.И. Проект «Развитие критического мышления для высшего образования» в России [Текст] / С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, В.В. Марико // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2007. - № 6. - С. 11-21.

6. Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя [Текст] / И.В. Муштавинская. - СПб.: KAPO, 2013. - 144 с.

7. Никонова, Ж.В. Фреймовый анализ как метод лингвистического описания вербальных структур [Текст] / Ж.В. Никонова // Вестник Тамбовского университета. - 2007. - № 6(50). - С. 229-234.

8. Позднякова, Г.А. Технология развития критического мышления на занятиях по иностранному языку у студентов вуза [Текст] / Г.А. Позднякова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2015. - Т. 17. - № 1(4). - С. 850-853.

9. Стил, Дж. Основы критического мышления: междисциплинарная программа: пособие 1 [Текст] / сост. Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. - М.: Изд-во Ин-та «Открытое Общество», 1997. - 235 с.

10. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

11. Федотовская, Е.И. Методика развития критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах [Текст]: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Е.И. Федотовская. - М., 2005. - 24 с.

12. Филлмор, Ч. Фреймы и семантика понимания [Текст] / Ч. Филлмор // Новое в зарубежной лингвистике / пер. с англ. Л.Н. Баранова. - М.: Прогресс. 1988. - Вып. 23. - С. 52-92.

13. Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст] / Д. Халперн. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

14. Baumgartner P. Unterrichtsmethoden als Handlungsmuster: Vorarbeiten zu einer didaktischen Taxonomie für E-Learning. DeLFI: 4. e-Learning Fachtagung Informatik. Proceedings. Krems: Donau-Uni-versitat Krems, 2006. P. 51-62.

15. Klein R., Reutter G. Die Lernberatungskonzeption. Grundlagen und Praxis. 2. unve^nderte Auflage. Gottingen: Institut für angewandte Kulturforschung, 2011. P. 257.

16. Janikova V. Aktuelle Trends in der Ausbildung der Fremdsprachenlehrer und - lehrerinen. Lehrer/- innenbildung in Europa. Wien: LIT VERLAG & Co.KG, 2008. P. 119-126.

References

1. Abdrafikova A.R., Eshhenko E.Ju. Some consequences of application of strategies of development for critical thinking at English lessons. Herald of Cheliabinsk State Pedagogical University, 2016. № 8. Р. 9-15. [in Russian].

2. Azimov Je.G., Shhukin A.N. New dictionary of methodical terms and concepts (theory and practice of teaching languages). Moscow: I KAR, 2009. P. 488. [in Russian].

3. Beliakova E.A. Development of critical thinking in students of pedagogical higher education institution during the work with the audiotext on classes in a foreign language. Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik, 2014. № 3. vol. II. P. 127-130. [in Russian].

4. Zair-Bek S.I., Mushtavinskaja I.V. Development of critical thinking at a lesson. Moscow: Prosvesh-cheniye, 2011. P. 223. [in Russian].

5. Zair-Bek S.I., Zagashev I.O., Mariko V.V. The "Development of Critical Thinking for the Higher Education" project in Russia. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo, 2007. № 6. P. 11-21. [in Russian].

6. Mushtavinskaya I.V. Technology of development of critical thinking at a lesson and in system of training of the teacher. St. Petersburg: KARO, 2013. P. 144. [in Russian].

7. Nikonova Zh.V. Frame analysis as method of the linguistic description of verbal structures. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: gumanitarnye nauki, 2007. № 6 (50). P. 229-234. [in Russian].

8. Pozdniakova G.A. Critical thinking development in the process of learning a foreign language at the university. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossiiskoi akademii nauk, 2015, vol. 17. № 1(4). P. 850-853. [in Russian].

9. Stil Dzh., Meredit K., Templ Ch., Uolter S. Bases of critical thinking: cross-disciplinary program. Moscow: Open Society Institute, 1997. P. 235. [in Russian].

10. TSRY - Tolkovyi slovar russkogo yazyka [Explanatory dictionary of Russian]. Ed. By S. I. Ozhegov, N. Yu. Shvedova. Moscow, Az" , 1999. P. 944. [in Russian].

11. Fedotovskaia E.I. Technique of development of critical thinking as important factor of formation of foreign-language communicative competence of specialized higher education institutions. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Philology). Moscow, 2005. P. 24. [in Russian].

12. Fillmor Ch. Frames and semantics of understanding. Novoe v zarubezhnoi lingvistike Moscow: Progress., 1988. № 23. P. 52-92. [in Russian].

13. Halpern D. Psychology of critical thinking St. Petersburg, Piter, 2000. P. 512. [in Russian].

14. Baumgartner P. Unterrichtsmethoden als Handlungsmuster: Vorarbeiten zu einer didaktischen Taxonomie für E-Learning. DeLFI: 4. e-Learning Fachtagung Informatik. Proceedings. Krems: Donau-Universität Krems, 2006. P. 51-62.

15. Klein R., Reutter G. Die Lernberatungskonzeption. Grundlagen und Praxis. 2. unverdnderte Auflage. Göttingen: Institut für angewandte Kulturforschung, 2011. P. 257.

16. Janikova V. Aktuelle Trends in der Ausbildung der Fremdsprachenlehrer und - lehrerinen. Lehrer/innenbildung in Europa. Wien: LIT VERLAG & Co.KG, 2008. P. 119-126.

Сведения об авторах: филиппова Анастасия Анатольевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат филологических наук, доцент кафедры лингводидактики, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, Российская Федерация. E-mail: filippovasmvfl@list.ru

Мишланова Светлана леонидовна,

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой лингводидактики, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь, Российская Федерация. E-mail: mishlanovas@mail.ru

Information about the authors: Filippova Anastasia Anatolevna,

Candidate of Sciences (Philology),

Associate Professor,

Department of Linguistics,

Perm State National Research University,

Perm, Russia.

E-mail: filippovasmvfl@list.ru

Mishlanova Svetlana Leonidovna,

Doctor of Sciences (Philology), Academic Title of Professor, Professor, Department of Linguistics, Perm State National Research University, Perm, Russia.

E-mail: mishlanovas@mail.ru

о

О

a) т

CL

к m s о

I- IS I

Cû CD

S315

.0

о О

О (О

х .Г

О) >s I- о

X 5

го ¡5

* 5

s *

S3

го о

« 5

го

° s

m Щ о S

J

-8* ф ч к

X

ф

X

ф

X

ф

с; 3

С S

Заседателева Марина Геннадьевна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-таИ: zassedateleva@mail.ru

Zasedateleva Marina Gennadevna,

Candidate of Sciences (Philology), Associate Professor, Department of German language and German language teaching methodology,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: zassedateleva@mail.ru

УДК 796(07):796.93 ББК 75.15:75.719.5

И.Ф. Черкасов, С.А. Ярушин, А.В. Азанов

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ АЧЕРИ-БИАТЛОНИСТОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД В УСЛОВИЯХ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА

Ачери-биатлон приобретает все большую популярность как развивающийся вид спорта в регионах России. Представляет собой комбинированное сочетание лыжных гонок и стрельбы из лука, поэтому одним из ключевых моментов успешного выступления ачери-биатлонистов в соревнованиях является эффективная многофункциональная подготовка спортсмена, которая позволит справиться организму с высокими физическими нагрузками. В статье описана методика специальной подготовки ачери-биатлонистов в подготовительный период, которая направлена на повышение тренированности спортсменов.

Ключевые слова: ачери-биатлон, подготовительный период, объем циклических нагрузок, интенсивность.

I.F. Cherkasov, S.A. Yhrushin, A.V. Azanov

METHODOLOGICAL SPECIFICS OF TRAINING ARCHERY BIATHLINISTS DURING PREPARATORY PERIOD IN THE uRAL REGION

Archery biathlon is getting popular as a developing sport in Russia's regions. It is a combination of skiing and archery, so a key point of successful performance of archery biathlonists in competitions is effective multi-functional training of athletes to provide organism capacity for meeting high physical loads. Methodology of special training of archery biathlonists during the preparation period focused on higher training level is described.

Key words: archery-biathlon, preparatory period, amount of cyclic loads, intensity.

Ачери-биатлон в России начал развиваться с 1997 года. Родоначальником этого вида спорта считаются тренеры-новаторы по биатлону московских спортивных школ. В это же время началась подготовка ачери-биатлонистов и в регионах России. С 2001 года в Челябинской области на базе СДЮСШОР № 1 по лыж-

ным гонкам г. Златоуста открылось отделение по ачери-биатлону под руководством старшего тренера С.В. Мухина. За основу подготовки, как в подготовительный период, так и в соревновательный был взят план подготовки биатлонистов, но с учетом, специфики региона. Успехи выступления спортсменов Челябинской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.